Потребность в авторитете и зрелости




Проводя в одной фирме консультации по схемам отношений, сложившимся между ее ведущими работниками, я наткнулся на такую проблему: сотрудники, рассказывая о своем вице–президенте Филе, говорили так, как будто это были два разных человека.

Их мнения о Филе были противоположными: от одних я слышал, что Фил «добросовестный, склонный к сотрудничеству человек, старается изо всех сил», а от других — что Фил «тиран, требовательный, придирчивый».

В растерянности я проглядел список сотрудников компании… и тут все стало ясно: начальникам Фила нравилось его стремление угодить, но подчиненных Фил замучил избыточным контролем. Все отношения Фила с сотрудниками были неравными: на одних он смотрел снизу вверх, на других сверху вниз.

Этот пример иллюстрирует четвертую из основных потребностей развития и возрастания в образ Божий: человек должен стать взрослым, взять на себя определенную ответственность. Зрелость подразумевает полное развитие сил и знаний, ответственность, умение в разумной мере подчиняться, решение половых вопросов и способность к самостоятельному мышлению.

Полное развитие этих аспектов присуще взрослому человеку. Люди, испытывающие проблемы в области ответственности и авторитета, как правило, не справляются с какой–либо из перечисленных задач.

Библейский подход

Чтобы понять место и роль авторитета, нужно всмотреться в природу Бога. Бог — государь, правящий миром:

 

«И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество; и во власти Твоей возвеличить и укрепить все»

(1 Паралипоменон 29:12).

 

«Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой — в род и род»

(Плач Иеремии 5:19).

 

Царь, правитель, контролирует все, ведет, наставляет, руководит и исправляет.

Мудрые правители склоняются перед властью Бога. Одному неразумному царю пришлось весьма необычным способом усвоить этот урок. Чтобы отучить вавилонского царя Навуходоносора от гордыни, Господь на время низвел его ниже самых жалких из его подданных: Он дал ему разум животного. Признаком выздоровления Навуходоносора стала его готовность смиренно преклониться перед высшим Царем:

 

«По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущного, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать ему: «что Ты сделал?»

(Даниил 4:31–32).

 

Эти слова описывают неограниченную власть Бога: мир полностью подчинен Ему. Бог правит миром.

Однако, как любой хороший правитель, Бог умеет передавать власть по инстанциям. Он поручает другим осуществление Своих замыслов. Он облек властью Адама и Еву, вверив им землю:

 

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»

(Бытие 1:28).

 

На Адама и Еву возлагалась огромная ответственность. Они стали представителями Бога на земле — так посол в чужом государстве представляет своего короля или президента. Адаму и Еве поручалось управлять землей так, как управлял бы ею Сам Бог.

Если бы не совершилось грехопадение, быть может, мы бы и сейчас жили под властью Адама и Евы. Но они взбунтовались против Бога, и власть была у них отнята. Адам и Ева оказались непригодными для этой работы, а в результате одна «колония» отпала от вселенской империи. Бог — справедливый правитель, но Его творение вырвалось из–под Его власти.

С тех пор Бог не раз облекал властью других вождей: Авраама, Исаака, Иакова, судей и пророков, а также царей. Он давал им право на власть: «над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет» (Даниил 5:21).

Но все это складывалось не слишком удачно. Очередной правитель, хоть и допущенный к власти Богом, еще более удалялся от идеала, каким были Адам и Ева до грехопадения. Это походило на прогрессирующее заболевание.

Мы не сумели стать правителями земли по образу Божьему. Мы не царим на своей планете, мы позволили греху править нами (см. Римлянам 6:12,17).

В этом наша трагедия: посланцы царя сделались пленниками. В этом же причина пришествия Христа. Его смерть освободила нас от оков, от вечной изоляции во тьме: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Римлянам 6:18). Сын, облеченный властью Отца, дал нам свободу восстановить свой статус носителей Его образа, вновь научиться покоряться, править и стать Его соработниками.

Вот что такое Царство Небесное, Царство Божье: Бог возвращает Себе законное место правителя вселенной, которая вышла из–под контроля и устремилась навстречу собственной гибели. Бог искупает наши жизни и тем самым возвращает Себе принадлежавшую Ему изначально территорию. Придет день, когда Его Царство вновь сделается полным.

Вот почему такое значение имеет наша способность правильно обращаться с властью. Только умея подчиняться и править, мы можем точно распределять обязанности. Центурион, чей раб заболел, ясно понимал свое положение в иерархии. Он обратился к Иисусу с такими словами:

 

«Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает»

(Матфея 8:8–9).

 

Центурион умел подчиняться власти и делегировать свои полномочия. Иисус сказал, что в этом человеке больше веры, чем в любом израильтянине.

Нам, верующим, предстоит однажды получить такую власть и право судить, какие нам нынче трудно даже представить себе: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?» (1 Коринфянам 6:2–3). Каким–то образом мы будем призваны к той власти, какая была доверена людям изначально: «Поставил его (человека) владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Псалом 8:7).

Мы предназначены мудро править под руководством нашего мудрого Правителя. Вот почему нам важно сейчас научиться управлять собственной жизнью.

Процесс развития

— Он отбился от рук, — встревоженно сказал Роберт, и Черил, его жена, закивала. Их шестнадцатилетнего сына Билли только что арестовал инспектор по делам несовершеннолетних: подросток в третий раз был замечен в употреблении наркотиков и непристойном поведении. Лет с тринадцати Билли утратил всяческое уважение к родителям, дерзил, осыпал их ругательствами, откровенно насмехался над ними.

Эта перемена в сыне повергла Роберта в шок.

— Отец мой был военным, — рассказывал Роберт. — Со мной всегда обращались сурово, наказывали куда более жестоко, чем любого из моих друзей. Я никогда не мог угодить отцу, и я дал себе зарок: если у меня будет сын, я стану ему не отцом, а другом. А теперь Билли даже не разговаривает со мной.

В значительной степени проблемы Билли связаны с реакцией Роберта на его собственное прошлое: он хотел уберечь сына от авторитаризма, жертвой которого был он сам, а потому вообще воздерживался от руководства семьей. Все правила и стандарты поведения рассматривались как «законничество»; когда малыш Билли капризничал, родители извинялись перед ним за свою «излишнюю» строгость.

Билли не мог интернализировать модель авторитета, над ним не было власти, которая научила бы его признавать и любить благую и разумную власть. Мальчик находился в положении первых поселенцев Израиля: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Судьи 17:6). В результате Билли не научился подчиняться авторитету.

Основная задача семьи как творения Божьего — воспитать взрослых людей, которые смогут продолжить дело покорения земли Царству Божьему. Задачу семьи можно считать выполненной, если дети, подрастая, достигают ступени, на которой они сами могут распоряжаться своей жизнью, функционировать как самостоятельные взрослые люди и продуктивно пользоваться своими дарами и талантами. Они смогут также правильно распорядиться своей сексуальностью, зная, когда следует играть первую скрипку, а когда уступать.

Процесс воспитания — это путь от той стадии, когда ребенок совсем мал и не справляется с собой, до той, когда он почувствует себя равным окружающим его взрослым. Невозможно быть на равных, когда голова твоя болтается ниже плеч. Трехлетний ребенок (или тот, кто остался им в душе) не может ни общаться, ни спорить как взрослый.

В идеале подготовка человека к взрослой жизни заканчивается примерно к восемнадцати годам, в том возрасте, когда юноши и девушки обычно покидают семью. Но некоторые люди не созревают и к тридцати семи годам. Если процесс воспитания проходит успешно, ребенок приобретает собственную мораль и религиозные ценности, планы на будущее, вкусы, интересы и встраивается в социальную структуру, которая поможет ему самостоятельно продолжить путь во взрослом мире.

Зарождающаяся самостоятельность обычно дает о себе знать в двух возрастных фазах: до десяти лет и в отрочестве. От рождения ребенка до начала полового созревания воспитание заключается в проявлении любви и установлении границ. Ребенок знает, что не может делать все что ему заблагорассудится, что другие люди распоряжаются его жизнью, а ему следует прислушиваться к ним. Интернализация семейных ценностей и правил становится частью его собственного характера.

В возрасте от четырех от шести лет ребенок начинает идентифицировать себя с родителем своего пола, подготавливаясь тем самым к своей будущей половой роли. Позднее начинается соперничество за любовь родителя противоположного пола, ребенок пытается вытеснить родителя своего пола, заменить его, и это вызывает в нем чувство вины, поскольку связь с этим родителем остается очень сильной. Затем такие желания подавляются, и укрепляется идентификация с родителем того же пола. Ребенок надеется в будущем встретить такого же спутника жизни, как мама или, соответственно, папа.

С этого момента наступает вторая стадия воспитания, в которой родители постепенно должны отказываться от своих функций. От начала отрочества до ухода юноши или девушки из дома обязанность родителей состоит не в контролировании поведения подростка, а в том, чтобы помочь ему справиться с трудностями самому. Правила и границы действуют по–прежнему, но теперь они становятся более гибкими и подлежат обсуждению. Подросток должен сам «владеть» своими ценностями и отвечать за свои поступки.

Некоторым родителям легче дается первая стадия, другим — вторая. Помнится, нашу церковь посещало одно семейство, где росло семеро детей, старшему из которых едва исполнилось одиннадцать лет. Все они вели себя просто идеально, и другие родители с завистью поглядывали на них, пока кто–то, самый мудрый, не сказал остальным: «Подождите судить, пока они не достигли отрочества». Этот человек знал, что отрочество — главный тест для родителей.

Многим родителям перемена «стиля воспитания» дается с огромным трудом. Они не понимают, почему ребенок хочет проводить время не с ними, а с друзьями, почему ему больше не требуются их советы, почему он не идеализирует папу и маму, как прежде. А происходит это потому, что подростку необходимо подготовиться ко взрослой жизни, в которой он сможет полагаться на собственное представление о мире. Это представление о мире складывается не только из родительских ценностей, но и из его собственных. Если ребенок не «оттолкнется от берега», он станет легкой добычей для авторитарных лидеров, всевозможных культов и сект, боссов, подминающих под себя подчиненных, и партнеров по браку, любящих командовать, а также друзей, которые будут им манипулировать.

Для обеих сторон будет лучше, если родители позволят ребенку пройти через этот период вопросов и вызова, но они должны оставаться его советчиками, указывать ребенку на последствия тех ценностей, которые он избирает. Если ребенку позволяют задавать вопросы и высказывать сомнения, он будет гораздо лучше подготовлен к жизни, чем те, чей «бунт» был подавлен и кто восстал лишь в тридцать лет, а то и позднее. Эти подавленные дети теряют в жизни очень многое.

Итак, четвертая стадия развития увенчивает три первые. Сначала семья учит ребенка привязанности, потом приучает его к отделенности, помогает установить собственные границы и уважать границы других людей. Семья предоставляет ребенку надежное место, где он может разобраться со своими хорошими и плохими сторонами, а также с добром и злом мира, не прибегая к расщеплению. Наконец, семья поощряет разумные действия подростка, помогая ему повзрослеть и занять свое место в мире.

Значение авторитета

Авторитет подразумевает не только власть, но и опыт. Мы всегда прислушиваемся, если в новостях ссылаются на «авторитетные источники», поскольку им известно больше, чем нам. Божий замысел предполагает, что, взрослея, каждый человек становится экспертом в той или иной области: в управлении фирмой, воспитании детей или исполнении музыки. Опыт в сочетании с авторитетом дается членам Тела Христова, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом согласно Божьим предписаниям.

Взаимозависимость легче всего проследить в структуре старинной деревни или маленького городка. Кузнец подковывает лошадей, конюхи смотрят за животными, бакалейщик продает всем еду. Каждый работник необходим, и все нуждаются друг в друге.

Авторитет предполагает понимание правил, а не механическое заучивание. Однажды я видел на машине наклейку: «Мама сказала, и все!» Очевидно, так отвечает измученный родитель ребенку, упорно твердящему свое: «Почему нельзя? Почему?!» Для маленького ребенка такого ответа было бы достаточно, примерно до полутора лет он вообще не воспринимает разумные доводы. Но затем уже приходится отвечать на осмысленные вопросы, чтобы ребенок мог освоиться в своем мире. А вот когда родители говорят подростку: «Потому что я так сказал!», это является лишь признаком их неспособности руководить разумно, из–за чего они и вынуждены прибегать к давлению.

Фарисеи очень уважали правила и не могли постичь, что за традициями стоит один лишь закон — закон любви к ближнему. Правила и традиции должны служить любви, а не наоборот. Если традиция препятствует проявлению любви или причиняет боль невинным, ее надо нарушить во имя любви.

Вот почему Иисус сказал фарисеям, что они обвиняют невинных. Он позволил проголодавшимся ученикам собирать в субботу колосья, Он исцелял по субботам и осуждал тех, кто оставлял животное погибать в субботу, прибавив при этом, что человек гораздо ценнее скота (см. Матфея 12:1–7, 10–13). Фарисеи допускали, чтобы люди испытывали лишние страдания ради соблюдения правил.

Законники, склонные осуществлять контроль, обнаруживают те же свойства, что и фарисеи: соблюдение правил для них важнее любви, справедливость — это нечто внешнее, а не часть отношений. Когда подобные люди занимают высокие должности, они привлекают к себе ущербных, склонных к самоосуждению людей, бессознательно ищущих кого–то, кто бы вторил звучащей в их сердцах «родительской критике». Для таких отношений типичны образы критикующего «родителя» и вечно виноватого «ребенка», изо всех сил старающегося угодить. Возникает порочный круг, поскольку «родителю» — фарисею угодить невозможно по определению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: