Направления в философии Возрождения




XIV-XVI вв. в истории культура западноевропейского общества принято называть эпохой Возрождения (или Ренессанс).

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

1) гуманистическое или антропоцентрическое (XIV-XV вв.). Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др. В центр внимания своих философских построений ставили человека (антропоцентризм);

2) неоплатоническое (середина XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма;

3) натурфилософское (XVI – начало XVII вв.), которому относились Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., главным предметом исследования которых была философия природы;

4) реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эрезм Роттердамский – стремились коренным образом пересмотреть идеологию католической церкви и взаимоотношения между верующими и церковью;

5) политическое (XV – XVI вв., Никколо Макиавелли), изучались проблемы управления государством, поведения правителей;

6) утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.), представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла – искали идеолого-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

1. Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения в XV веке.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола.

Николай Кузанский ( 1401-1464 гг.) - католический кардинал, богослов, увлёкся нехристианской мистикой, которая носила пантеистический характер, положил основу оккультной философии. Центральное место в его учении занимает представление о Боге, но Бог в его понимании не есть абсолютная личность. Кузанский Его деперсонализирует, утверждая, что Бог – это некое бытие – возможность, сущность которого можно обозначить как Абсолютный максимум, потенциальная бесконечность. Деперсонализируя Бога, Кузанский извращает христианскую истину, удаляет Его из Творения, по сути, отвергает Промысел Божий и возвеличивает творение Божие – материю. Николай Кузанский ставит на один уровень Бога–творца и материю – творение. Согласно его учению, Бог есть абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум. Будучи неделим, Бог есть и абсолютный максимум. Таким образом, Бог, по философскому рассуждению, представляет собой единство противоположностей абсолютного максимума и абсолютного минимума. Но определить, где максимум, а где минимум, по Кузанскому не представляется возможным. Поэтому он предлагает ввести понятие о совпадении максимума и минимума, из чего следовательно, можно заключить, что Бог – всё во всём. Таким образом, Николай Казанский выдвигает идею мистического пантеизма, идею отождествления Творца и Творения, и растворяет творение в Творце. Бог в мире, по Кузанскому, есть не что иное, как бытие мира в Боге.

Выдвигал идею мистического растворения творения в творце, кардинал выходит за рамки христианского богословия в область оккультной философии. Ибо, согласно оккультному учению, конечной целью человека и мира является полное растворение их в Абсолюте и полное растворение духа в материи. Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конечного и бесконечного, конечно – бесконечное существо. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек подобен Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, то есть обладает свободой воли. Эта свобода воли, согласно учению Кузанского, заключается не в свободе выбора, но во власти: что захотел, то и сотворил, кем хочу, тем и повелеваю. Это возвеличивание человека до степени творца есть учение, по самой своей сути, оккультное. Оно же легло в основу философии гуманизма. Николай Кузанский считал, что Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной. Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень резко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Н. Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.) проявил особый интерес к каббале и родственным ей философским учениям и написал в 1486 г. трактат «Философские каббалистические и теологические выводы». Он также большое значение предавал магии, считая её наукой познания мира, дающей большие возможности постижения с её помощью тайн природы. В конечном итоге он признал в магии главное орудие для достижения царства человека на Земле. В его философии представления о человеке пронизаны идеями тождества человеческого микрокосма и божественно-природного макрокосмоса. Человек, согласно его учению, является четвёртым миром наряду с небесным, поднебесным и подлунным миром. Человек – высшее существо.

Пико делла Мирандола пытается создать всеобщую религию, которую называет «новой философской религией». Философия должна заменить религию. Человек есть микрокосмос, он соединяет в себе все начала: земное, животное, божественное. Человек способен как снизойти до животного, так и возвыситься до богоподобного существа.

2. Натурфилософия.

Николай Коперник (1548-1600 гг.), выдвинул следующую картину бытия:

- Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

- Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменён гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

- все космические тела движутся по собственной траектории;

- космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) строил свои философские взгляды на базе учений Кузанского и Бернардино Телезио (1509-1588 гг.), а также развивал философские идеи Коперника. Бруно, как истинный пантеист, отождествлял Бога и природу. Природа, согласно его представлениям, либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах. Но Бруно отождествляет Бога не только с природой, но и с материей, поэтому его пантеизм является также и материалистическим. Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения. Согласно Бруно, бессознательное творчество материи (и природы) имеет своей основой деятельность мировой души, способной подменять собой Бога. Бруно утверждает физическую однородность земного и небесного. Основной единицей является монада. Это минимум бытия, молекула бытия, как духовная так и физическая. Верховная субстанция есть монада, монад или то, что католики называют Богом. Человек – высшее существо вселенского бытия, он способен познавать высшие тайны природы. По Бруно, человек приобретает также бессмертие, но не в религиозном понимании как личность, а в чисто оккультном духе, как частица мировой целостности. «Жизнь не ограничена её земными формами, а вечно продолжается в иных формах в бесчисленных мирах». Бруно полагал, что Вселенная на имеет центра и бесконечна; Вселенная состоит из галактик (скопления звёзд); звёзды – небесные тела, подобные солнцу и имеющие свои планетные системы; число миров во Вселенной бесконечно; все небесные тела обладают свойством движения; не существует Бога отдельного от Вселенной; Вселенная и Бог – одно целое; Солнце не является центром Вселенной.

3. Политическая философия эпохи Возрождения.

Политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методом влияния на людей, приёмы политической борьбы. Ярким представителем политической философии является Никколо Макиавелли (1469-1527гг.) – итальянский политический деятель, философ и писатель. В своем сочинении «Государь» он дает правителям рекомендации, на каких принципах можно создать стабильное государство. Это сочинение Макиавелли стало символом нового отношения к пониманию власти. Власть – прежде всего это цель – оправдывает любые средства. Автор пытается навязать новые формы проведения, которые идут вразрез с общепринятыми христианскими представлениями о морали. Так, по его мнению, добродетели, которые хороши для частного лица, не обязательно для правителя. Правитель может для достижения своей цели преступать любые общепринятые нормы морали. Правитель должен быть выше закона, выше обычной нравственности, выше кодекса чести. Политиком, согласно представлению Макиавелли, становится лишь тот, кто наиболее удачлив и успешен, а таковым является тот, кто действует рационально, не стесняясь преступать установленные представления о чести и достоинстве.

Макиавелли считает, что человек творец всего, он цель для самого себя и должен стремится к совершенству не для вечной жизни, Царства Божия, но для жизни земной и для самого себя, Бог не нужен человеку, он сам должен стать богом, тем более, если он обладает властью. Поэтому он вправе сам решать, какие законы ему исполнять, а какие нет, ибо он, и никто более является критерием истины. Степень обладания властью и определяет степень совершенства человека. Поэтому настоящим политиком является не тот, кто соблюдает сам законы норм и морали, но тот, кто во имя власти способен совершить любые действия, которые обеспечат ему успех.

4. Философия социалистов – утопистов.

В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблему общества и государства. Часть философов, в русле этих проблем, сосредоточила свое внимание на разработке проектов идеального государства. Поскольку эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты – утописты.

Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478-1535) считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Томас Мор изложил в работе «Утопия» (от греческого утопия – место, которого нигде нет). Утопия – выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Мору в утопии: не существует частной собственности; все граждане участвуют в производительном труде; труд осуществляется на основе трудовой повинности; все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями утопии; рабочий день – 6 часов; от трудовой деятельности освобождаются люди науки; самые грязные работы выполняют – военнопленные и осужденные преступники; первичной ячейкой общества является трудовой коллектив (а не семья); мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томас Мор предлагает будущему поколению средства в борьбе с противником: «Если дела не движутся путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобиц, прельщая брата государя или кого-нибудь из владык надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и направляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которых у королей всегда имеется в изобилии.»

Другой проект идеального общества был дан Томмазо Компанеллой (1568-1639) в работе «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом «Городе Солнца», где его жители – солярии – построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости. В городе Солнца: отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; большое внимание уделяется воспитанию – с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучаются наукам и приучается к коллективной жизни, и правилам поведения города Солнца; во главе города стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: