Исторически эпоха Средневековья охватывает период с V по XVI века. Но понятие «Средневековая философия» не охватывается временными рамками. В понятие «Средневековая философия» вкладывается своеобразный способ философствования, отличный от Античного.
Для Античности характерен совершенно свободный характер философствования, при котором для философов фактически не существует проблем, которые нельзя было бы подвергнуть критическому исследованию.
Средневековая философия – это религиозная философии. Для религиозного философа есть истины, не подвергаемые сомнению, его философские мысли основываются на его верованиях и дополняют их.
Рассмотрим характерные черты (принципы) Средневековой философии:
1.) Принцип теоцентризма и монотеизм – источником всякого бытия является Бог, его творец, а не создатель.
2.) Принцип креационизма (лат. Creatio - создание).
Бог творит мир из ничего, творение есть момент возникновения чего-либо из небытия., т.е. появление того, чего ранее не было совсем. Его принцип не допускает рождения бытия из какого то хаоса (Античность). Создание рождается из некой предшествующей основы.
Принцип креационизма указывает на абсолютность Бога, который ничем не ограничен, безначален и бесконечен. Этот принцип устраняет трудности и противоречия, с которыми сталкивалась античная философская мысль. Если допустить изначальное существование на ряду с Богом чего-либо другого, например, материи, то это будет фактически означать введение не одной, а двух в равной мере божественных субстанций. С этой точки зрения библейская идея творения есть абсолютный монизм. Бог, сотворяя мир согласно божественным законам, которые от самого момента творения управляют миром.
|
3.) Преустановление о Боге как личности.
Бог в христианстве – трансцендентно-имманентный личностный Бог. Бог один и един без сотоварищей и посредников. Триипостастность Бога (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой) не изменяет его единую Божественную природу. Природа его духовна.
Дохристианская Античность не знала личного и единого Бога. Античная философия сделала ряд шагов в направлении осознания специфики Божественного. Так, в философии Платона Божественным является Единое, выражающее принцип очертности. Аристотель дополнил этот принцип идеей целостности, оформленности. Его Божественный Ум есть «форма всех форм». Но на ряду с единым Богом Античный мыслители допускали существование других божественных существ.
Христианство выдвинуло совершенно особые понимание Бога. Библия отвергает любую форму политеизма и идолопоклонства. В отличие от абстрактного Бога античных философов, христианский Бог являет собой Личность. Личность христианского Бога наиболее ярко воплощает в Христе Знание о Боге, дающим Закон (в Ветхом Завете), дополняется пониманием воплотившегося Бога, который добровольно приносит Искупительную жертву за мир. Христианский Бог – есть жертвенная любовь.
4.) Антропоцентризм. Впервые появилось понятие личности. Дохристианская греческая мысль была космоцентричной. Её общая черта определялась идеей микрокосма как отражение макрокосма. Человек понимался как телесно – душевная абстракция, органическая часть космоса. Для Библии характерна иная трактовка: подобно тому, как в центре и всего мироздания в целом, и его божественной невидимой составляющей находится Бог, в центре видимого, материального мира поставлен человек, сотворенный по образу и подобию Бога. Человек становится центром тварного мира. Величие человека не в том, чтобы быть иконой Вселенной, но в том, чтобы быть иконой Бога, более совершенной, чем мир. Образ божий – в уме, разумности, словесности, в самой душе человека, в свободной воле. Образ Божий дан человеку изначально, он является онтологическим основанием бытия, личности человека, его жизни и творчества. Личностное начало в человеке связано с наличием и проявлением образа Божия в нем. Подобие – способность к совершенствованию, мера «явленности образа», то есть того, насколько виден Бог в человеке.
|
Христианство сделало открытие уникальности личности каждого человека и равенства всех людей перед Богом.
5.) Духовность. Приоритет духовного начала над телесным, интерес к внутреннему миру человека. Тело понималось как храм души человека. Духовная связь между Богом и человеком основана не на страхе и долге, а на любви. Главная заповедь христианства строится на любви к Богу и ближнему. Нравственные заповеди обращены не к внешним делам и проявлением веры, а к личной совести человека. Сущность нравственных заповедей сформулирована в проповеди Иисусом Христом, и что важно, впервые в истории позитивной (как надо поступать), а не запретительной (как не следует делать) парадигме.
6.) Психологическая самоуглубленность средневековой духовной жизни проявлялась в огромной роли исповеди, покаянии в грехах и неправильности своей жизни. Покаяние (с греч. метанойя) – преображение, изменение сознания.
7.) Линейное понимание истории – история имеет начало, середину и конец. Центр – приход в мир Спасителя – Христа, искупление греха человека и Воскресение. Концом истории станет второе пришествие Христа, когда будет установлено Царство Божие.
8.) Провиденциализм. В Христианском миропонимании история принимает определенный смысл и движется к цели спасения каждого человека. Конечная цель человеческой истории, как и конечная цель земного странствия определенного человека – в возвращении к Богу.
9.) Дидактизм – назидательный характер всех текстов и трудов, цель донести божественный замысел.
10.) Особые приемы толкования богодухновенных текстов – экзегеза. А вообще любых текстов герменевтики (появляются позже).
11.) Символизм
12.) Каноничность.