Включить питание с помощью автомата защиты «РВ», при этом должен загореться красный светосигнализатор, стрелка указателя переместится в сторону деления «750 м» и уйдет за черный сектор шкалы. После прогрева радиовысотомера красный светосигнализатор должен погаснуть, а стрелка указателя—переместиться на деление шкалы «0±0,8 м».
Ручкой «УСТАН. ВЫСОТ» установить индекс сигнализатора заданной высоты против деления шкалы «10 м». Нажать и удерживать в нажатом положении кнопку «КОНТРОЛЬ». При этом стрелка указателя должна установиться на контрольном значении высоты «15±1,5 м». Отпустить кнопку «КОНТРОЛЬ», при этомстрелка указателя будет перемещаться к нулевому делению, шкалы. В момент, когда стрелка будет проходить деление «10м» сработает сигнализация — загорится желтый светосигнализатор на указателе высоты, и в телефонах пилотов будет прослушиваться звуковой сигнал.
Выключить радиовысотомер выключателем «РВ» на электрощитке.
ПРОВЕРКА АППАРАТУРЫ«ОСЬ-1»
Включить на электрощитке автомат защиты «Ось-1».
На блоке управления «Ось-1» включить:
— выключатель питания в положение «ВКЛ.»;
— переключатель «СП-50—ИЛС» в положение «СП-50»;
— ручкой набора частоты установить частоту 110,3 МГц по счетчику;
— нажать левую кнопку «КОНТРОЛЬ». При этом должны cpаботать курсовой и глиссадный бленкеры прибора ПСП-48, стрелка курса должна отклониться влево и занять положение между 3 и 5-й точками, а стрелка глиссады — отклониться вверх, также положение между 3 и 5-й точками. На световом табло должно светиться окошко «МАРКЕР»;
— нажать среднюю кнопку «КОНТРОЛЬ». При этом должны сработать курсовой и глиссадный бленкеры, стрелки курса и глиссады должны отклониться соответственно вправо и вниз и занять положение между 3 и 5-й точками, должно светиться табло «МАРКЕР»;
|
выключить аппаратуру выключателем на блоке управления.
ЗАПУСК, ПРОГРЕВ И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ
ПОДГОТОВКА ДВИГАТЕЛЯ К ЗАПУСКУ
Перед запуском необходимо:
— на пыльных аэродромах место стоянки самолета полить водою;
— проверить, отвязан ли самолет, поставлены ли колодки под колеса и имеются ли около самолета огнетушители;
— сняты ли струбцины с рулей;
— снят ли чехол с приемника воздушного давления. Запуск двигателя можно производить как от аэродромного источника питания, так и от бортовой аккумуляторной батареи.
Перед запуском двигателя курсант (пилот) обязан:
— убедиться, что перед самолетом нет людей, транспорта и предметов, могущих попасть под винт;
— закрыть заслонку маслорадиатора, а зимой и жалюзи капота двигателя;
— установить рычаг управления шагом винта в положение «МАЛЫЙ ШАГ» (полностью от себя);
— установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее 1/3 полного хода — (28—30) % (800 об/мин — 1000 об/мин);
— убедиться в том, что рычаг управления пожарным краном находится в открытом положении (полностью от себя);
— при температуре наружного воздуха ниже 0°С рычаг управления подогревом воздуха, поступающего в карбюратор, установить в положение «ВКЛ.» (полностью вниз);
— убедиться в том, что магнето выключено (переключатель находится, в положении «0»);
— убедиться, что выключатель «АККУМ.» и автомат защиты сети «ЗАЖИГ.» выключены, и подать команду: «Провернуть винт».
|
Прежде чем проворачивать винт, техник спрашивает: «Выключено?», на что курсант (пилот), вторично убедившись, что зажигание выключено, отвечает: «Выключено». Только после этого техник проворачивает винт от руки по ходу на 3—4 оборота. В процессе проворачивания винта необходимо установить шприц «Заливка мотора» в положение «ЦИЛИНДР» и залить летом 2—3 шприца, а зимой 3—5 шприцев бензина в цилиндры двигателя. Установить Шприц «Заливка мотора» в положение «МАГИСТР.» и создать давление бензина перед карбюратором (0,2—0,5) кгс/см2.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. 1. Запрещается проворачивать винт при горячем двигателе. 2. Заливать бензин более указанного количества не разрешается, так как он может смыть масло со стенок цилиндра и вызвать задир поршней или скопиться в нижних цилиндрах, что может привести к гидравлическому удару. 3. Заливка бензина через выхлопные патрубки и свечные отверстия категорически запрещается.
После проворачивания винта и заливки двигателя курсант (пилот), должен подать команду: «От винта». По этой команде техник отходит от винта к левой консоли крыла и отвечает: «Есть от винта», одновременно прикладывая руку к головному убору.
Курсант должен:
— проверить, открыт ли вентиль воздушной сети;
— включить на электрощитке выключатели «АККУМ», «ЗАЖИГАНИЕ», «СИГНАЛИЗАЦИЯ ШАССИ», «ПРИБОРЫДВИГАТЕЛЯ»;
— поставить штурвал управления и педали в нейтральное положение.
ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
1. Для запуска двигателя расконтрить пусковую кнопку, повернув ее корпус против часовой стрелки до совмещения красных меток, и нажать пусковую кнопку до отказа. Продолжительность непрерывного нажатия не должна превышать 3 с. После того как винт провернется не менее чем на 3—5 оборотов, включить магнето (установить переключатель в положение «1 + 2»). Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек следует произвести дополнительную подачу топлива в цилиндры заливочным, шприцем. Во время запуска, при появлении вспышки в цилиндрах, разрешается поддерживать выход двигателя на устойчивую работу перемещением вперед—назад рычага управления двигателем в диапазоне частоты вращения соответствующей (26—60)%. Темп перемещения— (2—3) с.
|
После того, как двигатель начнет устойчиво работать, пусковую кнопку отпустить и установить рычаг управления двигателем в положение, соответствующее (38—41)% (1100—1200 об/мин)-, одновременно наблюдая за давлением масла по показанию манометра. Если в течение (15—20) с после запуска давление масле не достигнет 1,0 кгс/см2, немедленно выключить двигатель и выяснить причину.
После запуска двигателя законтрить рукоятку заливного шприца и поставить пусковую кнопку на предохранитель. Включить генератор.
2. Если двигатель после двух попыток не запустился, запуск прекратить и проделать следующие операции:
вывернуть сливные пробки впускных труб цилиндров № 4, 5, 6, а также по одной свече из всех цилиндров, ввести шприцем в цилиндры по (30—40) г свежего масла, нагретого до температуры (75—80)°С, провернуть воздушный винт от руки по ходу на 3—4 оборота для удаления скопившихся масла и бензина (масло и бензин должны вытечь из выпускных труб, выхлопного коллектора и цилиндров). Поставить на место.свечи, сливные пробки, законтрить их и повторить запуск.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Перед повторным запуском провернуть винт от руки на 8—10 оборотов по ходу при полностью открытой дроссельной заслонке карбюратора и, не производя заливки двигателя, повторить запуск. При проворачивании винта соблюдать все меры предосторожности.
ПРОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ
1. После запуска (рис. 3) через (0,5—1) мин произвести дальнейший прогрев двигателя, установив ему частоту вращения (41 — 44)% (1200 об/мин—1300 об/мин). С началом роста температуры масла на входе в двигатель увеличить частоту вращения рычатом газа до (44—48)% (1300 об/мин—1400 об/мин) летом и до 51°/0 (1500 об/мин) зимой и продолжать прогрев двигателя на этом режиме до достижения температуры головок цилиндров не ниже 120°С и температуры масла не ниже 40°С.
2. Зимой для ускорения прогрева двигателя створки капота и маслорадиатора должны быть закрыты. Двигатель считается прогретым,
Рис. 3. График опробования двигателя:
0 — 1 прокрутка винта и запуск двигателя; 1 — 2 предварительный прогрев двигателя; 3 — 4 основной прогрев двигателя; 5 — 6 окончательный прогрев двигателя; 7 — 8 —проверка номинального режима при малом шаге; 9 — 10— проверка работы системы зажигания: 11— 13 — проверка работы винта и регулятора частоты вращения; 14 — 20 — проверка равновесной частоты вращения и чувствительности регулятора частоты вращения; 21 — 24 — проверка работы подогревателя воздуха; 25 — 28 — проверка напряжения генератора; 29 — 31 — проверка обратного тока отключения генератора; 32 — 33 — проверка взлетного режима; 34 — 35 — проверка первого номинального режима; 36 — 37 — проверка второго номинального режима; 38 — 39 — проверка режима малого газа; 39 — 40 — проверка приемистости; 41 — 43 — охлаждение двигателя; 44 — 45 прожог свечей; 46 — 47 — выключение зажигания и останов двигателя.
если температура головок наименее прогретых цилиндров будет не ниже 120°С, а температура масла на входе в двигатель — не ниже 40°С. Рекомендуемый температурный режим, выдерживать регулировкой открытия створок капота и маслорадиатора.
3. После прогрева двигателя произвести прогрев втулки винта двукратным переводом винта, с малого шага на большой и с большого шага на малый.
ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ
1. Опробование двигателя производить при: открытых створках капота и маслорадиатора. Перед увеличением частоты вращения вала двигателя установить рули в нейтральное положение и затормозить колеса.
2. Опробовать двигатель на втором номинальном режиме, для чего плавно переместить рычаг управления наддувом на второй номинальный режим. Показания приборов двигателя должны быть:
— частота вращения вала двигателя 70% (2050 об/мин);
— сверхатмосферное давление на всасывание (95±15) мм рт. ст;— давление масла (4—6) кгс/см2;
— давление бензина (0,2—0,5) кгс/см2;
— температура масла на входе в двигатель (40—75)°С;
— температура головок цилиндров не выше 190°С.
Двигатель должен работать устойчиво, без тряски. Во избежание перегрева двигателя вследствие недостаточного обдува не допускать длительной работы на номинальном режиме.
3. Проверить работу магнето и свечей. Проверку производить в следующем порядке: рычагом управления двигателем установить частоту вращения вала двигателя (64—70)% (1860 об/мин— 2050 об/мин) при малом шаге винта. На этом режиме выключить одно магнето на (15—20) с, после чего включить оба магнето на (20—30) с.
Уменьшение частоты вращения вала двигателя при работе на одном магнето не должно превышать 3% (85 об/мин).
4. Проверить работу генератора, для чего установить рычагом двигателя малый газ, а затем установить частоту вращения вала двигателя (57—58) % (1680 об/мин—1700 об/мин). По затуханию светосигнализатора «ОТКАЗ ГЕНЕРАТ» убедиться, что генератор включился в работу. Нажать кнопку вольтметра, напряжение в сети при этом должно быть (27—29) В. Включить потребители электроэнергии.
5. Проверить работу воздушного винта и регулятора частоты вращения (винт—в положении «МАЛЫЙ ШАГ») в следующем порядке: рычагом управления двигателем установить частоту вращения вала двигателя 70% (2050 об/мин). Затем, не трогая рычага газа, перевести рычаг управления шагом винта в положение «БОЛЬШОЙ ШАГ» (полностью на себя). Частота вращения вала двигателя при этом должна уменьшиться до 53% (1550 об/мин). При обратном переводе рычага управления шагом винта (полностью от себя) частота вращения вала двигателя должна возрасти до первоначальной, т. е. до 70% (2050 об/мин). Допускается кратковременное уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2 с последующим восстановлением за (8—11) с.
Затем проверить работу винта и регулятора частоты вращения вала двигателя на равновесной частоте вращения. Для этого при положении рычага управления шагом винта полностью от себя (малый шаг) установить рычагом газа частоту вращения 70% (2050 об/мин). Затем рычагом управления шагом винта установить двигателю частоту вращения 64% (I860 об/мин) и, не трогая этого рычага, плавно перемещать рычаг газа (не до отказа) вперед и назад. При этом частота вращения вала двигателя должна остаться постоянной. При резком движении рычагом газа вперед и назад частота вращения вала двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшаться на (2—4)% (60 об/мин—120 об/мин) и через (2—3) с восстанавливаться до равновесной частоты.
6. Проверить работу двигателя на взлетном режиме в течение (20—30) с (винт—в положении «МАЛЫЙ ШАГ»). Показания приборов должны быть следующими:
— частота вращения вала двигателя (95—99)% (2900 об/мин);
— сверхатмосферное давление на всасывание (наддув) (125±15) мм рт. ст. при полностью открытом дросселе;
— давление масла (4—6) кгс/см2;
— давление бензина (0,2—0,5) кгс/см2;
— температура масла на входе в двигатель (40—75)°С;
— температура головок цилиндров не выше 220°С;
— температура воздуха на входе в карбюратор не менее 10°С,
7. Проверить работу двигателя на режиме малого газа (винт на малом шаге, рычаг газа взят полностью на себя).
Двигатель должен работать устойчиво, показания приборов
— должны быть следующими:
— частота вращения вала двигателя не более 26% (600 об/мин —700 об/мин);
— давление масла не менее 1,0 кгс/см2;.
— давление бензина не менее 0,15 кгс/см2.
Во избежание замасливания свечей, продолжительность работы двигателя на режиме малого газа не должна превышать 5 мин.
Примечание. При работе двигателя с загруженным компрессором может иметь место колебание стрелок тахометра до ±3% (100 об/мин), при этом стрелка наддува не колеблется. Такое положение не является дефектом двигателя.
8. Проверить приемистость двигателя. Для этого рычаг управления двигателем плавно, за (2—3) с перевести из режима малого газа до взлетного режима. Переход должен совершаться плавно, в течение не более 3 с. Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров должна быть не ниже 120°С и температура масла на входе в двигатель не менее 40°С.