Критерии истинности учения 5 глава




Христианство постоянно утверждает идею сотрудничества Бога и человека. Да, есть законы, управляющие миром. Но не они властвуют в жизни человека, а Бог, Который в силе изменить их. Вспомним хотя бы величайшее чудо, совершенное Богом, которое описывается в книге Иисуса Навина (10:12-14): «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».

Законы, существующие в мире, подчиняются повелению Божию, так как Он – их Творец.

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от Духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». (Гал. 6:7-9). Но что происходит, если люди отпадают от Бога? Вспомним, что происходит с Иудой, когда он окончательно решает предать Христа: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати…» (Лук.22:3). В Иуду входит сатана! Вчитываясь в текст Священного Писания, мы видим, что сатана достаточно активно «играет» роль кармы. Там, где нет Бога, поселяется дьявол. Кстати, Блаватская писала о сатане и карме: «…Сатана,…есть Карма Человечества» [136].

В известнейших словах еврейского народа «кровь Его на нас и на детях наших» оккультисты также видят доказательства закона кармы: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:24-25). Но эта «кровь» – не карма в оккультном ее понимании, это – добровольный осознанный выбор, это акт богоотступничества, богоотречения еврейского народа. Господь же постоянно говорит о приоритете милости над законом: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7); «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:13). Милость превозносится над законом. Закон судит, милость прощает: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак.2:13). Очень хорошо рассматриваемый нами вопрос иллюстрирует притча о немилосердном заимодавце: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:23-35). Как видим, христианское учение о Личном Боге несовместимо с оккультным учением о карме, поэтому в книгах Священного Писания, свидетельствующих о Боге-Личности, нет и не может быть подтверждений существования закона кармы.

Некоторые оккультисты утверждают, что карма тождественна христианскому понятию греха, что не соответствует действительности.

 

Сходства

 

Оба понятия затрагивают нравственные вопросы, хотя карма - это не нравственный закон, а, скорее, следствие любого действия и нравственного в том числе.
Оба понятия говорят о причинно-следственной зависимости между поступками человека и результатами, которые эти поступки производят в его текущей жизни (Притчи.11:18; 22:8).

 

Отличия

 

Грех – это нарушение заповедей Божиих, уклонение от исполнения Его святой воли. Грех отчуждает нас от Бога, одним из атрибутов Которого является абсолютная святость. Карма - безличностный закон, она может способствовать общению человека с «махатмами», если он уже общался с ними в «прошлых» жизнях. Закон кармы приводится в действие поступком, мыслью, желанием, он ничего не нарушает, в нем нет нравственной составляющей.
Поскольку Бог Всемогущ и Личен, Он может простить нам наши грехи. Нет Бога, который мог бы простить карму. Закон кармы можно уподобить действию бездушного механизма.

 

17. Перевоплощение: правда и мифы

 

Предварительные замечания

Теория перевоплощения в данный момент является очень популярной, ей приписывается духовная развитость и большая справедливость по сравнению с христианским взглядом на жизнь как на единственный бесценный дар Божий. Рассмотрим данную теорию подробнее. «Реинкарнация (incarnari (лат.) – облекаться плотью, воплощаться) – воплощение, возрождение души после смерти тела в другой, новой телесной форме» [137]; «Как, покинув старые одежды человек берет новые, другие; так, покинув старые тела, входит воплощенный в другие, новые» [138].

Под перевоплощением понимается переход души человека из одного человеческого тела в другое под действием закона кармы. Существуют разные теории перевоплощения. Теософия учит, что человек может воплощаться только в человеческие тела, и далее по возрастающей эволюционной иерархии: в ангела и т.д. Теософия не разделяет представления агни-йоги о возможности реинкарнации человека в животное или растение. В индийской философии теория перевоплощения разными философскими школами понимается различно. Главные доктринальные отличия в том, что происходит в момент смерти человека, и какова природа окончательного состояния после мокши, то есть после освобождения, достижения окончательной цели стремлений индивидуума, мыслимой как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре [139].

В философии индийского мыслителя Рамануджи (XII в.), создавшего философскую систему вишишта-адвайта, душа (jiva или jivatman) после смерти пребывает в виде мыслительной субстанции, именуемой «тонкое тело». Эта субстанция входит в зародыш новой жизни, принося с собою карму всех своих прошлых существований. Он признает возможность воплотиться из человеческого существа в животное или растение, или даже камень, что отвергается теософией. Также в индуизме есть философские школы, которые учат, что душа, достигнув освобождения, растворяется в Брахмане. Брахман – это высшая абсолютная реальность, основа всего сущего, безличностное божество. Личность, или индивидуальность, как ее любят называть оккультисты, исчезает – так учит адвайта-веданта. Есть школы, которые учат, что душа, достигнув мокши, остается сама собою, чтобы вечно служить Бхагавану. Термин «бхагаван» – это эпитет Бога, в индуизме используется в основном по отношению к Вишну и Шиве.

В теософии и агни-йоге утверждается позитивное отношение к перевоплощениям. Оно предстает как некий механизм непрерывного «духовного» роста, своеобразный эволюционизм, что в корне противоречит индуистскому пониманию реинкарнации. Для индуизма перевоплощение – это страдание, то, от чего надо избавиться, то, что никак не может приветствоваться. Таким образом, взгляды оккультизма и индуизма на теорию перевоплощения принципиально отличны.

 

«Доказательства» существования реинкарнации

Оккультисты непрерывно, правда, без особых успехов, стремятся доказать, что теория перевоплощений не противоречит христианскому вероучению, и даже в пасхальном тропаре усматривают мысль о реинкарнации: ««Сущим во гробе живот даровал» - это наиболее ясное признание перевоплощения и непрерывности жизни» (Живая этика. Знаки агни-йоги.244).

Полностью тропарь Пасхи звучит следующим образом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущем во гробе живот даровав». В этом небольшом песнопении открывается глубина православного вероучения о Смерти и Воскресении Христа. Тридневное пребывание Христа во Гробе – это время благовестия всем заключенным в шеоле, всем, умершим до Его Смерти. Сошествие Христа во ад явилось победой над царством дьявола, освобождением его пленников. Христос есть Жизнь, и поэтому самим фактом Своей Смерти Он разрушает смерть, по выражению апостола Петра: «смерти было невозможно удержать Его» (Деян.2:24). Воскресение Христа есть победа не только на Его Смертью, но и над смертью вообще. В Воскресении Христовом совоскресает весь род человеческий, все человеческое естество: «род же человеческий в нетление облечеся» [140]. Совоскресает не в том смысле, что мертвые восстали из гробов, –смерти продолжают совершаться, но безнадежность смерти отменена, смерть обессилена – всему естеству человеческому дарована возможность и сила воскресения. После Воскресения Спасителя смерть уже не является конечной участью человека.

«Сказанодано будет много матерей, отцов, жён, сестёр и братьев, даже такое ясное указание не заставит подумать, где такое произойдёт? Не хотят подумать о земных жизнях! Самые мудрые Заветы не достигают ушей заложенных» (Живая этика. АУМ.199). Приведем данный отрывок Священного Писания целиком: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10:29-30). Человек входит в Церковь, в Которой все мы становимся братьями и сестрами во Христе. В этом стихе говорится не о физических, а о духовных братьях, сестрах, отцах и матерях. Священное Писание Нового Завета не дает оснований для рериховской интерпретации данного отрывка. Христос прямо отвечает на подобный вопрос: «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:48-50).

Ищут оккультисты подтверждение теории перевоплощения и в области науки, навязывая собственные объяснения некоторым феноменам. Например, идиосинкразия находит следующее осмысление в учении агни-йоги: «Идиосинкразиинеобъяснимые влечения или отвращения – являются верными доказательствами перевоплощения. Никто не может пояснить такие непреоборимые чувства. Невозможно пытаться показать их как следствия атавизма, ибо можно проследить их независимость от родовых привычек. Сама особенная сила таких влечений показывает, что они глубоко заложены в данной особи. Они должны быть накрепко совмещены в сознании, настолько, что даже гипноз не может преодолеть их. Но если в отдельных случаях рассмотреть смену жизней, тогда влечение или отвращение будет естественным следствием бывшего. Так особо показательно наблюдать такие врождённые симптомы. Они показывают и способности человека, и окружающию его обстановку, наиболее ему благоприятную. Не забудем, что каждому растению нужна своя почва, так же и в жизни человека необходимы свойственные ему обстоятельства. Пусть правители поймут устройство сада человеческого» (Живая этика. Братство.163).

Как пишет Е.И. Рерих, «…доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р.Х. на втором Константинопольском соборе. Таким образом, доктрина о предсуществовании души и ее последовательных возвращениях на Землю стала «ересью» среди официального христианства лишь в шестом веке по Р.Х.; до этого времени она была терпима и принята теми церковниками, которые особенно близки к гностикам…» [141]; «Предсуществование. Термин, используемый для указания что мы жили прежде. То же что и перевоплощение в прошлом…» [142].

Мы видим, что Е.И.Рерих и Е.П.Блаватская пытаются использовать понятия «перевоплощение» и «предсуществование» как синонимичные, однако теория предсуществования душ и теория перевоплощения – это две разные теории. Суть теории предсуществования душ сводится к тому, что все души были созданы Богом одновременно в самом начале творения и с тех пор они существовали в невидимом мире как чистые духи. Злоупотребление свободной волей сделало необходимым для них очищение: для этого они посылаются на землю, соединяются с телами и, в зависимости от своего нравственного состояния, обрекаются на неодинаковую участь в условиях земной жизни. Чем отличается теория перевоплощения от идеи предсуществования душ? Тем, что теория предсуществования душ сама по себе еще не учит о посмертной смене тел. Это не секрет для некоторых учеников Е.И. Рерих, например один из них, Клизовский, пишет: «Что касается доктрины «предсуществования души», то она… несостоятельна… Сущность этой доктрины заключается в том, что душа человеческая, обитающая в неведомых областях и в неведомом состоянии, существующая раньше рождения человека, входит в него при рождении в первый и последний раз… (выделено нами. – В.П.)» [143].

Вопрос признания или непризнания теории перевоплощения – это не вопрос науки, это вопрос веры в эту теорию или, наоборот, неприятия ее. «Существуют истины высшего порядка, которые обыкновенным, экспериментальным путем доказаны быть не могут…. К числу истин, которые не даются пониманию интеллекта, принадлежит так же учение о перевоплощении…» [144].

Елена Рерих в своих письмах отмечает: «В словах «я снова в муках рождения (Гал.4:19) утверждается закон перевоплощения» [145]. В Священном Писании данный отрывок звучит следующим образом: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19). Если взять греческий оригинал и посмотреть подстрочный перевод данной фразы, то он будет звучать так: «дети мои, которых опять в муках рожаю (выделено нами. – В.П.) до которого {времени} будет образован Христос в вас» [146]. Апостол, образно выражаясь, сам «рожает», творит, духовно преобразует своих учеников, «доколе не изобразится» в них Христос. Никакого отношения к теории перевоплощения данная фраза не имеет.

Библейские «доказательства» теории реинкарнации

 

Чаще всего в качестве аргумента в пользу того, что Библия не противоречит теории перевоплощения, оккультисты приводят новозаветный фрагмент об Иоанне Крестителе: «…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:12-13). При этом умалчивается о нескольких вещах. Во-первых, священная история Ветхого Завета говорит нам, что Илия был живым взят на небо, т.е. не умирал, а значит, не может опять родиться: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11). Во-вторых, на прямой вопрос: «ты Илия?» Иоанн Креститель дал твердый отрицательный ответ: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:21). Далее, в Ветхом Завете есть очень интересный момент, – беседа Илии с его учеником Елисеем: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4Цар.2:9). Как видно из данного отрывка, Елисей мог получить «дух», который был в Илии. В Новом Завете эта идея раскрыта более подробно: «…и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.1:17). Иоанну Крестителю не нужно было быть Илией, он был «в духе и силе Илии». На наш взгляд, безосновательность убеждения оккультистов в том, что Иоанн Креститель был Илией, очевидна. Ветхий Завет действительно пророчествует о пришествии пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). А также о Енохе: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24); «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5); «В награду за благочестие и веру Бог «взял его» с земли, освободив от вызванной грехами прародителей смерти (Евр.11:5). Явление его, с пророком Илией, ожидается перед вторым пришествием Христовым» [147]. К Илии и Еноху христианские экзегеты относят следующие стихи книги Откровения: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:3-12). Но это пришествие еще впереди.

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф.22:32). Вышеприведенная цитата не доказывает теорию перевоплощения. Она утверждает, что смерти, как абсолютного уничтожения, не существует. Здесь утверждается идея бессмертия души человеческой, но ничего не говорится о том, что эта душа будет входить в разные тела: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» (Мк.12:26-27).

Библейские стихи, прямо отрицающие теорию реинкарнации

В Священном Писании есть стихи, которые полностью опровергают возможность перевоплощения: «… ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Не сказано: «живя» в телах, а сказано: «живя в теле».

«Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:25-26). В притче о богаче и Лазаре, говорящей о посмертной участи человека, мы не находим ни малейшего намека на существование перевоплощения.

Наконец, стих, который прямо говорит нам, что мы живем один раз: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…» (Евр.9:27).

 

Посмертная участь человека в Ветхом Завете

 

В Ветхом Завете, как и в Новом, мы не находим утверждения, что душа будет перевоплощаться много раз в разных телах: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него [выходить] не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14:7-12). Не сказано: «войдет в другие тела», а сказано: «он не пробудится и не воспрянет от сна своего».

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов.19:25-27). Сказано: «…мои глаза, не глаза другого…».

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Утверждается, что пробуждение от смерти для всех будет только одно, но одни пробудятся «для жизни вечной», другие – «на вечное поругание и посрамление».

«Воспоминания» о прошлых жизнях

В качестве аргумента, доказывающего состоятельность теории перевоплощения, часто приводится утверждение, что многие люди помнят свои прошлые жизни и проверка подтверждает правильность их «воспоминаний». Предположим, некто считает, что помнит свою прошлую жизнь. Он начинает проверять свои «воспоминания» и выясняется, что человек, которого он отождествляет с собой, действительно жил и был при жизни именно таким, каким его «помнит» наш некто. Но что это подтверждает? Только то, что его мысли о прошедших событиях соответствует реальным событиям в прошлом. Но само по себе это еще не доказательство того, что эти мысли являются воспоминаниями, т.е., что данные события в самом деле имели отношение к этому человеку. Сейчас ни для кого не секрет, что даже средней квалификации гипнотизер может внушить, если не все что угодно, то очень многое, и переживания будут носить очень яркий личностный характер. А представьте, что этим занялись силы неимоверно более сильные, умные, помнящие тех, кто жил, как жил, как умер и т.д. Почему бы не предположить, что для власти над человеком и для подтверждения тех ложных идей, которые они внушают, эти силы создают нужные им «воспоминания». Поэтому аргумент о памяти прошлых жизней является очень слабым подтверждением в защиту теории перевоплощения.

Возможны и другие объяснения «памяти о прошлых воплощениях», например, недостоверные воспоминания, так называемая «ложная память». Оккультисты часто приводят случаи, когда «воспоминания» о прошлых жизнях более или менее подтверждаются, но ничего не говорят о тех случаях, когда доказывается их несостоятельность. К тому же, замечено, что чаще всего такие «воспоминания» появляются у людей, которые воспитаны в культуре, признающей теорию перевоплощения. Известны случаи, когда подобного рода «воспоминания» являлись следствием детских впечатлений, оставшихся, например, после чтения книг.

Справедлив ли закон кармы?

Одним из главных аргументов в пользу существования закона кармы и закона перевоплощения является утверждение об их справедливости: «Существующее в мире неравенство есть первое и самое главное доказательство закона перевоплощения» [148].

Можно ли вообще ставить вопрос о справедливости законов кармы и перевоплощения? Учение о перевоплощении основано на принципе безличностных причинно-следственных связей. Справедливость же по своему смыслу является нравственным принципом, предполагающим наказание за зло и воздаяние за добро, а значит, справедливость – категория, относимая к личности. Как существование законов предполагает наличие законодателя, так и понятие справедливости подразумевает, что есть судья. Но в учении агни-йоги такого судьи и законодателя нет, да и не может быть, потому что пантеизм провозглашает относительность любых нравственных принципов. Если все есть бог, то и преступник есть «бог», и жертва есть «бог», а значит весь мир это майя, иллюзия, божественная игра, где бог играет сам с собою. Тогда не может быть преступления, в противном случае пришлось бы сделать парадоксальный вывод, что бог является преступником. Теория перевоплощения не решает проблему справедливости, она просто говорит, что человек страдает заслуженно, что нет невинных страдальцев, все заслуженно пожинают плоды своей кармы. Но нравственность этого закона сомнительна. В Индии, например, которую часто ставят в пример христианам, вся социальная помощь в стране осуществляется в основном христианами. Почему? Потому, что именно христианство учит деятельной любви к ближнему: «…ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25:35-40).

А вот что скажет агни-йога, и все последователи законов кармы и перевоплощения: «Люди очень полюбили слово «Карма». В разных частях света они повторяют его, но не желают понять его значения… При этом всегда высказывается уверенность, что где-то существуют Владыки Кармы, и Они не поленятся изменить даже самую тяжкую Карму…Люди, когда говорят о Карме, уподобляются детям. Кто-то должен рассчитаться за их проделки...» [149].

Согласно закону кармы, любая помощь человеку только усугубляет его судьбу. Человек нищий, потому что такова его карма, если вы ему помогли, значит, усугубили его карму. Если человек был болен, а вы его вылечили, то тем самым усугубили его карму и свою собственную. Любая помощь, если она, конечно, не направлена на изучение агни-йоги, становится просто безнравственным поступком, потому что утяжеляет карму человека и ведет к большим его страданиям.

Философ Н.О. Лосский в своей книге «Учение о перевоплощении» приводил следующие аргументы против кармы: «…оно ведет к чувству уменьшения ответственности у человека» [150].

Проступок человека, с точки зрения кармической теории, подлежит воздаянию, которое может заключаться в воплощении души в теле животного, растения, и, наконец, человек может, родившись снова в человеческом теле, попасть в ситуацию, связанную с его преступлением.

Все эти утверждения имеют слабые места: если человек станет представителем животного или растительного царства, то как он сможет осознать свое преступление? А не осознав свой поступок, каким образом он может исправиться? Если же в теле животного человек получает то, что заслужил, и через это исправляется, то не превращается ли человек в марионетку бездушного закона?

Человек попадает в более низкое по статусу тело. Предположим, в предыдущей жизни он любил поесть и поэтому в следующей жизни стал свиньей. Но в этом случае человек окажется в таких условиях, в которых его порок получит почву для своего развития и закрепления, а не изживания и исцеления. Нельзя потушить огонь, подбрасывая в него поленья.

Наконец, человек в новом теле становится жертвой всех тех преступлений, которые он совершил в прошлом. Предположим, он был вором и в своем новом рождении его обворовали, или был насильником и в новом рождении подвергся насилию. Однако он не сможет сделать никаких нравственных выводов из случившегося, так как он не осознает, за что наказан. Известный философ Н.О. Лосский по этому вопросу писал: «…у человека нет воспоминаний о предыдущей жизни, следовательно, если бы даже одна и та же субстанция после смерти воплотилась в новом теле, это была бы уже другая личность. Бессмертие такой субстанции не было бы личным бессмертием» [151]; «…наказание без воспоминания вины было бы несправедливым и не имеющим цены» [152].

Можно также предположить, что человек еще при жизни осознал преступность своего поступка и исправился. Будет ли справедливым его наказывать просто так, не ради нравственного исправления, а в целях соблюдения формального закона?

Теперь посмотрим, так ли несправедливо вечное наказание за временное преступление. Сразу возникает вопрос: почему и зачем существует пожизненное заключение в юридических системах разных стран и народов? Вероятно, ему подвергаются люди, которые совершают преступления, нравственная тяжесть которых не позволяет им вернуться в общество. К тому же, так ли уж много времени нужно, чтобы совершить духовный выбор: быть с Богом или нет? Евангельский разбойник сделал его за мгновение: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:39-43).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: