1. Философская мысль в Др. Индии и Др. Китае.
2. Основные направления и проблемы античной философии.
2.1Натурфилософия.
2.2Античная философия классического периода.
2.3Эллинистически-римская философия.
Буддийская философия
Буддизм религиозно философское учение, распространившееся в Индии (после V века до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III века до н. э.), а также в иных регионах.
Его основателем считается реально живший Сиддхартха Гаутама, известный под именем Будда (буддха - просветлённый).
Буддийской учение резко выступило против древней ведийской традиции и отрицало все формы ритуалов и церемоний. В буддизме нет понятия Бога как творца и высшего существа, признавая множество божеств индусов, перенесённых в буддийскую систему, ставит их ниже Будды. По буддийскому учению нет и не может быть никакого откровения свыше. Учение Будды – это учение созданное им самим, без помощи какой-нибудь высшей силы. Формируя своё учение, Будда опирался на знакомую всем индийцам брахманисткую традицию. Используя в своём учении принцип перерождения (сансары), идею возрождения (кармы), понятие дхармы вносит в него существенные изменения.
Если брахманы говорили о том, что путём различных для каждого сословия обрядов, жертв, молитв можно достичь хороших перерождений, то буддизм объявил всякое перерождение, все виды бытия несчастьем и злом. Поэтому цель буддизма – прекращение перерождений и достижение нирваны. «Нирва» с санскрита переводится как «затухание», «угасание». Это состояние абсолютной отрешенности, достигаемой при жизни (благодаря отказу от желаний) и уничтожающее возможность нового перерождения после смерти.
|
Жизнь в буддизма не может быть благой, ибо она наполнена страданиями. Следовательно, высшим благом является смерть, жизнь – это, то, что надо преодолеть. Человек желающий достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром, в том числе и от философских и религиозных учений. Философия, по мнению буддизма должна быть средством освобождения, а не знаниями, которыми человеку следует просто обладать (как плот, который нужен человеку, чтобы только пересечь реку, а не для того чтобы нести его всегда с собой).
Буддизм выдвигает идею анатма – отсутствие души как цельного, вечного и неизменного начала (перерождение души заключается в приобретении нового качества).
Суть буддийского вероучения выражают так называемые «четыре благородные истины».
Первая утверждает, что всякое существование – страдание.
Вторая – что причина страданий заложена в человеке, это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатств, это привязанность к жизни в любой её форме.
Третья истина объявляет, что прекратить страдание возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отступает, всякое желание подавлено.
Четвертая истина заключается в указании «благородного срединного восьмеричного пути», указанного Буддой. Он включает:
1. «Правильное воззрение» - т.е. постижение четырёх Благородных Истин
2. «Правильная решимость» - готовность вести свою жизнь в соответствии с четырьмя благородными истинами.
3. «Правильная речь» - воздержание от лжи, клеветы, грубых, бранных слов и т.д.
|
4. «Правильное поведение» (не вредить живым существам, т.е. запрещение убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не клеветать и не лжесвидетельствовать, не употреблять опьяняющих и одурманивающих напитков)
5. Правильный образ жизни – это то же правильное поведение, но уже в контексте жизни общества;
6. Правильное усердие – самоконтроль за состоянием психики, борьба с соблазнами и дурными мыслями.
7. Правильное направление мысли – избавление от страстей и на более высоком уровне – успокоение сознания, прекращение волнений психики.
8. Правильное сосредоточение – правильные методы созерцания и медитации, полная отрешённость от мира.
Таким образом, можно выделить основные черты и понятия древнеиндийской философии:
1. Сансара – в индуизме и буддизме – цель переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей.
2. Карма – закон нравственного воздаяния, согласно которому каждое деяние определяет дальнейшую судьбу человека.
3. Брáхман – абсолютная первооснова, субстанция всего существующего.
4. Áтман – духовная сущность каждого индивида
5. Мóкша – освобождение из колеса сансары: слияние индивидуальной души (Атман) и безличной абсолютной реальностью Брахманом (микрокосма и макрокосма)
6. Дхарма – важное понятие для всей индийской философии в индуизме: 1) космический принцип, всеобщий безличный закон; 2) комплекс определенных предписаний для различных каст, возрастных периодов, межличностных связей (Дхарма мужа и жены, дхарма взаимоотношений детей и родителей); 3) Дхарма общая для всех людей включающая ряд этических норм (неприменение вреда, правдивость и т.д.); в буддизме дхарма – мельчайшее неделимые духовные бессмертие частички, из которых складывается поток индивидуального сознания; дхарма – учение Будды.