Модель
| Описание
|
Модель Романа Якобсона – лингвистическая (речевая)
| – коммуникация словесных сообщений.
контекст
сообщение
адресант ------------------- адресат
контакт
код
Факторы модели: адресант – адресат (через контекст, сообщение, контакт, код).
Каждому фактору соответствует функция.
Функции речевой коммуникации:
- эмотивная (экспрессивная) - сосредоточена на адресанте (как преподносится);
- конативная – сосредоточена на адресате (повелительная форма);
- фатическая – направлена на контакт;
- поэтическая (эстетическая) – сосредоточена на сообщении;
- метаязыковая – отсылает на код (что означает то или др. слово);
- референтная – основывается на контексте;
креативная (творческая).
|
Модель Виктора Шкловского –литературная.
| Искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное – в искусстве – неважно. Шкловский первым предлагает схемы и формулы для построения произведения. Шкловский создал новые критерии объективности в литературоведении.
|
Модель Николая Евреинова – театральная
| Для совместной работы необходимо ясно понимать друг друга. Специальность режиссера – осуществлять перевод с одного семиотического языка на другой (например, книжного на язык жестов и мимики).
|
Модель Густава Шпета –герменевтическая.
| Роль слова как знака сообщения. С одной стороны – многозначность интерпретации, с другой – однозначность. Разграничение понятий: значение и смысл. Слова – воплощения разума. Изолированное слово лишено смысла, но оно есть как слово сообщения, и средство сообщения. Реальные участники коммуникативной цепочки - Слово, контекст, личность. Форма и содержание – один термин немыслим без другого.
|
Модель Владимира Проппа–фольклорная.
| Пропп предложил 31 составляющую единицу (функцию) в структуре волшебной сказки.
|
Модель Юрия Лотмана – семиотическая (знаковая и символическая).
| Ориентация на художественную коммуникацию. Лотман ввел понятие семиосферы, в которой происходит обмен информацией. Семиосфера однородна, замкнута, имеет границы.
Формы представления символов:
- вербальные – информация передается словами,
- невербальные – информация передается «языком тела»,
- предметные – автомобиль средство передвижения и показатель статуса.
|
Модель Михаила Бахтина – культурологическая
| . В основе две идеи: диалогичность и карнавализация.
Диалогичность - слово должно быть ориентировано на собеседника.
Карнавализация – праздничная коммуникация. Бахтин - теоретик смеховой культуры. Стирание разграничений ролей актеров и зрителей.
|
Модель Чарльза Морриса – прагматическая
| . Семиозис – процесс, в рамках которого нечто функционирует в качестве знака. Три измерения семиозиса:
- семантическое – отношения знаков к объектам их применения;
- риторическое (синтактика) – отношение знаков друг к другу;
прагматическое -отношение знаков к интерпретаторам, их пользователям
|
Модель Зигмунда Фрейда –психоаналитическая.
| Фрейд рассматривал цивилизацию и культуру и в аспекте подавления инстинктов. Наблюдения над массовой психологией и человеческим «Я». Фрейд лечил больных разговором, общением с ними, т.к. общение с пациентом – единственный способ заглянуть в его бессознательное.
|
Модель Жака Лакана –психоаналитическая.
| Ввел понятие «зеркальной фазы». Значимой становится обратная связь. Возникает необычная задача: анализировать поведение субъекта, чтобы обнаружить, что именно субъект не говорит. Начинает работать многоканальная коммуникация. Типология молчания: распространенные типы молчания (выжидательное,…), редкие типы молчания (от смущения,…).
Ж.Лакан выделяет сферы психики: реальная, символическая, воображаемая.
|
Модель Карла Густава Юнга – архетипическая
| . Юнг обосновал существование коллективного бессознательного, имеющего всеобщую природу. Архетип обладает неодолимой принуждающей силой, идущей от бессознательного. У человека есть способность, которая для коллектива – наиценнейшая, а для индивидуации – наивреднейшая, - это подражание. Без подражания невозможны массовые организации, общественный порядок. Ведь не закон создает порядок, а подражание, внушаемость. Архетип матери – церковь, Родина. Мы не можем разрушить ни один из имеющихся архетипов, а можем только искать их истоки.
|
Модель Ролана Барта –мифологическая
| . Миф – вторичная семиологическая система. Миф – тип коммуникации. Знаки – сводятся к функции означивания, они материал для построения мифа.
Язык 1. Означающее 2. Означаемое 3. Знак
МИФ 1. ОЗНАЧАЮЩЕЕ 2. Означаемое 3. Знак
Первая система – язык – объект.
Вторая система - миф как метаязык.
Семиолог одинаково подходит к письменному тексту и к рисунку. Ему важно, что и то и другое – знаки, готовые для построения мифа.
|
Модель Цветана Тодорова – нарративная
| Нарратив – способ организации вербального материала. Предлагается разграничивать в нарративе два вида эпизодов: одни описывают состояние, другие – переходы между состояниями. Это сопоставляется с функциями прилагательного и глагола.
|
Модель Пьера Бурдье - социологическая
| . Контекст получает у него имя – габитус. Габитус помогает отличить один класс (доминирующий) от другого (подчиненного). Политика является исключительно благодатным местом для эффективной символической деятельности, понимаемой как действия, осуществляемые с помощью знаков. Коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализовываться власти и политикам.
|
Модель Поля Грайса – прагматическая
| Предложена серия постулатов, описывающих процесс коммуникации. Разработан «кооперативный принцип» постулатов с общим требованием в рамках категорий:
- количества (не больше информации, чем нужно)
- качества (требуется говорить правду, нет доказательств – не говори).
- отношения (требуется релевантность)
- способа (избегать двусмысленности)
|
Модель Петра Ершова – театральная
| Основная идея – противопоставление сильного и слабого. Слабому нужно только самое необходимое, поэтому он суетлив и тороплив, а это ведет к ошибкам. Дружественность обнаруживается в готовности выдавать информацию. Ершов выработал интересный набор правил коммуникационного поведения, учитывающий такие контексты как «сильный/слабый», «борьба», «друг/враг». Изменение контекста ведет к изменению коммуникационного поведения.
|
Модель Александра Пятигорского – текстовая
| Основная тенденция корреспонденции – предельное сокращение времени. К этому стремится и всякое газетное сообщение. Сюжет и ситуация рассматриваются как два универсальных способа описания текста.
|
Модель Мишеля Фуко – философская
| . Предложено разграничивать три периода истории человечества по соотношению слов и вещей в рамках каждого из них:
- Ренесанс XVI век – ищется подобие (знак подобен тому, на что он указывает);
- классический период – XVII-XVIII вв. – подобие – повод совершить ошибку, ищется комментарий к знакам, язык функционирует как критика,;
современность – XIX-XX вв. – слова перестали пересекаться с представлениями (атом).
|
Модель Умберто Эко – семиотическая
| Коммуникационная модель получает следующий вид:
Отправитель – закодированное сообщения – канал - содержание сообщения – адресат - интерпретированный текст
|
Модель Йохана Хейзинги –игровая
| Рассмотрен феномен игры как обязательный феномен человеческого существования. Игровой элемент коммуникации связан с вниманием к аудитории и со значением не сколько передаваемого, сколько самого процесса передачи. Зрелищный момент становится определяющим в некоторых моментах политической коммуникации.
|
Модель Клода Леви-Строса - антропологическая
| В современном обществе утрачен критерий непосредственности. Мы общаемся друг с другом через посредников (писем, администрации, т.п.).
В любом обществе Леви видит три уровня коммуникации: коммуникация женщин, коммуникация имущества и услуг, коммуникация сообщений
|
Модель Жана Бодрийяра – вещественная
| . В категорию объекта он добавил понимание символического объекта. В понимание среды у него попадают язык красок, пространства, объемов.
. Человек не нуждается в вещах, он оперирует ими как специалист по коммуникациям. Каковы коммуникативные функции цвета? Черное, белое, серое – нулевая степень красочности.
Современный предмет функционально богат, но знаково беден. Старинный предмет максимально значим, но минимально функционален.
Логику воздействия масс-медиа Бодрийяр называет «логикой Деда Мороза». Это не логика доказательства, но логика легенды, вовлечения в легенду. Мы в нее не верим, но она нам дорога. По этому же принципу происходит воздействие рекламы.
. Индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности, к заботе, с которой его убеждают и уговаривают. Товар функционирует как забота фирмы о публике. Вещь нацелена на вас, она вас любит, вы «персонализированы» - это главное, сама покупка – вторична
Рекламные знаки выступают в плоскости «легенды».
|
Модель Жака Деррида – деконструктивистская
| Для нового понимания Деррида предлагает неологизм differances. Понятие дифферанса возникает как цепочка элементов, один из которых присутствует, второй его заменяет, но уже имеет отношение к будущему элементу. Между ними возникает интервал во времени и пространстве. Знак является заменителем чего-то существующего.
Деррида считает, что значение – не то, что содержится в словах, а то, что некто вкладывает в них, подчеркивая тем самым интенсивный характер значения.
Деррида говорит о возможности не-ответа. Искусство не-ответа или отсроченного ответа является риторикой войны, полемической хитростью: вежливое молчание может стать самым дерзким оружием и самой едкой иронией.
|
Модель Жиля Делеза -постструктуралистская
| Власть слов достигает своей кульминации тогда, когда она определяет повторение сказанного телами. Именно повторение становится идеей, идеалом.
Машины желания - термин, введенный Делезом. Социальные машины действуют на макроуровне, машины желания – на микроуровне. Либидо пронизывает все «социальное поле», его экономические, политические, исторические и культурные параметры и определения.
|
Модель Марселя Мосса – антропологическая
| Мосс предложил теорию дара. Все делается из страха нарушить этикет, потерять ранг. Нормы стоят над людьми.
Система дара предстает как чисто коммуникативная система, при которой перемещаются материальные ценности, а не информация. Часто это ценности не чисто материальные, а ценности ритуалов.
Работы Мосса посвящены и невербальной коммуникации. Это «техники тела».
|