Цель. Проверить знание курсантами принципов действия, правил эксплуатации пилотажно-навигационных приборов и умения считывать их показания. Настройка АРК-9.
Время—4 ч. на группу.
Место—класс или методический городок.
Порядок выполнения. Первые 3 ч инструктор рассказывает курсантам о назначении, устройстве, принципе действия пилотажно-навигационных приборов, правилах отсчета их показаний. Повторяет правила включения приборов на земле и в воздухе, способы определения отказа приборов в работе, их основные неисправности и погрешности. После проверки знания и принципов действия пилотажно-навигационных приборов и умения оценивать их показания инструктор в кабине самолета объясняет расположение арматуры и пилотажно-навигационных приборов, действия рычагами управления в соответствии с показаниями отдельных приборов. Предоставляет каждому курсанту время для тренировки в настройке АРК-9 на приводную радиостанцию.
На заключительном занятии (1 ч) командир звена рассказывает курсантам о значении обучения полетам по приборам и об особенностях их выполнения.
Затем проверяет курсантов в знании правил эксплуатации приборного оборудования и принципов его работы.
Условия выполнения. Курсанты должны твердо знать устройство и правила эксплуатации пилотажно-навигационных приборов (на оценку не ниже «хорошо»).
Упражнение 10б. Подготовка к выполнению полетов по приборам для отработки горизонтального полета, набора высоты, планирования и разворотов.
Цель. Научить курсантов правильному распределению внимания и порядку выполнения полетов по приборам.
Время—2 ч на группу.
Место—класс или методический городок.
|
Порядок выполнения. Инструктор знакомит курсантов с расположением зон и секторов, отведенных для выполнения полетов по приборам, с порядком занятия и освобождения зон и секторов,, рассказывает об особых требованиях и ограничениях при выполнении полета. Разбирает порядок распределения и переключения внимания на всех этапах полета по приборам, обязанности членов экипажа, наиболее характерные ошибки, возникающие при выполнении полета по приборам и меры по их предупреждению и устранению.
Повторяет правила радиообмена.
Занятия заканчиваются розыгрышем полета.
Условия выполнения. Курсанты должны твердо знать технику выполнения полета по приборам и порядок распределения внимания (на оценку не ниже «хорошо»).
Упражнение 10. Полеты по приборам за шторками для отработки горизонтального полета, набора высоты, планирования разворотов.
Цель. Научить курсанта пилотировать самолет без кренов с постоянной скоростью, выполнять развороты с креном (15—20)°, выдерживать заданный курс в горизонтальном полете, наборе высоты, планировании.
Количество полетов—3.
Время—2 ч.
Место—зона полетов по приборам, высота—заданный эшелон.
Порядок выполнения. Взлет, набор высоты и выход в зону выполняет курсант в открытой кабине. На прямолинейных участках маршрута инструктор обращает внимание курсанта на изменение показаний пилотажно-навигационных приборов в зависимости от положения самолета. В зоне приступает к обучению курсанта выполнению горизонтального полета под шторкой; пользуясь авиагоризонтом, сначала отрабатывает полет без крена, затем требует сохранения тангажа и наконец, обучает выдерживанию курса. В таком же порядке отрабатывается набор высоты и планирование. Переход из режима в режим курсант выполняет по команде инструктора (например: «Наберите 100 м», «Выдержите курс 30 град. 3 мин», «Снижение 500 м»).
|
Если курсант допускает отклонение самолета от заданного режима, необходимо указать ему на отклонение (крен, курс, скорость и т. д.). Вмешиваться в управление самолетом следует только в том случае, когда курсант не справляется с пилотированием. Когда курсант научится сохранять режим полета по прямой (в наборе высоты, в горизонтальном полете и на снижении), следует приступить к обучению разворотам.
Каждый режим полета выдерживается не более 5 мин, после чего следует на 2 мин открыть шторки, чтобы дать курсанту небольшой отдых.
Условия выполнения. Курсант должен уметь выполнять набор высоты, горизонтальный полет, снижение, а также переходить от режима к режиму, сохраняя курс, скорость, поперечное равновесие самолета; производить развороты с креном (15—20)° на оценку не ниже «удовлетворительно».
Упражнение 11а. Подготовка к выполнению полетов по приборам на отработку виражей с креном (15—30)° стандартных разворотов, выхода на заданный курс, вывода самолета из сложного положения, пилотирования по дублирующим приборам и выхода на ПРС. Подготовка к выполнению заходов по системе ОСП.
Цель. Проверить знание курсантами правил использования радиотехнического оборудования, технику выполнения виражей и стандартных разворотов, изучить порядок выхода на ПРС, технику пилотирования по дублирующим приборам, вывода самолета из сложного положения.
|
Время—4 ч на группу.
Место—класс или методический городок.
Порядок выполнения. Первые 2 ч занятия проводит штурман авиаэскадрильи в классе. Используя схемы, макеты и другие наглядные пособия, он проверяет знание курсантами порядка настройки АРК-9, правил пассивного и активного полета на радиостанцию, уменье определить момент ее пролета, выполнять активный полет от радиостанции. Затем объясняет технику захода по системе ОСП.
В последующие 2 ч занятий инструктор объясняет технику выполнения виражей и стандартных разворотов по приборам, вывод самолета из сложного положения, пилотирование по дублирующим приборам. При объяснении необходимо указать, что курсант может попасть в сложное положение неожиданно, из-за ошибок в технике пилотирования по приборам. Так, например, при потере скорости и неправильных действиях рулями возможен срыв самолета в штопор или вход в глубокую спираль и т. д. Одновременно следует подчеркнуть, что при выводе самолета из сложного положения необходимо вначале вывести самолет из крена и разворота, а затем перевести его в режим горизонтального полета, не допуская опасных перегрузок и увеличения скорости.
Объясняя технику пилотирования самолета по дублирующим приборам, следует на макете приборной доски устанавливать показания приборов, а потом пояснять, какому положению самолета соответствуют и каковы должны быть действия рычагами управления, показания каких приборов наиболее важны при выполнении горизонтального полета, набора высоты, снижения, разворотов, при выводе самолета из сложного положения. Далее необходимо объяснить курсантам и потребовать, чтобы они запомнили:
— признаки неисправности или отказа пилотажно-навигационных. приборов, их взаимозаменяемость;
— действия при отказе одного или нескольких приборов;
— особенности пилотирования и режима работы двигателя в наборе высоты, горизонтальном полете, планировании, при отказе указателя скорости;
— порядок распределения и переключения внимания при пилотировании самолета по дублирующим приборам в зависимости от режима полета и его условий (высоты, наличия болтанки, обледенения, дальности, видимости и т. д.).
Условия выполнения. Курсант должен освоить технику выполнения виражей с креном (15—30)°, стандартных разворотов, знать способы восстановления равновесия самолета при любом его положении, уметь пользоваться бортовыми радиотехническими средствами, а также дублирующими приборами при отказе основных на оценку не ниже «хорошо». Знать порядок действий при заходе по системе ОСП.
Во всех случаях, когда пилот при полете по приборам за шторками не может определить положение самолета или восстановить заданный режим, необходимо открыть шторку и вывести самолет в горизонтальный полет.
Упражнение 11. Полеты по приборам за шторками для отработки виражей с креном (15—30)°, стандартных разворотов, выхода на заданный курс, вывода самолета из сложного положения, пилотирования по дублирующим приборам и вывода самолета на ПРС. Тренировка в заходах по системе ОСП.
Цель. Научить курсанта выходить на заданный курс, выполнять виражи с креном (15—30)°, стандартные развороты выводить самолет из сложного положения по приборам. Отработать технику выхода на ПРС активным и пассивным методом и пилотирования по дублирующим приборам. Научить полетам по системе ОСП.
Количество полетов—18
Время—6 ч.
Место—зона полетов по приборам.
Высота—заданный эшелон.
Порядок выполнения. После взлета и выхода из круга курсант по команде инструктора закрывает кабину шторками, устанавливает режим набора высоты и выдерживает заданный курс до зоны. Набрав заданную высоту, переводит самолет в режим горизонтального полета. После этого инструктор берет управление на себя и выполняет показной левый-вираж с креном 15°. Затем курсант самостоятельно выполняет виражи, а инструктор по СПУ обращает его внимание на допущенные ошибки и отклонения. В такой же последовательности отрабатывается правый вираж с креном 15°, а затем стандартные развороты и виражи с креном 30°, в последующих полетах наряду с тренировкой в выполнении прямолинейного полета и виражей, необходимо приступить к обучению курсанта разворотам с выходом на заданный курс, активному полету на ПРС и от нее и пилотированию по дублирующим приборам. Обучение выводу самолета из сложного положения следует начинать с вывода из некоординированного разворота, вначале горизонтальном полете, а затем в наборе высоты и на снижении. После этого приступить к обучению выводу самолета из скольжения и спирали. В начале обучения следует предупреждать курса; та о том, какое положение будет создано, а в конце обучения создать его без предупреждения. Последние двенадцать полете производятся по системе ОСП.
Условия выполнения. Курсант должен уметь выполнять вираж с креном (15—30)°, стандартные развороты, пилотировать по дублирующим приборам, выводить самолет из созданного сложного положения, выходить на ПРС и от нее с заданным курсом на оценку не ниже «удовлетворительно», уметь заходить на посадку по системе ОСП.
Задача четвертая
ПОЛЕТЫНОЧЬЮ
Цель. Научить курсанта пилотированию самолета ночью.
Наземная подготовка—12 ч.
Количество полетов—24, время—5ч.