Вопрос № 9. Информационная политика развитых государств




Г осударственная информационная политика (ГИП) представляет собой совокупность целей, отражающих национальные интересы России в информационной сфере, стратегических направлений их достижения (задач) и систему мер их реализующих.

Государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития России - построению демократического информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество.

Основой этого перехода является создание единого информационноелекоммуникационного пространства страны как базы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

Основными задачами ГИП являются:

· модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

· развитиеинформационных, телекоммуникационных технологий;

· эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР)и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

· обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

· подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

· создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Основным средством, обеспечивающим функционирование инфраструктуры и взаимодействие субъектов единого информационно-телекоммуникационного пространства являются информационные и телекоммуникационные технологии, обеспечивающие создание информации, ее распространение и использование.

Основные положения ГИП фиксируются в нормативных правовых актах, прежде всего в законах, гармонизированных с законодательством развитых стран, и это является важнейшим основанием для реализации ГИП. Исходя из этого, решение основных задач ГИП должно осуществляться посредством различных форм воздействия на следующие объекты информационной сферы:

· система формирования и использования информационных ресурсов;

· информационно-телекоммуникационная инфраструктура;

· научно-технический и производственный потенциал, необходимый для формирования информационно-телекоммуникационного пространства;

· рынок информационных и телекоммуникационных средств, информационных продуктов и услуг;

· домашняя компьютеризация;

· международное сотрудничество;

· системы обеспечения информационной безопасности;

· правовая база информационных отношений.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Сформулирована и последовательно проводится информационная политика для Европейского сообщества, а также для стран Большой семерки. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития. Для ее реализации эти страны принимают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Особый интерес для России как члена Совета Европы представляют рекомендации Комиссии Европейского сообщества по формированию информационного общества.

Достижение главной стратегической цели ГИП - обеспечения перехода к новому этапу развития России, построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество - требует, как показывает опыт развитых стран, согласованного регулирующего воздействия государства на обе главные составляющие ГИП, обеспечивающие этот переход: социально-политическую и технико-технологическую.

ГИП должна опираться на следующие базовые принципы:

1. Принцип открытости политики - все основные мероприятия информационной политики открыто обсуждаются обществом и государство учитывает общественное мнение.

2. Принцип равенства интересов - политика в равной степени учитывает интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности (единые для всех “правила игры”).

3. Принцип системности - при реализации принятых решений по изменению состояния одного из объектов регулирования должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

4. Принцип приоритетности отечественного производителя - при равных условиях приоритет отдается конкурентноспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг.

5. Принцип социальной ориентации - основные мероприятия ГИП должны быть направлены на обеспечение социальных интересов граждан России.

6. Принцип государственного поддержки - мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы финансируются преимущественно государством.

7. Принцип приоритетности права - развитие и применение правовых и экономических методов имеет приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.

Государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи ГИП выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества.

Можно выделить три класса этих проблем.

Первый класс составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса:

− национальных информационных ресурсов - баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр. и обеспечения широкого свободного доступа к ним;

− информационно-коммуникационной инфраструктуры - территориально распределенных государственных и корпоративных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначения и общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных и т.д.

− информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий - базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения доступа к информации;

− рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;

− наконец, технологий, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.

Второй класс проблем обусловлен тем, что Россия должна строит свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами.

Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.).

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности.

Третий класс проблем определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками перехода сегодняшней России к информационному обществу.

Успешность продвижения к информационному обществу находится в прямой зависимости от информационной подготовки общества. В обществе доминирует недооценка роли информации в экономике.

 

 

Вопрос № 10. Контент - анализ: сущность, этапы проведения, роль в разработке медиаплана

 

Контент-анализ представляет собой скрупулезное и тщательное исследование текстов в целях жесткой систематизации информации в соответствии с заданными параметрами. Применяя этот инструмент, можно исследовать такие параметры, как отношение СМИ к интересующей тематике, дифференцировать материалы по инициаторам их подачи (клиент/конкурент/посредник), отследить каналы распространения информации, вычислить посредством формул запоминаемость тех или иных материалов, произвести семантический анализ текста (в случае неоднозначной трактовки).

Контент-анализ — метод исследования печатных СМИ, применяемый для оценки присутствия компании (персоны, идеи и т.п.) в прессе в сравнении с конкурирующими объектами той же категории

Контент-анализ активно используется для решения за­дач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вер­бальной информации в более объективную невербальную форму.

Контент-анализ – это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопос­тавление двух газет как двух вербальных потоков. Воз­можно также сопоставление невербального и вербально­го потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах.

Контент-анализ используется в таких областях, как изучение социальных оценок тех или иных событий, ана­лиз пропаганды, методов журналистики, изучение арсе­нала средств массовой коммуникации, психологические, психоаналитические исследования.

Что можно подсчитывать в вербальном потоке, какие типичные исследовательские модели существуют? Можно подсчитывать:

а) частоту,

б) наличие/отсутствие каких-то тем,

в) связь между темами,

г) основные темы.

При обработке текстов малого объема больше преиму­ществ имеет, конечно, качественный, а не количествен­ный анализ.

Примеры исследовательских тем: "Как культурные различия отражаются в песнях разных народов?", "Лин­гвистические различия между шизофреником и нормаль­ным человеком", "Как длина предложения влияет на восприятие текста?", "Установление автора анонимного тек­ста", "Какие характеристики отличают бестселлер, мыль­ную оперу?".

Установлены три существенные условия развития коммуникативных процессов, при которых использова­ние контент-анализа является наиболее эффективным:

1. Когда мы имеем непрямой выход на говорящего, ав­тора. Например, когда речь идет о президенте недружественно­го государства, о давно умершем писателе, о чужой про­паганде.

2. Когда языковой фактор является решающим для исследования. Есть специфические задачи, где язык очень важен, или только языковой подтекст доступен для исследователя. Например, установление шизофрении, поиск автора анонимного текста. Установление авторства текстов, принадлежащих Шекспиру, Шолохову и т.д. - это тоже задача контент-анализа.

3. Когда объем материала слишком велик. Мы имеем подобные объемы в случаях массовой коммуникации, ли­тературы, кино. Наше инди­видуальное прочтение одной - двух газет не дает возмож­ности увидеть то, что показывает анализ целого массива.

Что может быть единицей анализа? Словоили символ — это наименьшая единица. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание об от­дельном предмете. При исследовании литературы и кино, где надо отражать особенности героя, используют такую единицу, как характер.

Существуют достаточно четкие требования к возмож­ной единице анализа:

а) она должна быть достаточно большой, чтобы выра­жать значение;

б) она должна быть достаточно малой, чтобы не выра­жать много значений;

в) она должна легко идентифицироваться;

г) число единиц должно быть настолько велико, что­бы из них можно было делать выборку.

Определив единицу, следует решить, что мы будем подсчитывать. Это может быть частота, может быть мес­то (для газеты это также могут быть размер заголовка, страница, на которой размещено данное сообщение), это может быть время для телевидения, радио и кино. Следу­ет добавить, что без компьютерной обработки материала такая работа невозможна, поскольку объемы текстового материала очень велики.

Нас могут заинтересовать результаты воз­действия какого-либо события, поведение до и после по­лучения сообщения: например, экранизация на телевиде­нии и последующее увеличение спроса на книгу в библиотеках или книжных магазинах.

Контент-анализ предоставляет важный инструмента­рий для ПР. Сегодня ведутся разработки по выявлению автоматическим способом слов с негативной окраской по ряду европейских языков, что даст возможность отслеживать отрицательные отзывы прессы по заказам фирм и корпораций. Не­гатив может отражать социальные конфликты и дезорга­низацию, политическую/экономическую нестабильность и слабость, позитив — социальную связанность и сотруд­ничество, политическую и экономическую стабильность и силу

Особое место занимает контент-анализ выступлений политических лидеров Принципы проведения контент-анализа:

  1. Должен проводиться последовательно и планомерно, что непосредственно влияет на степень достоверности результатов анализа
  2. Формирование выборки и отбор материалов должны осуществляться строго в соответствии с целями и задачами исследования
  3. Должен носить объективный характер, ценность выводов обеспечивается правильным отбором кодировщиков и рекламных материалов
  4. Результаты контент-анализа должны носить количественный характер, т.к. это увеличивает точность делаемых заключений и обеспечивает более точное описание результатов и взаимосвязей между содержанием сообщения и его элементами

Применение контент-анализа:

  1. Научные цели. Направлен на изучение общих тенденций развития практики РД, определение зависимости между характерными особенностями рекламы и рекламного воздействия
  2. Прикладные цели. Осуществляется рекламодателями или РА, направлен на определение позиционирования товара и установления рекламной стратегии конкурирующих марок

Этапы проведения:

  1. Выдвижение гипотезы и постановка вопросов
  2. Определение генеральной совокупности
  3. Составление плана выборки. В случае, если реклама и рекламный контент имеют не слишком большой объем, то проводится сплошное обследование. В случае, если контент-анализ направлен на изучение более общих вопросов и большего числа образцов рекламы, то используется выборка
  4. Определение способа обработки дублирующейся рекламы. Если цель контент-анализа – исследование особенностей совокупного объема рекламы, то кодируются все РС. Если цель – исследование РС фирмы/фирм, то кодируется одно РС данного вида.
  5. Разработка системы категорий

- установление категорий, представляющих интерес. Категории должны быть связаны с вопросами и гипотезами контент-анализа

- перечисление конкретных параметров каждой категории. Параметры указывают тип характерных особенностей, степень их выраженности, их наличие или отсутствие

  1. Составление кодировочной таблицы
  2. Подготовка кодировщика
  3. Предварительное тестирование и редактирование
  4. Кодирование материалов и проверка надежности
  5. Проверка надежности. Показатель надежности:

Достоверность = 2М/N1+N2, где

М – общее число решений о присвоении кода, по которым мнение 2х кодировщиков совпали

N1, N2 – общее число решений о присвоении значений, принятых 1м и 2м кодировщиком

  1. Анализ и интерпретация данных
  2. Рекомендации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: