Социально-педагогический 1 глава




ПОТЕНЦИАЛ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОЛОДЕЖИ

2.1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современная молодежь вступает в жизнь в условиях перехода страны к рыночным отношениям, к новым социально-экономическим и духовным ценностям, под воздействием которых изменяются ее потребности, интересы, вкусы, в том числе в куль­турно-досуговой сфере.

Объект - обязательный структурный элемент любой социаль­но-культурной и социально-педагогической системы. Без него любая деятельность становится беспредметной, а таковой, по мне­нию А.Н.Леонтьева, просто не существует [109, С. 84]. Объект социально-культурного и социально-педагогического воздействия в значительной мере предопределяет содержание, направленность и технологию воздействия на личность.

Молодежь является одним из важных объектов социально-педагогического воздействия различных культурно-досуговых институтов. Категория «молодежь» в специальной литературе имеет множество определений, каждое из которых выделяет ту или иную грань этого понятия. Существующие научные определения, как правило, гласят, что молодежь - это внутренне неоднородная социально-демографическая группа общества, включающая в себя людей нe моложе приблизительно 14-16 и не старше 25-30 лет. Социологи обычно подчеркивают, что положение молодежи и ее роль в обществе, функции и виды деятельности, а также потребно­сти, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы pi социаль­но -психологические свойства в значительной мере обусловлены характером социально-политического строя, общественными от-ношениями, традициями, конкретной исторической ситуацией. Вместе с тем, молодежь - это значительная часть населения, нахо­дящаяся в стадии социализации, то есть включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позво­ляющих молодым людям функционировать в качестве полноправ­ных членов того или иного общества. Известна сложность ее промежуточного положения: «уже не дети, но еще и не взрослые», своеобразное и противоречивое сочетание материальной и психо­логической зависимости от мира взрослых и вместе с тем освобо­жденность от многих жизненных тягот и обязанностей. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита личного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей - вот далеко не полный перечень проблем, то или иное решение которых в значи­тельной степени формирует образ последующей жизни.

Следует иметь в виду, что сам молодежный возраст имеет опре­деленную временную протяженность (от 14-16 до 30 лет), которая в значительной мере предопределяет социально-педагогическую неоднородность в различных возрастных группах. Все это накла­дывает определенные сложности в изучении молодежи как объекта культурно-досугового воздействия. Психологи, например, свиде­тельствуют о разнохарактерности психофизического развития молодых людей в различные годы - меняется объем памяти и вни­мания, интеллект и эмоции, а это, в свою очередь, влияет на рабо­тоспособность, самочувствие и настроение личности молодого человека. С.Н. Иконникова справедливо замечает, что «несмотря на то, что в социальную категорию молодежи входят молодые люди от 16 до 30 лет, важно выделить внутри этого периода от­дельные стадии, соответствующие ранней, средней и поздней мо­лодости. Совершенно ясно, что возраст 16-19 лет отличается от 25-29 лет в физическом, психическом и социальном отношении. Раз­ные интересы и потребности, уровень образования и достижений делает их различными и даже мало сравнимыми» [66, С. 30].

На молодежный возраст приходятся главные социально-демографические события в жизненном цикле человека: заверше-ние общего образования человека, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы пережива­ют смену своего социально-демографического статуса несколько раз. Юноши и девушки до 18 лет - это в основном учащиеся сред­них школ и профессиональных учебных заведений. Они, как пра­вило, находятся на иждивении родителей, продолжают или завер­шают получение общего или специального образования и не име­ют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак). Молодежь 18-24 лет объединяет молодых работников, сту­дентов и молодых людей, завершающих или завершивших в ос­новном профессиональную подготовку. Часть из них уже отделилась от родителей и живет на собственные доходы. В этом возрас­те начинается активное вступление в брак, формирование моло­дых семей, рождение первых детей. Молодежь 25-29 лет - это лю­ди, которые, как правило, уже сделали свой профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизнен-ный и профессиональный опыт. На молодежный возраст прихо­дится около 90% всех первых браков, а к 30 годам в семьях, как правило, рождаются все запланированные дети.

Независимо от внутривозрастных особенностей молодежного возраста, молодым людям всегда было характерно стремление к социальному единению, консолидации. На эту особенность моло­дежного возраста обращают внимание С.Н. Иконникова и Э.В. Соколов: «Возрастной признак, как и всякий другой, - пишут они, - может в известных условиях стать «группообразующим», способствовать сплочению молодежи. Это происходит тогда, ко­гда данный признак является условием включения в определенную общественную сферу и способствует интенсивному и систематиче­скому общению молодежи. «Сплачивающая» роль возрастных ха­рактеристик молодости еще более усиливается, если они гармонируют с какими-то тенденциями общекультурного развития» [67, С. 98].

Рассматривая молодежь как особую социально-педагогическую группу общества, С.Н. Иконникова справедливо, на наш взгляд, подчеркивает, что приоритетность подходов при ее изучении бу­дет определяться не столько точной внутривозрастной градацией, сколько представлением об основных этапах ее социализации -процесса превращения молодежи в поколение взрослых людей, воплощающих в себе основные черты современного общества. Первый этап социализации - когда молодежь выступает преиму­щественно как объект воздействия старших поколений, передаю­щих ей свой опыт в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в социально-культурной сфере. Второй этап социализации -когда молодежь вступает в мир «взрослых» отношений: начинает трудиться, становясь важным элементом производительных сил и производственных отношений, начинает использовать политиче­ские и гражданские права, начинает активно осваивать социаль­но-культурные ценности, накопленные обществом. И хотя на этом этапе молодежь еще продолжает быть объектом общественных воздействий, она все увереннее начинает приобретать качества субъекта социально-культурного творчества. Третий этап являет­ся завершением процесса социализации, когда молодежь стано­вится полноценным компонентом производительных сил и произ­водственных отношений, начинает воплощать в себе наиболее характерные черты общества в целом, становится активным субъ­ектом социально-культурного творчества.

На каждом этапе социализации молодых людей различна сте­пень их сопричастности с культурно-досуговой сферой. Молодежь в возрасте 16-19 лет, например, не имеющая достаточного жиз­ненного опыта, в большей мере нуждается в регулировании ее культурно-досуговой деятельности не только со стороны родите­лей, системы народного образования, но и со стороны специали­стов культурно-досуговой сферы. Сложность такого регулирова­ния усугубляется целым рядом факторов, к которым можно отне­сти следующие:

- отсутствие сложившихся традиций регулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, основанного на апробирован­ных методиках;

- отсутствие у значительной части молодежи сформированной культуры досуга;

отсутствие сложившейся отечественной индустрии досуга;

- недостаток специалистов культурно-досуговой сферы новой
формации, владеющих прогрессивными технологиями организа­
ции досуга молодежи.

Все эти факторы, взятые в совокупности, дают достаточное ос­нование рассматривать культурно-досуговую деятельность моло­дежи, как объект социально-педагогического регулирования. В этой связи вполне обоснованно утверждение Б.А. Трегубова о том, что необходимость регулирования возникает всякий раз, когда содержание управленческой деятельности не соответствует основ­ным тенденциям развития социально-культурных процессов и особенностям их проявления в молодежной среде [197, С. 135].

Регулирование сферой досуговой деятельности молодежи сле­дует, на наш взгляд, включать в управление как его своеобразную функцию. Сложность регулирования свободного времени молоде­жи в значительной мере связана с тем, что далеко не у каждого молодого человека сформированы навыки саморегулирования. Следует подчеркнуть глубокую социально-педагогическую взаи­мосвязь регулирования и саморегулирования, в основе которого лежит диалектика внешнего и внутреннего в процессе человече­ской деятельности. «Преобладание внешнего регулирования, подчеркивает Б.А. Трегубов, - означает, что личность руково­дствуется в своей деятельности социальными ценностями, которые приобретают инструментальный характер, и содержание культур­но-досуговой деятельности становится не результатом свободного выбора, реализацией интересов и потребностей человека, а деятельностью, предпринимаемой под давлением внешних обстоя­тельств. Важнейшими же характеристиками саморегулирования являются добровольность, свобода перемены занятий, ориентация на сам процесс культурно-досуговой деятельности и ее результаты как самоценность» [197, С. 135].

Управление свободным временем - это в преобладающей сте­
пени саморегулирование, ни один из аспектов которого неотделим
от проблемы воспитания. «Умение заставить себя ограничить во
времени ту или иную деятельность или, наоборот, продолжить ее,
как бы это ни было трудно, выражает определенную степень са­
морегулирования, которое должно быть направлено против вар­
варского отношения ко времени. Умение его беречь, рационально
распределить - неотъемлемая черта культуры современного чело­
века. Оказывается, мало иметь время, необходимо еще и уметь им
\ правильно распорядиться, действительно рационально использо-

вать, что очень непросто» [100, С. 212].

Основными объектами социально-педагогического регулиро­вания свободного времени выступают преимущественно условия и институциональные формы, в которых оно развертывается. В этом случае главной целью регулирующего воздействия в куль­турно-досуговой сфере является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для диагностирования и реализации ее социально-культурного потенциала.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в культурно-досуговой сфере деятельности молодежи является ба­ланс ее интересов и потребностей. В этом плане мы разделяем точ­ку зрения исследователей во главе с В.А. Ядовым, которые в рам­ках развиваемой ими диспозиционной концепции личности раз­личают ценности ориентации, общий баланс направленности ин­тересов и социальные установки на конкретные объекты и ситуа­ции деятельности. В ходе изучения взаимосвязи этих основных диспозиционных образований выяснилось, что «баланс интересов в отношении профессиональной, семейно-бытовой и досуговой деятельности определенным образом упорядочивает отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения, выполняет роль внутреннего ядра ценностно-ориентационной системы личности и в этом качестве служит ведущей характери­стикой ее общей жизненной позиции» [165, С. 189]. Баланс куль­турно-досуговых интересов и потребностей (пассивно-созерцательных и творческо-созидательных) будет, безусловно, способствовать психологическому комфорту личности и ее само­реализации в социально-культурной деятельности. Однако добиться сбалансированности интересов и потребностей может да­леко не каждый молодой человек. В этой ситуации помочь ему может целенаправленное и корректное регулирование его куль­турно-досуговых интересов и потребностей со стороны социаль­ных педагогов.

Регулирование культурно-досуговой деятельности молодежи невозможно без четкого выявления ее внутренней структуры, ее дифференциации по ряду социально-демографических и социаль­но-культурных признаков. Такой же точки зрения придерживаются исследователи Г.М. Бирженюк и А.П. Марков: «Определяя социаль­ную базу культурной политики, - пишут они, - необходимо выделить те социальные группы, которые являются приоритетными при разра­ботке социально-культурных программ. Критериями классификации в данном случае выступают различные социально-демографические и социально-культурные характеристики» [12, С. 26].

В молодежной среде можно выделить следующие основные со­циально-профессиональные и социально-демографические груп­пы, которые в известной мере накладывают определенный отпеча­ток на содержание, направленность и стереотипы культурно-досуговой сферы:

- молодежь, занятая в индустриально-промышленном произ­водстве;

- молодежь, занятая в аграрном секторе производства;

 

- молодежь, занятая в сфере обслуживания социальных по­требностей населения;

- молодежь, занятая в малых, кооперативных предприятиях и различных коммерческих структурах;

- молодежь, занятая в сфере духовного производства;

- молодежь, проживающая в небольших городах и районных центрах;

- молодежь, проживающая в больших городах;

- молодежь, проживающая в сельской местности;

молодые специалисты (выпускники высших учебных заведений и средних специальных заведений) со стажем работы до трех лет;

- военнослужащие срочной службы и военнослужащие на кон­трактных условиях;

- студенты, обучающиеся в технических ВУЗах;

- студенты, обучающиеся в гуманитарных ВУЗах;

- учащиеся средних специальных заведений;

- учащиеся профессионально-технических училищ;

- старшеклассники общеобразовательных школ и школ-
интернатов.

Сложные и противоречивые реалии общественной жизни на­ших дней внесли новые коррективы в социальные группы молоде­жи. В зависимости от социальной адаптированности молодых людей можно выделить следующие группы, отличающиеся особой остротой напряженности: мигранты (беженцы); лица некоренной национальности; «афганцы»; бывшие военнослужащие; лица, вы­шедшие из мест заключения.

Следует иметь в виду и региональные особенности мест рассе­ления и проживания российской молодежи. По данным исследова­ний ученых Института молодежи, почти две трети молодежной группы населения России сконцентрировано в пяти крупнейших регионах: Центральном, Поволжском, Северо-Кавказском, Ураль­ском и Западно-Сибирском. Движение молодежи в этих регионах и определяет в большей степени динамику численности всей моло­дежи России: коэффициенты прироста численности возрастной группы 15-29 лет в этих регионах практически совпадают с обще­российскими [128, С. 26]. В настоящее время 76% молодежи России проживает в городах. На протяжении послевоенных лет уровень ее урбанизации всегда превосходил уровень урбанизации всего насе­ления России. Это объясняется, во-первых, интенсивной миграци­ей молодежи из села в город, во-вторых, возрастными особенно­стями показателей смертности в городском и сельском населении.

Регулирование культурно-досуговой деятельности молодежи в различных регионах России неизбежно должно учитывать сло­жившиеся типы национально-культурного самосознания. В дан­ном случае проблема заключается в национально-культурном самоопределении различных человеческих общностей. В нынешних процессах национально-культурного самоопределения, происходящих в СНГ и России, можно условно выделить два основных уровня:

1. Этническое самоопределение людей, которое заключается в поддержании привязанностей к локальной территории исконного проживания, культу предков и родственников, бытовых обрядов, устойчивости традиционных форм хозяйствования, быта, верова­ний. Эта тенденция проявляется у ряда малочисленных народно­стей Северного Кавказа, Севера, Дальнего Востока.

2. Национальное самоопределение - процесс, охватывающий все народы, имеющие дифференцированную социальную структу­ру, общность языка, культурных традиций, историческую память.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия наиболее продуктивно, на наш взгляд, с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу. При таком под­ходе можно выделить следующие основные типологические группы:

- активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как пра­вило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразо­вание личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социально-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внера­бочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта груп­па молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

- молодежь, ориентирующаяся на пассивно-потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посе­щение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, не имеющая сформированных навыков рацио­
нального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно -
хаотичной направленностью досуга и структурой культурно-
досуговой деятельности.

Характеризуя сущность субъекта культурно-просветительной работы, В.Е. Триодин справедливо отмечает, что «Субъектом культурно-просветительной работы называют лицо или группу лиц (коллективный субъект воспитания), осуществляющих воспи­тательный процесс в клубе. Характерным признаком субъекта культурно-просветительной работы является наличие осознанной воспитательной цели. Поскольку существо культурно-просветительной работы - самодеятельность и инициатива масс, субъектом культурно-просветительной работы выступают прежде всего сами массы, включенные в культурно-просветительную дея­тельность» [198, С. 67]. В самом деле, среди многообразия субъек­тов культурно-досуговой деятельности молодежь в большей мере испытывает воздействие со стороны своих сверстников, друзей, увлеченных конкретными видами досуговой деятельности. Свое­образие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом фор­мирования культурно-досуговой среды. Эта особенность подтвер­ждается выводами исследования В.Е. Триодина, который отмечает, что «реальные изменения с клубной аудиторией происходят лишь тогда, когда воспитательные усилия исходят от нее самой и направлены на саму себя, то есть когда воспитание перерастает в самовоспитание, когда в качестве субъекта воспитания выступает каждый посетитель клуба, а клубная аудитория в целом становит­ся коллективным субъектом воспитания» [201, С. 27].

Выводы В.Е. Триодина о важности и педагогическом значении взаимовлияния субъектов различных уровней в процессе совмест­ной деятельности нашли определенное подтверждение и в наших исследованиях. Используя метод стандартизированного интер­вьюирования, нами было опрошено 480 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет с целью выявления наиболее значимых субъектов воздействия на них в социально-культурной сфере. Выборка носи­ла следующий характер: городская работающая молодежь - 160 человек, сельская работающая молодежь - 160 человек, студенты технических и гуманитарных ВУЗов - 160 человек. По регионам Российской Федерации опрошенные распределялись следующим образом: Хабаровский край - 130 человек, Рязанская область - 150 человек, Ростовская область - 200 человек. По возрастному при­знаку: 16-19 лет - 121 человек, 20-22 года - 125 человек, 23-25 лет -119 человек, 26-30 лет - 115 человек.

Нами была сформулирована и предложена респондентам серия вопросов интервью. На вопрос «Рекомендациями каких людей в первую очередь Вы руководствуетесь при выборе книг в библио­теке, при покупке книг, грампластинок, видео- и аудиокассет?» ответы респондентов распределились следующим образом:

У городской работающей молодежи (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 34%;

- рекомендациями сверстников по месту работы, проживания - 30%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 11%;

- рекомендациями родителей и родственников - 3%;

 

- рекомендациями библиотечных и клубных работников, лек­торов - 8%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 5%;

- рекомендациями случайных людей - 9%.

Из приведенного перечня ответов видно, что приоритетными источниками информации для городской работающей молодежи при выборе книг, при покупке грампластинок, видео- и аудиокас­сет являются близкие друзья, сверстники по месту работы, прожи­вания. Другие же источники информации занимают более скромное место и не оказывают существенного влияния на принятие решения.

У сельской работающей молодежи (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 36%;

- рекомендациями сверстников по месту работы - 34%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 12%;

- рекомендациями родителей и родственников - 4%;

- рекомендациями библиотечных и клубных работников, лек­торов - 6%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 2%;

- рекомендациями случайных людей - 6%.

Как и в предыдущем случае, у сельской рабочей молодежи при­оритетными источниками информации являются рекомендации близких друзей, сверстников по месту работы и проживания.

У студентов технических и гуманитарных ВУЗов (N - 160):

- рекомендациями близких друзей - 31%;

- рекомендациями сверстников по месту учебы, проживания - 31%;

- рекомендациями ВУЗовских преподавателей - 11%;

- рекомендациями газет, журналов, радио и телевидения - 9%;

- рекомендациями родителей и родственников - 4%;

- рекомендациями библиотечных и клубных работников - 6%;

- рекомендациями продавцов книг, грампластинок, кассет с за­писями - 3%;

- рекомендациями случайных людей - 5%.

И для этой социальной группы молодежи основным субъектом формирования ценностно-ориентационных позиций являются близкие друзья, сверстники по месту учебы, проживания, и лишь на третьем по степени значимости месте стоят ВУЗовские препо­даватели.

Эта тенденция нашла свое отражение и в ответах молодых лю­дей на второй вопрос интервью «К кому в первую очередь Вы обращаетесь за помощью и советом при организации и проведе­нии молодежных вечеров отдыха, дискотек, праздников?».

Городская работающая молодежь (N - 160);

- к близким друзьям - 22%;

- к сверстникам по месту работы, проживания - 21%;

- к членам профсоюзного комитета - 13%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 18%;

- к бригадирам, мастерам по месту работы - 7%;

- к родителям, родственникам - 5%;

- ни к кому, рассчитывая только на свои силы и возможности - 14%. И в этом случае приоритеты отданы друзьям и сверстникам.

Что же касается других субъектов, то они занимают второстепен­ные позиции.

Сельская работающая молодежь (N - 160):

- к близким друзьям - 24%;

- к сверстникам по месту работы, проживания - 20%;

- к членам профсоюзного комитета - 10%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 22%;

- к бригадирам, мастерам по месту работы - 8%;

- к родителям, родственникам - 8%;

- ни к кому, рассчитываю только на свои силы и возможности - 8%.

У сельской работающей молодежи в такой же мере, как и у го­родской, высок рейтинг близких друзей. В сравнении с городской работающей молодежью здесь значительно выше авторитет клуб­ных и библиотечных работников, руководителей коллективов самодеятельного народного творчества как субъектов культурно-досуговой сферы (соответственно - 18% и 22%).

Студенты технических и гуманитарных ВУЗов (N - 160):

- к близким друзьям - 21%;

- к сверстникам по месту учебы, проживания - 26%;

- к членам профсоюзного комитета - 11%;

- к клубным и библиотечным работникам, к руководителям
коллективов самодеятельного народного творчества - 23%;

- к ВУЗовским преподавателям - 5%;

- к родителям, родственникам - 2%;

- ни к кому, рассчитываю на свои силы и возможности -12%.

У студенческой молодежи наибольшим авторитетом пользуют­ся сверстники по месту учебы, проживания (26%). Это объясняется, на наш взгляд, тем, что межличностные контакты в студенческой среде устанавливаются главным образом в учебных группах, в общежитиях. Эти постоянные контакты способствуют выявлению человеческих характеров, способностей и склонностей, в том числе и в культурно-досуговой сфере.

В стимулировании культурно-досуговой активности молодежи, формировании благоприятной культурно-досуговой среды особая роль принадлежит студенчеству - важной социальной группе об­щества. За годы учебы в высших учебных заведениях студенческая молодежь приобретает не только специальные знания, но и неко­торые навыки в организации культурно-досуговых мероприятий. Пополняя ряды интеллигенции, немалое число выпускников ВУ­Зов на местах зачастую являются основными субъектами культур-но-досуговой деятельности (особенно в сельской местности). Часть ВУЗовских выпускников на общественных началах создает и ру­ководит студиями, ансамблями, кружками самодеятельного худо­жественного и технического творчества, декор ативно-прикладного искусства, приобщает молодежь к спорту. Такие выпускники, как правило, являются объектами всеобщего внима­ния людей, им зачастую подражают, с них берут пример, с ними советуются по широкому кругу проблем. Они способны формиро­вать вокруг себя «поле» духовности, оказывать позитивное влия­ние на некоторые социально-культурные процессы. Но нередки и другие случаи, когда ВУЗовские выпускники ограничивают круг своих интересов только узкими производственными вопросами, оставаясь безучастными и равнодушными ко всему другому.

Исследуя особенности формирования качеств субъекта куль­турно-досуговой деятельности у студенческой молодежи в ВУЗов-ском учебном и внеучебном процессах, мы тщательно проанали­зировали степень участия 640 студентов первых, третьих и пятых курсов очной формы обучения в культурно-досуговой деятельно­сти. Выборка носила репрезентативный характер. Исследование проводилось на базе десяти ВУЗов технического, экономического, сельскохозяйственного, медицинского и педагогического профи­лей городов Комсомольска-на-Амуре, Рязани, Ростова-на-Дону, Таганрога, Хабаровска. Основными методами исследования в этом блоке были метод экспертных оценок, анкетирование, интер­вьюирование.

Исследование показало, что только 96 студентов (15%) от об­щего количества опрошенных большую часть свободного от уче­бы времени систематически уделяют насыщенной культурно-досуговой деятельности, общению с искусством (посещение худо­жественных выставок, филармонических концертов классической и эстрадной музыки, спектаклей музыкальных и драматических театров). Именно вокруг этой категории студентов чаще всего формируется своеобразное «поле» духовности в учебных группах, в общежитиях, неформальных молодежных объединениях. Из этих 96 студентов - 38 окончили до поступления в ВУЗы музыкальные школы с семилетним сроком обучения, 26 - художественные шко­лы искусств, 18 - унаследовали любовь к искусству через сложив­шиеся семейные культурно-досуговые традиции, 14 - овладели основами какого-либо вида искусства самостоятельно. Большая часть этой категории студентов (60 человек) систематически чита­ет художественную литературу и следит за ее новинками, из них -24 человека имеют дома (в общежитии) свои библиотеки художе­ственной литературы и литературу по проблемам искусства. Они зачастую выступают инициаторами проведения студенческих дис­куссий и диспутов по наиболее ярким литературно-художественным произведениям, которые, как правило, проходят стихийно в комнатах студенческих общежитий, в приятельских компаниях, что, на наш взгляд, ничуть не снижает их социально-педагогическую значимость. Их рецензии и заметки в вузовских многотиражных газетах на новые грамзаписи, книги, фильмы, спектакли, художественные выставки, на концертные программы пользуются в студенческой среде наибольшей популярностью. На вопрос анкеты: «Какой источник информации по новым книгам, фильмам, концертным программам, спектаклям для Вас наиболее авторитетен и достоверен?» - 32% от 640 опрошенных назвали студенческие рецензии и заметки ВУЗовских преподавателей. Контент-анализ 40 студенческих рецензий и заметок, опублико­ванных в шести многотиражных газетах ВУЗов Хабаровска, Ряза­ни, Ростова-на-Дону и Таганрога, показывает, что их авторами являются преимущественно художественно образованные студен­ты, достаточно много читающие об искусстве pi пропагандирую­щие его доступными средствами и формами. Чем же для самих студентов привлекательно художественно-критическое творчест­во? Причина, на наш взгляд, заключается в искреннем отношении к искусству, лишенном привычных стереотипов оценки, в стремле­нии полнее высказаться и быть понятым в том, что особенно вол­нует в искусстве. Приобретенный ими скромный художественный опыт, практическое участие в конкретном виде самодеятельного творчества, чтение литературы по проблемам искусства являются важным фактором их успешной художественно-критической дея­тельности - столь редко культивируемой в ВУЗах. А между тем, художественно-критическая активность, наряду с художественно-практической деятельностью, позволяет студентам творчески, а не потребительски, осваивать произведения искусства. В художест­венно-критической деятельности студент, во-первых, создает соб­ственную интерпретацию, собственное понимание произведения искусства. Оно, как правило, зависит от его жизненного и художественного опыта, от его идеалов и устремлений, от сформирован­ного общего уровня культуры. Во-вторых, это истолкование про­изведения искусства студент стремится передать своим товари­щам, обсудить с ними наиболее запомнившееся и волнующее в книге, фильме, спектакле. Иначе говоря, он выступает в роли ак­тивного субъекта, формирующего определенные художественно-эстетические вкусы. В ходе естественного диалога с другими сту­дентами с ним соглашаются или полемизируют, дополняют, а иногда и углубляют точку зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: