Древнекитайская философия




Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н.э. философские воззрения древних китайцев зарождались и оформлялись в недрах религиозно-мифологического осмысления мира.

Для китайского видения мира характерно:

- восприятие своей страны Китая – как центра существующего мира;

- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;

- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

- консерватизм сознания, обращённость в прошлое, боязнь перемен;

- не выделение отдельной личности из коллектива;

- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет коллективных форм труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, ирригационное земледелие и др.); отсюда – уважение и трепет перед организующей силой – государством;

- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординация, послушание начальству, восприятие императора как высшей объединяющей силы государства, а государство – объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти.

- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

- предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продлить жизнь отдельного человека на земле (с помощью трав и физических упражнений), правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности;

- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов (шэнов).

В VIII – V вв. до н.э. древнекитайские мыслители выделили 5 стихий или первоэлементов природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символом света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется всё на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, культура, мораль, идеи. Считалось, что сначала не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос – из него родились 2 духа Инь и Ян, которые упорядочили мир. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь – землёй. В период с V – III вв. до н.э. происходит дальнейшее развитие китайской философии.

Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм, конфуцианство, школа моистов (Мо-цзы), Легизм – школа законников (Шан Ян).

Даосизм. Основоположником даосизма считают Лао-Цзы (604 г. до н.э.-?; в некоторых источниках VI – начало V в. до н.э.). Центральной идеей даосизма была тория дао. Китайское слово «Дао» - многозначно: путь звёзд и путь добродетелей, закон Вселенной и человеческого поведения, обычно его переводят как «путь». Главный трактат даосизма - «Дао дэ цзин» («Учение о Дао и дэ»), то есть о вечном пути (дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В даосизме Дао – это всеобщий космический Закон, которому подчиняются все вещи в мире начало и конец творения. Никто не создал Дао, но всё возвращается к нему и все происходит от него.

Великое Дао порождает всё через дэ (качество «дарования», «достоинств», «моральная сила»). Дэ – конкретное качество Дао, средство его обнаружения. В философии Лао-Цзы обращается внимание на единство человека и неба. Высший долг и предназначение человека – следование Дао. Человек не в силах менять мировой порядок, не должен вмешиваться в естественный ход событий. Основной принцип даосизма – теория недеяния. Человек должен погрузится в Дао, постигнуть его, чтобы жить в нём и возвратится к нему. Просветление, очищение и освобождение через постижение Дао, как мирового разума, о которых учил Лао-Цзы не имеют ничего общего, с магическими и алхимическими практиками, которые появились в Китае впоследствии и прикрывались именем даосизма. Поэтому нужно различать даосизм как философское учение, восходящее к Лао-Цзы, и даосизм как религиозное учение языческого характера, заменившее философское содержание разного рода оккультными манипуляциями.

Конфуцианство. Младший современник Лао-Цзы. Конфуций (551-471 гг. до н.э.) пошёл по иному пути. Взгляды Конфуция были изложены его последователями в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»).

Основные проблемы философии Конфуция:

1. Система этических норм.

2. Политические вопросы.

3. Поведение личности.

4. Общественное управление.

Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришёл к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В центре его учения оказался человек – венец природы, наделённый сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством. В социальной этике Конфуция – личность является личностью не для себя, а для общества. Такой подход имел большое значение для социально-экономического упорядочения жизни Китая, однако вёл к редукции индивидуальной жизни.

Конфуций видел в Дао олицетворение верховных законов Неба, предписывающих создание определённого порядка в обществе, сумму социальных регламентов, дисциплины и этики. Конфуций конкретизировал Дао в различных наборах этизированных понятий: «гуманность», «сыновья почтительность» и тд.

В «Люнь-юе» Дао – это благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от предопределения, так и от отдельной личности. Утверждение Дао в мире исчерпывает смысл человеческого существования. Таким образом, в конфуцианстве Дао «замкнуто» на человеке и проявляется через человеческие ипостаси. В своём учении Конфуций исходил из неразделимости физических и нравственных законов. Моральные качества воздействуют на явления природы. От поведения человека зависит весь миропорядок.

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит «благородный муж», идеализированный облик правителя. Обязательные качества благородного мужа:

1. Гуманность (жэнь) (сдержанность, беспристрастие, справедливость, но главное – любовь к людям);

2. Следование долгу;

3. Сыновья почтительность (сяо). Конфуций полагал все государства сверху донизу организовывать как большую семью во главе с верховным отцом – государем. Культ сяо создал в Китае подлинный культ семьи. Конфуций рассматривал семью, как микрокосм порядка в государстве и обществе;

4. Ли – благопристойность, правила, ритуал, церемония. «Ли» в широком смысле – правила поведения на все случаи жизни;

5. Принцип или качество «цзюнь-цзы» - разумность, «знание», «мудрость», «интеллект». Все люди должны быть высоко нравственными, но это прежде всего удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью.

Таким образом, соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировало этико-политическая. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.

Отличие конфуцианства от даосизма:

1. Конфуцианство – учение рационалистическое. В даосизме весьма велико мистическое начало;

2. Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм – как существу природному: его эмоциям, инстинктам;

3. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоёв. Даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

 

Античная философия

Натурфилософия

Античная философия представляет собой совокупность учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI в. д.н.э. по VI в.н.э. В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

I период – натурфилософия и досократовская философия (VI-IV в. д.н.э);

II период – классическая (V-IV в. д.н.э.);

III период – эллинистическая или эллинско-римская (III в. д.н.э. - VIв. н.э.).

Натурфилософия

В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др. Его особенностью была неразделенность собственно философских и естественнонаучных знаний. Основными проблемами, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

- милетская (Фалес, Анаксимандр);

- школа пифагорейцев (Пифагор вторая половина VI-нач.V вв. д.н.э.);

- школа Гераклита Эфесского (около 530-470гг. д.н.э.);

- элейская школа (Парменид, Зенон Элейский);

- школа атомистов (Демокрит, 460г. д.н.э.- 370г. д.н.э.) и др.

Милетская школа

Основателем этой школы считается Фалес. Он и его ученики жили в ионическом городе Милете (Милет был греческой колонией на территории Малой Азии).

- Фалес считается основоположником математической астрономии;

- открыл времена года и разделил год на 365 дней;

- первоначалом всего живого считал воду (арха);

- представлял землю в виде диска, покоящегося на воде;

- считал что не живая природа, все вещи имели душу, одушевлял все сущее (гилозоизм);

- допускал наличие множества богов;

- считал Землю центром Вселенной;

- сделал ряд математических открытий (теория Фалеса и др.).

Фалес поставил вопрос о фундаментальном блоке Вселенной субстанции, первоначале представляющем неизменный элемент в природе и единство в разнообразии. С этого времени проблема субстанции стала одной из фундаментальных проблем греческой философии. Утверждая «все из воды», Фалес дал косвенный ответ на вопрос, каким образом происходят изменения: первооснова (вода) преобразующаяся из одного состояния в другое. Так проблема изменения стала еще одной фундаментальной проблемой греческой философии.

Одновременно Фалес провозгласил, что мы не можем ограничиться в познании чувственным опытом (т.е. тем, что мы видим, слышим, осязаем и т.д.), поэтому человек имеет право на мысленную гипотезу. Однако гипотеза не имеет права и не должна противоречить фактам наблюдения, она должна их объединить и обобщить. По этому пути, указанному Фалесом, пошли и другие греческие философы.

Изречения Фалеса

«Древнее всего сущего – Бог, ибо Он не рожден»;

«Прекраснее всего мир, ибо он сотворение Бога»;

Фалеса спросили,- что на свете трудно?- «Познать себя»;

-Что легко?- «Советовать другим»;

-Какая жизнь самая лучшая?- «Когда мы не делали того, что осуждаем в других»;

- Кто счастлив?- «Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание».

Анаксимандр (610-546)

- первоначалом всего сущего считал апейрон (беспредельное) – вечную неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится (некое Божественное начало);

- высказал убеждение, что Земля имеет округлую форму;

- Создал первую геоцентрическую модель Вселенной;

- первую географическую карту;

- изготовил солнечные часы;

- вывел закон сохранения материи: все живое состоит из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (атомы) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы.

Анаксимен (546 – 528 или 525 г.д.н.э)

- основой всего является воздух (бесконечен, бессмертен, всегда движется: из него все рождается, в нем все вновь разлагается). Все вещи рождаются путем сгущения или разряжения воздуха; воздух лежит в основе всего в том числе и богов

(Разряжаясь воздух становится огнем, а сгущаясь, он становится сначала ветром, а потом водой, землей, камнями и всеми теми вещами, которые существуют на Земле).

Таким образом, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен к первому поколению греческих философов, которые искали разгадку происхождения мира. Важно, что мир представлялся греческими философами, как единое целое. Исходя из этого, они считали, что в основе всех вещей лежит некий - первоэлемент. Так постепенно в философии возникло понятие субстанции. Субстанция – основа мира, объективная реальность во внутреннем единстве всех форм ее саморазвития, включая все многообразие явлений природы и истории.

Пифагорейцы

Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (550- 500 гг. до н.э.), древнегреческого философа и математика. Философия Пифагора развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были тайными братствами, связанные с многочисленными табу и предписаниями. Основав свою школу, Пифагор назвал своих учеников математиками, так как обучение начиналось с учения о числах. Как и милетцы, Пифагор утверждал, что у всего многообразия мира есть единая основа. Однако эта основа не является материальной сущностью. Пифагорейцы считали, что математические структуры и отношения лежат в основе всех вещей, т.е. основой всех вещей является число. По Пифагору, материальный, физический мир является порождением или отражением невидимого, но реального существующего мира математических объектов, чисел, пропорций уравнений, геометрических фигур и т.д.

Пифагорейцы признавали наличие в человеке двух начал: светлого - души и тёмного – тела. Тело – темница души, так как препятствует естественному состоянию души. Пусть к спасению души лежит через достижение гармонии, которая присуща всему миру и должна быть восстановлена в индивидуальной душе человека. Для этого необходимо добиваться устранения аффектов (гнева, уныния, ярости) и учиться овладевать своими чувствами, отдавать предпочтения разуму.

Пифагорейское учение можно охарактеризовать как идеалистическое, надо отметить, что первые философы не называли себя материалистами и идеалистами; эти термины появились в философии в 18-19 вв. (Новое время)

Гераклит Эфесский (ок. 520 – ок. 460 в. д.н.э.)

Учение Гераклита сводится к 4м основным положениям:

1) все находится в состоянии непрерывного изменения;

2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу);

3) этот закон включает взаимодействие противоположностей;

4) взаимодействие противоположностей как целое, порождает гармонию.

 

Гераклит представлял мир как непостоянство, непреходящее движение, всеобщее изменение, полное отсутствие чего-либо устойчивого.

Субстанцией, первоначалом всего сущего считал огонь.

Гераклит подчеркивал, что смерть – это не абстрактное уничтожение, а превращение в другой элемент, переход из одного состояния в другое. Переход любого явления или элемента из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую Гераклит называет единым, общим для всего существования законом.

Центральное место в философии Гераклита занимает введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности. Все в мире происходит согласно судьбе, которая тождественна необходимости. Сущностью судьбы Гераклит полагает разум (логос), пронизывающий субстанцию Вселенной и творящий все вещи через борьбу противоположностей. Гераклит считал, что изменчивый мир организует неизменчивый закон. Два противоположных начала – изменчивость и стабильность, хаос и логос тесно связаны друг с другом и являются неразделимыми.

Борьба противоположных начал, является источником вечного движения и изменения.

Противоположности не только находятся в состоянии борьбы, но и пребывают в единстве (мы знаем, что такое день, потому что его противоположность – ночь, сухое не может быть сухим, не побывав мокрым). Это является главным принципом диалектики – учение о всеобщей связи и вечном изменении вещей.

Элейская школа существовала в VI-Vвв. д.н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

1) Центральное понятие их философии – бытие. Бытие вечно, не возникает из другого бытия, т.к. до него не было другого. Оно не может возникнуть из небытия, т.к. небытия нет. Бытие не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе.

2) Изучали проблему познания. В учении о познании четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последнее, считают они, знакомит людей лишь с видимостью вещей. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие.

3) Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они предусматривали ряд парадоксов (апорий). Парадокс это неопределенное высказывание, апория – это затруднение, непреодолимая трудность.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвещены трактаты Зенона. Он создал целый ряд апорий, доказательств, против признания истинности движения. В апории «Летящая стрела покоится», суть движения состоит из суммы покоящихся точек, где в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя. После этого Зенон предлагает задуматься над тем, как из ряда состояний покоя может возникнуть движение. Он старается подвести к выводу об отрицании движения вообще. Этой же цели служат и такие апории как «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Школа атомистов – материалистическая философская школа, представители которой (Демокрит и Левкипп) «строительным материалом» «первокирпичиками» всего существующего считали микроскопические частицы- атомы.

Основателем атомистического материализма считается Демокрит (род. в 460г. До н. э., прожил более 100 лет).

Суть атомного учения состоит в том, что:

1. В мире существует 2 противоположных начала: атомы и пустота

2. Атомы неделимы.

3. Атомы вечно неуничтожимы и неизменны; различные соединения атомов образуют различные вещи.

4. Атомы трясутся, сцепливаются между собой, вследствии чего образуются космические вихри, из которых и возникают многочисленные мифы

Таким образом мир – это бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. Все предметы возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение.

5. Источник движения находится в самих атомах.

Демокрит отрицал роль божественного начала в природе. Демокрит отрицал и возможность случайного зарождения мира. Всё в мире причинно обусловлено. Соединение атомов подчиняется необходимости. Но вместо Божественного разума в теории Демокрита присутствует космический вихрь –«ананка», т.е. необходимости принуждения. Атомы о процессе столкновения друг с другом образуют вихрь, а из него возникает мир.

Таким образом по Демакриту, устроение мира такого, что существует лишь материальная субстанция, несущая в себе источник движения, и в процессе этого движения порождается видимый мир.

Изречения Демокрита:

«Не слово, а несчастье есть учитель глупцов

«Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими »

«У кого характер упорядочен, у того и жизнь благоустроеннее »

Анаксимандр (610 -546 и д. н.э.)

- первоначалом всего сущего считал алейрон (беспредельное) – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит, и в которую все превратиться (некое Божественное начало);

- высказал убеждение что Земля имеет округлую форму;

- создал первую геоцентрическую модель Вселенной;

- первую географическую карту; изготовил солнечные часы;

- вывел закон сохранения материи: все живое состоит из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (атомы) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы.

2.2 Классический период

Расцвет античной философии приходится наV-IV в до нашей эры. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называется также Афинским.

Главной особенностью классической философии стало создание систематизированных учений, а также перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера.

Антропологическая проблематика впервые отчетливо проявилась в философии софистов (от греческого - мудрец,знаток).

Софистами стали называть древнегреческих просветителей V- IV веках до нашей эры, за деньги обучавших «мудрости и красноречию» различным приемом ведения споров. Софисты были первыми философами- профессионалами. Они изобрели разнообразные Софизмы- внешнее правильные доказательства заведомо ложных положений. Наиболее известными софистами были Протагор

Особенности философии софистов:

- критическое отношение к окружающей действительности

- неприятие опыта прошлых цивилизаций

- отрицание старых норм, законов, привычек, основанных на недоказанном знании

- субъективизм в оценках и суждениях(«Справедливом является то, что установит каждый город; что каждый город посчитает справедливым, то таковым и будет»). С точки зрения софистов истина субъективна, человек по мнению софистов сам создает истину и оценивает её, истина относительна.

Провозглашая относительность истины, софисты развивали Субъективизм и конвенциализм (истина по соглашению) из субъективизма вытекал Релятивизм – положение об относительности всего существующего и мыслимого(alatims в переводе с латинского - относительный). Мир, по мнению софистов непознаваем. Софисты склонялись к позиции агностицизма, утверждая непознаваемость мира.

Философия Сократа

Оппонентом и критиком софистов выступил афинский философ Сократ (469- 399 гг. до нашей эры).

Сократ поставил новую проблему перед философией, если до Сократа философия занималась природой, была натурфилософией, то с приходом Сократа фил коренным образом изменяет свой предмет и главной задачей ставит исследование человека. Уже софисты отказались от познания природы, но именно Сократ указал, что нужно обращать внимание прежде всего на познания самих себя. Метод Сократа взял у софистов – метод убеждений и спора. Отличала Сократа от софистов прежде всего уверенность в существовании объективной не зависящей от человека истин.

Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления и именно в познании этого блага и состоит смысл философии. А софистика является главной опасностью для человечества, ибо, указывая, что нет объективной истины, в том числе и истины нравственной, она размывает нравственные устои общества.

Сократ стремился найти объективную истину и справедливость, выявить объективные нормы гражданской жизни, справедливость как объективное основание, позволяющее гражданам полиса объединиться, охранять государство и заботиться о будущем.

Общим для древнегреческой культуры было понимание человека как микрокосма - малого Космоса, в котором отражается в той или иной мере весь мир – большой космос, Вселенная. Сократ разделял это убеждение, однако он первый подчеркнул кардинальное отличие человека от остальных составных частей природы, указав на наличие в человеке души. Душа в понимании Сократа – это прежде всего способность к самопознанию. Поиски ответов и есть жизнь души, её сущность. Главной частью души является разум. Способность логически мыслить, рассуждать – это главная способность души. Разуму противостоят страсти, аффекты, неизмеренные желания, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Разум является источником самообладания. Через разум человек приходит к власти над собой. Такая власть означает свободу. Свободен тот, кто умеет властвовать над собой. Сократ провозглашает героем мудреца победителя врагов внутренних.

Платон (427-347 гг. до нашей эры) ученик Сократа, основатель собственной школы, академии, основоположник идеалистического направления в философии. Метод философствования Платона был сократовский метод диалога с наводящими вопросами, метод анализа понятий. Сократ являлся главным действующим лицом диалогов Платона. Он разделяет соктатовскую уверенность в существовании абсолютной истины, в том, что именно объективная, не зависящая от человека истина является критерием всего. Платон приходит к выводу, что кроме самого материального предмета, существует нематериальная сущность данного предмета, которую человек и познает своим разумом, а не чувствами, ведь только разум может дат знание об абсолютной объективной истине.

Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является согласно Платону, лишь тенью произведен от мира идей, то есть материальный мир вторичен.

По Платону, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: все явления и предметы материального мира преходящие, непрерывно возникают, изменяются и гибнут (и поэтому не могут быть подлинно существующими). Идеи являются неизменными и вечными. У каждого предмета есть своя идея. Идея есть сущность предмета. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны. Предметы существуют только потому, что причастны к миру идей.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон признает душу бессмертной: она существует и до рождения человека, будет существовать и после смерти. Души были созданы Богом при сотворении всего чувственного мира и существуют в идеальном мире, созерцая идеи, получая все знание во всей полноте и совершенстве. Платон придерживается мифа горейской традиции, согласно которой тело – это могила, тюрьма для души.

Душа, оказавшись в теле забывает все идеи, которые она созерцала, находясь до рождения в идеальном мире. Однако, встречаясь с различными явлениями и понятиями, предметами этого мира, душа вспоминает идеи, которые она наблюдала до своего воплощения в тело. Таким образом она приобретает знание, поэтому суть процесса познания, по Платону состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда то созерцала.

Учение о государстве. В трактате «Государство» Платон разработал модель идеального государство, устройство которого являлось бы справедливым.

По Платону возможны три формы государственного устройства: монархия - справедливое правление одного; аристократия – правление не многих, лучших; демократия справедливая власть большинства. Однако эти правильные формы имеют тенденцию превращаться в свои уродливые двойники: монархия в тиранию, аристократия в олигархию, демократия в охлократию (власть толпы). Лучшей формой правления Платон считал аристократию.

Все население государства (полиса) делится на 3 сословия:

1) Философы (мудрецы) разрабатывают философские теории, познают мир, управляют государством;

2) Воины поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости участвуют в военных действиях;

3) Класс ремесленников, земледельцев и рабочих – занимающимся грубым физическим трудом, создают материальные блага. Деление людей на классы происходит согласно принципу деления души на 3 части: разумную, волевую и вожделеющую, чувственную. В душе у каждого человека от природы преобладает одна из трёх частей, те у кого преобладает разумная часть становятся философами, тем кто отличается сильной волей, суждено быть воинами, а чьей добродетелью является умеренность и терпение(таких большинство) должны заниматься ремеслом и земледелием.

Платон считал, что народ не может управлять собой, и выступает категорично против принципа выборности власти, у власти должны стоять философы – мудрецы.

Средством для достижения процветания полиса является, «всеобщая система образования», образование должно находиться в руках общества, а не частных лиц. Важной чертой идеального государства является, общественное воспитание детей. Дети не должны знать своих родителей, а родители своих детей. В зависимости от способностей и наклонностей выросшие вне семьи юные граждане распределяются по сословиям.

Идеальное государство связано с верховенством закона, которому должны подчиняться все граждане независимо от занимающего положения. Правители и воины обязаны вести жизнь полную всяческих ограничений, лишая себя семьи и имущества.

В государстве допускается принуждение к браку, насилие над пьяницами и лентяями со стороны воинов, а также воины должны следить за тем, чтобы никто не становился не слишком богатым, не слишком бедным.

Еще одним принципом идеального общественного устройства, должно быть отсутствие частной собственности. В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободные науки. Запрещаются и изгоняются все религии и мифология, кроме единственной и обязательной для всех идеологии, основанной на платоновском учении об идеях. Она же является единственной наукой и философией.

Жизнь индивида, таким образом, без остатка подчиняется государству, а индивидуальная свобода признается только в той мере, в какой она необходима государству.

Аристотель (384 – 322 гг. до нашей эры) – мыслитель, энциклопедист, ученик Платона (с 17 до 37 лет учился в академии Платона), воспитатель Александра Македонского.

Аристотель систематизировал и обобщил все философские знания накопленные античной мыслью, и дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем: положил начало существованию физики и формальной логики, как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.

Важнейшей особенностью аристотельского типа философствования является исторический подход, согласно которому прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету мыслители, занимавшиеся данной проблемой ранее. Другой характерной чертой философии Аристотеля является систематичность и методичность. Система выстраивалась при условии знания достаточного количества фактов, при условии владения обширной информацией. Для Аристотеля была характерна внимательность ко всем деталям и частям. Именно поэтому его труды стали энциклопедией по различным отраслям знания.

Аристотель не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике его учение об идеях. По мнению Аристотеля, предмет и его идея существуют вместе следуя Платону мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек – Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», ещё «идея человека», ещё - «идея греха». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.

Согласно Аристотелю, в любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя ничто, они и приводят её к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Сущность вещей – форма – из материи создает подлинное существование. И материя, и форма совпадают в рамках того мира, в котором мы живем и образуют единство. Только одна единственная форма существует, сама по себе ни от чего не зависит и является автономной. Это Ум – перводвигатель, причина и начало всего. Его Аристотель называет Богом, чтобы из материи возникли разнообразные вещи, необходим основной двигатель мира – Бог, причина и одновременно вершина мироздания.

По Аристотелю, человек должен измерять себя и свои поступки тем, что вечно и неизменно. «Божественное есть мера человеческого».

Одной из особенностей этического учения Аристотеля связи с тем, что философ наделяет искусство моральной функцией, эту функцию искусства «главным образом древнегреческих трагедий» Аристотель называет катарсисом то есть облагораживающим переживанием и ощущением, которое заставляет стремиться к личностному совершенствованию. Ставши широко известным аристотельское определение человека как «политического, общественного животного» лежит в русле греческой традиции приоритета общества над индивидом. Своим определением Аристотель подчеркивает необходимость для человека участие в общественной жизни государства. Именно это позволяет человеку возвыситься над животным существованием.

Аристотель различает правильные формы правления: монархия, аристократия и полития и неправильные: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах государства власть осуществляется в соответствии с общим благом в неправильных – с собственным интересом.

Лучшей из всех форм правления Аристотель считает политию - средний путь между аристократией и демократией. Государство должно позволить людям высказывать свои мнения и управляться на основе закона, в противном случае оно может стать опасным, подверженным приходам правителей. Полития является «смешанным правлением», основанных на демократичном принципе качестве. Государственный аппарат должен олицетворять ценности справедливости, разумности, добродетельности, ему поручается забота о добродетельности граждан. Идея совершенного государства обеспечение мирной жизни и познавательно – теоретической деятельности. Мир и наука – высшие ценности. Развивая искусство государство развивает неравенственность.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: