Примечания к повести «Сети красивой жизни» 10 глава




-А кто был шестым? – спрашивает Ратмир. – Ты же говоришь, их было шесть…

-Вот ведь незадача – запамятовал, - улыбается отец Матфей. – Шестым был Миша-новгородец. Он потопил три шведских корабля.

В той битве пало несметное множество шведов. Их наших же – всего двадцать человек. Одно слово – чудо Господне. Прав был князь Александр – не в силе Бог, а в правде. С победой, славя Бога, вернулись мы в Новгород.

С той поры шведы к нам войной хаживать боялись. Лишь через пятнадцать лет осмелели – снова пожаловали, да еще и своих соседей финнов с собой прихватили. Видно, забыли, как мы их Биргера на Неве побили. Да только князь Александр опять прогнал их прочь. Пусть знают и помнят незваные гости: кто к нам с мечом явится – от меча и погибнет. Мы любому недругу отпор дать сумеем.

После той битвы на Неве князя Александра Невским прозвали. И до сего времени его так называют: князь Александр Невский.

Только вскоре ему снова пришлось нашу землю от врагов защищать. На сей раз от немецких рыцарей. Пришли они на Русь в великой силе. И много народов уже успели покорить да крестить в свою римскую веру. Похвалялись псы-рыцари: «посрамим народ славянский, а князя Александра голыми руками возьмем». Сперва взяли они город Псков и посадили там своих наместников. Потом и дальше пошли…всего три десятка верст – и добрались бы до Новгорода. Тогда одумались наши. И послали на юг, в Переславль, за князем Александром, молить его о помощи…

-Как же так? – недоумевает Ратмир. – Он же в Новгороде княжил! Почему же тогда он жил в Переславле?

-Эх, Ратмирушка-Ратмирушка. – горько вздыхает отец Матфей. – Не знаешь ты нас, новгородцев. Мы народ вольный. В других краях князья народом правят, а мы, новгородцы, сами их к себе призываем, кого захотим. А, коли не по нраву князь окажется – дадим ему от ворот поворот. Да только, по правде сказать, от вольности до своеволия – один шаг. А злая воля заводит в злую долю. Вот и с князем Александром у наших начальных людей вышла какая-то размолвка. Проще сказать, обидели они его чем-то. И ушел он от нас к своему отцу Ярославу, в Суздальскую землю. Тут-то немцы к нам и заявились. Видно, проведали, что остались мы без защитника. Тогда пожалели наши начальные люди, что зря князя Александра из Новгорода прогнали. Не зря ведь сказано: не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Пришлось нашим начальным людям свою гордость в сундук спрятать, да поехать на поклон к князю Александру. Да это еще полбеды – боялись они, что тот их и слушать не станет – прогонит прочь. А потому надумали поставить во главе посольства новгородского архиепископа Спиридона. Ибо знали, как князь Александр епископов да священников почитает. Только на то и надеялись, что как-нибудь уговорит его Владыка Спиридон помочь Новгороду…

Вот, приезжаем мы в Переславль. Привели нас к князю. И стал Владыка Спиридон его молить:

-Ради Господа, помоги нам, княже. Не помяни прежнюю обиду. Встань за землю Новгородскую. Без тебя все мы погибнем!

Молча выслушал его князь. А потом сказал:

-За землю Русскую встану12.

А они-то было думали, что он им отомстит за свою обиду – вот как ты хочешь своим обидчикам отомстить… Только знай, Ратмирушка – ненавистью да местью слабые люди живут. А тот, кто может простить свою обиду – истинно велик душой. Потому что, как говорил князь Александр, не в силе Бог, а в правде. Да и не только говорил, но и поступал так.

…И пошел он на немцев, и отвоевал у них Псков. А иных из них убил, других взял в плен, а многих из них потом отпустил восвояси. Зато тех изменников из наших, что немцам помогали, казнил без жалости. Не терпел он, когда свои своих врагам предают. И жестоко карал изменников, хоть простых людей, хоть начальных.

А самая главная битва у нас с немцами была на Чудском озере, в утро субботы пятого апреля13. Ох, и злая то была сеча, Ратмирушка! Так трещали копья да звенели мечи, что казалось - лед под нами ломается. Да льда и не разглядеть было – весь он был залит кровью. Нашей да вражьей. Только, что их кровь, что наша…у людской крови один цвет…

Игумен Матфей замолкает. Молчит и Ратмир. Он понимает, что сейчас старый монах снова видит перед собой искаженные злобой лица врагов, гибель своих товарищей, слышит треск ломающихся копий и звон мечей. Вот кто-то из воинов валится под копыта коней на окровавленный снег… А над головами сражающихся победно реют княжеские стяги. Но что это за новое воинство несется на врагов? Грозные крылатые ратники мчатся не по земле, а по воздуху… Кто они? Неужели? Господи, слава Тебе!

Немного погодя отец Матфей продолжает:

-Уже после той битвы один из наших рассказывал, что видел он в воздухе ангельский полк, пришедший к нам на подмогу. И с помощью Божией стали мы побеждать, и показали враги свои спины, а мы гнали их, так что не было им спасения. А их предводителя, немецкого магистра, который похвалялся, будто голыми руками князя Александра возьмет, предал Господь ему в руки, а с ним множество знатных рыцарей, а уж простых воинов – без числа.

Ту битву теперь называют Ледовым побоищем. Потому что бились мы с немцами на льду Чудского озера. Да, с тех пор слава о ратных подвигах князя Александра прошла по всему свету до конец Вселенной. И многие чужеземцы приезжали к нам, чтобы только увидеть его. Помню, раз пришел из западных земель один знатный человек по имени Андреяш, начальник над рыцарями, а по-тамошнему - магистр. Так он потом о нашем князе Александре так сказал:

-Бывал я во многих странах, но нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя.

А ведь этот человек, Ратмирушка, был из наших врагов – немец и латинянин! Видишь, даже враги уважали князя Александра. И те из них, кто был разумен, искали с ним дружбы. Однако Господь нашего князя наделил великим умом и даром рассуждения: честных людей он привечал, а вот коварных хитрецов прогонял взашей.

 

 

ГЛАВА 4

…И ЗАЩИТНИКЕ ВЕРЫПРАВОСЛАВНОЙ

 

 

….Раз пожаловали к нему из тех же западных земель, что и рыцарь Андреяш, иные гости – послы от римского папы. Звали их Гальд и Гемонт, и были они, как говорят, из папских слуг самыми искусными в речах да уговорах. Принялись Гальд с Гемонтом уверять князя Александра, будто бы покойный отец его, Ярослав, собирался католическую веру принять, да только не успел – умер. Вот только, раз отец дал слово, то сын-де из любви да уважения к отцу его выполнить должен. Видишь, Ратмирушка, как хитро они дело повернули! Только не о княжеской чести они радели – о собственной корысти. Хотели чужеземцы нашу землю покорить, как говорится, не мытьем, так катаньем. Силой взять не удалось, так взять ее хитростью. Вот Гальд и Гемонт и заливались соловьями. Мол, если примет князь Александр латинскую веру, великое благо сотворит он для своей земли. А уж они-то его истинной вере всегда научить рады. Только наш князь их на полуслове оборвал:

-Истинной вере я от отцов и дедов научен. И твердо знаю все, что было от Адама до Седьмого Вселенского собора14. А вашего учения не приму.

Пришлось папским послам несолоно хлебавши в Рим возвращаться. Так защищал князь Александр нашу Русь и нашу веру: и мечом, и своим твердым княжеским словом. О его ратных подвигах все знают и помнить будут, пока мир стоит. А вот кто знает, как он в Орде, перед татарским ханом, за нашу землю печаловался? Каково было ему, победителю шведов и немцев, ради мира на Руси к Батыю на поклон идти? А ведь он это сделал, Ратмирушка. Потому что твердо знал: не в силе Бог, а в правде.

Ратмир настороженно смотрит на отца Матфея. Еще бы! Ведь на Владимирской земле, где он родился, имя хана Батыя до сих пор произносят шепотом, и матери пугают расшалившихся детей: «смотри, вот придет злой Батыга, утащит в Орду»… Полвека назад, в 1240 г., монгольские войска кровавым смерчем пронеслись по Руси: разорили Рязань, Суздаль, Владимир, и даже «мать городов Русских» - Киев, так что он до сих пор лежит в развалинах. Ратмир знает и другое: с тех пор русские князья платят дань монгольским ханам. И вынуждены ездить к ним на поклон в Орду, чтобы получить разрешение править своим уделом. А там князей заставляют кланяться каким-то монгольским идолам. А еще - проходить между зажженными кострами. Потому что монголы верят: если человек, желающий зла их хану, пройдет среди этих огней, то зло потеряет свою силу. И тех, кто отказывается это сделать – убивают.

Тем временем старый игумен продолжает свой рассказ:

-Прослышал хан Батый о славе и храбрости князя Александра и послал к нему своих людей с такими словами:

«-Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один мне не покоришься? Если хочешь уберечь свою землю, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего».

И понял князь, что, если не поедет он к Батыю, тот сам с войском на Русь явится. – поясняет отец Матфей. – Только вот переживет ли она второе Батыево нашествие? Эх, не зря говорят: татарская честь горше горького. Да только ради блага Русской земли князь Александр готов был не только к хану ехать, а и смерть в Орде принять. Мы же рассудили так: куда князь – туда и мы, его дружина. Пойдем с ним в Орду, а если надо – умрем там вместе с ним.

Вот отправились мы к Батыю в такой великой силе, что женщины татарские, видя нас, стращали своих детей: «Александр едет».

Только, как приехали мы к хану, отказался князь Александр через костры проходить и идолам кланяться.

-Хану, - сказал, - готов поклониться, ибо Господь Бог его царством почтил. А идолам бездушным поклоняться не стану, потому что служу и поклоняюсь Одному Господу.

Думали мы, что убьют его за это татары. Да только уберег его Господь. Видимо, понял хан Батый, что князь Александр скорее на смерть пойдет, чем от своей веры отступится. Как до него сделал это князь-мученик Василько Ростовский, который отказался служить Батыю, и сказал ему: «О, темное царство! Не разлучить тебе меня со Христом моим!» И дозволил хан нашему князю не проходить сквозь костры и не кланяться идолам. Но больше никому из русских князей не прежде, ни после него не делал Батый такой уступки… А, когда увидел его, сказал своим вельможам:

-Правду мне говорили: нет подобного этому князю.

Почтил его хан и отпустил с честью. И пообещал, что на Русь войной не пойдет.

После этого еще трижды ездил князь Александр в Орду: то к сыну Батыя – Сартаку, то к его преемнику Бергаю15, ходатайствовать за Русскую землю. Не раз предотвращал он татарские набеги. Добился, чтобы в Орде учредили православную епархию – чтобы и русские пленные, и князья с их дружинами, да и сами татары могли Слово Божие услышать, к Таинствам Христовым приступить. И, чтобы под страхом смерти, не чинили монголы обид православным архиереям да священникам и нашу веру хулить не смели. И трудами князя Александра, стала наша земля снова строиться, наполняться богатством и славой. Воздвигал он церкви, отстраивал города, людей, которых татары крова лишили, возвращал в их дома, пленных да угнанных в неволю выкупал. Не обольщаясь благами земными, не забывая о нуждах бедных, вдов и сирот – по Божией правде правил он своим народом. И был великим заступником за Русскую землю. Хотя, по правде сказать, не все это понимали. Были такие, что упрекали его: мол, шведов он побил, немцев прогнал, а с татарами дружбу водит, дань им возит. Нет бы вместо этого сразиться с ними. Глядишь, и победил бы их князь Александр. Ведь и сам он говорит, что не в силе Бог, а в правде…

-А почему он так не сделал? – недоумевает Ратмир. В самом деле, отчего такой храбрый и умелый воин, как князь Александр, терпел над собой власть монгольского хана? Окажись Ратмир на его месте, он бы не стал унижаться перед врагами. Он бы показал им…

-Видишь ли, Ратмирушка. – отвечает старый игумен. – Нет еще у нас пока такой силы, чтобы татарское иго сбросить. А потому нет, что нет в людях правды и согласия. Горды мы да своевольны: только о себе да о своей выгоде думаем. Каждый лишь сам за себя стоит, а до других ему и дела нет. Вот, например, младшему брату князя Александра – Андрею Ярославичу, который в Суздале княжил, надоело свою гордыню перед монголами смирять. Стал он Батыевым людям дерзить, мол, я здесь князь, что хочу то и делаю, а вы с вашим ханом мне не указ. И что же? Разгневался на него Батый и послал своего воеводу Неврюя разорять Суздальскую землю. Князь Андрей к шведам бежал, бросил свой удел и своих людей татарам на растерзание. Не зря ведь говорится: князья меж собой дерутся, а чубы у мужиков трещат… Зато его старший брат Александр в Орду поспешил: просить хана, чтобы сменил гнев на милость. Едва смог он его умолить… Да, Ратмирушка, много он трудов принял ради Русской земли! В этих трудах и смерть принял.

Раз затеял татарский хан Бергай войну со своими соседями. И велел он, чтобы вместе с его войском и русские ратники на ту войну отправились. Тогда поехал князь Александр в Орду, чтобы отмолить наших людей от этой беды: на чужой земле свою кровь за хана проливать. Удалось ему уговорить Бергая. Да только в Орде начал он болеть. А, как поехал домой, по пути слег. Потом поговаривали, будто опоили его ядом коварные татары, как прежде его отца Ярослава отравили. Потому что, хоть и был он их данником, и умел с ними ладить, боялись они его. Враг ведь, Ратмирушка, оттого и лютует, что свою слабость чует…

Хотел князь умереть в своем стольном граде Владимире, да смог доехать лишь до Городца. Там почуял он, что близится его смертный час, и пожелал принять монашеский постриг, а потом и великую схиму. И, к исходу того дня, как постригли его в монахи с именем Алексий, отошел наш князь Александр ко Господу.

Был я при кончине его. Да только нет у меня слов, чтобы ее описать! Ох, Ратмирушка… Отца своего человек может оставить, а каково человеку лишиться доброго господина! Если бы я мог, лег бы в гроб вместе с ним. Только не сподобил Господь…

Голос отца Матфея дрожит, он отворачивается, и потому не видит, как Ратмир тоже украдкой утирает слезы… Немного погодя игумен продолжает:

-А, как почил он о Господе, митрополит Кирилл сказал:

«-Дети мои! Ныне зашло солнце земли Русской!»

Множество людей сошлось, чтобы проводить в последний путь нашего князя: и митрополит Кирилл, и священники, и дьяконы, и монахи, и князья с боярами, и воины, и нищие. И плакали они, говоря так:

«-На кого ты оставил нас, княже? Без тебя мы погибаем!»

Казалось, шла тогда за его гробом вся Русская земля. И погребли князя Александра в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, в 23-й день месяца ноября, в день памяти святого отца Амфилохия. Дай же ему, Господи Милостивый, видеть лицо Твое в будущей жизни, ибо много потрудился он за Новгород и за всю Русскую землю.

Таков был наш князь Александр. Не бывало до него на Руси такого великого и славного князя, и не будет, разве что Господь пошлет. Вот и младший сын его, Даниил16, что ныне в Москве княжит, удалью не в отца пошел, зато разумом в него уродился. Бог даст, Ратмирушка, подрастешь ты, будешь в его дружине служить. А может, и в нашем Новгороде останешься – станешь его от врагов защищать. Ведь, что Москва, что Новгород – одна Русская земля!

-Отец Матфей! – вдруг спрашивает Ратмир. – А правду говорят, что Вы – это тот самый Миша-новгородец, что вместе с князем Александром на Неве сражался и шведские корабли потопил?

-Ишь ты, какой любопытный. – улыбается отец Матфей, глядя на мальчика, что так похож на его отважного побратима, которого тоже звали Ратмиром… – Смотри, много будешь знать, скоро состаришься. Ладно, придет время, расскажу я тебе и про Мишу-новгородца. Пока же одно скажу: на всю свою долгую жизнь запомнил он завет своего князя Александра:

«НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ».

 

ОПТИНСКИЕ ЯБЛОНИ (ПОВЕСТЬ О ПРЕПОДОБНОМ АМВРОСИИ, СТАРЦЕ ОПТИНСКОМ)

 

 

Не раз спрашивали меня внуки: а отчего это, дедушка, у нас возле дома яблони растут? Ни у кого в нашем селе нет, только у нас одних. Да, что и говорить, у нас на Севере яблоня – гостья редкая. И посадил я их под окнами неспроста. Неспроста и зову их оптинскими яблонями. Есть такой монастырь в Калужской губернии – Оптина Пустынь. Вот, как взгляну я на эти яблони – так и вспомню об одном тамошнем монахе. Звали его отцом Амвросием. Впрочем, чаще называли его иначе – старцем Амвросием.

Впервые я о нем услышал, когда еще в семинарии учился. Попала мне тогда в руки одна книжка… А в ней было написано, что всех богов хитрые люди придумали, чтобы простой народ обманывать и себе карман набивать. Не поверил я этому: ведь и отец, и дед мой, хоть и служили в церкви, да хлеб себе в поте лица добывали. А что до их карманов, то, как говорится, всего богатства у них и было: в одном кармане вошь на аркане, в другом – блоха на цепи… Да только, как прочел я эту книжку, сомневаться стал: а вдруг то, во что мы верим, и правда выдумка? И нейдут у меня из головы эти думы, не дают покоя. Прямо как червяк в яблоке – точит, грызет изнутри – а поди, вынь его оттуда!

Нет бы мне о тех своих думах семинарскому священнику рассказать. Или с отцом посоветоваться. Да только, правдой будет сказать, побоялся я. Думал – а вдруг они меня за это накажут? Ведь батюшка мой покойный, сельский дьячок, всю жизнь мечтал, что я священником стану. И всегда мне говорил: смотри, Ваня, учись хорошенько, глядишь - и выйдешь в люди. Кабы я в твои годы, за партой сидючи, ворон не считал, может, и не дьячком бы сейчас был, а иереем*... Вот и боялся я, что, если сунусь к нему со своими вопросами, он меня и слушать не станет, а просто-напросто отдерет, как сидорову козу, да и все тут… Опять же и из семинарии могут уволить… А учиться мне хотелось, ой, как хотелось! Потому и не говорил я никому о своих думах, кроме друга своего, Мити Пономарева, сына священника из Успенской церкви. Он-то мне и рассказал про Оптину Пустынь. Там, говорит, живет старец Амвросий. И такой он имеет великий дар духовного рассуждения, что к нему со всей России люди едут за советом и благословением. Вот давай и мы к нему на зимних вакациях съездим**. Ведь дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!

Только, честно сказать, не по нраву мне пришлась эта его затея. Ведь от нашей Архангельской губернии до Калужской – путь неблизкий. Стоит ли, как говорится, ехать за семь верст киселя хлебать? Опять же вопрос – если к этому старцу Амвросию за советом со всей России приезжают, до меня ли ему будет? И разве могут в наше время быть старцы? Это в древние времена они были, да и то не у нас, а в Египте да в Палестине… Так ведь с тех пор уж с десяток веков прошло, а то и больше. Откуда же теперь старцам взяться? Да еще и у нас.. Ладно, думаю, попытка – не пытка. Съезжу я с Митей в эту Оптину Пустынь, да посмотрю, каков таков этот старец Амвросий. А там видно будет…

Вот на зимних вакациях мы туда вдвоем и отправились. Сперва до Москвы доехали, потом до Калуги, а там и до Козельска. А по пути Митя меня и спрашивает:

-А знаешь ли, Ваня, отчего Оптина Пустынь так называется?

-Откуда же, - говорю, - мне знать? Расскажи, если знаешь.

-Да вот, читал я, что давным-давно, еще в 15 веке, жил в этих краях человек по имени Опта. Прежде был он атаманом разбойников. Да потом одумался и покаялся, стал монахом и основал обитель. Оттого-то и зовется она в его память Оптиной Пустынью. И вот уже почти полвека, как в ней старцы подвизаются: сперва Лев, потом Макарий, а вот теперь - Амвросий… А ездят к ним люди всякого звания - и простые, и знатные, и образованные, и простецы. Даже писатель Гоголь, и тот у старцев бывал, и не раз. Да и не только он…

А, надо сказать, как раз незадолго до нашей с Митей поездки я «Вечера на хуторе близ Диканьки» перечитал. Уж очень мне нравилась эта книжка. Вот я и задумался – если даже такой умный человек, как Гоголь, к здешним старцам ездил, так может, мне, как говорится, Сам Бог велел…

Тем временем показались вдалеке – справа – город Козельск, а слева, среди зеленого бора: белые стены, башни, купола… Так вот она какая, Оптина Пустынь! А вокруг, куда не глянь, снег лежит, и под ним, словно под белой пеленой, спит-почивает земля-матушка… Эх, думаю, пожалуй, стоило здесь побывать, хотя бы для того, чтобы такую красоту увидеть!

Встретили нас приветливо и сразу провели в гостиницу, чистенькую такую, уютную, везде цветные лампадки горят, окна цветами уставлены. Потом к трапезе пригласили. Пожилой монах-гостиник***, который нас потчевал, оказался человеком на редкость радушным. А как узнал, что мы с Митей – семинаристы, аж просиял.

-А-а, - говорит, - так ведь и наш старец Амвросий тоже в юности семинарию закончил. Правда, в Тамбове, потому что и сам он из Тамбовской губернии, из села Большая Липовица. Отец его, Михаил Гренков, в том селе пономарем был, а дед – священником. Вот, казалось бы, и Александру (так отца Амвросия в миру звали) прямая дорога была по отцовским да дедовским стопам пойти. Да только он вместо этого, как закончил семинарию, года два учительствовал, а потом, никому ни слова не сказав, уехал в Оптину Пустынь, и вот уже больше сорока пяти лет тут живет. После узнали, что незадолго до окончания семинарии, во время тяжкой болезни, дал он обет – если выживет, то уйдет в монахи. Когда же выздоровел, то долго не решался обещание выполнить. Как он сам рассказывал – все жался да жался…

С тех пор прошло года четыре. И надумал Александр вместе с другом съездить в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье. На обратном пути заглянули они в Троекуровскую пустынь к тамошнему старцу-затворнику Илариону. Тот и сказал Александру: «иди в Оптину и будешь опытен. Ты там нужен». Вот после этого он к нам сюда и приехал. А потом, вслед за ним, и его друг, тот, с которым они тогда у затворника Илариона были…

Три года был Александр послушником: работал в пекарне, на кухне. А потом постригли его в монахи с именем Амвросий – в честь Святителя Амвросия Медиоланского, что в 4 веке был епископом в итальянском городе Милане, и многих людей обратил к вере: кого – словом, кого – примером жизни во Христе… А еще через год рукоположили монаха Амвросия во диакона, а через два год - во иеромонаха. Да только, как поехал он на рукоположение в Калугу, так по пути простудился и заболел, причем настолько тяжело, что и до сих пор все хворает. Даже в храм ходить – и то не может, не то что служить. Как видно, Господь его к иному служению призвал – старчеству. Скольким он помог своими молитвами и мудрым советом! Вот, например, был недавно такой случай…

Тут начал монах рассказывать, что у одного из здешней братии сестра замужем за помещиком. А помещик этот очень почитает старца Амвросия и часто к нему ездит. Вот как-то раз наведался он к старцу, а тот ему: «говорят, тут около тебя имение выгодно продается: купи».

-И рад бы, да денег нет, - отвечает гость. А старец как бы невзначай промолвил:

-Денег… деньги-то будут.

Потом они речь о другом завели. Только, как стали прощаться, старец ему опять: «слышишь – имение-то купи».

Поехал помещик домой, да путь был неблизкий, ночь подошла, а заночевать негде. Тогда надумал он завернуть с дороги к дяде, которого вся его родня за крутой нрав да скупость за версту кругом объезжала. И что же? Тот сам завел с ним разговор: «а отчего ты не купишь имение, что около тебя продается: хорошая покупка»! А потом дал ему взаймы, сколько нужно было. Так и это еще не все: не прошло и недели, как купил помещик имение, нагрянули к нему купцы: просят продать оттуда часть леса. И дали за него ровно столько, сколько все имение стоило. Чудо, да и только!

Слушаю я все это и думаю: да где ж тут чудо? Просто все так совпало удачно: имение продавалось, дядя раздобрился, купцам лес понадобился… Однако после того мне еще больше захотелось посмотреть на этого старца Амвросия… Только вот удастся ли?

Наутро отстояли мы с Митей Литургию в монастырском соборе. Потом тот самый монах-гостиник, который нам вчера про отца Амвросия рассказывал, повел нас в к нему на благословение. А надо вам сказать, что старец Амвросий жил в монастырском скиту. Идти туда надо было через весь монастырь, а потом – сквозь ворота в колокольне. И тут вдруг подбегает к нам какая-то баба-крестьянка, да как бухнется монаху в ноги, да как заголосит:

-Батюшка Абросим, хоть ты помоги! Сил моих нет, пуще глаза их берегу, а они все дохнут! Пожалей, родимый!

Монах и рта раскрыть не успел, как она ему все выложила: мол, нанялась она к барыне за индюшками ухаживать, а те дохнут и дохнут… а хозяйка ее бранит и выгнать грозится. Говорит она это, а сама плачет навзрыд…

А я тогда, стыдно сказать, чуть со смеху не покатился: так вот с чем к старцу со всей России народ ездит! Посоветуйте, батюшка, чтобы у меня индюшки не дохли… Только монах и не подумал смеяться: поднял он бабу с земли, помог с одежды снег отряхнуть.

-Не плачь, слышь-ка ты, не плачь. Слезами горю не поможешь. Пойдем-ка лучше, я тебя к старцу Амвросию сведу. Бог даст, он твоей беде поможет.

Она от этих слов аж воспрянула. Потом слышал я от отца Амвросия такое присловье: «от ласки у людей бывают совсем иные глазки». И не раз убедился – это правда.

Ладно, как говорится, вернусь на прежнее. Вот пришли мы в скит… Домик отца Амвросия стоял возле самой ограды, даже немного за нее выдавался, и имел два входа: один для мужчин, другой – для женщин. Устав в скиту был строгий, а потому женщин туда не пускали, вот старец Амвросий и принимал их в пристройке, что выдавалась за ограду. Называлась она «хибаркой». Туда-то и отвел монах бабу-птичницу. А нас с Митей с другого входа ввел в приемную для мужчин. Там уже много народу набралось: и монахи, и паломники – и все ждут старца. Вот я тоже встал у двери и думаю: что ж, вот сейчас и посмотрю, каков этот отец Амвросий…

Не знаю, сколько мы его прождали. Может, час, или даже больше. Я уже начал было подумывать – не уйти ли? Как вдруг он входит. Все сразу на колени встали, и я тоже. Только все равно успел его разглядеть: среднего роста, худощавый, сгорбленный, в белом подряснике и черной монашеской шапочке, в руке палочка. С виду – самый обыкновенный старичок-монах. А вот глаза… Ни у кого больше не видал я таких глаз. Казалось, он видит каждого человека насквозь. И замечает в нем не только то дурное, что тот стремится утаить. Но и то доброе, о котором тот давно позабыл или даже вовсе не ведает…

Подошел он ко мне, благословил и вдруг говорит: «Хотел посмотреть, каков я? Что ж – смотри!» Тихо сказал, да только для меня эти слова прозвучали, как гром среди ясного неба. Ведь я никому, даже другу Мите, не говорил, что еду в Оптину Пустынь просто из любопытства. Как же он об этом узнал?

Поднимаю голову, смотрю, а он улыбается: «ну, ступай с Богом. А завтра после Литургии приходите ко мне оба».

Я в ту ночь глаз не сомкнул, все думал – как же я с ним завтра говорить буду? Ведь если он мои тайные мысли угадал, то выходит, от него ничего не скроешь. А ну как начнет он меня бранить да стыдить, что плохо о нем думал да негожие книжки читал? Вот и думал я обо всем этом, думал, да только ничего путного не придумал. Так и ночь прошла.

На другой день после обедни пришли мы с Митей в скит. Первым меня к старцу в келью провели. Отец Амвросий, все в том же белом подряснике и черной шапочке, лежал на дощатой койке, покрытой ковриком. В руке у него были четки. Встал я перед ним на колени, а сам со страху молюсь: «Господи, помоги!» А ну, как он сейчас меня обличать начнет? Да я же тогда от стыда сквозь землю провалюсь!

Только он вместо этого меня благословил. А потом принялся расспрашивать, кто я и откуда. Ласково так, словно я ему родной был. Только я все равно его боялся: а вдруг это он нарочно добрым прикидывается, чтобы получше выведать, что у меня на уме? И тут он вдруг говорит:

-А ты, Ваня, басни Крылова любишь читать? Прочти-ка мне «Сочинителя и Разбойника». Или нет, лучше «Безбожников».

И достает из-под подушки…что бы вы думали? Книгу басен Крылова. Толстую такую, потрепанную. Как видно, сто раз читанную-перечитанную. Подает мне, а сам смотрит и улыбается: давай, мол, читай… Ну, я и стал читать:

 

«Был в древности народ, к стыду земных племен,

Который до того в сердцах ожесточился,

Что противу богов вооружился…

Кричат, что суд небес и строг и бестолков;

Что боги или спят, иль правят безрассудно;

Что проучить пора их без чинов;

Что, впрочем, с ближних гор каменьями нетрудно

На небо дошвырнуть в богов…»

 

И решили безбожники небо камнями закидать и стрелами засыпать. Да только все эти камни и стрелы им же самим на головы и свалились, и зашибли их до смерти. Вот так они сами «от дел своих и казнились».

Скажете, сказка? Только от нее у меня вдруг словно глаза открылись. И понял я, что напрасно сомневался, есть ли Бог, и считал Его чудеса всего лишь счастливым совпадением обстоятельств. Разве случайность все то, что случилось со мной? Нет. Это Господь привел меня сюда, в Оптину Пустынь, к старцу Амвросию. И его устами ответил мне. А я уж было поверил обманщику, написавшему ту безбожную книжку! Как же мне стало стыдно! Стою перед старцем на коленях, а сам плачу… Вдруг слышу его голос, тихий такой, словно летний ветерок повеял:

-Полно, Ваня, полно плакать. Сидор и Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают. Есть кое-что и похуже неверия. Вот, говорят, был один офицер: все хвастался, что в Бога не верит. Когда же угодил на войну, да засвистели вокруг него пули, так он со страху давай молиться: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» А, как потом узнали об этом его товарищи, да стали над ним смеяться, он и ну отказываться, мол, неправда все это, не было ничего такого… Лицемерие, оно еще хуже неверия. А теперь давай-ка я тебя исповедую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: