Основные типы мировоззрения. Философия в структуре мировоззрения.




Становление философии. Предмет философии.

Философия зародилась в I тыс. до н.э. В сказаниях Древнего мира: Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Др. Греции и Др. Риме. Слово «философия » (от греч. Phileo- люблю и Sophia - мудрость) в буквальном переводе означает «любовь к мудрости» («любомудрие»). Часто это слово переводится как «стремление к истине». Считается, что слово философ впервые употребил Пифагор Самосский (конец VIв. До н.э.). Пифагор называя себя не мудрецом, а философом, так как считал, что «никто не мудр, кроме Бога». Мудрость, по мнению Пифагора, имела Божественный источник, а человек из любви к ней смог приобщиться к ее истине.

Древнегреческий философ Платон (427-347 г. До н.э.) считал, что впервые придал смысл слову «философия».

Сократ (469-399 гг. до н.э.). Сократ жил в те времена, когда активно действовали так называемые софисты (мудрецы). Которые обучали всех желающих, различного рода наукам. Сократ утверждал, что подлинным софистам, мудрецом является один лишь Бог. Человек может быть только любителем мудрости, философом. Ученик Платона Аристотель (384-323 гг. до н.э.) еще более способствовал утверждению термина «философия», противопоставив ее другим наукам, введя классификацию наук, в которой первое место занимала философия, которую Аристотель называл также «теологией», учением о Боге.

Как самостоятельная наука философия формируется в VII-V вв. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Др. Греции, поскольку в этот период проходил активный процесс дифференциации наук. Задачей философии становится обобщение у человека знаний о мире в единую систему. При этом целостное представление о мире предполагает включение в него человека, обладающего способностью активного и сознательного воздействия на окружающий мир. Философия превращается в систему общих знаний о природе, обществе и человеке. Вместе с тем в самой в самой философии формируется самостоятельные ее разделы: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др., то есть выстраивается структура философского знания.

Можно дать предварительное определение философии.

Философия является обобщенным знанием о мире и о месте человека в этом мире.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек-мир».

Философия – это рационально-теоретическое осмысление этих связей.

В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на данный вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии.

1) Для древнегреческого мыслителя Сократа, философия – величайшее из искусств – искусство самопознания.

2) Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, науку о вечном.

3) Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, называя ее госпожой наук.

Для античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией древние греки называли всю сумму теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой. В средние века философия выполняла функцию дополнительного инструмента. В богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Новое время определило философию, как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое но и некоторые виды эмпирического знания.

Широкое понимание предмета философии и отождествления ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении 18 века. Во второй половине 18го, начала 19 века происходит постепенное осмысление того факта, что философия – это наука о всеобщем. Г.Гегель называл философию царицей наук. В XX веке появилось большое разнообразие трактовок предмета философию. Так неокантианцы рассматривают философию, как науку о ценностях. Марксизм определял философию как науку о всеобщих знаниях природы, общества и мышления. Экзистенциализм понимал философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете, она должна стать служанкой наук.

Следует подчеркнуть, что при всем многообразии определении предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знание о всеобщем.

 

Основные типы мировоззрения. Философия в структуре мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир, основанные на этих взглядах убеждения и идеалы, определяющей жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Мировоззрение включает в себя понимание человеком окружающего мира, и место человека в нем, отношения между человеком и миром, смысла человеческой жизни. Поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.

Мировоззрение есть результат отражения мира, глубина этого отражения может быть разной. Первый элементарный вид отражения проходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные проявления бытия явление, а не сущности, на глубине уровня отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и развития. Одно на этом уровне мировоззрение ограниченное чувственным опытом, нежели рациональным мышление, здесь чувства преобладают над разумом. И только тогда когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, которое способно вскрыть закономерности и сущность и явлений. Понятийное отражение это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Всякая философия является мировоззрением. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия «философия». В качестве основных выделяются следующие типы мировоззрения.

1) Мифологическое;

2) Религиозное;

3) Философское;

4) Научное.

Выделяют также мировоззрение обыденное или эмпирическое, а также, сциентическое и антисциентическое и др.

Мифологическое мировоззрение (греч. Mythos – повествование, сказание) – формировалось на ранних этапах развития общества и представляло собой попытку человека обрести осмысленное своего существования, объяснит происхождение и устройство мира, появление на земле, людей и животных, причины стихий и иных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.

Основные черты мифологического мировоззрения.

1. Антропоморфизм – перенос свойств человека на окружающий мир.

2. Образно-символическая форма постижения и объяснения мира.

3. Представления о целостности мира, слитности и нераздельности человека и природы.

Соотношение мифологического и философского мировоззрения.
1) в мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа

2) в мифологии мышление не понятийное, а эмоциональное, образное, и может быть выражено в художественной форме. В философии знания опосредованы рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятной форме.

3) в мифологии основой мудрости выступающий авторитет богов и легендарных героев. В философии уже в античное время считалось, сто путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее (этим признается, что философия, это не сама мудрость, а стремление к ней)

Главные функции мифа состоит в объяснении миропорядка и регулировании общих отношений.

Религиозное мировоззрение.

Религия (от лат. Благочестие, святость, соединять, воссоединять) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, культуру основанные на вере в существование Бога, или Богов, в существование священного, то есть той или иной разновидности сверхъестественного.

1) В основе религиозного сознания лежит признание реального существования двух видов бытия: сверхъестественного и естественного

2) Наличие религиозной веры

3) Наличие культовой системы

4) Религиозное мировоззрение проявляется на обыденном и теоретическом уровне.

Обыденный уровень – совокупность образов, представлений, чувств, стереотипов поведения присущих верующим.

Теоретический уровень – совокупность догматов или положений той или иной религии. Источники: в христианстве священное писание – Библия и Священное Предание; в буддизме Типи Така; в Исламе – «Коран».

Интригующим компонентом теоретического религиозного сознания является богословие.

Следует отметить, что и религия, и философия удовлетворяют запросы людей в понимании, осмыслении, как окружающего мира, так и собственной жизни. Вследствие этого они в определенной мере близки друг к другу, но и между ними прослеживается и существенная разница.

Соотношение философии и религии.

1) Философия опирается на рационально- теоретические значения. Религия опирается на веру. Вера в сверхъестественное - основа религиозного мировоззрения.

2) Философия нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. Религия нуждается в авторитете и признает некие истинные (догматы) на веру, не требуя доказательств.

3) Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание делит мир на «земной», естественный, постигаемый, органами чувств и «небесный», «сверхъестественный», сверхчувственный (трансцендентный).

Таким образом философское мировоззрение отличается от мифологического и религиозного прежде всего ориентиром.

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума. Философия унаследовала от мифологии и религии и мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличии от мифологии и религии которые содержат эмоционально-художественные, ритуальные элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением обосновать положения и принципы.

Соотношения философии и науки

Некоторые мыслители называют философию наукой. Но философия отличается от науки следующими моментами.

1) Философия имеет сложную структуру (гносеологию, онтологию, логику и др.)

2) Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрируемые науки, но не поглощает их, не включает в себя научное знание, не стоит над ним.

3) Любая наука, опирается на систему господствующих в ней положений, которые образуют фундаментальную теорию. А философия не допускает господства какой-либо определенной теории – для нее всегда характерен плюрализм всех школ, течений, направлений.

4) В науке верное решение проблемы закрывает ее. Философские проблемы нельзя назвать ни открытие не закрытие.

5) В науке решение проблемы, научный факт не зависит от той личности, которая его докаром. в философии – вао многомсубективно несет отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; философские знания является совокупностью объективного знания и ценностей, идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

6) В отличии от науки, философия создает цельную картину мира, философ, пытающихся рассматривать явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из древнеиндийской притчи.

Вместе с тем нельзя отрицать связи философии с наукой и наличие уряда философских школ четко выраженных признаков научности.

Рассмотрим общие черты науки и философии:

1. как и научное философское знание является систематизированным.

2. рациональность. Как научные, так и философские знания доказательны, они опираются на обоснованные аргументы, на теоретические методы исследования, логические инструментарий для обоснования сверх положений, стремятся выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.

Обобщая вышесказанное, можно дать более полное определение философии.

Философия – является специально разрабатываемым учением о мире и месте человека в нем, теоретической формы мировоззрения, способом познания мира, логикой теоретического мышления, методологией научного знания и практической деятельности, формой общественного сознания, мерой человеческих ценностей, феноменом духовной культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: