Основные черты философии Возрождения





 

Эпоха возрождения ( или по франц. «Ренессанс») началась в XIV в. в Северной Италии и завершилась в начале XVII в., охватив всю Западную Европу. Первоначально это было врем возрождения античных традиций как нормативных, определяющих смысл, направления и формы развития культуры. В дальнейшем содержание термина «Возрождение» трансформировалось и стало означать независимость науки и искусства от религии, стремление человека к свободе от ограничений Католической церкви.

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пёструю картину. Набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединенное общими идеалами. Вся культура Ренессанса стала рассматриваться как отрицание Средневековья, а философия – как антитеза средневековой схоластики.

1.Основной чертой нового философского сознания является специфический возрожденческий антропоцентризм. Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе автономной индивидуалистической личности, осознающей свою самоценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. В эту эпоху человеческая личность, а не Бог (как в Средневековье) становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Главную задачу наук и искусств деятели возрождения видели в изучении человека, в постижении человеческой природы. Средневековые схоластики сосредотачивали свое внимание, в основном, на сотериологии, на темах греха и искупления.

Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний (духовный), а следовательно, выдвижение на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем.

В связи с этим в первой половине XV века было остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося именно в материальном плане. Произошла реабилитация экономической деятельности, оправдание, в отличие от средневековой морали, корыстолюбия, и денег как движущей силы развития общества.

Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

В итоге утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип – «человек-созидатель», «человек-творец», «человек-производитель». Предельная форма развития антропоцентризма – атеизм, возникает в Новое время.

2. Модификация Средневековой христианской традиции.

Не последнюю роль в возникновении возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе (католицизм). Внешняя сторона католической жизни послужила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов (например, папы спорили за власть и этот спорт происходил не только с нарушением норм христианской морали, но и границ юрисдикции ).

Именно в католицизме философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного католика было более рассудочным, более направленным на решение философских вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека и Бог становился не центром мира, не центром и смыслом жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения, а также свободной интерпретации христианских догматов. Всё это не могло не вызвать и изменение образа Бога в философском мировоззрении.

В эту эпоху появляются религиозно-философские направления такие, как деизм (признание Бога лишь в качестве первотолчка, после которого Он самоустраняется из мира, представляя его дела естественному течению) и пантеизм (растворяющему Божественную личность в мире).

Образ Бога в возрожденческом христианстве принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принимает образ Бога до собственного понимания, уподобляет Его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский очеловеченный образ Бога, а образ человека всё более обожествляется и возвышается.

Однако это обожествление человека имеет и свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности.

3. Расцвет астрологии в XV-XVI вв., увлечение многих магией, мистическими, экзотерическими, оккультными учениями, которые проникали в Европу под маской научного знания. Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщения к тайному знанию.

В эпоху Возрождения человек мыслился как часть живой природы – хотя и как часть, стремящаяся все более обособиться и выделиться из нее. В ренессансе заметно огромное стремление к трактовке человека, как целостности, выраженной, прежде всего в телесной целостности. Наряду с этими представлениями о человеке сохраняются христиански представления о составности человека – деление его на душу и тело. Но уже начинает выдвигаться на первое место и теснить душу с позиций – ум (разум, интеллект).

Вера в могущество человека и одновременно ощущение им себя частью огромного живого организма мира породили представления о возможности ставить этот живой мир себе на службу, определять и предугадывать в связи с этим свою судьбу.

Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия человека с живым миром, в связи с чем сам человек выступает прежде всего как результат постоянно меняющихся влияний звёзд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит.

А следовательно широкого распространения магии и астрологии. Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия в человеке с живым миром, в связи с чем, сам человек выступает прежде всего как результат постоянно меняющегося, влияний звезд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит.

4.Гуманизм.

Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studio humanitatis- буквально, «гуманитарные студии». Так начиная с 14 века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами.

Возрождение было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Кроме того, деятели Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто дисциплины, изучающие человека, а главное – средство его развития и возвышения, так как гуманитарные науки заняты воспитанием образованием человека, формирование человеческого в человеке.

Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Франческа Петрарки (14в), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую, латинскую и греческую литературу единственным образцом для всего, что касается духовной деятельности. Латинские и греческие авторы стали рассматриваться в качестве истинных учений человечества.

Под «человеческим» гуманисты понимали совокупность качеств, требующих специальной тренировки для их формирования. К этим качествам относятся изысканность вкуса, правильно построенная, красивая речь, утонченное отношение к жизни, способность нравиться, вызывать симпатию.

Здесь следует отметить яркую эстетическую направленность понимания человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь, эстетический феномен. Этим он отличается от гуманизма, существующего в русской традиции. Русскому гуманизму присуща нравственно-этическая направленность (милосердие и сострадание к людям, защита слабых и т.д.)

Европейский гуманизм 14-15вв. имел несколько иной смысл чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанных с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры), гуманизм как понятие включая и мировоззренческое содержание. В контексте эпохи Возрождения, гуманизм не сводится к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме- это направленность человека на самого себя. Человек объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. В этом плане термин «гуманизм» является синонимом к слову «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии гуманистическая, ставит своей задачей изучение человека и связанных с ним вопросы.

Средние века для гуманистов представляются неким «темным царством», наступившим после античной культуры. По мнению гуманистов, человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по – своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное приобретение человека с точки зрения гуманистов – свобода от средневековых регламентов.

Идея о величии человека, о его свободе – это идея христианская, которая была заложена в трудах святых отцов и религиозных философов Средневековья.

Идея свободы человека была интерпретирована в эпоху Возрождения в идею возможности воздействия человека на мир, которые не ограничены почти ничем, даже волей творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.

Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась для него добром. Освобождение от средневековых религиозных регламентов было воспринято как свобода от нравственности. Гуманисты полагали, что освободившись от религиозных регламентов, личность обязательно предпочтет добро злу, свободу зависимости.

Но это оказалось утопией. Свобода личности обернулась произволом. Гуманистам чуждо понятие о греховной природе человека. Гуманизм объявил человека свободным от государства и церкви, подлинным властителем своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.

5.Развитие антропоцентризма и гуманизма породило постепенный процесс секуляризации, т.е. обмирщения, расцерковления общественной жизни. Появился культ светской (т.е. не церковной) жизни с явным стремлением к чувственным удовольствиям.

6.Социальные взгляды гуманистов отличались от феодальных; они считали равными все слои населения.

7.Важной особенностью эпохи Возрождения было заметное возрастание роли секуляризованного умственного труда. Появляется принципиально новый слой – творческая интеллигенция, т.е. художники, скульпторы, свободные философы – гуманисты

Несмотря на все вышеперечисленные черты эпохи Возрождения: антропоцентризм, модификация средневековой христианской традиции, гуманизм, секуляризация – это эпоха не была безрелигиозной. Были очень сильны позиции средневекового христианского мировоззрения. Поэтому случаи отказа от христианства в Возрождении (при самой острой критике католической церкви) очень редки и выливаются в основном не в форму атеизма, а в форму возвращения к язычеству под влиянием античных текстов.

Гуманисты не столько противопоставляли себя церкви, сколько схоластическому философствованию, и некоторые считали, что возрождают истинную церковь, истинную веру в Бога. В том, что эта вера может быть сочетаема с античной философией, гуманисты не видели ничего предосудительного и странного.





Читайте также:
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.013 с.