Цель. Повысить качество техники пилотирования курсанта в самостоятельных полетах по прямоугольному маршруту.
Количество полетов—контрольных—22; время 3 ч 15 мин;
самостоятельных—54, время—5 ч 24 мин.
Место—прямоугольный маршрут, высота—300 м.
Порядок выполнения. На линии предварительного старта курсант устанавливает связь с руководителем полетов, запрашивает разрешение на выруливание. Убедившись, что исполнительный старт свободен, начинает руление.
На линии исполнительного старта экипаж выполняет карту обязательных проверок (раздел «Перед взлетом»), осматривается. После этого курсант, пилотирующий самолет, запрашивает разрешение на взлет. Получив разрешение, выполняет взлет, набор высоты, расчет на посадку разворотом на 90° и посадку с нормальным профилем в полосе приземления.
Первый разворот курсант выполняет на высоте не менее 150м, вывод из четвертого разворота—на высоте не менее 150 м. Щиток выпускает на высоте не менее 100 м.
Курсант-второй пилот наблюдает за воздухом, землей, фиксирует ошибки пилотирующего, не вмешиваясь в управление. Помогает контролировать температурный режим двигателя и поддерживает его в рекомендуемых пределах.
Исправлять расчет на посадку разрешается подтягиванием до высоты начала выравнивания или уходом на второй круг.
При последующей самостоятельной тренировке курсанта инструктор, перед тем как выпустить курсанта самостоятельно, предоставляет ему не менее двух контрольных полетов, один из которых обязательно должен быть показным.
Показной полет выполняет инструктор, обращает внимание курсанта на особенности старта, наличие сноса на взлете, в полете, при построении прямоугольного маршрута и при посадке; на расположение запасных площадок ни случай вынужденных посадок. В процессе полета курсант мягко держит рычаги управления, ведет радиообмен, осмотрительность и контролирует температурный режим двигателя.
|
Второй контрольный полет выполняет курсант, а инструктор наблюдает за его действиями.
Если курсант уверенно и грамотно пилотирует самолет, и позволяют метеоусловия, то инструктор разрешает курсанту самостоятельные полеты. Особое внимание следует обратить на уменье курсанта бороться со сносом. Если обнаруженный при расчете на посадку снос до высоты начала выравнивания устранить не удалось, курсант должен плавно увеличивать мощность двигателя до взлетной и уйти на второй круг.
Запрещается выполнять самостоятельные полеты при отсутствии непрерывного наблюдения за самолетом.
С целью повышения уровня техники пилотирования и совершенствования методики обучения контрольные полеты с курсантом выполняет командир звена и вышестоящие командиры после 10—20—35 самостоятельных полетов.
В этих полетах у курсанта проверяется:
— умение исправлять расчет на посадку;
— умение исправлять ошибки на взлете и посадке;
— действия при имитации отказа двигателя;
— действия при уходе на второй круг;
— действия при имитации отказа самолетного оборудования, наземных средств и другой техники.
Самостоятельная тренировка курсанта в полетах по прямоугольному маршруту с боковым ветром разрешается после выполнения им десяти самостоятельных полетов. Вначале боковая составляющая ветра не должна превышать 4 м/с, после выполнения пятнадцати тренировочных полетов с боковым ветром можно разрешить тренировку при боковой составляющей ветра 5 м/с. Если курсант в самостоятельных полетах допустил грубые отклонения в технике пилотирования, к дальнейшей самостоятельной тренировке он может быть допущен только после устранения ошибок. Разрешение на самостоятельную тренировку дает командир звена после проверки в полете.
|
Условия выполнения. Курсант должен выполнять взлет, расчет на посадку и посадку с боковым ветром на оценку не ниже «хорошо», грамотно действовать при имитации особых случаев полета.
Упражнение 9а. Подготовка к выполнению полетов в зону для отработки виражей с креном 30°, 45°, 60°, парашютирования, штопора, горки с углом тангажа 30°, спирали и скольжения.
Цель. Проверить знания и восстановить в памяти курсантов технику ввода самолета в штопор и вывода из штопора, технику выполнения виражей с креном 30°, 45°, 60°, парашютирования, горки, спирали и скольжения.
Время—4 ч на группу.
Место—класс или методический городок.
Порядок выполнения. Первые 2 ч занятия проводит командир звена в присутствии инструкторского составах звена.
Разбираются следующие вопросы:
— основные летные ограничения самолета;
— штопорные характеристики самолета;
— действия в особых случаях полета;
— наличие, местонахождение и порядок использования наземных РТС:
— особенности поведения самолета при выполнении фигурного пилотажа;
— меры безопасности при обучении фигурному пилотажу;
— запасные площадки на случай отказа двигателя в зоне. Вторые 2 ч занятия проводит инструктор. Используя методические пособия и тренажер, повторно разбирает:
|
— технику выполнения фигурного пилотажа;
— порядок распределения внимания;
— порядок ведения осмотрительности.
Путем опроса определяет готовность курсанта к выполнению задания. В заключение проводит розыгрыш полета в зону.
Условия выполнения. Курсант должен знать технику выполнения фигурного пилотажа, порядок распределения внимания и действия пилота в особых случаях полета на оценку не ниже «хорошо».
Упражнение 9. Полеты в зону для отработки виражей с креном 30°, 45°, 60°, парашютирования, штопора, горки с углом 30°, спирали и скольжения.
Цель. Дать курсанту тренировку в выполнении виражей с креном 30°, 45°, 60°, парашютирования, ввода в штопор и вывода из него, горки с углом 30°, спирали, скольжения, двухстороннего радиообмена. Привить навыки ведения круговой осмотрительности и в распределении внимания в зоне.
Количество полетов—контрольных—3, время—2 ч 20 мин;
самостоятельных—4, время—1 ч 22 мин-
Место—пилотажная зона, высота 2000 м, прямоугольный маршрут, высота 300 м.
Порядок выполнения. Первые два полета в зону, контрольно-показные, курсант выполняет под руководством инструктора. По достижении высоты 1200 м курсант под наблюдением инструктора набирает высоту 2000 м на минимальной безопасной скорости. Затем балансирует самолет, осматривает, оценивает метеоусловия и выполняет виражи с креном 30°, 45°, 60°, по два в каждую сторону. После предварительного инструкторского показа, курсант тренируется в, выполнении парашютирования, а затем в выполнении срыва в штопор, после чего выполняет одновитковый штопор вправо и влево. Восстановление потерянной высоты производится восходящей спиралью. В заключение выполняет спираль с креном 30° вправо и влево до высоты 800 м, скольжение до высоты 600 м. На высоте 600 м в режиме планирования выпускает шасси и продолжает снижение до 300 м в сторону аэродрома. Вход в круг, заход на посадку, расчет и посадку выполняет курсант.
Инструктор должен требовать, чтобы курсант перед выполнением каждой фигуры производил круговой осмотр и проверял место самолета в зоне.
Третий контрольный полет выполняется с командиром звена, целью проверки правильности действий курсанта при выполнении штопора. При положительных результатах проверки командир звена дает разрешение курсанту на выполнение самостоятельных полетов в зону. Обязательным условием должно быть точное соблюдение правил осмотрительности и радиообмена.
Последующие полеты в зону курсант выполняет самостоятельно. В зоне, на высоте 2000 м, выполняет по два виража с креном 30°, 45°, 60°. После этого выполняет горки с углом тангажа 30°, снижается спиралью с креном 30° до высоты 800 м. С высоты 800 м до высоты 600 м снижение производятся нормальным планированием. На высоте 600 м курсант выпускает шасси, продолжает снижение до 300 м, производит вход в круг, расчет на посадку и посадку. Перед выполнением самостоятельного полета в зону выполняет один самостоятельный полет по прямоугольному маршруту.
Условия выполнения. Курсант должен грамотно пилотировать самолет на критических режимах, правильно выводить самолет из штопора, вести радиообмен и строго соблюдать правила осмотрительности.
Оценки за полеты выставляются по результатам наблюдения с земли и по докладам экипажа.
Задача третья