Теоретические модели коммуникации





Модель Описание
Модель Романа Якобсона – лингвистическая (речевая) – коммуникация словесных сообщений. контекст сообщение адресант ------------------- адресат контакт код Факторы модели: адресант – адресат (через контекст, сообщение, контакт, код). Каждому фактору соответствует функция. Функции речевой коммуникации: - эмотивная (экспрессивная) - сосредоточена на адресанте (как преподносится); - конативная – сосредоточена на адресате (повелительная форма); - фатическая – направлена на контакт; - поэтическая (эстетическая) – сосредоточена на сообщении; - метаязыковая – отсылает на код (что означает то или др. слово); - референтная – основывается на контексте; креативная (творческая).
Модель Виктора Шкловского –литературная. Искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное – в искусстве – неважно. Шкловский первым предлагает схемы и формулы для построения произведения. Шкловский создал новые критерии объективности в литературоведении.
Модель Николая Евреинова – театральная Для совместной работы необходимо ясно понимать друг друга. Специальность режиссера – осуществлять перевод с одного семиотического языка на другой (например, книжного на язык жестов и мимики).
Модель Густава Шпета –герменевтическая. Роль слова как знака сообщения. С одной стороны – многозначность интерпретации, с другой – однозначность. Разграничение понятий: значение и смысл. Слова – воплощения разума. Изолированное слово лишено смысла, но оно есть как слово сообщения, и средство сообщения. Реальные участники коммуникативной цепочки - Слово, контекст, личность. Форма и содержание – один термин немыслим без другого.
Модель Владимира Проппа–фольклорная. Пропп предложил 31 составляющую единицу (функцию) в структуре волшебной сказки.
Модель Юрия Лотмана – семиотическая (знаковая и символическая).   Ориентация на художественную коммуникацию. Лотман ввел понятие семиосферы, в которой происходит обмен информацией. Семиосфера однородна, замкнута, имеет границы. Формы представления символов: - вербальные – информация передается словами, - невербальные – информация передается «языком тела», - предметные – автомобиль средство передвижения и показатель статуса.
Модель Михаила Бахтина – культурологическая . В основе две идеи: диалогичность и карнавализация. Диалогичность - слово должно быть ориентировано на собеседника. Карнавализация – праздничная коммуникация. Бахтин - теоретик смеховой культуры. Стирание разграничений ролей актеров и зрителей.
Модель Чарльза Морриса – прагматическая . Семиозис – процесс, в рамках которого нечто функционирует в качестве знака. Три измерения семиозиса: - семантическое – отношения знаков к объектам их применения; - риторическое (синтактика) – отношение знаков друг к другу; прагматическое -отношение знаков к интерпретаторам, их пользователям
Модель Зигмунда Фрейда –психоаналитическая. Фрейд рассматривал цивилизацию и культуру и в аспекте подавления инстинктов. Наблюдения над массовой психологией и человеческим «Я». Фрейд лечил больных разговором, общением с ними, т.к. общение с пациентом – единственный способ заглянуть в его бессознательное.
Модель Жака Лакана –психоаналитическая. Ввел понятие «зеркальной фазы». Значимой становится обратная связь. Возникает необычная задача: анализировать поведение субъекта, чтобы обнаружить, что именно субъект не говорит. Начинает работать многоканальная коммуникация. Типология молчания: распространенные типы молчания (выжидательное,…), редкие типы молчания (от смущения,…). Ж.Лакан выделяет сферы психики: реальная, символическая, воображаемая.
Модель Карла Густава Юнга – архетипическая . Юнг обосновал существование коллективного бессознательного, имеющего всеобщую природу. Архетип обладает неодолимой принуждающей силой, идущей от бессознательного. У человека есть способность, которая для коллектива – наиценнейшая, а для индивидуации – наивреднейшая, - это подражание. Без подражания невозможны массовые организации, общественный порядок. Ведь не закон создает порядок, а подражание, внушаемость. Архетип матери – церковь, Родина. Мы не можем разрушить ни один из имеющихся архетипов, а можем только искать их истоки.
Модель Ролана Барта –мифологическая . Миф – вторичная семиологическая система. Миф – тип коммуникации. Знаки – сводятся к функции означивания, они материал для построения мифа. Язык 1. Означающее 2. Означаемое 3. Знак МИФ 1. ОЗНАЧАЮЩЕЕ 2. Означаемое 3. Знак Первая система – язык – объект. Вторая система - миф как метаязык. Семиолог одинаково подходит к письменному тексту и к рисунку. Ему важно, что и то и другое – знаки, готовые для построения мифа.
Модель Цветана Тодорова – нарративная Нарратив – способ организации вербального материала. Предлагается разграничивать в нарративе два вида эпизодов: одни описывают состояние, другие – переходы между состояниями. Это сопоставляется с функциями прилагательного и глагола.
Модель Пьера Бурдье - социологическая . Контекст получает у него имя – габитус. Габитус помогает отличить один класс (доминирующий) от другого (подчиненного). Политика является исключительно благодатным местом для эффективной символической деятельности, понимаемой как действия, осуществляемые с помощью знаков. Коммуникация становится «действующей силой», позволяющей реализовываться власти и политикам.
Модель Поля Грайса – прагматическая Предложена серия постулатов, описывающих процесс коммуникации. Разработан «кооперативный принцип» постулатов с общим требованием в рамках категорий: - количества (не больше информации, чем нужно) - качества (требуется говорить правду, нет доказательств – не говори). - отношения (требуется релевантность) - способа (избегать двусмысленности)
Модель Петра Ершова – театральная Основная идея – противопоставление сильного и слабого. Слабому нужно только самое необходимое, поэтому он суетлив и тороплив, а это ведет к ошибкам. Дружественность обнаруживается в готовности выдавать информацию. Ершов выработал интересный набор правил коммуникационного поведения, учитывающий такие контексты как «сильный/слабый», «борьба», «друг/враг». Изменение контекста ведет к изменению коммуникационного поведения.
Модель Александра Пятигорского – текстовая Основная тенденция корреспонденции – предельное сокращение времени. К этому стремится и всякое газетное сообщение. Сюжет и ситуация рассматриваются как два универсальных способа описания текста.
Модель Мишеля Фуко – философская . Предложено разграничивать три периода истории человечества по соотношению слов и вещей в рамках каждого из них: - Ренесанс XVI век – ищется подобие (знак подобен тому, на что он указывает); - классический период – XVII-XVIII вв. – подобие – повод совершить ошибку, ищется комментарий к знакам, язык функционирует как критика,; современность – XIX-XX вв. – слова перестали пересекаться с представлениями (атом).
Модель Умберто Эко – семиотическая Коммуникационная модель получает следующий вид: Отправитель – закодированное сообщения – канал - содержание сообщения – адресат - интерпретированный текст
Модель Йохана Хейзинги –игровая   Рассмотрен феномен игры как обязательный феномен человеческого существования. Игровой элемент коммуникации связан с вниманием к аудитории и со значением не сколько передаваемого, сколько самого процесса передачи. Зрелищный момент становится определяющим в некоторых моментах политической коммуникации.
Модель Клода Леви-Строса - антропологическая В современном обществе утрачен критерий непосредственности. Мы общаемся друг с другом через посредников (писем, администрации, т.п.). В любом обществе Леви видит три уровня коммуникации: коммуникация женщин, коммуникация имущества и услуг, коммуникация сообщений
Модель Жана Бодрийяра – вещественная . В категорию объекта он добавил понимание символического объекта. В понимание среды у него попадают язык красок, пространства, объемов. . Человек не нуждается в вещах, он оперирует ими как специалист по коммуникациям. Каковы коммуникативные функции цвета? Черное, белое, серое – нулевая степень красочности. Современный предмет функционально богат, но знаково беден. Старинный предмет максимально значим, но минимально функционален. Логику воздействия масс-медиа Бодрийяр называет «логикой Деда Мороза». Это не логика доказательства, но логика легенды, вовлечения в легенду. Мы в нее не верим, но она нам дорога. По этому же принципу происходит воздействие рекламы. . Индивид чувствителен к скрытым мотивам защищенности, к заботе, с которой его убеждают и уговаривают. Товар функционирует как забота фирмы о публике. Вещь нацелена на вас, она вас любит, вы «персонализированы» - это главное, сама покупка – вторична Рекламные знаки выступают в плоскости «легенды».
Модель Жака Деррида – деконструктивистская Для нового понимания Деррида предлагает неологизм differances. Понятие дифферанса возникает как цепочка элементов, один из которых присутствует, второй его заменяет, но уже имеет отношение к будущему элементу. Между ними возникает интервал во времени и пространстве. Знак является заменителем чего-то существующего. Деррида считает, что значение – не то, что содержится в словах, а то, что некто вкладывает в них, подчеркивая тем самым интенсивный характер значения. Деррида говорит о возможности не-ответа. Искусство не-ответа или отсроченного ответа является риторикой войны, полемической хитростью: вежливое молчание может стать самым дерзким оружием и самой едкой иронией.
Модель Жиля Делеза -постструктуралистская Власть слов достигает своей кульминации тогда, когда она определяет повторение сказанного телами. Именно повторение становится идеей, идеалом. Машины желания - термин, введенный Делезом. Социальные машины действуют на макроуровне, машины желания – на микроуровне. Либидо пронизывает все «социальное поле», его экономические, политические, исторические и культурные параметры и определения.
Модель Марселя Мосса – антропологическая Мосс предложил теорию дара. Все делается из страха нарушить этикет, потерять ранг. Нормы стоят над людьми. Система дара предстает как чисто коммуникативная система, при которой перемещаются материальные ценности, а не информация. Часто это ценности не чисто материальные, а ценности ритуалов. Работы Мосса посвящены и невербальной коммуникации. Это «техники тела».




Читайте также:
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.017 с.