Рис. 1. Составные элементы модуля зрительной системы (1, 2, 3)
1 – состояние зрения (зрительный диагноз)
2 – клиническая характеристика зрительных заболеваний
3 – характеристика состояния видения ребенка
для определения зрительной нагрузки
В представленном модуле решается задача уточнения зрительного диагноза, с которым ребенок приходит в дошкольное учреждение(1). Врач-офтальмолог обследует состояние зрительных функций, дает клиническую характеристику зрительного заболевания (2) и характеристику состояния видения ребенка для определения зрительной нагрузки (3). На основании полученных данных дает рекомендации по организации офтальмо-гигиенических условий осуществления процесса обучения и воспитания и зрительной нагрузки.
Рис. 2. Составные элементы модуля состояния
Здоровья (4, 5, 6)
4 – состояние здоровья (диагнозы сопутствующих заболеваний)
5 – клиническая характеристика заболеваний
6 – характеристика группы здоровья
Кроме этого медицинскими специалистами (психоневрологом, гастроэнтерологом, ортопедом, педиатром) проводится углубленный осмотр состояния здоровья детей, выявляют сопутствующие соматические заболевания (4).
На основании полученных данных о состоянии здоровья врачи определяют функциональные психофизиологические возможности детского организма при различных заболеваниях, затем обсуждается характер психологических неблагополучий ребенка на фоне того или иного заболевания. Так создается клинико-психологическая характеристика заболеваний (5).
Педиатр устанавливают группу здоровья. Состояние зрения (1) связано с общим состоянием здоровья ребенка (4), клиническая характеристика зрительного заболевания (2) и клиническая характеристика соматического заболевания ребенка (5), характеристика видения и определение зрительной нагрузки (3) взаимообусловлены с группой здоровья ребенка (6).
|
Рис. 3. Составные элементы модуля психофизического
здоровья (7, 8, 9)
7 – физическое развитие ребенка, функциональное
состояние органов и систем
8 – психологическая характеристика, включающая описание
негативных состояний, связанных с заболеваниями
9 – индивидуальная клинико-психологическая карта
Учитывая состояние зрения и здоровья ребенка, врачом-педиатром изучается состояние его физического развития, определяется функциональное состояние органов и систем (7).
В результате полученных данных о состоянии физического развития ребенка от врачей различных специальностей составляется психологическая характеристика, включающая описание негативных состояний, связанных с заболеванием (8), для определения прогноза возможного восстановления здоровья. На основании полученных данных о состоянии зрения, здоровья ребенка, клинической картины заболеваний, составляют индивидуальную клинико-психологическую карту (9), где указывают клинико-психологические рекомендации, которые необходимы для разработки технологии психолого-педагогического изучения ребенка.
В рекомендациях, которые составляются на основе клинической характеристики, психологи и педагоги получают информацию для определения ребенка в одну из категорий детей с нарушениями зрения (слепых, слепых с остатком зрения, слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией). Это позволяет определить, какие показания и противопоказания в клинической картине существенны при организации психолого-педагогического изучения ребенка с нарушениями зрения.