Интеллектуальные установки 7 глава
|
Пользуясь знаниями о конфликтогенах, проанализируйте педагогическую ситуацию, фигурирующую в анекдоте.
«В младших классах дети готовятся к празднику. Учительница с ними обсуждает, как лучше украсить класс. И вдруг маленький Вовочка предлагает:
— А по всему потолку, Марья Петровна, давайте захреначим широ
кую желтую ленту!
Возмущенная учительница ведет его, плачущего, к директору.
—Вы представляете, Василий Прокофьевич, что мне этот маленький
хулиган сейчас сказал!
—Ну и что же он сказал?
—Да вот прямо при всем классе: "Давайте, — говорит, — Марья Пет
ровна, захреначим по всему потолку желтую ленту!"
—И вы так расстроились, Марья Петровна?! Не нравится желтая —
захреначьте красную!»
Выявите все конфликтогены, фигурирующие во фрагменте стенограммы урока химии в 8-м классе (2002 г., Москва, частная школа, дети сильно мотивированы на предмет).
Учитель: Мы посмотрели и обсудили видеофрагмент. А теперь откроем тетради и запишем тему урока: «Химические свойства воды». Первое. Ввзаимо-действие...
Алеша К.: А знаете, если!..
Алеша Ч. (перебивает): Не, а лучше если к воде...
Алеша К. (стараясь перекричать): Если в чай лимону накапать, то он!!.
Алеша Ч. (тоже стараясь перекричать): К воде!!. К воде!!. Прибавить...
Алеша К. (еще громче): Он побледнеет, да?!!!
Алеша Ч. (изо всех сил): Карбиду прибавить, то карбида бабахнет!
Оля: Да замолчите вы!!! Физический состав воды, да?! Или нет9!
Учитель (улыбаясь): На ваши вопросы отвечу за две минуты до звонка. Итак, первое химическое свойство воды...
Алеша К.: А чо Вы сейчас не ответили?! Валерий Петрович! Учитель (понижая голос):...первое свойство — взаимодействие... Алеша К.: Ва-ле-рий!! Петрович!! Да Валер-Петро-вич-же!!! Алеша Ч.: Почему карбида бабахнет! Я сам!... Алеша К.: Валерий Петрович! Ну отвечайте! Отвечайте же!
|
Используя рассмотренную выше классификацию, определите потенциально сильные стороны детей каждого из «конфликтных типов» и предложите будущую профессию, где эти
4 Зак 592
Основы педагогической деятельности
сильные стороны (а возможно, и сама конфликтность) могут быть наиболее успешно «пущены в дело».
Таблица 14 Задание по конфликтным типам учащихся
Деятельность классного руководителя складывается из двух основных моментов: «повседневного воспитания», происходящего в естественно складывающихся ситуациях ежедневного общения педагога с учащимися, и педагогического управления, рассмотрение которого ждет нас в главе 4. В обоих случаях важную роль играет педагогическое общение.
В советской школе существовало представление, будто бы классный руководитель должен с удовольствием заниматься всеми видами
[лава 9. Ступень педагогического общения________________________ 99
педагогической деятельности, быть готовым организовать любое мероприятие и представлять собой пример для учащихся во всех сторонах жизни. По некоторым оценкам, количество направлений деятельности классного руководителя достигает 250 [40].
Первым опровержением этой нелепости является положение об ограниченном числе основных видов общения. Их всего шесть, и каждый из них так или иначе важен для педагогической деятельности.
1. Замкнутость. Цель — уход от общения (в общении преобладает
словесное действие «отделываться»).
|
2. Ритуальное общение. Ритуал — стереотипный набор последова
тельных действий, известных и понятных участникам и окружающим.
Цели соблюдения ритуалов, как правило, до конца не осознаются: это
удовлетворение потребности в безопасности и стабильности1, в отож
дествлении себя с группой себе подобных.
Соблюдение ритуалов позволяет придерживаться общепринятых норм поведения, экономит время и уменьшает затрату сил.
Детская и подростковая субкультуры по своей сути чрезвычайно ритуальны: вспомним успешный опыт работы скаутов, колоний А. С. Макаренко, пионерские заповеди, галстук, знамя, горн, барабан и т. д. — с одной стороны, и, скажем, «металлистов» или рокеров — с другой. Разработка (вместе с детьми) собственных символов и ритуалов класса (с последующим обязательным соблюдением) — логичный и очень важный момент в начале работы классного руководителя. Ритуалом может стать любой момент общения или школьной жизни: особая форма встречи или прощания, еженедельный, ежемесячный или ежегодный День или Праздник, своеобразное подведение итогов четверти, оригинальная форма поздравления именинников, нестандартный ритуал наказания «двоечника» и др. (Вероятно, у ваших воспитанников фантазия богаче, чем у автора пособия, которое вы держите в руках. Проверьте!)
Система собственных символов и ритуалов подчеркивает позитивные отличия своего класса от других классов, создает у ребят ощущение уникальности собственной группы (причем не столько за счет превосходства над другими, сколько за счет своей особости), чувство гордости за свой класс, наконец — очень важное неосознанное «чувство принадлежности». По существу, через систему символов и ритуалов вы
|
1 Пример из жизни российского флота. У капитанов боевых кораблей в ходу присловье: «Вы должны запомнить раз и навсегда — если в 8 00 флаг не поднят, значит, в 8.01 наступит конец света!»
Основы педагогической деятельности
І
создадите свою (педагогически управляемую) субкультуру, которая может стать для учащихся класса вполне конкурентоспособной по отношению к другим, менее симпатичным субкультурам. А, как показывают психологические исследования, социализация ребенка (подростка) «сразу» в общечеловеческую культуру практически невозможна. Предварительно он проходит этап «погружения» в ту или иную субкультуру, следы которой затем остаются с ним на всю жизнь.
3. Функционально-деловое общение — осуществляется в процессе
производственной или учебной деятельности (в том числе самообра
зования и саморазвития). Оно нацелено на результат, т. е. на создание
или совершенствование материального или духовного продукта.
4. Досуговое общение. Цель — заполнение свободного времени
(«структурирование времени»). Такое общение чаще всего восприни
мается как самоцель и существует в форме «трепа», «болтовни», спле
тен и т. п.
5. Манипулятивное общение — скрытое взаимодействие на двой
ном уровне. Цель манипуляции — использование партнера по обще
нию как средство для достижения какой-либо собственной цели. Ис
ход такого общения заранее предрешен манипулятором, который
«ведет игру» (при условии, что его партнер «ведется»). Внешне мани
пулятор совершает одни действия, а их истинное, но скрытое содер
жание и целенаправленность совсем другие. Совместная деятельность
в данном случае не равноправная, и манипулятор при приложении
меньших усилий получает больший результат за счет действий друго
го партнера.
6. Интимное общение — нацелено на достижение близости (любви,
дружбы, товарищеских отношений) с другим человеком. Гипертрофи
ровать интимно-личную составляющую в общении классного руково
дителя с учащимися, а тем более противопоставлять ее функциональ
но-деловому и ритуальному общению — одна из типичных ошибок
начинающего учителя.
Имея ограниченное число видов, общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему содержанию. Принцип индивидуального подхода педагог должен в данном случае применить не только к своим воспитанникам, но и к себе. Опираясь на сильные стороны своей личности, интересы и увлечения (ваши и ваших воспитанников), приступим к созданию своей авторской концепции классного руководства. И начнем с определения круга тем, которые станут содержанием вашего общения с классом.
Но предварительно нужно освободиться от двух мифов.
Глава 2 Ступень педагогического общения_______________________ Ш
Миф № 1: «Основное содержание общения классного руководителя с учащимися класса — успеваемость, поведение и выполнение детьми своих повседневных обязанностей». Эти три вечно «больных» вопроса постоянно мозолят глаза и детям, и родителям, и учителям, но больше всего — классному руководителю. Точнее, классному руководителю — имитатору, имеющему лишь одну личностную цель: «Чтобы все было в порядке». И когда, наконец, все будет в порядке, проблем с поведением не будет, успеваемость наладится и дети будут каждый день без понуканий убирать кабинет — я, наконец, переведу дыхание и займусь своими (непедагогическими) делами. Очевидно, что в таком направлении мыслит «педагог», у которого отсутствует педагогическая направленность, и ему нужно или активно менять себя, или уходить из школы. Третьего не дано!
Но почему же оценки и поведение — то, чем, кажется, живет вся школа, не могут быть главным в общении классного руководителя и класса? Да потому что это объективно неинтересно. Никому не интересно — ни детям, ни учителям. Проанализируйте свой собственный опыт в роли ученика: как часто разговоры на подобные темы заинтересовывали и вдохновляли вас и ваших товарищей и как часто — подавляли? Выходит, основная обязанность классного руководителя — подавлять эмоциональное состояние своих учеников? Это абсурд. И такой же абсурд скрывается в приведенной выше установке «этим живет вся школа». Школа, которая живет лишь успеваемостью и поведением, т. е. внешними, формальными показателями, — это плохая школа, в которой и учиться, и работать — каторжный труд.
Перечисленные «больные» вопросы, конечно, не могут быть вовсе исключены из педагогического общения. Но существует закономерность: чем больше внимания уделяется лобовому решению «вечных» проблем, тем острее они становятся. Попробуйте самостоятельно раскрыть психолого-педагогический механизм действия этой закономерности применительно к рассматриваемому вопросу.
Миф № 2: «Содержание общения классного руководителя с классом содержится в журналах типа «Классный руководитель» или «Воспитание школьников», а также в многочисленных методических пособиях». На самом деле все публикуемые разработки воспитательных бесед, классных часов и прочих дел — всего лишь поводы для вашего дальнейшего размышления, для поиска идей и ассоциаций (а не рецептов и готовых схем). Вдумайтесь в формулировку следующей закономерности: Неавторские подходы к классному руководству не дают никакого результата, кроме формального.
Основы педагогической деятельности
і
Итак, содержание педагогического общения определяется в конечном счете его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его общения с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем. Но истинная цель педагогического общения — изменение отношений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.
Насколько усложняется цель общения, настолько же и расширяется его содержание. И все же практика показывает, что наиболее живым и «воспитывающим» педагогическое общение становится именно тогда, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников. Двигаться здесь можно в любом направлении — «от педагога» или «от воспитанников». Первая линия более приемлема в случае младшего и младшего подросткового возраста, вторая — в случае старшего подросткового или юношеского. Но и в старших классах педагог, увлеченный, например, туризмом, музыкой или театром, может сделать свое хобби основой оригинальной авторской концепции классного руководства.
Автор этих строк, например, в основу своей работы в 10 классе в свое время положил выпуск многотиражной (на базе родителей одного из учеников) газеты класса под названием «Извне». Инициатива исходила исключительно от классного руководителя и соответствовала его интересам, но быстро захватила практически весь коллектив десятиклассников, среди которых нашлось множество желающих побыть корреспондентом, автором, редактором, фотографом, дизайнером-«компьютерщиком» или экономистом. (Газета должна была себя окупать — таково было условие родителей, предоставивших полиграфическую базу.) Естественным образом определилось и содержание общения — вокруг «нашей газеты». А об успеваемости, поведении и дежурстве уже не говорили на классных часах, а просто писали в газете.
Общая логика педагогической деятельности требует, после постановки цели, определиться с принципами педагогического общения классного руководителя с классом. Приведенные ниже принципы выведены из практики работы успешных руководителей, а значит — апробированы жизнью и подчиняются более общему принципу педагогического реализма.
Установите ясные цели. Это значит, что, во-первых, должны быть поставлены цели вашей с воспитанниками совместной жизни; во-вторых, эти цели должны быть ясными для вас; и, в-третьих, эти цели должны быть ясными для детей. Будут эти цели достижимыми или недостижимыми, большими или малыми, далекими или близкими — это вопрос конкретной ситуации и вашего «педагогического вкуса». Важно понять главное: цель перед воспитанниками ставят не для того, чтобы контролировать ее выполнение, а для того, чтобы она вдохновляла и звала за
Глава 2. Ступень педагогического общения____________________________ 103
собой. Постановка перед детьми цели как прагматичной «модели результата» возможна лишь в двух классах старшего звена. В остальных случаях цель должна быть «вызовом», создающим заряд энергии.
Начинайте с малого. Первый шаг к цели (или ваш первый шаг в роли классного руководителя) должен стать не обязательно «широким», но обязательно успешным. Именно это создаст заряд энергии для всего дальнейшего движения.
Прежде чем начинать действовать, добейтесь согласия. Дети должны ощущать себя соучастниками, а не исполнителями чужой воли. Если общего согласия добиться невозможно — предоставьте несогласным возможность организовать альтернативную деятельность и потом сопоставьте результаты.
Советуйтесь с детьми часто и искренне. С одной стороны — это одно из проявлений эмпатии, необходимой для создания атмосферы доверия и уважения. С другой — необходимое средство текущей диагностики постоянно меняющихся интересов, состояний, настроений детей.
Не уходите от сложных вопросов, решайте их сразу. Если нужно, перестраивайте деятельность на ходу. Расхождение между проектом и результатом в работе классного руководителя — обычное дело. И наоборот, нет ничего хуже, чем стремление воплотить в жизнь план с точностью до мельчайшей черточки, не считаясь с меняющимися условиями, быстрым ростом и развитием детей и т. д.
Не вызывайте ложных надежд.
Делегируйте полномочия. Часть деятельности — сначала исполнительской, затем организаторской, а на каком-то этапе и разработческой — вместо вас могут выполнять ученики. Обратите внимание: они ведь этого хотят! Выгода здесь обоюдная. Но самое главное в том, что совместная разработка и подготовка мероприятий — самая результативная воспитывающая деятельность.
Будьте примером человека, ответственного за свои действия.
А теперь — несколько приемов, которые помогут, несколько варьируя их, выстроить годовой план классных часов, встреч, бесед. (Но не забывайте, что без вашего авторского «штриха» эти приемы работать не будут!)
Первый этап. Диагностика детских интересов. Стандартные приемы: анкетирование детей, анкетирование родителей, личная беседа-знакомство. Менее стандартные: сочинение «Мое хобби» (можно договориться с учителем русского языка и литературы); игра-знакомство, имеющая множество вариантов. Вот один из них. Все участники (в том числе и классный руководитель) рассаживаются в круг, и ведущий (классный руководитель, или вожатый, или кто-либо из детей, заранее подготовленный) просит поднимать руки тех, к кому будут относиться его вопросы. Вопросы могут быть самые разные, например: «Кто родился летом?», «Кто любит мороженое?», «Кто ездил на мотоцикле?», «Кто живет на седьмом этаже?», «У кого папа военный?» и т. д. Обычная последовательность задавания вопросов — от
Основы педагогической деятельности
более простых и общих к более сложным и частным. («Кто умеет водить автомобиль?», «Кто был в Коста-Рике?») Всех, кто поднимает руки, каждый раз приветствуют аплодисментами. Естественной частью этой игры могут стать вопросы типа: «Кто любит домашних животных?», «Кто интересуется автомобилями?», «Кто увлекается коллекционированием?» и т. д.
Второй этап. Планирование и подготовка совместного общения. Прием «папка-накопитель»: вы уже знаете примерные области интересов ваших детей, теперь заведите папку-накопитель с кармашками, куда будете складывать всю попадающуюся вам интересную информацию по направлениям: домашние животные, автомобили, нумизматика, хип-хоп и т. д. (в зависимости от ситуации). Прием «план-матрица»: планируя свою «воспитательную работу» на полгода или на год (это, как правило, совершенно необходимое требование администрации), сделайте табличку. По горизонтали напишите традиционные целевые направления воспитания (гражданско-патриотическое, экологическое, эстетическое и т. д.), а по вертикали — направления интересов ваших учеников. В квадратиках на пересечении тех или иных линий получите возможные варианты мероприятий (хотя бы классных часов). Например: 21 сентября — классный час «История российских орденов», готовит Вася Сидоров (гражданско-патриотическое воспитание). 5 октября — выставка фотографий «Наши домашние любимцы», ответственные Алла Иванова и Эмма Петрова (экологическое воспитание). 19 октября — вечер музыки с диспутом «Классика и современность», готовят Клим Белов и Илья Чернов (эстетическое воспитание).
Третий этап. Совместное воспитывающее общение классного руководителя и учащихся. Вот некоторые приемы, позволяющие сделать совместное общение более живым и интересным для каждого. Прием «поощрение малых талантов»: в ходе встреч, бесед, совместных дел будут неожиданно раскрываться способности и умения то одного, то другого учащегося, нередко никак не задействованные в учебном процессе или вовсе не связанные с ним. Работа с такими «малыми талантами» может стать главной работой классного руководителя на следующем этапе, ведь каждый из этих «малых талантов» заслуживает того, чтобы когда-нибудь оказаться содержательным центром педагогического общения. (Приемы: презентация; конкурс продуктов творческой деятельности; конкурс «Мистер.../Мисс...» и т. д.).
Прием «поддержания лидерского вектора». Почти к каждому из ваших учеников относится закономерность: стоит поддержать в человеке
Глава 2 Ступень педагогического общения
лидерский вектор, как его личностная активность заметно возрастает. Зная интересы ваших учеников, вы можете рассматривать каждого из них как потенциального лидера в общении, происходящем вокруг его главного интереса. Очень важно, чтобы на протяжении учебного года таким ситуативным лидером мог побывать каждый. Попутно приведем любопытные данные одного исследования, в ходе которого десятиклассники создали усредненные психологические портреты лидера и ведомого (табл. 15).
Таблица 15 Лидер и ведомый
Данные подобных исследований, встречающиеся в научно-методической литературе и в периодической печати в избытке, могут стать еще одним содержательным направлением педагогического общения, в особенности в старшем подростковом возрасте. Цель такого общения — самопознание, определение (обычно в ходе полемики) своего отношения к той или иной ценности или проблеме человеческих взаимоотношений. Очевидно, и вам, и вашим ученикам было бы любопытно сопоставить данные социологических опросов в среднем по России с данными по вашему классу и обсудить причины расхождений.
Определившись с содержанием «специально организованного» педагогического общения, уже нетрудно придумать (точнее, выбрать из имеющегося многообразия) его форму. Это могут быть беседы, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, игры-путешествия, защиты проектов, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, концерты «Ромашка» (названия песен или фамилии исполнителей номеров написаны на обороте лепестков бумажного цветка), КВН, музыкальные викторины, часы творчества, «огоньки», праздники-застолья и т. д.
Попробуем реализовать на практике принципы продуктивного об-Щения во время классного часа:
» создание атмосферы комфортного общения, доверительного настроя на обмен мнениями;
Основы педагогической деятельности
%
• &
» жесткое соблюдение темы (все вопросы, мнения и предложения, возникающие у детей вне обсуждаемой темы, специально фиксируются педагогом или ответственным учащимся для последующего обсуждения на другой встрече);
» абсолютное требование ко всем соблюдать регламент выступлений, не поддерживать каких-либо «демократических иллюзий» — такая жесткость даже нравится детям, поскольку удовлетворяет их возрастным представлениям о справедливости, важно только, чтобы это правило было принято совместно, а не навязано вами;
» каждый классный час завершается подведением итогов: что узнали нового и важного, в чем изменили свои взгляды и мнения, какие идеи появились, какие планы разработали;
» в конце классного часа отмечаются те из его участников, кто был наиболее активен в обсуждении, предложил наиболее интересные идеи и т. д.
Возможно, есть смысл оформить эти (или какие-либо другие) правила в виде Договора и подписать его в начале учебного года — вам и каждым из ваших учеников?
Можно ли, по-вашему, считать показателями результативности педагогического общения классного руководителя с классом:
» масштаб увлеченности учеников общими целями и жизнью класса;
» направленность преобладающих ценностно-мировоззренческих позиций;
» уровень удовлетворенности учеников совместным общением и отношениями в группе;
» состояние учебной и поведенческой дисциплины, отсутствие явных и острых проблем;
» наличие в классе неформальных групп общения по интересам;
» хороший морально-психологический климат в классе?
Какими показателями пользуетесь (осознанно или неосознанно) вы, ваши коллеги? Возможно, отсутствие таких показателей — это повод для разговора в учительской (в столовой, на заседаниях методобъеди-нения, на педсовете, один на один в кабинете директора)? Проанализируйте педагогический факт.
«Эксперимент, проведенный в американских школах, показал, что наличие межгрупгювой вражды позитивно влияет на сплоченность отношений внутри групп, их созидательную направленность и социализацию учащихся — членов групп. Наиболее яркую созидательную роль сыграл
Глава 2 Ступень педагогического общения_____________________________ 1_07
искусственно введенный в жизнь группы "образ врага": с его появлением сплочение группы, продуктивность и социальная направленность ее деятельности стали заметно расти. По итогам эксперимента был сделан 4 вывод о приоритетной роли "малой" (не общечеловеческой) культуры в процессе развития человеческой личности».
Осуществите целевой самоанализ педагогической направлен ности личности классного руководителя, ответив на вопросы.
» Чем личностно вы можете увлечь ребят?
«Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе
и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хо
тели бы попасть? •• к
» Каков круг ваших литературных интересов?
» Каков круг ваших музыкальных предпочтений? -^
» Занимались ли вы когда-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?
ф Какова ваша любимая веселая история?
» Каковы общие (семейные) интересы у вас с вашими собственными детьми?
«Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе? "Однозначно, директор", — ответи ло бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ. "Для меня самый главный человек в школе — это классный руководитель", — скажет он...
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" (Раз хорошие дети — значит хорошие родители!)
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни!.. (Не надо бегать по этажам и искать учителей-предметников!)
Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!..» [28, с. 6].
От имени родителя учащегося предъявите свой перечень из 5-10 требований к классному руководителю, в соответствии с которыми вы выбрали бы его для своего ребенка (если бы была предоставлена такая возможность). Проанализируйте составленный перечень с позиций классного руководителя. Если заметны противоречия — можно ли сделать их источником вашего личностно-профессионального развития?
Основы педагогической деятельности
Проанализируйте педагогическую ситуацию [67, с. 71]. В семью старшеклассника накануне 23 февраля пришло известие о гибели старшего брата в одной из «горячих точек». Внесете ли вы, будучи классным руководителем, какие-либо коррективы в подготовку и проведение предстоящего Дня защитника Отечества? Если да, то какие? Перестроите ли каким-либо образом ваше педагогическое общение с классом?
Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.
Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены), брови подняты, на лбу горизонтальные складки, лицо застывшее.
Презрение: уголки рта опущены, губы плотно сжаты (кривая улыбка), глаза сужены (взгляд холодный), брови нахмурены, голова поднята вверх.
Страдание: губы опущены (рот в болезненной гримасе), на лбу морщины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные (малоподвижный взгляд) или прикрыты.
Страх: брови приподняты, лицо искажено, рот приоткрыт, глаза расширены (взгляд бегающий).
Гнев: губы и зубы плотно сжаты, ноздри вздрагивают, глаза превращены в щели, брови резко сведены, на переносице вертикальные складки, лицо искажено (на лице судороги).
Упражнения на развитие эмпатии и педагогического общения [38, с. 62-69]
Упражнение 1. Вы ездите на работу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное положение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.
Упражнение 2. Зайдите во время родительского собрания в класс, где вы не преподаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по классному журналу или в беседе с классным руководителем).
Глава 2 Ступень педагогического общения__________ __^______________ 109
Упражнение 3. Посетите урок, где вы не преподаете (желательно в восьмом-десятом классе) и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы.
» Кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением?
» Почему (личностные качества)? -Ші1-
» То же — в наименьшей?
* Почему?
» Укажите самого большого «индивидуалиста» в классе.
* Постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близ
кими отношениями. Что их может связывать?
Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.
Упражнение 4. Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации более успешные коллеги. Анализируя их действия, используйте ваши знания о бессловесных и словесных действиях.
Упражнение 5. Вы приходите в дом, где много незнакомых людей. Ваша задача:
» первые пять минут удерживать на себе внимание (не только за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагантных манер);
» если среди гостей есть признанный «любимец публики», постарайтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обеспечить свое лидерство;
» когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебивайте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (только имейте в виду, что этого не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).
Упражнение 6. В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и есте-
Основы педагогической деятельности
ственно, как с остальными, усложните задачу попросите вашего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача — он не должен суметь это определить.)
Упражнение 7. Попросите кого-либо из коллег (завуча) проанализировать ваш урок по следующей схеме.
Таблица 16 Схема анализа урока для изучения педагогического общения
Попросите коллегу (завуча) сделать то же у ваших коллег, работающих в том же классе. Сравните с вашими данными.
Упражнение 8. Попросите учащихся вашего класса кратко
(одним-двумя абзацами) обрисовать в письменной форме способ по
ведения и общения в классе различных учителей, не называя их по
именам и отчествам (включая и вас) Листочки с такими «характе
ристиками» (по одному на учителя с просьбой их перетасовать) под
писывать не следует, и вообще это задание для учащихся должно
быть «проверкой наблюдательности и знания людей». Для них это
будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией
к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого
себя? Всех ли знакомых учителей вы узнаете по характеристикам?
Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами
упражнения 7. ^* • • ^ ан <
Глава 2 Ступень педагогического общения
БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешнего облика человека, участвующего в общении.
ВЕС — индикатор эмоционального состояния и физического самочувствия человека.
ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ — физический и психологический промежуток между партнерами в общении, характеризующий степень их взаимной близости или отдаленности.
ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ — неосознаваемый психический процесс, направленный на поддержание у человека высоких представлений о себе, внутреннего психологического комфорта, устранение или сведение до минимума ощущений страха, тревоги.
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ — непосредственно или преднамеренно создаваемое учителем визуальное впечатление о своей личности.
КОНФЛИКТ (межличностный) — противоречие, столкновение личностных смыслов во взаимоотношениях двух людей, возникающее в силу того, что оба желают реализовать в данный момент взаимоисключающие интересы.
КОНФЛИКТОГЕН — любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.
МИФ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — особого рода установка, имеющая в своей основе нереалистический подход к педагогической деятельности.
МОБИЛИЗАЦИЯ — состояние психофизической готовности человека к предстоящим действиям.
ОБЩЕНИЕ — взаимодействие субъектов (отдельных людей, групп, организаций), в котором происходит обмен рациональной информацией, эмоциями, деятельностью.
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ — гипертрофированное стремление к совершенству в собственной деятельности, сопровождающееся страхом сделать что-либо недостаточно хорошо.
ПРИСТРОЙКА — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестикуляции, позах.
РЕАЛИЗМ — ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении деятельности.
Основы педагогической деятельности
РЕЛАКСАЦИЯ — состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Иногда термин «релаксация» используется для обозначения непродолжительных, сознательно нацеленных на умственное, эмоциональное и телесное расслабление и отдых моментов педагогического взаимодействия.
РИТУАЛ — стереотипный набор последовательных действий, известных и понятных участникам и окружающим.
СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — содержание речевого действия, а также формы, в которые облекается это содержание
СТРАХ — эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия
СУБКУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и принятых в рамках некоторой реальной группы людей (возрастной, национальной, профессиональной, территориальной, группы по интересам и др.).
ЭМПАТИЯ — способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека, проникновение-вчувствование, сопереживание ситуации.
Эту главу мы начнем с анализа педагогического явления «По результатам исследований достоверно установлено, что молодые учителя, имеющие стаж работы в школе меньше пяти лет, судят об отношениях учащихся (друг к другу, к учителю, к предмету, к школе) точнее, чем опытные».
Как вы думаете, с чем связано это явление?
Сколько лет вы работаете в школе? Как вам кажется, за время вашей работы в школе ваши суждения об отношениях отдельных учащихся к вашему предмету стали более или менее точными? А об отношениях их друг к другу?
Что вы можете в этом плане сказать о ваших коллегах (более и менее опытных)?
| Поделиться: |
Поиск по сайту:
Читайте также:
Деталирование сборочного чертежа
Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей?
Собственные движения и пространственные скорости звезд