Критерии истинности учения 3 глава




Но и в Воплощении Божественная сущность Христа остается неизменной: Он нетварен по своей Божественной природе как до, так и после Своего Вочеловечения. Сын Божий превечно рождается от Бога-Отца, это рождение недоступно человеческому пониманию.

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Во Христе две природы – человеческая и Божественная Нет принципиального различия между человеческой и Божественной природой
Христос – Личность, Он – Богочеловек Христос – «высшее я» человека, это одна из духовных степеней, которой может достичь человек
Христос – Единородный (Единственный) Сын Божий; Воплотившийся Бог Христос – один из «учителей» Шамбалы

 

6. Богоподобие или боготождественность?

 

Мысль о единстве Божественной и человеческой природы приводит к следующему логическому заключению: человек есть Бог. Агни-йога учит: «…нет Бога (или Богов), который не был бы когда-то человеком…» [72].

Если вспомнить, что все члены семьи Рерих были агни-йогами, то вывод напрашивается соответствующий: все они, с точки зрения их учения, были «богочеловеками»: «Доктрина учит, что для того, чтобы стать божественным, вполне сознательным Богом – да! Даже высочайшие – Духовные, Первозданные Разумы должны были пройти через человеческую ступень» [73].

Христианский подход к этому вопросу, основанный на Священном Писании, совершенно иной: когда жители города Листра пытались воздать апостолу Павлу и его спутнику Варнаве те же почести, которые было принято воздавать языческим богам, апостолы, разодрав свои одежды, запретили им это делать: «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав [о сем], разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями…» (Деян.14:11-16).

Вместе с тем, в Священном Писании сказано: «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» (Ин.10.34-35): «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В чем же дело? Здесь мы снова подошли к теме обожения человека. Человек создан по образу Божию, цель его творения – уподобление Творцу, достижение богосыновства. Благодать, энергия Святого Духа преображает человека, но природа Бога и природа человека остаются разными. Обожение – пребывание Бога в христианине, будучи энергийным, а не сущностным, ибо сущность несообщима, есть, однако, реальное пребывание Пресвятой Троицы в человеке в Своих энергиях, сообщаемых Святым Духом, общих для Трех Ипостасей. Стяжая обожающую благодать Святого Духа, люди становятся обителью Пресвятой Троицы, согласно обетованию Спасителя: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Подчеркнем, что различие между сущностью и энергиями, являясь основой православного учения о благодати, позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра «причастники божеского естества» (2Пет.1:4). Соединение с Богом, к которому призван человек, есть «… соединение людей с Богом в Его энергиях, или по благодати, которая делает людей сопричастными божественному естеству, не превращая человеческое естество в естество Божественое» [74].

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Сущность Бога отлична от сущности человека Сущность человека потенциально тождественна сущности бога
Человек, достигший обожения, – бог по благодати, дарованной Богом Человек является богом по природе
Человек может достичь богоподобия, но не единосущия с Богом Человек может актуализировать тождественность своей сущности с сущностью бога

 

7. Душа «без оболочек»

 

Напомним, что в соответствии с учением агни-йоги, зерно духа (монада) попадает в мир огненный (мир мысли), откуда далее ниспадает в слои более тонкой материальности и так вплоть до материального мира. Первоисточником монады является психическая энергия. Итак, зерно духа попадает в мир огненный и начинает в нем вращаться (подобно смерчу), приобретая материальность огненного слоя бытия. Далее, опускаясь в мир тонкий и продолжая там так же вращаться, она приобретает материальность тонкого слоя и так далее, до физического уровня бытия. Таким образом, человек представляет собою монаду, приобретшую энергетические накопления духа, энергетические оболочки (так называемая «чаша накоплений»), которые проявляются как индивидуальность. Монада бессмертна, индивидуальность же может быть уничтожена в том случае, если она отвергает те эволюционные принципы, которые изложены, в частности, в учении агни-йоги. Е.П. Блаватская в Теософском словаре дает следующее определение понятию «душа»: «Душа. Yuch (psuhe. – В.П.) или нэфэш «Библии»; жизненный принцип или дыхание жизни, который имеет каждое животное, вплоть до инфузории, подобно человеку. В переведенной Библии она без различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа» [75].

Что говорит нам о душе Священное Писание? Священное Писание открывает нам, что весь земной мир, в том числе и живых существ, Бог вызывает к бытию Своим творческим повелением: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20); «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1:24).

В отличие от животных, человек творится по образу Божию, причем его творению предшествует Божественный Совет, на котором определено наделить человека также и подобием. В чем же Церковь видит образ Божий в человеке? «Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви тем не менее явно уклоняются от того, чтобы дать формальное определение этого понятия» [76]. Для понятия «образ Божий» невозможно подобрать исчерпывающих определений. Будучи образом непостижимого и неопределимого Первообраза, образ Божий в человеке так же не может быть познан в самой своей сокровенной глубине, но он проявляет себя вовне, причем «образом Божиим в человеке обычно называют… его проявления» [77], поэтому в учении об образе Божием следует проводить различие между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». К проявлениям, чертам образа Божия в человеке обычно относят ум человека, его свободную волю, совесть, способность к творчеству, динамическую способность человека устремляться к Богу, уподобляться Ему, проясняя и раскрывая образ Бога в себе до богоподобия.

Человек творится из «праха земного», но одухотворяется «дыханием жизни»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7); «Душа – дело великое и чудное. При создании ея, такою сотворил ее Бог, что в естество ея не было вложено порока, напротив того сотворил ее по образу добродетели Духа, вложил в нее законы добродетелей, разсудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и прочия добродетели, по образу Духа.

Он вложил в нее разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, соделал ее удободвижною, легкокрылою, неутомимою, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение, и мыслия служить Ему когда хочет Дух. Одним словом, - создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщницей Его…» [78].

Создание Адама из персти земной говорит о родстве человека со всей видимой материальной природой и, главным образом, с животным царством, которое образовано из той же земли (Быт.2:19). Однако существенным отличием человека от животного мира является то «дыхание жизней», которое Господь «вдунул в лице его» (в древнееврейском оригинале слово «жизнь» употребляется во множественном числе). Святитель Филарет Московский, объясняя использование Бытописателем формы множественного числа слова «жизнь», говорит, что человек соединяет в себе разные жизни: «жизнь растений, жизнь животных и Ангелов, жизнь временную, жизнь по образу мира и по образу Божию» [79]. Именно после «вдыхания жизни» человек становится «душею живою». Также дыхание Божие понимается православными богословами как благодать Святого Духа, сообщаемая человеческому существу в акте его творения, возвышающая его над всем тварным миром: «Нетварная благодать включена в самый творческий акт, и душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, … животворящее присутствие Духа Святого. Если человек стал живым тогда, когда Бог вдохнул в него дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования» [80]. По мнению некоторых экзегетов, до этого действия Божия человек был подобен животному, хотя и самому совершенному из всех сотворенных Богом существ. Это мнение соответствует высказыванию прп. Серафима Саровского в его беседе с Н.А. Мотовиловым: «…если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его (человека. – В.П.) дыхание жизни, т.е. благодати Духа Святого, …то Адам, как ни совершенно превосходил всех прочих Божиих созданий, … но все-таки… был бы подобен всем прочим созданным, хоть и плоть, и душу … имеющим, но Духа Святого внутрь себя неимущим» [81]. Как мы видим, сотворенный человек причастен и земному миру, и миру духовному, соединяя их в себе, являясь их средоточием. По учению Церкви, именно благодаря этому Адам должен был привести через себя весь мир к Богу. Только принадлежа одновременно этим двум мирам, человек мог возвести через себя всю тварь к ее Творцу, что являлось целью создания человека по отношению к остальному творению.

Прп. Иоанн Дамаскин дает следующее определение души человека: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, разумная и мыслящая, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая ему жизнь и возрастание, и чувствования, и порождающую силу, имеющая ум, не иной по сравнению с ней самой, но – чистейшую часть ее…, самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, то есть добровольно меняющаяся, поскольку и сотворенна, получившая все это по природе от благодати Создавшего ее, от которой она получила и бытие, и бытие такою-то по природе» [82].

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Душа человека принципиально отлична от душ других живых существ Душа человека идентична душе любого животного, разница лишь в степени духовной эволюции, которой достигла душа любого живого существа.

 

8. Покаяние или «разумное сотрудничество»?

 

Покаяние представляет собой важнейшее понятие православного богословия, без покаяния, с точки зрения православного вероучения, невозможно спасение: «Рассмотри прошедших сию жизнь от начала мира, и найдешь, что в благоугодивших (Богу) таинство благочестия совершилось через покаяние. Никто не был осужден, если не презрел его, и никто не был оправдан, если не заботился о нем» [83].

Как же к покаянию относится учение агни-йоги? «Слово раскаяние отсутствует в словаре Сензара [84]. Оно заменено известным вам выражением «разумное сотрудничество». … Для народа легче всего явить существо раскаяние на медицинском примере. По испорченности мышления человек наносит рану своему собрату, но ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придется рядом упорных действий соединить порванную ткань. Для восстановления целесообразности придется проявить разумное сотрудничество. Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения.

Кто же познал свое неразумие, пусть покроет его действительным разумием. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством.

Платное отпущение раскаявшегося грешника, не есть ли тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых времен фетишизма? Этот устрашающий вопрос надо освящать многосторонне, иначе белье человеческое очень грязно» [85]. Как видим, покаяние отвергается. Предлагается его заменить «разумным сотрудничеством». А далее следует классическое обвинение оккультизма: «Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения» [86]. Это типично, когда оккультисты приписывают Православию то, чего в нем нет. Что же такое покаяние с точки зрения Православия? Наиболее точно христианское понимание покаяния передает притча о блудном сыне: «Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк.15:11-24).

Понятие «покаяние» мы встречаем как в текстах Священного Писания Ветхого Завета, так и в Новом Завете. Древнееврейское «шув» (обратиться, возвратиться, сожалеть о чем-либо) в данном случае означает полное обращение к Яхве, которое выражается в повиновении Божественной воле, доверии Богу. Древнегреческое «метанойя» (перемена ума, изменение образа мыслей)[87] связано с готовностью изменить свою жизнь. К сожалению, оккультисты часто провозглашают, что христианское покаяние представляет собой чисто технический акт списания грехов, но это не соответствует действительности. Покаяние – это, прежде всего, трансформация внутреннего мира человека. В таинстве Покаяния священник молится о том, чтобы Господь простил грехи человеку, но будут ли они прощены, во многом зависит от искренности кающегося.

Можно ли покаяние заменить «разумным сотрудничеством»? Для того чтобы человек пошел на такое «сотрудничество», необходимы серьезные побудительные причины. Истолковывать покаяние как акт чисто словесного признания своего греха, лишенный практических дел, неверно. Чтобы еще раз проиллюстрировать связь веры и жизни, вспомним пример покаяния мытаря Закхея: «И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:2-10).

Мы видим, что покаяние не есть лишь формальный акт признания совершения греха, в конечном счете, покаяние это изменение всех жизни человека: «Не избавят от вечного огня вера и крещение, без дел правды. Если ты сочетался со Христом, соблюдай заповеди Его, и если веришь в будущее, старайся заработать вечную славу и бойся огня огненного. Если же не соблюдаешь заповедей Божиих, то не называй себя верным» [88].

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Покаяние является основой духовной жизни Агни-йога отвергает и извращает смысловое значение христианского понятия «покаяние»

 

9. Власть «прощать и разрешать» грехи (Мф.18:18)

 

Итак, покаяние является основой духовной жизни православного христианина. Призыв к покаянию прозвучал еще в проповеди Иоанна Крестителя: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Человечество больно грехом. Грех отделил человека от Бога. Первородный грех исказил природу человека. Грех – это болезнь воли, ее неправильная направленность[89]. Причем, эта болезнь не излечивается от самолечения. После грехопадения воля человека стала удобопреклонна ко греху. Если до падения свобода человека не предполагала постоянного выбора, не была дискурсивной, человеку достаточно было следовать своей неповрежденной природе, чтобы достичь «благобытия», то после грехопадения воля человека колеблется между добром и злом, зачастую нам проще выбрать зло, нежели добро: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Необходимо стать хозяином своей воли, а не игрушкой слепых страстей. Нужно осознавать, что грех это болезнь, которая требует исцеления. Грех это ложь, потому что «всякая неправда есть грех…» (1Ин.5:17). Любая ложь отдаляет человека от Бога и сближает с «отцом лжи» (Ин.8:44), дьяволом. Именно грех сделал человека смертным, так как отделил его от Бога, Источника Жизни и Бессмертия, ибо «…сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15).

Но как исцелиться от греха? Как преодолеть образовавшийся разрыв между Богом и человеком? Как исцелиться от смерти? Иисус Христос, став Человеком, соединил в Себе две природы божественную и человеческую. Пройдя путями человеческими, Своей смертью и Воскресением Иисус Христос преодолел смерть, разрушил власть греха, исцелил природу и волю человека. Но это исцеление не магично, оно должно быть лично усвоено каждым христианином в его духовной жизни. Иисус Христос стал Новым Адамом, принес спасение от греха и смерти, став лекарством, дарующим бессмертие.

Многие сектанты считают, что Православная Церковь учит о магическом отпущении грехов в таинстве Покаяния. Это утверждение не соответствует действительности. Что же такое покаяние? Святой Иоанн Златоуст пишет: «Покаянием же я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но и то, чтобы показать большие добрые дела. Сотворите, сказано, плоды, достойные покаяния (Лк.3:8). Как же нам сотворить их? Поступая наоборот: например, ты похищал чужое? Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил… Теперь благословляй обижающих тебя…Для исцеления нашего недостаточно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство…Сказано, уклонись от зла и сотвори благое» [90]. Как мы снова видим, покаяние это не просто перечисление грехов перед священником, это изменение образа мышления и, как следствие, образа жизни. Те, кто толкуют покаяние как «индульгенцию» на право грешить дальше, обманывают самих себя. Понимать покаяние лишь как акт словесного признания своего греха без изменения всей жизни и поступков неверно. В предыдущей главе мы уже приводили пример покаяния мытаря Закхея (Лк.19:2-10).

Прощать грехи может лишь Господь, но Он же дарует эту власть апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18); «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:23). Апостольство не ушло из мира без преемства своего служения, апостолы передали своим преемникам – епископам и священникам через череду рукоположений служение пастырства, включающее в себя власть прощать и разрешать грехи. Необходимо сразу отметить, что существует несколько мифов о таинстве Покаяния, один из них заключается в том, что прощает грехи сам священник. Это не так, грехи прощает только Бог (Мк.2:7), но через священника (Мф.18:18, Ин. 20:23). Помимо того, священник принимает участие в таинстве как свидетель (2Кор.4:5; Мф. 20:24-28), его роль также связана с тем, чтобы вызвать чувство стыда у человека, священник должен помочь советом, духовным наставлением, он молится, чтобы Господь простил исповедующегося. Но священник может сказать: прощаются тебе грехи твои, Бог, как Единый Истинный Сердцеведец (Деян. 1:24), может не принять покаяние, если оно не искренне[91]. Формальное отношение к исповеди без чувства раскаяния и готовности измениться не принесет благого плода для духовной жизни человека. Прекрасный пример истинного покаяния мы находим в Новом Завете. Апостол Петр, трижды отрекшийся от Иисуса Христа (Лк.22:57), кается и Господь прощает его (Ин.21:15-17). Вся дальнейшая жизни апостола Петра, как мы знаем из Священного Предания Церкви, являет пример христианской жизни, ап. Петр уже никогда до самой смерти не отречется от своего Учителя и во имя Его пойдет на смерть.

 

10. Вера – самогипноз или «уверенность в невидимом» (Евр.11:1)?

 

Через веру человек приходит к Богу. Что же о вере говорит учение агни-йоги? Вера есть предчувствие знания. При многообразии Сущего вера имеет действительное основание. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает работоспособность пространства. Можно приветствовать напряжение энергии, когда оно связано с проявлением благодатного вещества. Так мы можем указать наиболее проявленный путь веры с сознанием возвышенным и утончённым. Конечно, Иерархия будет тем мегафоном, который заставит греметь небеса» [92]; «Вера отвечает самогипнозу. Доверие соответствует самоанализу. Вера неопределенна в существе. Доверие подтверждает непреложность. Идем путем непреложности» [93].

Автор послания к Евреям говорит о вере следующим образом: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Св. Антоний Великий разъясняет: «Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое. Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога» [94]. Прп. Максим Исповедник писал: «Вера есть сила, всё внутри в благонастроении содержащая, или есть самое благонастроение, подающее преестественное, непосредственное, совершенное единение верующего с веруемым Богом» [95].

Вера для христианина – это не простая верность Божеству, не психологическое состояние и даже не знание о Его существовании, это жизнь в непрерывном общении с Богом. Можно верить в существование Бога, но не принимать Его: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19).

Можно ли назвать веру доверием? Доверие – это скорее предпосылка веры, ее предтеча, без доверия нет веры, но само по себе доверие еще не означает единства человека и Бога. Вера же есть единение, полное принятие Бога и изменение всей своей жизни в соответствии с Его заповедями. Доверие же не подразумевает полной перемены жизни, в отличие от веры, которая полагает начало новой жизни человека, жизни в общении с Богом, производит глубинную трансформацию всего образа бытия человека: «Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять. Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает совершенным неисполняющего заповедей» [96].

Вера – путь к спасению: «…вера твоя спасла тебя» (Мф.9:22). Молитву веры слышит Бог: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф.15:28).

Вера повелевает стихиями: «Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк.8:25); «…если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23); «…истинно говорю вам: если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Не следует думать, что вера самовластна, что она имеет собственную силу: вера является лишь необходимым условием, при котором Бог действует Своим всемогуществом. Свершение чудес зависит как от веры людей, так и от чудотворящей силы Божией.

Истинная вера всегда проявляется в действии, прежде всего, в соблюдении заповедей Божиих: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:17-18).

Святые отцы Православной Церкви учат о важности веры в деле спасения: «Во главе всех добродетелей шествует искренняя вера, при коей душа не колеблющеюся водится мыслию, но всецело отметает самолюбие. Ибо только что выступившему на подвиги ничто так не препятствует исполнять делом заповеди, как всезлобнейшее самолюбие (жаление плоти). Оно служит препоною к преуспеянию даже и ревностным» [97].

 

 

Принципиальные отличия

 

Православие Агни-йога
Вера – сложное понятие христианского богословия, включающее в себя следующие аспекты: ответ на призыв Бога, доверие Богу, нравственное чувство, общение с Богом, непоколебимую уверенность в обетованиях Божиих. Доверие к «махатмам» дает им возможность пробудить скрытые в природе человека знания, это пробуждение является предчувствием знания, или верой.  

 

11. Слепа ли христианская вера?

 

Оккультисты постоянно говорят о двух, если можно так выразиться, видах верах: «…существует вера слепая и вера зрячая…» [98]. Себя рериховцы относят к тем, кто имеет «зрячую» веру, христиан постоянно обвиняют в «слепой вере»: «То, что вы называете «верой» … является слепой верой в догмах христианских религий, у нас становится знанием …» [99]. При этом оппоненты христиан не утруждают себя знакомством с тем, что сами христиане понимают под верой. Прежде всего определимся в терминах. «Слепая вера,писал св. Феофан Затворник,есть та, которая не знает, во что должно веровать, или если знает, то не полно, кое-как; равно не знает и того, почему должно веровать, и не заботится узнать ни того, ни другого» [100]. «Слепой вере противоположна вера видящая. Какая же это? – Вера видящая есть та, которая ясно видит, во что верует и почему верует. Ясное видение во что верует обнимает все содержание веры» [101].

В Новом Завете есть прекрасные слова о вере: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.11:1). Что же такое вера? Это чувство, интеллектуальное знание, а, быть может, вера – это атрибут воли? Как видно из библейского определения, вера «есть осуществление ожидаемого». К чему стремится христианин, чего он ожидает? В чем цель его жизни? Цель любой религии – общение с Божеством, постижение Его, соприкосновение с Ним. Преподобный Серафим Саровский определил: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего» [102]. В.Н. Лосский выразил ту же мысль следующим образом: «…в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по своей природе, кроме тождества с Его природой. Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом» [103]. Это есть конечная цель реализации духовной жизни христианина, вершина веры.

Православие родилось из опыта Богообщения, из практики литургической жизни, из молитвы. Первые христиане еще не имели Нового Завета, еще не были выражены точные догматические формулировки православного вероучения, но уже тогда существовала литургия, уже тогда в молитве христианин беседовал с Богом. Церковь – это Богочеловеческий организм, и вера не является ни актом интеллектуального знания, ни неким набором чувств, ни атрибутом воли. Верой живут, ее нельзя изучить, читая книги, вера – дар Божий, она рождается внутри человека. Знание Бога в Православии носит не умозрительный, а опытный характер. Христианин «уверен в невидимом», потому что соприкасается с ним в опыте своей духовной жизни. В вере «свидетельствованы древние»,потому что Бог говорил и с ними. Вера есть «познание», но это не есть чисто интеллектуальное познание, это внутреннее состояние сопричастности Богу, сопереживание единства с Ним. Вера – это и знание, и чувства и доверие, она все это вмещает, и все это превосходит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: