Критерии истинности учения 7 глава




 

Принципиальные отличия

 

Агни-йога Теософия
Сатана (Люцифер) - личность Сатана - безличная сила
Сатана - падший ангел, борющийся с эволюцией Космоса. Сатана - основа эволюционного развития. «Он есть… Свет, Жизнь, Прогресс…».

 

Вывод из всех вышеприведенных цитат получается странный: с одной стороны, сатана называется безличной силой, с другой стороны, тут же выясняется что он личность. Одни оккультисты утверждают, что сатана эта та сила, которую они изучают, другие же заявляют, что «не может быть договора с сатаною». Мнения оккультистов по этому вопросу, как несложно заметить, разделились.

Вместе с тем, несмотря на все утверждения Е.П. Блаватской о безличном характере сатаны, она, время от времени, приписывает ему личностные свойства: «Элифас Леви описывает Сатану в следующих блестящих терминах: «Именно этот Ангел был достаточно горд, чтобы возомнить себя Богом; достаточно отважен, чтобы приобрести свою независимость ценою вечного страдания и мучения; достаточно, прекрасен, чтобы возлюбить себя, в полном божественном свете; достаточно мощен, чтобы, все же, царствовать во тьме среди мучения и сложить себе престол из своего неугасимого костра…».

Да, воистину; именно, этот величайший из идеалов, этот вечно живущий символ – апофеоз самопожертвования, ради умственной независимости человечества; эта Вечно-Активная Энергия, протестующая против Статической Инерции – принципа, для которого Самоутверждение есть преступление, а Мысль и Свет Знания ненавистны. Как говорит Элифас Леви с неподражаемой справедливостью и иронией: «Именно этот мнимый герой, сумрачных вечностей, наделен клеветнически безобразием и украшен рогами и когтями, которые гораздо лучше приличествуют его неумолимому мучителю (Богу.- В.П.)»….

В этом христианская теология, хотя и следуя рабски по стопам язычества, была верна своей традиционной политике. Она должна была обособить и утвердить свой авторитет. Следовательно, она не могла сделать ничего лучшего, как превратить все языческие Божества в демонов» [184].

Для Е.П. Блаватской сатана – это «Бог Мудрости», пример для подражания, кумир, которому надо служить и поклоняться: «…преображение Гермеса, Бога Мудрости, называемого также Тот, Тат, Сетх, Сет и Сатана» [185].

Фактически Е.П. Блаватская провозглашает сатанизм, идею борьбы с Богом в христианском Его понимании: «Наименование Сатана, по-еврейски Сатан, означает – «Противник», по праву принадлежит первому и самому жестокому «Противнику» всех других Богов Иегове; но не Змию, который говорил лишь слова симпатии и мудрости и, в худшем случае, даже по догме являющемуся «Противником» лишь людей. Эта догма, будучи основана на третьей главе Книги Бытия, так же нелогична и несправедлива, как и парадоксальна. Ибо кто был первым, кто создал этого первоначального и с того времени всемирного искусителя человека – женщину? Конечно, не Змий, но Сам «Господь Бог», кто, сказав – «Нехорошо человеку быть одному», создал женщину и «привел ее к человеку»…Потому, очевидно, сам Господь Бог явился истинной причиною всего злоключения (грехопадения. - В.П.), а Змий – есть лишь прообраз Азазеля, «козла отпущения за прегрешения (Бога) Израиля, бедный Трагос, вынужденный принять на себя кару за ошибку своего Владыки и Создателя» [186]. Попытка обвинить Господа Бога в том, что Он виновен в грехопадении, ибо Он Творец Евы, отстоит от нас на такой же временной отрезок, как и само грехопадение. Е.П.Блаватская почти буквально повторяет лукавую мысль, внушенную дьяволом (1Ин.3:8) праотцу Адаму, отвергшему возможность покаяния и попытавшемуся снять с себя ответственность за преслушание воли Божией: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел» (Быт.3:12).

А как же агни-йога? Неужели для нее сатана в самом деле носитель зла? Все бы хорошо, если бы Е.И. Рерих в письмах не уточнила свое подлинное отношение к сатане: «…особенно прискорбно, что на протяжении долгих веков укоренилось глубоко невежественное и крайне опасное убеждение, что Сатана погубил человечество, дав людям познание добра и зла. Люди привыкли повторять эту возмутительную нелепость и совершенно не задумываются, что же мог представлять собою человек, не знавший, что есть добро и зло. Не был ли он просто безответственным животным? Но кто из людей согласился бы сейчас вернуться к такому животному прозябанию, хотя бы и в райском саду?» [187]. Итак, сатана в агни-йоге неожиданно оказывается благородным избавителем рода человеческого от «животного прозябания в райском саду». Но что же ждет человечество и какова судьба сатаны? Одним из самых значительных пророчеств, связанных с будущим, является пророчество Апокалипсиса об Армагеддоне. По этому вопросу есть свое мнение и у Рерихов. Они неоднократно писали в своих письмах о том, что Армагеддон начался в 1931 году, то же сказано и в самом учении агни-йоги: «Армагеддон уже начался – конец тридцать первого года открыл Великую Битву, о чем Не Скрывал от вас, потому не может быть сейчас окончания сражения до победного решения» [188]. Но, согласно утверждениям Рерихов, Армагддон уже успел закончиться в 1949 году: «Скажу только ВамАрмагеддон окончился поражением Врага. Новая Эра началась 17 октября [189], когда Враг (сатана. – В.П.) был изгнан из нашей Солнечной Системы» [190]. Как видим, сатана, изгнанный 17 октября 1949 года из Солнечной системы, больше не представляет угрозы для человечества. Но где же он все-таки? В «Криптограммах Востока» – книге, которая является частью учения живой этики, утверждается, что местом изгнания сатаны будет Сатурн: «И придется тебе отойти на Сатурн, потому уже давно тебя называют Сатаной» [191]. Вот только неясно, включают ли последователи агни-йоги Сатурн в Солнечную систему?

Согласно православному учению, сатана является главой царства злых духов. Священное Писание называет его также лукавым, дьяволом, древним змием, драконом. Изначально он был сотворен Богом первым по близости к Нему ангелом, но возгордился, пожелал быть подобным Господу и пал: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачныя, буду, подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14).

По мнению большинства святых отцов Православной Церкви, в книге пророка Иезекииля под именем царя Тирского следует понимать не только Итоваала II, но и сатану: «И было ко мне слово Господне: Сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, всё, искусно усажено у тебя в гнёздышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твоё исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя вовеки» (Иез.28:11-19).

Сатана стремится погубить как можно больше людей, искушая их, разжигая в людях страсти, создавая ложные учения. В Евангелии от Матфея (4:8-9) сатана говорит, что ему принадлежит власть над земными царствами; в Евангелии от Иоанна Господь называет его «князем мира сего» (Ин.12:31 и др.), апостол Павел называет дьявола «богом века сего» (2Кор.4:4), «князем, господствующим в воздухе» (Еф.2:2). Христос называет сатану «отцом лжи», «врагом рода человеческого» (Мф.13:28) и «человекоубийцей от начала» (Ин.8:44). Его ненависть к человеку такова, что, по словам апостола Петра «дьявол ходит, как лев рыкающий, ищущий кого поглотить» (1Пет.5:8).

 

 

20. «Ангелы» живой этики

 

Учение Православной Церкви об ангелах фундаментально отличается от соответствующего учения агни-йоги. Согласно агни-йоге, «… все Архангелы и Ангелы должны были пройти через человеческую эволюцию. И Архангел Варахаил или Уриэль был и есть ЧЕЛОВЕК. Так же как и Архангел Михаил, занимая свое место среди высших Архангельских чинов, мог ходить по нашей грешной Земле, неся ей спасение» [192]. Таким образом, в агни-йоге ангел - это эволюционная ступень духовного развития, следующая за человеческой. Каждый человек, согласно этому учению, станет со временем ангелом.

Что говорит об ангелах Православная Церковь? Ангелы - вестники Божией воли, они иноприродны человеку, сотворены Богом до творения Земли. Нам известно, что ангелы бесплотны, бессмертны, не всеведущи и не вездесущи. Они имеют ум более тонкий и гибкий, чем у человека. Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеление от Бога, Который Один творит чудеса. Есть ангелы, которые отпали от Бога и стали падшими ангелами, или демонами. Св. Антоний Великий писал: «Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темныя; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле» [193]; «Итак, во-первых, знаем, что демоны не в таком созданы состоянии, из-за которого называются демонами. Ибо Бог не сотворил ничего злого. Добрыми созданы и они; но ниспадши от небеснаго мудрования, и вращаясь уже около земли, Елинов прельстили привидениями, нам же христианам завидуя, все приводят в движение, в желание воспрепятствовать нашему восхождению на небеса, чтоб не взошли мы туда, откуда они ниспали» [194].

Кто такие падшие ангелы, согласно теософии? «Так называемые «Падшие Ангелы» есть само Человечество. Демон гордости, похоти, возмущения и ненависти не имел бытия до появления физического, сознательного человека. Именно, человек породил и вскормил врага и позволил ему развиться в своем сердце. Именно, он обесчестил, осквернил Бога, пребывающего в нем самом, сочетав чистый Дух с нечистым Демоном Материи» [195].

Знакомясь с учениями теософии и агни-йоги об ангелах, мы снова можем наблюдать некоторое различие: агни-йога, в отличие от теософии, признает существование падших ангелов, хотя предпочитает использовать понятие «темные силы». Но предлагаемый агни-йогой способ борьбы с темными силами совершенно чужд христианскому. Обратим внимание читателей на следующий фрагмент агни-йоги: «…Расскажу вам сказку: «Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся как садху (странствующий монах. - В.П.) и вошел в хижину женщины, перебирая четки. Он просил пристанища. Но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все ее просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать его о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водою и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею Пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине, и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в нее, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии к Браме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству. Можно даже демонов заставить сотрудничать в молитве» [196].

По учению Православной Церкви, бесы не способны к покаянию. Отпадение от Бога – их окончательный выбор. Самое сильное оружие против бесов – это молитва и пост: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Агни-йога же предлагает дыхательные упражнения (пранаяма) и экстатические состояния.

Также отличается представление агни-йоги от православного учения об ангеле-хранителе: «Об Ангелах Хранителях. Действительно, каждый человек имеет своего Ангела Хранителя, и следует понимать его не только как какое-то отдельное Существо из высших сфер, но чаще как наш собственный дух, нашу высшую триаду или наше истинное индивидуальное Я, которое, увы, очень редко может заставить носителя своего прислушаться к своему голосу. Иногда голос этот определяют как совесть» [197].

Согласно православному вероучению, ангел-хранитель - это не «индивидуальное Я», а тот ангел, который дается каждому человеку: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10).

 

21. Магичны ли «психотехники»?

 

В современном обществе мы наблюдаем широкое распространение магии в самых разных ее проявлениях. Что такое магия? Какие ставит перед собой задачи? Какие вопросы возникают при знакомстве с магией? Попытаемся в этом разобраться.

Как агни-йога относится к магии? Большинство последователей учения ответят, что она к ней относится отрицательно. Формально это верно, но так ли это по сути? Ведь заменить слово «магия» словом «йога» несложно, но отличается ли учение агни-йоги от магии по содержанию? «Действительно, самая высшая магия ничто перед ликом Огненного Мира. Можно убедиться, что магия может состязаться с силами темными, но Огненные Существа нежданны даже для высшей магии. Вы уважаете Святого Сергия, но разве Он где-нибудь допускал магию? Он даже не разрешал умное делание, но между тем Он имел пламенные видения…» [198].

Оставим на совести создателей учения ложное утверждение о том, что преподобный Сергий Радонежский «не разрешал умное делание». В агни-йоге производится очень тонкая подмена двух понятий: содержания учения и практики реализации. Практику можно изменить, оставив при этом суть учения неизменной. Агни-йога недвусмысленно заявляет об этом: «…магия основана на точном выполнении технических условий, но если все формулы жизни изменились, то и магические следствия должны соответственно видоизмениться. Так оно и есть, почему современная магия и погрязла в некромантии и в прочих низших проявлениях» [199].

Даже самый изощренный магический ритуал никогда не является в магии самоцелью, он есть лишь один из способов достижения стоящих перед магом задач. Каковы они? Если обратиться к мнению «талантливого толкователя тайноведения в Америке…» (15.10.35), как называла Мэнли П. Холла в своих письмах Елена Рерих, то, по его словам, цель магии состоит в достижении знания и власти: «Те, кто искал контроля над стихийными духами посредством церемониальной магии, делали это с надеждой получить от невидимого мира редкие знания или же сверхъестественную власть» [200]. Е.П. Блаватская откровенно признает: «магия является наукой общения с божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных тайн природы, известных лишь немногим, ибо их так трудно постичь, не погрешив против нее» [201].

Итак, магия – это «наука» общения с некими «надземными силами» и «власти над силами низших сфер», познание «сокровенных тайн природы», а также способ получить «сверхъестественную власть». Какие же цели перед собой ставят «учителя», создавшие учение агни-йоги, и отличаются ли эти цели от целей магии? «…постоянное общение с Иерархией дает высшее качество труду…» (Живая этика. Мир Огненный.ч.2. 118); «Тайны никогда не были, никогда не могут быть сделаны доступными для обычных толп, по крайней мере, до того желанного дня, когда наша религиозная философия станет общей, мировой. Во все времена, не более, нежели едва исчисляемое меньшинство людей обладало тайнами природы, хотя множество было свидетелями практических очевидностей возможности этого обладания. Адепт есть редкий цветок целого поколения исследователей, и чтобы сделаться им, он должен повиноваться внутреннему побуждению своей души, независимо от осторожных соображений светской науки или здравомыслия…» [202].

То есть цели магии и цели создателей агни-йоги идентичны! Духовную тождественность магии и агни-йоги можно определить и по другим признакам. Например, одним из главных законов магии является закон аналогии: «Видимая вселенная имеет невидимый аналог, высшей плоскостью которого являются добрые люди и прекрасные духи; низшие плоскости, темные и дурные, представляют собой обиталище злых духов и демонов, во главе которых стоят падший Ангел и его десять князей» [203]. Но об этом же законе учит агни-йога: «Тот же принцип аналогии применим ко всему Сущему. Жизнь разветвляется по радиусам сердца, ибо эти радиусы так соотносятся к Космическому Магниту. Духи, идущие путем переплетания, так сгармонизированы, что являют ту аналогию, которая творит самые высшие и чистые созвучия. Творчество духов на планете будет означено, как новый струнный аккорд, созданный явлением сгармонизирования. Те созвучия потому так прекрасны, ибо относятся к созвучиям Высших Сфер» (Живая этика. Беспредельность.ч.1. 180); «Один из величайших законов мироздания есть закон аналогии, который гласит: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху, и то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи». Закон аналогии есть высочайшая истина и единственный ключ к пониманию загадок мироздания…» [204].

Магия основана на общении с духами, но слово «духи» можно с легкостью заменить другим, например – «иерархия», однако за этими разными словами будет стоять один и тот же смысл: общение с некими потусторонними силами. «Устремление к высшему мощному сотрудничеству дало прямой контакт с силами космическими и с Высшим Огненным Братством» [205].

Нам могут возразить: играет ли столь принципиальное значение, с какой «иерархией» контактирует человек, – «иерархией сил света» или «темной иерархией»? Но если учение агни-йоги по сути тождественно учению магии, то в чем же разница этих «иерархий»? Само по себе название второстепенно: если магию назвать, например, «психомеханикой», изменится ли от этого что-нибудь, кроме имиджа последователей агни-йоги? «Мало попыток связать механику с психикой. Вождь знает, как научное отношение к психике облегчает все существование, и обратит неотложное внимание на возможности психического аппарата. Психомеханика будет верным определением приложения психической энергии» [206]; «Можно ли приобретать психотехнику без Учителя? Невозможно. Эта техника сопряжена с опасными процессами. Пошлете ли ваших детей в физический кабинет без руководителя?» [207].

В учении агни-йоги немало говорится о внушении, оно приветствуется и одобряется. Но ведь внушение, или гипноз, – это одна из магических практик: «После познания внушения можно думать о средствах, усиливающих его. Но сперва нужно познать все стадии внушения. Если человек постоянно внушает и находится под внушением, то как же внимательно нужно уметь различать степень земного и тонкого воздействия! Для этого научного исследования нужно, чтобы сам ученый был познающим градации миров. Если он будет отрицателем, то лишь взрастит поколение невежд» (Живая этика. АУМ.225); «Так месмеризм [208] осужден, но гипнотизм признан. Много несправедливости, но справедливость должна быть восстановлена» [209].

Кстати, все формы гипноза осуждаются Православной Церковью, так как гипноз нарушает свободу воли человека. То, что гипнотизм и месмеризм являются магическими практиками, признавал и Мэнли П.Холл: «В своих различных ответвлениях черное искусство включает почти все формы церемониальной магии, некромантию, ведьмовство, волшебство и вампиризм. Сюда же относятся месмеризм и гипнотизм» [210].

Теософия признает право магии на существовании, а свое учение относит к белой магии. Косвенно белую магию признает и агни-йога: «…белая магия обладает сильнейшими формулами – но поверх всех формул стоит энергия сердца. Все формулы и заклинания предполагают механические приготовления, оставаясь в пределах низших учений. Но теперь, когда силы тьмы так ополчились, им противопоставляются силы сердца. Можно заметить, как постепенно ритуалы белой магии сводились к высшим понятиям Огня и сердца…» (Живая этика. Сердце.556). Агни-йога утверждает, что белая магия постепенно перерастает на своем следующем эволюционном этапе в агни-йогу, хотя с точки зрения самих последователей «эзотерических наук», грани между черной и белой магиями эфемерны: «Современное понимание магии, как правило, сводится к практическому знанию и применению скрытых и сокровенных тайн природы, влиянию на людей, события или явления через спектр так называемых «тонких энергий».… Современная практика указывает на неуловимую границу между магиями обоих видов (выделено нами. – В.П.)» [211].

Напомним, что главным критерием, который агни-йога выдвигает для определения истинности любого учения – это его согласие с живой этикой и принятие ее «иерархии».

Одним из авторитетных личностей в мире магии являлся Папюс. Попытаемся сравнить его взгляд на мир и учение агни-йоги. В первую очередь обратим внимание читателей на то, что занятие Папюсом магией не мешало ему сотрудничать с теософами, что, как минимум, странно: если магия полностью антагонистична учению «махатм», то как возможно подобное сотрудничество? «Жерар Анкосс /Папюс/…В 1887 году в контакте с французскими теософами – приверженцами учения Е.П.Блаватской, …подготовил и опубликовал трактат «Современный оккультизм» - своеобразный манифест нового поколения мистиков конца XIX века» [212]. Далее можно обратить внимание на следующий факт: Папюс считает, что в основе магии лежит каббала, причем для него каббала является главным авторитетом, он даже называет ее «Святой»: «…в настоящем труде (Папюс. «Практическая магия». – В.П.), относящемся только к Магии, мы не будем касаться существ действующих в божественном плане и происшедших от Частичного соединения человеческих личностей с Божеством, согласно учению Каббалы» [213]; «Человек, развитой по системе, указанной Практической Каббалой, становится сознательным источником динамизированной воли…» [214]; «Но по мере того, как психическое существо берет верх, иная любовь открывается человеку и Святая Каббала учит, что мудрец, посвящающий свои силы культу истины и самозабвения,— будет поддержан в своих трудах…» [215].

Как к каббале относится агни-йога? «Каббала, как и все другие религиозные и философские системы, является отзвуком Сокровенных Учений Востока, через Веды, Упанишады, Учения Египта, Халдеи, Ассирии, Орфея и Пифагора и т. д. Во всяком случае, субстратум ее тождественен со всеми другими системами. Основы Каббалы, именно, следует отнести к самым древним временам. В «Тайной Доктрине» Блаватской указывается, что евреи заимствовали свои представления о Космогонии из Индии и от халдеев и египтян…» [216]; «Теория каббалы самым сложным образом переплетена с алхимией, герметизмом, розенкрейцерством и масонством. Слова Каббала и Герметизм сейчас рассматриваются как синонимы, объединяющие все тайны и эзотеризм древности» [217].

Е.И. Рерих предпочитала не использовать слово «оккультизм», она считала, что оно опошлено обывателями и его лучше избегать. Но она никогда не отвергала оккультизм как «науку». Кстати, один из сборников ее писем называется «Оккультизм и йога». Папюс считает оккультизм основой магии, ее теоретической базой: «Разница между Магией и Общим Оккультизмом та, что Магия — наука практическая, тогда как Общий Оккультизм излагает теорию, но желать производить магические опыты, не зная Оккультизма, это то же, что управлять локомотивом, не будучи знакомым с Механикой» [218].

Агни-йога, как и магия, утверждает значение мира психического. В целом, доктрины агни-йоги и магии отличаются только в частностях, цели и главные постулаты их учений одинаковы. Поэтому, по мнению автора, все заявления агни-йоги о непризнании магии носят не принципиальный, а, скорее, пиарный характер.

Папюс в книге «Практическая магия» пишет: «Вся Магия заключается в действиях на мир психический» [219]. То же утверждение находим в агни-йоге: «Мыслитель утверждал: «Мир Психический стучится у входа, спешите открыть»» [220].

Подход христиан к этому вопросу однозначен: любые формы магии недопустимы, занятие магией губительно для души, поэтому Священное Писание запрещает какие бы то ни было магические практики: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

Магия ничем не может помочь человеку, жизнь которого находится в руках Бога, магия представляет собой лишь попытку вмешаться в волю Божию, подправить ее, причем, что знаменательно, малоэффективность всех своих действий признают и сами оккультисты: «Самопроизвольности, которая управляет силами природы, мы можем противопоставить сопротивление только частное и мгновенное,… человек действует против силы тяготения, сцепления и химического сродства. Но природа более или менее быстро окажет противодействие, ибо ясно, что космический порядок может быть нарушен нами только в ничтожных размерах» [221].

«Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7), и любая попытка вмешательства в Его волю чревата очень неприятными последствиями: «Но внезапно, в один день, придет к тебе то и другое, потеря детей и вдовство; в полной мере придут к тебе, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих» (Ис. 47:9).

Снова напомним, что Священное Писание запрещает все формы магии: экстрасенсорику, гадание, астрологию, все формы оккультизма, спиритизм и т. д.: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев.19:31); «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев.20:6).

Магия есть идолопоклонство: человек, вместо того, чтобы просить о помощи Всемогущего Бога, обращается к тварным духам как к всемогущей силе или опирается на такие предметы, как терафимы (амулеты, талисманы), якобы заряженные некоей энергией, полезной для их владельца. Идолопоклонство осуждается Богом: «…непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство…» (1Цар.15:23);«…и проводили сыновей своих и дочерей своих чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его» (4Цар.17:17); «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем» (4Цар.23:24).

Бог – единственная опора христианина. Оккультисты могут возразить, что в Православной Церкви почитаются иконы, и задать вопрос: разве это не терафимы? Попытаемся разобраться в этом вопросе. Агни-йога учит: «Если же терафим назовем отложением психической энергии, то и это древнее понятие станет удобопонимаемым…» (Живая этика. Знаки агни-йоги. 423); «Материальный терафим делался или в виде скульптурного изображения, или в виде любого предмета, к которому присоединялось что-либо, принадлежащее лицу, подлежащему заклинанию. Часто терафим по смерти владельца полагался в гробницу, как в древнем Египте и в памятниках майев и погребениях этрусков. Или, если погребальный обряд требовал сожжения, терафим тоже следовал в огонь… Как готовить терафим? Нужно найти помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наслоила пространство и осела на предметах. На определенном месте слагается изображение любого вида из воска, или глины, или извести. Установив изображение, следует покрывать его или серебряным ковчегом, или хрустальным, или стеклянным, или кожаным покрытием» [222].

При освящении икон не происходит какой-то особой их «зарядки», никто не накрывает их «серебряным ковчегом, или хрустальным, или стеклянным, или кожаным покрытием». И уж тем более нет необходимости искать «помещение, где психическая энергия заклинателя достаточно наслоила пространство и осела на предметах». Священник – не «заклинатель», он не «наслаивает» на иконы никакую энергию. В принципе, икону можно вообще не освящать, как это было в древней Церкви. Не икона помогает человеку, а Бог. А Он может помочь и по молитве домашней, и по молитве церковной, и тогда, когда человек молится перед иконой, и без нее. Икона в Православной Церкви никогда не воспринималась как специально «заряженный» предмет, носитель некоей духовной энергии, такой подход является чисто магическим и христианству несвойственен. «Чин освящения не есть магическая формула, превращающая один предмет в другой: изображение, которое иконой не является, от освящения ею стать не может» [223].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: