Интеллектуальные установки 5 глава




Рассмотрим важнейшие принципы речевого педагогического обще­ния, особенно важные в процессе монологической речи (этап урока «изложение нового материала»). 1. Акцентируйте тоном, высотой голоса важное (важные слова, сло­восочетания, обороты). 2 Меняйте тон голоса: то повышайте, то понижайте его. 3. Меняйте-темп речи (быстро не очень важное, медленно — важные слова). 4. Делайте паузу до и после важных мыслей.   Основы педагогической деятельности   •//£   Умелое интонирование и своевременные паузы способствуют тому, что усвоение информации происходит на 10-15 % лучше. Обусловлено это, в частности, тем, что придание слову или фразе определенной го­лосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих опреде­ленные ассоциации — воспоминания, которые «прокручиваются» во время пауз. 5. Делайте компактные «выбросы информации», которые могут быть в виде: интересных цифр и фактов, привлекательных мыслей и аргументов, а также периодической интерпретации ранее сказанно­ го, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи. 6. Эстетично используйте литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художе­ ственной выразительностью речи. Независимо от того, какой предмет вы ведете, полезно знать классическую и современную художествен­ ную литературу, народные пословицы и поговорки. В одном из исследований была выявлена закономерная взаимосвязь между авторитетностью учителя и тем, насколько часто в их речи на уроке употребляются высказывания с функцией контакта и с поэти­ческой функцией (т. е. не несущие прямой содержательной информа­ции). Оказалось, эти «несущественные» высказывания встречаются в два раза чаще у учителей авторитетных, уважаемых, чем у малоавто­ритетных. Совершенствуя технику монологической речи, на первом этапе надо свести к минимуму работу мысли над содержанием в момент выступления. Чтобы высвободить внимание для аудитории, текст нужно выучить наизусть и повторить 5-7 раз. В дальнейшем впол­не можно ограничиться конспектами, в которые желательно запи­сывать: » первую фразу (две-три фразы); » концовку (две-три фразы); » наиболее ответственные, «ударные» формулировки; » цитаты; » числовые данные, трудные имена собственные и т. д. Большое значение в работе над собственной речью играет ее очист­ка от типичных ее недостатков, в той или иной мере свойственных каждому человеку. К числу таковых относятся: * эгоцентризм (привычка переводить разговор на себя и на свои дела, высказывать не к месту свое отношение к обсуждаемому вопросу, вместо того чтобы говорить о сути дела; самоуглублен­ность в свои успехи и неудачи);   Глава 2. Ступень педагогического общения   » банальность (изложение хорошо известных или очевидных ве­щей); » низкая эмоциональность (монотонность; равнодушие к собесед­никам, угрюмость); » льстивость (показное дружелюбие, панибратство, неоправдан­ное сокращение дистанции с деловой до интимно-личной); * отвлеченность (уход от основной темы).

Согласно легенде, знаменитый мореход Синдбад во время од­ного из своих путешествий, стремясь избежать мести со сто­роны жестокого капитана пиратов, крикнул: «Морской Змей!» Этим ему удалось отвлечь внимание пиратов и спастись.

На подобном же принципе основана и наша акция, известная под условным названием «Морской Змей».

В начале урока мы забрасываем приманку в виде Морского Змея и наблю­даем. Если гог клюнег на приманку, это означает, что он относится к чис­лу дрейфующих гогов. Такой гог охотно отклоняется от курса, подчи­няется течению и с радостью вместе с нами преследует Морского Змея. То, насколько ценным является для нас подобный тип гогов, не требу­ет объяснений. А именно к таким гогам относится Алкивиад.

Проанализируйте слова польского гимназиста — героя повести Э. Низюрского [54, с. 98].

Дайте по возможности развернутую характеристику учителю, фигурирующему в следующем «протоколе». Выделите основ­ные ошибки учителя (не только «технические», но и «прин­ципиальные»).

«...Арифметику не знаешь. Сократи. (Реплика с места: "Вы же сказали, можно не сокращать!") Пиши! (Мальчик озлобленно: "Чего — пиши?!" В классе смех.) Какие единицы? Кто пойдет напишет? (Классу.) Шува­лов, к доске. Разговоры! Смотрите сюда... Смотри! (Шувалову.) Иди! (Ему же. В смысле: "Садись на место".) Очень слабо! В следующий раз поставлю два. Следующая задача. Сейчас будете решать самостоятель­но. (Кто-то из девочек спрашивает: "А кто первый кончит?" Учительни­ца, не обращая внимания на реплику, пишет на доске условие задачи.) Делайте! Я посмотрю... Покажи, чем ты сегодня занимался? Так, хоро­шо. Ты что? Не хочешь учиться? Не делал эту задачу? (К другому уче­нику. "Какую?" — отвечает тот грубо.) Вот эту! Вторую... Не хочешь в восьмой класс переходить?! В шахматы играешь! (Идет вдоль рядов.) Вот, Хабалин, я тебя считала хорошим учеником, а ты опять... Что, пере­вела? Перевела граммы в килограммы?.. Вот пойдешь в магазин, там тебе...» [61].

Задание к тому же тексту: используя диалектическое мышление, выделите положительные моменты в общении учителя.

 

Основы педагогической деятельности

 

Самоанализ: понятийный метод. Заполните таблицу.

Таблица 10 Самоанализ понятий — 2

 

 

I II

 

I

 

Эмпатия

Еще один важнейший принцип педагогического общения — ува­жение чужого мнения. То есть — мнения ученика. Учитель, как пра­вило, убежден, что его мнение безусловно и единственно правильное, особенно в оценке детей и их качеств. Игнорирование им мнений учеников, их взглядов — дело довольно частое. Но практика пока­зывает парадоксальную вещь: в большинстве случаев учительские ожидания и предсказания в отношении детей не совпадают с действи­тельностью. Это объясняется тем, что у значительной части педа­гогов не развито важнейшее профессионально значимое личностное качество, совершенно необходимое в процессе педагогического обще­ния. Это эмпатия— способность понимать и чувствовать другого человека. Работа над развитием в себе эмпатии требует высокой вни­мательности и серьезной работы души и ума; и главное, что здесь не­обходимо, — научиться слушать и слышать ребенка. В этом — залог того, что вы будете его понимать. Вспомним, как один из героев фильма о школе «Доживем до понедельника» в сочинении на за­данную тему написал: «Счастье — это когда тебя понимают». Между

 

Глава 2 Ступень педагогического общения_____________ ________________ 73

этими короткими словами читается противопоставление школьному укладу: «А не когда тебе объясняют». Тот же корень читается и в сло­вах «интеллигент», «интеллигентный»: латинское «іпіеііщепз» озна­чает «понимающий».

Слово «эмпатия» произошло от греческого «раґіюз» — сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «ет», означаю­щим направление внутрь. Будем честными: высокоэмпатийный учи­тель действительно страдает значительно больше низкоэмпатийного, но именно в этом — фундаментальная особенность нашей профессии, ее счастье и несчастье. Правда, степень болезненности субъективного ощущения эмпатии может быть различна и зависит от ее типа: сопере­живание или сочувствие. Сопереживание — это переживание эмоции, сходной с эмоцией другого человека: он плачет, и мы плачем; у него болит зуб, и у нас, глядя на него, тоже начинают болеть зубы. Психо­логи утверждают, что эти проблемы неправильно разделенного несча­стья — расплата за наш эгоцентризм: сопереживание направлено на себя и эгоистично по своей природе. За ним следует реакция избега­ния, так как сопереживание отрицательных эмоций становится слиш­ком тягостным. А вот при сочувствии переживания субъекта и объек­та не тождественны. Сочувствие более рационально, оно нацелено не на то, чтобы «вместе пострадать», а на поиск реальной помощи друго­му человеку в решении его проблемы.

Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, но без потери ощущения «как будто». Это значит, что сохраняется способность вернуться в собственный мир переживаний. Если этот оттенок «как будто» исчезает, то вместо эмпатии возникает идентификация с эмоциональным состоянием другого, заражение его эмоцией и переживание ее в такой же степени по-настоящему. Дети склонны к идентификации больше, чем взрослые, поэтому на уроке они часто заражаются эмоциями учителя (в особенности ученики на­чальных классов). На этом основан педагогический прием, называе­мый заражением. Даже в классах среднего звена он иногда дает хоро­ший результат — скажем, при изучении не очень занимательной темы, когда само содержание материала не вызывает повышенного интереса, учителю приходится несколько искусственно демонстрировать свою увлеченность, заражая ею класс.

Эмпатия как педагогически значимое явление обладает следующи­ми особенностями.

1. Развитию эмпатийности как качеству личности мешают определен­ные установки: избегать лишних контактов, считать неуместным

 

 

І

ш

 

Основы педагогической деятельности

проявлять интерес к другим людям, спокойно относиться к пере­живаниям и проблемам других людей.

2 Если учитель, проявляя эмпатию к ребенку, проецирует на него свои собственные качества: недостатки, привычки, свой эмоцио­нальный опыт, установки, мифы, — эмпатия дает искаженную картину внутреннего мира ребенка Эмпатия — это отнюдь не то же самое, о чем говорят: «Поставь себя на его место». Это — иное" «Взгляни на вещи его глазами».

3. С возрастом способность к эмпатии снижается. Вероятно, это связано с развитием стереотипов, что будет рассмотрено в соот­ветствующей теме главы 3, и с ростом общей зашоренности со­знания. Практика показывает, что творческая, развивающаяся личность сохраняет высокий уровень эмпатийности на всем про­тяжении жизни.

Современное воспитание — это воспитание, практически лишенное эмпатии в отношениях с ребенком. Без эмпатии становится невозмож­ным эмоциональное воспитание (воспитание чувств). В результате воспитание сводится к познанию, и в результате ребенок с самого ран­него возраста приучается к рационализму, не получая ни одного урока жизни чувств, ни одного урока сердечности. Такой человек может мно­гого добиться в жизни, но, если не займется саморазвитием, навсегда останется человеком бесчувственным.

В большинстве случаев и в семье, и в школе «младшие» слышат от «старших» в качестве проявления внимания обращения, не содержа­щие никаких проявлений эмпатии:

» приказы, команды («Сейчас же перестань!», «Убери!», «Тишина!»); * предупреждения, предостережения, угрозы («В следующий раз будет двойка», «Если это еще раз повторится, я возьму ремень», «Не сделаешь — пеняй на себя»);

» замечания, критику, осуждение, обвинения, навешивание ярлы­ков («На что это похоже! Никуда не годится!», «Какой же ты все-таки грубиян!», «Хамишь!»);

» нравоучения самого примитивного характера, абстрактные при­зывы («Ты должен вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Не забывай, сколько мы на тебя денег тра­тим», «Возьми себя в руки!», «Не бери дурное в голову!»); » морализирование («Я думаю, тебе надо пойти к нему, попросить прощения, помириться и забыть обо всем, что произошло»);

 

Глава 2 Ступень педагогического общения

 

* нотации («Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки»,
«Сколько раз говорили — теплее одевайся!»);

» советы и наставления, обычно не соответствующие возрасту; го­товые «рецепты» решения проблемных ситуаций, опирающиеся на сомнительный жизненный опыт старших («Я в твои годы ни­когда позже девяти домой не возвращался»);

» напоминания («Не забывай вымыть руки — инфекцию подхва­тишь!»);

» выспрашивания, расследования («Нет, ты все-таки скажи мне!», «Почему опять двойка? Как это случилось?!», «Что ты все мол­чишь? Отвечай!»);

* догадки, интерпретации («Небось опять подрался!», «Просто так
ничего не бывает», «Я чувствую, что ты меня опять обманыва­
ешь», «Я тебя насквозь вижу!»);

* бездумное успокаивание, видимость сочувствия с целью отвязать­
ся от ребенка, не выглядя в его глазах бесчувственным («Ничего,
это пустяки», «Да брось, ерунда!»);

» отрицание чувства ребенка («Ерунда, это тебе только кажется!», «Не верю, что это тебя до сих пор беспокоит!»);

» уход от разговора («Отстань!»);

4 обзывания, высмеивание («Не будь лапшой!», «Посмотрите на этого великовозрастного "гения"!», «Ну просто дубина!»);

» похвалу, редко соотнесенную с деятельностью ребенка («Ты у меня самая красивая!», «Какая ты умница!»).

Все перечисленные варианты — проявления эгоизма и эгоцент­ризма старших, когда единственной ценностью «педагогического» общения становятся собственные интересы или упрощенно пони­маемый профессиональный долг воспитателя, а интересы ребенка не учитываются вовсе (или, еще хуже, считаются заведомо пороч­ными). Проявление эмпатии начинается с заинтересованности де­лами, настроением, трудностями и успехами другого человека. Обыч­но это простейший вопрос: «Тебя что-то беспокоит?» Этот вопрос может быть задан в такой или в другой словесной форме или выражен неявно — интонацией нейтрального высказывания, жестом, позой участия. Но именно такая постановка вопроса открывает для ребенка возможность открыто «излучать» эмоциональную волну, на которую предстоит настроиться воспитателю, на время как бы оказавшись от себя, от своих интересов, желаний и проблем, от своего привычного

 

Основы педагогической деятельности

 

видения мира, т. е. — отказавшись от привычной для подавляющего большинства людей эгоцентрической позиции. В эгоцентрической по­зиции эмпатия или становится совсем невозможной, или вместо про­дуктивного сочувствия превращается в бесплодное сопереживание.

В исследованиях, проведенных среди детей, установлено: восстановле­ние прерванных эмоциональных контактов определенного взрослого с ребенком возможно в среднем не более четырех раз, после чего ребе­нок перестает стремиться к ним. Таким образом, в общении с педагогом, не обладающем змпатийностью, привычно равнодушным, ребенок бес­сознательно начинает испытывать чувство отторжения, «не слышит» учителя.

А вот в исследованиях, проведенных среди учителей, выявлено, что в наименьшей степени эмпатийность по отношению к детям свойственна студентам — выпускникам педвузов, в большей — учителям-предметни­кам с опытом работы, в наибольшей степени — учителям, одновременно работающим школьными психологами. Любопытно, что уровень эмпа-тийности к незнакомым взрослым людям у педагогов-психологов ока­зался даже ниже, чем у учителей-предметников (данные С. П. Ивано­вой). Попробуйте самостоятельно проанализировать эти факты.

Педагогический метод, предполагающий более широкое использо­вание эмпатии в общении с учащимися, называется «утепление отно­шений». При этом педагог должен учитывать влияние своих решений, действий не только на поведение и деятельность, но и на настроения своих учеников. Объясняя свои решения, учитель может ссылаться в том числе и на эмоциональные факторы, важно лишь не противоре­чить самому себе.

 

Посетите урок кого-либо из своих коллег и зафиксируйте все его реплики, обращенные к ученикам. Проанализируйте, ка­кая доля реплик была «эмпатичной», а какая — «неэмпатич-ной» (приказы, предупреждения, замечания и т. п.). По воз­можности попросите кого-либо из ваших коллег подобным же образом проанализировать какой-либо ваш урок и обсудить его с вами.

В психологии выделяют шесть базовых эмоций:радость, удив­ление, презрение, страдание, страх, гнев. Выполните в па­рах простое упражнение на развитие эмпатии: «партнер А», используя мимические средства, изображает одну из пере­численных эмоций; «партнер Б» должен определить, что за эмоция изображается. Если на первом этапе возникают за­труднения, воспользуйтесь эталонами словесных описаний выражения различных эмоций (см. справочный материал к главе 2).

 

Глава 2. Ступень педагогического общения_____________________________ 77

Бессловесный компонент педагогического общения: имидж учителя, мобилизация, «вес», «пристройка»

Имиджв переводе с английского (іта§е) — образ, изображение. Мы условимся называть имиджем учителя непосредственно или пред­намеренно создаваемое им визуальное впечатление о своей личности. Причем именно бессознательное впечатление, отличающееся от ра­циональной оценки.

Уже в педагогике Древнего Рима было известно: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт).

Имидж педагога — одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики — принципа воспитания со­бой. При этом главное правило — собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей. Для того чтобы правило «работа­ло», необходимо знать, что именно привлекает в имидже учителя со­временных школьников.

В одном из опросов школьников пятого и восьмого классов просили опи­сать внешность учителей. На первое место и пятиклассники, и восьми­классники поставили выражение лица и глаз (выделили почти 80 % де­тей), затем — голос (выделили 60 %). Это повод для самоанализа. Если за голосом мы обычно следим и иногда даже работаем над повышением его выразительности и убедительности, то часто ли задумываемся о соб­ственном выражении глаз? А ведь это канал выражения наших эмоций, для детей значительно более важный, чем речевые параметры (такие как интонация). Правда, точнее было бы говорить о выражении лица в це­лом. По данным исследований, восприятие эмоций по лицу, когда вид­ны одни лишь глаза, практически невозможно. Более «говорящими» ча­стями лица являются верхняя (лоб, брови) и нижняя (нос, рот). Глаза же, расположенные посередине, бессознательно воспринимаются не сами по себе, а как зона «пересечения смысловых линий».

Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в разделе «Экс­прессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип "проживания"» главы 3.

Другой опрос охватывал около ста учащихся старших классов, ко­торые должны были развернуто ответить на вопрос: «Имеет ли для вас значение внешний вид (одежда) учителя?» — «Да, имеет», — ответили практически все. Вот основные показатели, по которым старшеклас­сники оценивают учительскую манеру одеваться:

» опрятность и вкус;

» деловая, неяркая одежда;

» частота перемены одежды.

 

Основы педагогической деятельности

 

I

І

Ч

 

Вот выдержки из ответов школьников. «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм. Если она со вкусом, современно одета, мы ей верим». «Ухоженный, хорошо одетый человек всегда притягивает внимание». «Проблему внешнего вида учителя нужно решать немедленно. Над нашей класс­ной все смеются... По всему платью жирные пятна» [39, с. 24].

Существует, конечно, и противоположная опасность: дать одежде заслонить собственную личность. Современные имиджмейкеры отме­чают, что женщины, подбирая одежду, часто допускают три главные ошибки:

1) позволяют индустрии моды целиком определять выбор своей
одежды;

2) склонны преувеличивать значение собственной привлекатель­
ности;

3) позволяют своему социальному положению влиять на манеру
одеваться.

По мнению специалистов, единственный правильный подход — под­бор костюма «под себя».

И все же самым главным моментом в имидже педагога и одновре­менно самым неуловимым, труднее всего поддающимся саморазви­тию, является личное обаяние учителя. Не заигрывание, не показная доброжелательность, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, что предполагает и умение пользоваться своими вне­шними и внутренними достоинствами. Интересны данные исследова­ния: с чем ассоциируется у школьников облик обаятельного педагога:

» у младших учащихся добрый;

» у подростковых учащихся — справедливый;

» у старших учащихся — современный.

Следующий элемент невербального компонента педагогического об­щения — так называемые «бессловесные действия»: мобилизация, вес, пристройка. (Более подробно о «бессловесных действиях» в педагогиче­ской деятельности см.: [9, с. 119-139] и другие работы Д. А. Белухина.)

Мобилизация — состояние психофизической готовности человека к предстоящим действиям. Мобилизация выражается в степени внут­ренней напряженности человека. Психологи выделяют два вида на­пряженности: собственно эмоциональная напряженность и операцио­нальная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая, напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Внут-

 

Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 79

ренняя напряженность выражается в позе и мимике человека и поэто­му легко читается окружающими.

Удобнее ввести более тонкую шкалу, измеряя мобилизацию 11 степеня­ми от 0 (полное отсутствие готовности, сон) до 10 (состояние человека в минуты смертельной опасности).

Все пониженные степени мобилизации (0-4) демонстрируют: не очень хочу, совсем не желаю, оставьте все меня в покое, я хочу спать... Степень 3, например, может выглядеть так: «Ну, кто там еще? Чего ему?» Лицо вя­лое, выражение глаз устало-ленивое, корпус как бы тянет назад.

В степени 5 весь облик как бы говорит: я готов, я хочу, я желаю с вами работать. Все тело как бы устремлено на собеседника или на класс, взгляд интенсивный, подбородок слегка приподнят. Внутреннее ощущение — «дирижер перед оркестром». Для учителя это может быть выражено примерно такими словами: «Я готов, дети, с вами работать. Более того, я хочу, чтобы мы с вами вместе хорошо и с пользой сейчас потрудились». Очень важно «вжиться» в этот образ и почувствовать свою собствен­ную, индивидуальную «пятую мобилизацию» в ощущениях гела.

Мобилизация 7 уже привносит некую навязчивость во взаимоотно­шениях, 8 — лихорадочные действия, 9 — панические действия. С людь­ми в подобных состояниях общаться сложно, так как излишняя энер­гичность одного человека пугает и отталкивает другого.

Привычная степень мобилизации человека определяет образ его жизни и деятельности, становится мобилизованностью — свойством личности. Существуют люди, которые всегда и всюду опаздывают, хотя вроде бы имеют достаточный запас времени, а любое пустяковое дело занимает у них подчас чуть ли не весь день. С большой долей уверенности можно сказать, что эти люди живут в пониженной степе­ни мобилизации. И наоборот, собранность, подтянутость, готовность сделать любое дело хорошо и качественно — признак хорошей моби­лизованности.

Мобилизация может быть прямая и косвенная. Эти понятия часто иллюстрируют на примере актера, герой которого на сцене метет пол. В первом случае герой будет махать веником сильнее, во втором — ме­сти тщательнее.

Выделяется и направленность мобилизации: «на себя», «на других», «на дело» — в зависимости от того, на какой объект направлена при­кладываемая внутренняя энергия. Например, степень мобилизации «на себя» — это степень самоуглубленности, сосредоточенности (вспом­ните себя, когда вы готовитесь к необычайно важному уроку или вы­ступлению, и это у вас «написано на лице», так что окружающие ходят вокруг на цыпочках и говорят шепотом, стараясь вам не мешать).

Вес — индикатор эмоционального состояния и физического самочув­ствия человека. Шкала здесь примерно такова: тяжелый вес, средний вес (вес «с неохотой»), вес «с достоинством», легкий вес.

 

Основы педагогической деятельности

 

ш

 

Тяжелый вес как бы давит на собеседника гаммой отрицательных эмоций. Тело человека излучает: «У меня неприятности, усталость, физическая боль...» Руки и плечи опущены, спина сгорблена, как буд­то на плечах лежит непосильный груз.

Легкий вес — показатель не просто хорошего, а прекрасного настрое­ния. Пронаблюдайте за кем-нибудь из ваших учеников, когда прозве­нел последний в учебном году звонок. Каникулы!!! И мальчишка не идет, а летит над землей, машет руками, подбрасывает вверх сумку! Бывает такое состояние и у взрослого человека, и тогда у многих про­хожих на лицах появляются непроизвольные улыбки: все видят, что человек счастлив.

Средний вес характерен для учителя-имитатора. Главное в этом слу­чае — сэкономить энергию, внутреннее состояние никак не проявля­ется и со стороны «не читается», учитель приходит на урок «никакой» (или, по библейскому выражению, «теплохладный»). Этот вес воспри­нимается учениками примерно так: на урок пришел не живой чело­век — пришел бездушный, функционирующий механизм.

Вес «с достоинством» — оптимальный для педагогического общения. Человек приветлив, спокоен, доброжелателен; от него веет уверенностью в себе, он уважает себя и вас — он ведет себя достойно. И люди настра­иваются на данную «волну», заряжаются его состоянием. Плечи рас­правлены, чуть приподняты; спина прямая; руки находятся примерно на уровне пояса или груди и слегка жестикулируют.

Для различных внутренних состояний и соответствующих им эмоций характерны различные сочетания мобилизации и веса (табл. 11).

Таблица 1 / Сочетания мобилизации и веса

 

Глава 2 Ступень педагогического общения______________________________ 81

Пристройка— непроизвольное приспособление тела человека к объек­ту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестикуляции, позах. Характер пристроек — это индикатор отношения человека к тем, с кем он общается в данную минуту. Различают пристройки «сверху», «наравне», «снизу».

Пристройка «сверху»: подбородок горделиво приподнят (значи­тельно сильнее, чем в ситуации «вес с достоинством»), взгляд из-под полуприкрытых глаз снисходителен, губы поджаты почти что брезг­ливо. Увидев на парте надпись карандашом, он молча указывает на нее пальцем, давая знак немедленно стереть. Такая пристройка читается как высокомерие, презрение, надменность, намеренная демонстрация собственного превосходства, стремление принизить других. У детей она вызывает или чувство унижения, или ощущение неловкости, а у более зрелых людей — насмешку.

Пристройка «снизу»: заискивающий взгляд, жалобные интонации, руки сами собой складываются в умоляющий жест. Учитель, находя­щийся в этой пристройке, всем своим обликом упрашивает о чем-то уча­щихся, провоцируя их занять снисходительное положение, т. е. при­стройку «сверху».

Пристройка «наравне»: в мимике, в позе сквозит уважительное от­ношение к собеседнику. Все жесты понятны и доброжелательны. Это читается так, что возникает внутреннее желание сделать то, о чем про­сит человек, находящийся в пристройке «наравне», возникает бессоз­нательная симпатия к его личности.

Сочетание мобилизации степени 5, веса «с достоинством» и при­стройки «наравне» требуется в педагогическом общении чаще всего, но это не значит, что в арсенале учителя не должно быть других мобили­заций, весов и пристроек. В определенных ситуациях целесообразными могут оказываться и другие варианты. «Сильный» класс расслабился, поленился и поголовно не выполнил домашнее задание. Здесь не по­мешают и пристройка «сверху», и повышенная мобилизация.

Все перечисленные «бессловесные действия» объединяет следующее:

» они слабо осознаются и трудно контролируются самим педаго­гом (человек себя со стороны не видит);

» оказывают сильное влияние на детей (хотя и бессознательное) — более сильное, чем слова;

» «заражают» окружающих — дети незаметно для себя перенима­ют у учителя его мобилизацию и вес, переходят в соответству­ющую пристройку.

 

Основы педагогической деятельности

 

I

І

 

Например: учительница ведет урок в тяжелом весе («Восьмой урок!») в сочетании с пристройкой «снизу» («Умоляю, хоть сегодня помолчите!»). Дети быстро оказываются в таком же тяжелом весе («Мы тоже утоми­лись!») и захватывают эмоционально выгодную пристройку «сверху» («Может, мы и помолчим, только вы нас не трогайте, а не го!..»).

Ваш коллега, отличающийся своей доступностью, веселостью, легкостью в общении, начал жаловаться вам на снижение дис­циплины, уменьшение продуктивности уроков. Что вы могли бы ему посоветовать?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: