Прикладной коммуникативный анализ отслеживает составляющие коммуникативной цепочки.
Модель | Описание |
Модель Клода Шеннона – математическая. | Он выделил три уровня коммуникации: - технический – проблемы связаны с точностью передачи информации; - семантический – проблемы связаны с интерпретацией сообщения получателем; - уровень эффективности – проблема отражает успешность изменения поведения в связи с переданным сообщением. |
Модель Норберта Винера – кибернетическая | Один из аспектов модели – обратная связь. Любая система работает эффективно, когда она получает информацию о состоянии этой системы. При этом, обратная связь должна давать достоверную информацию. |
Модель Теодора Ньюкомба(социально-психологическая | Враги моих врагов – мои друзья. |
Модель Оле Хольсти – модель контент-анализа. | Источник(Кто) - Прооцесс кодирования(Почему)- Канал (Как)-Сообщение(Что, Как)– Процесс декодирования(С какимэффектом)- Получатель(Кому) |
Модель Вашингтона Плэтта – разведывательная | . Основные этапы информационной работы: Этап 1. Знакомство с проблемой. Этап 2. Определение используемых терминов и понятий. Этап 3. Сбор фактов. Этап 4. Истолкование фактов. Этап 5. Построение гипотезы. Этап 6. Выводы. Этап 7. Изложение. |
Модель Уильяма Юри с коллегами – конфликтологическая | . Конфликт – вполне естественное дело. Разрешение конфликта – чисто коммуникативная проблема: - на уровне интересов – потребности, желания, страхи, - что нас заботит, волнует; - на уровне права – обращение в суд – кто прав; на уровне силы – забастовка, война, драка – кто сильнее |
- Линейные модели
Основаны на схеме «стимул-реакция». Модели представляют процесс коммуникации в виде серии последовательных этапов передачи информации от одного человека к дургому.
|
- Модель Шеннона-Уивера
Клод Шэннон и Уоррен Уивер в 1940_х годах разработали модель, изображающую сообщение, исходящее из источника информации. Пройдя через передатчик, сообщение превращается в сигнал. В зависимости от уровня шума или наличия помех, сигнал доходит до приемника, где происходит его декодирование в сообщение.
- Модель Уэстли и Маклейна
Исследователи разработали модель типа “отправитель-получатель”, объясняющую другие виды коммуникации помимо телекоммуникации, такие как межличностная и массовая коммуникация. Они включают механизмы обратной связи, или процесса обратной передачи информации от получателя к первоначальному источнику, и фильтрации, т.е. некоего фактора (как правило, человека), способного контролировать прохождение информации и даже не допускать ее получение теми, кому она предназначалась.
X - любой объект или событие социальной жизни по поводу которого происходит процесс коммуникации с использованием средств массовой коммуникации.
А - источник, "пропагандист" определенных идей и позиций, целенаправленно стремящийся сообщить что-то публике относительно Х.
С - средства массовой информации или отдельные люди, относящиеся к ним.
В - аудитория.
Х' - выбор, сделанный коммуникатором (С) для доступа к каналу, а Х'' - это сообщение, модифицированное средствами массовой коммуникации для передачи аудитории.
fBA - обратная связь от аудитории (В) к источнику информации и влияния (А), общий эффект, полученный от свершившегося коммуникативного воздействия.
|
fBC - обратная связь от аудитории (В) к организатору и посреднику информационного воздействия.
fCA - обратная связь от коммуникатора к "пропагандисту", она может стимулировать, изменять или отклонять попытку целенаправленной коммуникации от А.
X3C и т.д. - наблюдения за событиями Х непосредственно коммуникативной организацией.
XВ - наблюдения за событиями Х непосредственно аудиторией.
- Интерактивные модели
Одно из наиболее удачных определений коммуникации как интерактивного процесса было сформулировано Бюро технической оценки проектов США (БТО). В отчете, представленном ныне уже упраздненным БТО, коммуникация была определена как “процесс, посредством которого происходит формулировка, обмен и интерпретация сообщений”.
1. Модель Шрама
Интерактивная модель Шрамма подчеркивает совместное использование информации коммуникантами, которые взаимодействуют друг с другом, передавая и получая сообщения. Предложенная Уилбуром Шраммом циклическая модель представляет коммуникацию в виде интерактивного и интерпретативного процесса, в ходе которого коммуниканты почти одновременно отправляют и получают сообщения. Каждый из них при этом поочередно исполняет роли кодировщика, интерпретатора и дешифратора находящихся в совместном пользовании сообщений
Транзактные модели
В транзактных моделях учитываются характер сообщения и психологическая ориентация потребителя массовой информации как факторы, определяющих степень медиавоздействия. Модели, представленные ниже, предлагают разные подходы к коммуникации как транзактному процессу на микро_ и макроаналитических уровнях. Транзактная модель БТО выделяет в рамках коммуникации три отдельных процесса — формулировку сообщения, интерпретацию сообщения и обмен сообщениями, а также подчеркивает взаимозависимость этих процессов. Данная модель предлагает микроаналитический подход к транзактной и многомерной сущности коммуникации.