Задолго до наступления эпохи увлечения «новыми педагогическими технологиями» можно было, посетив тот или иной урок, увидеть попытку учителя довести уровень технологизации своей педагогической деятельности до автоматизма. Знания и умения педагога налицо; учебная деятельность учащихся организована, но... Сам учитель застегнут на все пуговицы, закрепощен, не использует средства внешней выразительности, неулыбчив, не подкрепляет наметившийся успех добрым ярким словом, выразительным намеком и жестом. И если сюда добавляется неспособность или слабая готовность работать в режиме раскрепощенного экспромта, то урок идет тягомотно и тускло, не оставляя в душах питомцев ни ярких образов, ни новых впечатлений.
Для вашего анализа — три выявленные наукой закономерности.
Закономерность № 1. Американские психологи сто лет
назад разработали методику для определения «коэффициента ин
теллектуальности». На основании этой методики определялась воз
можная профессиональная и общая успешность личности, «проек
тировалось будущее» человека. Однако 10 лет назад они же сделали
вывод, что фактическое развитие человека и его успех в жизни в боль
шей степени зависят от его личностного «коэффициента эмоциональ
ности», г
Закономерность №2. Эксперименты свидетельствуют, что воспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной. Позитивный эмоциональный заряд — одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний.
Закономерность № 3. В случае большой интенсивности положительно окрашенных состояний учителя психическое состояние школьников на уроке также имеет положительную окраску. Снижение интенсивности положительных состояний учителя активизирует отрицательные деятельные состояния и уменьшает положительные.
|
[лава 3. Ступень преподавания_______________________________________ 159
Все три закономерности свидетельствуют: в рамках какой бы парадигмы ни работал учитель, его важнейшим профессионально значимым качеством является способность насыщать процесс общения и взаимодействия с учащимися разнообразными эмоциями. Это качество мы будем называть эмоциональной экспрессивностью (или просто экспрессией) учителя, а экспрессию с преобладанием позитивных эмоций — мажорностью учителя.
Учитель, сочетающий педагогическую направленность личности с выраженной экспрессией, представляет собой тот счастливый случай, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, позволяет передать не только особенности личности педагога (что и само по себе важно), но и его образ мыслей, его отношение к преподаваемому предмету и различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям, а также — владеющие им в данный момент переживания. Константин Сергеевич Станиславский советовал: «Говорите так, чтобы каждое слово вызывало представление, и дайте мне время увидеть... Если речь кончилась, пусть глаза продолжают говорить».
В условиях «зуновской» и когнитивной парадигм учитель является деталью информационной системы, которой является обучение, и его экспрессия играет второстепенную роль. Многие ученые и учителя отмечают, что в результате у ученика «воспитывается» ограниченность миропонимания, неумение чувствовать и удивляться, стремление все объяснить только с помощью науки. Учебный процесс ориентирован на обогащение или развитие интеллектуальной сферы ученика, а тем временем другая сфера его личности — эмоционально-ценностная — постепенно разрушается.
|
Альтернативные парадигмы предполагают, что одна из обязанностей учителя — «производить впечатление». Иными словами, учитель не тот человек, который сообщает о теореме Пифагора, а тот, кто смог произвести впечатление своим рассказом о необыкновенной теореме великого грека Пифагора.
В гуманистической парадигме выделяют три базовые эмоции, на которые должен быть ориентирован урок (все они позитивны): радость, интерес, удивление.
Радость формирует уверенность и чувство личностной значимости, отзывчивость, снижает тревожность. Нужно иметь в виду, что приоритет карьерных достижений или материальных ценностей не вызывает радости (то, что они вызывают, есть страсть, азарт, чувство
Основы педагогической деятельности
превосходства, тогда как радость в своей основе совершенно бескорыстна).
Интерес стимулирует познавательную и творческую активность через ощущение оживленности, это «чувство захваченное™». Ключевые детерминанты интереса — новизна и изменение.
Удивление — эмоция, очищающая нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.
Экспрессия учителя — лишь одно из средств эмоционального насыщения урока. Рассмотрим некоторые другие средства.
|
Нарушение обычной логики построения урока. Совершенно логичный урок не будит эмоций. Скорее наоборот — притупляет их. И дело здесь не столько в самой логике, сколько в однообразном воспроизведении от раза к разу лишь одной (пусть даже и научно обоснованной) логики, одной из множества возможных. Структура урока самого распространенного типа — комбинированного — совершенно стереотипна' оргмомент, две минуты на подготовку, опрос, сообщение нового материала (или распространенный в имитационной педагогической практике «метод»: самостоятельное изучение нового материала по учебнику), если осталось несколько минут — закрепление. Потом звонок, и, как всегда, уже на перемене — домашнее задание. И так из урока в урок. И за однообразным чередованием деятельности иной ученик уже не замечает, что меняются темы. Вот еще один урок начался, и ты уже наперед знаешь, что за чем будет следовать и кого Марья Ивановна будет ругать, а кого хвалить, кого спросит, а кого — нет... И гак уже три или четыре года, и еще два или три — впереди. Тоска? А ведь есть еще и предметные логики, которые тоже от раза к разу не меняются: схема изучения экономико-политико-географического положения государств на карте мира; схема изучения класса веществ; схема изучения исторической эпохи; схема анализа литературного произведения. И опять новизна содержания теряется за однообразными схемами!
Наверное, вы правильно поняли автора настоящего пособия: он не призывает сделать вас все уроки нелогичными, бессистемными и хаотичными. Но единую логику (структуру урока, схему изучения раздела) можно время от времени варьировать. А иногда (не слишком часто) — и совсем отказываться от логики, открывая дорогу чувствам, интуиции, жизни!
Грамотное построение эмоциональной кривой урока. Бывают уроки, которые проходят как бы «на одном дыхании». Но это — скорее
Глава 3 Ступень преподавания
исключение, чем правило. Душевный подъем — явление, далекое от повседневности. К тому же с такого урока и дети, и учитель выходят хотя и окрыленные, но и физически утомленные. Провести (просидеть) восемь уроков в день «на одном дыхании» — никакого дыхания не хватит! В данном случае наша речь не о таких нечастых уроках-праздниках, а о самом обычном «рабочем» уроке. Обычно его эмоциональная кривая1 выглядит примерно так.
В начале урока — некоторый мажор, дети отдохнули, чего-то ждут: «А вдруг сегодня будет что-нибудь интересное?» Но нет, все как обычно... Ближе к середине эмоции исчезают, возникает «нормальная рабочая обстановка». И в конце урока — некоторый минор: утомление, ожидание перемены, поглядывание на часы, кое-кто за минуту до звонка тайком начинает собирать вещички... Общий вид эмоциональной кривой: полого и ровно — сверху вниз. И резкий скачок вверх после звонка: ура, перемена!
Не лучше ли спроектировать эмоциональную атмосферу урока как-нибудь по-другому?
Рис. 1. Эмоциональная кривая урока |
1 Эмоциональная кривая — графическое выражение зависимости инт&н* сивности (и знака) эмоциональных переживаний от времени. |
6 Зак 592 |
Практика показывает, что оптимальный вид эмоциональной кривой урока примерно соответствует аналогичному показателю литературного или драматического произведения.
Основы педагогической деятельности
Видно, что моменты «подъема» чередуются с моментами некоторого «спада» (при сохранении общего мажорного фона). «Спады» — это не что иное, как рабочие моменты урока, когда общая эмоциональность естественным образом снижается. Чередование эмоциональных и рабочих моментов урока — это та самая смена видов активности, которая позволяет избежать утомления, сохранить внимание и интерес.
«Завязка» — наиболее ответственный момент. Если эмоциональная сфера активизирована в первые минуты урока, дальше он может продолжаться по стереотипной схеме.
Вот три относительно удачных примера эмоциональной «завязки» урока литературы из практики работы студентов-старшекурсников [39, с. 192-193].
Учительница держит в руках две розы, белую и красную.
—Найдите эпитеты к белой розе.
—Чистая, робкая, хрупкая, нежная, юная...
—А теперь к алой.
—Страстная, жгучая..
—Знаете, ребята, эти две розы — как героини пушкинского «Бахчи
сарайского фонтана» Мария и Зарема..
Гоголь. Урок в спортивном классе. По словам классного руководителя, ученики «только о шмотках думают». Учитель:
—Сколько стоит кожаная куртка сейчас? А кроссовки?.. А я вам сей
час скажу, сколько стоят мертвые души.
—Не поняли...
—Сейчас обьясню.
Одна из студенток начала свой урок по «Преступлению и наказанию» так. Она положила на стол большой и тяжелый, но плохо упакованный сверток. Пока писала на доске тему, ученики разглядели в свертке топор. В классе засмеялись: «Оксана Ивановна, это для двоечников?» Оксана Ивановна, выдержав некоторую паузу, сказала: «Вот таким топором умный и образованный юноша Родион Раскольников убил старую женщину и ее сестру». С лиц ребят сползли улыбки...
Очевидно, что можно придумать свои варианты эмоциональных «завязок» для уроков по каждому предмету, в частности, используя знакомые нам приемы «интрига» и «провокация», а также средства наглядности, привлекательные цитаты и впечатляющие факты, неожиданные вопросы и остроумные эпиграфы.
«Кульминация» — эмоционально яркий, насыщенный момент в середине урока, который может быть связан с началом изучения новой темы. Например: разрешение или новый ход «интриги», заявленной в начале урока. Этот момент должен по замыслу стать опорным, эмоционально окрашенным, легко вспоминающимся «эпицентром»,
Глава 3 Ступень преподавания_____________________ _________________ 163
вокруг которого, по закону ассоциативных связей, будет в памяти ребенка выстраиваться все содержание урока, и особенно новой темы.
«Развязка» — эмоциональное подведение итогов урока, возможно — разрешение заявленной в начале урока «провокации».
Деталировка урока. Одна хорошая деталь (хотя бы горящая свеча) может стать и смысловым, и эмоциональным, и даже содержательным центром урока. Деталь — нечто соразмерное эмоциональному опыту ученика. Она играет примерно такую же роль, как деталь в архитектуре. Сравните в своем воображении образы зданий, построенных в стиле «классицизм» (или «модерн», или «неорусский стиль» — на ваш выбор) — с обликом панельной многоэтажки. Наличие соразмерной человеку детали притягивает взгляд, а отсутствие такой «сомасштабности» — наоборот, отталкивает. Даже если над многоэтажкой из стекла и бетона трудился большой коллектив архитекторов, стремясь придать ей современный, легкий и стремительный облик.
Точно так же интереснейший с научной точки зрения математический, физический или химический парадокс может стать «изюминкой» урока — а может и не стать, если не будет соразмерен личному опыту и возрастному восприятию учащихся, если он не разбудит их эмоции. Опытная, творческая учительница биологии провела очень яркий, интересный, насыщенный разнообразными деталями открытый урок. Последующая беседа с учащимися показала, что почти все они запомнили, что называется, «на всю жизнь» лишь одну деталь, которую сама учительница не считала главной: «Как казнили людей, когда через них прорастал бамбі/к».
В любом случае деталировка урока требует соблюдения известного нам принципа умеренности: урок не должен быть перегружен деталями. Детали должны иллюстрировать главное, а не затенять его.
Как правило (хотя и не всегда), хорошая деталь носит оттенок гуманитарной межпредметности, являясь как бы маленьким «аккумулятором культуры». Такой деталью может быть:
» удачно подобранный фрагмент художественного видеофильма, подходящий к теме урока;
* литературная цитата или стихотворный фрагмент, образно или содержательно относящиеся к изучаемому материалу;
» деталь биографии ученого (в 8 классе на уроке химии изучается «закон Авогадро». Полное имя итальянского ученого было Ло-ренцо-Романо-Амедео-Карло Авогадро ди Кваренъя и ди Черето; в 30 с лишним лет он женился на своей двенадцатилетней сооте-
Основы педагогической деятельности
чественнице — это тоже производит большое впечатление на учащихся, которым уже ІЗ лет); » драматизм ситуации (вспомните бамбук);
* выдающийся факт истории, также имеющий какое-либо отноше
ние к теме;
* неожиданная сторона вроде бы известного из повседневности
(скажем, на каком уроке в центре внимания может оказаться всем
известная монетка достоинством в один рубль? История и ма
тематика, литература и физика, химия и экономика, рисование
и технология...);
» предмет или фотография «с историей»... и так далее.
Общее правило заключается в том, что урок — это изделие мастера, он должен быть по-своему уникальным. Если не содержательно (бывает же четыре урока подряд в разных классах одной параллели!), то хотя бы эмоционально. Лишь в этом случае ваши ученики почувствуют, что вы пришли к ним как личность, и все на вашем уроке всерьез и больше никогда не повторится. Что ваш урок — это малая, но ценная часть Их (и вашей) жизни. Таким образом, мы вплотную подошли к важному принципу педагогической деятельности на уроке, который обозначим как принцип проживания.
Эмоциональная кривая урока не случайно напоминает развитие драматического действия.
Действительное образование — это всегда личностное отношение людей и между людьми. Поэтому и развивается оно по законам драмы, а не по законам логики. «Режиссерский» взгляд на урок позволит увидеть учителю немало нового. Например, что появление на сцене урока какого-либо нового персонажа оказывается не дополнением, не прибавкой к наличной педагогической ситуации. Этот персонаж изменяет «драматургию педагогического действия», по-новому высвечивает героев драмы, называемой образованием, по-иному окрашивает отношения между ними. А этим новым персонажем могут быть не обязательно новый учитель или новый учащийся, но и новая тема, обнаруженный в ходе обучения новый смысл, новый элемент в отношениях учителя с классом и др.
Принцип проживания может быть противопоставлен «принципу функционирования», когда преподавательская деятельность учителя не выходит за рамки какой-либо одной функции, когда она связана одной и той же логикой. Как правило, это функция урокодателя и соответствующая ей логика прохождения программы. Позиция урокодателя
Глава 3. Ступень преподавания_______________________________________ 165
очень удобна по многим соображениям. Одна из них — возможность спрятаться от «проблем» за ролевую маску учителя. «Помогают» учителю и методисты, в большинстве своем призывающие учителя не просто придерживаться этой логики, но и всячески совершенствоваться в ней, доводя ее «до блеска». В этой логике мы должны всегда ясно осознавать, что на уроке делает учитель, а что — ученики. «Учитель предлагает открыть учащимся страницу 97 учебника; учащиеся выполняют требование учителя» и т. п. Ну а если ученик не выполняет «требование учителя», продолжая что-то рисовать в блокноте, потерян ли он для урока? А если учитель потратил пять или даже семь минут, чтобы поделиться с учениками новостью, которая взволновала его и которую он считает действительно важной? Можно ли это считать потерями для «двустороннего процесса» обучения?
Узкопрофессиональная «методическая» логика позволяет учителю решать лишь очень ограниченный круг задач, причем с посредственным качеством и не до конца. В этой логике даже педагогически правильные («безупречные») функционально-ролевые подходы воспринимаются детьми как фальшь, лицемерие. Личностная позиция всегда шире профессиональной.
Попробуйте прямо сейчас, используя сочетание «рефлексия + эмпа-тия», взглянуть на вашу педагогическую деятельность глазами людей других специальностей:
актера;
режиссера;
художника;
дирижера симфонического оркестра;
инженера-конструктора;
инженера-технолога;
армейского генерала;
капитана подводной лодки.
Представьте себе профессиональное мышление этих специалистов. Проанализируйте ваши уроки с позиций их профессиональной логики. Возможно, для них окажется значимым то, что для вас всегда казалось несущественным? Возможно, им в глаза бросится то, что вы раньше попросту не замечали?
Сочетание этих и множества других возможных точек зрения на преподавательскую деятельность и позволяет перейти от узкопрофессиональной к широкой и чрезвычайно интересной личностной позиции, от принципа функционирования — к принципу проживания.
Именно принцип проживания требует обязательной осознанности и учителем, и детьми цели своей деятельности. И учитель, и дети должны видеть, зачем они что-либо делают, приблизительно представлять, какие результаты они должны обеспечить, наконец — кому реально
Основы педагогической деятельности
нужна их деятельность. Знакомы ли вам учителя, которые иногда патетически обращаются к детям: «Вы думаете, мне это надо? Мне это не надо! Это вам надо!» Трудно представить себе более демотивирующее заявление.
Принцип проживания предполагает и особую работу учителя с содержанием учебного материала — «пропускание через себя» каждого раздела, каждой темы своего предмета. Содержание обучения тоже по-своему участвует в совместном проживании: становится предметом общения педагога и воспитанника, окрашивает их взаимодействие каждый раз в особые тона, само вступает в диалог от имени ученых и писателей, исторических и литературных персонажей.
«Ход развития цивилизации привел к выхолащиванию куль турной проблематики, к выделению обучения, ориентированного не на развитие личности, а на усвоение готовых знаний». Согласны ли вы с автором высказывания (О.Долженко) в том, что распространение «зуновской» парадигмы — объективное явление, закономерный результат развития человечества? Если да, то может ли объективное и закономерное явление иметь этическую окраску («позитивное», «негативное»)? Есть ли смысл в попытках противопоставить закономерно утвердившейся парадигме какую-либо другую или необходимо сосредоточить усилия на ее совершенствовании и на коррекции вызванных ею «побочных эффектов»?
'«Личность погибла в науке, притаилась в параболе...» (А. И. Гер-
цен). «Лишь немногие сферы жизни... осознанно сохранили русский воспитательный идеал как самостоятельную ценность. Эти сферы — Церковь, русское зарубежье и, пожалуй, академическая наука» (учитель 3. И. Слепко). Есть ли здесь противоречие?
Проанализируйте принципы личностно-ориентированного обучения, предложенные И. С. Якиманской [95, с. 7-8], с точки зрения здравого смысла и указанных критериев (табл. 24).
Используя все известные вам виды анализа, проанализируйте опыт учителя изо Т. Д. Смирновой, изложенный в рукописи «Слайд-фильм как прием работы с детьми»1.
1 Слайд-фильм готовится учителем с использованием видеокамеры.
Глава 3. Ступень преподавания
«Составление слайд-фильма похоже на писание драмы или киносценария. Приемы монтажа могут быть очень разными — и резкими контрастирующими, и мягкими, продолжающими и проясняющими предыдущий кадр... Видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство — учителю. Оба смотрят слайд-фильм, оба реагируют. Но только учитель этот слайд-фильм уже видел раньше. Сейчас его восприятие должно быть глубже. Он сам — ученик на своем уроке и, глядя на экран, переживая и получая определенные впечатления, не сообщает их своим ученикам, а уточняет их, стремится дополнить и — вопрошает. Чем более вживаемся мы в своих учеников, чем лучше их чувствуем, тем точнее и вернее будет этот вопрос, который в нас самих неминуемо встретится с нашим сегодняшним впечатлением. Истинный диалог — это не "вопрос-ответ", это прежде всего совместное движение. На таком уроке педагог ведет занятие, задаст вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ?»
Таблица 24 Принципы личностно-ориентированного обучения по И. С. Якиманской
Продолжение,
Основы педагогической деятельности
Таблица 24 (продолжение)
Проведите целевой самоанализ нескольких ваших уроков с точки зрения реализации принципа проживания. Для этого проанкетируйте учащихся, взяв за основу следующие вопросы.
Насколько важной была роль этого урока в твоей жизни? Получил ли ты от него какую-либо пользу? (Поясни.)
Доволен ли ты своей деятельностью на уроке, своим участием в нем?
Какие мысли, чувства, идеи породил у тебя этот урок?
Возникло ли у тебя желание продолжить в той или иной форме начатое на уроке после него?
Глава 3 Ступень преподавания
Было ли тебе все понятно на уроке? (Укажи, что именно было непонятно.) '
Чувствуешь ли ты себя лучше, значительнее, взрослее после такого урока?
Был ли ты зажат, скован на уроке или вел себя естественно?
Заполните таблицу.
Таблица 25 Научные идеи и концепции моего предмета
Используя в качестве прототипа приведенный ниже образец [72, с. 86-92], составьте фрагмент программы по своему предмету, опираясь на принцип художественности.