СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 6 глава




 

  Основные общественно-политические дви­жения Принимаю реаль­ное участие Не принимаю, но хотел бы прини­мать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
         
1. Объединения «чисто» политической направ­ленности, выступающие за коренные измене­ния во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за политическую реформу в нем. (2,0%) 20 (2,8%) 666 (95,1%)
2. Социально-экономические группы, высту­пающие за радикальные изменения экономи­ческих механизмов в обществе, демократиза­цию в сфере производства. (8,0%) 72 (10,2%) 572 (81,7%)
3. Экологические группы, борющиеся с техно­кратическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленые хиппи», «зеленые бригады», «пар­тия зеленых» и др.). 32 (4,5%) (5,4%) 630 (90,0%)
4. Национально-культурные группы, высту­пающие за повышение статуса национальных культур, национально-культурную автоно­мию, выживание национальных языков и культурных традиций. (5,1%) (5,8%) 623 (89,0%)
5 Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, восста­новление престижа отечественной культуры. (7,7%) 80 (11,4%) 566 (80,8%)
6. Религиозные группы, выступающие за под­линную свободу совести в обществе. 10 (1,4%) (2,4%) 673 (96,1%)

Как и у предыдущей социально-профессиональной группы мо­лодежи здесь также очевидна тенденция отсутствия интереса к участию в неформальных общественно-политических движениях.

Для молодежи этой социально-профессиональной группы приоритетными направлениями участия в общественно-политических движениях является участие в различных социально-экономичес­ких группах, выступающих за обновление экономических меха­низмов в обществе, за переход экономики на рыночные отноше­ния. Значителен интерес молодежи аграрно-промышленных тру­довых коллективов к участию в деятельности эколого-культурных групп, направленных на сохранение культурного наследия, вос­становления престижа отечественной культуры. Подтверждением тому является возросший интерес молодежи к традициям, обыча­ям, фольклору, культуре казачества Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Казачье движение привлекает моло­дежь не только интересным историческим прошлым, но и демо­кратизмом, веротерпимостью, уважением к национальным тради­циям и культуре других народов, эмоциональной окрашенностью. В основу этого движения положены также принципы, базирую­щиеся на общечеловеческих ценностях, на народной педагогике.

Практическим шагом по возрождению казачества стало офи­циальное признание государственными структурами региональ­ных казачьих обществ. Например, Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 года № 612 был утвержден Устав вой­скового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». В ус­таве определен комплекс целей, среди которых есть цели социаль­но-культурной направленности:

- возрождение и сохранение исторических, культурных и ду­ховных традиций казачества;

- культурное, духовное и нравственное воспитание казаков, со­хранение и развитие казачьих традиций и обычаев, проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, культурно-массовой и спортивной работе.

Деятельность казачьих округов и станичных казачьих обществ Дона носила ярко выраженную социально-культурную направ­ленность задолго до утверждения Устава Войска Донского. Дон­ские казаки, например, поддержали идею сохранения, восстанов­ления и надлежащего использования памятников материальной культуры казачества, сбора средств и организацию выездных от­рядов добровольных помощников реставраторов. При активном участии молодежи Дона в Ростовской области в 1991 году начался сбор денежных средств на строительство в городе Новочеркасске памятника герою Отечественной войны 1812 года, войсковому атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии Мат­вею Ивановичу Платову.

Большой общественный резонанс в Ростовской области вызвал конно-спортивный поход молодых казаков, проведенный в 1992 году. Этот поход был проведен по маршруту Азов - Ростов - Ново­черкасск и ставил своей целью вызвать у молодежи патриотические чувства к своему краю, к славному прошлому ее отцов и дедов.

Во многих хуторах и станицах Ростовской области сложились и активно действуют самодеятельные народные хоры казачьей песни. Более половины их участников составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, которые продолжают и развивают семейные певческие традиции, а нередко поют в хорах вместе со своими родителями. Наиболее интересные и самобытные народные хоры казачьей песни уже много лет действуют в хуторе Потаповском, станице Романовской, в районных центрах Вешенское и Веселый, в городах Азове и Каменске. Опрос молодых участников казачьих хоровых коллективов свидетельствует о том, что для большинства из них народное песенное искусство является лучшим средством приобщения к культурным традициям казачества. Песни сего­дняшних молодых донских казаков лишены псевдосовременности, их содержание связано, прежде всего, с общечеловеческими ценно­стями. Они поют о славных походах и громких победах своих со­отечественников, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и вели­колепии донских степей, о родном доме, о великой реке Дон, кото­рую казаки в своих песнях величают «кормилец, наш батюшка, православный тихий Дон-Иванович». Учитывая, что песни на Дону не поются, а играются, многие молодые исполнители с большим интересом осваивают правила и технику игры. Учителя­ми и наставниками здесь зачастую выступают люди старших по­колений - носители традиций казачьей культуры, ветераны само­деятельного хорового искусства. Наиболее самобытным, ориги­нальным и интересным самодеятельным коллективом, пропаган­дирующим искусство казачьей песни, является фольклорный ан­самбль «Вольница» г. Ростов-на-Дону. Руководит этим ансамблем выпускник Ростовского музыкально-педагогического института Александр Венглевский. В составе ансамбля 15 человек, средний возраст самодеятельных артистов 22 года. Все они люди разных профессий, среди них есть учителя, студенты, инженерно-технические работники. В единый коллектив их объединила ис­кренняя любовь к старинной казачьей песне, стремление к сохра­нению и популяризации лучших образцов песенного творчества. В летнее время коллектив ансамбля старается выезжать в фольклор­ные экспедиции с целью не только накапливать песенный матери­ал, но и глубоко изучать быт донских казаков, овладевать тради­ционными ремеслами, своими руками создавать предметы быта, старинные музыкальные инструменты. Главной отличительной особенностью ансамбля «Вольница» является бережное воспроиз­ведение старинных казачьих песен в подлинном распеве. И хотя у казаков, как правило, принято петь песни без музыкального со­провождения, некоторые плясовые песни в ансамбле исполняются под аккомпанемент традиционных для Дона музыкальных инст­рументов: гармошек, скрипок, балалаек, бубен, трещёток, рубелей и др. Такой характер исполнения казачьих песен придает им осо­бый колорит и эмоциональную окрашенность. Ансамбль «Воль­ница» известен и популярен не только в Ростовской области, но и за ее пределами. На его счету выступления в столичном концерт­ном зале «Россия», в киевском концертном зале «Украина». Ан­самбль является лауреатом II Международного фестиваля фольк­лора в Киеве, лауреатом первой премии I Всероссийского теле-радиоконкурса «Голоса России». Восторженный прием ансамблю был оказан на международных фестивалях в Польше и Германии.

Учитывая возросший и неподдельный интерес молодежи к ка­зачьему песенному фольклору, руководство Казачьего круга Дона совместно с Ростовской студией телевидения в середине августа 1991 года организовали и провели I Межобластной телевизион­ный фестиваль казачьей песни. На фестивале были представлены разнообразные фольклорные фильмы-программы семи казачьих земель России: Владивостока, Благовещенска, Читы, Оренбурга, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону.

Таблица № 13 Досуговые ориентации студентов технических, экономических и сельскохозяйственных ВУЗов на участие в неформальных общественно-политических движениях N - 650

 

  Основные общественно-политические дви­жения Принимаю реаль­ное участи Не принимаю, но хотел бы прини­мать участие Не принимаю и не хочу принимать участия
         
  Объединения «чисто» политической на­правленности, выступающие за коренные изменения во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за полити­ческую реформу в нем. 32 (4,9%) 40 (6,1%) 578 (88,9%)
2. Социально-экономические группы, высту­пающие за радикальные изменения эконо­мических механизмов в обществе, демокра­тизацию в сфере производства. (9,2%) 195 (30,0%) 395 (60,7%)
3. Экологические группы, борющиеся с техно­кратическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленых хиппи», «зеленые бригады», «пар­тия зеленых» и др.). 40 (6,1%) (9,3%) (84,4%)
4. Национально-культурные группы, высту­пающие за повышение статуса националь­ных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных язы­ков и культурных традиций. 54 (8,3%) (26,3%) (65,3%)
5. Эколого-культурные группы, направленные на сохранение культурного наследия, вос­становление престижа отечественной куль­туры. 27 (4.1%) 88 (13,5%) 535 (82,3%)
6. Религиозные группы, выступающие за под­линную свободу совести в обществе. (5,2%) 42 (6,4%) 574 (88,3%)

 

В целом по этому массиву опрошенных видно, что ведущей тенденцией является отсутствие интереса у студентов к участию в общественно-политических движениях. Приоритетными направлениями участия студентов этой группы ВУЗов в неформальных общественно-политических движениях является их участие в соци­ально-культурных группах, выступающих за обновление эконо­мики, в национально-культурных группах, выступающих за по­вышение статуса национальных культур.

Участие студенческой молодежи в национально-культурных группах выступающих за повышение статуса национальных куль­тур, национальную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций явление далеко не случайное. Перестроеч­ные процессы, происходящие в политике, экономике и духовной жизни России, в немалой степени, способствуют значительному возрастанию интереса молодежи к истории и культуре своего края, к национально-культурным вопросам. Возрастающий уро­вень национально-культурного самосознания россиян создает благоприятные условия для участия молодежи и в этой сфере об­щественной деятельности. Во многих ВУЗах России на доброволь­ной и самодеятельной основах созданы и успешно действуют зем­лячества студентов, приехавших на обучение из других регионов - России и государств ближнего зарубежья. Земляческие группы и объединения студентов дают им возможность не только межлич­ностного общения на родном языке, но и поддержание культур­ных традиций, народных обычаев. В землячествах отмечаются личные и общественные праздники, организуются экскурсии и вечера отдыха, выставки декоративно-прикладного искусства. Характерными признаками деятельности многих студенческих землячеств ВУЗов Таганрога, Новочеркасска, Хабаровска, Ком­сомольска-на-Амуре, например, является их самоуправляемость, наличие устава деятельности, относительная стабильность основ­ного «ядра» землячества, наличие авторитетного лидера. Более пятнадцати лет успешно работают земляческие объединения, сформированные из студентов, приехавших на обучение в ВУЗы города Хабаровска из Якутии, из Ульчского и Нанайского рай­онов Хабаровского края. В состав якутских, ульчских и нанайских землячеств на добровольной основе входят студенты политехниче­ского, педагогического, медицинского, фармацевтического инсти­тутов, института культуры и института физической культуры. Деятельность каждого из названных студенческих землячеств рег­ламентирована их уставом, она, как правило, не ограничивается узкими рамками интересов членов землячества, а строится с уче­том деятельности других землячеств, а также молодежных общест­венных организаций (спортивных клубов, обществ, студенческих клубов, клубов выходного дня и др.). В каждом землячестве систематически проводятся вечера отдыха, дискотеки, фотовыставки, спортивные мероприятия, на которые приглашаются студенты их других землячеств и русскоязычные студенты. Такие мероприятия проводятся в комнатах отдыха общежитий, в студенческих клубах, в Домах и Дворцах культуры Хабаровска, в загородных зонах отдыха. Якутское землячество, например, ежегодно отмечает на­циональный праздник Солнца. Праздник традиционно отмечается в июне в период солнцестояния с выездом всех членов землячеств и их друзей в живописные места левобережья Амура. В программу праздника включаются исполнение старинных хороводов и песен современных якутских композиторов, спортивные соревнования, кон­курс на приготовление национальных блюд, соревнования рыбаков, конкурс игры на национальных музыкальных инструментах. О пред­стоящих праздниках Солнца правление якутского землячества дает информацию в ВУЗовских многотиражных газетах, а по их оконча­нии публикует заметки, фоторепортажи, отклики студентов.

В августе 1997 года в Ростове-на-Дону состоялся первый съезд по образованию ассирийской культурной национальной автоно­мии «Вавилон». На него было делегировано около ста представи­телей этого древнего народа, съехавшегося со всех концов России. В стране сейчас проживает примерно тридцать тысяч ассирийцев, пять тысяч из них живет в Ростовской области. В их планах - ор­ганизация курсов по изучению ассирийского языка, музыкального ансамбля [21].

Таблица №14 Досуговые ориентации студентов гуманитарных ВУЗов на участие в неформальных общественно-политических движениях

N-550

 

  Основные общественно-политические дви­жения Принимаю реальное уча­стие Не принимаю, но хотел бы принимать участие Не принимаю и не хочу при­нимать уча­стия
         
1. Объединения «чисто» политической на­правленности, выступающие за коренные изменения во всех без исключения сферах нашего общества и прежде всего за поли­тическую реформу в нем. (5,0%) 42 (7,6%) (87.2%)
2. Социально-экономические группы, высту­пающие за радикальные изменения эконо­мических механизмов в обществе, демокра­тизацию в сфере производства. (7,0%) (24,0%) 379 (68,9%)
3. Экологические группы, борющиеся с тех­нократическим отношением к окружающей среде («бюро экологических разработок», молодежные экологические организации «зеленых хиппи», «зеленые бригады», «пар­тия зеленых» и др.). 50 (9,0%) (26,0%) 357 (64,9%)
4. Национально-культурные группы, высту­пающие за повышение статуса националь­ных культур, национально-культурную автономию, выживание национальных языков и культурных традиций. (10.9%) (14,7%) 409 (74,3%)
5. Эколого-культурные группы, направлен­ные на сохранение культурного наследия, восстановление престижа отечественной культуры. (8,0%) (25,0%) 368 (66,9%)
6. Религиозные группы, выступающие за подлинную свободу совести в обществе. 33 (6,0%) 40 (7,2%) 477 (86,7%)

Из приведенной таблицы видно, что у студентов гуманитарных ВУЗов приоритетными направлениями участия в неформальных общественно-политических движениях являются участие в нацио­нально-культурных группах, выступающих за повышение статуса национальных культур (10,9%) и участие в экологических группах (9%). Самым непопулярным общественно-политическим движени­ем у студентов этой группы ВУЗов стало участие в объединениях «чисто» политической направленности (5%).

У студентов гуманитарных и технических ВУЗов характерной особенностью времяпрепровождения за последние 5-7 лет стало участие в работе военно-исторических клубов [3, С. 22-24; 105, С. 16-17]. Военная история нашей страны полна драматизма, ро­мантики, насыщена интересными событиями, датами, личностями. Изучают ее не только профессионалы, но и любители, объеди­нившиеся в военно-исторические клубы. Выбор у них поистине безграничен: от богатырей Древней Руси до наших дней. В одних клубах изучают Куликовскую битву, другим интересен флот времен Петра I, гвардия Екатерины или павловские гусары. Объекта­ми изучения становятся мундиры, награды, знамена, знаки отли­чия, знаменательные битвы, военная музыка, боевой путь отдель­ного полка или жизнь выдающегося полководца.

Вкаждом военно-историческом клубе, как правило, есть не­сколько человек, которые занимаются историческими изыскания­ми профессионально. Они работают в архивах, библиотеках, соз­давая необходимую научную основу красочной стороне клубной жизни. Ее-то обычно и видят зрители во время самых разных праздников. Мы уже привычно радуемся костюмированным шест­виям по улицам в День города, появлению царя Петра со свитой на театрализованных праздниках, посвященных юбилею Россий­ского флота, другим историческим персонажам.

Военно-исторические клубы получили общественное признание в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Петрозаводске, Вороне­же, Ельце, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Брянске, Самаре и дру­гих городах России.

Исходя из приведенного многообразия досуговых ориентаций различных социально-профессиональных групп молодежи, мы попытались типологизировать их, взяв за основу типологизации социально-культурную значимость времяпрепровождения. При таком основании типологизации мы условно выделили два основ­ных типа времяпрепровождения: 1) творческо-созидательный (участие в самодеятельном художественном творчестве, техниче­ском творчестве, любительской деятельности, участие в общест­венно-политических движениях); 2) пассивно-созерцательный (просмотр телепередач, чтение книг, газет и журналов, общение с друзьями, посещение кинотеатров и видеосалонов). Особое место в приведенной типологизации занимают чтение и межличностное общение, которые в зависимости от конкретных целевых устано­вок личности могут занимать «пограничное» положение и нахо­диться в любой типологической группе.

Распространение типов досугового времяпрепровождения сре­ди различных социально-профессиональных групп молодежи (в %%) отражено в таблице № 15.

Таблица №15

  Социально-профессиональные группы молодежи Типы времяпрепровождения
        Творческо-созидатель­ный Пассивно-созерца­тельный
       
1. Молодежь, занятая в сфере индустриально-про­мышленного производства N - 1300    
2. Молодежь, занятая в аграрном секторе производ­ства N - 700    
3. Студенты технических, экономических и сельско­хозяйственных ВУЗов N - 650    
4. Студенты университетов, педагогических инсти­тутов и институтов физической культуры N - 550    

Из приведенной таблицы видно, что преобладающим типом времяпрепровождения у всех социально-профессиональных групп молодежи является пассивно-созерцательный, вторым по степени значимости - творческо-созидательный.

Специфической особенностью досуга значительной части мо­лодежи является ее безразличное и некритическое отношение к нему. На вопрос «Пытаетесь ли Вы сделать свой досуг более инте­ресным и содержательным?» полученные ответы распределились следующим образом:

У городской работающей молодежи:

-пытаюсь - 15%;

- не вижу в этом никакой необходимости - 30%;

- мой досуг меня вполне устраивает - 31%;

- пытаюсь, но ничего не получается - 10%; уклонились от ответа - 14%.

У сельской работающей молодежи:

- пытаюсь 12%;

- не вижу в этом никакой необходимости - 34%;

- мой досуг меня вполне устраивает - 29%;

- пытаюсь, но ничего не получается - 5%;

- уклонились от ответа - 20%.

У студенческой молодежи:

пытаюсь - 10%;

- не вижу в этом никакой необходимости - 38%;

- мой досуг меня вполне устраивает - 30%;

- пытаюсь, но ничего не получается - 12%;

- уклонились от ответа - 10%.

Из приведенных данных видно, что практически у всех соци­ально-профессиональных групп молодежи низок уровень потреб­ностей сделать свой досуг более интересным и содержательным. Кроме того, у всех социально-профессиональных групп завышена самооценка направленности и содержательности своего досуга. Крайне низок процент молодежи, стремящейся сделать свой досуг более интересным и содержательным (10-15%).

Анализ специфики молодежного досуга дает основание сделать нам следующие выводы:

1. Диапазон досуговых интересов молодежи достаточно обши­
рен, но в нем преобладают пассивно-созерцательные формы.
Творческо-созидательные формы досуговой деятельности у всех
социально-профессиональных групп занимают второстепенное
место. Основными причинами такой сложившейся направленно­
сти времяпрепровождения являются:

- неразвитая социально-культурная инфраструктура (особенно в сельской местности);

- отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

- недостаток квалифицированных специалистов в сфере педа­гогики досуга;

- безразличие и некритическое отношение большей части мо­лодежи к своему досугу.

 

2. Участие молодежи в различных общественно-политических движениях носит эпизодический характер и занимает в структуре ее досуга второстепенное место. Однако нереализованный потен­циал в этой сфере деятельности у всех социально-профессиональ­ных групп молодежи в несколько раз превышает ее фактическое участие в общественно-политических движениях.

3. Продолжает сохраняться тенденция расширения внеинститу-циональных форм использования свободного времени практиче­ски у всех возрастных групп молодежи.

4. У младших возрастных групп молодежи значителен стихий­но-групповой характер использования свободного времени.

5. У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности до-суговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения участия в активных формах досуга.

6. Становится заметной тенденция невостребованности соци­ально-культурного потенциала у определенных социально-профессиональных групп молодежи (особенно у выпускников высших учебных заведений и городской работающей молодежи).

7. Все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.

2.3 МОТИВЫУЧАСТИЙ МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема формирования личности является одной из цен­тральных в воспитании молодежи. Специфика этапа становления личности характеризуется оформлением целостной, внутренне согласованной системы ценностных ориентации, мировоззрения и взглядов, отражающих общественные реалии, в которые вступает молодой человек.

Дальнейшее развитие теории личности особенно остро ставит вопрос о необходимости использования системного подхода к ней и приводит к появлению «пограничных» проблем, которые могут найти свое разрешение в комплексном анализе с позиций смежных наук. Как отмечено Б.Г. Ананьевым, «имеется общий центр, в ко­тором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром является ценностная ориента­ция групп и личности, общность целей деятельности, направлен­ность или мотивация поведения людей» [1, С. 300].

Большой вклад в разработку проблем мотивации внесен рабо­тами психологов Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, B.C. Мерлина, А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.И. Джидарьян, П.М. Якобсона. Однако в силу чрезвычайной сложности мотива -ционной сферы, связывающей внешние и внутренние факторы деятельности в их взаимодействии на различных уровнях побуж­дения и регуляции поведения, теория мотивации остается важным направлением научных исследований.

Мотивационная сфера человеческой деятельности, как отмечал С.Л. Рубинштейн, составляет «ядро личности» и поэтому является ключом не только к психологическим, но и к социально-психологическим, нравственно-этическим и социальным сторонам поведения личности. Среди широкого круга проблем этой облас­ти, в которой мотивация выступает как способ побуждения и ре­гуляции индивидуальной деятельности, опосредованной общест­вом, особо важным становится исследование ценностных ориен­тации личности, определяющих деятельность человека в качестве устойчиво доминирующих детерминант социального поведения. По мнению П.М. Якобсона, «изучение мотивов поведения следует связать с ценностными ориентациями личности, поскольку соци­ально-психологические исследования могут вскрывать как раз связь мотивации поведения с определенными системами ценно­стей, принятыми в обществе в целом и в его различных слоях и социально-культурных группах» [227, С. 311].

Таким образом, проблема ценностных ориентации личности приобретает непосредственное практическое значение, потому что позволяет проследить механизм формирования и реализации жиз­ненных планов в деятельности личности, в единстве мотивацион-но-личностных и объективных социальных факторов. Поэтому исследование вопросов, связанных с эффективностью воспитания, с деятельностью в различных сферах, в том числе, в культурно-досуговой сфере, должно вестись с учетом конкретной «шкалы» ценностных представлений личности, складывающейся под влия­нием конкретно-исторических условий.

Ценностные ориентации являются регуляторами поведения, жизнедеятельности личности в окружающей среде; в процессе со­циализации личность индивидуализирует, присваивает некоторую систему ценностей, которая определенным образом упорядочена целостностью личности. Отличительной чертой ценностной ори­ентации является то, что проявляясь в социально значимой дея­тельности как доминанта, регулирующая и координирующая структуру отношений, она содержит в себе моменты настоящего (ситуация), прошлого (опыт) и будущего (перспектива). Поэтому она выступает как элемент относительной устойчивости, постоян­ства личностных отношений и поведения. Выполняя функции ос­новного психического регулятора социальной деятельности, цен­ностная ориентация служит своеобразным «фильтром» мотиваци-онных процессов, обеспечивающих стремление к определенным целям, имеющим для личности особую значимость.

Изучение мотивов поведения человека иего участия в социаль­но-культурной деятельности всегда привлекало и продолжает привлекать внимание многих философов, психологов и педагогов. Интерес ученых к этим проблемам далеко не случаен, ибо понимание мотивов поведения человека и его деятельности позволит в известной мере корректировать их. А.Н. Леонтьев вообще счита­ет, что процесс воспитания человека невозможен без знания его исходных мотивов, без внимания к ним. «Особенно важно, - пи­шет он, - внимание к мотивам, движущим человеческими поступ­ками (и мыслями!), для полноценного воздействия на людей, для их воспитания» [107, С. 36].

Большая часть исследователей сходятся в признании принци­пиальной важности мотива как элемента структуры личности, как источника ее активности. Однако, несмотря на наличие многих научных исследований, употребление и толкование понятия «мо­тив» до сих пор различны не только в смежных отраслях наук, но и в пределах каждой их них. Так, Б.В. Харазишвили в своем опре­делении понятия «мотив» подчеркивает элемент волевого напря­жения, элемент необходимости. «Мотив, - пишет он, - это эмо­циональное состояние лица, выражающееся в проявлении воли, связанной с пониманием необходимости данного поведения и хо­тением его осуществления» [207, С. 44]. И.С. Кон связывает мотив с целями человека, которые объясняют его поведение: «Мотив обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение» [88, С. 27]. B.C. Мерлин понимает мотив как внутрен­нее побуждение человека к данному действию в соответствующих конкретных обстоятельствах [124, С. 21].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: