Интеллектуальные установки 7 глава




Пользуясь знаниями о конфликтогенах, проанализируйте пе­дагогическую ситуацию, фигурирующую в анекдоте.

«В младших классах дети готовятся к празднику. Учительница с ними обсуждает, как лучше украсить класс. И вдруг маленький Вовочка пред­лагает:

— А по всему потолку, Марья Петровна, давайте захреначим широ­
кую желтую ленту!

Возмущенная учительница ведет его, плачущего, к директору.

—Вы представляете, Василий Прокофьевич, что мне этот маленький
хулиган сейчас сказал!

—Ну и что же он сказал?

—Да вот прямо при всем классе: "Давайте, — говорит, — Марья Пет­
ровна, захреначим по всему потолку желтую ленту!"

—И вы так расстроились, Марья Петровна?! Не нравится желтая —
захреначьте красную!»

Выявите все конфликтогены, фигурирующие во фрагменте стенограммы урока химии в 8-м классе (2002 г., Москва, част­ная школа, дети сильно мотивированы на предмет).

 

Учитель: Мы посмотрели и обсудили видеофрагмент. А теперь откроем тет­ради и запишем тему урока: «Химические свойства воды». Первое. Ввзаимо-действие...

Алеша К.: А знаете, если!..

Алеша Ч. (перебивает): Не, а лучше если к воде...

Алеша К. (стараясь перекричать): Если в чай лимону накапать, то он!!.

Алеша Ч. (тоже стараясь перекричать): К воде!!. К воде!!. Прибавить...

Алеша К. (еще громче): Он побледнеет, да?!!!

Алеша Ч. (изо всех сил): Карбиду прибавить, то карбида бабахнет!

Оля: Да замолчите вы!!! Физический состав воды, да?! Или нет9!

Учитель (улыбаясь): На ваши вопросы отвечу за две минуты до звонка. Итак, первое химическое свойство воды...

Алеша К.: А чо Вы сейчас не ответили?! Валерий Петрович! Учитель (понижая голос):...первое свойство — взаимодействие... Алеша К.: Ва-ле-рий!! Петрович!! Да Валер-Петро-вич-же!!! Алеша Ч.: Почему карбида бабахнет! Я сам!... Алеша К.: Валерий Петрович! Ну отвечайте! Отвечайте же!

Используя рассмотренную выше классификацию, определи­те потенциально сильные стороны детей каждого из «конф­ликтных типов» и предложите будущую профессию, где эти

4 Зак 592

 

Основы педагогической деятельности

 

сильные стороны (а возможно, и сама конфликтность) могут быть наиболее успешно «пущены в дело».

Таблица 14 Задание по конфликтным типам учащихся

 

Деятельность классного руководителя складывается из двух основ­ных моментов: «повседневного воспитания», происходящего в есте­ственно складывающихся ситуациях ежедневного общения педагога с учащимися, и педагогического управления, рассмотрение которого ждет нас в главе 4. В обоих случаях важную роль играет педагогиче­ское общение.

В советской школе существовало представление, будто бы класс­ный руководитель должен с удовольствием заниматься всеми видами

 

[лава 9. Ступень педагогического общения________________________ 99

педагогической деятельности, быть готовым организовать любое ме­роприятие и представлять собой пример для учащихся во всех сторо­нах жизни. По некоторым оценкам, количество направлений деятель­ности классного руководителя достигает 250 [40].

Первым опровержением этой нелепости является положение об ограниченном числе основных видов общения. Их всего шесть, и каж­дый из них так или иначе важен для педагогической деятельности.

1. Замкнутость. Цель — уход от общения (в общении преобладает
словесное действие «отделываться»).

2. Ритуальное общение. Ритуал — стереотипный набор последова­
тельных действий, известных и понятных участникам и окружающим.
Цели соблюдения ритуалов, как правило, до конца не осознаются: это
удовлетворение потребности в безопасности и стабильности1, в отож­
дествлении себя с группой себе подобных.

Соблюдение ритуалов позволяет придерживаться общепринятых норм поведения, экономит время и уменьшает затрату сил.

Детская и подростковая субкультуры по своей сути чрезвычайно ри­туальны: вспомним успешный опыт работы скаутов, колоний А. С. Ма­каренко, пионерские заповеди, галстук, знамя, горн, барабан и т. д. — с одной стороны, и, скажем, «металлистов» или рокеров — с другой. Разработка (вместе с детьми) собственных символов и ритуалов клас­са (с последующим обязательным соблюдением) — логичный и очень важный момент в начале работы классного руководителя. Ритуалом может стать любой момент общения или школьной жизни: особая фор­ма встречи или прощания, еженедельный, ежемесячный или ежегод­ный День или Праздник, своеобразное подведение итогов четверти, оригинальная форма поздравления именинников, нестандартный ри­туал наказания «двоечника» и др. (Вероятно, у ваших воспитанников фантазия богаче, чем у автора пособия, которое вы держите в руках. Проверьте!)

Система собственных символов и ритуалов подчеркивает позитив­ные отличия своего класса от других классов, создает у ребят ощущение уникальности собственной группы (причем не столько за счет превос­ходства над другими, сколько за счет своей особости), чувство гордос­ти за свой класс, наконец — очень важное неосознанное «чувство при­надлежности». По существу, через систему символов и ритуалов вы

1 Пример из жизни российского флота. У капитанов боевых кораблей в ходу присловье: «Вы должны запомнить раз и навсегда — если в 8 00 флаг не под­нят, значит, в 8.01 наступит конец света!»

 

Основы педагогической деятельности

 

І

 

создадите свою (педагогически управляемую) субкультуру, которая может стать для учащихся класса вполне конкурентоспособной по от­ношению к другим, менее симпатичным субкультурам. А, как показы­вают психологические исследования, социализация ребенка (подрост­ка) «сразу» в общечеловеческую культуру практически невозможна. Предварительно он проходит этап «погружения» в ту или иную суб­культуру, следы которой затем остаются с ним на всю жизнь.

3. Функционально-деловое общение — осуществляется в процессе
производственной или учебной деятельности (в том числе самообра­
зования и саморазвития). Оно нацелено на результат, т. е. на создание
или совершенствование материального или духовного продукта.

 

4. Досуговое общение. Цель — заполнение свободного времени
(«структурирование времени»). Такое общение чаще всего восприни­
мается как самоцель и существует в форме «трепа», «болтовни», спле­
тен и т. п.

5. Манипулятивное общение — скрытое взаимодействие на двой­
ном уровне. Цель манипуляции — использование партнера по обще­
нию как средство для достижения какой-либо собственной цели. Ис­
ход такого общения заранее предрешен манипулятором, который
«ведет игру» (при условии, что его партнер «ведется»). Внешне мани­
пулятор совершает одни действия, а их истинное, но скрытое содер­
жание и целенаправленность совсем другие. Совместная деятельность
в данном случае не равноправная, и манипулятор при приложении
меньших усилий получает больший результат за счет действий друго­
го партнера.

6. Интимное общение — нацелено на достижение близости (любви,
дружбы, товарищеских отношений) с другим человеком. Гипертрофи­
ровать интимно-личную составляющую в общении классного руково­
дителя с учащимися, а тем более противопоставлять ее функциональ­
но-деловому и ритуальному общению — одна из типичных ошибок
начинающего учителя.

Имея ограниченное число видов, общение классного руководителя может и должно быть избирательным и по своему содержанию. Прин­цип индивидуального подхода педагог должен в данном случае при­менить не только к своим воспитанникам, но и к себе. Опираясь на сильные стороны своей личности, интересы и увлечения (ваши и ва­ших воспитанников), приступим к созданию своей авторской концеп­ции классного руководства. И начнем с определения круга тем, кото­рые станут содержанием вашего общения с классом.

Но предварительно нужно освободиться от двух мифов.

 

Глава 2 Ступень педагогического общения_______________________ Ш

Миф № 1: «Основное содержание общения классного руководите­ля с учащимися класса — успеваемость, поведение и выполнение деть­ми своих повседневных обязанностей». Эти три вечно «больных» во­проса постоянно мозолят глаза и детям, и родителям, и учителям, но больше всего — классному руководителю. Точнее, классному руково­дителю — имитатору, имеющему лишь одну личностную цель: «Чтобы все было в порядке». И когда, наконец, все будет в порядке, проблем с поведением не будет, успеваемость наладится и дети будут каждый день без понуканий убирать кабинет — я, наконец, переведу дыхание и займусь своими (непедагогическими) делами. Очевидно, что в та­ком направлении мыслит «педагог», у которого отсутствует педаго­гическая направленность, и ему нужно или активно менять себя, или уходить из школы. Третьего не дано!

Но почему же оценки и поведение — то, чем, кажется, живет вся школа, не могут быть главным в общении классного руководителя и класса? Да потому что это объективно неинтересно. Никому не ин­тересно — ни детям, ни учителям. Проанализируйте свой собственный опыт в роли ученика: как часто разговоры на подобные темы заинте­ресовывали и вдохновляли вас и ваших товарищей и как часто — подав­ляли? Выходит, основная обязанность классного руководителя — подав­лять эмоциональное состояние своих учеников? Это абсурд. И такой же абсурд скрывается в приведенной выше установке «этим живет вся школа». Школа, которая живет лишь успеваемостью и поведением, т. е. внешними, формальными показателями, — это плохая школа, в ко­торой и учиться, и работать — каторжный труд.

 

Перечисленные «больные» вопросы, конечно, не могут быть вовсе исключены из педагогического общения. Но существует закономер­ность: чем больше внимания уделяется лобовому решению «вечных» проблем, тем острее они становятся. Попробуйте самостоятельно рас­крыть психолого-педагогический механизм действия этой закономер­ности применительно к рассматриваемому вопросу.

Миф № 2: «Содержание общения классного руководителя с клас­сом содержится в журналах типа «Классный руководитель» или «Вос­питание школьников», а также в многочисленных методических посо­биях». На самом деле все публикуемые разработки воспитательных бесед, классных часов и прочих дел — всего лишь поводы для вашего дальнейшего размышления, для поиска идей и ассоциаций (а не ре­цептов и готовых схем). Вдумайтесь в формулировку следующей за­кономерности: Неавторские подходы к классному руководству не дают никакого результата, кроме формального.

 

Основы педагогической деятельности

 

і

 

Итак, содержание педагогического общения определяется в конеч­ном счете его целью. Если педагог никакой цели, кроме налаживания дисциплины и успеваемости, не преследует, то содержание его обще­ния с детьми ограничивается узким кругом одних и тех же надоевших тем. Но истинная цель педагогического общения — изменение отно­шений в детском коллективе, детей друг к другу, к себе, к учителю, к школе, к родителям, к основным жизненным ценностям.

Насколько усложняется цель общения, настолько же и расширяет­ся его содержание. И все же практика показывает, что наиболее жи­вым и «воспитывающим» педагогическое общение становится имен­но тогда, когда его содержательным центром становятся интересы педагога и его воспитанников. Двигаться здесь можно в любом направ­лении — «от педагога» или «от воспитанников». Первая линия более приемлема в случае младшего и младшего подросткового возраста, вто­рая — в случае старшего подросткового или юношеского. Но и в стар­ших классах педагог, увлеченный, например, туризмом, музыкой или театром, может сделать свое хобби основой оригинальной авторской концепции классного руководства.

Автор этих строк, например, в основу своей работы в 10 классе в свое время положил выпуск многотиражной (на базе родителей одного из учеников) газеты класса под названием «Извне». Инициатива исходила исключительно от классного руководителя и соответствовала его инте­ресам, но быстро захватила практически весь коллектив десятиклассников, среди которых нашлось множество желающих побыть корреспондентом, автором, редактором, фотографом, дизайнером-«компьютерщиком» или экономистом. (Газета должна была себя окупать — таково было условие родителей, предоставивших полиграфическую базу.) Естественным об­разом определилось и содержание общения — вокруг «нашей газеты». А об успеваемости, поведении и дежурстве уже не говорили на класс­ных часах, а просто писали в газете.

Общая логика педагогической деятельности требует, после поста­новки цели, определиться с принципами педагогического общения классного руководителя с классом. Приведенные ниже принципы вы­ведены из практики работы успешных руководителей, а значит — ап­робированы жизнью и подчиняются более общему принципу педаго­гического реализма.

Установите ясные цели. Это значит, что, во-первых, должны быть по­ставлены цели вашей с воспитанниками совместной жизни; во-вторых, эти цели должны быть ясными для вас; и, в-третьих, эти цели должны быть ясными для детей. Будут эти цели достижимыми или недостижи­мыми, большими или малыми, далекими или близкими — это вопрос конкретной ситуации и вашего «педагогического вкуса». Важно понять главное: цель перед воспитанниками ставят не для того, чтобы контро­лировать ее выполнение, а для того, чтобы она вдохновляла и звала за

 

Глава 2. Ступень педагогического общения____________________________ 103

собой. Постановка перед детьми цели как прагматичной «модели ре­зультата» возможна лишь в двух классах старшего звена. В остальных случаях цель должна быть «вызовом», создающим заряд энергии.

Начинайте с малого. Первый шаг к цели (или ваш первый шаг в роли классного руководителя) должен стать не обязательно «широким», но обязательно успешным. Именно это создаст заряд энергии для всего дальнейшего движения.

Прежде чем начинать действовать, добейтесь согласия. Дети долж­ны ощущать себя соучастниками, а не исполнителями чужой воли. Если общего согласия добиться невозможно — предоставьте несогласным возможность организовать альтернативную деятельность и потом сопо­ставьте результаты.

Советуйтесь с детьми часто и искренне. С одной стороны — это одно из проявлений эмпатии, необходимой для создания атмосферы доверия и уважения. С другой — необходимое средство текущей диагностики постоянно меняющихся интересов, состояний, настроений детей.

Не уходите от сложных вопросов, решайте их сразу. Если нужно, пе­рестраивайте деятельность на ходу. Расхождение между проектом и ре­зультатом в работе классного руководителя — обычное дело. И наоборот, нет ничего хуже, чем стремление воплотить в жизнь план с точностью до мельчайшей черточки, не считаясь с меняющимися условиями, быст­рым ростом и развитием детей и т. д.

Не вызывайте ложных надежд.

Делегируйте полномочия. Часть деятельности — сначала исполнитель­ской, затем организаторской, а на каком-то этапе и разработческой — вместо вас могут выполнять ученики. Обратите внимание: они ведь это­го хотят! Выгода здесь обоюдная. Но самое главное в том, что совмест­ная разработка и подготовка мероприятий — самая результативная вос­питывающая деятельность.

Будьте примером человека, ответственного за свои действия.

А теперь — несколько приемов, которые помогут, несколько варьи­руя их, выстроить годовой план классных часов, встреч, бесед. (Но не забывайте, что без вашего авторского «штриха» эти приемы работать не будут!)

Первый этап. Диагностика детских интересов. Стандарт­ные приемы: анкетирование детей, анкетирование родителей, личная беседа-знакомство. Менее стандартные: сочинение «Мое хобби» (мож­но договориться с учителем русского языка и литературы); игра-зна­комство, имеющая множество вариантов. Вот один из них. Все участ­ники (в том числе и классный руководитель) рассаживаются в круг, и ведущий (классный руководитель, или вожатый, или кто-либо из де­тей, заранее подготовленный) просит поднимать руки тех, к кому бу­дут относиться его вопросы. Вопросы могут быть самые разные, на­пример: «Кто родился летом?», «Кто любит мороженое?», «Кто ездил на мотоцикле?», «Кто живет на седьмом этаже?», «У кого папа воен­ный?» и т. д. Обычная последовательность задавания вопросов — от

 

Основы педагогической деятельности

 

более простых и общих к более сложным и частным. («Кто умеет во­дить автомобиль?», «Кто был в Коста-Рике?») Всех, кто поднимает руки, каждый раз приветствуют аплодисментами. Естественной частью этой игры могут стать вопросы типа: «Кто любит домашних животных?», «Кто интересуется автомобилями?», «Кто увлекается коллекциониро­ванием?» и т. д.

Второй этап. Планирование и подготовка совместного об­щения. Прием «папка-накопитель»: вы уже знаете примерные облас­ти интересов ваших детей, теперь заведите папку-накопитель с кар­машками, куда будете складывать всю попадающуюся вам интересную информацию по направлениям: домашние животные, автомобили, ну­мизматика, хип-хоп и т. д. (в зависимости от ситуации). Прием «план-матрица»: планируя свою «воспитательную работу» на полгода или на год (это, как правило, совершенно необходимое требование админист­рации), сделайте табличку. По горизонтали напишите традиционные целевые направления воспитания (гражданско-патриотическое, эко­логическое, эстетическое и т. д.), а по вертикали — направления инте­ресов ваших учеников. В квадратиках на пересечении тех или иных линий получите возможные варианты мероприятий (хотя бы класс­ных часов). Например: 21 сентября — классный час «История россий­ских орденов», готовит Вася Сидоров (гражданско-патриотическое воспитание). 5 октября — выставка фотографий «Наши домашние любимцы», ответственные Алла Иванова и Эмма Петрова (экологи­ческое воспитание). 19 октября — вечер музыки с диспутом «Класси­ка и современность», готовят Клим Белов и Илья Чернов (эстетиче­ское воспитание).

Третий этап. Совместное воспитывающее общение класс­ного руководителя и учащихся. Вот некоторые приемы, позволяющие сделать совместное общение более живым и интересным для каждого. Прием «поощрение малых талантов»: в ходе встреч, бесед, совмест­ных дел будут неожиданно раскрываться способности и умения то од­ного, то другого учащегося, нередко никак не задействованные в учеб­ном процессе или вовсе не связанные с ним. Работа с такими «малыми талантами» может стать главной работой классного руководителя на следующем этапе, ведь каждый из этих «малых талантов» заслуживает того, чтобы когда-нибудь оказаться содержательным центром педаго­гического общения. (Приемы: презентация; конкурс продуктов твор­ческой деятельности; конкурс «Мистер.../Мисс...» и т. д.).

Прием «поддержания лидерского вектора». Почти к каждому из ва­ших учеников относится закономерность: стоит поддержать в человеке

 

Глава 2 Ступень педагогического общения

 

лидерский вектор, как его личностная активность заметно возрастает. Зная интересы ваших учеников, вы можете рассматривать каждого из них как потенциального лидера в общении, происходящем вокруг его главного интереса. Очень важно, чтобы на протяжении учебного года таким ситуативным лидером мог побывать каждый. Попутно приве­дем любопытные данные одного исследования, в ходе которого деся­тиклассники создали усредненные психологические портреты лидера и ведомого (табл. 15).

Таблица 15 Лидер и ведомый

Данные подобных исследований, встречающиеся в научно-методи­ческой литературе и в периодической печати в избытке, могут стать еще одним содержательным направлением педагогического общения, в особенности в старшем подростковом возрасте. Цель такого обще­ния — самопознание, определение (обычно в ходе полемики) своего отношения к той или иной ценности или проблеме человеческих взаи­моотношений. Очевидно, и вам, и вашим ученикам было бы любопыт­но сопоставить данные социологических опросов в среднем по России с данными по вашему классу и обсудить причины расхождений.

Определившись с содержанием «специально организованного» педагогического общения, уже нетрудно придумать (точнее, выбрать из имеющегося многообразия) его форму. Это могут быть беседы, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, игры-путеше­ствия, защиты проектов, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, концерты «Ромашка» (названия песен или фамилии исполнителей номеров написаны на обороте лепестков бумажного цветка), КВН, музыкальные викторины, часы творчества, «огоньки», праздники-за­столья и т. д.

Попробуем реализовать на практике принципы продуктивного об-Щения во время классного часа:

» создание атмосферы комфортного общения, доверительного на­строя на обмен мнениями;

 

Основы педагогической деятельности

 

 

%

• &

 

» жесткое соблюдение темы (все вопросы, мнения и предложения, возникающие у детей вне обсуждаемой темы, специально фикси­руются педагогом или ответственным учащимся для последу­ющего обсуждения на другой встрече);

» абсолютное требование ко всем соблюдать регламент выступле­ний, не поддерживать каких-либо «демократических иллюзий» — такая жесткость даже нравится детям, поскольку удовлетворяет их возрастным представлениям о справедливости, важно только, чтобы это правило было принято совместно, а не навязано вами;

» каждый классный час завершается подведением итогов: что узна­ли нового и важного, в чем изменили свои взгляды и мнения, ка­кие идеи появились, какие планы разработали;

» в конце классного часа отмечаются те из его участников, кто был наиболее активен в обсуждении, предложил наиболее интерес­ные идеи и т. д.

Возможно, есть смысл оформить эти (или какие-либо другие) пра­вила в виде Договора и подписать его в начале учебного года — вам и каждым из ваших учеников?

Можно ли, по-вашему, считать показателями результативности педагогического общения классного руководителя с классом:

» масштаб увлеченности учеников общими целями и жизнью класса;

» направленность преобладающих ценностно-мировоззренческих позиций;

» уровень удовлетворенности учеников совместным общением и от­ношениями в группе;

» состояние учебной и поведенческой дисциплины, отсутствие яв­ных и острых проблем;

» наличие в классе неформальных групп общения по интересам;

» хороший морально-психологический климат в классе?

Какими показателями пользуетесь (осознанно или неосознанно) вы, ваши коллеги? Возможно, отсутствие таких показателей — это повод для разговора в учительской (в столовой, на заседаниях методобъеди-нения, на педсовете, один на один в кабинете директора)? Проанализируйте педагогический факт.

«Эксперимент, проведенный в американских школах, показал, что на­личие межгрупгювой вражды позитивно влияет на сплоченность отно­шений внутри групп, их созидательную направленность и социализацию учащихся — членов групп. Наиболее яркую созидательную роль сыграл

 

Глава 2 Ступень педагогического общения_____________________________ 1_07

искусственно введенный в жизнь группы "образ врага": с его появлени­ем сплочение группы, продуктивность и социальная направленность ее деятельности стали заметно расти. По итогам эксперимента был сделан 4 вывод о приоритетной роли "малой" (не общечеловеческой) культуры в процессе развития человеческой личности».

Осуществите целевой самоанализ педагогической направлен­ ности личности классного руководителя, ответив на вопросы.

» Чем личностно вы можете увлечь ребят?

«Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе
и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хо­
тели бы попасть? •• к

» Каков круг ваших литературных интересов?

» Каков круг ваших музыкальных предпочтений? -^

» Занимались ли вы когда-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?

ф Какова ваша любимая веселая история?

» Каковы общие (семейные) интересы у вас с вашими собственны­ми детьми?

«Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: а кто самый главный человек в школе? "Однозначно, директор", — ответи­ ло бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услы­шать и другой ответ. "Для меня самый главный человек в школе — это классный руководитель", — скажет он...

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: "А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" (Раз хорошие дети — значит хоро­шие родители!)

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни!.. (Не надо бегать по этажам и искать учите­лей-предметников!)

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять твоего ребенка, помочь ему стать са­мим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружа­ющими его людьми!..» [28, с. 6].

От имени родителя учащегося предъявите свой перечень из 5-10 тре­бований к классному руководителю, в соответствии с которыми вы выбрали бы его для своего ребенка (если бы была предоставлена такая возможность). Проанализируйте составленный перечень с позиций классного руководителя. Если заметны противоречия — можно ли сде­лать их источником вашего личностно-профессионального развития?

 

Основы педагогической деятельности

 

Проанализируйте педагогическую ситуацию [67, с. 71]. В семью старшеклассника накануне 23 февраля пришло известие о ги­бели старшего брата в одной из «горячих точек». Внесете ли вы, будучи классным руководителем, какие-либо коррективы в подготовку и проведение предстоящего Дня защитника Оте­чества? Если да, то какие? Перестроите ли каким-либо обра­зом ваше педагогическое общение с классом?

Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.

Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены), брови подняты, на лбу горизонталь­ные складки, лицо застывшее.

Презрение: уголки рта опущены, губы плотно сжаты (кривая улыб­ка), глаза сужены (взгляд холодный), брови нахмурены, голова под­нята вверх.

Страдание: губы опущены (рот в болезненной гримасе), на лбу мор­щины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные (малоподвиж­ный взгляд) или прикрыты.

Страх: брови приподняты, лицо искажено, рот приоткрыт, глаза расширены (взгляд бегающий).

Гнев: губы и зубы плотно сжаты, ноздри вздрагивают, глаза превра­щены в щели, брови резко сведены, на переносице вертикальные склад­ки, лицо искажено (на лице судороги).

Упражнения на развитие эмпатии и педагогического общения [38, с. 62-69]

Упражнение 1. Вы ездите на работу в общественном транс­порте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого пассажи­ра, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное по­ложение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.

Упражнение 2. Зайдите во время родительского собрания в класс, где вы не преподаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по классному журналу или в беседе с классным руково­дителем).

 

Глава 2 Ступень педагогического общения__________ __^______________ 109

Упражнение 3. Посетите урок, где вы не преподаете (жела­тельно в восьмом-десятом классе) и понаблюдайте за учащимися. По­старайтесь ответить на следующие вопросы.

» Кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением?

» Почему (личностные качества)? -Ші1-

» То же — в наименьшей?

* Почему?

» Укажите самого большого «индивидуалиста» в классе.

* Постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близ­
кими отношениями. Что их может связывать?

Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.

Упражнение 4. Вы входите на перемене в класс, где препода­ете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не дол­жна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной) и по­старайтесь сразу сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуа­ции более успешные коллеги. Анализируя их действия, используйте ваши знания о бессловесных и словесных действиях.

Упражнение 5. Вы приходите в дом, где много незнакомых людей. Ваша задача:

» первые пять минут удерживать на себе внимание (не только за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагант­ных манер);

» если среди гостей есть признанный «любимец публики», поста­райтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обес­печить свое лидерство;

» когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебивайте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (толь­ко имейте в виду, что этого не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).

Упражнение 6. В каждом классе у учителя есть симпатич­ные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать в контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и есте-

 

 

Основы педагогической деятельности

 

ственно, как с остальными, усложните задачу попросите вашего кол­легу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Зада­ча — он не должен суметь это определить.)

Упражнение 7. Попросите кого-либо из коллег (завуча) про­анализировать ваш урок по следующей схеме.

Таблица 16 Схема анализа урока для изучения педагогического общения

 

 

Попросите коллегу (завуча) сделать то же у ваших коллег, работаю­щих в том же классе. Сравните с вашими данными.

Упражнение 8. Попросите учащихся вашего класса кратко
(одним-двумя абзацами) обрисовать в письменной форме способ по­
ведения и общения в классе различных учителей, не называя их по
именам и отчествам (включая и вас) Листочки с такими «характе­
ристиками» (по одному на учителя с просьбой их перетасовать) под­
писывать не следует, и вообще это задание для учащихся должно
быть «проверкой наблюдательности и знания людей». Для них это
будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией
к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого
себя? Всех ли знакомых учителей вы узнаете по характеристикам?
Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами
упражнения 7. ^* • • ^ ан <

 

Глава 2 Ступень педагогического общения

 

БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешне­го облика человека, участвующего в общении.

ВЕС — индикатор эмоционального состояния и физического само­чувствия человека.

ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ — физический и психологический промежуток между партнерами в общении, характеризующий степень их взаимной близости или отдаленности.

ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ — неосознаваемый психический процесс, направленный на поддержание у человека высоких представлений о себе, внутреннего психологического комфорта, устранение или сведе­ние до минимума ощущений страха, тревоги.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ — непосредственно или преднамеренно со­здаваемое учителем визуальное впечатление о своей личности.

КОНФЛИКТ (межличностный) — противоречие, столкновение личностных смыслов во взаимоотношениях двух людей, возникающее в силу того, что оба желают реализовать в данный момент взаимоис­ключающие интересы.

КОНФЛИКТОГЕН — любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

МИФ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — особого рода установка, имеющая в своей основе нереалистический подход к педагогической деятель­ности.

МОБИЛИЗАЦИЯ — состояние психофизической готовности чело­века к предстоящим действиям.

ОБЩЕНИЕ — взаимодействие субъектов (отдельных людей, групп, организаций), в котором происходит обмен рациональной информа­цией, эмоциями, деятельностью.

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, разви­тия, воспитания.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ — гипертрофированное стремление к совер­шенству в собственной деятельности, сопровождающееся страхом сде­лать что-либо недостаточно хорошо.

ПРИСТРОЙКА — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестику­ляции, позах.

РЕАЛИЗМ — ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении деятельности.

 

Основы педагогической деятельности

 

РЕЛАКСАЦИЯ — состояние покоя, расслабление или резкое сни­жение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Иног­да термин «релаксация» используется для обозначения непродол­жительных, сознательно нацеленных на умственное, эмоциональное и телесное расслабление и отдых моментов педагогического взаимо­действия.

РИТУАЛ — стереотипный набор последовательных действий, извест­ных и понятных участникам и окружающим.

СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ — содержание речевого действия, а так­же формы, в которые облекается это содержание

СТРАХ — эмоциональное состояние, отражающее защитную реак­цию человека при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия

СУБКУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценно­стей, созданных и принятых в рамках некоторой реальной группы лю­дей (возрастной, национальной, профессиональной, территориальной, группы по интересам и др.).

ЭМПАТИЯ — способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека, проникновение-вчувствование, сопереживание ситуации.

 

Эту главу мы начнем с анализа педагогического явления «По результатам исследований достоверно установлено, что молодые учителя, имеющие стаж работы в школе меньше пяти лет, судят об отношениях учащихся (друг к другу, к учителю, к предмету, к школе) точнее, чем опытные».

Как вы думаете, с чем связано это явление?

Сколько лет вы работаете в школе? Как вам кажется, за время ва­шей работы в школе ваши суждения об отношениях отдельных уча­щихся к вашему предмету стали более или менее точными? А об от­ношениях их друг к другу?

Что вы можете в этом плане сказать о ваших коллегах (более и ме­нее опытных)?

 

Парадокс профессионально-педагогического опыта в том, что он не всегда играет положительную роль. Менее опытные учителя судят о сво­их учениках более верно, поскольку они опираются на реальность и здра­вый смысл. Это не так просто, но у них нет другого выхода. Зато у более опытных коллег такой выход есть: судить об учениках стереотипно, ис­пользуя схемы, выработанные в прежнем опыте. Например, такие: «Оч­карик — значит умный, когда отвлекся — случайно, ему простительно. А остальным — нет». Или: «Мальчики работают головой, а девочки все "берут задницей" — усидчивос



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь