Почему большинству людей бывает очень трудно повысить эмоциональное состояние собеседника, находящегося «в миноре»? Почему учитель в своей повседневной работе чаще подавляет, чем вдохновляет детей?
Опишите свои ощущения от общения с человеком, в облике которого читаются разные варианты мобилизации и веса.
Заполните таблицу «Мой педагогический имидж».
Таблица 12 Мой педагогический имидж
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 83
Процесс педагогического общения начинается задолго до прихода учителя в класс. Педагог наряду с конструированием процесса воплощения педагогического замысла должен сконструировать предстоящий процесс общения. Для этого можно воспользоваться моделью К. С. Станиславского (см. об этом, а также о «словесных действиях» подробнее в [21]):
* первая стадия — момент входа артиста (в нашем случае — учи
теля) в комнату, рассматривание всех присутствующих, ориенти
рование в окружающих условиях и выбор объекта;
«вторая стадия — момент подхода к объекту, привлечение на себя его внимания с помощью действий, резко бросающихся в глаза того, с кем хочешь общаться, с помощью неожиданных интонаций и т. д.;
» третья стадия — момент зондирования души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и «видений» субъекта;
* четвертая стадия — момент передачи своих «видений» объекту
с помощью лучеиспускания (микромимики) — голоса, слов. Ин
тонация, желание и попытка заставить объект не только услы
шать, понять, но и увидеть внутренним зрением;
» пятая стадия — момент отклика объекта. Ответьте на вопросы.
|
1. Как вы понимаете выделенные выражения К. С. Станиславского?
2. Встречалось ли вам нечто подобное в вашей педагогической
практике?
Словесный компонент педагогического общения: «словесные действия»
В педагогическом общении как в одной из сторон педагогической деятельности слово важно не только само по себе (как носитель смысла), но и как инструмент действия на воспитанника. Когда учитель действует словом, то направленность этого действия обычно ограничена теми или иными сторонами психики ребенка. Важно, что и учитель, и тем более воспитанник направленность словесных воздействий не осознают, их внимание сосредоточено на смысле высказываний. Но если в повседневно-бытовом общении редко бывает, чтобы человек, воздействуя на другого словами, отдавал себе отчет в том, что я, мол, сейчас буду воздействовать на волю или на воображение, — то
Основы педагогической деятельности
в педагогическом общении такая сознательная постановка задач делается иногда необходимой.
Существует 11 простых (однонаправленных) словесных воздействий (табл. 13).
Таблица 13 Простые словесные воздействия
І I
'<?
І
Хотя узкое воздействие на каждый из указанных «отделов психики» встречается редко, знание «чистых» словесных действий позволяет комбинировать их, составлять и понимать более сложные обращения.
Воздействие на внимание. Мысль, воля, чувство, воображение и память могут работать лишь после того, как включилось внимание. Словесное действие звать — самое простое, требующее минимального количества слов, его цель — привлечь к себе внимание партнера по общению, и только. В обыденном учительском сознании содержание термина «внимание» расширяется — в него включается то интерес учащихся, то их сознание в целом. На уроках то и дело звучат призывы «быть внимательным», а если педагог попадает в ситуацию, когда ученики не склонны уделять ему свое внимание, он повышает голос, стучит по столу ручкой, встает и т. д. Но вместо того, чтобы непрерывно звать учеников, можно применить какое-либо другое словесное действие, тем более что перечисленные традиционные способы «звать» могут не оказать должного воздействия (или оно окажется слишком кратковременным).
|
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 85
Воздействие на мышление.В процессе общения, воздействующего на мышление, взаимодействуют две противоположные установки. Говорящий обычно полагается на свою логику и аргументацию, тогда как слушающий гораздо большее значение придает особой терпеливо-растолковывающей интонации, которая помогает непонятному «проясниться». Учитель, про которого говорят, что он «хорошо объясняет», владеет не столько доходчивой логикой, сколько именно этой доходчивой интонацией.
Действие объяснять нацелено на упорядочение информации в сознании собеседника. Действие отделываться использует упорядочение информации в качестве средства, а его скрытая цель — избавиться от нежелательных притязаний собеседника. Во время «объяснения материала» в общении учителя часто смешиваются оба эти действия: педагог объясняет, излагая информацию, но, реагируя на вопросы учеников и их просьбы что-то «разъяснить», уточнить, — нередко использует противоположное действие «отделываться». Такой контекст обижает и нервирует ученика, поскольку его установка по отеюшєнию к учителю, как правило, типична: «Учусь я сам, а учитель — это тот, кто объясняет, когда мне что-то непонятно». Обычно учитель начинает «отделываться» в двух случаях:
|
» когда не в состоянии объяснить ту или иную тему;
4 когда у учителя отсутствует эмпатия (чистый способ словесного воздействия «отделываться» предполагает, что говорящий не ощущает или не признает единства своих интересов с интересами собеседника).
Но в педагогическом процессе иногда уместно и «отделываться» — например, от активности учеников, играющих роли «подлиз» и «ябед».
Воздействия на память: узнавать— извлекать что-то из памяти собеседника, задавая вопросы, вызывая ассоциации и т. д.; утверждать — закладывать что-либо в память собеседника.
Для педагога важно умение в любых ситуациях задавать «чистый вопрос», нацеленный только на «узнавание» — «чистый» от распространенных оттенков утверждения, отделывания, угрозы и др. В «чистом» случае вопрос предоставляет ребенку такую свободу, в которой ничто не подталкивает его к ожидаемому ответу, не намекает на то, следует ли сказать «да» или «нет», выбрать тот или иной вариант ответа. На практике почти всегда ребенок неосознанно ждет такой подсказки — хотя бы по выражению лица учителя! Это действует его потребность в безопасности (без «гарантии» намека ответ давать страшно), но отнюдь не способствует воспитанию умения
Основы педагогической деятельности
І.
I
і И
ш.
самостоятельно делать выбор и принимать решения. Такой же «чистый вопрос» педагог должен уметь задавать в ситуациях проявления эмпатии к ребенку (помните: «Тебя что-то беспокоит?»). Такой «чистый вопрос» читается ребенком как показатель искреннего интереса педагога к нему.
Особенностью словесного действия «утверждать» является своеобразная демонстрация знаний, основанная на собственной уверенности в том, что излагаемые знания являются значимыми, актуальными и т. д. Учителя естественно-математических дисциплин «утверждают» заметно чаще, чем учителя-гуманитарии. И вообще, учителя «утверждают» чаще, чем представители любой другой из профессий (военные чаще «приказывают», врачи «ободряют» и т. д.). Это объясняется не столько профессиональными деформациями педагога (о некоторых из них будет речь далее), сколько действием установки: изначально профессию педагога человек избирает именно потому, что ему нравится «утверждать». Но часто диалог двух учителей не складывается именно потому, что оба собеседника «утверждают»: один — одно, а другой — другое.
Воздействие на чувства:с целью вызвать негативные чувства — упрекать; с целью активизировать позитивные чувства — ободрять. Говоря языком психологии, эти воздействия нацелены на изменение эмоционального самочувствия*учеников.
О важности разностороннего воспитания чувств писал великий педагог XX века Я. Корчак: «Мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только отстаивать правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать». Обращаем особое внимание на роль воспитания отрицательных эмоций. Они — источник внутренней энергии, помощник в преодолении трудностей. Отрицательные эмоции способствуют целенаправленной деятельности. Одним словом, их не следует везде и всюду избегать. Но следует помнить, что они не должны быть длительными, и общий фон жизни ребенка следует всегда сохранять мажорным.
Умеренное использование воздействия «ободрять» украшает речь учителя, создает позитивную эмоциональную окраску урока. Оно особенно необходимо в ситуациях, когда ученики решают трудную задачу, или перед контрольной работой. Практика показывает, что своевременная, компактная ободряющая установка перед контрольной всегда повышает ее результат.
Воздействия на воображениесвязаны с предоставлением собеседнику времени на то, чтобы он мысленно дорисовал, «довообразил»
Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 87
сообщенные сведения. С этим связаны паузы, недоговоренности — воздействующий как бы интригует слушателя. (О педагогическом приеме «интрига» см. в гл. 3.)
Действие удивлять читается не только в содержании речи, но и в «возвратном» движении головы после ее движения вперед на ударном слове, в прямом, открытом взгляде, в ожидании эффекта от сообщения (здесь обязательна «артистическая пауза»). Действие «удивлять» используется учителем, который уверен, что сообщаемая им информация для учеников приятна и, может быть, долгожданна. «Итак... (пауза). Сегодня на нашем уроке... (пауза). Химические свойства самого неожиданного вещества... (пауза, чуть длиннее предыдущих)...воды! (демонстрация химического стакана с обыкновенной водой)». После такой подачи класс готов аплодировать: дети и подростки любят такой праздничный, концертный, мажорный стиль. Знания, выдаваемые с помощью словесного действия «удивлять», становятся для учеников подарком, запоминаются на всю жизнь. Часто учителей, виртуозно владеющих действием «удивлять», называют артистическими натурами. Некоторые из таких педагогов ведут картотеки неожиданных фактов, не оставляя ни одного урока без «маленького удивления». Другие регулярно черпают из средств массовой информации удивительные, необычные новости, связанные с изучаемым предметом, и начинают с них свой очередной урок. Подобная работа с содержанием материала, требуя некоторых затрат, всегда окупается.
Действие предупреждать сопровождается прищуренным, косым взглядом, настороженностью. Предупреждение, высказанное в «тяжелом» весе, воспринимается как угроза, в «легком» весе — как озорство или кокетство.
Воздействие на волюстремится к скорейшему изменению поведения собеседника. Действие приказывать выражается в повелительной форме глагола и высказывается в пристройке «сверху». Действие просить выражается в той же форме, но с присоединением вежливого «пожалуйста», а главное — в пристройке «наравне» (в пристройке «снизу» просьба превращается в мольбу). В ситуации приказа тело высокостатусно-неподвижно; в ситуации просьбы меняется поза, в ней читается готовность получить желаемое: протянутая рука, открытая ладонь, полные ожидания глаза. Оттенок «просьбы» более убедителен в большинстве случаев не только потому, что подчеркивает достоинство обоих собеседников, но и потому, что вызывает впечатление действительной нужности того, о чем просят.
Основы педагогической деятельности
Низкоэмпатичный учитель преимущественно прибегает к приказам, поскольку исходит из определенной установки: «Понимание в принципе невозможно, поэтому в совместной работе можно только приказывать или повиноваться». Но приказ, как правило, вызывает у ребенка подсознательное, а иногда и сознательное желание сделать наоборот. И все же умение пользоваться этим действием педагогу совершенно необходимо. Самая типичная ошибка — смешивать в приказании воздействие на волю с другими воздействиями. «Чистый приказ» не оскорбителен. А вот его сочетание с оттенком «предупреждать» уже воспринимается как угроза, с оттенком «объяснять» — как препротивное вдалбливание.
Все перечисленные случаи словесного воздействия имеют общее свойство: смысл произносимой фразы может резко расходиться со смыслом бессознательно преследуемой цели (т. е. направленности действия). Нередко правильное определение способа словесного воздействия раскрывает, чего же именно добивается человек помимо своих слов или даже вопреки им.
Речь учителя становится интереснее, когда смысл слов умышленно не соответствует типу словесного действия. Например, учитель приказывает фразой: «Таня, сейчас ты мне очень нравишься!» Просит: «Я поставлю вам тройку?..» Узнает: «Вы откроете тетради, чтобы я проверила?»
Установки каждого человека, в т. ч. и ученика, влияют на привычное предпочтение одних словесных действий другим. Наверняка вам знакома и девочка, которая всех и всегда упрекает, и мальчик, который очень любит всех удивлять (или наоборот?). Чем шире гамма словесных воздействий, используемых педагогом, — тем больше возможностей у таких «односторонне развитых» детей увидеть или заново открыть возможную вариативность своей речи, о чем многие и не подозревают, скованные когда-то скопированным шаблоном.
«Будете списывать завтра на контрольной — шпаргалки отбе ру, и двоек не миновать!» Произнесите эту фразу, используя различные словесные действия:
» вы хотите избежать этого и предупреждаете детей;
» вы абсолютно уверены, что так оно и будет, и утверждаете это;
» вы всегда разрешали ученикам этого класса пользоваться подручным материалом, но на контрольную к вам придет завуч, и вы, чтобы не акцентировать неприятную сторону этого факта, просто удивляете их;
[лава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 89
» вы объясняете это новым ученикам, которые пока что не знают, что у вас, в отличие от других учителей, «списать невозможно»;
» вы упрекаете Иванова, Петрова и Сидорова, которые даже накануне контрольной работы веду г переписку.
Более сложное упражнение из этой серии («упражнение А. С. Макаренко»): произнесите фразу «поди сюда» всеми возможными способами. В нашем случае таких способов 11, а А. С. Макаренко говорил о 26. Чтобы «добрать» дополнительно 15 способов, сочетайте различные типы словесных действий друг с другом и с различными вариантами бессловесных действий, например: «удивлять» можно в весе «с достоинством», а можно в «тяжелом весе».
Групповое упражнение-игра «Угол зрения».
Играют 3-4 человека, каждый из которых вытянул билет с указанием одного из 11 словесных воздействий и теперь может пользоваться только одним из них — тем, название которого написано в билете. Начинается беседа на свободную тему От участников требуется держаться единственного заданного действия, куда бы ни повернула беседа и что бы ни происходило вокруг. Для этого им нужно воспринимать окружающую ситуацию всегда под одним углом зрения. Тогда в любом поведении партнеров они увидят предлог для упреков, для ободрений, для удивлений и т. д. Заданный угол зрения как бы определяет логику их поведения.
«Татьяна (всегда узнающая — Светлане):
—Ты сегодня позвонишь Ивановой?
Андрей (всеща упрекающий — Татьяне):
—Что ты пристала к ней. Она уже устала.
Светлана (всегда приказывающая — Андрею):
—Отойди от нас.
Андрей (всегда упрекающий — Светлане):
— Ты говоришь это мне?
Светлана (всегда приказывающая — Татьяне):
— Повтори.
Татьяна (всегда узнающая — Андрею):
— Ты не отойдешь от нас?»