С дальнейшим ростом, углублением и активизацией музыкальных интересов, на их новой высшей стадии развития у членов клуба возникла тяга к музыкальному самообразованию и активной общественной деятельности на базе интереса к музыке. Тяга к музыкальному самообразованию у молодежи проявилась в углубленной самостоятельной подготовке к мероприятиям клуба, в практике предварительного чтения специально рекомендованной литературы, в предварительном прослушивании музыки, перешедших затем в «малые среды» - подготовительные мероприятия перед регулярными заседаниями клуба, предварявшие диспуты, монографические встречи. Они в значительной мере расширили музыкальный кругозор и критическую активность членов клуба в ходе клубной работы. Новым видом внутриклубной деятельности стали фольклорные экспедиции, в процессе которых их участники собирали и записывали народные песни, напевы и другие произведения самобытного творчества. Одним из результатов этой деятельности стала монография «Угличский фольклор» объемом 17 печатных листов, подготовленная к печати членами клуба - участниками экспедиции в издательстве «Музыка».
Приведенный пример свидетельствует о том, что эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи в значительной мере зависит от:
- целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер;
- от целенаправленного социально-педагогического регулирования ее досугов ой деятельности;
- от стимулирования у нее потребностей в интенсивном общении и самообразовании.
2.2. СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
Раскрывая особенности онтогенетического развития человека, М.С. Каган отмечает, что «на каждом этапе человеческой жизни один из видов деятельности является главенствующим, ведущим, и это определяет своеобразие структуры деятельности на данном этапе развития личности» [69, С. 249-250]. М.С. Каган считает, что в юности «на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеалов» [69, С. 283].
|
Юношеский возраст является пограничным, потому что он обусловливает меру перехода личности из объекта социокультурных отношений в субъект социально полезной деятельности. Находясь на пороге социальной зрелости, молодежь характеризуется состоянием поиска и отбора целей, жизненных перспектив и путей, способов их осуществления. Продолжает возрастать роль внесе-мейного общения, средств массовой информации как важных источников знания, ценностей, норм, целей и способов поведения. Семья уже не может обеспечивать резко возросшей потребности в расширении круга информации. Рост образования, расширение круга непосредственного общения, принадлежность к более широкому спектру социокультурных ценностей приводит к появлению новых потребностей, ценностных ориентации, целей, связанных с общими социальными условиями.
Абсолютное большинство молодежи, по мнению И.М. Ильинского, еще до конца не рассталось со многими «старыми» ценностями и далеко не освоило ценности «новые». Отсюда, как он считает, огромная эклектичность, противоречивость ценностного мира и поведения молодежи - как индивидуального, так и группового; отсюда пестрота мировоззренческих и политических установок, организаций и течений, непримиримость во взглядах, неспособность к компромиссу и согласию [128, С. 198].
|
В период юности наиболее интенсивно развиваются критичность мышления, стремление «все подвергать сомнению», желание дать явлениям жизни, произведениям искусства собственную оценку, требование обоснованной аргументации позиции, поиск оригинальных решений. В молодежной среде зачастую вспыхивают дискуссии не только по узкопрактическим проблемам, но и по вопросам, связанным со смыслом жизни, свободой, справедливостью, поискам счастья и гармонии. «Эти особенности молодежного сознания, - пишет С.Н. Иконникова, - важно принимать во внимание в культурно-просветительной работе, учитывая специфику молодежной аудитории. Вместе с тем недостаточная устойчивость убеждений, использование противоречивой информации, малый жизненный опыт, подверженность эмоциональному воздействию, подражание сверстникам могут стать основой для проявления крайнего негативизма, нигилизма, отрицания авторитетов, нетерпимости к иным мнениям» [68, С. 60].
С.Н.Иконникова считает, что неустойчивость как черта молодежного сознания оказывает влияние на многие формы поведения, но ее нельзя рассматривать лишь негативно, так как она преходяща, в ней содержится стимул к преодолению противоречий. «Особенно важно, - подчеркивает она, - включение молодого человека в различные виды культурной деятельности - любительские занятия, самодеятельное творчество, спорт. Они способствуют направлению энергии в социально полезное русло, воспитывают настойчивость и упорство, закаляют волю. В них реализуется потребность в энергетической разрядке, выносливость, целеустремленность. И, наоборот, безделье, неразвитость духовных интересов усиливают психическую неустойчивость, приводят к стрессам, конфликтам, снижают самооценку и уверенность в себе» [68, С. 61].
|
Досуг молодых людей, по мнению ряда социологов и педагогов, играет в их жизни более значительную роль, чем у взрослых, а формы досуговой деятельности молодежи зачастую выглядят разнообразнее и в большей мере выражают ее социально-психологические особенности и склад характера. Не случайно Б.Паскаль писал: «Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения» [149, С. 140]. Эту же мысль, но в более широком социокультурном контексте развивают и углубляют А.С. Каргин и Н.А. Хренов: «Изучая досуговые формы, - пишут они, - мы изучаем русский характер, специфический социально-психологический тип человека в наиболее яркие мгновения его жизни. Возможно, ни в какой другой сфере он не проявляется с такой яркостью, как в сфере досуга, где границы реального и идеального нарушаются и человек предстает не только таким, каким его сделала необходимость, но и таким, каким он хотел бы себя видеть, каким он мог бы стать при других обстоятельствах. В этом смысле в какой-то степени можно утверждать, что человек проявляется полностью лишь в мире досуга. Именно в такие мгновения становится понятной его сущность. О характере народа, следовательно, можно судить не только по тому, как он общается с себе подобными, трудится, сражается, как ведет себя в горе и радости, но и по тому, как он развлекается, проводит досуг» [74, С. 30].
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональность, физическую подвижность, динамичную смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Э.В. Соколов к специфическим чертам молодости относит преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь, по его мнению, более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [178, С. 50]. Взаимосвязь игры и досуга очевидна, но их отношения носят сложный характер. «Реальность досуга, - считают А.С. Каргин и Н.Д. Хренов, - есть реальность игрового самовыражения человека, надстраивающегося над его самовыражением в культуре и обществе» [74, С. 45]. Культура, по их мнению, не только способствует развитию каких-то особенностей психологического типа личности, но и подавляет развитие других. «То, что подавляется культурой в ее общественной и государственной реальности, - подчеркивают они, - оживает в ситуациях, характерных для игры. В досуге происходит игровое восполнение особенностей личности, которые не могут реализоваться в культуре»[74, С. 46].
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Й.Хейзинга убедительно доказал, что во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры [210, С. 62]. Отличительными признаками игры, по мнению Й.Хейзинга, являются напряжение и непредсказуемость. «Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? Даже в одиночной игре на ловкость, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кроссворд), - пишет Й.Хейзинга, - соблюдается это условие» [210, С. 63].
Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания; азартные игры с негативной социальной направленностью. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. Это фактически способ ее неучастия в бытии. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров, где нет правды и лжи, добра и зла, стерта нравственность, утрачен человеческий смысл. Адаптация в таком мире не может не влиять на молодежь, на ее поведение в реальном мире.
Наши многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно -досуговых мероприятий свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.
К другим особенностям молодежного досуга Э.В. Соколов относит своеобразие среды его протекания. Родительская среда, считает он, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя, как правило, самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «...для молодежи, - пишет он, - «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!... При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании - это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [9, С. 151].
Об огромном социально-культурном и социально-педагогическом потенциале общения в процессе социализации молодежи размышляет А.С. Запесоцкий: «Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной стороны, единство индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой стороны, в процессе взаимодействия с людьми человек осознает свою индивидуальность - в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношения других к индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях социального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение» [50, С. 32].
Тягу к общению со сверстниками польский психолог К.Обуховский объясняет огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Эта потребность, как правило, удовлетворяется в среде ровесников, что «находит подтверждение в спонтанном поведении молодежи, которая охотнее, чем в какой-либо другой период, объединяется в группы» [142, С. 177]. Эта тенденция нашла свое подтверждение в результатах исследований известного польского философа К.Жигульского: «В современных условиях, - пишет он, - молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне этого контроля, главным образом в группах сверстников. Одна из важных задач молодежных организаций - введение этих стремлений в русло жизни» [44, С. 344].
Подчеркивая необходимость социально-педагогической коррекции деятельности неформальных молодежных групп, А.Г. Харчев выделяет при этом только один путь, - «приручить» эти группы, сделать правилом социальное влияние на них: предоставлять им максимум возможностей собираться и проводить свободное время в местах, главной функцией которых является организация социального общения. Однако таких мест, по мнению А.Г. Харчева, у нас практически еще нет, ибо клубы ориентированы в основном на кружковую работу и «массовые» мероприятия, а кафе (в том числе и «молодежные») - на получение выручки от продажи блюд и напитков [208, С. 40].
Устойчивые ориентации молодежи на проведение свободного времени в компаниях сверстников, друзей подтвердились и в нашем исследовании. Отвечая на вопрос анкеты: «Что Вам приносит (или могло бы приносить) наибольшую радость в жизни?» - 70% опрошенной молодежи всех социально-профессиональных групп отметили ценность досуга, проведенного со сверстниками.
Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временной бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, в особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.
Ряд исследователей указывает на необходимость выделения такого характерного для юности вида деятельности, как общение. Б.Д. Парыгин, например, считает, что потребность в глубоком духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление молодого человека к осознанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала другого Я, проявления соучастия [148, С. 154]. И.С. Кон подчеркивает, что свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактового которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое [90, С. 100].
Общение со сверстниками, как это отмечают исследователи проблем молодежи, является доминирующем среди прочих отношений в молодом возрасте. Исходя из концепции А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности, можно разрешить вопрос о соотношении общения и ценностно-ориентационной деятельности как подчинение цели - мотиву, действий - деятельности [110, С. 286-291]. Тогда общение есть действия, направленные на реализацию ценностно-ориентационной деятельности - ведущей в юношеском возрасте.
Л.А. Гордон и Э.В. Клопов считают, что без общения с «себе подобными» невозможен оптимальный процесс социализации молодежи: создание семьи, обеспечение устойчивого положения в своей социальной среде, нахождение нового круга друзей и знакомых, бесперебойное получение «свежей» информации [29, С. 137].
Наиболее полно специфику человеческого общения, его функциональную направленность выявила, на наш взгляд, Л.П. Буева: «В общении, - пишет она, - осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни» [18, С. 111].
Суммируя все многообразие приведенных точек зрения и подходов на природу общения и отношение к нему молодежи, его можно рассматривать, как: 1) необходимое условие жизнедеятельности человека и общества; 2) источник творческого преобразования индивида в личность; 3) форму передачи знаний и социального опыта; 4) исходный пункт самосознания личности; 5) регулятор поведения людей в обществе; 6) самостоятельный вид деятельности.
Примечательной особенностью досуговой деятельности моло-дежи начала 90-х годов стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремление приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Стремления эти в значительной мере понятны и объяснимы. Сложные социальные процессы, происходящие в обществе, интенсивные ритмы жизни, усложнение проблем производственного характера, крушение привычных, а иногда и удобных стереотипов восприятия общественной жизни компенсируются, как правило, стремлением молодежи создать определенный комфорт в общении не только в семье, но и с друзьями, сверстниками по месту работы и жительства. Потребность же в приобретении навыков общения диктуется различными причинами. Одной из них является стремление найти себя в новых рыночных отношениях, требующих от молодых людей предприимчивости, инициативы, гибкости, контактности с людьми различных профессий и возрастных групп.
Стремление к психологическому и духовному комфорту в общении проявилось у 70% всех опрошенных молодых людей, но лишь 18% из них такой комфорт реально ощущают. Именно эти 18% молодых людей чаще всего неравнодушны к интересным собеседникам в жизни и в телевизионных программах (В.Познер, Е.Киселев, А.Караулов, А.Невзоров, Н.Сванидзе, В.Молчанов и др.), они чаще всего откликаются на интересные темы диспутов, на обсуждения проблемных произведений литературы и искусства.
Анализ показывает, что общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет прежде всего следующие ее потребности: 1) в эмоциональном контакте, сопереживании; 2) в информации; 3) в объединении усилий для совместных действий.
Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). В процессе общения воздействию подвергаются глубокие личные сферы духа, и потому оно может быть названо личностным общением. Личностное общение невозможно без устойчивой психологической совместимости. Устойчивое, продолжительное личностное общение возможно, как правило, между людьми с родственными ценностными ориентациями. И наоборот, люди принципиально различные как личности не могут вступать в общение с целью сопереживания, не разрушая личности друг друга. Межличностное общение, сопереживание немыслимы вне эмоционального контакта молодых людей. К.Обуховский в связи с этим отмечает: «... говоря об эмоциональном контакте, мы предполагаем существование двустороннего контакта, в котором индивид чувствует, что является предметом заинтересованности, что другие «созвучны» с его собственными чувствами. Без соответствующего настроя людей не может возникнуть эмоционального контакта» [142, С. 160].
Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Информационные контакты и связи молодежи несколько проще и доступнее, чем личностные. С другой стороны, информационное общение зачастую обнаруживает определенную асимметричность общения: один участник проявляет большую активность, другой - меньшую. В группе информационного общения определяющей и центральной является та личность, которая выступает как источник информации. Общение в такой группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», понимаемых в широком смысле слова, то есть лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других.
Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно-экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Связующим началом такого общения является единство целей деятельности, ее эмоциональная окрашенность. Такой характер общения можно наблюдать в деятельности молодежных неформальных объединений, творческих групп, любительских объединений.
Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
-по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные и активные);
- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Специфика общения молодежи в условиях досуговой деятельности проявляется и в выборе ею мест общения. Это видно из материалов нашего межрегионального исследования, отраженных в таблицах 3, 4, 5.
Таблица №3 Места общения городской работающей молодежи (в %% к числу опрошенных) N -1300
Возрастные группы | Места общения | |||||
рестораны, кафе | клубы, дома культуры | улица | Двор, дома | у кого-либо дома | где придется | |
17-20 лет | 2.1 | 16,9 | 26,4 | 14,6 | 14,7 | 41,5 |
21 - 23 лет | 4.0 | 13,1 | 22,8 | 9,6 | 22,3 | 38,4 |
24 - 26 лет | 8.0 | 10.7 | 16.1 | 7,2 | 38,8 | 31,9 |
127 - 30 лет | 4,7 | 8,0 | 7,5 | 5,1 | 60,3 | 26,7 |
Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления молодых людей происходит нарастание интереса к общению в домашних условиях и снижение интереса к общению в клубах, Домах культуры, во дворе, на улице.
Исследование, проведенное С.Плаксий, косвенно подтверждает сокращение затрат времени у молодых рабочих на организованное любительское творчество, на клубные формы работы. По его данным около одной трети молодых рабочих занимается различными видами художественного творчества, но из них только 32% занимаются в организованных формах, остальные в неформальных группах [155, С. 147-148].
Таблица №4 Места общения сельской работающей молодежи (в %% к числу опрошенных) N - 700
Возрастные группы | Места общения | |||||
рестораны, кафе | клубы, дома культуры | улица | Двор, дома | у кого-либо дома | где придется | |
17-20 лет | 1,5 | 30,5 | 20.0 | 15,0 | 18,9 | 35,6 |
21 - 23 лет | 2,8 | 30,0 | 18,5 | 12,5 | 21,7 | 32,8 |
24 26 лет | 3,7 | 25,9 | 10,0 | 8,5 | 35.4 | 26.7 |
27 - 30 лет | 4,2 | 20,4 | 6,5 | 4,0 | 53,0 | 21,4 |
У сельской работающей молодежи, в сравнении с городской, значительно выше интерес к таким местам общения, как клубы, Дома культуры. Общение во дворе дома на селе для молодежи более предпочтительно, чем в городе. Это в известной степени можно объяснить спецификой и традициями сельского образа жизни, который предполагает радушие и гостеприимство, открытость и искренность в общении с соседями и другими жителями села. Как и у городской работающей молодежи, по мере взросления молодежи нарастает ее интерес к общению в домашних условиях.
Таблица №5 Места общения студенческой молодежи (в %% к числу опрошенных) N -1200
Возрастные группы | Места общения | |||||
рестораны, кафе | клубы, дома культуры | улица | двор, дома | у кого-либо дома | где придется | |
17-20 лет | 1,5 | 25,0 | 13,7 | 16,8 | 28,7 | 26,9 |
21 - 23 лет | 2,0 | 25,5 | 12,0 | 16,0 | 32,2 | 24,3 |
24-26 лет | 3,7 | 23,3 | 9,0 | 10,0 | 44,5 | 20,1 |
27 - 30 лет | 1,0 | 20,8 | 6,0 | 8,0 | 53,1 | 18,2 |
Общение в домашних условиях у студентов остается приоритетным для всех возрастных групп. Такое общение для большинства студентов осуществляется, как правило, в жилых комнатах общежитий, у друзей, проживающих в своих квартирах. У студенческой молодежи значительно выше, чем у городской работающей молодежи, ориентации на посещение студенческих клубов, Домов культуры как мест общения.
Наиболее полно и ярко специфика молодежного досуга проявляется в его конкретном содержании и направленности у различных возрастных и социально-профессиональных групп молодежи. Изучение молодежных досуговых потребностей и интересов зачастую сопряжено с определенными трудностями. Трудности эти обусловлены не только широтой диапазона молодежных досуговых потребностей и интересов, но и методикой их выявления.
Изучение досуговых интересов молодежи, их соотношения затрат времени предполагает, как правило, исследование уже сложившейся структуры социально-культурной деятельности, известных стандартов, определенных сформировавшихся традиций, норм и привычек. Следует иметь в виду, что эти стандарты и привычки в значительной мере зависят от объективных условий, которыми располагают различные группы молодежи (объем свободного времени, развитие сети и уровень материально-технической оснащенности учреждений культуры и спорта). Кроме того, структура досуговых потребностей молодежи далеко не всегда соответствует объективным возможностям их удовлетворения.
Досуговые потребности и возможности их удовлетворения зачастую находятся в сложном, динамичном соотношении.
Одним из методов изучения досуговых интересов молодежи, использованных нами, стал метод «прожективной ситуации», когда изучаемому субъекту задается некая идеальная, но вполне возможная ситуация выбора, и характер этого выбора определенным образом свидетельствует о содержании и направленности досуговых ориентаций субъекта, будь то индивид или социальная группа. Четко заданная прожективная ситуация более полно, на наш взгляд, выражает досуговые потребности молодежи.
На вопрос анкеты «Если бы у Вас появилось дополнительное свободное время, то на что бы Вы его использовали?» нами были получены данные по каждой социально-профессиональной группе молодежи (для сравнения приводятся данные о фактическом участии молодежи в различных видах досуговой деятельности).
Таблица № 6 Досуговые ориентации молодежи, занятой в индустриально-промышленной сфере производства (в %% к числу опрошенных)
N -1300
Виды досуговой деятельности | Принимаю реальное участие | Не принимаю, но хотел бы принимать участие | Не принимаю и не хочу принимать участия | Уклонились от ответа | |
1. | Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок | (27,6%) | (37,6%) | (19,2%) | (15,3%) |
2. | Чтение художественной литературы | (9,2%) | 327 (25,1%) | (34,8%) | (30,7%) |
3. | Занятия в спортивных секциях и группах здоровья | (13,8%) | (24,2%) | 305. (23,4%) | (38,4%) |
4. | Занятия туризмом, загородными прогулками | (8,4%) | (18,8%) | (34,2%) | 500 (38,4%) |
5. | Участие в работе коллективов художественной самодеятельности | (10,0%) | (23,2%) | (36,0%) | (30,7%) |
6. | Занятия народными ремеслами (керамика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т. п.) | (3,8%) | 97 (7,4%) | 753 (57,9%) | (30,7%) |
7. | Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией | (3,5%) | 79 (6,0%) | (46,1%) | (44,2%) |
8. | Общение с друзьями в клубах выходного дня, на природе, дома | (6,7%) | (34,7%) | (27,8%) | (30,7%) 1 |