Из коллекции сайта «РазныеРазности»




https://hotmix.narod.ru


[1] «Il Candelajo» («Подсвечник») — комедия Джордано Бруно. — Примеч. ред.

[2] «Philosophi sunt quodam-modo pictores atque poetae,— говорит он при другом случае, — non est philosophus, nisi fingit et pingit»; т.е. философы — живописцы и поэты, и не философ тот, кто не творит и не изображает.

[3] Они следовали в таком порядке: «De umbris udearum»; «Cantus Circaeus» («Песнь Цирцеи»); «De compendiosa architectura et complemento artis Lulli» («О сжатом построении и дополнении искусства Луллия»); «Il Candelajo» — все вышли в 1582 году.

[4] См. его трактат «De la causa, principio et uno» («О причине, начале и едином»).

[5] ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГАМ «ПИР НА ПЕПЛЕ» составлены кандидатом философских наук Я.Г. Емельяновым.

 

«Пир на пепле» — Джордано Бруно имел в виду традиционный ужин, устраиваемый католическими монахами в первый день великого поста, перед церковным пасхальным праздником в воспоминание о «тайной вечере» Христа с учениками. Церковному «ужину на пепле» противостоит у Бруно философский и антирелигиозный «пир» — празднество передовых научных идей.

Участники диспута — не реальные исторические лица, а художественные типы.

Теофил («любящий бога») — как бы отождествляется с Бруно;

Смит — председатель, ведущий собрание;

доктор Нундиний и доктор Торквато — враги учений Коперника и Бруно, представители аристотелевско-птолемеевской геоцентрической астрономии и теологического мировоззрения;

Пруденций — гуманист периода Возрождения, филолог; сперва противник Бруно, он в конце диспута становится его горячим сторонником. Диалог «Пир на пепле» посвящен прежде всего пропаганде и защите астрономических идей Коперника. Не ограничиваясь этим, Бруно излагает здесь свои новые, передовые идеи и догадки о бесконечности вселенной, бесчисленности миров, о движении Земли и других планет вокруг Солнца. Бруно высказывает и мысль о том, что «неподвижные» звезды подобны Солнцу и имеют своих спутников и т.п. В дальнейшем Бруно развил и углубил свои астрономические взгляды главным образом в книгах «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584) и «О безмерном и неисчислимом» (1591).

 

[6] Микель ди Кастельново (по-французски — Мишель де Кастельно) — французский дипломат, военный и государственный деятель XVI в. Перевел на французский язык латинское сочинение Петра Рамуса о нравах древних галлов, оставил после себя мемуары. В 1575 г. был назначен послом в Англию. В его семье, вероятно в качестве секретаря, Бруно прожил, быть может, счастливейшее время в своей жизни: с лета 1583 г. до октября 1585 г. Ему Бруно и посвятил свои итальянские диалоги «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и одно латинское сочинение.

[7] Итальянские и латинские стихи Бруно (за исключением трех его сонетов), а также цитируемые Бруно стихи Тансилло переведены М.А. Дынником; три сонета (из вступительной части диалогов «О бесконечности, вселенной и мирах») даны в переводе В.А. Ещина.

[8] Ликаон и Фиест — мифические древнегреческие цари.

[9] Повильяно — город Веронской области, в Италии.

[10] Бонифаций — персонаж из комедии Бруно «Подсвечник» (см. сокращенный перевод на русский язык Я.Г. Емельянова под названием «Неаполитанская улица», М.: Искусство, 1940).

[11] Католический орден, проповедовавший аскетизм (основан в 1367 г.).

[12] Фулк Гривелл — английский аристократ, друг поэта Филиппа Сиднея (см. примеч. 52), участник его кружка и сам поэт, впоследствии государственный деятель. После выхода «Пира на пепле» Гривелл прекратил знакомство с Бруно.

[13] У Платона в «Пире» Алкивиад сравнивает Сократа со статуей грубого и некрасивого Силена, внутри которой были скрыты статуи богов. Этот образ у Бруно встречается неоднократно.

[14] Вероятно, намек на попытку арестовать Бруно в Англии и на защиту, оказанную ему при этом Кастельно.

[15] Слово пруденций означает мудрый, разумный, благоразумный.

[16] Смысл слова фрулла — мелкий человек, болтун.

[17] Имеется в виду доктор Торквато. Торквато — от слова цепь; он носит золотую цепь на шее.

[18] Оркус — подземное царство бога Плутона — местопребывание умерших.

[19] Баран (Овен) и Бык (Телец) — названия созвездий зодиака.

[20] Томмазо ди Винченцио Caccemmo — военный; Петручо Убалдини — военный, учитель итальянского языка, писатель. Оба — итальянцы из Флоренции, жили в Англии.

[21] Арпинат, т.е. Цицерон (род. в Арпине).

[22] Бруно намекает на два своих латинских мнемонических сочинения: «Объяснение 30 печатей», Лондон, 1583, и «О тенях идей», Париж, 1582.

[23] Слепой прорицатель Тирезий из Фив и его дочь Манто (древнегреческая мифология).

[24] Сенека. Эдип, 332-335, 341-342.

[25] Тансилло. Виноградарь.

[26] Сенека. Медея, 367-370.

[27] Сенека. Медея, 440-444.

[28] Сенека. Медея, 374-379, 398-402.

[29] Ариосто. Неистовый Роланд, XXXV, 1.

[30] Тансилло. Виноградарь.

[31] Так называемые дистихи Катона, распространенные в средние века.

[32] Выражение «плавание в Анциру» — намек на безумие.

[33] Евдокс из Книда — ученик Платона.

[34] Калипп (IV в. до н. э.) — ученик Полемарха, который, в свою очередь, был учеником Евдокса.

[35] Гиппарх из Никеи (II в. до н. э.).

[36] Менелай из Александрии (I в. н. э.).

[37] Махомет Гараценский — арабский ученый Ал-Баттани (858-929).

[38] Пиетро Костанцо — итальянский историк XVI в.

[39] Эффектики и пирронисты — последователи древнегреческого скептика (агностика) Пиррона (IV ‑ III вв. до н. э.).

[40] Вергилий. Буколики, эклога III, 111; Энеида, II, 8-9.

[41] Бруно был приглашен на диспут 7 феврали 1584 г.; выступил он 14 февраля; закончился диспут 21 или 22 февраля.

[42] Возможно, что здесь были следующие итальянские приятели Бруно: Джованни Флорио — учитель итальянского языка в Англии, литератор, позже приятель Бен Джонсона и Шекспира; Альберико Джентиле — юрист, оксфордский профессор; Алессандро Читолини — поэт и философ.

[43] Гвинн — врач, философ, поэт.

[44] Вергилий. Энеида, VI, 413-414.

[45] Трехстишие из сонета Петрарки.

[46] Ариосто. Неистовый Роланд, VIII, 76 и XXVII, 117.

[47] Поспешай медленно (festina lente) — латинская поговорка

[48] Мафелина — литературный персонаж, воровка и распутница.

[49] Горькая шутка, намекающая на годы юности, проведенные Бруно в монастырской школе.

[50] Аверн — озеро близ Кум в Италии; иносказательно — подземное царство.

[51] Из сонета Тансилло.

[52] Неаполитанский поэт Марк Антоний Эпикур (1472—1555).

[53] Вергилий. Георгики, I, 121-124.

[54] Вильям Сесиль, лорд Берлей (1520—1598).

[55] Роберт Дедли, граф Лейстерский (1532—1588) — приближенный королевы Елизаветы.

[56] Френсис Уолсингем (1536—1590).

[57] Филипп Сидней (1554—1586) — английский поэт. Бруно посвятил ему свои сочинения «Изгнание торжествующего зверя» и «О героическом энтузиазме».

[58] Овидий. Метаморфозы, VII, 121-122.

[59] Овидий. Метаморфозы, IV, 665-666.

[60] Раб рабов божьих — титул римских пап.

[61] Поле цветов — площадь в Риме. Здесь 17 февраля 1600 г. был сожжен Джордано Бруно.

[62] «Ноев ковчег» — не дошедшее до нас сочинение Бруно, о котором он не раз упоминает; написано в студенческие годы.

[63] Цитата, приведенная у Бруно, взята у лютеранского теолога Андрея Осиандера, автора анонимного вступления «К читателю», предпосланного труду Коперника «Об обращении небесных сфер». Бруно разоблачает Осиандера как фальсификатора идей Коперника.

[64] Вопреки ложному утверждению Осиандера Коперник писал в начале посвящения папе Павлу III о том, что Земля действительно движется // Николай Коперник /АН СССР. 1947. С. 189.

[65] Валона — городок и порт на берегу Албании, находящийся напротив итальянского полуострова Апулии.

[66] Бруно цитирует, очевидно, полагаясь на память, «Письмо к Пифоклу» Эпикура (см. Диоген Лаэрций, X, 91).

[67] Лукреций Кар. О природе вещей /АН СССР. 1946, кн. V, стихи 564-589.

[68] Ср. Николай Кузанский. «Об ученом незнании», кн. II, глава 12.

[69] См. кн. I.

[70] Игра слов, основанная на том, что «пруденций» значит по-итальянски «благоразумный».

[71] Бруно, возможно, предугадывал существование микроорганизмов.

[72] Аристотель. Метеорология, I, 3,15-17.

[73] Платон. Федон, 109 С-Е.

[74] Псевдоаристотелевские «Проблемы», XXVI, 39; Бруно ошибочно приписывает это сочинение Александру Афродизийскому.

[75] Вопрос о существовании других миров разбирается в сочинении Аристотеля «О небе» (кн. I, гл. 8-9). Небольшое сочинение «О мире», печатавшееся в старых латинских переводах вместе с сочинением «О небе», не принадлежит Аристотелю. В нем во множестве рассеяны мысли стоиков; оно, вероятно, вышло в I в. н. э. Бруно вместе со всеми своими современниками и средневековыми писателями считал, что это сочинение принадлежит Аристотелю.

[76] Аль-Газали (1058—1111) — мусульманский теолог.

[77] Берилл — драгоценный камень, который употребляли как увеличительное стекло.

[78] Овидий. Метаморфозы, I, 177-180.

[79] Имеется в виду доктор Торквато. Торквато — от слова цепь; он носит золотую цепь на шее.

[80] Золотое руно — испанский орден.

[81] Альберт Ласкай — польский граф. В 1583 г. посетил Англию, где в Оксфорде ему был устроен торжественный прием с диспутами, банкетами и зрелищами. Джордано Бруно выступил на диспуте против официального университетского докладчика, защищавшего идеи Аристотеля.

[82] Доктор Торквато имеет в виду чертеж, находящийся в трактате Коперника «Об обращении небесных сфер», кн. I, гл. 10.

[83] Греческая и латинская пословица.

[84] Вергилий. Энеида, IV, 522-525.

[85] Греческое слово планета означает блуждающая, подвижная (звезда).

[86] Ср. Коперник. Об обращении небесных сфер, кн. I, гл. 8.

[87] Основная теплота, или первый огонь, — это солнце, которое, согласно предположению Бруно, а до него Николая Кузанского, имеет внутри значительную плотность и не схоже в своих частях.

[88] В своем латинском сочинении, поэме более позднего периода «О без мерном и неисчислимом» (1591), Бруно признает вращение звезд и Солнца вокруг оси.

[89] От этого пережитка аристотелизма Бруно позже отказался в своем сочинении «О безмерном и неисчислимом».

[90] Аристотель. Метеорология, I, 14, 1-10.

[91] Эти примеры взяты у Аристотеля. Метеорология, I, 14, 12-15.

[92] Аристотель. Метеорология, I, 14, 16.

[93] Аристотель. Метеорология, 1, 14, 4.

[94] «Чистилище ада» — не дошедший до нас диалог Бруно.

[95] Народ квиритов — римляне.

[96] ПРИМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГАМ «О ПРИЧИНЕ, НАЧАЛЕ И ЕДИНОМ» составлены кандидатом философских наук А.И. Рубиным.

[97] Микель ди Кастельново (по-французски — Мишель де Кастельно) — французский дипломат, военный и государственный деятель XVI в. Перевел на французский язык латинское сочинение Петра Рамуса о нравах древних галлов, оставил после себя мемуары. В 1575 г. был назначен послом в Англию. В его семье, вероятно в качестве секретаря, Бруно прожил, быть может, счастливейшее время в своей жизни: с лета 1583 г. до октября 1585 г. Ему Бруно и посвятил свои итальянские диалоги «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах» и одно латинское сочинение.

[98] Первый диалог не имеет непосредственной связи с содержанием четырех основных диалогов, в которых обсуждается вопрос о причине, начале и едином. Он был написан после остальных четырех диалогов и представляет собой апологию «Пира на пепле». Именем Филотея и Теофила, как и в остальных диалогах, автор обозначает самого себя. Элитропий («обращенный к солнцу») — последователь Бруно.

[99] Плутон (из греческой мифологии) — бог подземного царства.

[100] Алекто (по-гречески петух) — предвестник восхода солнца.

[101] Бруно здесь имеет в виду следующий миф: Юпитер, объявив войну гигантам, созвал совещание богов. Вакх, бог вина, и его провожатые, Силены, приехали на ослах. Ослы, увидев гигантов, испугались и издали такой рев, что гиганты обратились в бегство. Таким образом была обеспечена победа богов.

[102] Пан, Вертумн, Фавн, Приап — из греческой и римской мифологии.

Пан — бог лесов и полей, вид его внушает внезапный безумный ужас («панический»).

Вертумн — бог изменения, времен года.

Фавн — лесной бог.

Приап, сын Вакха, — бог плодородия.

[103] Смит, Пруденций, Фрулла — см. диалоги «Пир на пепле». Пруденцию в настоящем сочинении соответствует Полиинний, Фрулле — Гервазий.

[104] Ксантиппа — сварливая жена Сократа.

[105] Вулкан (из римской мифологии) — бог огня, готовит оружие для Зевса.

[106] Из первой эклоги Вергилия (стих 67).

[107] Бруно имеет в виду Оксфордский университет, который в средние века был одним из значительных центров схоластической философии. В Оксфорде преподавал Дунс Скот, учился Роджер Бэкон. Во времена Бруно университет пришел в упадок.

[108] Тобий Меттью и Мартин Кельпепер — оксфордские профессора, современники Бруно.

[109] Салмоней, царь Элиды, упоминается в «Энеиде» Вергилия; был осужден Юпитером на адские мучения за то, что соперничал с ним, подражая грому и молнии. Вергилий в шестой песне «Энеиды» (585-591) посвящает ему следующие строки:

Видела, как Салмоней жестокую казнь отбывает.

Тот, что Зевеса огням подражал и грому Олимпа.

Он, на четверке коней сидя и лампадой махая,

Через Граев народ и чрез город срединной Элиды

Шел в торжестве и себе поклонений требовал божьих:

Он, безумец! грозу и неподражаемый пламень

Медью и топом коней ротоногих представить пытался.

 

[110] Александр Диксон был последователем Бруно. В 1583 г. написал мнемоническое сочинение, в котором опирался на сочинение Бруно «О тенях идей» (1582).

[111] Мом — бог насмешки, порицания.

[112] Радамант и Минос (из греческой мифологии) — судьи в подземном царстве. Бруно намекает на следующие стихи из шестой песни «Энеиды» (432-433):

 

Урну Минос-судья сотрясает; и он же безмолвно

Сонмы сзывает и их преступленья и жизнь испытует.

 

[113] «Сборник» — сборник изречений «Вертоград» неаполитанского филолога Скоппа, распространенный в школах в XVI в.

Калепино — автор первого латинского словаря для школ, напечатанного в 1502 г.; имя его стало нарицательным.

«Рог изобилия» («Корнукопий») — пользовавшееся большой популярностью латинское комментаторское сочинение Перотти, напечатанное в 1489 г.

Ницолий — автор широко распространенного в XVI в. сочинения «Цицероновское сокровище».

[114] Тавтология — тождесловие. Акрибология — точность в выборе слов. Эскрилогия — сквернословие. Периссология — плеоназм, избыток слов.

[115] Варварский король из Сарца — один из персонажей «Неистового Роланда» Ариосто, откуда взят стих о женщинах.

[116] Переход с «вы» на «ты» составляет особенность неаполитанской речи.

[117] Все латинские изречения и цитаты приводятся в русском переводе.

[118] Платон. Тимей, 41 А-В.

[119] Чтобы понять смысл, который Бруно вкладывает в термины начало, или принцип, и причина, нужно принять во внимание, что он заимствовал и эти термины у Аристотеля; аристотелевское учение о четырех видах причин — материальной, формальной, действующей и конечной — Бруно преобразовал в следующем направлении: началом он называет внутреннюю причину всех вещей, собственно же причина, по его мысли, действует извне; из четырех причин Аристотеля у Бруно получают преобладание действующая и материальная причины. Единая субстанция, или природа, состоит, по его мысли, из материи и силы; учение его принимает материалистический и атеистический характер.

[120] Эмпедокл — древнегреческий философ-материалист и естествоиспытатель (V в. до н. э.). В основу всего он кладет четыре материальных элемента: огонь, воздух, воду и землю, присоединяя к ним две движущие силы: объединяющую и. разъединяющую, которые он называет «любовью» и «ненавистью».

[121] Бруно считает, что существует «мировая душа», которая имеет характер истинно действующей причины, притом действующей не извне, а изнутри, т.е., по сути дела, Бруно устраняет бога из своего понимания природы. «Мировая душа» лишена сознания и не обладает личностью. Таким образом, его учение приобретает характер не только материалистический, но и атеистический.

[122] Аристотель в ряде сочинений проводит идею об одушевленности всех вещей. Он называет одушевленными созвездия и стихии; в воздухе и ветре имеется нечто подобное жизни. Причиной образования органических существ он считает распространенную повсюду теплоту, имеющую характер души. Земля проходит своеобразный жизненный цикл — от юности к старости. Природа находится в процессе развития, переходя от безжизненного к живому.

[123] Бруно разделял многие суеверия своей эпохи. Он говорит с уважением о хиромантии, некромантии и астрологии; он верит в удивительные свойства драгоценных камней.

[124] Вергилий. Энеида, кн. VI, 723-726.

[125] Активные материальные начала — теплое и холодное, пассивные — влажное и сухое.

[126] Овидий. Метаморфозы, кн. XV, 153-159, 165.

[127] В «мировой душе» Бруно материя и форма неразрывно между собой связаны. Он выступает против учения Аристотеля о том, что высшая форма исключает из себя все материальное.

[128] Бруно различает следующие виды форм: 1) форма, обладающая протяженностью; части ее обладают всеми свойствами целого; так обстоит дело в неорганической природе; 2) форма, не обладающая протяженностью, но зависящая от материи; части ее не подобны целому, но каждая часть содействует деятельности целого согласно своей особой природе; такова форма, составляющая начало органической жизни; 3) форма, не зависимая от материи; части ее не только не похожи на целое, но и не содействуют деятельности целого ни в каком смысле; таков разум. В этом делении Бруно примыкает к Аристотелю, который различал элементы, или стихии, «гомеомерии» (тела с одинаковыми частями), органические тела и разум, причем стихии иногда причисляются Аристотелем к «гомеомериям».

[129] Бруно отмечает у древнегреческих философов черты, родственные своему учению, и называет в качестве своих предшественников Анаксагора, Эмпедокла, Платона и Аристотеля. В действительности же его учение решительно отличается от представлений, которые имели о мире названные философы, в особенности идеалист Платон.

[130] Филипп Теофраст Парацелъс (1493—1541) — реформатор медицины, который в своих сочинениях подчеркивал свою «необразованность»; это было в эпоху, когда «образованность» заключалась в том, чтобы комментировать Гиппократа, Галена или Авиценну.

[131] Гален (131—201) — древнегреческий медицинский писатель и философ.

[132] Авиценна (Ибн-Сина) (980—1037) — знаменитый философ и автор медицинских сочинений, живший в Средней Азии и писавший по-арабски.

[133] Подразумевается Петр Рамус (1515—1572), выступавший против Аристотеля в своих сочинениях по логике, которые высоко ценились гуманистами. Последователи его в Англии боролись против Бруно и его сторонников.

[134] Подразумевается Франческо Патрици (1529—1597). В сочинении «Перипатетические дискуссии» (1571-1581) он защищал идеализм против материализма и старался доказать, что все хорошее Аристотель заимствовал у Платона, а то, что Аристотель сам внес, — дурно. В своем главном труде «Новая философия вселенной» (1591) Патрици проводит мысль об одушевленности вселенной и принимает учение Коперника. Это сочинение осталось неизвестным Бруно, который начиная с 1592 г. находился в застенках «святейшей» инквизиции.

[135] Главное сочинение Бернардино Телезио (1508—1588) — «О природе вещей согласно собственным принципам» (1565-1586). Первые две книги этого произведения вышли в Риме в 1565 г. и были известны Бруно, когда он писал свое произведение «О причине, начале и едином». Телезио развивал точку зрения сенсуализма и наивного материализма: всякое познание должно исходить из чувственного опыта, так как чистый разум своими собственными силами не может дойти до познания природы. Душа — тонкая, подвижная материя, но способность к ощущению не ограничивается ею, а свойственна всей материи вообще.

[136] Авицеброн — на самом деле не араб, а испанский еврей, схоласт Соломон Ибн-Гебироль (вторая половина XI в.). Его главное сочинение называлось «Источник жизни».

[137] Бруно говорит об эволюции своего материалистического миропонимания. Сначала он был последователем Демокрита и других материалистов, считавших, что только материя является, в противоположность форме, субстанцией вещей. В дальнейшем Бруно стал различать: 1) материю как противостоящую форме и 2) материю в высшем смысле слова, которая возвышается над этой противоположностью материи и формы.

[138] Бруно имеет здесь в виду Парацельса, который учил, что тело делится на соль, серу и Меркурий, т.е. ртуть.

[139] Бруно имеет здесь в виду сочинение «О душе мира и природе», ложно приписываемое пифагорейцу Тимею из Локр.

[140] АКЦИДЕНЦИЯ [ < лат accidentia случайность] - 1) фил случайное, преходящее состояние, несущественное свойство предмета, 2) иначе акцидентный набор - мелкие типографские работы полиграфическое воспроизведение бланков, афиш, ярлыков, суперобложек, заставок и т. п.

[141] Аристотель в IV книге «Физики» (гл. 7—9) отвергает понятие пустоты. Он утверждает, что пустое пространство, если бы оно даже существовало, не только не объяснило бы движения, но, наоборот, сделала бы его невозможным. Бруно не согласен с аристотелевским определением пустоты и считает доводы Аристотеля неубедительными. Критику понятия пустоты у Аристотеля Бруно дает в сочинении «О бесконечности, вселенной и мирах» (см. речь Филотея, с. 157-158 на стоящего издания).

[142] Гермес Трисмегист — легендарное лицо; ему приписывали сочинение «Собрание герметических книг», вышедшее в конце III в. н. э., где пифагорейско-платоновский идеализм объединяется с воззрениями, заимствованными из египетской и восточных религий. Взгляды эти имели большой успех у средневековых схоластов, в особенности у алхимиков.

[143] Бруно имеет в виду так называемую «гуморальную теорию», т.е. учение о четырех основных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Правильное смешение их считалось необходимым условием здоровья организма, и в случае нарушения соотношения между ними от врача требовалось восстановление такового. Эта теория, приписываемая Гиппократу, поддерживалась Галеном и господствовала в течение всего средневековья. Парацельс отвергал эту теорию.

[144] Материалистическое учение Бруно о том, что в последнем счете телесная и духовная субстанции сводятся к одному корню, в известной степени предвосхищает учение Спинозы о единой субстанции, имею щей два атрибута — мышление и протяженность.

[145] Аристотель материю как женское начало противопоставляет форме как началу мужскому. Подобно материи, женщина лишена активности. Материя мешает природе, ее целям и служит причиной уродств и безобразий в том случае, когда форме не удается преодолеть сопротивление материи. Педант Полиинний раздувает эти положения Аристотеля, доводя их в своем усердии до явной нелепости.

[146] Под сенаторами царства Паллады подразумеваются философы как служители Паллады, богини мудрости (древнегреческая мифология).

[147] Ариосто. Неистовый Роланд. 27 песня.

[148] Орфей (древнегреческая мифология) был растерзан фракийскими менадами за свое презрение к женскому полу (Овидий. Метаморфозы, кн. 10 и 11).

[149] Цитата составлена из двух различных стихов Горация: кн. I писем, 1, 88, и кн. II писем, 3, 6.

[150] Секунд из Афин, «молчаливый философ» (II в. н. э.). В средние века его изречения пользовались популярностью. Он был женоненавистником и считал женщин «неизбежным злом».

[151] Мария да Кастельново — дочь Микеля ди Кастельново, которому Бруно посвятил эти диалоги; Мария да Бостель — жена Микеля ди Кастельново.

[152] АКЦИДЕНЦИЯ [ < лат accidentia случайность] - 1) фил случайное, преходящее состояние, несущественное свойство предмета, 2) иначе акцидентный набор - мелкие типографские работы полиграфическое воспроизведение бланков, афиш, ярлыков, суперобложек, заставок и т. п.

[153] Вещь, охватывающая любой род, неделима — относится также к абстрактным родовым понятиям. Они — «индивидуумы», т.е. неделимы, поскольку они едины, в противоположность множеству объектов, к которым они имеют отношение.

[154] Аверроэс (Ибн-Рошд) (1126—1198) — знаменитый арабский философ и комментатор Аристотеля. Аверроэс развивал учение Аристотеля в материалистическом направлении, утверждая, что формы естественных вещей в виде потенций (возможностей) уже заключены в материи, из которой они извлекаются благодаря воздействию актив ной причины. Он утверждал, что душа во всех своих функциях связана с телесным организмом, а, следовательно, индивидуальное бессмертие невозможно. Бруно признавал заслуги Аверроэса, но справедливо упрекал его в слепой приверженности к Аристотелю.

[155] Выражение идеальные отпечатки означает у Бруно идеи.

[156] Бруно критикует с материалистических позиций учение Аристотеля и указывает на трудности, вытекающие из философии Аристотеля, так как в конечном итоге у него форма отделяется от материи. Формы суть вечные принципы и не могут находиться в «первом двигателе»: в таком случае они были бы внесены в материю извне, а, согласно Аристотелю, материя носит в самой себе возможность частных форм. Формы нельзя искать также в потусторонних вещах: ни в звездах, ибо эти единичные существа не спускаются к нам со своих высот, ни в платоновских идеях, отделенных от материи, ибо эти последние, как говорит сам Аристотель, — пустые фантазии. Следовательно, формы приходится искать внутри самой материи, которая равна самой себе и к которой они относятся как акциденции к субстанции. Но в таком случае материя — источник всей действительности, чем она, согласно Аристотелю, ни в коем случае не должна быть. Таким образом, учение Аристотеля приводит к безвыходным противоречиям. Бруно приходит на этом основании к тому выводу, что материя обладает субстанциальным характером и что в ней возможность не отличается от действительности.

[157] Давид из Динанта — философ конца XII в., сочинения которого были осуждены церковью в 1209 г. Он учил, что бог, разум и материя — одно и то же. Бог — материальный принцип всего. Разум содержит возможность всего бестелесного, материя же содержит возможность всех телесных субстанций. Если бы разум и материя отличались друг от друга, то над ними должна была бы находиться высшая материя, которая заключала бы в себе возможность их обоих. Но так как над первичной материей нет ничего, то разум и материя — одно и то же, и оба — то же самое, что и бог.

[158] Бруно имеет в виду гимн Зевсу стоика Клеанта (331—232 гг. до н. э.).

[159] В мысли Бруно о том, что субстанция не уничтожима, а изменение и множество относятся к акциденциям, заключается признание вечности вселенной.

[160] Чтобы понять резкий отзыв Бруно об Аристотеле, надо принять во внимание, что учение Аристотеля, искаженное средневековыми схоластами, являлось господствующей идеологией феодального строя и служило сильнейшим тормозом для движения науки вперед. Об этом искажении Ленин говорит следующее: «Поповщина убила в Аристотеле живое и увековечила мертвое... Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания, лабиринт, заплутался человек» (В.И. Ленин. Философские тетради, 1947, с. 303, 304).

[161] Бруно имеет здесь в виду Аристотеля, которого он и раньше упрекал в извращении учений древних авторов.

[162] Бруно подходит здесь к наивно диалектическому представлению о противоречии и полемизирует с Аристотелем, который следующим образом определяет основной закон формальной логики: «Из двух высказываний, из которых одно утверждает то же самое, что отрицает другое, одно всегда ложно, другое же истинно».

[163] Аристотель в «Метафизике» (кн. XII, гл. 10) требует, чтобы философия исходила из единого высшего принципа. В подтверждение этого положения он приводит стих из «Илиады» (песнь 2, 204): «Нет в многовластии блага; да будет единый властитель».

[164] В последний период своей жизни Платон ввел в свою теорию идей значительные элементы пифагорейского учения о числах. Догадка Бруно, что под «большим» следует подразумевать поверхности, а под «малым» точку, не находит подтверждения в исторических источниках.

[165] Архита из Тарента (430—348 гг. до н. э.) — греческий математик, философ пифагорейской школы. Бруно, опираясь на свидетельство Симплиция, приписывает Архите сочинение о категориях, многочисленные отрывки из которого приводятся Симплицием в его комментарии к «Категориям» Аристотеля. На самом же деле это сочинение вышло из неопифагорейской школы; оно приписывалось неопифагорейцами Архите для обоснования того ложного утверждения, будто бы уже он открыл аристотелевские категории.

[166] Бруно, примыкая в этом вопросе к Николаю Кузанскому, доказывает возможность плодотворного применения принципа совпадения противоположностей в математике.

[167] Николай Кузанский (1401 —1464) — в некоторых отношениях философский предшественник Бруно; сторонник принципа совпадения противоположностей.

[168] Говоря об активных качествах, Бруно имеет в виду учение Бернардино Телезио о природе, согласно которому в природе имеется два активных принципа, или начала (теплое и холодное), и телесная масса, которая под влиянием теплоты расширяется и разрежается, а под влиянием холода сжимается и сгущается. Теплое начало производит всякое движение и жизнь, а холодное — неподвижность и покой. Оба эти на чала находятся между собой в постоянной борьбе, причем ни одно из них не может быть уничтожено целиком. Благодаря этой борьбе из материи, которая сама по себе не имеет качеств, возникают единичные вещи.

[169] Бруно имеет здесь в виду учение Аристотеля о «лишении», или «стерезисе», с которым у Аристотеля связано понятие материи. Поскольку материя обладает возможностью принимать различные формы, к ней в строгом смысле слова не применим логический принцип недопустимости противоречия (закон противоречия).

В «Метафизике» (кн. IX, гл. 9) Аристотель приводит пример возможности сочетания противоположностей. То, что способно быть больным, в то же самое время способно быть здоровым, потому что имеется возможность быть как здоровым, так и больным. Но способность совмещать противоположности относится только к возможности, потому что в действительности противоположности не могут совмещаться. Так, в действительности человек не может в одно и то же время быть и здоровым и больным. У Бруно возможность и действительность совмещаются в сущем, согласно его наивному принципу совпадения противоположностей. Бруно критикует Аристотеля за то, что последний, имея в «лишении» такую точку, где объединяются противоположности, не сумел пойти дальше в этом направлении и остановился на полдороге.

[170] Примечания составлены кандидатом философских наук А.И. Рубиным.

[171] Из четырех собеседников под именем Филотея, как и в других диалогах, разумеется сам Бруно; Эльпин — любознательный ученый, который охотно слушает Бруно; Буркий — сторонник здравого смысла, а вместе с тем и аристотелевской философии; он преклоняется перед общепринятыми авторитетами и оказывается совершенно неспособным усвоить новое учение Бруно. Возможно, что в его лице Бруно хотел сатирически изобразить оксфордских ученых, споривших с ним и отстаивавших систему Птолемея. Четвертым собеседником является уже не литературный персонаж, а действительное лицо — Джироламо Фракасторий (1478—1553), автор работ по астрономии, философии и медицине. Он опровергал учение Птолемея об эпициклах и как астроном оказал влияние на Бруно. Фракасторию приписывается первая идея телескопа. В философии он боролся с учением о скрытых качествах; он был сторонником атомистической теории, считал, что все тела обладают взаимным притяжением и что электрические, магнитные и физиологические явления имеют своей причиной невесомое начало. Возможно, что Бруно вводит его как сторонника и помощника Филотея ввиду того, что Фракасторий пользовался большим авторитетом в мире ученых. В третьем диалоге он играет главную роль; здесь он приводит в пользу нового учения целый ряд космологических аргументов и опровергает доводы аристотеликов.

[172] Бруно сравнивает роль чувств по отношению к разуму с ролью свидетелей по отношению к судье. Чувства способны обратить внимание разума на известные проблемы, но не могут дать окончательное решение. Мало того, показания чувств даже в качестве свидетелей не заслуживают полного доверия, а нуждаются в проверке.

[173] Бруно излагает свое учение о четырех видах познания. К первому виду познания Бруно относит чувственный опыт. Второй вид познания носит логический характер: истина отыскивается посредством логических аргументов и рассуждений. Третий вид познания представлен интеллектом, который доходит до принципов; в принципе заключается единство противоположностей. В своем произведении «О причине, начале и едином» Бруно доказывает, что материя, откуда все природные формы происходят и куда они снова возвращаются, является субстанциальным принципом и может быть понята лишь посредством интеллекта. Четвертый вид познания — истина заключается в духе — предвосхищает интуитивное познание Декарта и Спинозы.

[174] Бруно передает учение Аристотеля, излагаемое в «Физике» (кн. IV. гл. 1-5). Согласно этому учению место, или пространство, не есть ни форма, ни материя, ни промежуточное пространство; оно — «граница объемлющего тела по отношению к объемлемому»; место не есть пространство, занимаемое телом, а его граница; при этом оно мыслится отделимым от вещи и неподвижным. Оно подобно неподвижному сосуду.

[175] Астрономическая теория Аристотеля изложена им, главным образом, в сочинении «О небе» (кн. I, гл. 9). Он учил, что вокруг неподвижного земного шара вращаются концентрические сферы, к которым прикреплены Луна, Солнце, пять планет и неподвижные звезды. Небо неподвижных звезд, которое называется «первым небом», приводится в движение непосредственно объемлющим его божеством. Принципом движения остальных сфер служат принадлежащие им особые духи. Так как внешние сферы относятся к внутренним, как форма к материи, движущее к движимому, то каждая из сфер сообщает свое движение всем объемлемым ею сферам таким же образом, как это делает самая внешняя из сфер, увлекая их всех в своем ежедневном вращении. За пределами неба нет ни пространства, ни времени, ни пустоты.

[176] Здесь, возможно, Бруно намекает на Эпикура, согласно которому боги обитают в промежутках между мирами.

[177] Небо занимает место акцидентально — значит, что небо занимает место случайно. Небо, согласно Аристотелю, существует само в себе, т. е. носит субстанциальный характер, но место оно занимает случай но, посредством своих частей, а не вследствие своей необходимости. Бруно доказывает нелепость концепции Аристотеля.

[178] У Платона в «Тимее» (52 А) под материей понимается пространство.

[179] Теологическая идея о том, что творец мира добр, лишен зависти и поэтому сотворил вещи по своему подобию, проводится Платоном в «Тимее» (29 Е).

[180] Ср. с этим диалоги «О причине, начале и едином» (с. 119 настоящего издания); «...всякая возможность и действительность, которая в начале как бы свернута, объединена и едина, в других вещах развернута, рассеяна и умножена».

[181] Подразумевается крайняя сфера, к которой прикреплены неподвижные звезды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: