Итак, можно выделить следующие особенности Интернет-культуры:
• Интернет делит мир на «свое» и «чужое» пространство, причем существуют объективные предпосылки для восприятия мира Интернета и как характеризующегося открытостью, независимостью субъекта и простором для личностного роста, и как навязывающего свои правила, затягивающего, «высасывающего жизненные соки»;
• пространство Интернета дает возможность для реализации мифологической составляющей образа Я: идентификации с культурным героем Интернета — хакером, осуществления действия «перемещения», «преодоления границ», партиципации как результата тождества ролей в рамках одной деятельности и соучастия в режиме «реального времени»;
• Интернет стимулирует формирование «чудесной» картины мира, выполняя по отношению ко всей современной культуре функцию периферии, где копится информация о случайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений;
• семиотическое пространство Интернета, содержащее языки двух типов — символьного и иконического — является средой порождения новых текстов и новых смыслов (о связи смысла, «живого» знания с принципиальной неполнотой перевода см. у В. П.Зинченко [92]).
Развитие сетевой культуры: от периферии к центру
Последний параметр семиосферы — зависимость общего облика семиосферы от диалога данной культуры с иной культурой, находящейся вне границ изучаемой семиосферы. Ю. М.Лотман предлагает рассматривать отношения двух культур как диалог, в котором каждая из них выступает то как принимающая сторона, то как продуцирующая, дающая. При этой смене ролей отношения культур проходят несколько этапов, что находит свое отражение в текстах, кодах и самоотношении семиосфер каждой из участниц. Рассмотрим с этой точки зрения развитие Интернет-культуры в нашей стране.
Первый этап: поступающие извне тексты сохраняют облик «чужих»; чужой язык воспринимается как культурный, развитый; свой язык и свои тексты на нем оцениваются как отсталые. В начале 90х годов традиционные компьютерные средства и коды и тексты, выдержанные в идеологии «человеко-машинного взаимодействия» оказались существенно потеснены языками «большой» культуры. Языки изобразительного искусства, литературы, науки и соответствующие им тексты стали активно заполнять сетевое пространство. Меню, многооконная графика, малоцветный и неанимационный дизайн еще активно применяются, но уже воспринимаются как средства сугубо технические, «не отвечающие психологическим запросам пользователя». Всем хочется забыть о делении на профессиональных и непрофессиональных пользователей, не «вступать во взаимодействие», а просто пользоваться компьютерными средствами в личных целях. Знаковым был переход к русификаторам и, в частности, к замене «русской латиницы» в электронной переписке на «великий и могучий».
Второй этап: «импортированные» тексты и «своя» культура взаимно перестраиваются; «чужие» коды встраиваются в принимающую культуру. В Интернете появляется все «свое» — дизайн, жестовый язык, тусовки- чаты, реклама. Развивается сетевая инфраструктура (поисковые системы и домашние страницы), появляются сетевые проекты и первые жертвы Интернет-зависимости. Во внешней жизни идет процесс усвоения компьютерного стиля (в новостных программах ТВ и журнальной графике, в первую очередь) и компьютерной тематики (от специализированных журналов до Интернет-кафе, Биллгейтс — герой фольклора). *
Третий этап: в обществе складывается впечатление, что заимствованные из другой культуры средства и тексты в полной мере могут раскрыться только и именно «здесь», в новой культуре. В конце 90-х в нашей стране укореняется представление о том, что все «настоящее», все «самое-самое» реализовано (или скоро будет реализовано) в Интернете — за самыми свежими и полными новостями, полной и точной информацией о погоде, точным расписанием поездов и самолетов, за лучшими покупками (цена/качество/усилие) и даже самым полноценным обменом мнениями — за всем этим нужно отправляться в Интернет.
Четвертый этап: культура приходит в состояние возбуждения и начинает порождать новые тексты, основанные на культурных кодах, в прошлом стимулированных внешним вторжением, но преображенных в новую оригинальную структурную модель. В Интернете текстов и локусов уже так много и с такими функциями, что по объему Интернет-про- странство субъективно сопоставимо с пространством «внешней» жизни.
Собственно говоря, представление о «внешнем», внеположном Интернету размывается, что свидетельствует об объединении семиосферы Интернета и семиосферы «обычной» жизни; граница в это время становится более прозрачной и утрачивает характер особой, не совсем «своей» территории (ср.: доступ только с рабочего места или из Интернет-кафе и доступ с мобильного телефона); происходит замещение многих информационных, социальных и бытовых действий их Интернет-аналогами. Появились новые требования к предоставляемой информации, навязываемые Интернет-культурой: 1) гипертекстовое представление — так, чтобы был заготовлен ответ на любой вопрос потребителя; 2) эксплицитная схема информации — должна существовать информация о предоставляемой информации; 3) оперативность пространственно-временной локализации — указание точных «адресов» и времени последнего пополнения информации; 4) субъект-субъектный стиль общения.
Пятый — последний — этап: изучаемая культура переходит в позицию «передатчика» и сама становится источником потока текстов, направляемых на «периферию». В последние годы активно внедряются программные продукты, предназначенные для освоения новых, ранее не опосредованных техникой областей жизни. Фактически все усилия разработчиков прямо или косвенно направлены на создание уже не просто «модели пользователя», а Интернет-проекции, виртуального клона каждого посетителя Сети. По-видимому, главным культурным результатом интернетизации станет появление нового психосоциального объекта: у человека наряду с его е^о и аИег-е^о появится 1п1егпе1:-е§о как отражающее его третью ипостась и третий — после внешнего и внутреннего — мир.
Особенности Интернет-коммуникации
Существуют различные «списки» свойств Интернет-коммуникации, Интернет-сообществ, «виртуального мира» и др. Так, в диссертации В. П. Ру- комойниковой перечисляются базовые качества виртуального мира, определяющие специфику общения в нем: нематериальность, текстуальность, условность, мифологичность, анонимность [1791- Мы рассмотрим те особенности сетевой коммуникации, которые позволяют ее участникам решать проблемы развития.
Прежде всего, необходимо отметить, что Интернет предоставляет уникальную возможность совместить коммуникацию и автокоммуникацию: тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату и адресанту. То, что обычно разнесено во времени и соответственно требует разделения ролей, в Интернете реализуется «здесь и сейчас». Появление автокоммуникации (в частности, связанное со взрывным возрождением эпистолярного жанра) принципиально меняет психологические условия для пользователя как личности. Согласно Ю. М. Лотману, «если коммуникативная система Я-ОН обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале Я-Я происходит ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого Я» [130].
Другая особенность Интернет-общения — страсть «жителей Интернета» к дискуссиям, спорам и обсуждениям, что в первую очередь сказывается на развитии самосознания. Л. С. Выготский вслед за Ж. Пиаже отмечал, что «именно возникновение спора приводит ребенка к систематизации собственных мнений» [55].
Следующая особенность коммуникативного процесса в Интернете — использование «ника», — является воплощением опосредующей функции слова. Как в методике двойной стимуляции Выготского—Сахарова псевдослово постепенно наполняется предметным содержанием, так ник выступает средством обобщения текстов, которые им маркируются и за ним со временем и для собеседников и для самого автора начинает проступать его предметная отнесенность — «предметом» в данном случае оказывается личность автора.
У Интернет-коммуникации есть еще одно свойство, неоднократно отмечавшееся в литературе — анонимность. «Граница личности есть граница семиотическая» [130]. В данном случае граница личности жителя Интернета не включает ни телесное Я человека, ни его свойства как субъекта социальных отношений: и физическое, и социальное «лицо» человека как раз и скрыты в Интернете под маской анонимности.
Итак, три особенности Интернета — автокоммуникация, дискуссионная практика и традиция псевдонимов — создают предпосылки для интенсивной работы над образом Я. Интернет как особая культурная среда предоставляет дополнительные средства для развития самосознания как высшей психической функции. Выделенные Л. С. Выготским три ступени в развитии всякой психической функции выглядят здесь следующим образом: Я как автор суждений и выборов, зафиксированных в Интернете — «автор-в-себе»; Я как автор, воспринимаемый другими участниками Интернет-общения — «автор-для-других»; Я как автор, осознающий свое авторство и принимающий точку зрения на себя как на автора своих суждений и выборов — «автор-для-себя». Это позволяет жителю Интернета осуществить себя как личность: «То же, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека: новое поведение человека становится поведением для себя, человек сам осознает себя! ак известное единство» [55].
Четвертая особенность Интернет-общения — анонимность, — накладывает ограничения на само понимание личности в этой среде. В Интернете телу отказано в семиотическом статусе [16], точнее — этот статус признан нулевым. В 60-е годы хакеры, как представители молодежного бунта, приравняли к нулевому семиотический статус социальных достижений человека, заявив о равенстве всех в компьютерном мире независимо от дипломов и должностей. Интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую. Таким образом, личность в Интернете
может пониматься только одним-единственным способом — как субъект культуры. Понятую именно так личность В. В. Петухов определяет как субъекта ответственного и самостоятельного выбора [164].
3.2. Деятельностный подход
к анализу сетевой активности
Особенности строения Интернет-среды составляют внешние условия разворачивающегося в ней поведения и, в соответствии с теорией деятельности А. Н. Леонтьева, предопределяют набор тех психологических операций, из которых складывается активность субъекта.
Интернет как условие деятельности
Оговоримся, что выделяемые нами параметры Интернет-активности включают в себя не только обстоятельства собственно сетевой коммуникации, но и условия работы в современных операционных системах. Очевидно, что развитие информационных технологий будет менять и некоторые параметры деятельности человека, поэтому мы попытались выделить с помощью опроса ведущих специалистов в этой области те из них, которые укоренены в принципах программирования и информатики и не могут быть «отменены» очередной разработкой Мюгокой. Такие технологические инварианты требуют от человека применения определенных психологических операций. Дадим их краткое описание.
• Сохранение вновь созданного файла производится с привлечением внимания субъекта и требует от него осуществления процедуры по- именования — это операция произвольного и опосредованного запоминания, применение которой ведет, как известно, к развитию высших психических функций.
• Сохранение информации и ее поиск осуществляется с помощью операции классификации (директории, папки и т. п.), что обеспечивает принудительный тренинг операций обобщения и установления отношений и способствует децентрации в познавательной сфере.
![]() |
• Необходимость выбора шрифтов, кеглей и прочих параметров текста задает операцию «отстранения от смысла», требуя от субъекта произвольного переключения с механизмов мышления (текст как семантический объект) на механизмы восприятия (текст как перцептивный гештальт).
• Символический характер действий, имеющих во внешней реальности специфический рисунок мышечных усилий («зайти» на сайт, «создать», «уничтожить») — это создает осо
бое психологическое поле, в котором репрезентация в действиях (по Дж. Брунеру [31]) опосредована символами, а не конституирующей данное действие двигательной активностью. Условно это поле может быть обозначено как перцептивно-символьное.
• Непроизвольная фиксация «следов» деятельности — диалоги, переписка, перемещение по сайтам субъекта обнаруживаются им как объект в перцептивном поле и могут в любой момент стать предметом самонаблюдения.
• Полностью контролируемая (по параметрам, форме, содержанию и длительности) самопрезентация становится основой анонимной публичности.
• Возможность построения виртуальных отношений близости (между Я -виртуальным и Ты-виртуальным), предполагающих субъективно комфортную степень самораскрытия и принятия значимого другого обеспечивает анонимную интимность.
• Факт причастности к Интернету как отчужденному продукту деятельности миллионов участников процесса формирует трансперсо- нальность как свойство Интернет-культуры, позволяющее не только решать «задачу на смысл Я», но и удовлетворять потребность в трансцендентном.
Виды сетевой активности
Существуют различные классификации людей, использующих Интернет в своих целях. Так, среди всех пользователей выделяются те, для которых Интернет находится в центре профессиональной жизни, и те, для которых он играет роль центра жизни личной [365]. И. Г. Опарина выделяет группы в зависимости от степени участия в изменении информационного пространства Интернета [154]. В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт выделяют группы «хакеров», «любителей», «прагматиков». Хакеры максимально идентифицируют себя с пользователями Интернета как социальной категорией, любители не идентифицируют себя с пользователями Сети в целом или же с конкретными ее сообществами, и не используют ее в узко прагматических целях, что характерно для прагматиков, эпизодически решающих здесь конкретные задачи [202].
И. Васюков описывает различные основания для стратифицикации представители киберкультуры: уровень подготовленности в компьютерных и Интернет-технологиях (самые неподготовленные — ламеры, более продвинутые пользователи — «юзеры», самые высокостатусные — «профи», «хакеры»); по своим личным интересам или роду профессиональных занятий («форумцы», «чатники», «айсикьюшники» (по используемым сервисам для общения), «квакеры», «старкрафтщики», «фиферы», «гонщики» (по типу любимой и культивируемой игры). В компьютерных фирмах, в соответствии с существующей организационной структурой имеются: «технари», «настройщики», «программеры», «продавцы», «интернетчики».
В чисто профессиональной киберкультуре, по оценке И. Васюкова, стра- тифтикация кибернетчиков происходит очень высокими темпами: веб- дизайнеры, веб-проектировщики, веб-маркетологи и т.д. [38].
При всем многообразии поводов обращения субъекта к Интернету [9] в строении его деятельности сетевые ресурсы теоретически могут занимать одно из трех мест: выступать в качестве условий, в которых разворачивается исходно несетевая активность; служить сознательно выбранной целью, на достижение которой направлены усилия субъекта; побуждать и направлять активность пользователя, не имеющую внесетевого воплощения. В зависимости от того, чем для пользователя является Интернет — условием, целью или мотивом — его сетевая активность будет обладать, соответственно, статусом операции, действия или деятельности. Рассмотрим более подробно возможные последствия для развития личности этих видов активности.
Программные продукты, включаясь в активность пользователя как условия его внесетевой по целям и мотивам деятельности, предъявляют определенные требования к способностям индивида. Для того, чтобы применение сетевых ресурсов облегчало, а не затрудняло деятельность, операции классификации, обобщения, установления отношений, структурирования, выбора фигуры на фоне должны быть сформированы и регулироваться на «метакогнитивном» уровне [40] способностью к произвольному выбору оснований категоризации. Опосредование и переопосредование различных видов деятельности информационными технологиями активизирует работу «лсвополушарного» [178], логического механизма мышления и может способствовать развитию произвольности и опосредованно- сти познавательных процессов. К личностным особенностям пользователя ИТ-опосредованная деятельность не предъявляет каких-либо определенных требований помимо общей для обеспечения активности в любой «богатой» среде необходимости в достаточно высоком уровне саморегуляции и интегрирован ности поведения для удержания внимания на объектах, соответствующих целям деятельности. Возможно, наблюдаемый многими пользователями феномен «исчезновения времени» в сетевых «путешествиях» возникает именно благодаря несоответствию достигнутого личностью уровня саморегуляции требованиям к концентрации внимания в условиях равной интенсивности конкурирующих «фигур» в перцептивно-символьном поле Интернета в форме визуального перцепта (страница сайта, например). Итак, для постоянных пользователей Интернета, т.е. людей, выбирающих сетевые ресурсы как наиболее удобные и доступные средства решения своих внесетевых задач, должна быть характерна способность к целенаправленному поведению и высокая помехоустойчивость, обеспечиваемая исправно функционирующей системой смысловой регуляции. («Не потеряйтесь в Сети» — девиз Интернет-новостей на ТВ- канале «Культура»).
Интернет-ресурсы могут выступать для субъекта как предмет его профессиональной (а в последние годы — и любительской) деятельности по развитию сетевого пространства. Программисты и программирующие пользователи решают задачи, в которых не только условия, но и цели являются внутрисетевыми — создание программного обеспечения, сайтов, домашних страничек и т. п. Характерной особенностью такой сетевой активности является наличие представления о конечном результате действия, когда деятельность включает в себя этап планирования с определением необходимых и желательных параметров создаваемого продукта. Создание и поддержание сетевого ресурса требует, во-первых, некоторых интеллектуальных способностей и навыков, а, во-вторых, невозможно без опоры на определенные характерологические особенности. Если развитие программирования создает предпосылки для расширения базы потенциальных пользователей инструментария по созданию Интернет-объектов за счет простого снижения требований к способностям и знаниям субъекта сетевых действий по сравнению с требованиями, предъявляемыми к интеллекту программиста, то «наследование» в области характера черт «сетевого творца», возможно, подчиняется более сложным закономерностям. Изучение Личностных особенностей программистов высшей квалификации в свое время [71] позволило обнаружить присущий этому контингенту набор черт личности. Можно ожидать, что современным программистам, развивающим Интернет, свойственны те же черты, хотя, возможно, и в ослабленном виде, но и они, и «интернетчики-любители» могут отличаться от суперпрограммистов рядом особенностей, связанных с ориентацией на Интернет-коммуникацию — ведь любой Интернет- ресурс в отличие от какого-либо другого программного продукта ориентирован в первую очередь на «потребление» Другим, а не на решение технико-технологической задачи.
В то же время базовые, существенные для профессиональной программистской картины мира переживания создателей Интернет-среды, которые, согласно их самоотчетам, сопровождают работу с компьютером [70], экстериоризировались в свойства Сети и стали доступны всем пользователям. Так, в период распространения персональных компьютеров лишь в воображении и ассоциациях программистов высшей квалификации работа с ПК выступала в образах «движения над» и образах неизвестного («полет в многомерном пространстве», «парение», «вид с высоты на неизвестную местность», «перемещение в невозможных пространствах», «движение в бесконечности»). Для всех остальных — прикладных программистов, постоянных и эпизодических пользователей — работа с компьютером была прежде всего взаимодействием с более или менее дружелюбным партнером и темы сотрудничества и/или конкуренции были в их самоотчетах ведущими. С появлением Интернета ситуация изменилась — анализ высказываний об Интернете в прессе и опрос более ста пользователей и разработчиков сетевых ресурсов дает картину практически точного воспроизведения ассоциативных образов ведущих программистов досетевого поколения. Другими словами, эмоциональное состояние и аффективно окрашенные образы, сопровождающее деятельность
творца, «оседают» в продукте творчества и для потребителя этого продукта выступают уже как объективно заданные условия, требующие появления соответствующих операций в структуре деятельности (для нашего случая Интернет-деятельности это будут операции псевдосенсомоторные — «перемещаться по сайтам» и «рассматривать страницы»). Возможно, что механизм такого «овеществления» эмоций сродни тому, что был описан Я. А. Пономаревым при исследовании творческого мышления как переход побочного продукта дополнительной задачи в прямой продукт основной задачи.
Третий способ включения Интернета в структуру своей деятельности — это формирование субъектом особого «сетевого» предмета какой- либо потребности. В этом случае мотивом может стать Интернет-общение или Интернет-познание, или Интернет-игра, и даже Интернет-агрессия — как у хакеров. Само пребывание в Сети приобретает соответствующий мотиву смысл, а препятствия на пути погружения в Интернет- реальность становятся фрустраторами. Таков путь превращения пользователя или разработчика в Интерет-адцикта (см. списки свойств зависимого от Интернета), но он же позволяет человеку, став на время жителем Интернета и научившись в этой среде удовлетворять прежде депревиро- ванные потребности, изменить свою мотивационную структуру и обрести опыт развития личности. Таким образом, отличительной чертой субъекта Интернет-деятельности должна быть актуальность задачи формирования идентичности — от застревания в спутанной идентичности, приковывающего человека к анонимному существованию в псевдофизической и асоциальной реальности Сети, до произвольного и опосредованного сетевыми ресурсами конструирования образа Я.
Описанные раннее свойства Интернет-среды как семиосферы дают, как нам кажется, уникальную возможность осуществлять поиск идентичности начиная с третьей, «духовной» по У.Джемсу, ипостаси личности и, далее, через групповую идентичность «социальной» ипостаси, прийти к принятию своего физического Я. Действительно, формирование образа Я в особых условиях телесной непредстанленности и социальной немаркированности субъекта Интернет-активности не может идти по линии вычленения физического Я как фигуры в перцептивном поле и социального Я как исполнителя социальной роли. Механизм самовосприятия, т. е. способ построения образа Я в условиях символьно-перцептивного поля Интернета остается механизмом актуалгенеза перцепта как «перевода сук- цессивного рисунка движения в симультанную картину образа» [120] — с тем лишь отличием, что в качестве «точек фиксации» выступают высказывания субъекта (в письмах, чатах и т. п.) и совершенные им выборы (сайтов, текстов, адресов, ников, аватаров и т. п.), а «рецепирующим органом» оказывается семантическое пространство. Автоматически фиксируемая Интернет-ресурсом последовательность высказываний субъекта Интернет-активности может становиться предметом восприятия и самовосприятия, когда «щупало» глаза воспроизводит траекторией своего движения не физические, а семантические «контуры» объекта.
Итак, в пользователи, разработчики и жители Интернета рекрутируются люди, обладающие специфическим набором личностных задач и их существование в Сети может оказаться как успешным — продуктивным и способствующим развитию личности, — так и неконструктивным, тормозящим решение актуальных жизненных задач и приводящим к консервации личностных проблем.
Пользователь в первую очередь ориентирован на поиск новых — сетевых — средств достижения своих внесетевых целей. На этом пути его может ждать как успех, так и поражение. В первом случае возникает не только овладение предметом, но и овладение, по Л. С. Выготскому, собственными психическими функциями, управление которыми в виртуальной реальности требует перехода на более высокий уровень произвольности. Это повышение требований к «силе Это» обусловлено тем, что естественная для функционирования человеческой психики связка «образ — движение» [93] оказывается разрушена внефизическим характером перемещения в среде, где затраты усилий больше не выступают как естественные ограничители психомоторной активности. В случае неудачи формирования и интериоризации новых средств контроля произвольность внимания утрачивается (в точном соответствии с концепцией П. Я. Гальперина) и субъект Интернет-активности оказывается «одержим» предметом — исчезает стремление получить «пользу» от взаимодействия с сетевыми ресурсами, намеченные цели деятельности не достигаются, субъект мистифицирован предметом. Э. Эриксон [224] потерю адекватного чувства времени, неспособность к концентрации, саморазрушающую поглощенность односторонней деятельностью относит к симптомам нарушенной идентичности. Другими словами, «принцип реальности» уступает место «принципу удовольствия» и, как и полагается в ситуации» диктата Ид, утрачивается чувство времени, нарушается иерархия ценностей и целей. В результате пользователь перестает «пользоваться», а начинает «фланировать». В Интернет-среде Обломов, не сумевший стать Штоль- цом, обрекается на участь Хлестакова.
Развитие личности и становление профессионализма разработчика Интернета обусловлено спецификой предмета: программист включен в 1 а- боту по созданию новой реальности, иного мира — со своим особым хронотопом, законами «природы» и слепленными из битов информации объектами. Полюса модуса «создание» — порождение (естественное, органическое, материнское: гония) и творение (ремесленное, насильственное, отцовское: ургия) [73]. Интернет предоставляет как возможность последовательного улучшения, упорядочивания, взращивания, накопления, сотрудничества, так и взрывного изменения, разрушения, насильственного внедрения, взламывания, конкуренции. В любом случае, для разработчика сама среда Интернета предстает как осознаваемая цель конкретных действий, вносящих реальные и оцениваемые референтным окружением изменения в структуру/функционирование Сети. Естественным образом креативный характер деятельности порождает ощущение избранности, которым можно наслаждаться в одиночестве или разделять с такими же посвященными. С другой стороны, Интернет для этой категории — среда «упругая» [198], сопротивляющаяся, что дает возможность для определения/переопределения границ собственного Я. Но, так как креативный потенциал деятельности сосредоточен на объекте, можно ожидать относительную стабильность Я. Достижения во взаимодействии с Интернетом и значимость оценок со стороны группы отобранных «посвященных» ведут к развитию определенной (высокой) самооценки и профессиональной ассертивности и их консервации, что может служить средством маскировки (ухода) для проблем, возникающих во внесетевых видах активности (в том числе, межличностном общении и самопознании). В любом случае, в рамках своей роли культурного героя разработчик оказывается вынужден в какой-то момент сделать выбор между узкой и широкой групповой идентичностью — один путь уводит в хакерство и даже банальную корыстную киберпреступность, другой — делает обычным человеком с обычными проблемами самоактуализации (по словам У. Черчилля, кто в двадцать не был революционером, у того нет сердца, а кто к сорока не стал консерватором, у того нет головы). Таким образом, для этого типа носителей Интернет-культуры продуктивное развитие предполагает выход за рамки своей сетевой культуры и своего профессионального сообщества, а деструктивное развитие личности связано с консервацией ситуации «подросткового бунта» и бесплотности (как реакции на «предательство» тела, но, в случае программиста, реакции, поддерживаемой высокими интеллектуальными способностями и закрепляемой позицией демиурга).
Существование в Интернете для его жителя обладает онтологическим статусом — как собственный дом, город, страна. Полюса модуса «существование» — жизнь и выживание [73]. Первый подразумевает развитие, преодоление, разомкнутость, второй — стремление к гомеостазу, «энергетической» (информационной, эмоциональной) замкнутости системы «субъект-Интернет». Для этой категории Интернет в полном смысле слова становится средой, объективной данностью, относительно неизменной и оформляющей. Креативность сосредотачивается на субъекте, и именно Я становится целью, а Сеть опредмечивает потребность в самопознании и самореализации. Осуществляется это через принадлежность к Интернет-сообществу, благодаря которой формируется групповая идентичность. Именно потребность в индентичности находит свой предмет в статусе члена сетевого сообщества. Построив образ Я в интерпсихическом поле сетевого общения, человек получает возможность присвоить его, интериоризировать способы взаимодействия с ним и почувствовать себя «самим собой». Механизм формирования личности, описанный Л. С. Выготским, действуя в специфических условиях Интернет-среды, дает новые по сравнению обычной реальностью результаты.
Ощущение идентичности с группой дает человеку подтверждение подлинности его бытия, обеспечивает системой координат, в рамках которых определяются «критерии совершенства» («что такое хорошо и что такое плохо»), вдохновляет на деятельность и делает окружающий мир более предсказуемым, а его собственное существование — более защищенным [224]. Понятно, что депривация такого рода потребностей в «реальном» мире делает поиск возможности их удовлетворить в мире «альтернативном» не только вероятным, но и (в настоящих условиях) неизбежным. Тем более что Интернет делает два необходимых для формирования идентичности процесса — отражение в других и наблюдение за другими [224], — психологически безопасными (см. рассмотренные выше характеристики Интернета). Ощущение принадлежности, несомненность (с материализованными подтверждениями) своего существования в Интернете вместе с отсутствием обязательного для обычной коммуникации «эффекта белой спины» («другие знают обо мне то, чего я не могу знать о себе») делает взаимное отражение участников сетевого общения квазитерапевтическим процессом. Как и «настоящая» психотерапия, этот процесс может вести как к личностному росту через преодоление терапевтических отношений, так и к специфической форме психологической зависимости, которую можно описывать в терминах «замыкание» и «сверхадаптация». Поведенчески первый вариант (личностный рост=жизнь) выражается в своевременном уходе из Интернет-общения, второй (зависи- мость=выживание) — в превращении Интернет-общения в жизненную необходимость. Таким образом, для всех начинающих жителей должны быть характерны особенности, делающие человека (потенциальным) клиентом психотерапевта: психологическая травма (актуальная или перенесенная раньше, но не разрешенная) и/или нерешенные задачи развития. В настоящий момент большинство жителей — это действительно подростки и юноши, т. е. люди в силу одного только возраста имеющие проблемы со взрослой идентичностью, интимностью, генеративностью. Для этой выборки характерны и более высокая сензитивность и меньшие личностные ресурсы, чем в среднем для популяции. Пребывание в Интернет-среде приводит к разделению: «живущие» перерабатывают свои проблемы, используя возможности сетевого общения, «выживающие» находят в нем для своих проблем оправдание, прощение, разрешение, объяснение, отвлечение и т. п., то есть среду «капсулирующую», а не «лечащую». Поэтому потребность в растворении в этой среде не исчезает, и перехода от групповой Интернет-идентичности к идентичности личностной не происходит.