Основные этапы исследования.




Исследование по данной теме проводилось с 1995 по 2015 гг. и прошло пять основных этапов.

Первый этап (1995–2000гг.)аналитико-подготовительный – был направлен на разработку теоретико-методологических основ и изучения состояния проблемы индивидуальной помощи дошкольникам с глубокими нарушениями зрения в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Второй этап (2001–2003гг.)диагностический. Решались задачи комплексного изучения состояния зрения, здоровья детей, особенностей психолого-педагогической характеристики, их типологических и индивидуальных особенностей и выявление детей с выраженным индивидуальным своеобразием.

Третий этап (2004–2005 гг.) – прогностический. В этот период в рамках теоретической модели разрабатывались содержание и технологии индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения дошкольников с глубокими нарушениями зрения.

Четвертый этап (2006–2010гг.). Данный этап был посвящен экспериментальной работе по реализации концептуальных основ индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения, апробации и внедрению результатов исследования в практику дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов.

Пятый этап (20011–2015 гг.) – обобщающий. На этом этапе уточнялся понятийный аппарат исследования и систематизировались полученные результаты.

База исследования. И сследование проводилось на базе ДОУ компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями зрения г. Челябинска (№138, №440), г. Снежинска (№25), г. Озерска (№43). Были собраны данные о детях с нарушениями зрения ДОУ № 157,281,319,400,422,432,433
г. Челябинска. Всего на разных этапах работы в эксперимент были включены 679 детей дошкольного возраста из них с нарушениями зрения 629 детей
и 50 детей с нормальным зрением.

В том числе было выявлено 80 дошкольников с глубокими нарушениями зрения, которое составило 13% от всей популяции (629) детей данной категории. Проведено анкетирование 56 учителей-тифлопедагогов по выявлению их профессиональной компетентности в организации и содержании индивидуальной работы с детьми как обоснование актуальности разработки методического обеспечения работы тифлопедагога

Наиболее существенные результаты исследования:

– обоснована необходимость системного подхода к обеспеченности индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с глубокими нарушениями зрения;

– впервые разработана и апробирована теоретическая модель индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с глубокими нарушениями зрения как системное образование включающая три подсистемы, каждая из которых включает три модуля, а каждый модуль состоит из трех элементов, все составляющие модели находятся в системообразующих связях и зависимостях и обусловливают их местоположения в системе;

– представлена характеристика нарушений состояния зрения и здоровья детей с нарушениями зрения как причина появления психолого-педагогических неблагополучий в психофизическом развитии данной категории детей;

– показана роль типологического исследования успешности развития детей с различными нарушениями зрения как средства выделения детей с выраженным индивидуальным своеобразием и требующих индивидуального обучения и воспитания;

– доказана эффективность разработанных индивидуальных пропедевтических вариативных программ для дошкольников с глубокими нарушениями зрения, обеспечивающих формирование коррекционно-компенсаторных, социально-адаптивных навыков по ведущим линиям психофизического развития и позволяющих ребенку постепенно включаться в более широкое образовательное пространство;

– показано своеобразие ведущих направлений медико-психолого-педагогической помощи детям с глубокими нарушениями зрения сообразно основных линий в отставании психофизического развития ребенка.

Новизна исследования:

– впервые на основе междисциплинарного подхода представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика индивидуальности дошкольников с глубокими нарушениями зрения;

– разработаны концептуальные основы модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с глубокими нарушениями зрения, включающие принципы адекватности предметно-методической, содержательной и функциональной сторон процесса индивидуализации; внутриструктурных и межструктурных связях и взаимодействиях; непрерывности мониторинга комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с опорой на типологические особенности успешности развития детей с нарушением зрения разных уровней познавательных возможностей; структурно-иерархическом построении этапов обучения; многоаспектного и многоцелевого мониторинга функционирования всей системы сопровождения как целостного процесса индивидуализации;

– в процессе феноменологического типологического анализа развития детей с глубокими нарушениями зрения, были обозначены специфические проблемы и выявлены индивидуальные особенности личности (неоднородность нарушений психофизического развития, обедненность зрительных представлений или их отсутствие, недоразвитие предметно-практических действий, неразвитость компенсаторных навыков использования сохранных анализаторов, недостаточность ориентировки в пространстве и в окружающем мире). Выявленные особенности развития не позволяют детям обучаться в условиях группового и подгруппового пребывания, и определяющие содержание индивидуальных пропедевтических вариативных программ;

– представлен механизм создания индивидуальных пропедевтических вариативных программ обучения детей с глубокими нарушениями зрения и пошагового слияния процессов диагностики и пробных обучающих занятий, приближенных к актуальному развитию ребенка как условие прогнозирования, разработки и планирования «зоны ближайшего развития»;

– показана роль и содержание взаимодействия медицинских, психологических и педагогических специалистов на всех этапах работы с ребенком: в период диагностики, прогнозирования и разработки содержания и технологии индивидуализации комплексной коррекционно-развивающей работы и поддержки ребенка с глубокими нарушениями зрения.

Теоретическая значимость:

– представлен научный взгляд на роль и значение модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения, базирующейся на принципе конститутивного подхода к анализу медицинских, психологических и педагогической данных диагностики как совокупности биологических и социальных факторов, обусловливающих ход психофизического развития детей с глубокими нарушениями зрения;

– доказана важная роль типологического изучения детей с нарушением зрения как средства выявления детей с глубокими нарушениями зрения с резко выраженным индивидуальными различиями и доказана эффективность его использования для определения основных линий недоразвития ребенка с целью характеристики актуального развития и определения ведущих линий психолого-педагогической поддержки;

– определена теоретическая значимость характеристики основных линий отклонения в психофизическом развитии детей с глубокими нарушениями зрения как клинико-психолого-педагогических данных, обосновыващих информативную основу разработки индивидуальных пропедевтических вариативных программ, отражающих задачи и программное содержание, способствующее исправлению и выравниванию, сглаживанию нарушений по основных линиям развития личности ребенка;

– подтверждена успешность внедрения модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения детей с глубокими нарушениями зрения в дошкольные учреждения для детей данной категории; обоснована эффективность реализации индивидуальных пропедевтических вариативных программ, обеспечивающих успешность преодоления недостаточности психофизического развития детей с глубокими нарушениями зрения.

Практическое значение работы:

– модель индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения была апробирована и внедрена в практику работы ДОУ № 138 г. Челябинска, ЦРР ДОУ № 440 г. Челябинска, ДОУ № 25 г. Снежинска; ДОУ № 43 г. Озерска;

– разработанные индивидуальные пропедевтические вариативные программы, направленные на ведущие, основные линии отставания психофизического развития детей с глубокими нарушениями зрения включают разделы: развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, развитие общения, прошли апробацию в различных регионах России (Саратов, Самара, Красноярск, Новосибирск, Москва, Тула, Орел и др.);

– разработаны и внедрены в практику программы курсов повышения квалификации «Индивидуализация медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения», «Реализация индивидуального подхода при воспитании и обучении дошкольника с нарушениями зрения» для слушателей городов (Челябинск, Челябинская область, Оренбург (ОГПУ), Москва (МПГУ), Новосибирск, Красноярск, Самара, Тольятти);

– подготовлены и изданы учебно-методические пособия: «Содержание и организация работы тифлопедагога в детском саду для детей с нарушениями зрения», «Занятия по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения», «Занятия по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения», «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки детей с нарушениями зрения», «В помощь тифлопедагогу ДОУ», «Индивидуальная пропедевтическая коррекционная программа по развитию зрительного восприятия ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения», «Индивидуальная пропедевтическая коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения», «Индивидуальная пропедевтическая коррекционная программа по формированию коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения», «Реализуем ФГОС ДО: рабочая программа тифлопедагога», «Развитие предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе творческого конструирования в условиях инклюзивного образования»;

– созданы и внедрены в практику работы дошкольных учреждений
16 учебно-методических видеоматериалов, демонстрирующих организацию и содержание процесса работы с детьми, имеющими нарушения зрения;

– получено свидетельство № 0011/15 об авторстве на модель комплексной коррекционной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения Международного центра педагогического изобретательства г. Москвы. Зарегистрировано в Реестре педагогических «Ноу-Хау» МЦПИ: 11 февраля 2002 г.

Положения, выносимые на защиту:

– преодоление недостаточности в психофизическом развитии ребенка с глубокими нарушениями зрения наиболее эффективно осуществляется в условиях реализации модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения;

– системный анализ сущности и структуры индивидуализации, её закономерностей, принципов и методов, позволяет утверждать, что модель индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения, включающая в себя три подсистемы: клинико-психологическое изучение ребенка, психолого-педагогическую диагностику и разработку программ индивидуального обучения и воспитания, обусловливает успех социального развития и повышение образовательного потенциала ребенка;

– клинико-психологическая диагностика, нацеленная на изучение состояния здоровья и зрения и характеристику клинико-психологических неблагополучий, сопровождающих заболевания, являются основой для разработки диагностики психолого-педагогического индивидуального развития ребенка;

– в условиях типологического сравнительного анализа всей популяции испытуемых с нарушением зрения возможно выявить детей с выраженным индивидуальным своеобразием и в последующем путем индивидуального естественного динамического наблюдения представить характеристику отклонений в развитии личности;

– проектирование индивидуального коррекционно-развивающего пространства, разработка индивидуальных пропедевтических вариативных программ и методических приемов, определение организационных форм взаимодействия с ребенком строится на клинико-психолого-педагогической характеристике как основы понимания уровня актуального развития;

– верификация модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения, внедрение в практику дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного видов для детей с нарушениями зрения, доказывает ее эффективность в процессе выравнивания и преодоления отклонений по ведущим линиям психофизического развития в различных сферах детской деятельности за счет формирования коррекционно-компенсаторных навыков и потенциальных возможностей социальной адаптации ребенка.

 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались за счет фактологического материала личных наблюдений автора в процессе практической деятельности в качестве тифлопедагога детского сада в течение 20 лет. Затем в качестве научного руководителя экспериментальной работой в течение 15 лет, будучи заведующей кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Использование комплексных взаимосвязанных диагностических материалов позволило представить индивидуальную картину проблем ребенка с глубокими нарушениями зрения.

Применение современных методов теоретико-экспериментального поиска, сообразно поставленным задачам; логическое построение психолого-педагогического эксперимента и доказательство эффективности и результативности модели индивидуализации комплексного коррекционно-развивающего обучения методом статистических критериев Фишера; внедрение полученных результатов в практику образовательной системы и всестороннее обсуждение их в научно-методическом, психолого-педагогическом сообществе обосновывают их доказательность.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия:

–в Международных научно-практических конференциях: (Нижний Новгород, 2006 г.; Харьков, 2006 г.; Нидерланды, 2006 г.; Санкт-Петербург, 2006 г.; Орел, 2007 г.; Саратов, проводимой совместно с организацией ICEVI, Нидерланды, 2008 г.; Екатеринбург, 2009 г.; Челябинск, ЧГПУ, 2010г.; Челябинск, ЧГПУ, 2011 г.,2012 г., 2013 г., 2014,2015.

– во Всероссийских научно-практических конференциях: (Челябинск – Москва, 2003 г. совместно с ИКП РАО; Челябинск, 2003 г.; Челябинск – Москва, 2006г., совместно с ИКП РАО; Оренбург, 2008 г.; Челябинск ЧИППКРО, 2009 г.; Челябинск 2009, 2010 г.г.; Челябинск, ЧГПУ 2010 г., Челябинск, ЧГПУ 2011 г., 2012 г.,2013 г. 2014 г.,2015 г.

– в региональных научно-практических конференциях: (Трехгорный, 2005 г.; Снежинск, 2006, 2007 г.; Озерск, 2008, 2009, 2010, 2011 г. г., Челябинск 2012, 2013 г., 2014,2015г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: