Примечания к повести «Сети красивой жизни» 9 глава




Возможно, Ивакину было слишком радостно в преддверии скорой свободы. И именно поэтому ему показалось странным, что коллеги встретили его приход крайне настороженно. Макс в ответ на его приветствие буркнул что-то неопределенное. Ирина с Андреем сдержанно улыбнулись. А Викуся, которая при его появлении высунулась из-за своего компьютера, словно крыса из норки, заметив на себе взгляд Ивакина, тут же спряталась обратно. Похоже, всей этой теплой компании было известно о грядущих переменах в судьбе их коллеги. Вот только самого главного они еще не знали… Интересно, как бы они отреагировали, узнав о том, что собирается сделать новоиспеченный кандидат в директора? Увы, Ивакин догадывался, какова была бы их реакция, решись он сейчас поведать им об этом. Кто-то бы покрутил пальцем у виска, кто-то изумился: «ну, ты даешь!», а кто-то и злорадно ухмыльнулся. Единственным человеком, кто смог бы понять и поддержать его, была девушка Галя, для которой самым главным в жизни являлась ее вера. Да, пожалуй, Степан Зеленцов. Но где сейчас была Галя? Что до Зеленцова… Ивакин с ужасом вспомнил, каким он видел его тогда, в своем кошмарном сне. Пожалуй, ему надо будет рассказать об этом отцу Илии и попросить помолиться за Степана. Вдруг это поможет ему…там, где он находится сейчас?..

Ивакин немного посидел за компьютером, выжидая время. А потом отправился к директору.

Босс встретил его ласковой, поистине отеческой, улыбкой, точь-в-точь, как у покойного господина Смита. Еще бы! Ведь он не сомневался в том, какой ответ даст ему Ивакин. И потому сейчас был поистине воплощением любезности, как человек, наконец-то добившийся своего.

-Доброе утро, Николай Сергеевич! – приветливо произнес он. – Рад Вас видеть. Присаживайтесь. Ну как? Вы решили?

-Да. – ответил Ивакин. – Вернее, нет. Я отказываюсь.

-Что? – улыбка в одночасье исчезла с лица директора, сменившись выражением растерянности. – Что? Вы отказываетесь? Тогда извольте объяснить причины Вашего отказа. Вы боитесь не справиться со своими новыми обязанностями? Вас не устраивает зарплата? Или кто-то из сотрудников? Тогда объясните мне – что именно мешает Вам согласиться, и мы устраним это препятствие…

-Меня не устраивает все. – ответил Ивакин, удивляясь, насколько спокойно и уверенно сейчас звучит его голос. – Меня не устраивает само пребывание в фирме, которая вместо пользы приносит людям вред. Я не хочу быть вашим соучастником. Поэтому я ухожу от вас.

В глазах директора полыхнула ярость. Но уже в следующий миг он совладал с собой и заговорил подчеркнуто холодным тоном:

-Что ж, пеняйте на себя. Вы сами лишили себя будущего. Полагаю, вскоре Вы пожалеете о своем решении и придете проситься назад. Вот только обратно мы Вас уже не примем. Нам не нужны люди, поступающие наперекор нашим ценностям. Такие, как Вы. Что ж, с сегодняшнего дня Вы у нас больше не работаете. Прощайте.

Ивакин смутно помнил, как он вышел из кабинета директора. Запомнил лишь изумленные лица коллег-мониторов, молча следивших за тем, как он, вернувшись в офис, собирал свои вещи. Похоже, они не могли понять, что происходит. Лишь во взгляде Викуси, вновь выбравшейся из своего подполья, светилось нескрываемое злобное торжество. Впрочем, теперь Ивакину не было до этого дела. Наконец-то он свободен! Пожалуй, отец Илия был прав – Господь и впрямь все устроил. Вон как он хорошо ответил этому улыбчивому лицемеру-директору! Наверное, никто прежде не осмеливался высказать ему в лицо всю правду, как это сейчас сделал Ивакин. Теперь этот господин будет знать: как ни крепки сети «красивой жизни», все-таки нашелся человек, которому оказалось под силу их порвать!

 

***

 

Чтобы немного успокоиться, Ивакин решил побродить по улицам. Вдобавок, что таить, он хотел скрыть от Инны свой уход из фирмы. Кто знает, что выкинет его вспыльчивая супруга, узнав, что с сегодняшнего дня ее муж больше не является сотрудником «Белле Вида»? Пожалуй, лучше не говорить ей об этом до тех пор, пока он не найдет себе новую работу. Иначе не миновать очередного скандала. А ему так хочется сохранить мир в семье!

По этой причине Ивакин заявился домой лишь к тому времени, когда он обычно возвращался с работы. Между прочим, по дороге он снова заглянул в магазин и купил эклеров, которые очень любила Инна. Благо, пирожные были свежими и имели весьма аппетитный вид. Пусть Инна порадуется любимому лакомству. Может, это несколько усыпит ее бдительность? А они с Сашкой доедят торт «Лауренсия». Тем более, что он оказался весьма вкусным, пожалуй, куда вкуснее эклеров. Пусть вчерашний праздник продлится хотя бы еще на день!

Подходя к своему дому, Ивакин заметил, что в комнате и на кухне горит свет. Значит, Инна уже была дома. Николай ускорил шаг и вскоре уже стоял перед дверью, нажимая на кнопку звонка. Спустя миг она распахнулась и на пороге появилась Инна

-А-а, пришел-таки… – прошипела она, с нескрываемой ненавистью глядя на Николая. – Явился, не запылился…

-Инна, что случилось? – едва мог вымолвить Ивакин, не ожидавший столь неласкового приема. – Объясни…

-Это ты мне должен объяснить! – разъяренная Инна сорвалась на крик. – Ты что, рехнулся? Как ты мог так поступить?

-Инночка, послушай… - начал было Николай.

-Заткнись! – перебила его Инна. – Я не желаю тебя слушать! Убирайся отсюда! Хоть к этой твоей… Хоть к твоему чокнутому попу! Ты мне не нужен! Понял!

В следующий миг в ногам Ивакина плюхнулась спортивная сумка с полурасстегнутой молнией, из которой торчало что-то черное. Николай вгляделся, и узнал свой недавно купленный, еще ни разу не надеванный костюм. На манекене в ГУМ-е он смотрелся весьма элегантно. Но сейчас, смятый и скомканный, этот костюм имел крайне жалкий вид…

-Забирай свои манатки! – крикнула Инна. – И чтобы ноги твоей здесь больше не было! Завтра же подаю на развод!

-Инна…Инна… - пролепетал Ивакин. Однако та уже захлопнула дверь.

Ивакин долго стоял, а потом сидел возле закрытой двери в надежде, что Инна успокоится и сменит гнев на милость. Но, убедившись в бесполезности этого ожидания, подхватил сумку и поплелся вниз.

Что же ему теперь делать? Да, теперь он свободен. Пожалуй, даже слишком. Ибо после ухода из «Белле Вида» в одночасье стал бездомным, безработным и одиноким. Такой ли свободы ему хотелось? Пожалуй, директор был прав: он сам лишил себя будущего. По собственной честности…впрочем, нет – по собственной глупости. Лучше бы он остался в фирме. Зачем он ушел оттуда? Зачем послушался этого священника, уверявшего его, будто «Господь все управит»? И вот что из всего этого вышло… Как видно, отец Илия просто-напросто обманул его. Что ж, он ответит за это. Сейчас Ивакин пойдет и скажет ему в лицо всю правду. А там – будь, что будет.

Когда Ивакин подходил к Никольской церкви, на дворе совсем стемнело. Некоторое время он посидел на скамейке напротив входа, не решаясь войти внутрь. Потом из дверей храма начали выходить люди. Ивакин насторожился, как кошка, караулящая добычу. И тут на пороге показался отец Илия. Николай бросился к нему…

-Николай Сергеевич? – удивился священник. – Это Вы? Что с Вами? Что-то случилось? Вам нужна моя помощь?

В его словах слышалось столь искреннее участие, что Ивакин не выдержал и расплакался навзрыд, как ребенок.

-Отец Илия…отец Илия… - только и мог вымолвить он.

-Полноте, полноте. – успокаивал его священник. – Успокойтесь. Давайте-ка пойдем сейчас ко мне. Чайку попьем. Как там, бывало, старцы говаривали: «выпьешь чайку – разгонишь тоску». А потом расскажете, что с Вами случилось. Бог даст, вместе и придумаем, как Вашему горю помочь.

…На другой день Ивакин вместе с отцом Илией сидел в купе железнодорожного вагона и рассеянно смотрел на мелькающие за окном станции и полустанки, дома, запорошенные снегом деревья. А поезд «Москва-Михайловск» мчал их далеко-далеко на Север…

 

ЭПИЛОГ

 

 

В ту ночь маленький Успенский храм, находившийся в десяти километрах от районного центра К., был полон народа. Казалось бы, зачем всем этим людям понадобилось ехать в такую даль и глушь? Впрочем, разве когда-то давно три восточных царя-мудреца не отправились в далекий Вифлеем, ведомые Рождественской звездой, чтобы поклониться Господу, воплотившемуся от Девы Марии? Так чего же удивительного в том, что в иные времена и в иной стране люди отправляются в дальний путь, чтобы, вдалеке от городской суеты, испытать радость от встречи с Ним?

Рождественскую службу вел отец Илия. А Николай Ивакин, облаченный в праздничный белый стихарь33, стоял рядом с ним, ожидая момента, когда нужно будет вынести из алтаря подсвечник с зажженной свечой или подать священнику кадило. Ведь это сейчас было его обязанностью, точнее сказать – послушанием. Потому что бывший врач-невролог первой категории и бывший монитор из фирмы «Белле Вида» Николай Ивакин теперь нес послушание алтарника при Успенском храме.

Надо сказать, что он и сам не ожидал подобного поворота в своей судьбе. Да, в тот злосчастный вечер, когда он в полном смятении прибежал к отцу Илии, тот предложил ему отправиться вместе с ним на Север. И Ивакин согласился. В конце концов, что ему теперь терять? Опять же, любопытно посмотреть: неужели отец Илия и впрямь живет в одиночестве среди леса? Когда он, москвич, еще увидит подобную экзотику? А потом он вернется в столицу. Наверняка за время его отсутствия Инна успокоится, они помирятся, и снова заживут по-прежнему. Тем более, что Ивакин опять устроится в какую-нибудь фирму… Однако не зря говорится: человек предполагает, а Бог располагает. Мог ли Николай думать, что останется у отца Илии надолго – почти на целый год? И тем не менее, так и случилось. Уж слишком понравилась Ивакину его новая жизнь.

Правда, поначалу ему казалось странным, что у отца Илии нет ни радио, ни телевизора, ни даже Интернета. Вдобавок, на много километров вокруг царят безлюдье и тишина, глубокая, как вечность. Неужели отцу Илии не скучно и не страшно жить в полном одиночестве? Однако со временем Ивакин полюбил эту тишину. И часто уходил в лес, чтобы послушать ее, смутно различая в ней голос Того, Кто просвещает и освящает каждого человека, грядущего в мир. Теперь у Ивакина уже не было сомнений – Бог и впрямь существует.

Как видно, отец Илия заметил перемену, совершившуюся в душе Николая. С тех пор они много времени провели в беседах о Боге и о вере в Него. Священник давал Ивакину те книги, что когда-то ему самому давал читать его духовный отец, протоиерей Иаков. Учил его молиться, читать по-церковнославянски, петь и звонить в колокола. Постепенно Ивакин стал забывать свою прежнюю жизнь. Она осталась где-то в прошлом, словно детская одежда, из которой он давным-давно вырос. Да и как иначе? Ведь за это время Николай стал совсем другим человеком. И теперь он все чаще задумывался: не стоит ли ему стать из врача телесного – врачом духовным? Иначе говоря, священником. Как отец Илия.

Да, Ивакин стал забывать свою прежнюю жизнь. Лишь одно воспоминание день и ночь не давало ему покоя – Сашка. Почему-то он куда чаще вспоминал не об Инне, а именно о нем. Как ему хотелось видеть сына! И как ему было жаль его! Ведь Инна наверняка воспитает мальчика по собственному подобию… Если бы он смог забрать его сюда! Однако Инна ни за что не отдаст ему ребенка. Так что Ивакину остается лишь уповать на Господа. Или, если угодно, на чудо. Ведь, как любил повторять отец Илия, «Господь все управит». Увы, Ивакин был слишком уверен – сколько бы он ни просил Бога совершить чудо – чуда все-таки не будет…

…Праздничная Литургия кончилась. Однако народ не спешил покидать храм. Кто-то стоял возле солеи34, явно поджидая отца Илию. А вокруг аналоя, на котором лежала икона Рождества Христова, столпилась кучка ребятишек разного возраста, разглядывая рождественский вертеп. Он стоял за аналоем между двумя украшенными елочками. Внутри фанерной пещеры, сверху увитой блестящей мишурой с серебряными звездочками, на настоящей соломе стояли вырезанные из плотного картона ясли с Богомладенцем Христом, над которыми склонились Дева Мария и праведный Иосиф. А по бокам от них виднелись фигурки вола и ослика – бессловесных свидетелей великого и преславного чуда Рождества. По словам отца Илии, он нашел этот вертеп на чердаке Успенской церкви. Когда и кем он был сделан и почему оказался среди чердачной рухляди – было покрыто тайной. Отец Илия привел вертеп в порядок и каждый год на Рождество выставлял его посредине храма к великой радости не только детей, но и взрослых, кое-кто из которых специально приезжал в Успенскую церковь, чтобы не только помолиться там, но и посмотреть на вертеп. Ведь, как бы мы не стремились казаться себе и другим взрослыми, на самом деле «все мы маленькие дети у Творца в руках»35

Спускаясь с клироса, Ивакин тоже не удержался от искушения подойти к вертепу. Он смотрел на Богомладенца в яслях, на вола и ослика, смиренно склонивших перед Ним свои головы, на светящиеся радостью мордашки детей, стоящих у вертепа… Отчего-то ему на ум пришла рождественская стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангелы Младенца Рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»36. Да, сейчас весь мир радовался приходу Спасителя. Лишь у него в душе вновь заныла незаживающая рана – при виде этих ребятишек ему опять вспомнился Сашка. Как-то он там? Господи! Если бы он сейчас смог его увидеть!

И вдруг на Ивакина с разбегу налетел какой-то мальчуган в серой шубке и крепко обхватил своими ручонками его ноги. Николай содрогнулся. В первый миг ему показалось, что это… Впрочем, он тут же совладал с собой. Не может быть! Просто этот мальчик слишком похож на его сына. Чья вина, что даже в радостный праздник Рождества, когда «небо и земля пророчески веселятся», он не может забыть о Сашке, которого он, похоже, потерял навсегда? Мати Всепетая, «Ты зриши мою беду, зриши мою скорбь»…

Мальчик поднял голову и Ивакин едва не вскрикнул от изумления. Это был его Сашка. В следующий миг Николай подхватил сына на руки и прижал к себе, веря и не веря своему счастью. Господи, что это? Неужели чудо, на которое он не мог и не смел надеяться, все-таки произошло? Но как же Сашка мог оказаться здесь? Ивакин огляделся по сторонам и увидел стоящую у дверей Инну, которая, глядя на него, не то смеялась, не то плакала. Николай шагнул ей навстречу…

-Коленька, Коленька…здравствуй… прости меня, Коленька! – только и могла вымолвить Инна. И расплакалась навзрыд.

…Потом, уже после праздничной трапезы, когда они остались вдвоем, Инна рассказала Ивакину, что произошло после того, как она…они расстались. О том, как горевал Сашка, оставшись без любимого папы. О том, как ей самой все это время не давали покоя муки совести. А еще о том, что несколько месяцев назад, после громкого судебного разбирательства, была закрыта фирма «Белле Вида» и все ее представительства – как в России, так и за границей. Поскольку выяснилось, что лекарства, которые она выпускала, вызывали смертельные осложнения, в том числе – геморрагические инсульты. Иначе говоря, от этих лекарств было куда больше вреда, чем пользы. Однако до поры до времени фирме удавалось скрывать эти скандальные факты. И все-таки правда, как говорится, всплыла наружу. Так что теперь руководству компании придется держать ответ перед законом. Между прочим, закрытие московского представительства «Белле Вида» не обошлось без происшествий – какая-то сотрудница…кажется, менеджер, по имени Виктория, попыталась выброситься из окна офиса. Однако ее успели спасти и отправили в психиатрическую больницу. Об этом Инна слышала из хроники городских происшествий… Тогда-то она окончательно убедилась, что была несправедлива по отношению к своему Коленьке и стала искать его. Она даже посылала запрос на передачу «Жди меня»… Но вряд ли ей удалось бы отыскать его так скоро, если бы она не вспомнила, как Николай рассказывал ей про отца Илию. Вернее, про церковь под городом К., в которой он служит. И вот она вместе с Сашкой решила съездить туда во время пресловутых «новогодних каникул». Просто так, на удачу. Вдруг ее Коленька находится там? Вдруг он простит ее? Ведь они с Сашкой не могут жить без него… И вот, слава Богу, она его нашла… Слава Богу…ведь это Он надоумил их поехать сюда. Теперь они снова будут вместе…

Плача от радости и раскаяния, она повторяла и повторяла эти слова, а Ивакин сидел молча, изумленный совершившимся на его глазах чудом. Он не ждал его. Потому что не верил, что такое возможно. Да, все-таки отец Илия оказался прав, когда уговаривал его положиться на Бога. Господь и впрямь устроил все к лучшему. Он помог ему вырваться из сетей «Белле Вида» и примирил с Инной. Но самое главное, Он дал им обоим познать Себя. И теперь впереди у них не «красивая жизнь», ведущая к погибели, а новая жизнь – во Христе.

…Спустя пять лет в Успенском храме появился второй священник, который, вместе со своей матушкой Инной и сыном Сашей, переехал на Север из Москвы. Звали его отцом Николаем. А кем он был до того, как стал батюшкой – полагаю, вы уже поняли.

 

НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ (ПОВЕСТЬ О СВЯТОМ БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗЕ АЛЕКСАНДРЕ НЕВСКОМ)

 

 

ГЛАВА 1,

В КОТОРОЙ МЫЗНАКОМИМСЯ С ИГУМЕНОМ МАТФЕЕМ

 

 

-Благословите, отченька! – пожилой монах со сморщенным хитрым личиком, похожим на лисью мордочку, низко поклонился настоятелю Рождество-Богородицкого монастыря1 игумену Матфею. – Опять я к Вам с докукой… Да только, простите, не знаю, с чего и начать. Вернее, не смею. Вот ведь беда-то какая вышла… Одно слово, искушение…

-Да что случилось, отец Иоанн? – оборвал монаха игумен Матфей. Потому что отец Иоанн докучал ему едва ли не каждый день. Похоже, его любимым занятием было ябедничать на кого-нибудь из братии. То по вине монастырского повара каша на трапезе оказалась недосоленной, а в другой раз – пересоленной, то поутру он обнаружил в своем сапоге мышонка, которого наверняка засунул туда кто-то из послушников, то он своими ушами слышал, как звонарь, отец Софроний, заявил чтецу Илии, что-де «у этого Иоанна язык мелет, как мельница, а подвешен, что у соборного колокола. Что ни услышит – мигом раззвонит, а чего не услышит – то сам придумает»… Надо сказать, что в душе игумен Матфей был полностью согласен с отцом Софронием. Ведь именно за болтливый язык и склочный нрав отца Иоанна уже успели прогнать из двух других соседних монастырей. После чего он явился к отцу Матфею и со слезами просил Христа ради принять его в Рождество-Богородицкую обитель. Тогда старый игумен пожалел бесприютного монаха и принял его к себе в надежде, что хоть на сей раз он одумается и поумнеет. Однако, похоже, его надежды оказались напрасными… Так на кого же на сей раз пришел жаловаться отец Иоанн?

-Да вот, отченька, приемыш-то Ваш Ратмирка чего натворил… – отец Иоанн со вздохом поднял глаза к небу. – Пошел рыбу ловить с деревенскими мальчишками, да вместо того Семена, сына кузнеца, поколотил. Это ж какая теперь молва в народе про наш монастырь пойдет? Мол, послушники у нас не молиться, а лишь кулаками махать горазды, да куда смотрит игумен, если самый первый драчун – его приемыш, да что это за монастырь такой… Я же, отченька, не в осуждение это говорю, а в рассуждение…

-Правильно говоришь, отец Иоанн. – игумен Матфей нахмурил брови и провел рукой по своей густой седой бороде. – Тут прежде не осуждать надо, а рассудить, отчего это вдруг Ратмиру вздумалось драться с Семеном. Вот давай-ка ты сходи да и разыщи Ратмира. Пусть придет сюда. А кто из них двоих прав, а кто виноват, я уж как-нибудь сам рассужу. Ну, ступай с Богом!

 

 

ГЛАВА 2,

В КОТОРОЙ НАЧИНАЕТСЯ РАССКАЗ О КНЯЗЕ АЛЕКСАНДРЕ…

 

 

…Отец Матфей сидит в резном деревянном кресле в своей келье. Перед ним на столе лежит раскрытая книга с наполовину исписанными страницами. В нее старый игумен записывает свои воспоминания о событиях, очевидцем и участником которых он был в юные годы. Он начал это делать после того, как год назад поздней осенью2 съездил на юг, во Владимир, и оттуда привез с собой шестилетнего Ратмира. И всей братии Рождество-Богородицкого монастыря известно, что этот мальчик – сирота. Однако никому из них невдомек, кем он приходится настоятелю. И почему он заботится о нем, как о родном сыне.

А вот и сам Ратмир – худенький, смуглый, с немного раскосыми глазами, стройный, как тростинка, стоит перед отцом Матфеем. Похоже, мальчик не на шутку встревожен. Но почему? Может, он боится, что будет наказан за драку с сыном кузнеца? Или его тревожит что-то другое? Тогда что именно?

-Ну, Аника-воин, рассказывай, что ты там навоевал? – притворно строго вопрошает мальчика отец Матфей. Ратмир поднимает голову…в глазах у него стоят слезы. Никогда прежде отцу Матфею не приходилось видеть, чтобы Ратмир плакал. Точнее сказать, мальчик никогда не показывал никому своих слез. Еще бы – ведь он же внук того самого Ратмира… Но что же все-таки с ним случилось?

-Отец Матфей… - голос Ратмира дрожит. – Скажите мне – кто был мой дедушка? Вы ведь знаете…

-Конечно, знаю. – ласково отвечает отец Матфей, ласково гладя мальчика по жестким черным волосам. Почему он спрашивает об этом? Что произошло?

-Они сказали, что у меня и у дедушки имя не русское, а татарское. И что мой дедушка - поганый татарин3. – всхлипывая, отвечает Ратмир. – Тогда Семка закричал, чтобы я убирался отсюда в Орду к своему хану. Потому что на Руси татарам не место… И ударил меня. А потом они хотели меня бить. Только я им не дался… А когда вырасту и стану воином, то отомщу им за дедушку… Отец Матфей! А это правда, что мы татары?

-Полно, полно, Ратмирушка. – отец Матфей усаживает мальчика на маленькую скамеечку рядом с собой. – Дурной язык и сам не знает, что бает. Не порода человека позорит, а злой нрав. Вот и в Писании сказано, что во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Божией угоден Ему4. Да и скажу по правде, Ратмирушка, никакой ты не татарин, а самый что ни на есть русский. Бабушка твоя Анна русская была, и отец с матерью – тоже русские, из-под Владимира. Уж поверь мне, я-то их хорошо знавал. А дедушка твой, Ратмир, был половецких кровей5. Вот в него ты и уродился. В его честь тебя и назвали Ратмиром. Да и нравом вы с ним похожи. Вот, как погляжу я на тебя, так и вспомню твоего дедушку. Редкой отваги был человек, а своему князю – верный и преданный слуга. За него он и смерть принял. Мы ведь с твоим дедушкой вместе служили у князя Александра Ярославича…

-Отец Матфей! – глаза Ратмира радостно вспыхивают. – А Вы мне расскажете про князя Александра?

-Отчего ж не рассказать! – ласково улыбается отец Матфей. – Я ведь, Ратмирушка, был свидетелем и дел его, и его честной и славной жизни6. Да еще и отца его, князя Ярослава Всеволодовича, в живых застал, и мать его, княгиню Феодосию. Да, велик и славен был Ярослав, только сын его превзошел. Видел бы ты его, Ратмирушка! А я-то воочию видал, вот как сейчас тебя вижу. Ростом был он выше других людей, а голос его гремел, словно боевая труба. Лицом он был краше Иосифа Прекрасного7, силой превосходил Самсона-богатыря, премудр был, как царь Соломон, а храбр, словно Веспасиан, император римский. Никому не удалось его победить, зато сам он всех побеждал.

 

 

ГЛАВА 3,

О ЗАЩИТНИКЕ ЛЮДЕЙ…

 

 

В ту пору надумал король шведский Эрик пойти войной на нашу землю. И собрал великое войско из шведов, финнов и норвежцев, и на многих кораблях отправилось оно к Новгороду. С тем войском шли и латинские епископы8, чтобы силой русский православный люд в римскую веру перекрещивать. А вел то войско королевский зять, ярл9 Биргер, отважный воин и храбрый полководец. Похвалялся он, что покорит под власть своего короля всю землю Новгородскую. Вот, как пришел этот Биргер на Неву, к устью Ижоры, отправил он в Новгород послов к князю Александру с такими словами:

«-Если можешь, сопротивляйся. А я уже здесь и пленяю землю твою».

Еще бы ему было не похваляться! Ведь он вел за собой целое войско. А у князя Александра в ту пору только верная дружина при себе была… Только, как услышал князь похвальбу этого Биргера, то разгорелся сердцем и пошел в Софийский собор. Там упал он на колени перед алтарем и принялся со слезами молить Господа:

-Боже Великий и Крепкий! Ты основал землю и положил пределы народам, и повелел им жить, на посягая на чужую землю! Рассуди меня с обидчиками моими, побори борющихся со мной, возьми оружие и щит, стань мне Помощником!

Когда же вышел князь из церкви, то созвал свою дружину. И сказал им так:

-Не в силе Бог, а в правде. Вспомним, как писано: «иные – колесницами, а иные – конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо»10.

И пошел на врагов с одной лишь малой дружиной. Да еще с теми из наших - ладожан и новгородцев, кто захотел к ней примкнуть, потешить силу молодецкую, постоять за родной великий Новгород. Немного нас было. Да только мы не на силу свою надеялись – на помощь Божью. Запали нам в душу слова князя: «Не в силе Бог, а в правде».

-И ты тоже там был? – От волнения Ратмир незаметно переходит на «ты». – И дедушка?

-Да, и дедушка твой, Ратмир, тоже с нами был. – отвечает отец Матфей. – Он ведь в княжеской дружине служил. Вот тогда мы с ним и подружились и побратались, стали друг другу крестовыми братьями11. А еще нам помогали святые князья-мученики Борис и Глеб, заступники за землю Русскую. Правда, это уже я потом узнал… Был один человек, старейшина в Ижорской земле, по имени Филипп, а по-тамошнему Пелгусий. Хороший человек, добрый, набожный. Надо тебе сказать, Ратмирушка, что тогда из всего своего рода-племени крещеным был лишь один Пелгусий, а его земляки и родичи по старинке своим языческим богам молились. Лишь потом, видя, сколь честно и праведно живет их родич, тоже креститься стали… Так вот однажды ночью, как раз в ту пору когда шведы на своих кораблях к устью Ижоры пришли, этот Филипп-Пелгусий нес стражу на берегу моря. Сперва увидел он шведские суда. Много их было… А уже под утро, когда стало всходить солнце, смотрит Филипп – плывет по морю еще один корабль. В нем гребцы сидят, только они словно туманом окутаны – не разглядеть их. Зато тех, кто плыл на том корабле, Филипп хорошо рассмотрел, так что на всю жизнь запомнил увиденное:

«-Смотрю, стоят двое мужей в красных одеждах, руки на груди сложили. И вдруг один из них молвит другому:

-Брат Глеб, повели грести скорее, чтобы мы смогли помочь родичу нашему Александру.

-Как услышал я это, так объяли меня страх и трепет. Выходит, это сами святые мученики Борис и Глеб на помощь к князю Александру спешат! Чудны дела Господни! А тут вскоре приехал к нам князь Александр с дружиной. Поведал я ему о том, как видел святых Бориса и Глеба, да речи их пересказал. Да только он мне велел о том молчать».

-Тогда ты откуда об этом знаешь? – спрашивает Ратмир.

-Это мне сам Филипп перед смертью рассказал, - поясняет отец Матфей. - Видишь ли, Ратмирушка, как надумал я написать о славных делах князя Александра, то поехал в те края, где мы со шведами бились. Хотел ижорцев порасспросить, что они помнят о Невской битве. Тут-то я и узнал, что Филипп жив, только ослеп от старости, едва ходит. Ему ведь тогда уже восьмой десяток шел… Встретились мы с ним, как старые друзья. Еще бы! Ведь, как говорится, друзья в горе познаются. А тогда у нас общая беда была – шведов за море прогнать. Долго мы с ним говорили: и битву на Неве вспоминали, и нашего князя… Вот тогда-то Филипп и рассказал мне о своем видении:

- Княжескую тайну, - говорит, - хранить должно. Но о дивных Божиих делах молчать не подобает. Не хочу я, чтобы память об этом чуде со мной в могилу ушла.

-А что дальше было? – любопытствует Ратмир.

-Потом была великая битва. – отвечает отец Матфей. – И побил князь Александр бесчисленное множество шведов. С самим Биргером он сразился, и своим острым копьем сделал отметину на его лице, чтобы навеки запомнил гордый ярл: есть защитники у Русской земли! А больше всего отличились в том бою шестеро воинов. Одного звали Гаврила Алексич. Он верхом на коне въехал прямо на борт шведского корабля и там рубился с врагами, пока они не сбросили они его с конем в воду. Да только он, с Божией помощью, выплыл, и снова бросился в бой. И бился с самим их воеводой.

Другого звали Яковом.. А прозывали Полочанином, потому что родом он был из-под Полоцка, а у князя Александра служил ловчим. Он сражался один против целого полка, хваля Бога. И, как кончилась битва, похвалил его князь за мужество.

Третий был Савва, из младших дружинников. Он срубил шатер Биргера. Видишь ли, Ратмир, как высадились шведы на наш берег, так разбили они лагерь и поставили на берегу свои шатры. Самый большой и богатый шатер с золотой верхушкой был у ярла Биргера. Вот во время битвы Савва пробрался к этому шатру да и подрубил столб, на котором он держался. Рухнул шатер – только золотая верхушка на солнце блеснула. Увидели то шведы и опечалились, мы же обрадовались: наша берет!

Четвертый храбрец был из наших, новгородских, и звался Сбыслав Якунович. Эх, и удалая же была головушка у этого парня! Он на шведский полк без меча – с топором нападал, да не один раз. Уж на что храбр и силен был князь Александр, а и то подивился его силе и смелости. И потом взял его в свою дружину.

Ну, а пятым из тех героев был твой дедушка, Ратмир. Он служил при князе, и всюду сопровождал его. Вот и во время этой битвы Ратмир тоже был при нем. И, когда один шведский воин метнул в князя копье, Ратмир прикрыл его собой. Он успел увидеть нашу победу… Вот каким героем был твой дедушка. Одним из тех шести…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: