Критерии истинности учения




 

Исследуя любое религиозное учение, в первую очередь возникает вопрос о его истинности и тех критериях, с помощью которых ее можно определить. Сравним критерии истинности, предлагаемые христианством и оккультизмом.

Оккультные критерии истинности учения «Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку…» [345]. Что агни-йога понимает под «общим благом»? Не что иное, как работу под руководством «махатм» по распространению учения агни-йоги и практическому воплощению идей, заложенных в этом учении: «…Подчинение власти Иерархии значит приношение огня на Общее Благо. Как тускло горит это понимание в людском понятии!» [346]; «Главное, чтобы не отойти от поставленной перед нами цели, цели принесения нового света и знания на общее благо» [347]. Что значит «принятие всех бывших учений, ответивших первому признаку»? Какие это учения? Прежде всего обозначим те учения, которые этому признаку не соответствуют, а потому отвергаются агни-йогой: «Я (махатма) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество – с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это – религия, в любом своем виде и у всех народов» [348]. Отсюда можно сделать вывод, что ни христианство, ни буддизм, ни иудаизм, ни индуизм, ни ислам первому признаку не соответствуют. Какие же учения имеют отношение к Общему Благу? «Установим наше отношение к розенкрейцерам, масонам и прочим организациям, где затронуто Общее Благо. Многие Махатмы принимали участие в них. Когда же мы вспомним о бескорыстных первоосновах этих организаций, мы не должны отрицать их» [349].

Таким образом, первому признаку соответствуют только оккультные организации, но, судя по всему, не все: «…За масонами масса ложного оккультизма…» [350]; «Помимо открытых и явных врагов, Теософия имеет тайных и, следовательно, более опасных. К числу таких врагов принадлежит Антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение Антропософии, ни ее последователи не выступают против Теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее, ибо, идя параллельно с ней на одинаковых правах, как две совершенно равноценные величины, она имеет целью совратить человека с истинного пути в ложный» [351]. Строго говоря, кроме теософии и агни-йоги, первому признаку никакие иные оккультные учения не соответствуют. Таким образом, второй признак «принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» значит, что принятие учением агни-йоги и теософии является принципиальным с точки зрения агни-йоги, чтобы в ее глазах считаться истинным.

Какие критерии истинности учения, помимо указанных выше, выдвигает агни-йога? «Единственным преимуществом в области знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов» [352]. Под «убедительностью и привлекательностью» понимается доверие и служение той силе, которая дала агни-йогу. От каких «несносных запретов» надо избавиться? «…Так невозможно запрещать свободное познавание. Такой запрет будет свидетельством невежества. Среди познавания отличен будет истинный путь…» [353]. Что же надо познавать? «…Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества» [354].

Итак, вывод из всего вышесказанного прост: только оккультные учения, точнее, некоторые из них, могут считаться истинными. Все мировые религии ложны. Истинное знание состоит в изучении оккультных учений, любые запреты подобного изучения должны быть отвергнуты.

Христиане об истине Вероучительная истина не может быть относительна, потому что тогда бы она превратилась в ложь. В конечном счете, истинно только то, что бытийствует. Подлинное бытие – это Бог, так как только Он не знает перемен (Мал.3:6), лишь Он Абсолютен. Потому для христианина Истина есть Бог: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» (Иер.10:10). Иисус Христос учил: «Я и Отец – одно» (Ин.10:30). Потому Истина есть Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6); «…потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе…» (Еф.4:21).

В словах Священного Писания указан путь познания Истины: «Тогда сказал Иисус…: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, - правда и совершенная истина» (Пс.118:138); «Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс.110:7-8); «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17:17). Лишь о Церкви Христовой Священное Писание говорит как о «столпе и утверждении истины» (1Тим.3:15). Но дьявол изначально борется против Истины, против Бога, искушая человека: «Не безызвестно вам, что враги истины непрестанно усиливаются уничтожить истину. Бог же во всякое время посещал тварь Свою, от самого начала создания мира, и тех, которые приступали к Создателю своему от всего сердца своего, научал, как должно Его почитать. Но когда, по страстности плоти и злобе врагов, борющих нас, добрые стремления души потеряли силу, и люди не могли даже постигнуть того, что свойственно им по их естеству и назначению, а не только избавить себя от грехов, чтоб возвести себя в первобытное состояние: тогда Бог сотворил с ними милость и научил их истинному Богопочтению чрез закон писанный. Когда же и это не помогло, тогда Бог, видя, что рана расширяется и требует решительного врачевства, определил послать Сына Своего Единородного, Который и есть единственный Врач наш» [355]. Дьявол пародирует Истину, внося в распространяемые им учения яд тонкой лжи, которая растворена в правде. Но как грамм яда в стакане воды делает отравленной всю воду, так и те истинные слова, которые встречаются в оккультных учениях, становятся бессмысленными из-за присутствующей лжи: «Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтоб не быть открытому, и устраивает разные призрачности, красные на вид, – которые, однако ж, на деле совсем не то суть, – чтоб обольстить сердца ваши хитрым подражанием истине, которая достойно привлекательна: к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу» [356].

 

35. Наука против агни-йоги

 

К науке агни-йога относится двойственно. С одной стороны, агни-йога утверждает, что «наука будущего явится как источник самых возвышенных решений» [357]. С другой – что «ни наука, ни искусства, ни религия не искореняют пороков, которые, как оковы человеку. Нужно вспомнить, что и наука, и искусство, и религия способствовали самым диким проявлениям» [358]. По учению агни-йоги, «истинная наука» должна изучать «психическую энергию» и астрологию: «Астрология великая наука, но она может быть управляема силами мысли…» [359]. Но о такой «великой науке» как астрология выше уже было сказано, сейчас же мы остановимся на вопросе совместимости современной академической науки и агни-йоги.

Оккультисты, пытаясь доказать истинность своих теорий, любят ссылаться на данные физики. Основные идеи, которые при этом они стремятся обосновать, таковы: материя вечна и самосуща, дух – лишь форма материи, человек – лишь частный случай проявления «психической», или «всеначальной», как ее называют в агни-йоге, энергии. Эта энергия лежит в основе всего сущего: весь мир представляет собой в той или иной форме проявление этой «всеначальной» энергии. Вывод следует простой: раз материя вечна и самосуща, значит, нет Бога-Творца. Фактически эта теория ставит перед собой цель подорвать веру в Личного Бога. Но подтверждает ли физика все эти утверждения?

Обычно, стремясь доказать истинность вышеприведенных положений, оккультисты ссылаются на закон сохранения энергии, который гласит: «Для всех видов энергии возможен переход энергии из одного вида в другой, переход энергии от одного тела к другому, но при всех таких переходах общая энергия всех видов остается все время строго постоянной» [360]. Этот закон отнюдь не утверждает, будто бы энергия вечна, и поэтому в существовании Бога нет никакой необходимости. Его нельзя использовать ни для доказательства существования Бога, ни для опровержения Его существования[361]. В законе ничего не говорится об источнике происхождения энергии во Вселенной. Фактически он констатирует, что, по мнению современной физики, нельзя отметить появление новых энергий «из ничего». Физики не могут утверждать, что новая энергия не может создаваться или уничтожаться, так как, по сути, это метафизическое заявление, не подтвержденное никакими наблюдениями. И тем более из закона сохранения энергии не следует, что дух – это форма проявления материи.

Оккультисты не любят упоминать о втором начале термодинамики, которое гласит: «Для замкнутой, изолированной системы количество полезной энергии во Вселенной уменьшается» [362]. Второе начало термодинамики не опровергает закон сохранения энергии, оно его углубляет. Фактически оно вводит понятие энтропии: материя, предоставленная сама себе, стремится к хаосу, к разрушению. Из второго начала термодинамики следует естественный вывод: если энергия во Вселенной уменьшается, то она не может быть вечной. Следующий вывод из этого: у Вселенной было начало, был Творец.

Как правильно сказано в агни-йоге: «Каждая условная, связанная наука причиняет непоправимый вред» [363]. Идеологическая связанность агни-йоги приносит свои плоды: «Ложная наука препятствует познанию Мироздания» [364].

 

36. Откровение, или как все это начиналось

 

Главу, посвященную началу появления на свет учения агни-йоги, мы приводим в самом конце книги неслучайно: дело в том, что вывод, который будет сделан нами в конце этой главы, очевиднее всего предстает после рассмотрения учения агни-йоги в целом. Первый контакт с «учителями» Е.И. Рерих[365] произошел задолго до начала «космического диктанта» агни-йоги: «Это случилось примерно между 1907 и 1909 годами. Вечером она (Е. Рерих. – В.П.) осталась одна и рано легла спать. Проснулась внезапно от очень яркого света и увидела в своей спальне озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно красивым лицом. Все было насыщенно такими сильными вибрациями, что первой мыслью Елены Ивановны была мысль о смерти. Однако вскоре мысль о смерти отступила, заменилась необычным, ни с чем не сравнимым присутствием Высшей Силы. Так состоялось посещение Учителем Е.И.Рерих» [366]. Первой мыслью Е.И. Рерих «была мысль о смерти», – как точно эта мысль охарактеризовала того, кто явился ей – «человекоубийца от начала» (Ин.8:44). Как святые отцы рекомендуют поступать, если перед человеком предстает некое видение? «Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой. – Христа, например, - или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, со вне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души» [367].

Первый контакт с «учителем» прошел «благополучно», Е.И. Рерих внутренне приняла явившуюся ей силу. И вот через многие годы эта встреча принесла свои плоды, начался «диктант» учения агни-йоги, которое имело не только личностный источник своего происхождения, но и вполне определенную форму подачи. З.П. Фосдик пишет: «Вечером у нас был дивный сеанс, все главным образом для Книги («Зов» - первая книга учения живой этики. – В.П.). А потом Н.К. (Николай Константинович Рерих. – В.П.) сел писать автоматически, и пришло дивное послание от Мории («махатма», который, как считается, дал агни-йогу. – В.П.), потом – рисунок гробницы, где они все будут делать раскопки. Потом писал Юрий (Юрий Рерих. – В.П.). У него чудно идет карандаш, но очень смешно двигаются пальцы – вот мы и опять хохотали. Вообще вечер прошел среди чудес. Елена Ивановна (Рерих. – В.П.) тоже пробовала [368], и у нее получается, но еще слабо» [369]. Учение агни-йоги начало даваться методом автоматического письма, суть которого сводится к следующему: человек отключает свое сознание и дает возможность духу физически писать посредством его руки. Агни-йога начиналась со спиритических сеансов: «Вечером у нас был дивный сеанс. Велено было вызвать маму (Е.И. Рерих. – В.П.) для видений, и она приехала. После сеанса мы остались сидеть в темноте, и Елена Ивановна рассказала, какие поразительные физические явления сопровождали их первые лондонские сеансы. На головы сидящих падал дождь спичек, монеты, носовые платки, по комнате летали металлические предметы, никогда никого не зацепляя и не причиняя вреда, ковры срывались с места и летали над головами, столик, без прикосновения к нему, сам двигался, всем были даны монеты-талисманы. Сидели они с утра до вечера, до поздней ночи, давалось дивное Учение, рисунки, в общем, было проявление громадной силы. Был у них один сильный сеанс, где им были продемонстрированы разные животные. Они все сидели на диване, в темноте, и слышали, как по комнате прошла собака и била хвостом по полу, прогалопировала лошадь, прошел слон и хоботом дотронулся до шкафа, прошла корова, летали птицы и царапали клювами о вещи, все звуки были поразительно отчетливы» [370]. Важно заметить, что Рерихи, по их собственному признанию, не могли отказаться от своего контактерства: «Все, что дается, это как через мегафон. Вы получаете и посылаете миру как вашу работу, но если отказываетесь от этого, то мегафон превращается в воронку и все это хлынет на вас же обратно и образует опасность, в большинстве случаев очень серьезную» [371].

В учении агни-йоги много говорится о вреде психизма и медиумизма[372] как явлений, значительно мешающих «расширению сознания»: «…психизм и медиумизм отвращают человека от высших сфер, ибо тонкое тело настолько насыщается низшими эманациями, что вся сущность меняется» [373]; «Медиум, истинно, не имеет открытых центров, и психоглаз ему также не доступен в соприкосновении с высшими мирами. Человек ложно понимает силу медиума, и Мы часто скорбим, видя, как люди льнут к физическим явлениям» [374]. Несмотря на это, утверждается, что основательница теософии была медиумом, причем, именно это обстоятельство послужило одним из главных оснований для ее призвания к «служению»: «Выбор пал на Е.П. Блаватскую...она была избрана благодаря своему медиумическому дару…» [375]. Кстати, автоматическое письмо так же является формой медиумической практики, но это почему-то не мешало Рерихам активно к нему прибегать.

Очень своеобразен подход в агни-йоге к пророчествам: «Что есть пророчество? Предуказание определенного сочетания частиц материи. Потому любые пророчества могут быть выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра…» [376]; «Могут ли пророчества остаться невыполнимыми? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить. Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию…» (Живая этика. Община. 25). Священное Писание отвергает подобный подход: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его» (Втор.18:22).

Православная Церковь учит трезвенному, очень осторожному отношению к видениям, голосам и любым сверхъестественным явлениям, потому что их источником может быть сатана: «Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины… Посему Диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их… Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверенны, что сами уже знают все» [377]; «Многие по глупости своей говорят: мы так же видели Господа Иисуса Христа, как и апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его апостолы…» [378]; «Чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или Ангела, или Святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме…Бог не негодует на того, кто тщательно внимает себе, если он из опасения прельщения не примет того, что от Него есть, без вопрошения должного испытания, но паче похваляет его, как мудрого…» [379]. Итак, если человека посетило видение, то он не должен спешить его принимать: «Вопрос: Что делать, когда бес преобразуется в Ангела света и прельщает человека? Ответ: Для этого человек имеет нужду в большой рассудительности, чтоб добре распознавать различие добра и зла. Итак, не увлекайся скоро по легкомыслию тем, что представляется, но будь тяжел (нескородвижен) и с большим испытанием доброе принимай, а худое отвергай. Всегда должен ты испытывать и рассматривать, а потом верить. Ведай что действа благодати явны, и бес, хотя преобразуется, подавать их не может, именно – ни кротости, ни приветливости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни пресечения похоти и страстей, - кои суть действа благодати. Бесовкия же действа суть – надмение, высокоумие, устрашение и всякое зло. По таким действиям можешь распознавать, от Бога ли возсиявший в душе свет или от сатаны…» [380]; «…прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышать гласы ушами своими и подобное. Некоторые из таких взбесновались и в безумии ходят с места на место. Другие прельстились, приняв диавола, преобразившегося и явившегося им в виде Ангела света, а они того не распознали и остались неисправимыми до конца, не хотя слышать совета ни от какого брата. Иные из таких сами себя лишили жизни, быв подвигнуты на то диаволом; иные бросились в пропасть; иные удавились. И кто может пересказать разныя прелести, какими прельщает их диавол, когда они неисчислимы?» [381].

Одним из главных признаков бесовского видения или пророчества является несоответствие того учения, которое дается, Божественному Откровению: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8); «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо [чрез] [сие] искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор.13:1-3). Ветхий Завет призывал поступать с такими лжепророками следующим образом: «…а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и [так] истреби зло из среды себя» (Втор.13:5).

Состояние, в которое впадает человек, принимающий ложные пророчества и ложные учения, Православная Церковь называется «прелестью». Прелесть есть следствие уклонений от правильного прохождения подвига молитвы и духовной жизни в целом, и познается по следующим своим проявлениям: «1) Подвижник, находящийся в прелести, после усердной молитвы, или восторженного чтения слова Божия, или проповеди, или доброго дела, вместо ожидаемого покоя и внутреннего мира, чувствует непонятное беспокойство и неясные ему сомнение, или раздражение, или осуждение других, вообще – внутреннее расстройство, не сопровождающееся, однако духом самоукорения и покаяния. 2) Не должно полагаться и на такие молитвенные и иного рода подвиги, личные и общественные, которые, удовлетворяя вкусу подвижников, причиняют только одно огорчение его ближним и возбуждают в них, а затем и в нем самом, злобу и ссоры. Таково, например слепое следование Уставу в совершенно неподготовленном приходе, резкие обличения в проповеди на первых шагах пастырства, неумеренный пост, производящий раздражительность, семейные ссоры и т.п. 3) Не спасительна она и в том случае, когда молящиеся, а особенно пастырь, отделяя себя от общества, вопреки словам апостола (Евр. 10:25.), и считая себя выше церковной нормы, горделиво измышляют собственные правила для келейной и даже церковной молитвы. Известно, что лукавый враг, когда обольщает ревностных послушников, то именно через внушение им больших, но самочинных молитвенных правил, вместо положенных старцем (духовником). Бывает, что к таким подвигам является особенное безмерное усердие, но оно поддерживается не чистою совестью, а тонким помыслом гордыни» [382].

Не только святые отцы Древней Церкви предупреждали об опасности доверия разного рода видениям и голосам, но и современные нам старцы. Например, старец Глинской Пустыни схиархимандрит Илиодор, зная хитрость диавола, который «преобразуется в Ангела света» (2Кор.11:14) для того, чтобы прельстить подвизающихся на пути к спасению, по своему пастырскому долгу предостерегал своих духовных чад быть осторожными и не обольщать свое сердце мнимой святостью: «Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять никаким слезам и мечтаниям, или видениям. Это предостережение действенно. Не выпускайте его из виду, ибо оно основано на показаниях святых отцов и может служить для вас в случае недоразумений благо надежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости» [383]. Очень часто враг прельщает человека через видения во сне. Поэтому Глинский старец всем, кто обращается к нему с вопросами о сновидениях, советовал не верить им. Вот как о. Илиодор отвечал на вопросы одной монахини. «Ты спрашиваешь меня в своем письме, «как можно приметить в себе вражескую прелесть?» – Замечать, если мы, проходя внимательную жизнь, ставим в оной ближнего ниже себя, а себя выше и хвалимся пред другими без нужды своими подвигами, приписывая оные себе, а не помощи Того, без Которого не можешь творити ничесоже, то это явная прелесть. «В чем заключаются действия прелести?» – В самочинии и гордости. «Что я должна делать, чтоб истребить в себе самый малейший ее признак?» – Смиряться, как мрак при виде света от прикосновения солнечных лучей уничтожается в летние часы, так во всякое время прелесть вражеская исчезает от присутствия глубокого смирения, которое, впрочем, приобретается лишь поднятием на себя спасительного ига – креста Господня и несения онаго» [384]. Препятствием в прохождении молитвенного подвига, кроме высокоумия, также могут быть другие грехи и страсти человека. Поэтому необходим великий труд по очищению своего сердца от страстей и ума от помыслов: «Причина разнообразного вреда и погибели – ложная мысль! При посредстве лжи, диавол поразил вечною смертью человечество в самом корне его, в праотцах. Прелесть действует первоначально на образ мыслей: будучи принята и, извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести погибели или вечной смерти….

Состояние каждого страстного человека, в общем, есть прелестное. Про всякого, кто еще не очистился от страстей, можно сказать, что он в известной степени находится в прелести, т.е. некоторые вещи понимает не так, как должно, тонкие внушения и действия врага принимает за благодатные откровения» [385].

Учение агни-йоги - это классический пример учения, созданного людьми, находящимися в состоянии прелести.

 

Заключение

 

Попытаемся подытожить все вышесказанное и выделить принципиальные отличия агни-йоги от православного вероучения.

 

Православие Агни-йога
Монотеизм Пантеистический монизм
Бог – Личность Бог - безличная психическая энергия
Иисус Христос – Бог, ставший Богочеловеком Иисус Христос – человек, ставший Богом
Спасение осуществляется синергийно, в соработничестве Бога и человека Спасение - в познании своего «высшего Я»
Спасение есть освобождение от греха Спасение в знании
Грех есть отчуждение от Бога Грех - незнание того, что ты есть Бог
Покаяние – основа духовной жизни Покаяние не является необходимым
Зло не онтологично, оно представляет собой злоупотребление свободной волей Зло естественно, это фон, на котором проявляется добро
Вера – встреча, единство Бога и человека Вера есть самогипноз
Человек живет один раз Человек много раз перевоплощается

 

Как мы можем видеть, учение агни-йоги принципиально отличается от православного вероучения, хотя его адепты считают себя последователями «истинного учения Христа»: «Но бояться обвинения в ереси нам не приходится, ибо облик истинного Христа – Учителя живет в душе нашей… мы видим Христа, истинно, Богочеловеком, но не узким сектантом, клеймящим прозвищем Антихриста всех, кто не может признать церковных ограничений и злотолкований Его, Христова Учения» [386]. Вместе с тем, доктрина агни-йоги также не соответствует тому учению, которое излагается в книгах Добротолюбия, несмотря на рекомендацию Е.И. Рерих их читать. Это позволяет нам применить к книгам агни-йоги следующие слова святых отцов: «Если встретишь книгу, которая слывет еретическою, не желай прочитать ее, чтоб не наполнить сердце своего ядом смертоносным; но содержи то, в чем просвещен, ничего не прибавляя к тому, и ничего не убавляя от того» [387]; «Когда кто из знакомых твоих держится еретических мудрований, увещевай его познать правую веру, но не состязайся с ним, и не желай слышать, как он мудрствует, чтоб не заразиться ядом его. Если он пожелает услышать истину веры, приведи его к святым отцам, которые могут оказать ему пользу во Христе. Таким образом ты поможешь ему по Богу без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такого по слову апостола, отрицайся (Тит.3:10)» [388].

Приложение 1.

Личное свидетельство

 

Читатели, предпочитающие язык документально подтвержденных фактов, могут оставить без внимания данную часть работы, так как она может быть названа субъективной. В ней автор хотел бы отразить семилетний опыт собственного изучения агни-йоги и поделиться некоторыми наблюдениями, связанными с психологией последователей этого движения.

Учение живой этики является, несомненно, целостной и независимой мировоззренческой системой. Оно способно полностью заменить собой любые религиозные взгляды, каких бы до этого ни придерживался человек. Эта подмена происходит постепенно, сам же последователь считает, что он лишь дополняет и расширяет те познания, которые были у него ранее. Большинство адептов рериховского движения искренне считают себя православными людьми, не осознавая, что уже давно отошли от вероучения Православной Церкви. Форма изложения учения достаточно своеобразна, книги живой этики представляют собой своего рода мозаичную подборку стихов на разные темы. Новичку очень тяжело составить общее впечатление об учении, так как каждый стих дает лишь фрагментарное описание темы. Цельная картина учения вырисовывается только через несколько лет изучения агни-йоги. Учение кажется логичным его последователям, что дает им возможность достаточно просто его защищать, по крайне мере, в собственных глазах.

Изучая книгу за книгой, стих за стихом, неофит агни-йоги все больше и больше пропитывается идеями учения. Условно говоря, он начинает смотреть на все факты своей жизни и весь мир сквозь призму идей, изложенных в книгах учения. Постепенно, по мере углубления, способность к объективной оценке ситуаций все более и более снижается пока, наконец, не исчезает совсем.

К Православной Церкви рериховцы относятся неоднозначно: с одной стороны, они провозглашают, что учение агни-йоги идентично «истинному» учению Христа, с другой – постоянно говорят, что Церковь извратила учение Христа: «То, что сохранилось в настоящем Каноне, несомненно, может рассматриваться как наименее предосудительное. И, тем не менее, даже такое заключение не должно быть принято поспешно, ибо вы знаете, что Сабин, епископ Герака, лично выступивший на Никейском Соборе, утверждал, что – «за исключением Константина и Сабиния, епископа Памфилии, все прочие епископы были неграмотные, ничего не понимающими людьми (тварями), что равносильно тому, что сказать, что они были сворой дураков…» [389]. Но представление о том, что Христианская Церковь является лжецерковью, не мешает многим из приверженцев агни-йоги считать себя православными. При этом рериховцы обычно имеют весьма отдаленное представление о традиционных религиях, в том числе и о христианстве. Как видно из писем Елены Рерих, она не очень хорошо разбиралась в вопросе вероучения мировых религий, по крайней мере, теорию перевоплощения и теорию предсуществования душ она явно не различает. Ее представление о Пресвятой Троице тоже не соответствуют реальному вероучению Православной Церкви.

Агни-йога постоянно разделяет «учение Христа» и учение Церкви. У последователя, в конце концов, складывается впечатление, что Учитель Иисус Христос принес новый виток «эволюционного знания» на Землю, но «церковники» в борьбе за мирскую власть и деньги его извратили, агни-йога же восстанавливает чистоту первичного «учения Христа». Человек перестает видеть Церковь как она есть, учение агни-йоги формирует у него ярко выраженное негативное представление о Церкви, через призму которого он на Нее смотрит. Внедряемые в сознание мощные негативные установки сочетаются с возвеличиванием последователей учения агни-йоги. Сами рериховцы считают себя духовной элитой человечества.

Книги агни-йоги сложны для восприятия (краткие стихи, расплывчатые формулировки, тематическая разбросанность), потому людей, которые могут сказать, что они действительно знают ее, очень мало. Это дает возможность все сомнения, которые возникают у неофитов, «списать» на их слабое знание учения агни-йоги. В процессе же знакомства с учением человек все более и более втягивается в него, и установки агни-йоги все сильнее внедряются в сознание последователя, пока не происходит полное их принятие.

На первых этапах в учении немало говорится о Христе, но чем дальше человек отходит от первых книг учения вглубь, тем реже упоминается Его имя. Это продолжается до тех пор, пока на первый план не выходит термин «иерархия» и само слово Христос не заменяется понятиями «великий учитель», а «учителями» в живой этике так же считаются такие «махатмы» как Будда, Кришна, Мориа и т.д. Необходимо заметить, что в учении вообще не используются такие понятия, как «православие», «католицизм» или «протестантизм». Всякое упоминание о христианстве носит исключительно негативный характер. Из святых, в основном, упоминается преподобный Сергий Радонежский с тонким намеком, что он был одним из воплощений «махатмы Мориа», давшего учение агни-йоги. Существует много спекуляций вокруг имени святого Иоанна Кронштадтского. Больше всего рериховцы спекулируют на том, что прп. Иоанн якобы благословил деятельность Николая Рериха как «духовного реформатора»: «Во всех трудах своих смотри в основу и углубляй добро» (Письма Е.Рерих. С.164). Эти слова приписывают Иоанну Кронштадтскому и усматривают в них призыв к созданию агни-йоги. На практике любые христианские понятия, например, «благодать», «догмат» в учении агни-йоги полностью меняют свое смысловое значение.

Учение агни-йоги магично по своей природе, магические явления выдаются его последователями за духовное продвижение. Агни-йога действительно приводит к появлению так называемых сверхъестественных способностей: таких, как ясновидение, яснослышание, возможность воздействовать на людей и программировать совершение определенных событий. В процессе оккультной духовной практики вырабатывается способность слышать некий ведущий голос, который начинает звучать в сознании человека. Этот голос говорит, что и как человек должен делать. Фактически на определенном этапе практики агни-йоги человек превращается в слепую марионетку ведущих его сил, которых он считает «махатмами». При этом сам он ни на йоту не сомневается ни в своей свободной воле, ни в непогрешимости этих сил. Любые сомнения в «руке ведущей» отвергаются. Сомневаться в «учителе» нельзя: «Для опыта над психической энергией сомнение есть самое большое препятствие» (АУМ.507). Сомневающийся выпадает из «эволюционного потока», разрывает свою связь с «иерархией», утяжеляет свою карму. «Три обстоятельства могут особенно отяготить карму: первое – отказ от учителя, второе – подозрение, что связь с Иерархией может навлечь несчастье, и третье – уклонение от ответственного поручения…» (Сердце.59).

Некоторые могут возразить, сказав, что агни-йога осуждает магию. Вместе с тем, доказательств магичности учения агни-йоги очень много. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно задуматься над следующими вопросами: как могут быть использованы знания о тонких энергиях духовно недобросовестными людьми? Как с заявлениями об осуждении магии согласовать обилие информации, посвященной внушению, месмеризму? Как духовно неподготовленный человек может бороться с одержимостью, о которой так много сказано в учении? Агни-йога говорит о том, что погружаться в тонкий мир нельзя, но при этом предоставляет все возможности именно для этого погружения (достаточно бросить беглый взгляд на книжные развалы, чтобы увидеть многочисленную контактерскую литературу, основанную на фрагментах именно живой этики).

Учение очень «затягивает», при этом у его последователей очень редко возникают вопросы о характере тех сверхъестественных явлений, с которыми они сталкиваются. Изначально существует некая уверенность в собственной непогрешимости, поэтому любая критика воспринимается как мракобесие и попытка темных сил увести с «пути света». «Конечно, невежество есть союзник сил темных» (Живая этика. Сердце.518). Под невежеством понимается отказ от учения.

Критический ум мог бы легко понять, что то обилие информации о тонких энергиях и механизмах их работы вряд ли заслужено последователем учения и, что он, в принципе, не сумеет использовать эти знания во благо, так как не обладает для этого ни моральными, ни духовными качествами и си



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: