Результаты факторизации данных по методике Шварца для двух групп испытуемых
| Группа разработчиков
| Группа жителей
| Мотивационныс типы
| Р1
| Р2
| Р1
| Р2
| Конформность
|
| 0,7625
| 0,7379
| 0,5519
| Традиции
| 0,5685
|
| 0,5577
| 0,5108
| Доброта
| 0,5142
| 0,3812
|
| 0,8921
| Универсализм
| 0,7430
| 0,5736
| 0,8049
|
| Самостоятельность
|
| 0,7484
| 0,7931
|
| Стимуляция
| 0,9302
|
|
| 0,8491
| Гедонизм
| 0,9560
|
| 0,8399
|
| Достижения
|
| 0,8490
| 0,8349
|
| Власть
|
| 0,5735
| 0,7640
|
| Безопасность
| 0,6457
| 0,6289
| 0,7964
|
| |
При подсчете среднегрупповых рангов для общих блоков ценно* и и мы вновь обнаруживаем значительное сходство разработчиков и жипт (I,
о некотором расхождении можно говорить только в отношении блока изменение, что свидетельствует о более выраженном стремлении к мобильности со стороны жителей Интернета. Слабые различия намечаются в отношении блоков самоопределение, самовозвышение и ориентация на интересы индивида, по которым также у жителей общегрупповые средние оценки немного выше. По-видимому, данные направления являются для жителей Интернета чуть более значимыми, чем для разработчиков, что отражает специфику запроса жителей к Сети.
Применение к полученным данным процедуры факторного анализа позволяет выявить параметры отношения испытуемых к ценностям, кристаллизованные в виде структурирующих психическую реальность конструктов, которые могут не быть представлены на уровне сознания, однако оказывать существенное влияние на способы организации и системы оценок взаимодействия человека и мира.
В Табл. 4 представлены данные о структуре ценностных отношений групп разработчиков и жителей Интернета. У тех и других данная структура образована двумя униполярными факторами. При образовании первого фактора первыми по значимости типами ценностей для разработчиков являются гедонизм, стимуляция и универсализм, а для жителей — гедонизм, достижение, универсализм. Во втором факторе такими ведущими типами ценностей становятся достижение, конформность, самостоятельность — для группы разработчиков, и доброжелательность, стимуляция и конформность — для группы жителей. Последними по степени значимости в обоих факторах у разработчиков оказывается доброжелательность, а у жителей — традиции.
Таким образом, для разработчиков привлекательны и ценны в первую очередь такие действия, отношения и ситуации, которые дают возможность пребывать в состоянии аффективно-приятного возбуждения. В последнюю очередь значимым оказывается то, насколько при этом могут быть реализованы ценности, связанные с традициями и благожелательностью. Однако они не отвергаются, но просто имеют относительно низкую значимость. Главенство при образовании первого фактора у разработчиков гедонизма в сочетании стимуляцией может «оживить» их образ, традиционно ассоциирующийся скорее со «сжигающей потребностью знать» [74, с. 67], чем с потребностью в наслаждении в качестве ведущей.
У жителей сочетание гедонизм+достижение, возглавляющее список значимых для образования первого фактора переменных, проявляет направленность на получение удовольствий, связанных прежде всего с потворством своим желаниям, то есть ценным оказывается то, что позволяет ощутить свободу от ограничений и регламентации. Относительно незначимыми оказываются типы ценностей конформность и традиции, которые в своем сочетании выражают необходимость самоограничения, покорности и подчинения. Интересно, что для группы жителей данное сочетание проявляется и во втором факторе, что, по-видимому, можно рассматривать как проявление значимости для них темы подчинения в качестве основания для определения отношения к себе и миру.
Второй фактор у разработчиков представляет собой конгломерат разнородных типов ценностей, в котором трудно усмотреть какую-либо логику. У группы жителей, напротив, он может быть легко интерпретирован как фактор конвенциональное™, «социофилии»: в нем сосредоточены типы ценностей, связанные с просоциальной ориентацией, в окружении которых ценности стимуляции отражают, по-видимому, такие способы поиска новизны, которые одновременно связаны с социальными отношениями.
Особо следует подчеркнуть, что ни разработчики, ни жители, судя по характеристикам неосознаваемых ценностных конструктов, не выпадают из поля универсальных «общечеловеческих» ценностей и традиций; у тех и других гедонистические тенденции уравновешиваются признанием необходимости обеспечения безопасности. ^
По мнению Ш. Шварца и В. Билски, между типами ценностей существуют отношения сочетания или противоречия. Универсальными, концептуально предсказанными и эмпирически выявленными паттернами противоречия между группами ценностей являются следующие:
• ценности сохранения противоположны ценностям изменения;
• ценности самоопределения противоположны ценностям самовозвышения;
• ценности, выражающие интересы группы, противоположны ценностям индивида [449].
Одним из следствий оппозиционной организации ценностей является потенциал конфликтности, который может реализоваться в случаях, когда имеется выраженное стремление к реализации ценностей, входящих в противостоящие группы. А. Л..Пихтарников предложил при обработке получаемых с помощью методики Ш. Шварца и В. Билски данных определять степень конфликтности, показав, что данная характеристика значимо различается у представителей таких контрастных групп, как наркозависимые подростки и успешные взрослые [126]. В качестве способа извлечения информации о конфликтности ценностей он использует факторизацию групповых матриц с последующим подсчетом случаев вхождения в фактор ценностей, принадлежащих к оппонирующим блокам.
Из приведенных выше данных видно, что у жителей противоречия первого фактора отчасти компенсируются тем, что просоциальная его составляющая поддерживается очевидно «социофилическим» вторым фактором. Состав факторов, выявляемых у разработчиков, заставляет считать их ценностные ориентации последовательно противоречивыми.
Результаты подсчета количества противоречий между типами ценностей показали, что выраженность конфликта между ценностями сохранения изменения и группо- эгоцентричное™ одинакова для групп разработчиков и жителей. Отличие выявляется для ценностей, имеющих отношение к саморазвитию личности: у разработчиков конфликтность данной сферы выше, чем у жителей, что проявляет напряжение, возникающее вследствие равной значимости самоопределения и самовозвышения для первых и решение данной проблемы в пользу самоопределения для вторых.
Наличие противонаправленных тенденций, характеризующих ценностные отношения наших испытуемых, может получить и другую интерпретацию. В самом деле, Интернет в таком случае оказывается средой, отнюдь не препятствующей ни гедонизму, ни стремлению к власти, ни традиционности, ни жажде новизны. Наоборот, оказывается, что данная среда способна поддержать не только каждое из перечисленных и подобных стремлений, но и многие из них одновременно.
То ядерное положение в структуре культурообразующих факторов, которое занимают ценности, определяет их относительно высокую импли- цированность, что побуждает современных исследователей к развитию более изощренных способов их экспликации с целью изучения. В свете этих тенденций перспективными при описании ценностной специфики Интернет-среды могут быть лингвокультурологичесские исследования базовых концептов, а также таких способов представления ценностей в различных формах сетевого дискурса, как табуирование, ритуализация, ирония и критика [15]. В общем же виде задачей является реконструкция той картины мира (включая конституирующее ее аксиологическое измерение), для формирования которой существенное значение имеет Интернет как среда (картина Интернет-мира) и как средство (картина Мира, опосредованная Интернетом).
4.3. Особенности когнитивной сферы жителей Интернета и развитие познавательных функций в Интернет-среде.
Одним из вопросов, вокруг которых разворачиваются дискуссии специалистов и широкой публики, является вопрос о том, какое влияние — позитивное или негативное — оказывает длительная работа с компьютером и, в частности, работа в Интернете, на познавательные функции человека. Так, обнаружено, что пребывание в Интернете (как и компьютерные игры) может положительно влиять на зрительно-пространственную функцию [469], развитие индуктивного мышления, двигательные функции и способность к концентрации [106, с. 234], школьную успеваемость [356].
Когнитивная сфера представляет собой многоуровневую систему орудий и знаний [41,207]. Объектом нашего исследования явились преимущественно орудия, средства познавательной активности, а предметом — направление динамики их показателей в зависимости от стажа сетевой активности и от характера этой активности.
Процедура исследования
Изучение особенностей когнитивной сферы проводилось с помощью следующих методик:
• методика Виткина на полезависимость/поленезависимость (в качестве показателей использовались общее время выполнения всех заданий, количество выполненных заданий);
• методика Гарднера в модификации Колги на аналитичность/синтетичность (показатель — количество созданных групп);
• методика Кагана на импульсивность/рефлексивность (показатели — общее время выполнения заданий и количество ошибок);
• тест продвинутых прогрессивных матриц Равена (показатели — число выполненных заданий отдельно для 1 и 2 серий);
• методика диагностики памяти Черемошкиной (показатели — время выполнения двух основных заданий);
• опросник конструктивного мышления Эпштейна.
Дадим краткое описание использованного опросника Эпглуйна (адаптация С. Н. Ениколопова и С. В.Лебедева [82]).
Опросник Конструктивного Мышления (ОКМ) создан известным американским психологом С. Эпштейном па основе разработанной им когнитивно-опытной личностной теорией (КОЛТ). Согласно этой теории, у каждого есть своя имплицитная теория реальности, предназначенная для того, чтобы обрабатывать получаемый опыт и определять поведение субъекта.
В соответствии с КОЛТ у человека существуют 3 концептуальные системы: а) рациональная концептуальная система, работающая в основном на сознательном уровне, б) опытная концептуальная система, работающая в основном на предсознательном уровне и в) ассоцианистская концептуальная система, работающая в основном на бессознательном уровне. Хорошее конструктивное мышление определяется как автоматическое мышление, облегчающее решение проблем в жизни в соответствии с принципом достижения максимума результата с минимумом платы. Плохое же конструктивное мышление — это предсознательное автоматическое мышление, помогающее добиться определенных результатов в решении каждодневных проблем, но за непомерно высокую плату в виде стресса для субъекта и дистресса для окружающих. Конструктивное мышление больше зависит от воспитания и меньше от врожденных факторов, нежели логический интеллект.
Для оценки уровня конструктивного мышления С. Эпштейном был разработан Опросник Конструктивного Мышления, позволяющий оценивать особенности опытной концептуальной системы индивида по следующим шкалам: «Эмоциональное совладание», «Поведенческое совла- дание», «Категорическое мышление», «Эзотерическое мышление», «Наивный оптимизм», «Личностно-суеверное мышление». Из наиболее нагруженных переменных была создана Общая Шкала Конструктивного Мышления.
В исследовании приняло участие 58 человек в возрасте от 18 до 40 лет, студенты и люди с высшим образованием, активно пользующиеся Интернетом не менее полугода.
Обработка результатов шла по трем направлениям:
1) выявление различий по показателям когнитивных стилей и способностей между группами испытуемых (выборка делилась по стажу на две группы и по статусу — на три) проводилось с помощью критериев Манна—Уитни и хи-квадрат;
2) выявление связей между показателями методик по всей выборке проводилось с помощью метода ранговой корреляции Спирмена;
3) выявление различий между группами испытуемых, обладающих разными когнитивными стилями, велось с помощью критерия Манна— Уитни.
Результаты
Между группами, сформированными по характеру Интернет-активности, значимые различия обнаружены только по тесту Равена:
• разработчики имеют более высокие интеллектуальные способности по сравнению с пользователями и жителями Интернета;
• жители Интернета имеют более высокие интеллектуальные способности, чем пользователи.
Отсутствие различий по всем методикам, кроме теста Равена, между жителями Интернета и пользователями указывает на то, что ни в стилевых особенностях познавательных процессов, ни в картине мира не происходит каких-либо существенных изменений под влиянием превращения виртуальной среды из условия деятельности в ее мотив. Другими словами, стремление к погружению в сетевое пространство не определяется какими-то специфическими особенностями содержаний картины мира или способов переработки информации.
Получены значимые различия между группой новичков («молодые специалисты»: стаж — от полугода до трех лет) и группой долгожителей («опытные специалисты»: стаж — более четырех лет):
а) по абсолютным показателям (время, ошибки, число попыток и т. п.):
• рост аналитичности: рост числа создаваемых групп в методике Гарднера;
• снижение мнемической способности: увеличение времени выполнения усложненного задания в методике Черемошкиной;
б) по когнитивным стилям (т. е. после перевода абсолютных показателей в номинативную шкалу): рост эффективности когнитивного поиска в группе «новичков» больше, чем теоретически ожидаемо неэффективных — «медленных и неточных», а в группе «долгожителей» таких людей меньше ожидаемого.
в) по методике ОКМ:
• снижение эзотеричности мышления;
• снижение тенденции давать социально желательные ответы;
• повышение тенденции давать достоверные ответы (шкала валид- ности).
Обнаружены связи между показателями исследованных познавательных особенностей:
• время выполнения теста Виткина положительно коррелирует со временем выполнения усложненного задания на память Черемошкиной;
• время выполнения теста Виткина положительно коррелирует с показателем «разброс» методики Кагана (разброс вычисляло? как разница между самым большим и самым маленьким временем выполнения отдельного задания);
• в методике Кагана время выполнения заданий положительно коррелирует с показателями по шкалам ОКМ Эмоциональное совладание и Социальная желательность; ^ *
• в методике Кагана число ошибок отрицательно коррелирует с показателями по шкалам ОКМ Поведенческое совладание, Категоричность и Наивный оптимизм;
• в методике Виткина среднее время выполнения задания положительно коррелирует с показателями по шкалам ОКМ Социальная желательность и Категоричность и отрицательно — с показателями по шкалам Валидность и Уе-Ггее;
• в методике Черемошкиной время выполнения заданий отрицательно коррелирует со шкалой ОКМ 1ле-Ггее;
• в тесте Равена успешность во второй серии коррелирует со шкалой ОКМ Наивный оптимизм.
Получены значимые различия по изучаемым показателям в группах, различающихся когнитивным стилем (после перевода абсолютных показателей методик изучения когнитивных стилей в номинативный вид):
а) различия между испытуемыми с разными стилями по методике Кагана:
• быстрые и точные значимо больше выполняют заданий в методике Виткина, чем импульсивные (быстрые и неточные);
• быстрые и точные быстрее выполняют тест Виткина и менее категоричны по ОКМ, чем медленные и неточные;
б) различия между испытуемыми с разными стилями по методике Гарднера: синтетичные быстрее справляются с усложненным заданием в методике Черемошкиной, чем аналитичные;
в) различия между испытуемыми с разными стилями по методике Виткина:
• поленезависимые в ОКМ демонстрируют меньшую категоричность и социальную желательность, имеют более высокие показатели по шкалами Валидность и Ые-Ггее, чем полезависимые;
• поленезависимые более точны в методике Кагана, чем полезависимые;
• поленезависимые быстрее справляются с усложненным заданием на воспроизведение в методике Черемошкиной, чем полезависимые.
Обсуждение результатов
Рассмотрим наиболее важные с точки зрения влияния Интернета на интеллект пользователя результаты.
Рост числа создаваемых групп в методике Гарднера у длительно работающих в Сети показывает, что Интернет-активность способствует готовности субъекта выявлять скорее различие в ряду объектов, нежели ориентироваться на их сходство. Возможно, эта тенденция обусловлена «физическими» параметрами современного интерфейса: любая более или менее длительная деятельность, опосредствованная компьютером, тре бует от пользователя регулярного применения операции категоризации, причем, как правило, единой классификации создавать нет необходимости (ср.: создание «папок», поиск с помощью поисковой системы, выбор в «меню» и т.п.). Другим объяснением выявленной закономерности может служить изменение по типу децентрации, когда человек, длительно взаи модействующий с миром чужих мнений и классификаций (выраженных как открыто, например, в чатах, так и имплицитно содержащихся в самой организации сайтов) приобретает склонность проводить категоризацию по множеству оснований. Узкий диапазон эквивалентности в данном слу чае вряд ли является следствием недостаточной сформированное™ меха низмов понятийного мышления людей, длительно пребывающих в среде
Интернет, поскольку как разработчики, так и ши пи Сети демонстриру ют более высокие логические способности и и < и- I'а пена, чем пользою тели, что позволяет предполагать у них нормнимю |>л шитую способность и к созданию обобщений.
В группе испытуемых с большим стажем И и н:р1 ют-активности по является подгруппа тех, чей стиль в методике К.м.ша, вслед за М.А.Хо лодной [207], можно охарактеризовать как стиль «быстрых и точных». Тот факт, что в оригинальной версии этой мотоиикм выделяется только два стиля, подкрепляет полученные нами па нмшичках» результаты и указывает на развитие интеллектуальных способностей под воздействием деятельности, опосредованной ИТ.
Снижение эзотеричности мышления у стнрожилов Интернета можно рассматривать как положительную характерш шку их познавательной сферы. Проблема человека с высокими баллами по шкале эзотерического мышления ОКМ заключается не в том, что пи верит в загадочные, не поддающиеся научному толкованию, феномены, га кие как приведения, астрологические данные, способность читать мысли и т.п., а в том, что высокий балл по этой шкале предполагает нед<х га точную критичность и опору в поведении на тонкие необъяснимые ощущении, что может приводить к частичной утрате принципа реальности.
Выявленные различия с точки зрения «эколог ического» подхода могут быть интерпретированы как следствие адаптации к специфическим условиям среды, то есть дают основание говорит ь о том, что Интернет как среда развития (в том числе профессиональною) требует выращивания или усиления перечисленных свойств.
Полученные корреляции между показателями методик на когнитивные стили и способности в целом подтверждает уже известные закономерности [207].
Обнаруженная значимая связь меэвду временем выполнения теста Виткина и разбросом времени выполнения отдельных заданий в методике Кагана легко может быть объяснена в терминах зависимости от поля, шире — зависимости от особенностей конкретной стимуляции. Именно полезависимые испытуемые демонстрируют большую разницу в скорости переработки различного стимульного материала: некоторые карточки — по-видимому, более привычные или удобные, — обрабатываются очень быстро, в то время как другие — непривычные или неинтересные, — очень медленно. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью расширенного (но, впрочем, вполне в духе гештальтпеихологии) толкования полезависи- мости, как явления, обусловленного действием не только перцептивного материала, но и «рисунком» актуального состояния мотивационно-по- трсбностной сферы.
Корреляции, обнаруженные между показателями методик когнитивных стилей и способностей и шкалами опросника конструктивного мышления, свидетельствуют о наличии связи между эффективностью познавательных процессов и конструктивностью мышления. Такие параметры картины мира, как:
• наивный оптимизм и категоричность суждений;
• низкая валидность ответов и их высокая социальная желательность;
• произвольность и опосредствованность поведения и эмоциональных
реакций;
оказались связаны, в первую очередь, с продуктивностью интеллектуальной сферы.
Другими словами, низкий интеллект и отсутствие наблюдательности чаще встречается у тех, кто готов все видеть в «розовом свете», а склонность к категоричным суждениям характерна для людей полезависимых и склонных к ошибкам наблюдения; хорошо развитые стратегии эмоционального и поведенческого совладания помогают человеку быстро и безошибочно осуществлять когнитивный поиск; поленезависимость позволяет человеку более точно и содержательно реагировать на вопросы.
Вывод о взаимосвязи орудий и содержаний когнитивной сферы в силу своей особой значимости для общей психологии в целом требует, разумеется, дополнительной развернутой проверки.
Проведенное исследование позволило выявить и роль «материальной культуры» в развитии познавательных процессов.
В нашем исследовании испытуемым — новичкам и «старожилам» Интернета — предлагалось после кратковременной экспозиции воспроизвести по памяти на бумаге рисунок с хаотично расположенными, пересекающимися отрезками прямых (методика Л. В. Черемошкиной [210]). Особенностью этого приема изучения памяти является то, что человеку предлагается глазодвигательная задача столь высокой сложности, что решить ее без дополнительных средств не представляется возможным. Поэтому эффективная работа памяти по воспроизведению заданного «бессмысленного» рисунка оказывается возможной лишь при использовании каких-либо операций по структурированию зрительного поля, которые «семантизируют» рисунок и, придавая значение изображенному, делают его тем самым доступным для произвольного воспроизведения. Следовательно, для успешного решения предложенной задачи «на память» испытуемому необходимо сначала осуществить решение перцептивной задачи по опознанию изображенного и лишь затем переходить к решению собственно глазодвигательной задачи.
Напомним, что глазодвигательными — в отличие от перцептивных зрительных — Ю. Б. Гиппенрейтер [57[ предложила называть такие задачи, решаемые глазом, в которых, во-первых, зрение обслуживает движение глаз, а не движение глаз подчиняется интересам зрения, во-вторых, траектория движений глаз отражает геометрию объекта, а не распределение информативных точек в предмете, и, наконец, при решении глазодвигательной задачи возникает отвлечение от зрительного содержания и переживание «смотрения на место». Для того, чтобы глаз стал работать как двигательный орган, ведущий за собой руку, должны быть преодолены перцептивные цели и актуализирована способность формального восприятия места и сознательного управления движения взором. Как подчеркивает Ю. Б. Гиппенрейтер, глазодвигательные действия «это действия, которые осуществляются в плане восприятия, а не перцептивные действия». В обыденной жизни глазодвигательные задачи встречаются человеку значительно реже, чем зрительные, однако при работе с современным компьютером, где значительная доля интерфейсных операций осуществляется с помощью «мышки», создаются условия для развития именно таких — неперцептивных — движений глаз. Можно ожидать, что у людей, длительное время опосредующих свою деятельность таким средством, как «мышь», будет более ярко проявляться готовность относиться к ситуации воспроизведения рукой движения глаз как к глазодвигательной задаче, а не к задаче воспроизведения воспринятого и, следовательно, по Дж. Брунеру, катетеризованного предмета.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу. Успешность выполнения заданий на воспроизведение в группе Интернет-долгожителей значимо ниже, чем в группе новичков. При этом данные об отсутствии снижения поленезависимости по методике Виткина с увеличением Интернет-стажа позволяет считать, что фиксируемое методикой Черемошкиной ухудшение памяти связано не со снижением способности к перцептивным действиям — выделение «простых» фигур в зашумленном зрительном поле дается нашим испытуемым легко, — а именно с формированием у них готовности к принятию глазодвигательной задачи.
В концепции восприятия Дж. Брунера [31] систематическая тенденция (готовность) к реакциям определенного рода, складывающаяся под влиянием потребности и/или внешних требований, предъявляемых организму определяется как перцептивная гипотеза. Нам представляется целесообразным введение понятия метапознавательной гипотезы как готовности к принятию познавательной задачи определенного рода в широком круге ситуаций. С этой точки зрения такие явления, как самоинструктирование в психологическом эксперименте или тенденция давать социально желательные ответы при заполнении опросников, могут быть интерпретированы как проявления фиксированной метапознавательной установки (например, готовности видеть в любой личностной методике тест достижений). В нашем случае формированием новых метапозна- вательных гипотез в среде Интернет может быть объяснено не только ухудшение некоторых показателей зрительной памяти, но и повышение аналитичности, т. е. готовности видеть различия, и снижение ориентации на социальную норму, стереотипы, мнение других, и рост готовности отвечать точно и конкретно на поставленные вопросы.
Полученные данные, свидетельствующие об отсутствии роста поле- независимости и 10 в условиях длительной активности в символьной среде Интернет, позволяют подойти к обсуждению еще одного интересного вопроса. В когнитивной психологии известна проблема «заземления символов»: «На поздних этапах изучения языка понятия могут задаваться посредством определения и ссылок на другие символы. Но можно ли выучить китайский язык с самого начала, имея в распоряжении лишь ки- тайско-китайский толковый словарь, к тому же без картинок?» [41]. Эта теоретическая проблема психологии познания встает уже как практическая и личностная для каждого жителя Интернета.
При всем богатстве информационных ресурсов эта среда не предоставляет возможностей для порождения принципиально новых для субъекта образов. Согласно теории уподобления А. Н. Леонтьева [93], образ адекватен не свойствам стимула, а действиям субъекта с ним. В этом смысле психический образ амодален. Так, детская игра «в лошадку», где роль лошади отводится метле, оказывается возможной отнюдь не благодаря сходству тактильных впечатлений от живой лошади и от метлы, а исключительно за счет тождества действий, осуществляемых маленьким мальчиком в отношении пони, игрушечной лошадки и метлы — «вскочить на», «скакать галопом», «поднять на дыбы» и т. п. Как подчеркивает А. Н.Леонтьев, представления человека (и, следовательно, его существование) разворачиваются в пространстве, где к четырем физическим измерениям добавлено пятое квазиизмерение — значение. Восприятие человека оказывается при этом предметным: любой объект обладает значением и, соответственно, всегда может быть указано место этого предмета в ряду других. Именно это пятое измерение образа мира человека и реализуется во всех базах знаний и составляет, таким образом, психологическую основу информационных технологий. Так создается предпосылка для особого — внепространственного и вневременного, бестелесного, а раз так, то и протекающего без расхода энергии, — существования жителя Интернета. Однако, сам по себе образ мира человека — это «интегральное образование познавательной сферы», репрезентирующее человеку действительность, регулирующее его жизнедеятельность и служащее источником частных познавательных гипотез [163,185], — имеет пространственно-временную, телесно-энергетическую компоненту. Чувственная ткань образа восприятия в свернутом виде содержит последовательный «рисунок» движения моторного звена воспринимающего органа по контурам объекта. Собственно же мыслительные процессы отражают уже отношения между объектами и оказываются, таким образом, автономны от двигательного компонента действий, что обеспечивает возможность существования символьно- логического формата репрезентации («удвоение реальности» по А. Р. Лу- рия) и, в частности, создает возможности для мысленного экспериментирования (Ж. Пиаже). Поэтому пополнение знаний, опосредствованное Интернетом, возможно в плане установления новых отношений между известными объектами, но невозможно в плане освоения новых объектов. Другими словами, новые знания, приобретаемые в среде Интернет, остаются — за счет исключительно символьно-логического, внетелесного характера действий субъекта в ней, — в пределах тех образных структур, которые базируются на действиях, чьи моторные компоненты уже выри ботаны ранее, во внесетевой жизни. Таким образом, мышление субъект Интернет-деятельности может быть продуктивным (в смысле М. Вертхай мера), но не интуитивным (в смысле Я. А. Пономарева).
При помощи своей паутины паук не мог почувствовать весь мир. Он чувствовал только ту его часть, которую могла поймать паутина. Направление, расстояние, возможно, примерный вес добычи, возможно, ее объем. Но наверняка не более того....Если паук сделает паутину еще больших размеров,... он по-прежнему будет чувствовать только то, что позволяет почувствовать его природа и природа его паутины. Он не найдет новой реальности. Он просто обнаружит большее количество того, что ему уже заранее известно. О том, что находится вне этого: цветах, птицах, запахах, кротах, людях, монахинях, Боге, тригонометрических функциях, изменении времени, самом времени, — он по-прежнему будет пребывать в полном неведении [204, с. 287].
Вместо заключения.
Развитие личности, опосредствованное Интернетом.
Глобальное влияние Интернета на современного человека — тема, волнующая многих. Так, анализируя преобразования в организации среды обучения, К. Керделлан и Г. Грезийон цитируют высказывание психоаналитика М. Браше — Леюр: «Перед лицом компьютера дети более одарены, чем их родители. Возможно, впервые в истории ребенок превосходит своих родителей». Такая «смена компетенций» ведет к тому, что учитель (и вообще взрослый) перестает играть роль носителя и транслятора культуры; культура перестает быть «вертикальной», так как доступ ко всем знаниям открыт одновременно, и функцией учителя становится дозировка и сортировка предоставляемых ученику знаний; авторитеты в «горизонтальной» культуре не играют значимой роли, и информация становится анонимной (это «культура без ссылок на первоисточники») [106, с. 133-135[.
Существенными представляются и изменения в сфере общения. По мнению П. Вайль, в Интернете формируется новый тип общения, характеризующийся как «легкая социальность»: особая форма отношений, которая ни к чему не обязывает и не имеет никаких последствий. Ф. Бре- тон же видит в распространении такого рода отношений надежду на снижение конфронтации между людьми: уменьшение личных контактов равно укреплению социального спокойствия [106, с. 35].
Обсуждаются и предпосылки изменений в личностной сфере. К свойствам Интернета как среды, расширяющим возможности субъектности участника компьютерно-опосредованной коммуникации, Е. П. Белинская относит отсутствие привычных рамок для категоризации, что делает необходимым условием существования решение задачи самоопределения и поиска идентичности, а также возможность осмысления мотивацион- ных ориентиров собственной деятельности [20].
Наши данные свидетельствуют о том, что длительная активность в Сети способствует развитию у человека определенных черт, концентрирующихся вокруг нескольких ключевых точек:
• снижение реактивности и, в этом смысле, зависимости от среды: уменьшение готовности немедленно реагировать на любые новые предложения и вызовы, развитие способности оттормаживать стимуляцию, не лежащую в русле реализуемой деятельности, увеличение периода концентрации и «ухода в себя», снижение социальной и физической активности;
• снижение зависимости от социума и рост нонконформизма: процесс построения образа Я и формирования самооценки в меньшей степени направляется ожидаемым отношением других и представлениями субъекта об общепринятом, «приличном», повышение удельного веса внутренней мотивации за счет снижения заинтересованности в сравнении себя с другими;
• повышение способности к дифференциации: склонность видеть различия и способность проводить категоризацию по разным основаниям;
• повышение рациональности в суждениях и поведении: отказ от привнесения дополнительного, не заданного прямо ситуацией (в частности, инструкцией психологического обследования) смысла в интерпретацию событий и задач собственного поведения — своеобразное применение «бритвы Оккама» к явлениям повседневной жизни.
На основе полученных нами данных математиком Г. С. Осиновым была построена модель личностного развития, опосредствованного Интернет-средой (в рамках работ по Программе фундаментальных исследований ОИТВС РАН; проект № 2.12). Модель представляет собой неоднородную семантическую сеть, вершинами которой являются различные показатели, характеризующие личность Интернет-пользователя, а ребрами — положительные и отрицательные корреляционные связи между различными показателями. Обнаружены следующие виды неустойчивости системы (личности носителя Интернет-культуры) в условиях длительного пребывания в Сети:
• в цепи элементов транзитивных отношений, образующих пути от черты А к черте В и от черты В к черте А наблюдаются взаимоисключающие влияния изменений А на В и В на А: этот случай описывает ситуацию кризиса идентичности, когда развитие личности приводит к появлению таких отношений между чертами личности, что поддержание прежнего состояния системы оказывается невозможным, что и предстает субъекту в виде когнитивного диссонанса; переход к состоянию устойчивости требует изменения отношений между А и В, что для рассматриваемой системы означает изменение «социальной ситуации развития»;
• взаимное усиление А и В, монотонное по длине пути. Этот случай гипертрофии черты личности за счет наличия положительной обратной связи. Для ситуации развития, опосредствованного длительным пребыванием в Сета, этот случай наблюдается, в частности, для когнитивного стиля «Аналитичность» — усиление этой черты делает человека более приспособленным к техническим условиям современных интерфейсных средств, а большая адаптированность выступает как подкрепление для развития именно такого стиля переработки информации;
• рост значения показателя детерминируется самим значением показателя, иначе говоря, гипертрофия черты за счет отсутствия отрицательной обратной связи — например, алексетимия <
Поиск по сайту: