Таким образом, молодые участники самодеятельного творчества с мотивационной направленностью на удовлетворение художественных интересов преимущественно ориентируются:
- на полную и глубокую самореализацию своего художественного потенциала;
- на профессиональный диалог с руководителем, умеющим не только диагностировать творческие способности молодого человека, но и развивать, углублять его художественные способности, критически оценивать результаты творческой деятельности;
- на содержательный и разносторонний репертуар, позволяющий полнее удовлетворять художественные интересы;
- на творческую, доброжелательную атмосферу в коллективе художественной самодеятельности;
- на дискуссионные формы общения в коллективе по проблемам искусства.
Отсутствие необходимых условий для оптимальной самореализации молодежи в коллективных формах художественного творчества (кружках, объединениях, студиях) зачастую является одним из оснований для ее перехода на «домашние формы» творческой деятельности. Диалектика взаимосвязи организованных (коллективных) форм художественной самодеятельности и «домашних форм» основательно и глубоко раскрыта в работах петербургского ис-следователя Е.И. Смирновой [175, С. 6-9]. Она, пожалуй, впервые на широком исследовательском материале попыталась раскрыть динамику интереса людей к организованной самодеятельности в зависимости от процесса развития «домашних форм» художественной самодеятельности (см. таблицу № 23).
Таблица № 23
Формы самодеятельности | Динамика интереса | |||||||
Занимался раньше (в %%) | Занимаюсь сейчас (в %%) | Хотел заниматься (в %%) | ||||||
1. Гитара | ||||||||
Домашние занятия | 13.1 | 16.0 | 13.5 | |||||
В кружке | 9,3 | 4,7 | 23,0 | |||||
2. Театр | ||||||||
Домашние занятия | 5,5 | 4.1 | 3,4 | |||||
В кружке | 19,5 | 6,4 | 19,4 | |||||
3. Фото | ||||||||
Домашние занятия | 12.4 | 19.1 | 12.7 | |||||
В кружке | 7,8 | 3,2 | 15,9 | |||||
4. Танец | ||||||||
Домашние занятия | 9.3 | 6.4 | 4.6 | |||||
В кружке | 23,0 | 3,2 | 23,9 | |||||
5. Художественные ремесла | ||||||||
Домашние занятия | 11.7 | 22.7 | 8,1 | |||||
В кружке | 7.7 | 1,7 | 16,0 | |||||
Приведенная Е.И. Смирновой динамика интересов людей по некоторым формам художественной самодеятельности позволила ей сделать важные теоретические pi практические выводы:
|
- ориентации на «домашние формы» в целом меньше, чем ориентации на формы организованные;
- такие «домашние формы», как игpa на гитаре, художественные ремесла, фотография, характеризуются заметным ростом;
- в театральной и хореографической художественной самодеятельности фиксируется сокращение «домашних форм» (это происходит преимущественно в малых городах и сельской местности);
- в условиях села и малого города существует преимущественная ориентация на участие в организованной художественной самодеятельности;
- развитие «домашних форм» находится в прямо пропорциональной связи с развитием форм организованных: вместе с ростом «домашних форм» увеличивается потребность в соответствующих организованных кружках; такой рост является фактором, благо-приятным для организации клубной самодеятельности;
- неорганизованная самодеятельность («домашние формы») не конкурирует с организованной самодеятельностью, а, напротив, представляет ее резерв;
|
- главная причина сокращения численности участников организованной художественной самодеятельности - в несоответствии жанрово-видовой структуры клубных коллективов реальным интересам и ориентациям посетителей клубов; изменив систему жан-рово-видового набора коллективов, приблизив ее к структуре ин-тересов потенциальной аудитории, клубы могут значительно уве-личить состав организованной художественной самодеятельности.
Значительный практический интерес представляют и те реко-мендации Е.И. Смирновой, которые распространяются на людей, периодически занимающихся художественной деятельностью дома и изредка участвующих в клубных (организованных) формах самодеятельности в максимально удобном для них режиме. Это прежде всего относится к молодым семьям, в которых родились дети и где, как правило, сократилось время досуговой деятельности. Это относится и к молодежи, сочетающей работу с учебой (вечерняя и заочная форма). О мере потребности людей в дискретных (несистематических) формах контактов с клубными самодеятельными художественными коллективами свидетельствуют следующие данные, полученные Е.И. Смирновой. На первом месте стоят консультации с мастером («хотел бы изредка, по мере необходимости, иметь возможность проконсультироваться со специалистом-мастером этого вида деятельности») - 33,1%. На втором - общение по интересу («встречался бы периодически с людьми, которые увлечены этим же видом деятельности, чтобы показать свои работы и посмотреть работы других») - 29,9%. На третьем - интерес к традиционному коллективу («посещал бы кружок или коллектив, чтобы развивать способности и участвовать в общественной деятельности на почве своего художественного интереса») - 25,2%. На четвертом - интерес к самоучителям («хотел бы узнать, есть ли самоучители или пособия для самостоятельного овладения мастерством») - 17,3%. На пятом - интерес к конкурсам и выставкам («готов периодически участвовать в конкурсах, смотрах или выставках, чтобы получить квалифицированную оценку жюри») - 15,7%.
|
Приведенные данные свидетельствуют о том, что культурно-досуговые учреждения имеют значительный резерв вовлечения в художественную самодеятельность тех молодых людей, кто сегодня пока еще не участвует в ней.
Вторая по степени распространения группа мотивов участия молодежи в художественном творчестве связана с ее ориентацией на участие в самодеятельном коллективе, как центре общения, преимущественно по проблемам искусства (таких участников оказалось около 20%). Личностный характер контактов молодых людей в самодеятельном художественном коллективе, богатство используемого языка, эмоциональное восприятие информации -все это благотворно влияет на социально-педагогическую эффективность межличностного общения.
Естественно, что этот мотив не может быть полностью реализован в сфере производства, или семьи, так как необходимым и важным условием его реализации является благоприятная социально-культурная среда, связанная с художественным творчеством единомышленников. В ходе общения в самодеятельном художественном коллективе между его участниками происходит интенсивный обмен мнениями, оценками по вопросам, связанным с текущими творческими процессами, протекающими в коллективе, обсуждаются новые фильмы, книги, концертные программы, телевизионные передачи. При этом участника коллектива, как правило, интересует мнение и других членов коллектива по интересующим его вопросам, в том числе точка зрения руководителя коллектива (особенно по дискуссионным вопросам). Следует заметить, что многим молодым участникам самодеятельных художественных коллективов в процессе общения зачастую недостает убедительных аргументов для доказательств в полемике «своей точки зрения», недостает навыков художественно-критической оценки произведений смежных видов искусств, недостает культуры общения.
Третья по степени распространенности группа мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве связана с ее ориентацией на отдых (рекреацию), который значительная часть молодежи понимает прежде всего как смену видов деятельности (от репродуктивной к творческой, от пассивно-созерцательной к творческо-преобразующей, от исполнительской деятельности к авторскому творчеству и наоборот).
Четвертая группа мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве связана с реализацией потребностей престижного характера. Свое участие в самодеятельном художественном творчестве часть молодых людей нередко связывает с потребностью быть замеченными другими людьми, одобренными зрителями, слушателями, товарищами по работе, учебе, друзьями. Эту группу мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве можно отнести к мотивам внехудожественным.
Пятая группа мотивов носит своеобразный компенсаторный характер, и их можно выразить в таком, например, суждении молодых людей, как «хочу увидеть и пережить то, чего я не могу увидеть и пережить в жизни».
Для представителей всех вышеназванных типологических групп мотивов участия в самодеятельном художественном творчестве характерны их взаимосвязь и единство: занятия искусством есть и наиболее содержательное проведение досуга, активная художественная деятельность и, в то же время, - форма осуществления отдыха и общения. Эту взаимосвязь и единство различных мотивов участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве можно проиллюстрировать на опыте творческой деятельности Хабаровского молодежного театра пантомимы под руководством выпускника Хабаровского института культуры B.C. Гоголькова. Этот самодеятельный коллектив всегда ставил «трудные» спектакли, даже названия которых с искусством пластики стыкуются не вполне: «Пиковая дама», «Старик и море», «Крысы». Спектакль «Крысы» - современная театральная фантазия в духе Камю: что будет, если твари пойдут войной на цивилизацию...
В молодежном театре около сорока самодеятельных артистов. Добрая половина из них в детском и подростковом возрасте учились в музыкальных школах и школах искусств, они владеют навыками игры на фортепиано, скрипке, аккордеоне, гитаре. Несколько участников увлекаются рисованием, живописью, фотографией. Большая часть участников имеет домашние библиотеки, в которых немало художественной литературы и литературы по искусству. Многие участники коллектива коллекционируют и обмениваются грампластинками, кассетами с классической и современной эстрадной музыкой. В этой благоприятной для творческой деятельности среде доминирующим мотивом прихода молодых людей в данный коллектив стал мотив, связанный с постижением искусства пантомимы. Иначе говоря, у большинства из них ярко выражен художественный интерес к этому виду искусства. Средствами углубления этого интереса становятся не только содержательные и яркие репетиции, показы спектаклей зрителям, но и беседы, лекции об истории и специфике искусства пантомимы, коллективные просмотры фильмов и телефильмов об искусстве театра с последующим их обсуждением. Учитывая большую роль музыки в спектаклях театра пантомимы, его руководитель постоянно стимулирует у самодеятельных артистов интерес к ней. В коллективе систематически организуются прослушивания различной музыки, в том числе и музыки к готовящимся спектаклям. Такие прослушивания, как правило, завершаются обсуждением, обменом мнениями. Научиться понимать музыку участникам коллектива помогают музыковеды, композиторы.
В коллективе театра стало доброй традицией систематически организовывать и проводить просмотры и коллективные обсуждения творческих «домашних заготовок» (пластические импровизации на свободную тему). На этих просмотрах свои работы может показать любой участник коллектива, в том числе новичок, и получить профессиональную оценку со стороны руководителя коллектива и оценку других участников коллектива.
У самодеятельных артистов этого молодежного театра в неменьшей мере выражена мотивационная направленность на отдых (рекреацию). Сами участники коллектива понимают его в самом широком значении. Это и подготовка творческих «капустников», и коллективное проведение дней рождения участников коллектива с импровизированными поздравлениями, и посещение спектаклей профессиональных и самодеятельных театров, и выезды на природу. Словом, все, что связано со сменой деятельности, является для них отдыхом.
Естественно, что в этом коллективе есть участники и с внеху-дожественной мотивационной направленностью интересов, но, учитывая, что количество их очень мало, влияние их на творческий процесс и психологический климат, по существу, незаметно.
Разнообразны мотивы участия молодых людей в любительской творческой деятельности. На формирование этих мотивов влияет комплекс факторов. Он обусловлен не только внутренними потребностями личности молодого человека, но и рядом внешних факторов. К внешним факторам можно отнести влияние устойчивых семейных традиций любительского творчества; пример друзей, товарищей по работе, учебе; влияние печати, радио, телевидения. B.C. Цукерман, исследуя, например, источники формирования интереса молодежи к музыке, выделяет следующие основные источники (в %% к числу опрошенных): влияние радио и телевидения - 57,1; влияние товарищей - 15,2; влияние семьи - 15,2; влияние школы - 3,2; участие в кружках художественной самодеятельности - 7,6; другие причины - 1,7 [212, С. 161].
Говоря о конкретных мотивах участия молодежи в любительской деятельности, следует иметь в виду, что ведущим ее началом является стремление полнее реализовать свой творческий потенциал. К основным мотивам участия молодежи в любительской деятельности можно отнести следующие:
- мотивы, преимущественно связанные с художественными интересами (интерес к конкретному виду искусства, стремление стать профессионалом);
- мотивы, связанные со стремлением к самореализации в конкретной творческой деятельности (стремление на практике проявить свои способности);
мотивы, преимущественно связанные с предметно-созидательной направленностью (стремление своими руками делать красивые вещи декоративно-прикладного искусства);
- мотивы, преимущественно связанные с рекреационной направленностью (стремление отдохнуть после напряженного труда, содержательно и интересно провести свободное время);
- мотивы, преимущественно связанные с реализацией коммуникативных интересов (стремление духовно обогатиться от общения с интересными людьми);
- престижные мотивы (стремление добиться известности, успеха);
- мотивы, связанные со стремлением человека перенести элементы творчества в сферу досуга;
- мотивы, связанные со стремлением быть похожим на других (мода, подражание).
Проведенный нами анализ мотивов участия молодежи в культурно досуговои деятельности дает основание сделать следующие основные выводы:
1. При выборе досуговых видов деятельности молодежь чаще всего руководствуется развлекательными и престижно -конформистскими мотивами.
2. Основными мотивами участия молодежи в самодеятельном художественном творчестве являются:
- яркая творческая и человеческая индивидуальность руководителя коллектива, способного объединить людей и раскрыть их творческий потенциал;
- возможность реализации личностного и творческого потенциала в увлекательной художественной деятельности;
- сформированный психологический и творческий комфорт в коллективе;
- общественное признание результатов деятельности коллектива.
ГЛАВА