Цель: развитие навыка самоконтроля.
«Сейчас я опишу вам ситуацию. Действие происходит в шумной компании, ваш знакомый привел вас в шумную компанию сверстников. В этой компании есть разные люди: кто-то пытается уязвить ваше самолюбие, кто – то кажется понимающим. У вас, как и у многих других людей есть некоторые проблемы, которые не решены и гнетут вас. Вам предлагают попробовать какой – то наркотик. Эта идея кажется вам очень привлекательной – решить с помощью наркотика все свои проблемы, разом избавиться от постоянно гнетущего вас чувства неуверенности в себе. Вас начинают уговаривать, вас это привлекает.
Внимание: Скажите себе «Стоп».
Вы смогли сделать это. Вы сказали себе «Стоп», над вами начинают смеяться, вам говорят обидные вещи, вас унижают.
· Что вы будете делать?
· Как сохраните самоуважение?
· Найдите способ повысить его.
· Что вы при этом чувствуете?
Разминка: «Постройтесь по росту».
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того, как все участники найдут свое место, дать команду: открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
· Сложно ли было выполнить это задание?
· Что им помогало?
Упражнение «Марионетка».
Цель: Определить, что может чувствовать человек, когда им кто – то управляет, когда он не свободен.
Участники должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть должны играть роль кукловода – полностью управлять всеми движениями куклы – марионетки, а третий участник играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула, на расстоянии 1.5 – 3 метра. Цель кукловодов перевести «куклу» с одного стула на другой, при этом кукла не должна сопротивляться тому, что с ней делают кукловоды.
|
Обсуждение:
· Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы?
· Понравилось ли им это чувство?
· Комфортно ли им было?
· Хотелось ли им что – то сделать самому?
5. Упражнение «Жизнь с болью».
Цель: понять, что происходит с жизнью зависящего человека, ощутить его боль.
Раздаются 12 листочков каждому.
Инструкция: Напишите на листочках 4 любимых блюда, 4 самых близких человека, 4 любимых занятия.
Когда все участники готовы, ведущий говорит: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что зависимый человек не может контролировать ситуацию, что человек остается один.
Обсуждение:
· С каким чувством вы отдавали первые листочки?
· Что вы почувствовали, когда отдавали любимые вещи?
· Когда выбор было делать труднее, в начале или в конце игры?
· С легкостью ли вы расстались с тем, что забрала я?
· Вот так и наркотики забирают у человека самое близкое, самое дорогое.
Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? (обсуждения детей)
|
Занятие 6.
Тема: Заключение
Цель: рефлексия проведенных занятий и полученного на них опыта «заземление»
Приветствие «Аплодисменты».
Каждый из участников выходит в круг и представляется по имени (можно по имени-отчеству, фамилии, т.е. как удобно самому представляющемуся). При этом группа точно знает, что перед ней знаменитая, выдающаяся личность. Поэтому она встречает участника аплодисментами и бурными овациями.
Упражнение «Скульптура зависимости»
Участники путем “броуновского движения” делятся на группы по 3 человека. Каждая из них должна придумать и показать скульптуру любого вида зависимости (алкогольной, наркотической и т.д.). Когда одна группа показывает, остальные должны попытаться угадать, что она обозначает. После этого показывающие говорят, что они имели в виду, создавая композицию и почему именно этот вариант выбрали.
Рефлексия занятий.
Ребята, пришел к завершению курс ЗОЖ. Я думаю вы много чего узнали, много чему научились. А теперь я хотела бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, т.е. поделились впечатлениями о проведенном тренинге.
Участники по кругу делятся своими впечатлениями, отвечая на вопросы:
Что я хотел от занятий?
Чему я научился во время обучения?
Над чем хотел бы работать дальше?
Как буду использовать полученный опыт в повседневной жизни?
Что мне может в этом помешать?
Какие ресурсы (качества, способности, знания и т.д.) есть у меня, чтобы преодолевать препятствия?
4. Упражнения «незаконченные предложения об ответственности» Проводится аналогично описанному ранее.
Быть ответственным для меня означает…
Некоторые люди более ответственны, - это люди, которые…
Безответственные люди – это…
Самый тяжелый вид ответственности для меня – это …
Ответственного человека я узнаю по …
Чем сильнее моя ответственность, тем больше я …
Я побоялся нести ответственность за …
Быть ответственным по отношению к самому себе – это…
Я несу ответственность за…
Проводится обсуждение в парах и кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень ответственности за свои чувства, мысли, поступки. Проводятся отличия в понимании «ответственности за других» и «ответственного отношения к другим».