Бог – это не врожденная идея, но благоприобретенное понятие, и у нас только одно положение, общее с теологиями: мы раскрываем беспредельность…. Бог теологов есть не более чем воображаемая сила,… сила, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная задача – освободить человечество от этого кошмара, учить человека добродетели ради нее самой; учить проходить жизнь, полагаясь на самого себя, вместо того чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий» [30].
В учении агни-йоги место Бога занимает так называемая «психическая энергия», также она именуется «всеначальной энергией», «благодатью», «праной» и т.д.: «Всеначальная Энергия, благодать, психическая энергия, огненная энергия, прана – много названий в разных веках, но смысл един. Жизнедатель, проводник творческой силы, побудитель к познанию, так люди могут понимать эту благодать» (Живая Этика. Надземное.851); «Огонь и психическая энергия неделимы, ибо последняя есть качество огня. Психическая энергия есть энергия всеначальная» [31].
Рассмотрим свойства «всеначальной» или, как ее еще называют, «психической» энергии в сравнении с библейским Откровением о Боге.
Сходства [32]
Библия | Агни-йога |
Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты (Пс.138:7-8). | …всеначальная энергия наполняет все сущее (Надземное. 213). |
И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей (Ин.10:28). | Всеначальная энергия или энергия психическая дает бессмертие… (Письма Е.Рерих. Т. 2. (Письмо от 31.08.36). С. 205). |
Я Бог Всемогущий… (Бытие.17:1). Богу все возможно… (Мф.19:26) | …психическая энергия властвует над физическими законами (Мир Огненный.ч.1. 623). |
…Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах (Пс. 45:2) | …психическая энергия может помочь человечеству на всех путях (АУМ.358). |
…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… (Кол.1:16). | …всеначальная энергия самодеятельна. (Братство.ч.1. 553). |
Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? (Иов.34:13). | …энергия психическая определяет течение эволюции (Беспредельность.ч.1.73). |
|
Различия
Библия | Агни-йога |
Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). | …психическая энергия, конечно, проистекает от каждого организма, ее имеющего (Иерархия.229). |
… верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим.5:2). | …психическая энергия возобновляется, прежде всего, чувством…(АУМ.515). |
Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. (Чис.23:19); Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17); Ибо Я - Господь, я не изменяюсь (Мал.3:6). | …Мы видим, насколько мельчает психическая энергия. (Надземное. 32); …всеначальная энергия…вибрирует и постоянно космически изменяется (Надземное. 697). |
Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев (Иов.8:20). | …Психическая энергия в руках человеческих есть самое страшное оружие (Мир Огненный. Ч.3. 409). |
Как уже отмечалось выше, в агни-йоге понятия психическая энергия, всеначальная энергия и благодать понимаются как синонимы: «Может быть вы слышали о Благодати? Она существует и есть ни что иное, как психическая энергия» [33]. Что в христианстве понимается под благодатью? Греческое слово haris обычно переводится как «благодать», но спектр значений этого слова огромен. В Синодальном переводе Нового Завета слово «харис» передано по-разному: «благодать» (Лк.4:22; Деян. 7:46; 14:26; 15:40; Кол.4:6); «любовь» (Деян.2:47; Лк. 2:52); «подаяние» (1Кор.16:3); «доброе дело» (2Кор.8:6); «благодарение» (Лк.17:9; 2Кор.8:16); «благодарность» в значении «вознаграждение» (Лк 6:32-34). В каждом конкретном случае это слово переводится в зависимости от того, какое из его значений наиболее адекватно передает смысловое содержание текста. Также благодать понимается как сила Божия, сила Христова (2Кор.12:9) или энергия Святого Духа.
|
В учении живой этики материя и дух едины, они являются разными проявлениями одной и той же психической энергии, которую учение также называет Святым Духом: «Святой Дух христиан являет признаки психической энергии так же, как Адонай Израиля и Митра, полный солнечной мощи» [34]; «Представление, что материя и дух совершенно отличны друг от друга и оба вечны, конечно же, никак не могло прийти мне в голову, как бы мало я ни знал о них, ибо одна из элементарных и основополагающих доктрин оккультизма гласит, что оба они суть одно, отличаясь лишь в своих проявлениях, и причем только в ограниченных восприятиях чувственного мира» [35].
Согласно учению живой этики, агни-йог должен управлять психической энергией, (т.е. Святым Духом, каким он представлен в агни-йоге): «Психическая энергия, посланная (агни-йогом. – В.П.) с добрым намерением, оказывает целебное воздействие» [36]; «Агни Йог являет мощное нагнетение энергии, которая творит соответственно с явленным Пространственным Огнем…» [37].
|
Изложенное в вышеприведенных цитатах представление агни-йоги о Святом Духе абсурдно с точки зрения христианского богословия. Святой Дух есть Бог, Он не меньше Бога Отца и Бога Сына. Он – Личность. Оккультисту очень трудно не только осознать это, но даже, чаще всего, просто понять, так как учение Церкви о Святом Духе противоречит всей системе его представлений о мире. Святой Дух всемогущ (1Кор.12:8-11), всеведущ (1Кор.2:10), Он участвовал в творении мира (Быт.1:2), в творении человека (Иов.33:4), Он – Творец, поэтому сама мысль о возможности управлять Им, с точки зрения христианина, кощунственна.
Психическая энергия бессознательна, сознанием обладает «космическая иерархия», которая трансформирует и эволюционно направляет психическую энергию. Психическая энергия проявляет себя, в частности, как коллективный разум (иерархия сил «света»), в котором каждый отдельный индивидуум является так сказать мозговой клеткой единого разума: «Разум есть наименование, данное совокупности Состояний Сознания, сгруппированных под определительными – Мысль, Воля и Чувства…. Иерархия духовных Существ, через которые проявляется Всемирный Разум.... каждая имеет свою индивидуальность или особую жизнь, с известной долей свободы в действиях и соответствующей ответственностью; каждая включена в еще более обширную Индивидуальность, которой подчинены ее личные интересы и каждая заключает в себе еще меньшие индивидуальности» [38]. Следуя логике данного учения, мы приходим к выводу: бессознательная психическая энергия из самой себя порождает сознательные индивидуальности. Таким образом, психическая энергия не обладает сознанием, сознанием обладает ее творение – человек, который, в силу своей сознательности, может управлять своим творцом. Вместе с тем учение утверждает, что психическая энергия есть «Абсолютный Разум» [39], но не разъясняет каким образом, в таком случае, она может быть бессознательной, т.е. как она может обладать разумом и при этом не обладать сознанием? Вероятно, пишущий эти строки является человеком «малого сознания» и читает книги учения «мертвым духом», в отличие от создателей учения агни-йоги, сознание которых эти противоречия легко вмещает: «Люди малого сознания никак не могут понять, что всю свою жизнь они только и делают, что более или менее удачно для себя или благотворно на общее благо приспосабливаются к вмещению противоположений, и, если Вы укажете им на это, будут яростно отрицать и возмущаться. Вмещение пар противоположений в их сознании принимает личину лицемерия, и они даже в Учении находят противоречия и, в лучшем случае, непоследовательность. Они читают Учение мертвым духом и каждое утверждение принимают в его одном исключительном приложении. Сложный рисунок жизни не вмещается и ускользает от ограниченного сознания» [40].
Фактически в учении агни-йоги место Бога занимает иерархия сил «света»: «Уважение к Иерархии утвердит близость Высшего Мира. Как прочные мосты к тому берегу, вы найдёте в сотрудничестве с Иерархией. Каждое верование открывает и Ангелов Хранителей, и Руководителей, и Утешителей - под разными именами то же понятие Иерархии. Действительно, пусть каждый понимает по-своему, но пусть каждое сердце стремится кверху. Только в этом путь к совершенствованию» [41].
Идея «иерархии» является одной из ключевых в агни-йоге, так как согласно ее учению, без «иерархии» невозможно «духовная эволюция» человека и человечества. Иерархия управляет «эволюцией материи» и поддерживает с помощью «психической энергии» жизнь. Но странно, что отдельные «иерархи» обладают личным началом, т.е. способностью к самосознанию, а их источник – психическая энергия – нет. Идея «иерархии» в трактовке агни-йоги полностью противоречит православному учению о духовном мире. В основе православной ангелологии лежат свидетельства Священного Писания об ангельском мире (Ис.6:2; Быт.3:24; Исх.25:18-22 и т.д.). Однако, в отличие от учения агни-йоги, для христиан Бог как Творец превыше всякого своего творения и, в том числе, превыше ангельских чинов. В соответствии с учением Церкви, ангелы – служебные силы, которые служат Богу прежде всего, тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6:1-3). По свидетельству пророка Даниила, тысячи тысяч ангелов служат Богу: «…тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним…» (Дан.7:10); «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол.1:16).
Иерархическое служение в Церкви установлено Самим Господом: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» (Ин.15:16); «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф.4:11-12); «…Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20:28).
Но если для христианина Бог есть Всевышний (Деян.16:17; Евр.7:1 и т.д.), Пантократор (2Кор.6:17; Откр.1:8, и т.д.), т.е. Вседержитель, так как: «…Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:17), то для последователей агни-йоги над иерархией нет никого. И еще одно принципиальное отличие: христианин может обращаться в своей молитве к Самому Богу, агни-йог же – лишь к ближайшему звену иерархии: «Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим к верху» [42]; «Мы должны понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающемуся от своего ближайшего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это!» [43].
Бог в учении агни-йоги есть бессознательная психическая энергия, которая является двигателем, источником и материалом всего существующего, она же вдохновляет жизнь к существованию, творчески питая все формы сознания и служа стимулом к их эволюционному развитию.
Последователи оккультных течений чаще всего критикуют учение Христианской Церкви о Боге как Личности. Данный вопрос мы рассмотрим подробнее в главе «Ограничивает ли Бога Его Личностность?», здесь же остановимся на нем кратко. О понятии «личность» Е.И. Рерих пишет: «…приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием…» [44]; «…Возможно лишь полное уничтожение личности, но не индивидуальности, в которую входила эта личность» [45]; «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений» [46]. Агни-йога учит, что личность временна, она существует лишь в течение очередной жизни, вечна индивидуальность, которая постоянно развивается, аккумулируя тот опыт, который она получает в разных воплощениях. В каждом новом воплощении дается новая личность, которая после смерти исчезает.
Говоря о Боге и Божественной жизни, православное богословие использует следующие основные термины: «сущность» (или «природа»), «ипостась» (или «лицо»), «энергия» (или «благодать»). Основное положение христианской триадологии гласит, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. Понятие сущности выражает онтологическое единство Трех Лиц Пресвятой Троицы. Святой Иоанн Дамаскин дает следующее определение термина «сущность»: «Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом» [47]; «Сущность … - это то, что составляет содержание личности» [48]. Слово «ипостась» выражает личное, индивидуальное бытие, его можно понять как личность, лицо. По учению Православной Церкви, в Боге Три Личности – Отец, Сын и Святой Дух. В Никео-Константинопольском Символе Веры Христианская Церковь выразила Свою веру в то, что Три Лица Пресвятой Троицы единосущны, т.е. Каждое Божественное Лицо имеет в полноте одну Божественную сущность. Сущность Бога непознаваема, но мы можем говорить о существенных свойствах Божиих: о свойствах, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т.е. свойствах, общих для всех Лиц Пресвятой Троицы. К таким свойствам относятся самобытность, вечность, вездеприсутствие, самодостаточность, всемогущество, всеведение, всеблаженство и т.д. От свойств божественной природы следует отличать ипостасные свойства: «Лица Святой Троицы имеют следующие личные свойства: Первое Лицо – отцовство и нерожденность, безначальность; Второе Лицо – рожденность и сыновство; Третье Лицо – исхождение» [49]. Святые отцы Православной Церкви разделяют понятия сущности Божией в Самой Себе и действия Божии в мире. Божественные энергии, в которых Бог проявляет Себя вовне, это – Сам Бог, но не в Своей сущности. Этим энергиям сопричастно все существующее. В отличие от Божественной сущности, абсолютно трансцендентной тварному миру, Божественные энергии доступны познанию человека. Божественные энергии «не сотворены, но превечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы. Можно сказать, что энергии раскрывают нам некий образ Святой Троицы вне Своей неприступной сущности, т.е. Бог существует одновременно и в Своей сущности, и вне Своей сущности» [50]. Как видим, значение самого термина «личность» в агни-йоге и христианстве понимаются совершенно по-разному.
Учение о Пресвятой Троице есть основание всей христианской веры. В.Н. Лосский писал, что учение о Пресвятой Троице – «…не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в Ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, саму жизнь Пресвятой Троицы…» [51]. Но постичь умом эту истину невозможно, можно только приблизиться к ее пониманию через очищение от страстей, через общение с Богом в молитве. Внутритроичное бытие Бога – тайна, для пояснения которой отцы Церкви прибегали к образам, заимствованным из земной жизни. Но нет аналогии, которая исчерпала бы собой эту тайну.
Что говорит о христианской триадологии агни-йога? «В древнейших Учениях проявленная Троица Отца, Матери и Сына рассматривается, как эманация от Высшей, вечно сокрытой, Причины и последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины »[52]; «Истинно, весь смысл Бытия – Единство в Многообразии. Именно, в христианской религии установлено самое яркое многобожие (выделено нами. – В.П.). Понятие Бога Отца и воплощенного Сына Его, Иисуса Христа, не может считаться уже Единобожием. Не языческая ли Троица положена в основу христианской религии? (выделено нами. – В.П.)» [53]. То есть агни-йога трактует христианскую веру в Пресвятую Троицу в языческом ракурсе, как многобожие, что совершенно не соответствует существующему в Церкви учению о Пресвятой Троице, так как христианское богословие не говорит о существовании трех богов, но о Едином Боге, Троичном в Лицах.
Итак, есть сущность Божества и есть Его нетварные энергии. И это не одно и то же. Сущность непознаваема и несообщима. Божественные энергии нетварны, Бог через Них сообщает Себя твари, присутствуя в каждой энергии во всей Своей полноте, но не в Своей сущности. Энергии суть деяния или проявления Божии, также их можно назвать благодатью. Каждая энергия исходит от Отца и сообщается через Сына в Духе Святом. Человек обожается через эти Божественные энергии, становясь богом по благодати, при этом сущность Божества остается для него недоступной. «Мы можем приобщиться к Богу в том, что Он нам сообщает, но к Нему нельзя приобщиться по Его несообщимому естеству» [54], – писал в VII веке прп. Максим Исповедник. Для последователей же агни-йоги приобщение к психической энергии есть соединение с ее сущностью. В этом состоит принципиальное отличие в понимании «всеначальной энергии» оккультистами и тем, как понимают «нетварные энергии Божества» христиане. В чем же сущность обожения или приобщения к нетварным энергиям Божества? Вот как В.Н. Лосский сформулировал ответ на этот вопрос, основываясь на учении прп. Максима Исповедника: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» [55].
Принципиальные отличия
Православие | Агни-йога |
Бог Личен. В Боге Три Личности | Бог есть безличностная энергия, разлитая во Вселенной |
Природа Божества непостижима | Психическая энергия постижима |
Бог всемогущ, Он превыше всего творения, человек никогда не может управлять Богом. | Психическая энергия пребывает в человеке, агни-йог может ею управлять |
4. Ограничивает ли Бога Его Личностность?
Как уже было отмечено выше, христианское учение о Боге как Личности является «камнем преткновения» для всех оккультистов, поэтому мы считаем целесообразным более подробно остановиться на отличиях христианского и оккультного учения о личности.
Полемика со сторонниками веры в безличного Бога часто безрезультатна по той причине, что, используя одинаковые термины, оппоненты наполняют их разными смысловыми значениями. Поэтому, прежде всего, определим разницу в тех смыслах, которые вкладываются в понятие «личность» людьми, чаще всего использующими этот термин, т.е. христианами, психологами и оккультистами.
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях: человек обладающий сознанием, и человек, способный управлять своим поведением и психическим развитием[56]. Согласно современной психологии, индивидом рождаются, личностью становятся. Понятие «индивид» «указывает на объединение данного человека с человеческим видом» [57], это человек как единичное природное существо, само понятие «индивид» отвечает на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям. Индивидуальность – это своеобразие человека как индивида и личности[58]. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительности движений, в чертах характера, темперамента и т.д. Что психологи вкладывают в понятие «сознание»? Сознание – это интегративное выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь[59]. Благодаря сознанию, человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективной форме. Личность всегда обладает сознанием.
Как понимают термин «личность» оккультисты? Снова процитируем Елену Рерих: «…приходилось вырабатывать определительные для понятий совершенно новых западному уму, отсюда и некоторые неясности. Так в ту эпоху не делалось различия между личностью, обнимающей одно земное воплощение, и индивидуальностью, вечным свидетелем и собирателем достижений множества таких воплощений. В сознании подавляющего большинства личность и индивидуальность и до сих пор являются одним понятием» [60]. Оккультизм учит, что индивидуальность есть совокупность духовного опыта человека, приобретаемая им в череде воплощений в результате «наслоений» на так называемую «монаду»: этот термин понимается в оккультизме как проявление Единого Космического Начала. Елена Рерих отмечает: «Монада бессмертна. Каждый человек представляет собою индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями в разных личностях, но лишь частично проявленную на земном плане в каждом из них. Индивидуальность является хранительницей Книги Жизни, и каждая личность имеет в ней свою страницу. В эту книгу записываются страницы лучших земных проявлений» [61]. Личность для оккультиста – «маска», надетая в течение одного воплощения. Личность – это инструмент для развития индивидуальности. Новое воплощение – новая «маска», поэтому личность в оккультной системе всегда ограничена, она всегда временна, в отличие от индивидуальности. Свами Вивекананда учил: «Безличный Бог … - Бог живой, которого я вижу перед собой, живой принцип. Различие между личным и безличным в том, что личный - только маленький человек, тогда как безличный - и человек, и животное, и ангел, и, кроме того, нечто большее, чего мы не можем ни видеть, ни представить. Для нас Безличный включает в себе все личное, сумму всех личностей Вселенной, и бесконечно больше, чем эта сумма. «Как огонь, приходя в мир, проявляется во всех видимых нами формах и, кроме того, в бесконечно большем», так и Безличный» [62].
Как определяют понятие «личность» православные христиане? В.Н. Лосский писал: «…личность есть свобода по отношению к природе: она не может быть никак обусловлена психологически или нравственно…. Личностная… неповторимость есть то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический, социальный или индивидуальный – все, что может быть выражено…. Личность всегда «единственна». Понятие объективирует и собирает. Поэтому только «деконцептуализируемая» отрицанием мысль может говорить о тайне личности, ибо этот ни к какой природе не сводимый «остаток» не может быть определен, но лишь показан. Личное можно «уловить» только в личном общении,…подойти к личности – значит проникнуть в мир личный,…единственность личности не поддается никакому определению, личность может быть воспринята лишь в ее отношении с другой личностью» [63]. Личность не есть маска души. Личность проявляет себя посредством сил, свойственных разумной природе: ума, воли и жизненной энергии[64]. Когда христианин говорит, что Бог есть Личность, то он имеет в виду, прежде всего, что Бог уникален, Он осознает Себя и сознательно Себя проявляет, что Бог не есть хаос, Он – Творец. Психологическое и христианское понятие личности здесь сближается. Личностное начало разумно, оно сознательно, способно к совершению осознанных актов. Теософы говорят: «Мы отрицаем существование мыслящего, сознательного Бога на том основании, что подобный Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно, не бесконечным» [65]. На это обвинение, как мы видим, можно ответит кратко: у христиан и оккультистов разное смысловое наполнение слова «личность». Говорить о том, что Бог не является Личностью, потому что личностность значит ограниченность, бессмысленно, так как когда христиане говорят, что Бог есть Личность, они вкладывают в это суждение совершенно иной смысл, нежели оккультисты. Спор оказывается беспредметным.
К каким выводам мы неизбежно приходим, предположив, что Бог не личен? Священное Писание учит, что Бог есть Любовь (1Ин.4:8), но если Бог не есть Личность, значит, Он не может быть Любовью, так как любовь всегда имеет личностную характеристику. В этом случае творение является не актом Его любви, а естественным проявлением Его природы. Отвергая личность в христианском ее понимании, следует задаться вопросом о свободе воли человека, так как безличностная концепция фактически уничтожает понятие свободы, делая человека марионеткой природы. Бог безличен, весь мир является проявлением Его природы, также все, что творит человек, есть проявление его природы, а не его воли. Воля становится жестко детерминирована, определена природой, ее свобода исчезает. Отсюда следует, что необходимо отказаться от такого понятия как совесть, так как ее не может существовать, если воля жестко предопределена. Одновременно мы сразу же сталкиваемся с проблемой зла, которое становится не актом воли и свободного выбора, а следствием природы, откуда следует логический вывод, что источником зла и страданий является безличный Бог, точнее, сама природа безличного Бога, т.е. Бог зол по природе, так же, как и добр. В целом, приняв такую концепцию необходимо принципиально отказаться от любых нравственных законов: если все есть проявление Бога и Его природы, значит, добро и зло суть единые понятия, бороться с грехом становится невозможно и не нужно. Тогда нет никакой разницы между святым и грешником.
5. Христос – Бог или «высшее я»?
В учении агни-йоги «христос» понимается как состояние человеческой души. «Христос» есть очищенное «высшее я» человека. Божественность есть естественное состояние человеческой души. Иисус стал «христом» в момент Своего Крещения на Иордане. Каждый человек в процессе «духовной эволюции», согласно теософии и агни-йоге, может стать «христом», в частности сами Рерихи оказываются духовно тождественны Христу: «Так включите в рекорды о Богочеловеке [66]: Архат, Агни Йог, Тара – так внесем» [67].
Для оккультистов Иисус Христос не единственный «учитель», Он – один из числа многих «великих учителей», в числе которых Будда, Кришна, Зороастр и т.д.: «Тридцать лет ходил Он (Христос. – В.П.), повторяя, чтоб отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед узнавал Он на скрещениях путей» [68].
В оккультизме Христос – не Всевышний Бог, явившийся во плоти, а лишь учитель, выполнивший миссию, на которую Его отправили «махатмы Шамбалы»: «Мы знаем, что Иисус тоже учился у Великого Мудреца Востока Россула Мории (того, кто дал агни- йогу. – В.П.) и пробыл у Него не менее семи лет, после чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус направился с благословения Владыки Мории в свою страну. Но Он не смог закончить там своей Миссии; страстно переутомился и занемог; и на пороге перехода в потусторонний мир перед ним появился в тонком Облике великий Мудрец и предложил ему закончить Его Миссию, войдя в его тело. Конечно, согласие было дано с радостью» [69].
В агни-йоге есть даже собственное представление о рождении Иисуса Христа: «Вот за яслями маленькое жилище, прислоненное к скале. Вот у очага женщина и на руках Он (младенец Христос. – В.П.)! Какие же были знаки при этом? Он протянул к нам (волхвам – «махатмам». – В.П.) ручку, и на ладони был красный знак…. Мы ушли, помня знак красной звезды на ладони.
Тогда же было сказано помнить время красной звезды на лбу воина» [70].
Интересно заметить, что агни-йога не рекомендует своим последователям стирку, кузнечное дело, так же «для Агни Йоги вредно столярное… ремесло…» [71]. Не «камень» ли это в сторону Плотника?
Христианская Церковь верует во Христа – Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим; Бога, ставшего человеком. Таким образом, во Христе, согласно учению Христианской Церкви, две природы – Божественная и человеческая. Иисус Христос – не познавший свое «высшее я» человек, который стал благодаря этому «христом», как учит агни-йога, а Превечный Логос, имеющий ту же сущность, что и Бог-Отец, но воспринявший в Воплощении человеческую природу. Это вероучительное положение христианства находит свое подтверждение во многих местах Священного Писания: «Я и Отец – одно» (Ин.10:38); «…Отец во Мне и Я в Нем» (Ин.17:10); «…Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9), обращаясь ко Христу, апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28) и т.д. В Боговоплощении Бог-Слово «…уничижил Себя Самого,… сделавшись… подобным человекам…» (Флп.2:7); «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Ин.1.1); «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца». (Ин.1.14).