СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




ОРГАНИЗАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОЛОДЕЖИ

3.1. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОИ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В процессе формирования культурно-досуговои активности молодежи особое значение имеет надежный механизм. Внутренним источником механизма формирования культурно-досуговои ак­тивности личности молодого человека являются потребности, которые, как правило, выражаются на уровнях творческой дея­тельности, общения, игры и познания. Сам же внутренний источ­ник механизма формировайия культурно-досуговой активности личности образуется из противоречия между возникшими у нее потребностями, условиями ее социокультурной деятельности, реа­лизацией ее потенциала в названной сфере деятельности и новы­ми, более возвышенными потребностями.

В процессе культурно-досуговои деятельности молодежи зачас­тую возникает много стихийного, непредвиденного, тормозящего достижение поставленной цели. В то же время культурно-досуговая деятельность имеет определенную привлекательную сторону - возможность импровизации, чередование видов дея­тельности в зависимости от психологического состояния и внеш­них обстоятельств, следование собственным установкам и ориен-тациям, индивидуализацию деятельности. Принимая участие в культурно-досуговои деятельности, молодой человек пытается с наименьшим ущербом для себя, то есть достаточно осторожно идентифицировать себя со средой, соотнести привычные формы и способы этой деятельности с новыми. Иначе говоря, личность активно стремится к варьированию, модификации структур куль­турно-досуговои среды обитания, делая при этом взвешенный выбор, создавая подходящие для конкретной ситуации шаблоны поведения с учетом общественных целей. Ради уравновешенности с культурно-досуговой средой обитания pi спокойного, комфорт­ного эмоционального состояния личность регулирует непосредст­венные культурно-досуговые потребности и действия соответст­венно ситуации.

Нам представляется, что в механизме формирования кулътур-но-досуговой активности молодежи необходимо выделить три основные группы средств, обеспечивающих их оптимальное взаи­модействие: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

Институциализированные средства позволяют направлять культурно-до суговую деятельность молодежи за счет определен­ных усилий со стороны социально-культурной среды. К данным средствам мы отнесли: общественно-политические организации и движения, действующие в соответствии с уставами и программа­ми; органы государственной власти и их формирования; трудовые коллективы; средства массовой информации; учебно-воспитательные учреждения; культурно-досуговые учреждения разных типов; спортивно-оздоровительные учреждения; самодея­тельные творческие союзы и организации, неполитические ассо­циации разного типа; коллективы самодеятельного творчества (технического, художественного, прикладного).

Культурно-досуговая среда, сформированная на базе государ­ственных и общественных социально-культурных институтов, традиционно отличается необходимым уровнем педагогической организации, динамикой развития устойчивых межличностных отношений. Более противоречивой, специфической и сложной по структуре представляет так называемая неформальная, открытая культурно-досуговая среда, окружающая молодежь вне официаль­но сформированных социально-культурных институтов. В ней нет жестких, формализованных структур, она стремится подчеркнуть свой неформальный статус, обеспечивает свободу входа и выхода на добровольных началах, выбора видов и характера культурно-досуговой деятельности. Из всех сфер неформальной, открытой культурно-досуговой среды наиболее стабильной остается семей-но-бытовая, жилая среда, непосредственное окружение молодого человека.

Назначение нормативно-регулятивных средств - поддерживать в оптимальном режиме функционирование подсистемы «кулътур-но-досуговые потребности - культурно-досуговая среда - куль­турно-досугов о е творчество» и обеспечивать достижение задач по формированию у молодежи культурно-досуговой активности. С помощью нормативно-регулятивных средств (социальных норма­тивов, норм культуры, традиций, обычаев, официальных предпи­саний) дается направление культурно-досуговой деятельности, осуществляется социально-педагогическое регулирование процес­сов формирования культуры досуга молодежи.

Объективные основания для существования социальных нор­мативов в организации молодежного досуга - наличные матери­альные ресурсы общества в удовлетворении культурно-досуговых потребностей молодежи; разноуровневое состояние кулътурно-досуговой среды; социально-педагогическая дифференциация (по интересам, доступу к ценностям культуры, уровням сформирован­ной культуры досуга).

На личностном уровне нормативно-регулятивное воздействие механизма формирования культурно-досуговой активности моло­дежи проявляется двояко: через социально-педагогическое воздей­ствие на личность молодого человека и регулирование его куль­турно-досуговой деятельности и в преобразованном виде - через самодеятельность и саморегуляцию личности в процессе кулътур-но-досугового творчества.

Механизм формирования культурно-досуговой активности мо­лодежи учитывает различные уровни ее культуры, ценностных ориентаций, сложившиеся стереотипы и особенности адаптации к новой культурно-досуговой среде. Последнее имеет особое значе­ние, так как в процессе социализации молодой человек меняет не только свой социально-профессиональный статус, подвергаясь определенным воздействиям со стороны различных людей, групп, коллективов, но меняет и культурно-досуговую среду. В самом деле, окончив средние специальные и высшие учебные заведения в городской среде, значительная часть молодых специалистов поки­дает ее, переезжая на новые места жительства, в том числе в сель­скую местность. Их дальнейшая самореализация в культурно-досуговой деятельности, степень их культурно-досуговой активно­сти в значительной мере будут зависеть от характера и темпов адаптации в новой для них социально-культурной среде.

В процессе культурно-досуговой деятельности периодически осуществляется некоторая адаптация молодежи к определенным нормам. К современной социокультурной адаптивной норме Л.Л. Шпак относит следующие показатели:

- повышенную напряженность физических, интеллектуальных, нравственных, волевых усилий в осуществлении всякой деятельно­сти в период адаптации, но в особенности основной культурной деятельности, которой сопутствует адаптивное усилие, осуществ­ляемое за счет резервов адаптивного потенциала человека;

- пониженную продуктивность (результативность) деятельно­сти в период адаптации (по объему, темпам, качеству, затратам времени и т.д.);

критически избирательное отношение индивида к культурным ценностям и образу жизни других людей;

- сопоставление жизненных позиций по существенным момен­там, активное отстаивание позиций;

- целенаправленное стремление к взаимопониманию как важ­ное условие социального комфорта;

- выявление наиболее удобных и приемлемых форм и способов воздействия друг на друга и ответных реакций на внешнее воздей­ствие для достижения общих целей;

- приспособление к адаптивным особенностям друг друга на основе познания адаптивного потенциала, индивидуально -личностного образа жизни, социокультурного опыта и согласо­ванность взглядов, убеждений, мотивов деятельности, поведения по мере взаимопомощи [218, С. 77].

Нам представляется, что предложенные Л.Л. Шпак нормы со­циокультурной адаптации личности, выступают своеобразными регуляторам, поскольку выражают проверенные опытом несколь­ких поколений и санкционированные социальными институтами, общественным мнением стандарты поведения и мышления, на­правленные на упорядочение и воспроизведение привычных форм и способов культурной деятельности.

Предложенные Л.Л. Шпак регулятивные нормы социокультур­ной адаптации личности, в большей мере, на наш взгляд, можно отнести к адаптации на межличностном уровне. Нам же более важно на базе методологических подходов, предложенных Л.Л. Шпак, выделить регулятивные нормативы адаптации моло­дежи в рамках подсистемы «культурно-досуговые потребности -культурно-досуговая среда - культурно-досуговое творчество». К этим нормативам мы отнесли следующие:

- оперативность и гибкость социальных педагогов досуга в диаг­
ностировании культурно-досуговых потребностей молодежи и фор­
мирование ими благоприятных социально-педагогических условий,
обеспечивающих реализацию ее культурно-досугового потенциала;

- включенность адаптирующейся личности в разнообразные виды социально-культурного творчества, направленного на пре­образование культурно-досуговой среды и самой себя;

- постепенный переход адаптантов от репродуктивной куль­турно-досуговой деятельности к творческой, более сложной и бо­гатой по содержанию и форме.

В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в социокультурном творчестве. Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познава­тельные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенче­ские средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности.

В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созер­цательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции.

Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диаг­ностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необ­ходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереоти­пами. Последний фактор играет особую роль, так как стереотипы - необходимый элемент функционирования культуры. А.К. Уледов справедливо, на наш взгляд, писал, что творчество - существен­ная, но не единственная характеристика культуры, общество нуж­дается в стереотипах [204, С. 24]. Действительно, многие общест­венные стереотипы минимизируют энергетические, интеллекту­альные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии моло­дежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей куль­турно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности.

Среди стереотипов, тормозящих культурно-досуговую деятель­ность молодежи, можно назвать следующие:

однообразие культурно-досуговой деятельности как следст­вие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию;

неразвитость вкусовых предпочтений, неизбирателъность в потреблении культурных ценностей;

- навязанность тех или иных форм культурно-досуговой дея­тельности как доминирующих без учета направленности и интере­сов молодежи.

На этапе определения целевой педагогической установки в ме­ханизм вводятся возможности ее реализации через создание бла­гоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитив­ных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

На этапе вовлечения молодежи в культурно-досуговую дея­тельность необходимо учитывать, что ее привлекает яркость, ори­гинальность и своеобразие этой деятельности. Она ценится моло­дежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизирован­ное начало, элементы игры, возможность общения.

Участие молодежи в культурно-досуговой деятельности осуще­ствляется в двух основных видах: пассивно-созерцательном и творческо-созидательном. Через участие в пассивно-созерцательных видах культурно-досуговой деятельности реали­зацию своего потенциала осуществляет большая часть молодежи. Однако для той части молодежи, которая стремится полнее и глубже реализовать свой социально-культурный потенциал в творческо-созидательных видах деятельности эти виды являются лишь своеобразной стартовой площадкой. Следует иметь в виду, что и здесь механизм предусматривает обеспечение поэтапного перехода от пассивно-созерцательных к творческо-созидательным формам времяпрепровождения, которое осуществляется на сле­дующих основных уровнях:

- репродуктивном, когда досуг строится на известных, распро­страненных образцах;

- поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации, самобытности ее форм и содержа­ния;

- творческо-созидательном, обеспечивающем разностороннее
раскрытие неповторимых особенностей индивидуальности.

Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются:

Формирование у молодежи умений и навыков самоорганиза­ции досугов ого времени, оптимально осуществляемой через:

- планирование своего времени;

- широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды;

- вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по со­держанию и эмоционально привлекательное по форме общение в кругу семьи, друзей, в культурно-досуговых объединениях;

- использование возможностей чтения в целях самообразования и удовлетворения насущных познавательных интересов, изби­рательное отношение к просмотру телепрограмм и других форм индивидуального приобщения к ценностям отечественной и миро­вой культуры;

- анализ культурно-досуговой деятельности друзей, знакомых, достигших значительных успехов в этой деятельности;

- критическое отношения к своему досугу, самоанализ резуль­татов культурно-досуговой деятельности.

 

2) Моральное поощрение молодых людей, не довольствующих­ся пассивно-со-зерцательными видами деятельности, побуждение их к творческо-созидательным видам деятельности.

3) Создание благоприятных условий для экспонирования ре­зультатов культурно-досуговой деятельности молодежи широкой общественности, в том числе использование центральных и мест­ных средств массовой информации.

4) Придание творческо-созидательным видам досугов ой дея­тельности молодежи общественно-значимого характера.

 

5) Организационно-методическая помощь молодежи, реали­зующей свой социально-культурный потенциал в нетрадиционных видах культурно-досугового творчества (целевое абонементное обслуживание в библиотеках, оказание содействия в предоставле­нии бесплатных консультаций специалистов).

6) Организационно-методическая помощь молодежи с доста­точно выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом (вовлечение ее в различные виды культурно-досугов ого творчества: организаторскую, исполнительскую, ав­торскую).

Естественно, что у молодежи, вовлеченной в разнообразные виды культурно-досуговой деятельности, появляются новые по­требности, которые в дальнейшем будут определять содержание и направленность ее самореализации в сфере досуга.

Все вышеназванные этапы (блоки), взаимодействуя и дополняя друг друга, образуют основу механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи. Оптимальность функциониро­вания этого механизма в значительной мере зависит от координи­рованности всех его этапов (блоков), от объективности диагно­стики культурно-досуговых потребностей различных категорий молодежи и полноты их учета в практической деятельности соци­альных институтов досуга, от материально-технического, органи­зационно-методического и кадрового обеспечения сферы моло­дежного досуга.

 

3.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ И

СТИМУЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Известный теоретик педагогической науки Б.Т. Лихачев, ха­рактеризуя сущность технологии учебно-воспитательного процес­са, пишет: «Педагогическая технология представляет собой сово­купность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [115, С. 121]. Педагогическая технология наиболее полно воплощается в технологических процессах, которые представляют собой опреде­ленную систему последовательных приемов, операций, направлен­ных на достижение конкретных педагогических результатов. На педагогический результат технологического процесса большое влияние оказывает уровень мастерства педагогов, сложившийся социально-психологический климат в коллективе, материально-техническая база.

Технологические основы организации культурно-досуговой деятельности молодежи должны формироваться на базе следую­щих основных исходных методологических позиций:

1. Досуг является одним из доминирующих элементов молодежной
субкультуры, ценность которого зависит от способности молодых
людей регулировать свою культурно-досуговую деятельность.

2. Социально-педагогический потенциал досуга может быть наиболее полно использован при условии формирования у моло­дежи качеств субъекта культурно-досуговой деятельности. До­биться этого можно путем развития у молодежи общего уровня культуры, вовлечения ее в содержательную культурно-досуговую деятельность, носящую социально-значимый характер.

3. Социально-культурное и социально-педагогическое регули­рование культурно-досуговой деятельности молодежи должно учитывать сложную и динамичную мотивационную направлен­ность ее интересов pi участия в различных видах досугов ой дея­тельности. Наши исследования показали, что при выборе различ­ных видов досуговой деятельности молодежь чаще всего руково­дствуется развлекательными и престижно-конформистскими мо­тивами. Значительную роль играют мотивы, связанные с возмож­ностью реализации личностного и творческого потенциала в яр­кой, увлекательной художественной деятельности.

4. Важным социально-педагогическим фактором стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи является перво­очередное вовлечение в нее молодых людей с достаточно высоким, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Вы­полняя функцию «локомотива», эта группа молодежи даст на­глядный пример бескорыстной и самобытной реализации своего социально-культурного потенциала другим.

5. Потенциал культурно-досуговой деятельности молодежи может быть максимально реализован при условии разветвленной социокультурной инфраструктуры, формируемой не только госу­дарственными органами, но и инициативными группами, движе­ниями, самодеятельными объединениями.

6. Кадры, обеспечивающие функционирование сферы моло­дежного досуга, должны иметь фундаментальную культурологиче­скую, психолого-педагогическую и менеджерскую подготовку, позволяющую им эффективно работать с различными социально­профессио-нальными группами молодежи и формировать опти­мальную культурно-досуговую среду.

Необходимо иметь в виду, что в более широком социальном контексте технологию организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи следует рассматривать как один из важных элементов социально-культурного проектирова­ния. Нам особенно близка в этой связи точка зрения Ю.Д. Красильникова на сущность, природу и специфику социаль­но-культурного проектирования. «Социально-культурное проек­тирование, - пишет он, - это научно обоснованный процесс соз­дания новой или перестройки имеющейся социокультурной среды и одновременно важнейшая сфера социально-культурной деятель­ности, обладающей своей спецификой и технологией. Социально-культурным проектирование называется не потому, что его объек­том является некая досуговая общность или культурное сообщест­во, а потому, что сама эта общность (или сообщество) проявляет проектную инициативу в социально-культурной жизни региона. Социально-культурное проектирование отличается богатством и неповторимостью содержания и включает в себя проектирование социально-культурных процессов, объектов, структур, а также многочисленных форм социальных отношений и человеческого общения в сфере досуга» [96, С. 10].

В сравнении с проектированием жилых и производственных зданий, машин, вещей социально-культурное проектирование имеет дело с довольно сложной совокупностью объектов и явле­ний: образом жизни, быта, досуга людей, культурной средой, мо­дой, стилем и поведением людей, деятельностью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Целью технологии организации культурно-досуговой деятель­ности молодежи является поэтапное вовлечение различных по социально-культурной активности групп молодых людей в соци­ально-значимые виды культурно-досуговой деятельности. Исходя из такой цели, мы можем вычленить ряд основных взаимосвязан­ных между собой технологических этапов.

На первом технологическом этапе целесообразно полнее и глубже выявить социально-культурный и социально-педагогический потенциал территории (города, района, поселка), на которой социальному педагогу предстоит жить и работать. На этом этапе необходимо тщательно исследовать социально-демографическую структуру населения, сложившуюся государст­венную сеть учреждений культуры, народного образования, физи­ческой культуры и спорта. В ходе этого исследования необходимо получить следующую информацию:

- количество населения и социально-профессиональную струк­туру населения, проживающего в микрорайоне, городе, поселке;

- перечень предприятий, учреждений и организаций, располо­женный на территории;

- количество и социально-профессиональную структуру моло­дежи в возрасте от 16 до 30 лет;

- перечень учебных заведений всех типов и их социально-
культурную оснащенность (наличие актовых и спортивных залов,
спортивных площадок, спортивных секций, библиотек, зон отдыха);

- количество молодых преподавателей учебных заведений (до 30 лет), проживающих и работающих в микрорайоне, городе, по­селке;

- перечень редакций газет, радио, телевидения (государствен­ных и коммерческих), расположенных на территории микрорай­она, города, поселка;

- перечень культурно-досуговых учреждений и их материально-техническую базу (наличие театрально-концертных, -кино, -видео залов, дискозалов, гостинных; структуру фондов библиотек, нали­чие теле-, радиоаппаратуры, игрового инвентаря);

- перечень молодежных коллективов самодеятельного художе­ственного творчества, любительских групп и объединений, распо­ложенных на территории микрорайона, города, поселка;

- перечень стадионов, бассейнов, общественных спортивно-
оздоровительных групп и объединений, спортивных секций в об­щежитиях, на предприятиях;

- перечень общежитий, в которых проживает учащаяся и работающая молодежь с описанием их материально-технической базы (наличие комнат отдыха, спортивных залов, видеосалонов, биб­лиотек, культурно-спортивного инвентаря).

Вся вышеназванная информация принесет несомненную прак­тическую пользу лишь в том случае, если она будет тщательно проанализирована и систематизирована. Одним из результатов этого технологического этапа может быть составленный по ито­гам анализа вышеназванной информации социально-культурный паспорт микрорайона, города, поселка, который будет являться для организаторов молодежного досуга важным источником пла­нирования профессиональной деятельности. Постоянно допол­няющийся и обновляемый новой информацией социально-культурный паспорт будет служить своеобразным инструментом организационно-методического обеспечения и прогнозирования сферы молодежного досуга.

На этом же технологическом этапе крайне важно иметь точную и полную информацию о конкретных молодежных лидерах само­деятельных творческих групп и любительских объединений, о ли­дерах общественно-политических движений, о лидерах спортивно-оздоровительных групп, о лидерах студенческих инициативных групп и движений. Получить эту информацию можно в местных органах общественно-политических партий, движений, в коллек­тивах самодеятельного народного творчества, в культурно-досуговых учреждениях, в учебных заведениях, в спортивных об­ществах. В целях дальнейшего использования творческого и орга­низаторского потенциала молодежных лидеров необходимо о каждом из них формировать вспомогательный информационный фонд. На первом этапе формирования этого фонда целесообразно использовать самое доступное средство - рабочую картотеку, в которой бы фиксировались место работы (учебы), рабочие и до­машние адреса, номера телефонов, основные данные об общест­венной, организаторской и творческой деятельности каждого мо­лодежного лидера в отдельности.

Еще более сложно, но крайне важно на этом технологическом этапе выявить в молодежной среде юношей и девушек с достаточ­но выраженным, но невостребованным социально-культурным потенциалом. Иначе говоря, необходимо выявить реальный круг молодых людей, наделенных способностями и талантами в худо­жественно-творческой и организаторской сферах деятельности, но по различным причинам не реализовавших свой социально-культурный потенциал в полной мере. Свои способности и талан­ты они чаще всего проявляют в узком кругу друзей, в семьях, в тусовочных компаниях, но если им создать благоприятные усло­вия для реализации их потенциала в различных социальных ин­ститутах досуга, то эта категория молодежи своими конкретными поступками и действиями может принести несомненную социаль­но-педагогическую пользу в формировании вокруг себя своеоб­разного «поля» духовности, в формировании культуры досуга молодых людей. Выявить такую категорию молодежи можно лишь общаясь с самой молодежью по месту ее работы, учебы, места жительства. В условиях неформального, доверительного по харак­теру общения с различными социально-профессиональными груп-пами молодежи можно получить определенную информацию о ее явных и «скрытых» лидерах в культурно-досуговой сфере. Други­ми каналами выявления этой категории молодежи могут стать организуемые культурно-досуговыми учреждениями выставки любителей живописи, фотографии, народных ремесел, конкурсы и фестивали авторского самодеятельного творчества различных жанров. В ходе организации этих мероприятии желательно при­влечь к ним внимание самых широких социально-профессиональных групп молодежи. Сделать это можно через местные средства массовой информации, через информационные стенды, выставляемые в общественных местах. Результатом выяв­ления молодых людей с достаточно выраженным, но невостребо­ванным социально-культурным потенциалом может стать, как и в предыдущем случае, рабочая картотека, поименно фиксирующая каждого такого молодого человека, место его работы, учебы, проживания, направленность и содержание его культурно-досуговых увлечений.

Содержание второго технологического этапа организации мо­лодежного досуга определяет тщательное изучение:

культурно-досуговых ориентации тех социально-профессиональных и возрастных групп молодежи, которые коли­чественно преобладают в данном районе, городе, поселке;

- потенциальных организационно -методических возможностей
удовлетворения выявленных культурно-досуговых ориентаций.

Изучение культурно-досуговых ориентаций молодежи может осуществляться следующими основными методами: индивидуаль­ное или групповое стандартизированное (формализованное) ин­тервьюирование, анкетирование, метод экспертных оценок. По­бочными методами изучения культурно-досуговых ориентации молодежи могут быть:

- анализ рубрик, тем, передач, проблемных материалов цен­
тральных и местных газет, радио- и телепередач, пользующихся наибольшим интересом и популярностью у различных социально-профессиональных групп молодежи;

анализ покупательского спроса молодежи на художественную и научно-популярную литературу, на грампластинки, аудиокас­сеты и видеофильмы (в специализированных магазинах и пунктах проката);

анализ читательских интересов различных социально-профессиональных групп молодежи (через библиотечные форму­ляры книг).

Выявленные в ходе изучения культурно-досуговые ориентации молодежи будут в различных пропорциях условно подразделяться на два основных типа времяпрепровождения: 1) творческо-созидателъный; 2) пассивно-созерцательный. Каждый из двух вы­шеназванных типов времяпрепровождения должен получить свое специфическое организационно-методическое обеспечение.

Содержанием третьего технологического этапа организации молодежного досуга является вовлечение в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности молодых людей второго вышеназванного типа времяпрепровождения и создание благо­приятной культурно-досуговой среды для реализации творческо-созидательного потенциала молодых людей первого типа время­препровождения.

Самым сложным объектом социально-культурного воздействия является молодежь пассивно-созерцательного типа времяпрепро­вождения. У нее, как правило, низок общий уровень культуры, не сформированы элементарные основы культуры досуга, отсутству­ет четко выраженная мотивационная направленность в сфере до­суга. Конечно, далеко не все молодые люди, условно относящиеся к этому типу времяпрепровождения, совсем равнодушны к сфере содержательной культурно-досуговой деятельности. В § 2.2. пре­дыдущей главы нами был сделан анализ ответов молодых людей различных социально-профессиональных групп на вопрос анкеты «пытаетесь ли вы сделать свой досуг более интересным и содержа­тельным?», который показал, что определенная часть молодежи пытается это сделать, но у нее ничего из этого не получается. Сре­ди городской работающей молодежи таких оказалось 10% от об­щего числа опрошенных, среди сельской работающей молодежи -5° о, среди студенческой молодежи - 12%. Иначе говоря, этой груп­пе молодежи недостает определенных досуговых навыков и уме­ний, ярких жизненных примеров для подражания из культурно-досуговой сферы деятельности других людей.

Ценность и значимость досугового времени этой категории молодежи не будет в полной мере осознана без повышения ее об­щего уровня культуры. До недавних пор эту функцию успешно выполняли образовательные программы центрального радио и телевидения (телесериалы об Эрмитаже и его художественных коллекциях, Русском музее, радиоспектакли по произведениям классиков отечественной и зарубежной литературы, концерты симфонической музыки для юношества). Сегодня многие завоева­ния в этой сфере утрачены. На радио и телевидении с небольшими перерывами идет бесконечная реклама, сделанная зачастую на низком художественном уровне. Телевидение демонстрирует бес­конечные зарубежные «мыльные оперы», рассчитанные на много­летние показы и, не отличающиеся высоким художественно-эстетическим вкусом. Все это, безусловно, не способствует повы­шению общего уровня культуры молодежи.

Формирование общего уровня культуры молодежи малоэффек­тивно без использования всего предыдущего накопленного соци­ально-культурного и социально-педагогического опыта. В системе народного образования оправдало себя введение дисциплин «ис­тория мировой культуры», «история русской культуры», «культу­рология», которые читаются, как правило, ВУЗовскими препода­вателями по специально разработанным программам, с использо­ванием обширного иллюстративного материала (документальные отечественные и зарубежные фильмы, слайды, пластинки, аудио­кассеты). Оправдывает себя и практика введения дополнительных образовательных услуг, предоставляемых высшими и средними специальными учебными заведениями по культурологическим и искусствоведческим дисциплинам.

Сложная социально-культурная ситуация, переживаемая Рос­сией в переходном периоде, настоятельно диктует углубление пе­дагогического влияния на молодежь, расширение просветительной функции во внеучебной работе образовательных учреждений, в культурно-досуговых учреждениях, что, безусловно, будет способ­ствовать повышению общей культуры молодых людей. Не утра­тили своей социально-педагогической значимости следующие основные направления просветительной деятельности культурно-досуговых учреждений:

Музыкально-просветительная деятельность, о существляемая, как правило, в рамках лекториев. Это направление деятельности за последние годы стало все чаще осуществляться в лучших залах художественных музеев, галерей живописи, краеведческих музеев. В культурно-досуговых мероприятиях этого направления опти­мально осуществляется синтез слова, музыки и изобразительного искусства, что, безусловно, оказывает значительно большее эмо­циональное воздействие на молодежную аудиторию. Ярким при­мером такого синтеза являются «декабрьские вечера», проводимые в московском музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по инициативе выдающегося музыканта современ­ности Святослава Рихтера. «Декабрьские вечера» уже много лет собирают большую аудиторию любителей музыки и живописи, среди которых значительное место занимает молодежь.

Удачный в организационно-методическом и содержательном отношении опыт музыкально-просветительной деятельности мос­ковского музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина получил достаточно широкое распространение во многих краевых и областных центрах, в городах Российской Федерации. Интере­сен, например, опыт работы ростовского музыкального клуба «Рондо», руководителем которого является профессор ростовской государственной консерватории A.M. Цукер. Членами этого клуба являются студенты ростовских ВУЗов, творческая интеллигенция города, любители музыки. Содержание работы клуба определяют встречи с лучшими самодеятельными и профессиональными музы­кальными коллективами различных жанров, с ростовскими ком­позиторами и их сочинениями. Гостями клуба бывают мастера музыкальной культуры, приезжающие на гастроли в Ростов-на-Дону. За последние годы члены клуба «Рондо» познакомились не только с лучшими классическими произведениями, но и с совре­менными течениями в джазовой музыке, с лучшими образцами донского песенного фольклора. Содержание работы клуба «Рон­до» периодически освещается на областном радио и телевидении, что способствует не только его популяризации, но и формирова­нию музыкальной культуры у молодых слушателей и зрителей.

2) Литературно-просветительная деятельность, ставящая своей целью пропаганду среди молодежи шедевров мировой и отечест­венной литературы. Это направление деятельности осуществляет­ся, как правило, через встречи читателей с писателями, через лите­ратурные диспуты и читательские конференции. Не утратили своей значимости и такие формы пропаганды художественной и научно-популярной литературы, как ярмарки книг, литературные виктори­ны, «недели» зарубежной (национальной) литературы, мероприятия, приуроченные к юбилейным датам писателей, издательств.

3) Просветительная деятельность краеведческой направленно­сти ставит своей целью пропагандировать историю и культуру своего края (области). Это направление просветительной деятель­ности наи<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: