Что делает с нами Интернет? 7 глава




Проведенное исследование эмоционально-коммуникативных особен­ностей жителей Интернета проективными методиками подтвердило вы­двинутую гипотезу о наличии у них специфических проблем в области непосредственного общения и свя­занным с этим эмоциональным на­пряжением. В этой группе преоб­ладают люди с нереалистическими и недифференцированными требо­ваниями к себе, дискриминирую­щие собственную телесность, ощу­щающие дистанцию между собой и другими и пытающиеся компен­сировать отсутствие чувства близо­сти и взаимопонимания преувели­ченными представлениями о соб­ственной независимости, а также отказом от следования общепри­нятым нормам.

Исследование способности к распознаванию

эмоциональной экспрессии в группе жителей Интернета

Для изучения аффективной сферы наряду с проективным методом может применяться и экспериментально-психологический. Так, известно, что определенные эмоциональные и мотивационные особенности субъ­екта детерминируют протекание и результативность познавательных про­цессов. В связи с задачей изучения сферы общения жителей Интернета особый интерес для нас представляет хорошо изученная в психологии связь между мотивом аффилиации и восприятием лица [205]. В нашем ис­следовании такой показатель эффективности процессов восприятия, как точность при распознавании эмоциональной мимики применялся и как самостоятельная характеристика коммуникативной сферы представителей Сети, и как указание на стремление к принятию.

Использовалась авторская методика компьютерной диагностики распознавания эмоциональной мимики (РЭМ) [117]. В процессе раз­работки методики было обнаружено, что в группе людей с высоким уровнем мотива аффилиации в форме «надежды на принятие» по ме­тодике Мехрабиана [80] точность опознания эмоционального партнера по мимике значимо выше. Была также получена значимая отрицательная корреляция между точностью восприятия эмоции и уровнем алексити- мии по методике ТА8.

В исследовании принимали участие 31 житель Интернета и 28 поль­зователей. Достоверность различий между показателями этих двух групп оценивалась но критерию Манна—Уитни.

Обнаружено, что в экспериментальной группе точность при опозна­нии эмоционального состояния человека по выражению его лица значимо ниже, чем в контрольной.

Точная категоризация эмоции возникает при готовности субъекта «уподоблять» [121[ свои душевные «движения» эмоциональному состоя­нию другого, в том числе — подстраивать свою моторику под вырази­тельные движения партнера. Именно это технически не поддерживается средой Интернет, вследствие чего процесс построения образа текущего эмоционального состояния вынужденно теряет свою непосредственность, а встраивание новых, например, вербальных, средств может не «поддер­живаться» на мотивационном уровне самого пользователя. Это приводит к тому, что для истинных алексетимов Интернет становится убежищем, где тело их не «подводит» своей непосредственной реакцией на чужое эмоциональное состояние. Люди же с высоким мотивом аффилиации, попадая в ситуацию «внетелесного» общения в Сети, вынуждены тратить дополнительную энергию на встраивание новых средств — вербальных и визуальных знаков — в процесс коммуникации.

Социально-психологическая адаптированность жителей Интернета

Данные проективного и экспериментально-психологического иссле­дования указывают на существование серьезных коммуникативных труд­ностей и значительного эмоционального напряжения у представителей Интернет-среды. Можно ожидать, что и обследование этой группы с по­мощью многофакторных опросниковых методик даст сходные результаты. В качестве такой методики был выбран опросник Социально-психологи­ческой адаптированности (СПА) [155], в оригинале разработанный К. Род­жерсом и Р. Даймонд.

Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концеп­ции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответ­ствует критериям социально-психологической адаптироваппости лич­ности (в каком-то смысле они совпадают и с критериями личностной зрелости, в их числе — чувство собственного достоинства и умение ува­жать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.), следующие 37 — критериям дезадаптированное™ (неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего ак­туального опыта, кажущееся «решение» проблем, то есть решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представле­нии, а не в действительности, негибкость психических процессов); 27 высказываний нейтральны. Высказывания сгруппированы но 6 факто­рам, отвечающим критериям адаптироваппости и дезадацтированности: принятие — непринятие себя; принятие других — конфликт с други­ми; эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмо­циональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или, напротив, апатия); ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что дости­жение жизненных целей зависит от себя самою, акцептируются личная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жиз­ненных задач); доминирование — ведомость (зависимость от других); эсканизм («уход» от проблем).

В исследовании приняли участие жители Интернета (31 чел.) и поль­зователи (28 чел.). Применялся критерий Манна—Уитни.

Оказалось, что в группе жителей Интернета значимо ниже, чем в кон­трольной группе, показатели адаптированное™ и принятия других, а так­же выше показатели дезадаптированности, непринятия других, эмоцио­нального дискомфорта и эскапизма. Такая картина характеризует жителей Интернета как менее социально компетентных, прежде всего в плане по­нимания окружающих людей и доверия к ним, испытывающих в связи с этим эмоциональные проблемы. Возникающие при этом проблемы не­редко воспринимаются ими как неразрешимые и поэтому они больше, чем обычные пользователи, склонны к тому, чтобы оставлять все как есть, пережидая и надеясь на то, что все как-нибудь уладится само (эбой. В то же время в том, что касается отношения к себе и к умению взять на себя управление в ситуации социального контакта, две сравнивавшихся группы не показали значимых различий. Значит, эти особенности вписы­ваются в общую структуру социально-психологической адаптированности представителей пользователей и жителей Интернета по-разному, и эти различия могут быть выявлены с помощью факторного анализа.

В Таблицах За и Ъб знаком «+» обозначены показатели С ПА, входящие в соответствующий фактор с высоким положительным значением, знаком «—» — с высоким отрицательным.

Таблица 3 а Результаты факторизации данных по методике СПА для группы жителей Интернета
Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2
Адаптированность -  
Дезадаптированность +  
Лживость + +  
Лживость —    
Принятие себя -  
Непринятие себя +  
Принятие других -  
Непринятие других +  
Эмоциональный комфорт -  
Эмоциональный дискомфорт +  
Внутренний контроль    
Внешний контроль   +
Доминирование   -
Ведомость   +
Эскапизм   +

 

Первое, что показала факторизация (применялся метод максималь­ного правдоподобия с последующим варимакс-вращением), — это отно­сительно меньшая сложность организации социальной компетентности у жителей Интернета: для описания их данных достаточно двух значимых факторов, в то время как в структуре показателей СПА контрольной груп­пы выделяется четыре значимых фактора.

Принятие себя и у жителей Сети, и у представителей контрольной группы связывается, прежде всего, с принятием других и эмоциональным комфортом, что отражает наличие общей основы для восприятия соци­ального мира и себя в этом мире. Различия проявляются в том, устанав­ливаются ли связи с этим стержневым ощущением и инструментальными показателями СПА.

Для тех, кто не относится к категории Интернет-жителей, желание доминировать связано с ощущением собственной успешности и компе-

    Таблица 3 6 Результаты факторизации данных по методике СПА для контрольной группы
Показатели СПА Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Адаптированность   -    
Дезадаптированность   +    
Лживость +       -
Лживость —     -  
Принятие себя   -   +
Непринятие себя        
Принятие других   - -  
Непринятие других   + +  
Эмоциональный комфорт   -    
Эмоциональный дискомфорт +      

тентности, отказ от доминирующей роли — с желанием выглядеть успеш­ным и компетентным, которое проявляется в склонности к социально одобряемым ответам в ситуации тестирования. Иными словами, у тех, кто уверен в собственных силах, возникает желание управлять, у тех, кто избегает социальной ответственности — желание создать о себе благопри­ятное впечатление. Локус контроля у не-жителей связывается с 'отноше­нием к другим: доверительная атмосфера является условием интернально- сти, враждебность побуждает к тому, чтобы воспринимать ситуацию как неуправляемую. Таким образом, инструментальные характеристики СПА (локус контроля и склонность к лидерству) у испытуемых из контрольной группы привязываются к субъективным оценкам показателей психологи­ческой компетентности.

У Интернет-жителей эти два показателя СПА образуют единый фак­тор, в котором также присутствует эскапизм и эмоциональный диском­форт. Таким образом, для жителей Сети умение и стремление руко­водить в ситуации социального контакта оказывает­ся инструментальной характеристикой, не связанной с содержанием отношений к себе и другим людям, и имеющей самостоятельную ценность вне зависимо­сти от конкретных параметров социального взаимо­действия.

4.2. Самосознание жителей Интернета Самоотношение и образ Я

Задача, решение которой представляется необходимой в исследова­нии личностного развития, опосредованного Интернетом, — это задача изучения самосознания носителей Интернет-культуры. Вслед за В. В. Сто- линым [27], мы считаем целесообразным разводить уровень знаний о себе и уровень действий в адрес собственного Я и формирующегося на их базе отношения к себе. Знания о себе характеризуют как когнитивную слож­ность субъекта в задачах межличностного оценивания, так и сложившуюся в рамках данной субкультуры социально желательную ориентацию пред­ставлений о человеке. Сформированность определенных внутренних дей­ствий в отношении к своему Я отражает репертуар востребованных в суб­культуре действий и межличностных отношений, а также эмоциональный фон, задаваемый этими действиями (действиям в адрес Я соответствуют «собственно эмоции» по классификации А. Н. Леонтьева, а отношению к себе — «чувства»). Все это позволяет использовать данные о специфике самосознания носителей Интернет-культуры как свидетельство трансли­руемого в этой среде отношения к себе и к другим. Описание поощеряемых данной культурой социальных действий и тех, которые не входят в ее нор­мативный репертуар, составляет, как известно, основу выделения типов культур (см., например, типологию Р. Бенедикт [23]). Изучение самосо­знания носителей Интернет-культуры может способствовать определению места этой культуры в культурном разнообразии человечества.

Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью опросников

Изучение особенностей самосознания носителей Интернет-культуры проводилось с помощью двух опросниковых методик — опросника само­отношения В. В. Сталина (ОСО) и опросника смысложизненных ориен­тации Д. А. Леонтьева (СЖО).

Первый позволяет оценить как общий характер отношения к себе, так и репертуар действий в адрес Я. Второй направлен на выявление представлений человека о собственной жизни и своей удовлетворенно­сти ею.

Были обследованы две экспериментальные группы — пользователи и жители Интернета. Контрольная группа была составлена из студен­тов-психологов, не пользующихся Интернетом. Для оценки значимости различий между группами применялся критерий Манна—Уитни, а для выявления внутренних связей между шкалами опросников использовал­ся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.


Опросник самоотношения выявил отличия группы жителей Интерне­та как от контрольной группы, так и от пользователей. Наиболее весомый вклад в межгрупповую дисперсию по фактору Ожидаемое отношение дру­гих людей вносят различия между группами пользователей и жителей, при этом первые в большей степени, чем вторые, ожидают антипатии со сторо ны окружающих. Кроме того, между пользователями и жителями и между жителями и контрольной группой (напомним, что она составлена из пси хологов), обнаруживаются значимые различия по фактору Лутосимпатии (II): у жителей он самый высокий. Они одобряют себя в целом и в суще­ственных частностях, испытывают доверие к себе и имеют высокую само оценку; у них отсутствуют тенденции к приписыванию себе недостатков и самообвинению; нет чувств раздражения и презрения по отношению к себе. Для показателей по частным шкалам, отражающим «уровень внут­ренних действий в адрес самого себя или готовности к таким действиям» получены следующие различия:

• Самоуверенность (1): у пользователей этот показатель самый низкий, а у психологов самый высокий;

• Самопринятие (3): у пользователей он ниже, чем у жителей;

• Самообвинение (5): у пользователей эти показатели выше, чем у жи­телей; у жителей он ниже, чем у психологов.

Показательно, что количество различий в самоотношении минималь­но между группой пользователей и контрольной группой, что и можно бы­ло ожидать у людей со стабильной личностью.

Итак, отношение к себе пользователей фактически ничем не выделя­ется. Этот результат подтверждает адекватность введенного нами критерия для классификации носителей Интернет-культуры: люди, для которых се­тевая активность является лишь операцией, т. е. активностью, отвечающей условиям деятельности, а не ее целям или мотивам, не должны быть свой­ственны какие-либо специфические проблемы самосознания.

По показателями СЖО между группами значимых различий не об­наружено. Другими словами, среда Интернет не рекрутирует в свои жите­ли лишь людей, неудовлетворенных своим прошлым или настоящим.

Вычисление внутренних корреляций по ОСО показало следующее. У жителей Интренета обобщенные факторы не коррелируют меркду собой (в отличие от обильных корреляций в двух других группах). Глобальное самоотношение 8 определяется только Самоуважением (I), а среди част­ных шкал — Самоуверенностью (1), а не Самообвинением (5), как у других. Кроме того, у жителей Самоинтерес (III) ни с чем не коррелирует, в то время как у пользователей и психологов этот фактор связан с разными частными шкалами и фактором Лутосимпатии (II). Шкала Самообвине­ния (5) имеет всего 2 значимые корреляции, а не 7 (как у пользователей) или 8 (как у психологов). То есть Самообвинение для двух последних групп является неким стержневым компонентом.


Самоотношение жителей Интернета, как и ожидалось, весьма отли­чается от характерного для данной возрастной группы (18-25 лет). Им не свойственны реакции самообвинения и, напротив, они склонны при­нимать себя со всеми своими недостатками, доверять себе и верить в свои силы. Из этих положительных эмоций, возникающих в автокоммуни­кации, рождается и чувство любви к себе — отношение Лутосимпатии объединяет пункты Самопринятия и Самообвинения, в которых отражается дружественность-враждебность к своему Я. Они не ждут неприятия со сто­роны других, что также поддерживает общий несколько по-детски при­поднятый аффективный тон общения с другими и с собой. Следовательно, проблема, которая определяет их склонность к Интернет-опосредованно- му общению, связана не с негативным отношением к себе и не со страхом отвержения со стороны окружающих, а с какими-то иными особенностя­ми внутриличностной коммуникации.

Корреляционный анализ ОСО и СЖО показал следующее. У жите­лей Интернета шкалы СЖО Цели и Результат коррелируют с факторами и частными шкалами ОСО (Глобальное самоотношение (/5), Самоуважение (/), Самоуверенность (1), Ожидаемое отношение (2)), а у других групп — практически нет. У пользователей шкала СЖО Процесс связана с показа­телями ОСО (Самоуважение (/), Ожидаемое отношение других людей (2), Самопонимание (7)).

Особенно интересным представляется следующий результат: у жите­лей абсолютно все показатели СЖО сильно связаны друг с другом; от­носительно более дифференцированы показатели в контрольной группе; у пользователей не коррелируют Цели и Процесс и есть слабые (р < 0,1) корреляции Цели—Результат и Цели-ЛК-жизнь.

Исследование самоотношения жителей Интернета с помощью проективного метода

Применялись следующие проективные методики.

Методика исследования самооценки Дембо—Рубинштейн. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемым ряда качеств его индивидуальности. В данном случае были использованы та­кие качества, как здоровье, характер, ум, счастье, судьба. Обследуемым предлагалось отметить уровень развития у них этих качеств на данный ]момент времени (Я-реальное), уровень развития этих качеств, при ко­тором они были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя (Я-идеальное), уровень развития у себя этих качеств в Интернете (Я-виртуалыюе), а также развитие этих качеств в прошлом (Я-нрежпий) и в будущем (Я-будущий).

Проективная методика «Цветовой тест отношений» Эткинда пред­ставляет собой невербальный компактный диагностический прием, от­ражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уро­вень отношений человека. Теоретическую основу методики составля­ет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г.Ананьева об об­разной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований лично­сти. Методической основой ЦТО является цветоассоциативный экспе­римент, базирующийся на предположении о том, что существенные ха­рактеристики невербальных компонентов отношений к значимым дру­гим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности.

Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологиче­ских исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов. В нашем исследовании объектами оценивания для испы туемо­го выступали концепты «Я сам», «Интернет-собеседник» и «моя судьба».

Методика визуальных универсалий Е. Ю. Артемьевой [10]. В ра­ботах по изучению структур субъективного опыта Е. Ю. Артемьевой удалось обнаружить визуальные формы, которые одинаково интерпре­тируются испытуемыми с точки зрения семантики. Описания, давае­мые самыми разными испытуемыми, оказываются удивительно схожими по отношению к фигурам, только одна из которых имеет определенное геометрическое название — круг, все остальные фигуры нельзя назвать, используя известные геометрические термины. Результаты проведенных исследований позволили Е. Ю. Артемьевой сформулировать представле­ние о том, что эти восемь фигур представляют собой невербальный се­мантический код, поскольку они обладают стабильной семантикой. При исследовании представлений человека о самом себе и своей жизни остро ощущается дефицит описательных методик — таких, которые бы позво­ляли нашим испытуемым давать описание собственной жизни не с точки зрения удачная/неудачная, хорошая/плохая, а на некотором содержа­тельном уровне. Поэтому в данной работе, наряду с другими методи­ками, была предпринята попытка применить фигуры, соответствующие невербальным универсалиям, в качестве средств глобального описания жизни испытуемых. Таким образом, выбор испытуемым той или иной фигуры рассматривался нами как свернутая семантическая процедура, то есть такая процедура, позволяющая через соотнесение самого себя, своей судьбы и Интернет-собеседника с невербальными универсалиями дать семантическое описание этих концептов.

Испытуемые — активные посетители чатов, относящие себя к ка­тегории жителей Интернета. Возраст 18-25 лет.

Проективные методики дали результаты, сходные по смыслу с по­лученными с помощью опросниковых методик. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наши испытуемые имеют позитивной отноше­ние к себе — отсутствует ассоциация самого себя с отвергаемыми цветами и с фигурами, имеющими негативную семантику. Данные по методике самооценки Дембо—Рубинштейн также демонстрируют отсутствие тен­денции к занижению самооценки: «Я-реальное» находится в интервале 2/3—4/5 шкалы.

Анализ содержательных характеристик фигур и цветов, с которыми испытуемые ассоциировали самих себя, подтверждает преобладание при­нимающей позиции в отношениях с собственным Я. Для описания самого себя испытуемые используют фигуру № 2, которая имеет следующие ха­рактеристики: приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое. 60 % испытуемых в своих ассоциациях используют основные цвета (по 20 % — красный и синий, по 10 % — зеленый и желтый), а 30 % ассоциируют себя с фиолетовым цветом.

Для описания собственной судьбы в методике визуальных универ­салий большинство испытуемых используют вторую или первую фигуру:

«г

№ 2 — приятное, чистое, холодное, твердое, смелое, горькое; № 1 — лег­кое, доброе, чистое, холодное, молодое, умное, тихое, приятное, активное, сладкое, смелое.

Отношение наших испытуемых к своей судьбе по данным ЦТО может быть описано следующим образом. Подавляющее большинство испытуе­мых не ассоциирует свою судьбу с отвергаемыми цветами (85 %) и фигу­рами (100%). Многие испытуемые (35%) ассоциируют судьбу с красным цветом, что свидетельствует о переживании чувства успеха и конструктив­ной активности как ведущего аффективного тона «образа судьбы». Неко­торое количество испытуемых ассоциируют свою судьбу с синим и черным цветами (по 15 %). Следовательно, среди жителей Интернета тех, для ко­го образ судьбы — это образ гармоничной, внутренне бесконфликтной жизни, не меньше, чем тех, кто, как говорит М. Люшер, «восстает против судьбы, или, по крайней мере, против своей собственной судьбы» и «скло­нен действовать опрометчиво и безрассудно».

Результаты, полученные с помощью методики Дембо—Рубинштейн, говорят о том, что у людей, опосредующих свое общение Интернет-ре­сурсами, представление о Я-идеальном нереалистично и недифференци- ровано: на большинстве шкал Я-идеальное помещается в верхнюю точку шкалы, что может быть проинтерпретировано как утверждение «Я могу стать самым умным, здоровым и т. п. на свете». Такая нечувствитель­ность к собственным особенностям может повлечь завышенные требова­ния к себе и к окружающим. Также наблюдается большой разрыв между Я-реальным и Я-идеальным, что негативно сказывается на регулирующей функции самооценки.

Значительная представленность фиолетового цвета в ассоциативных описаниях жителями Интернета своего Я (у 30 % испытуемых) также сви­детельствует о слабости процессов дифференциации в их самосознании, склонности к магическим отношениям с собственным Я.

Некоторые выводы

Итак, основная проблема самосознания жителей Интернета — это неструктурированность представлений о себе. Их отношение к себе — принимающее и дружественное — не основывается на позитивной оцен­ке собственных достижений или удовлетворенностью данным моментом или гордостью за свои хорошо продуманные планы. Самоотношение этих людей строится как без-условное принятие, как материнское, безоценоч­ное. Зрелое, неинфантильное Я нуждается и в условном, «отцовском» принятии, обеспечивающем возможность внешней, «объективной» оцен­ки достижений человека. Интернет-среда является подходящим местом для тренинга оценочного механизма — одновременно и вовне, в сетевом общении, допускающем экспериментирование с образом Я-в-настоящем, протекающем на базе операций анонимной интимности и анонимной публичности, и в автокоммуникации, обеспечивающей благодаря автома­тической фиксации «следов» сетевой активности доступность для наблю­дения — а не конструирования памятью, — образа Я-в-прошлом.

Полученные данные об особенностях самоотношения жителей Ин­тернета могут быть проинтерпретированы не только как показатель не­благополучия тех, кто стремится в Интернет-среду, и вредоносности са­мой этой среды. Можно рассматривать Интернет как культуру, в рамках которой появились новые средства для личностного развития тех, кому по каким-либо причинам трудно формировать свой образ Я с опорой на свои природные данные или социальные достижения. Появление Ин­тернета не только поставило точку в индустриальном этапе развития об­щества, но и изменило психологические свойства современной культуры. Для активного участника Интернет-жизни проблема отчуждения в том виде, в котором ее обсуждал Э. Фромм, уже не стоит: «он не участвует ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, он почти ни­когда не соприкасается с произведенным продуктом в целом» [203, с. 194). Вряд ли человек, имеющий свой сайт (личный или корпоративный) или поддерживающий своим присутствием сетевое сообщество, отнесет эти слова к себе. Да и отмечаемая Ю. М. Лотманом оборотная сторона ориен­тированной на сообщения культуры XX века — «резкое разделение на пе­редающих и принимающих, возникновение психологической установки на получение истины в качестве готового сообщения о чужом умствен­ном усилии...» [130, с. 44-45], — уже не характерна для ориентированной на автокоммуникацию культуры Интернета.

Трансформации Я в Интернете

«Юношеское путешествие»

Среди посетителей чатов, по оценке С. Кремлевой, преобладают лю­ди юношеского возраста, чей средний возраст составляет приблизительно 21 г. Доля возрастной группы «меньше 18 лет» составляет 29,0 %\ возраст­ная группа 30 лет и старше представлена в чате 6,5 % [116].

Наиболее вероятной причиной массового «ухода в Интернет» именно старших подростков и юношей можно считать состояние кризиса идентич­ности, разрешение которого требует особых усилий со стороны субъекта и особых условий со стороны окружения.

Показателями и направлениями конструктивного развития в юности Э. Эриксон называет взрослую ответственность и автономную идентич­ность, которые проявляются в лидерстве, уверенности в себе и незави­симости от родительской семьи. Типичным состоянием юноши, находя­щегося в процессе становления личности, является чувство болезненной неуверенности в себе, в котором соединяются следующие переживания: ощущение неспособности реализовывать себя как отдельную от роди­тельских персонажей личность; чувство стыда, который возникает из-за того, что «твоя личность открыта сверстникам и они могут судить о ней»; чувство неадекватности своих общих способностей, которое может быть следствием «того парадокса, что специально организованное в ранние школьные годы ускоренное развитие затормозило развитие... идентич­ности»; переживание социальной и коммуникативной некомпетентности, «когда молодой человек не способен ни подчиняться, ни отдавать прика­зания, он оказывается в изоляции» [224, с. 166-197].

Таким образом, среди множества параметров позитивного развития в юности можно выделить в качестве интегративных развитие социаль­ной компетентности и обретение независимости от родительской семьи. Традиционные формы, в которых происходил «отрыв от корней» в до- информационные эпохи, — учеба, работа, служба в армии, юношеское путешествие [218, с. 36], — в современной России все больше утрачивают свою приемлемость, однако на смену им приходит возможность исполь­зовать в тех же целях виртуальную реальность Интернета.

Особенностями этой среды, делающей ее потенциально развиваю­щей, являются:

• Технологичность. Как отмечал Э. Эриксон, та часть молодежи, кото­рая оказывается на волне общей технологической, экономической или идеологической тенденции и хорошо подготовлена для приоб­щения к расширяющимся технологическим тенденциям, легче может «идентифицировать себя с новыми ролями, предполагающими ком­петентность и творчество, и полнее предвидеть неявную перспективу идеологического развития» [224, с. 140-141]. Таким образом, пребыва­ние в качестве неслучайного человека в Интернете позитивно влияет на подверженную колебаниям самооценку и позволяет юноше иден­тифицировать себя с прогрессивными, витальными, развивающимися силами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: