Социально-педагогический 3 глава




С дальнейшим ростом, углублением и активизацией музыкаль­ных интересов, на их новой высшей стадии развития у членов клу­ба возникла тяга к музыкальному самообразованию и активной общественной деятельности на базе интереса к музыке. Тяга к музыкальному самообразованию у молодежи проявилась в углуб­ленной самостоятельной подготовке к мероприятиям клуба, в практике предварительного чтения специально рекомендованной литературы, в предварительном прослушивании музыки, пере­шедших затем в «малые среды» - подготовительные мероприятия перед регулярными заседаниями клуба, предварявшие диспуты, монографические встречи. Они в значительной мере расширили музыкальный кругозор и критическую активность членов клуба в ходе клубной работы. Новым видом внутриклубной деятельности стали фольклорные экспедиции, в процессе которых их участники собирали и записывали народные песни, напевы и другие произ­ведения самобытного творчества. Одним из результатов этой дея­тельности стала монография «Угличский фольклор» объемом 17 печатных листов, подготовленная к печати членами клуба - уча­стниками экспедиции в издательстве «Музыка».

Приведенный пример свидетельствует о том, что эффектив­ность формирования качеств субъекта культурно-досуговой дея­тельности у молодежи в значительной мере зависит от:

- целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятель­ность, носящую социально-значимый характер;

- от целенаправленного социально-педагогического регулирования ее досугов ой деятельности;

- от стимулирования у нее потребностей в интенсивном обще­нии и самообразовании.

2.2. СПЕЦИФИКА МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Раскрывая особенности онтогенетического развития человека, М.С. Каган отмечает, что «на каждом этапе человеческой жизни один из видов деятельности является главенствующим, ведущим, и это определяет своеобразие структуры деятельности на данном этапе развития личности» [69, С. 249-250]. М.С. Каган считает, что в юности «на первое место выходит ценностно-ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех нравственных, политических, эстетических идеа­лов» [69, С. 283].

Юношеский возраст является пограничным, потому что он обусловливает меру перехода личности из объекта социокультур­ных отношений в субъект социально полезной деятельности. На­ходясь на пороге социальной зрелости, молодежь характеризуется состоянием поиска и отбора целей, жизненных перспектив и путей, способов их осуществления. Продолжает возрастать роль внесе-мейного общения, средств массовой информации как важных ис­точников знания, ценностей, норм, целей и способов поведения. Семья уже не может обеспечивать резко возросшей потребности в расширении круга информации. Рост образования, расширение круга непосредственного общения, принадлежность к более широ­кому спектру социокультурных ценностей приводит к появлению новых потребностей, ценностных ориентации, целей, связанных с общими социальными условиями.

Абсолютное большинство молодежи, по мнению И.М. Ильинского, еще до конца не рассталось со многими «ста­рыми» ценностями и далеко не освоило ценности «новые». Отсю­да, как он считает, огромная эклектичность, противоречивость ценностного мира и поведения молодежи - как индивидуального, так и группового; отсюда пестрота мировоззренческих и полити­ческих установок, организаций и течений, непримиримость во взглядах, неспособность к компромиссу и согласию [128, С. 198].

В период юности наиболее интенсивно развиваются критич­ность мышления, стремление «все подвергать сомнению», желание дать явлениям жизни, произведениям искусства собственную оценку, требование обоснованной аргументации позиции, поиск оригинальных решений. В молодежной среде зачастую вспыхива­ют дискуссии не только по узкопрактическим проблемам, но и по вопросам, связанным со смыслом жизни, свободой, справедливо­стью, поискам счастья и гармонии. «Эти особенности молодежно­го сознания, - пишет С.Н. Иконникова, - важно принимать во внимание в культурно-просветительной работе, учитывая специ­фику молодежной аудитории. Вместе с тем недостаточная устой­чивость убеждений, использование противоречивой информации, малый жизненный опыт, подверженность эмоциональному воз­действию, подражание сверстникам могут стать основой для про­явления крайнего негативизма, нигилизма, отрицания авторите­тов, нетерпимости к иным мнениям» [68, С. 60].

С.Н.Иконникова считает, что неустойчивость как черта моло­дежного сознания оказывает влияние на многие формы поведения, но ее нельзя рассматривать лишь негативно, так как она преходя­ща, в ней содержится стимул к преодолению противоречий. «Осо­бенно важно, - подчеркивает она, - включение молодого человека в различные виды культурной деятельности - любительские заня­тия, самодеятельное творчество, спорт. Они способствуют на­правлению энергии в социально полезное русло, воспитывают настойчивость и упорство, закаляют волю. В них реализуется по­требность в энергетической разрядке, выносливость, целеустрем­ленность. И, наоборот, безделье, неразвитость духовных интересов усиливают психическую неустойчивость, приводят к стрессам, кон­фликтам, снижают самооценку и уверенность в себе» [68, С. 61].

Досуг молодых людей, по мнению ряда социологов и педаго­гов, играет в их жизни более значительную роль, чем у взрослых, а формы досуговой деятельности молодежи зачастую выглядят раз­нообразнее и в большей мере выражают ее социально-психологические особенности и склад характера. Не случайно Б.Паскаль писал: «Мы поймем смысл всех людских занятий, если вникнем в суть развлечения» [149, С. 140]. Эту же мысль, но в более широком социокультурном контексте развивают и углубляют А.С. Каргин и Н.А. Хренов: «Изучая досуговые формы, - пишут они, - мы изучаем русский характер, специфический социально-психологический тип человека в наиболее яркие мгновения его жизни. Возможно, ни в какой другой сфере он не проявляется с такой яркостью, как в сфере досуга, где границы реального и иде­ального нарушаются и человек предстает не только таким, каким его сделала необходимость, но и таким, каким он хотел бы себя видеть, каким он мог бы стать при других обстоятельствах. В этом смысле в какой-то степени можно утверждать, что человек прояв­ляется полностью лишь в мире досуга. Именно в такие мгновения становится понятной его сущность. О характере народа, следовательно, можно судить не только по тому, как он общается с себе подобными, трудится, сражается, как ведет себя в горе и радости, но и по тому, как он развлекается, проводит досуг» [74, С. 30].

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг мо­лодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребно­стей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональ­ность, физическую подвижность, динамичную смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых лю­дей влечет к себе все новое, неизвестное. Э.В. Соколов к специфи­ческим чертам молодости относит преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь, по его мне­нию, более склонна к игровой деятельности, захватывающей пси­хику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощуще­ний, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [178, С. 50]. Взаимосвязь игры и досуга оче­видна, но их отношения носят сложный характер. «Реальность досуга, - считают А.С. Каргин и Н.Д. Хренов, - есть реальность игрового самовыражения человека, надстраивающегося над его самовыражением в культуре и обществе» [74, С. 45]. Культура, по их мнению, не только способствует развитию каких-то особенно­стей психологического типа личности, но и подавляет развитие других. «То, что подавляется культурой в ее общественной и госу­дарственной реальности, - подчеркивают они, - оживает в ситуа­циях, характерных для игры. В досуге происходит игровое вос­полнение особенностей личности, которые не могут реализоваться в культуре»[74, С. 46].

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социаль­ного положения. Й.Хейзинга убедительно доказал, что во все вре­мена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как от­дельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры [210, С. 62]. Отличительными признаками игры, по мнению Й.Хейзинга, являются напряжение и непредсказуемость. «Всегда сто­ит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? Даже в одиночной игре на ловкость, отгадывание или удачу (пасьянс, головоломка, кросс­ворд), - пишет Й.Хейзинга, - соблюдается это условие» [210, С. 63].

Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и много­образен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания; азартные игры с негативной социальной направленностью. Феномен игры порож­дает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в кото­рый молодежь погружается безоглядно. Это фактически способ ее неучастия в бытии. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повсе­дневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуаль­ных миров, где нет правды и лжи, добра и зла, стерта нравствен­ность, утрачен человеческий смысл. Адаптация в таком мире не может не влиять на молодежь, на ее поведение в реальном мире.

Наши многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно -досуговых мероприятий сви­детельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного досуга Э.В. Соколов от­носит своеобразие среды его протекания. Родительская среда, счи­тает он, как правило, не является приоритетным центром проведе­ния досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя, как правило, самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «...для молодежи, - пишет он, - «посидеть компанией» - жгучая потреб­ность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм са­моутверждения!... При всей важности и силе социализации моло­дого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании - это форма досуга, в которой юный чело­век нуждается органически» [9, С. 151].

Об огромном социально-культурном и социально-педагогическом потенциале общения в процессе социализации молодежи размышляет А.С. Запесоцкий: «Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной стороны, единство индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой стороны, в про­цессе взаимодействия с людьми человек осознает свою индивиду­альность - в актах самоутверждения и признания. Через отноше­ние к другим и отношения других к индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях социального окруже­ния более интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психиче­ские качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение» [50, С. 32].

Тягу к общению со сверстниками польский психолог К.Обуховский объясняет огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Эта потребность, как правило, удов­летворяется в среде ровесников, что «находит подтверждение в спонтанном поведении молодежи, которая охотнее, чем в какой-либо другой период, объединяется в группы» [142, С. 177]. Эта тенденция нашла свое подтверждение в результатах исследований известного польского философа К.Жигульского: «В современных условиях, - пишет он, - молодежь резко противопоставляет цен­ность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется контроль со стороны старшего поколения, ценно­сти времени, проводимого вне этого контроля, главным образом в группах сверстников. Одна из важных задач молодежных органи­заций - введение этих стремлений в русло жизни» [44, С. 344].

Подчеркивая необходимость социально-педагогической кор­рекции деятельности неформальных молодежных групп, А.Г. Харчев выделяет при этом только один путь, - «приручить» эти группы, сделать правилом социальное влияние на них: предос­тавлять им максимум возможностей собираться и проводить сво­бодное время в местах, главной функцией которых является орга­низация социального общения. Однако таких мест, по мнению А.Г. Харчева, у нас практически еще нет, ибо клубы ориентирова­ны в основном на кружковую работу и «массовые» мероприятия, а кафе (в том числе и «молодежные») - на получение выручки от продажи блюд и напитков [208, С. 40].

Устойчивые ориентации молодежи на проведение свободного времени в компаниях сверстников, друзей подтвердились и в на­шем исследовании. Отвечая на вопрос анкеты: «Что Вам приносит (или могло бы приносить) наибольшую радость в жизни?» - 70% опрошенной молодежи всех социально-профессиональных групп отметили ценность досуга, проведенного со сверстниками.

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временной бюджет, сокращает свободное время моло­дого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей сво­бодное время резко сокращается, в особенности у женщин. Воз­растает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Ряд исследователей указывает на необходимость выделения та­кого характерного для юности вида деятельности, как общение. Б.Д. Парыгин, например, считает, что потребность в глубоком духовном, личностном контакте особенно остро переживается в юношеском возрасте, когда стремление молодого человека к осоз­нанию своей индивидуальности, к самовыражению требует как зеркала другого Я, проявления соучастия [148, С. 154]. И.С. Кон подчеркивает, что свободное общение - не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактового которых постепенно выкристаллизовыва­ется что-то интимное, исключительно свое [90, С. 100].

Общение со сверстниками, как это отмечают исследователи проблем молодежи, является доминирующем среди прочих отно­шений в молодом возрасте. Исходя из концепции А.Н. Леонтьева о ведущей деятельности, можно разрешить вопрос о соотношении общения и ценностно-ориентационной деятельности как подчине­ние цели - мотиву, действий - деятельности [110, С. 286-291]. Тогда общение есть действия, направленные на реализацию ценностно-ориентационной деятельности - ведущей в юношеском возрасте.

Л.А. Гордон и Э.В. Клопов считают, что без общения с «себе подобными» невозможен оптимальный процесс социализации молодежи: создание семьи, обеспечение устойчивого положения в своей социальной среде, нахождение нового круга друзей и знако­мых, бесперебойное получение «свежей» информации [29, С. 137].

Наиболее полно специфику человеческого общения, его функ­циональную направленность выявила, на наш взгляд, Л.П. Буева: «В общении, - пишет она, - осуществляется рациональное, эмо­циональное и волевое взаимовлияние индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидар­ность, характеризующие групповую и коллективную деятель­ность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни» [18, С. 111].

Суммируя все многообразие приведенных точек зрения и подходов на природу общения и отношение к нему молодежи, его можно рас­сматривать, как: 1) необходимое условие жизнедеятельности человека и общества; 2) источник творческого преобразования индивида в личность; 3) форму передачи знаний и социального опыта; 4) исход­ный пункт самосознания личности; 5) регулятор поведения людей в обществе; 6) самостоятельный вид деятельности.

Примечательной особенностью досуговой деятельности моло-дежи начала 90-х годов стало ярко выраженное стремление к пси­хологическому комфорту в общении, стремление приобрести оп­ределенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Стремления эти в значительной мере понятны и объяснимы. Сложные социальные процессы, происхо­дящие в обществе, интенсивные ритмы жизни, усложнение про­блем производственного характера, крушение привычных, а ино­гда и удобных стереотипов восприятия общественной жизни ком­пенсируются, как правило, стремлением молодежи создать опреде­ленный комфорт в общении не только в семье, но и с друзьями, сверстниками по месту работы и жительства. Потребность же в приобретении навыков общения диктуется различными причина­ми. Одной из них является стремление найти себя в новых рыноч­ных отношениях, требующих от молодых людей предприимчиво­сти, инициативы, гибкости, контактности с людьми различных профессий и возрастных групп.

Стремление к психологическому и духовному комфорту в об­щении проявилось у 70% всех опрошенных молодых людей, но лишь 18% из них такой комфорт реально ощущают. Именно эти 18% молодых людей чаще всего неравнодушны к интересным со­беседникам в жизни и в телевизионных программах (В.Познер, Е.Киселев, А.Караулов, А.Невзоров, Н.Сванидзе, В.Молчанов и др.), они чаще всего откликаются на интересные темы диспутов, на обсуждения проблемных произведений литературы и искусства.

Анализ показывает, что общение молодежи в условиях досуго­вой деятельности удовлетворяет прежде всего следующие ее по­требности: 1) в эмоциональном контакте, сопереживании; 2) в информации; 3) в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). В процессе общения воздействию подвергаются глубокие личные сферы духа, и потому оно может быть названо личностным общением. Личностное общение невоз­можно без устойчивой психологической совместимости. Устойчи­вое, продолжительное личностное общение возможно, как правило, между людьми с родственными ценностными ориентациями. И наоборот, люди принципиально различные как личности не могут вступать в общение с целью сопереживания, не разрушая личности друг друга. Межличностное общение, сопереживание немыслимы вне эмоционального контакта молодых людей. К.Обуховский в связи с этим отмечает: «... говоря об эмоциональном контакте, мы предполагаем существование двустороннего контакта, в котором индивид чувствует, что является предметом заинтересованности, что другие «созвучны» с его собственными чувствами. Без соот­ветствующего настроя людей не может возникнуть эмоционально­го контакта» [142, С. 160].

Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Информационные контакты и связи молодежи несколь­ко проще и доступнее, чем личностные. С другой стороны, инфор­мационное общение зачастую обнаруживает определенную асим­метричность общения: один участник проявляет большую актив­ность, другой - меньшую. В группе информационного общения определяющей и центральной является та личность, которая вы­ступает как источник информации. Общение в такой группе орга­низуется, как правило, вокруг «эрудитов», понимаемых в широком смысле слова, то есть лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других.

Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно-экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Связующим началом такого обще­ния является единство целей деятельности, ее эмоциональная ок­рашенность. Такой характер общения можно наблюдать в дея­тельности молодежных неформальных объединений, творческих групп, любительских объединений.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуго­вой деятельности можно классифицировать по следующим основ­ным признакам:

-по содержанию (познавательные, развлекательные);

- по времени (кратковременные, периодические, систематиче­ские);

- по характеру (пассивные и активные);

- по направленности контактов (непосредственные и опосредо­ванные).

Специфика общения молодежи в условиях досуговой деятель­ности проявляется и в выборе ею мест общения. Это видно из ма­териалов нашего межрегионального исследования, отраженных в таблицах 3, 4, 5.

Таблица №3 Места общения городской работающей молодежи (в %% к числу опрошенных) N -1300

 

Возрастные груп­пы Места общения
    рестора­ны, кафе клубы, дома культуры улица Двор, дома у кого-либо дома где придется
             
17-20 лет 2.1 16,9 26,4 14,6 14,7 41,5
21 - 23 лет 4.0 13,1 22,8 9,6 22,3 38,4
24 - 26 лет 8.0 10.7 16.1 7,2 38,8 31,9
127 - 30 лет 4,7 8,0 7,5 5,1 60,3 26,7

 

Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления моло­дых людей происходит нарастание интереса к общению в домаш­них условиях и снижение интереса к общению в клубах, Домах культуры, во дворе, на улице.

Исследование, проведенное С.Плаксий, косвенно подтверждает сокращение затрат времени у молодых рабочих на организован­ное любительское творчество, на клубные формы работы. По его данным около одной трети молодых рабочих занимается различ­ными видами художественного творчества, но из них только 32% занимаются в организованных формах, остальные в неформаль­ных группах [155, С. 147-148].

Таблица №4 Места общения сельской работающей молодежи (в %% к числу опрошенных) N - 700

 

Возрастные группы Места общения
    рестора­ны, кафе клубы, дома культуры ули­ца Двор, дома у кого-либо дома где придется
             
17-20 лет 1,5 30,5 20.0 15,0 18,9 35,6
21 - 23 лет 2,8 30,0 18,5 12,5 21,7 32,8
24 26 лет 3,7 25,9 10,0 8,5 35.4 26.7
27 - 30 лет 4,2 20,4 6,5 4,0 53,0 21,4

 

У сельской работающей молодежи, в сравнении с городской, значительно выше интерес к таким местам общения, как клубы, Дома культуры. Общение во дворе дома на селе для молодежи более предпочтительно, чем в городе. Это в известной степени можно объяснить спецификой и традициями сельского образа жизни, который предполагает радушие и гостеприимство, откры­тость и искренность в общении с соседями и другими жителями села. Как и у городской работающей молодежи, по мере взросления молодежи нарастает ее интерес к общению в домашних условиях.

Таблица №5 Места общения студенческой молодежи (в %% к числу опрошенных) N -1200

 

Возрас­тные группы Места общения
    рестора­ны, кафе клубы, дома культуры ули­ца двор, дома у кого-либо дома где придется
             
17-20 лет 1,5 25,0 13,7 16,8 28,7 26,9
21 - 23 лет 2,0 25,5 12,0 16,0 32,2 24,3
24-26 лет 3,7 23,3 9,0 10,0 44,5 20,1
27 - 30 лет 1,0 20,8 6,0 8,0 53,1 18,2

Общение в домашних условиях у студентов остается приори­тетным для всех возрастных групп. Такое общение для большин­ства студентов осуществляется, как правило, в жилых комнатах общежитий, у друзей, проживающих в своих квартирах. У студен­ческой молодежи значительно выше, чем у городской работающей молодежи, ориентации на посещение студенческих клубов, Домов культуры как мест общения.

Наиболее полно и ярко специфика молодежного досуга прояв­ляется в его конкретном содержании и направленности у различ­ных возрастных и социально-профессиональных групп молодежи. Изучение молодежных досуговых потребностей и интересов зачас­тую сопряжено с определенными трудностями. Трудности эти обу­словлены не только широтой диапазона молодежных досуговых потребностей и интересов, но и методикой их выявления.

Изучение досуговых интересов молодежи, их соотношения за­трат времени предполагает, как правило, исследование уже сло­жившейся структуры социально-культурной деятельности, извест­ных стандартов, определенных сформировавшихся традиций, норм и привычек. Следует иметь в виду, что эти стандарты и при­вычки в значительной мере зависят от объективных условий, ко­торыми располагают различные группы молодежи (объем свобод­ного времени, развитие сети и уровень материально-технической оснащенности учреждений культуры и спорта). Кроме того, структура досуговых потребностей молодежи далеко не всегда соответствует объективным возможностям их удовлетворения.

Досуговые потребности и возможности их удовлетворения зачас­тую находятся в сложном, динамичном соотношении.

Одним из методов изучения досуговых интересов молодежи, использованных нами, стал метод «прожективной ситуации», ко­гда изучаемому субъекту задается некая идеальная, но вполне воз­можная ситуация выбора, и характер этого выбора определенным образом свидетельствует о содержании и направленности досуго­вых ориентаций субъекта, будь то индивид или социальная груп­па. Четко заданная прожективная ситуация более полно, на наш взгляд, выражает досуговые потребности молодежи.

На вопрос анкеты «Если бы у Вас появилось дополнительное свободное время, то на что бы Вы его использовали?» нами были получены данные по каждой социально-профессиональной группе молодежи (для сравнения приводятся данные о фактическом уча­стии молодежи в различных видах досуговой деятельности).

Таблица № 6 Досуговые ориентации молодежи, занятой в индустриально-промышленной сфере производства (в %% к числу опрошенных)

N -1300

 

  Виды досуговой деятельности     Принимаю реальное участие   Не прини­маю, но хо­тел бы при­нимать уча­стие   Не прини­маю и не хочу при­нимать уча­стия   Уклонились от ответа
           
1. Посещение спектаклей, концертов, художественных выставок (27,6%) (37,6%) (19,2%) (15,3%)
2. Чтение художественной литературы (9,2%) 327 (25,1%) (34,8%) (30,7%)
3.   Занятия в спортивных секциях и группах здоровья (13,8%) (24,2%) 305. (23,4%) (38,4%)
4. Занятия туризмом, загородными прогулками (8,4%) (18,8%) (34,2%) 500 (38,4%)
5.   Участие в работе коллективов художе­ственной самодеятельности (10,0%) (23,2%) (36,0%) (30,7%)
6.   Занятия народными ремеслами (кера­мика, ковроткачество, вышивка, резьба по дереву и т. п.) (3,8%) 97 (7,4%) 753 (57,9%) (30,7%)
7.   Занятия живописью, рисованием, художественной фотографией (3,5%) 79 (6,0%) (46,1%) (44,2%)
8.   Общение с друзьями в клубах выход­ного дня, на природе, дома (6,7%) (34,7%) (27,8%) (30,7%) 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: