Социально-педагогический 8 глава




Таким образом, молодые участники самодеятельного творчест­ва с мотивационной направленностью на удовлетворение художе­ственных интересов преимущественно ориентируются:


- на полную и глубокую самореализацию своего художествен­ного потенциала;

- на профессиональный диалог с руководителем, умеющим не только диагностировать творческие способности молодого чело­века, но и развивать, углублять его художественные способности, критически оценивать результаты творческой деятельности;

- на содержательный и разносторонний репертуар, позволяю­щий полнее удовлетворять художественные интересы;

- на творческую, доброжелательную атмосферу в коллективе художественной самодеятельности;

- на дискуссионные формы общения в коллективе по пробле­мам искусства.

Отсутствие необходимых условий для оптимальной самореали­зации молодежи в коллективных формах художественного творче­ства (кружках, объединениях, студиях) зачастую является одним из оснований для ее перехода на «домашние формы» творческой дея­тельности. Диалектика взаимосвязи организованных (коллектив­ных) форм художественной самодеятельности и «домашних форм» основательно и глубоко раскрыта в работах петербургского ис-следователя Е.И. Смирновой [175, С. 6-9]. Она, пожалуй, впервые на широком исследовательском материале попыталась раскрыть динамику интереса людей к организованной самодеятельности в зависимости от процесса развития «домашних форм» художест­венной самодеятельности (см. таблицу № 23).

Таблица № 23

  Формы самодеятель­ности Динамика интереса
        Занимался раньше (в %%) Занимаюсь сейчас (в %%) Хотел заниматься (в %%)
         
1. Гитара  
  Домашние занятия 13.1 16.0 13.5
  В кружке 9,3 4,7 23,0
2. Театр  
  Домашние занятия 5,5 4.1 3,4
  В кружке 19,5 6,4 19,4
3. Фото  
  Домашние занятия 12.4 19.1 12.7
  В кружке 7,8 3,2 15,9
4. Танец  
  Домашние занятия 9.3 6.4 4.6
  В кружке 23,0 3,2 23,9
5. Художественные ремесла          
  Домашние занятия 11.7   22.7   8,1  
  В кружке 7.7   1,7   16,0  
                 

Приведенная Е.И. Смирновой динамика интересов людей по некоторым формам художественной самодеятельности позволила ей сделать важные теоретические pi практические выводы:

- ориентации на «домашние формы» в целом меньше, чем ориентации на формы организованные;

- такие «домашние формы», как игpa на гитаре, художествен­ные ремесла, фотография, характеризуются заметным ростом;

- в театральной и хореографической художественной самодея­тельности фиксируется сокращение «домашних форм» (это проис­ходит преимущественно в малых городах и сельской местности);

- в условиях села и малого города существует преимуществен­ная ориентация на участие в организованной художественной самодеятельности;

 

- развитие «домашних форм» находится в прямо пропорцио­нальной связи с развитием форм организованных: вместе с ростом «домашних форм» увеличивается потребность в соответствующих организованных кружках; такой рост является фактором, благо-приятным для организации клубной самодеятельности;

- неорганизованная самодеятельность («домашние формы») не конкурирует с организованной самодеятельностью, а, напротив, представляет ее резерв;

- главная причина сокращения численности участников орга­низованной художественной самодеятельности - в несоответствии жанрово-видовой структуры клубных коллективов реальным ин­тересам и ориентациям посетителей клубов; изменив систему жан-рово-видового набора коллективов, приблизив ее к структуре ин-тересов потенциальной аудитории, клубы могут значительно уве-личить состав организованной художественной самодеятельности.

Значительный практический интерес представляют и те реко-мендации Е.И. Смирновой, которые распространяются на людей, периодически занимающихся художественной деятельностью дома и изредка участвующих в клубных (организованных) формах са­модеятельности в максимально удобном для них режиме. Это пре­жде всего относится к молодым семьям, в которых родились дети и где, как правило, сократилось время досуговой деятельности. Это относится и к молодежи, сочетающей работу с учебой (вечерняя и заочная форма). О мере потребности людей в дискретных (несис­тематических) формах контактов с клубными самодеятельными художественными коллективами свидетельствуют следующие дан­ные, полученные Е.И. Смирновой. На первом месте стоят консуль­тации с мастером («хотел бы изредка, по мере необходимости, иметь возможность проконсультироваться со специалистом-мастером этого вида деятельности») - 33,1%. На втором - общение по интересу («встречался бы периодически с людьми, которые увлечены этим же видом деятельности, чтобы показать свои рабо­ты и посмотреть работы других») - 29,9%. На третьем - интерес к традиционному коллективу («посещал бы кружок или коллектив, чтобы развивать способности и участвовать в общественной дея­тельности на почве своего художественного интереса») - 25,2%. На четвертом - интерес к самоучителям («хотел бы узнать, есть ли самоучители или пособия для самостоятельного овладения мас­терством») - 17,3%. На пятом - интерес к конкурсам и выставкам («готов периодически участвовать в конкурсах, смотрах или выстав­ках, чтобы получить квалифицированную оценку жюри») - 15,7%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что культурно-досуговые учреждения имеют значительный резерв вовлечения в художественную самодеятельность тех молодых людей, кто сего­дня пока еще не участвует в ней.

Вторая по степени распространения группа мотивов участия молодежи в художественном творчестве связана с ее ориентацией на участие в самодеятельном коллективе, как центре общения, преимущественно по проблемам искусства (таких участников ока­залось около 20%). Личностный характер контактов молодых людей в самодеятельном художественном коллективе, богатство используемого языка, эмоциональное восприятие информации -все это благотворно влияет на социально-педагогическую эффек­тивность межличностного общения.

Естественно, что этот мотив не может быть полностью реали­зован в сфере производства, или семьи, так как необходимым и важным условием его реализации является благоприятная соци­ально-культурная среда, связанная с художественным творчеством единомышленников. В ходе общения в самодеятельном художест­венном коллективе между его участниками происходит интенсив­ный обмен мнениями, оценками по вопросам, связанным с теку­щими творческими процессами, протекающими в коллективе, об­суждаются новые фильмы, книги, концертные программы, телеви­зионные передачи. При этом участника коллектива, как правило, интересует мнение и других членов коллектива по интересующим его вопросам, в том числе точка зрения руководителя коллектива (особенно по дискуссионным вопросам). Следует заметить, что многим молодым участникам самодеятельных художественных коллективов в процессе общения зачастую недостает убедитель­ных аргументов для доказательств в полемике «своей точки зре­ния», недостает навыков художественно-критической оценки про­изведений смежных видов искусств, недостает культуры общения.

Третья по степени распространенности группа мотивов уча­стия молодежи в самодеятельном художественном творчестве свя­зана с ее ориентацией на отдых (рекреацию), который значитель­ная часть молодежи понимает прежде всего как смену видов дея­тельности (от репродуктивной к творческой, от пассивно-созерцательной к творческо-преобразующей, от исполнительской деятельности к авторскому творчеству и наоборот).

Четвертая группа мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве связана с реализацией потребностей престижного характера. Свое участие в самодеятельном художест­венном творчестве часть молодых людей нередко связывает с по­требностью быть замеченными другими людьми, одобренными зрителями, слушателями, товарищами по работе, учебе, друзьями. Эту группу мотивов участия молодежи в самодеятельном художест­венном творчестве можно отнести к мотивам внехудожественным.

Пятая группа мотивов носит своеобразный компенсаторный характер, и их можно выразить в таком, например, суждении мо­лодых людей, как «хочу увидеть и пережить то, чего я не могу увидеть и пережить в жизни».

Для представителей всех вышеназванных типологических групп мотивов участия в самодеятельном художественном творче­стве характерны их взаимосвязь и единство: занятия искусством есть и наиболее содержательное проведение досуга, активная ху­дожественная деятельность и, в то же время, - форма осуществле­ния отдыха и общения. Эту взаимосвязь и единство различных мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве можно проиллюстрировать на опыте творческой дея­тельности Хабаровского молодежного театра пантомимы под руководством выпускника Хабаровского института культуры B.C. Гоголькова. Этот самодеятельный коллектив всегда ставил «трудные» спектакли, даже названия которых с искусством пла­стики стыкуются не вполне: «Пиковая дама», «Старик и море», «Крысы». Спектакль «Крысы» - современная театральная фанта­зия в духе Камю: что будет, если твари пойдут войной на цивили­зацию...

В молодежном театре около сорока самодеятельных артистов. Добрая половина из них в детском и подростковом возрасте учи­лись в музыкальных школах и школах искусств, они владеют на­выками игры на фортепиано, скрипке, аккордеоне, гитаре. Не­сколько участников увлекаются рисованием, живописью, фото­графией. Большая часть участников имеет домашние библиотеки, в которых немало художественной литературы и литературы по искусству. Многие участники коллектива коллекционируют и обмениваются грампластинками, кассетами с классической и со­временной эстрадной музыкой. В этой благоприятной для творче­ской деятельности среде доминирующим мотивом прихода моло­дых людей в данный коллектив стал мотив, связанный с постиже­нием искусства пантомимы. Иначе говоря, у большинства из них ярко выражен художественный интерес к этому виду искусства. Средствами углубления этого интереса становятся не только со­держательные и яркие репетиции, показы спектаклей зрителям, но и беседы, лекции об истории и специфике искусства пантомимы, коллективные просмотры фильмов и телефильмов об искусстве театра с последующим их обсуждением. Учитывая большую роль музыки в спектаклях театра пантомимы, его руководитель посто­янно стимулирует у самодеятельных артистов интерес к ней. В коллективе систематически организуются прослушивания различ­ной музыки, в том числе и музыки к готовящимся спектаклям. Такие прослушивания, как правило, завершаются обсуждением, обменом мнениями. Научиться понимать музыку участникам кол­лектива помогают музыковеды, композиторы.

В коллективе театра стало доброй традицией систематически организовывать и проводить просмотры и коллективные обсуж­дения творческих «домашних заготовок» (пластические импрови­зации на свободную тему). На этих просмотрах свои работы мо­жет показать любой участник коллектива, в том числе новичок, и получить профессиональную оценку со стороны руководителя коллектива и оценку других участников коллектива.

У самодеятельных артистов этого молодежного театра в не­меньшей мере выражена мотивационная направленность на отдых (рекреацию). Сами участники коллектива понимают его в самом широком значении. Это и подготовка творческих «капустников», и коллективное проведение дней рождения участников коллектива с импровизированными поздравлениями, и посещение спектаклей профессиональных и самодеятельных театров, и выезды на приро­ду. Словом, все, что связано со сменой деятельности, является для них отдыхом.

Естественно, что в этом коллективе есть участники и с внеху-дожественной мотивационной направленностью интересов, но, учитывая, что количество их очень мало, влияние их на творче­ский процесс и психологический климат, по существу, незаметно.

Разнообразны мотивы участия молодых людей в любительской творческой деятельности. На формирование этих мотивов влияет комплекс факторов. Он обусловлен не только внутренними по­требностями личности молодого человека, но и рядом внешних факторов. К внешним факторам можно отнести влияние устойчи­вых семейных традиций любительского творчества; пример дру­зей, товарищей по работе, учебе; влияние печати, радио, телевиде­ния. B.C. Цукерман, исследуя, например, источники формирования интереса молодежи к музыке, выделяет следующие основные ис­точники (в %% к числу опрошенных): влияние радио и телевиде­ния - 57,1; влияние товарищей - 15,2; влияние семьи - 15,2; влия­ние школы - 3,2; участие в кружках художественной самодеятель­ности - 7,6; другие причины - 1,7 [212, С. 161].

Говоря о конкретных мотивах участия молодежи в любитель­ской деятельности, следует иметь в виду, что ведущим ее началом является стремление полнее реализовать свой творческий потен­циал. К основным мотивам участия молодежи в любительской деятельности можно отнести следующие:

- мотивы, преимущественно связанные с художественными ин­тересами (интерес к конкретному виду искусства, стремление стать профессионалом);

- мотивы, связанные со стремлением к самореализации в кон­кретной творческой деятельности (стремление на практике про­явить свои способности);

мотивы, преимущественно связанные с предметно-созидательной направленностью (стремление своими руками де­лать красивые вещи декоративно-прикладного искусства);

- мотивы, преимущественно связанные с рекреационной на­правленностью (стремление отдохнуть после напряженного труда, содержательно и интересно провести свободное время);

- мотивы, преимущественно связанные с реализацией комму­никативных интересов (стремление духовно обогатиться от обще­ния с интересными людьми);

- престижные мотивы (стремление добиться известности, успеха);

 

- мотивы, связанные со стремлением человека перенести эле­менты творчества в сферу досуга;

- мотивы, связанные со стремлением быть похожим на других (мода, подражание).

Проведенный нами анализ мотивов участия молодежи в куль­турно досуговои деятельности дает основание сделать следующие основные выводы:

1. При выборе досуговых видов деятельности молодежь чаще всего руководствуется развлекательными и престижно -конформистскими мотивами.

2. Основными мотивами участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве являются:

 

- яркая творческая и человеческая индивидуальность руково­дителя коллектива, способного объединить людей и раскрыть их творческий потенциал;

- возможность реализации личностного и творческого потен­циала в увлекательной художественной деятельности;

- сформированный психологический и творческий комфорт в коллективе;

- общественное признание результатов деятельности коллектива.

 

ГЛАВА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: