К формированиям службы медицины катастроф относятся:
— бригады скорой медицинской помощи для оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе в очаге катастрофы;
— врачебно-сестринские и доврачебные бригады, созданные на базе лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения для усиления службы скорой помощи на догоспитальном этапе в очаге катастрофы;
— медицинские отряды, созданные на базах городских и районных больниц для оказания первой врачебной помощи на догоспитальном этапе;
— специализированные медицинские бригады постоянной готовности и бригады экстренной специализированной помощи, входящие в состав центров медицины катастроф для усиления медицинских учреждений, обеспечивающих оказание квалифицированной и специализированной помощи пораженным;
— автономные выездные медицинские госпитали, создаваемые на базах Всероссийского и региональных центров медицины катастроф для оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге катастрофы или в непосредственной близости.
Для обеспечения санитарно-противоэпидемических мероприятий и санитарно-противоэпидемического надзора в очаге катастрофы на базах НИИ и Центров Госсанэпиднадзора формируются санитарно-эпидемиологические отряды и бригады, противоэпидемические бригады, специализированные противоэпидемические бригады и группы эпидемиологической разведки.
Территориальные службы медицины катастроф имеют в своем распоряжении для быстрого выдвижения в очаг катастрофы санитарную авиацию, подвижные комплексы на базе автомобильного шасси, специальные аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы на базе вертолета МИ-17 MB.
|
Основные принципы деятельности службы медицины катастроф
Принцип государственности и приоритетности. Обеспечивается постановлениями правительства России и организацией единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приоритетностью концепции спасения и защиты населения, отнесение службы медицины катастроф к государственной службе.
Службе медицины катастроф предоставлены всеми представительными и исполнительными государственными структурами максимально благоприятные условия для оказания экстренной медицинской помощи при возникновении чрезвычайной ситуации. Государством гарантированы спасение и защита населения:
— проведение поисково-спасательных работ в очаге катастрофы, оказание первой помощи пораженным, вынос их на временные пункты сбора силами быстрого реагирования, ведение разведки, оцепление очага;
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
ВВЕДЕНИЕ
— развертывание временных пунктов сбора с обеспечением их обогревом, питьевой водой и подготовка путей эвакуации;
— усиление бригад скорой помощи врачебно-сестрински-ми и доврачебными бригадами, обеспечение транспортом, приспособленным для эвакуации пораженных, выделение по-грузочно-разгрузочных команд в помощь медицинским работникам, организация сопровождения автотранспорта с пораженными сотрудниками ДПС;
— организация забора крови от доноров;
— развертывание в лечебных учреждениях пунктов для проведения полной санитарной обработки пораженных, дезактивации, дегазации и дезинфекции обуви, одежды, автотранспорта;
|
— выделение общественных зданий для создания инфекционных стационаров и отделений обсервации;
— дополнительное снабжение лечебных учреждений, ведущих прием пораженных продуктами, медикаментами, оборудованием и т. д.;
— выделение транспорта для эвакуации из района катастрофы стационарных больных, детей и сопровождающего медицинского персонала.
Территориальный и региональный принцип. Обеспечивает выделение федеральной, региональной и территориальной службы медицины катастроф. На всех уровнях учитываются местные возможности лечебных учреждений, прогнозы общей и медицинской обстановки, сейсмо- и геологические данные и другие факторы, влияющие на возможность ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.
Принцип сочетания централизованного и децентрализованного управления службой медицины катастроф. Централизация управления обеспечивается информационно-управляющей автоматизированной системой Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», взаимосвя занной с единым диспетчерским центром МЧС России. Она обеспечивает передачу управленческих решений и информации на все уровни, принимающие участие в спасении, защите населения и организации экстренной медицинской помощи.
Децентрализация управления предусматривает возможность принятия решений комиссиями по чрезвычайным ситу-
ациям на местах, руководствуясь сложившейся конкретной обстановкой и самостоятельного выполнения отдельных задач по ликвидации медицинских последствий.
|
Принцип двухэтапности оказания экстренной медицинской помощи пораженным. На первом этапе проводятся поисково-спасательные работы, ведение разведки, розыск и извлечение (деблокирование) пораженных и пострадавших, оказаниеим первой медицинской помощи, как правило, немедицинским персоналом. На временном пункте сбора или в развернутом медицинском отряде проводится медицинская сортировка и оказание первой врачебной помощи по жизненным показаниям с организацией эвакуации по назначению на второй этап.
На втором этапе медицинской эвакуации в медицинских учреждениях, расположенных вне очага катастрофы, осуществляется прием по тока пораженных и оказание им квалифицированной и специализированной врачебной помощи с последующим лечением до исхода.
Принцип обязательного проведения медицинской сортировки пораженных. Медицинская сортировка является одним из важнейших принципов, обеспечивающих наиболее эффективное оказание помощи при массовом поступлении пораженных и дефиците медицинских сил. Используется опыт проведения медицинской сортировки в условиях военного времени и практики военно-полевой хирургии.
Принцип эшелонирования и маневрирования силами и средствами службы медицины катастроф. Эшелонирование сил и средств медицины катастроф предполагает комплекс организационных мероприятий по распределению по единому плану задач между различными уровнями служб в целом по стране, обеспечивающий адекватное реагирование на возникновение любых масштабов медицинских потерь при чрезвычайной ситуации в любом регионе. Эшелонирование предполагает распределение сил и средств по всем звеньям территориальной, региональной и Всероссийской служб медицины катастроф.
Маневрирование — это создание группировки, имеющихся на раз личных уровнях сил и средств, для ликвидации медицинских послед ствий чрезвычайной ситуации.
Принцип взаимодействия. Этот принцип предусматривает разработанную систему взаимодействия между службой меди-
МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
ВВЕДЕНИЕ
цины катастроф и силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней — МО России, МВД России, Государственный комитет санитарно-эпидемичес кого надзора, органы медицинского снабжения, «Фармация» и пр.
Принцип своевременности, непрерывности и эффективности оказания помощи. Этот принцип направлен на спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пораженных, сокращению инвалидизации и летальности от полученных травм. Соблюдение этого принципа подразумевает оптимальные сроки проведения спасательных работ и оказания медицинской помощи, постоянную готовность службы медицины катастроф, ее мобильность, надежность системы связи и оповещения, применение современных технологий, высокий профессионализм медицинских работников.
Принцип универсальности. Служба медицины катастроф предназначена для оказания всех видов медицинской помощи, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий любых чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Принцип заблаговременной подготовки населения к действиям и оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Принцип материальной заинтересованности и правовой защищенности медицинских работников и других специалистов службы медицины катастроф.