Профилактическая
Психолого-педагогическая программа
«Я выбираю жизнь»
Автор - составитель:
педагог – психолог
Бондарева
Елена Анатольевна
Оглавление
Аннотация……………………………………………………………..... 3
Учебный план…………………………………………………………… 7
Учебно-тематический план……………………………………………. 9
Учебная программа……………………………………………………..11
Пояснительная записка ……………………………………………….. 11
Основное содержание …………………………………………….…...14
Литература……………………………………………………….……...38
Методические рекомендации ………………………………………… 39
Приложения……………………………………………………….…….40
Отзывы о практической апробации программы……………...……....57
Рефлексивный отчет……………………………………..………….....61
Аннотация
Подростковый период психологи называют самым трудным периодом жизни человека. Еще не взрослый, но уже и не ребенок пытается реализовать себя, определить свои интересы, укрепить свои позиции в отношениях с окружающими. Подросток ищет выход из ситуаций, опираясь в основном на свои эмоции и чувства. Он отчаянно отстаивает свою точку зрения, зачастую не соглашаясь с очевидным…
Такое поведение весьма выгодно для распространителей наркотиков, который предлагается подростку как вариант решения всех проблем. Кто-то откажется, а кто-то согласится, пополнив армию наркоманов. Что делать, чтобы подростки не соглашались принимать ПАВ, считали все без исключения дурманящие средства ядом, постепенно отравляющим и лишающим жизни? Что делать, чтобы они не верили байкам, что «легкие» наркотики абсолютно безвредны и не вызывают привыкания, что от наркотиков умирают те, кто вовремя не остановился, но я не такой, и со мной этого не случится?...
|
В настоящее время наблюдается стремительный рост числа потребителей психоактивных веществ. Чаще всего в экспериментирование с ПАВ вовлекаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Для того, чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы среди подростков: не все из них правильно понимают степень опасности алкогольной и наркотической зависимости. Твердая личная позиция негативного отношения к ним – гарантия того, что в случае столкновения подростка с предложением ему алкоголя или наркотика, он откажется. Профилактический тренинг «Я выбираю жизнь»направлен на предотвращение употребления подростками алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.
Актуальность программы определяется социально-значимой необходимостью борьбы с курением, алкоголем и наркоманией и по профилактике употребления ПАВ подростками.
Разработанная мною программа «Я выбираю жизнь» нацелена, в первую очередь, на формирование у детей знаний, навыков и отношений, необходимых для принятия информированных решений для отказа от употребления наркотиков, алкоголя и табакокурения.
Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
|
Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости - разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, а их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.
Новизна работы заключается в том, что она представляет собой практически первый опыт обобщения разных методов работы с подростками. В качестве одного из основных методов работы,мной разработан тренинг по профилактике зависимости ПАВ у подростков.
В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в понимании каждым участником проблемы наркотической зависимости. В процессе тренинга развиваются техники самопознания и понимания проблемы: анализ, обратная связь, рефлексия.
Данная программа имеет практическую целесообразность т.к. отражает наиболее актуальные проблемы современного общества, динамическое развитие и системность. Формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств, доступна для реализации.
Тренинг «Я выбираю жизнь» направлен на предотвращение употребления подростками курения, алкоголя и наркотиков, а также на пропаганду здорового образа жизни.
Основной целью предлагаемой программы является, профилактика социальной дезадаптацииподростков, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни.
Основные задачи:
1. активизировать размышления о вреде ПАВ и его последствиях.
|
2. формировать установки активного неприятия ПАВ и обоснованного отказа от него.
3. формировать мотивацию к сохранению здоровья.
Адресат:
Даннаяпрограмма предназначена для проведения занятий с группой учащихся 8 – 9 классов в количестве 20 – 25 человек.
Продолжительность курса:
Программа рассчитана на 6 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: февраль - март.
Ожидаемые результаты реализации программы:
· Улучшение осведомленности подростков об опасности употребления ПАВ.
· Формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни.
· Отсутствие случаев употребления и злоупотребления табакокурения, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
Сведения о практической апробации программы:
Апробация программы проведена на базе ГБОУ СОШ сПестравка с учащимися 8 -9 классов. Программа проходила апробацию 2 года, с 2016 – 2018 год, в ней приняло участие 165 человек.
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора Директор ГБОУ СОШ с. Пестравка
по воспитательной работе _____________Л.А. Казачкова _________А. М. Тенизова «________»_______2019 г
«______»________2019 г.
Учебный план