Если говорить о бизнесе, то американцы — это превосходные актеры. Они отлично умеют делать доклады, выступления, презентации и со всей ответственностью относятся к своей работе. Никогда не говорят того, что думают на самом деле. С таким талантом можно прямо из корпорации идти на съёмки в Голливуд. Разница между корпоративной ролью и ролью в кино заключается в том, что в кино на вас направлены свет прожекторов и студийные камеры, а в корпоративной роли только офисный свет и камеры слежения.
Перед переговорами американцы любят поговорить на разные легкие темы: перелеты, аэропорты, погода, о водителе в такси, смешную историю рассказать и прочие мелочи. Неподготовленные собеседники думают, что переговоры и дальше будут проходить в таком же расслабленном ключе. Однако когда речь заходит о деле, то щелкает тумблер в их голове, и перед вами сидят другие люди. Они вошли в другую роль. Роль, где нет места сантиментам и улыбкам. Это все было пять минут назад. Бизнес для американцев — это жесткий бой и частенько с кровью и переломами. И совсем не факт, что кровь и переломы будут не у вашей компании.
Латиноамериканцы. Очень открытый и улыбчивый народ, но когда доходит до бизнеса, то иногда придётся удивиться. Разногласия могут возникать там, где, казалось бы, их не может быть вообще. Мне кажется, что они настолько довольны всем, что их бизнес не интересует как таковой. И зачастую абсолютно не важно, что вы ждёте целый самолет с товаром. Сегодня же солнце светит ещё ярче, чем вчера, как можно думать о работе? Перед тем, как заключать сделку с ними, посмотрите, какая будет погода в Буэнос-Айресе. Если будет жарко, и вода теплая, то сделку вам предложат заключить в трусах и с коктейлем в руках.
|
Не все латиноамериканцы пока знают, что приватизацию водных ресурсов планеты будут начинать именно с Латинской Америки. Одна корпорация называет воду «новым золотом», и поэтому регулировать население всей планеты станет гораздо легче, когда вся вода будет в руках нескольких людей. Во многих странах питьевая вода уже стоит порядка 20 долларов за литр, но это ведь смехотворно дешево. Не все и в России знают, что обычная питьевая вода в бутылках, которую мы покупаем в магазинах, принадлежит всего 3 корпорациям-партнерам. Смотрите чаще на наклейки бутылок, где указан производитель и вы все поймете сами. У них практически монополия на продажу воды в мире. Им остается лишь приватизировать питьевую воду полностью, и тогда они уже будут решать, кому и сколько можно жить. Если с деньгами, едой и нефтью всё получилось, то почему с водой не получится?
Если вы не знаете, как найти контакт с партнёрами из стран Латинской Америки, то начните с футбола. Они могут говорить о нём днями и ночами: в самолете и такси, в ресторане и дома, в кровати и на пляже. Поэтому футбол — это самый беспроигрышный вариант. Очень редко когда напрягаются даже во время переговоров и стараются прийти к единому мнению, а не продавливать только свою позицию.
Англичане. Они знают, что практически весь мир является их колонией. Всем видом они дают знать, что «круче» Англии на этой планете — только Великая Британия. Это чувствуется везде и во всем, чего бы вы не коснулись. Деловые люди с опытом знают, что Англия — это святыня всех мировых процессов, поэтому англичанам позволено всё и всегда. Ваше дело строить туалеты и разводить пиявок, а нефть, газ, золото, алмазы и ростовщичество — это их монополия, и вам там не будут рады.
|
Знаете, как они пришли к тому, чтобы поставить на колени большую часть стран мира? Давайте вернёмся в детство, где практически в каждом дворе есть свои «крутые» парни. Представьте, что вы очень маленький, и вас постоянно обижает один мальчик, покрупнее и постарше вас. Ему просто некуда девать свою энергию, и поэтому он вымещает её на вас. Вы, поразмыслив, идёте в соседний двор и предлагаете тамошнему «крутому» парню померяться силами с тем, кто лично вас обижает. То есть, вы их просто стравливаете между собой. Вы понимаете, что если старшие парни будут постоянно драться между собой, то более слабых они просто перестанут трогать. И вы не прогадали. Так и получилось, что старшие начали регулярно драться между собой, а про вас и забыли вовсе. А если теперь мы вспомним знаменитую фразу американца Гарри Трумэна, который сказал: «Если будут побеждать русские, мы должны помогать немцам, а если немцы — то помогать надо русским. И пусть они убивают друг друга как можно больше». Эти слова были произнесены во время второй мировой войны, в которой погибло около 30 миллионов человек со стороны СССР.
Англия ещё много веков назад поняла, что самой воевать против России, Франции или Германии — очень опасно. Но вот если их постоянно стравливать между собой, то они будут постоянно слабыми, а сами англичане будут стоять в стороне и наблюдать за происходящим, развивая свою промышленность, армию, флот, экономику, не забывая подбрасывать денег на вражду между «крупными» странами. В Англии это называется соблюдать «баланс сил».
|
А теперь мы подходим к самому интересному. Вот вы не любите драться, но постоянно есть риск того, что крупные парни перестанут драться между собой и все-таки опять начнут доставать вас? Что можно сделать? Можно попробовать опять их стравить, но если не получится? Тогда есть риск получить по полной. Англичане нашли изящный выход. Они начали «вскармливать» и обучать драке ещё одного крупного парня, который будет за них вступаться. Этот «крутой парень» носит имя «Соединённые Штаты Америки».
Даже если Германия, Франция, Россия, Китай и другие страны не захотят воевать между собой и хоть что-то попробуют «предъявить» Англии за прошлые обиды, то англичане сразу позовут на помощь США. Вот такая вот получается «Санта Барбара» на уровне геополитики, которая походит на разборки между драчунами на школьном дворе.
У некоторых сразу возникнет вопрос: «А на какие деньги Англия может себе позволить взращивать такого монстра в лице США? Это же огромные деньги!». Ответ звучит так «Ростовщичество». Именно ростовщичество позволило Англии взять бразды правления в США и далеко за ее пределами. Для тех, кто хочет узнать больше, то обязательно прочитайте книгу «Мировая кабала», которую написал Валентин Катасонов.
Если говорить простым языком, то США это цепной пес Англии. На кого англичане натравят своего пса, с тем он будет воевать. Даже если США себя измотает в схватке с Китаем, Германией или Россией, то сама Англия опять останется в стороне, и будет параллельно вскармливать другого пса (Канаду, Австралию и т. д.). Однако они берегут своего пса и не стравливают его с другими до поры до времени. Поэтому США также стоит в сторонке и старается не ввязываться в войны, а лишь только помогает дерущимся деньгами и оружием. Такой сверхприбыльный заработок на мировых войнах у американцев гордо называется «Ленд-лиз» (от английского lend-lease). Так просто выгодней.
Короче говоря, когда вы говорите США, то подразумеваете Англию. Когда вы говорите про Англию, то подразумеваете США. Эти две страны составляют единое целое, которое очень крепко держит в руках весь мир.
Пока большие страны дерутся между собой, англичане захватывают другие государства и континенты. Знаете, Англия напоминает мне невысокого джентльмена с цилиндром на голове, который окружен отборной охраной. Он решает проблемы, шевеля своими мозгами, а не мускулами. Он научился играть на нервах, чувствах и амбициях людей, поэтому изящно умеет вести переговоры, как с врагами, так и с союзниками. Он отлично умеет скрывать от людей свои эмоции, но хорошо умеет читать чужие. У него нет друзей, потому что у него есть только интересы. Он не виден в толпе, потому что не желает быть замеченным. Он говорит тихо, но его слушают все присутствующие.
Пойду, достану свой цилиндр, чтобы одеть его и сразу же снять перед англичанами. Отличная игра, отличная тактика.
В делах англичане даже жестче, чем американцы. Они четко знают чего хотят и как этого добиться (любой ценой). Вы можете пить с ними в кабаке всю ночь, но на утро не ждите от них скидок. Только жесткий расчет, бескомпромиссный подход к делам и все это залито английской точностью к деталям. В этом они мастера своего дела.
Африка. Я знаю, что в Африке тоже есть сотовые телефоны, но больше, к сожалению, ничего не могу сказать. Если вам пишут или звонят с Африки по делу, то это европейцы (чаще всего англичане), которые подмяли под себя все природные ресурсы этого континента и ведут бизнес там. Апартеид никуда не делся, а живёт и благоухает, так как обильно поливается очень многими заинтересованными странами. Поэтому местный народ только на чёрных работах, и получить какое-либо представление об их стиле работы в бизнесе очень сложно.
Если хоть немного знать прошлое стран мира и помечать на карте колонизаторов, то получается интересная картина. Те страны, которые сейчас называют себя «цивилизованными» просто хорошо умеют грабить других, которые называются «неразвитыми» и странами «третьего мира».
По западному замыслу получается так:
— Если умеешь грабить и уничтожать, то ты — цивилизованный человек, который живет в развитой стране. Главное уметь красиво и богато жить на награбленном добре.
— А если не умеешь колонизировать других, то ты — отсталый абориген из страны третьего мира.
Вы знаете такое явление как «Концентрационные лагеря»? Уверен, что вы слышали и читали, что такие лагеря создавали фашисты при Гитлере. Вы думаете Гитлер их придумал? Опять разочарую вас. Их придумали благородные англичане-колонизаторы для негров во время так называемой «англо-бурской войны».
Судя по всему, аборигены не понимают, что происходит в мире и как так получается, что они всегда в проигрыше, а западные господа в выигрыше.
Восточная Европа. Американские и европейские коллеги убеждены, что облика у восточной Европы нет как такового. Какая-то страна больше похожа на русских, какая-то на немцев, а кто-то вообще растворился в небытие. Обороты там маленькие, и поэтому ни одна из корпораций сильно не концентрируется на них. Никто не будет под них подстраиваться и что-то планировать. Рынок небольшой, и нельзя выделить какую-то особенность, о которой можно рассказывать без устали. Всё тихо и мирно. Для нас есть огромная разница между Болгарией и Венгрией, или Польшей и Эстонией, мы видим в них огромную разницу, но для американцев и англичан они все примерно в одной весовой категории по многим параметрам.
Идет отдельным текстом только «Югославия», которой, к сожалению, уже нет. В данном случае мы говорим о Сербии, как о «стержне» бывшей Югославии. После демократических бомбардировок НАТО, Сербия стала еще лучше относится к России и к русским. Когда вы разговариваете с сербами, то они стараются как можно больше с вами говорить по-русски и очень дружелюбны. Однако крайне негативно относятся к США и их союзникам. Можно смело сказать, что сербы — это наш братский народ.
Вспомним недавние слова известного сербского политика Воислава Шешеля и всё станет понятно. Цитирую: «Почему же американцы и их западные союзники против нас, сербов? Потому что мы маленький, но непокорный народ. И потому что мы близки к Русским и этнически, и как союзники, и культурно, да в каждой сфере. Мы, на самом деле, происходим от Русских, от восточных славян…». Произносил он эти слова на Гаагском суде, как подсудимый.
«Так зачем же США уничтожили Югославию?», спросите вы. Чем не угодила мирная, маленькая страна западному миру? Постараюсь очень кратко. Как вы поняли, сербы близки по духу к русским и этот факт очень, я повторяю, очень сильно мешал англо-американцам. Получалось, что почти в центре Европы была славянская страна, которая очень хорошо относится к России. Само название страны чего стоит «Юго Славия». Вот за это славяне и поплатились. Югославия была одной из сильных промышленных стран восточной Европы. У них даже были свои очень хорошие автомобили «Застава». И в один момент США решили, что со славянами в Европе надо «кончать». И полетели демократические бомбы на заводы, фабрики, университеты, научные центры и так далее. Эту историю вы уже видели по ТВ. Однако вам точно не говорили по телевизору, что США вместе с бомбами распыляли урановую пыль над страной. Чтобы сербы вымирали от онкологических заболеваний. Кто все-таки выжил, тому полагалась порция спермицидов для того, чтобы люди становились бесплодными. Хочу напомнить читателю, что это все происходило в 1999 году. А в конце, по всем правилам жанра, надо «разделять и властвовать». Страну разодрали на несколько частей и поставили там свои оккупационные войска (военная база Кэмп Бондстил, англ. Camp Bondsteel).
А где же была могучая Россия? Почему не помогла братьям-славянам? Очень кратко отвечу. Россия на тот момент сама кое-как убежала с операционного стола, где ее хотели демократизаторы-хирурги разделит на несколько маленьких Россий. Еще недавно отделяли Урал, Сибирь, Татарстан и другие части. Без войны отделяли, экономическими методами. Но это уже другая история.
Австралийцы. Это очень далеко географически, но ментально очень близко к Англии. Поэтому можно смело сказать, что это «далекая Англия», но без всех вышеперечисленных атрибутов. Мы не забываем, что Австралия — это английская колония. Все тоже самое относится и к Канаде.
Японцы. Представьте себе ситуацию: Наводнение. Вода уносит маленького ребенка на глазах у матери. Мать ребенка, видя это «действо», не произносит ни единого звука, смотря на тонущего малыша, позволив себе лишь беззвучно плакать. Эта женщина, как и большинство людей в Японии, знает, что общественное спокойствие важнее, чем ее личная трагедия.
Люди в Японии воспитаны так, чтобы своими действиями и эмоциями не доставлять беспокойства окружающим, а также не вызывать панику в обществе. Строго говоря, это типичное поведение людей маленького островного государства. Если на маленькой территории проживает огромное количество людей, то им жизненно важно следовать четким правилам и контролировать свои эмоции. В противном случае их общество попросту развалится.
Очень многие люди на Западе, да и в России, принимают немногословность японцев за их мягкость, и даже слабость. Это очень опасное заблуждение. Японцы очень жесткий и абсолютно бескомпромиссный народ. Вы помните такую поговорку «Главное не победа, а участие»? В Японии ее воспринимают так «Главное не покушать, а понюхать». Что предпочтете лично вы? Вдоволь покушать и накормить свою семью или просто дать своим детям понюхать еду? Вот в этом суть японцев.
Японцы никогда, запомните, никогда не отдадут свой кусок без кровопролитной войны. Будет это экономическая, холодная или горячая война. Японцы — это отличные воины. Для них кровь — это признак жизни. Если воин пролил кровь или погиб — это достойно всеобщего уважения.
Если вы ведете с ними дела, то вы никогда не услышите от них «нет» открытым текстом. Они маскируют их под разными фразами «Я подумаю», «Ваше предложение очень интересно», «Обязательно вернемся к этому» и так далее. Если вы слышите такую фразу, то это может означать «Мы больше никогда не встретимся».
Если вам нужно работать с ними, то будьте крайне сдержанными в своих эмоциях и не делайте резких «поворотов». Мы очень разные практически во всем, поэтому риск разногласий очень высок. Если вам нужен результат от работы с японцами, то без поддержки профессионалов старшего возраста вам не обойтись. Дело тут вот в чем. В Японии практически нет руководителей молодого возраста. Средний возраст среднего и высшего эшелона управленцев от 50 до 60 лет. Им не понятно, как человек в 30–40 лет может грамотно управлять отделом или компанией. Они не воспринимают таких «молодых» партнеров всерьез. Если вы профессионал в своем деле в свои 35 лет, то возьмите на встречу человека лет пятидесяти-шестидесяти. В таком случае у вас есть шанс, что японцы вас вообще будут слушать и серьезно воспринимать. В России пока крайне мало японоведов, но без них наладить продуктивные отношения с этой страной будет непросто.
Вы любите качественные японские товары? Отлично. Заглянем к обычному японцу и вы поймете, откуда такое качество товаров и экономическое лидерство.
— Японцы спокойно работают от 12 до 18 часов в сутки. Не принято уходить с работы вовремя.
— Отпуск в Японии длится не более 3-х недель. Во многих компаниях — не более 2-х недель.
— Отдыхать более одной недели — признак дурного тона. Нужно разбивать отпуск на части.
— Абсолютно нормальным считается добираться до работы 1,5–2 часа в один конец.
— Не высыпаетесь? Можно покемарить в туалете минут 5–10, когда начальства нет на месте.
Теперь у вас проясняется картина, почему Япония добилась таких успехов на мировом рынке?
Если в двух словах, то японцы — это сильные воины и трудяги до мозга костей.
Юго-Восточная Азия. Народы этого региона можно охарактеризовать так: очень дружелюбные, вежливые и крайне гостеприимные. Работать с ними одно удовольствие. Люди очень открытые по своей натуре, даже несмотря на те вещи, которые Запад с ними делал ещё несколько десятилетий назад.
Такие страны, как Вьетнам, Лаос и Камбоджа до сих пор помнят, как французские и англо-американские колонизаторы отрезали головы местным жителям за то, что они сомневались в идеологии Запада. Как говорят сами вьетнамцы, смерть от напалма была зачастую подарком, по сравнению с пытками колонизаторов. Кстати, очень многие до сих пор ошибочно думают, что США применило напалм первый раз во Вьетнаме. Это неверно. Протестировали англо-американцы напалмовые бомбы на мирных жителях немецкого города Дрезден в 1945 году, и поэтому вьетнамцев выжигали уже демократизированным напалмом. Для справки: напалм — это адская химическая жидкость, которую ничем невозможно потушить, пока она не сгорит. Если капля напалма попадёт на человека, то эта капля практически насквозь прожжет тело.
Уже по понятным вам причинам народы Азии с осторожностью контактируют с представителями Запада, стараясь избегать лишних встреч. В повседневной работе держат связь в основном по электронной почте. Не часто звонят по телефону и крайне редко изъявляют желание встречаться с западным менеджментом.
Немцы. Очень профессиональны. Случается, что они из-за формы упускают из вида содержание, но это не мешает вести дела и общаться на любые темы. Единственное, что бросается в глаза, — «американизированность», которая проявляется практически во всем, начиная от языка, заканчивая методами ведения переговоров. Очень любят вставлять американские термины в разговор, которые вводят в заблуждение собеседников. Однако на ужине «без галстуков» все становится на свои места, и все недопонимания уходят бесследно.
У этой американизированности есть своя причина. Абсолютно все крупные компании Германии подконтрольны напрямую Англии и США еще со времен так называемой «Бизонии» (англ. Bizonia). Это было после второй мировой войны, когда страну раздербанили английские и американские оккупанты. Они просто поделили между собой все заводы и предприятия страны. Все, что принадлежало Германии, перешло в собственность и управление англо-американцев.
Пытливый читатель спросит: «А как же так? Ведь вся Германия была разрушена! Что там было делить?» Дело в том, уважаемый читатель, что … ни один крупный завод, ни одно крупное предприятие, ни одна крупная фабрика не были разрушены. Ни один крупный завод не был даже серьезно поврежден. Если совсем кратко, то англо-американцы уже прекрасно знали, что Германия проиграет, но зачем рушить то, на чем можно заработать миллиарды? Вот они и не бомбили немецкий бизнес. Убивали только жителей Германии, но не заводы. Они отлично знали, где и какие заводы работают и что на них выпускают. Именно поэтому директиву «JCS 1067» по этому пункту они не выполнили.
В общем, страна до сих пор выступает в роли дойной коровы, которую нельзя было убивать после второй мировой. В Германии очень хорошая школа естественных наук, и поэтому там работают отличные химики, физики и биологи. Они просто трудятся не на отечественную промышленность, а на другие страны, которые там называют «Hauptalliierte» (читаем книги «Немецкая карта» и «Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх»). Собственно именно по этой причине Германии позволили остаться в живых и даже пожить нормально. Кстати, об этом сегодня открыто говорит министр финансов Германии Вольфганг Шойбле, а подтверждает его слова книга Ричарда Сэсюли «IG FARBEN»
Специалистов у них становится всё меньше и меньше, потому что немцев становится меньше, и передавать опыт просто некому. Не будут же они передавать свой опыт гастарбайтерам.
В итоге имеем сухой остаток от эксперимента, который успешно провели американцы над немцами. Еще в 1945 году помощник американского полковника сказал: «Очистим государственный аппарат и промышленность (Германии). Тогда мы сможем как следует заняться перевоспитанием немцев и перестройкой Германии». Как вы поняли, они давно перестроили всю Германию под себя и перевоспитали всех немцев. Не забываем, что Германия до сих пор оккупирована многотысячной армией США, и никто американские войска выводить не собирается.
Страны Персидского залива. Богатая культура и традиции, которые разительно отличаются от европейских, но, тем не менее, с ними очень приятно работать. Хотя свои тонкости тоже нужно знать. Ну, например, иногда отказываются вести диалог с женщиной, требуют только мужчин. Неоднозначно посмотрят на вас, если вы даёте им свою визитку, которую (по-американски) достали из джинсов. Сидеть на переговорах, задрав ботинки, у них не принято, а значит, не будет положительно оценено. Однако они прекрасно знают своих «коллег» по цеху, стараются не обращать на это внимания. Если партнеры с Запада также знакомы с их особенностями, то контакт находится очень легко.
Самое важное, что я хотел бы сказать в этом разделе, что самый гостеприимный, открытый и радушный народ живёт в Белоруссии и на Украине. Я не знаю, с чем это связано, но такого ощущения не найдешь нигде, кроме этих двух стран.
Вот, пожалуй, и всё, если говорить кратко. Я не задавался целью рассказать о бумажной волоките при оформлении контрактов или грузов. Нам мой взгляд, это неинтересно читателю, а во-вторых, все эти аккредитивы, гарантии, incoterms уже изрядно набили оскомину предпринимателям. Поэтому я останавливался лишь на общих чертах и особенностях.
Разумеется, что в каждой стране есть свои большие и маленькие особенности, которыми гордятся их жители. В данном случае мы рассматривали их очень обобщенно и без каких-либо тонкостей. В любом случае, каждая страна уникальна по-своему, и с каждой страной очень интересно сотрудничать.
Весь руководящий состав должен знать как можно больше о тех странах, с которыми приходится работать. Очень часто сотрудники, работающие в отделе экспорта или клиентской поддержки, проходят специальные курсы и семинары, на которых рассказываются ментальные особенности тех или иных стран. Такие курсы проходят при городской торгово-промышленной палате, и стоят такие курсы относительно недорого. Преподаватели, как правило, европейцы, которые либо живут в других странах, либо очень долго сотрудничают с ними. Они расскажут вам, как принято давать визитку или кто должен первым садиться за стол, если вы приехали в другую страну на переговоры и многие другие тонкости. В общем, я очень рекомендую посещать такие курсы, если у вас есть такая возможность. Процент недопонимания будет снижаться прямо пропорционально вашим знаниям о стране-партнёре.
Завершая этот раздел, я хотел бы упомянуть, что каждая корпорация старается как можно чаще задействовать людей близкого менталитета к той стране, с которой будут идти переговоры или долгосрочное сотрудничество. Всегда же приятней урегулировать недопонимания или возникшие трудности на родном языке, чем через переводчика или на ломаном английском. Если это Китай, то желательно китаец, если Россия, то желательно русский и так далее. Но это на уровне бытовом. Про высший уровень я писал выше.
17
Конкуренция как стиль жизни
При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
Саллюстий
В заключительной главе моей книги, я хотел бы обратиться ко всем тем, кто прочитал её с самого начала и понял общий смысл тех вещей, о которых я говорил.
Я очень надеюсь, что вы узнали кое-что полезное, и некоторые ваши заблуждения или сомнения развеялись. Теперь вы четко понимаете, что конкуренция — это не просто назло конкуренту опустить цены, который торгует на другом конце города. Конкуренция — это жизнь, в которой мы живём. Конкуренция окружает нас везде и повсюду. От неё нельзя уехать в другой город или другую страну. В конкурентной борьбе можно либо победить, либо проиграть. Конкуренция идёт между всеми и всегда. Даже если вы дружелюбный человек, который выступает за «Мир во всём мире», то увы… люди из других стран и народов вас всё-равно рассматривают как конкурента и будут стараться избавиться от вас.
Мы конкурируем с другими компаниями, но мы также конкурируем с другими странами. Самое интересное то, что эти два поля битвы настолько тесно переплетаются между собой, что часто сложно сказать, на каком поле победа будет важнее.
Чтобы победить в любой конкурентной борьбе, нужно иметь как минимум три вещи: достоверные сведения о противнике, разработанную стратегию борьбы с ним, и третье — уверенность в своей победе. Любой спортсмен вам скажет, что не стоит даже выходить на ринг, если ты на сто процентов не уверен в своей победе. Это может показаться очень простым правилом, но очень многие недооценивают важность уверенности в себе.
Важно помнить всегда, что у российских компаний есть очень серьезные соперники, которые имеют огромный опыт ведения борьбы в самых жестких условиях. Они всеми силами стараются дать ложные ориентиры, ложные знания, ложные понятия о жизни, чтобы никто не смог с ними конкурировать на равных. Как сказал Лао-Цзы: «Нет большей беды, чем недооценивать противника». Однако это не означает, что их нужно бояться. Потому что: «Кто напуган — наполовину побит». Поэтому мы должны принять во внимание слова Суворова, который отлично разбирался в страхе, противниках и победах.
Важно помнить, что не нужно тянуть одеяло на себя, пытаясь доказать всем вокруг, что круче вас только… ну вы поняли. Когда вас одолевают сомнения, то вспоминайте принцип, который взят из военной тактики: арабский кавалерист всегда побеждает француза, 100 французов иногда побеждают 100 арабов, а 1000 французов всегда одерживает верх над 1000 арабами. Иными словами, поодиночке можно всегда проигрывать, но собравшись вместе, можно быть на голову выше своих соперников, даже если они численно превосходят вас.
Чтобы уже окончательно показать вам всю мощь объединения, вернемся к нашим чёрным буйволам. Часто бывает так, что львы выслеживают слабого или молодого буйвола и нападают на него втроем. Один лев держит живого буйвола сзади, другая львица вцепилась в горло добыче, а третий контролирует ситуацию. Вроде бы всё… у буйвола выхода нет и его скоро сожрут. Однако на горизонте появляется стадо из 100–150 особей буйволов и они все идут к захваченному буйволёнку. Опытные львы знают, что буйволы сейчас будут их окружать. Вы поняли уже, чем заканчивается? Верно. Буйволы начинают окружать львов, нападают первыми и стараются пропороть животы львам своими рогами. Львы, при всей их мощи, клыках, когтях, скорости и реакции не могут противостоять такому количеству буйволов. Поэтому львы убегают, пока есть шанс, а добычу отпускают.
Видите, как численностью, напором и сплоченностью можно победить абсолютно любого противника. Это принцип вечен. Он действует во всех сферах жизни.
Объединяясь в более крупные компании и сообщества, нужно принимать во внимание положительный и отрицательный опыт таких явлений как «IG FARBEN», значимость которого для мировой науки и промышленности сложно переоценить. Нужно также помнить, что принцип «разделяй и властвуй» будет применяться конкурентами как можно чаще, используя любой подходящий случай.
Перестаньте думать «измами» и шаблонами. Нужно найти свой рецепт успеха и свой подход к развитию. Как в спорте, так и в политике, как в бизнесе, так и в личной жизни. Нет одного рецепта на все случаи. Мы уже рассмотрели много примеров, когда комплексный подход к задаче может дать наилучший результат. На войне все средства хороши. Думающие головы и знания — самое важное, на что всегда нужно делать ставку. Если вы преуспеваете в какой-либо области, то вам всегда нужно иметь в виду, что ваших сотрудников будут переманивать, а вас будут стараться подвинуть. Даже если вы просто существуете, то это уже может кому-то помешать. Это актуально везде и всегда.
Помните, что имея одно и то же количество денег, разные люди добиваются абсолютно разных результатов. Значит, в большинстве случаев дело не в деньгах, а в знаниях. Каждый день корпорации стараются получить максимум знаний, которые им помогут преодолеть как трудности, так и конкурентов. Посмотрите на тот же Китай. Там разворачивают реки и не боятся ставить ещё более амбициозные цели.
Не должно быть слова «невозможно», должен быть вопрос: «Что для этого нужно?» Знаете правило трех «Н»? Оно означает: «Нет ничего невозможного». Во времена Сталина, перед Великой Отечественной, инженеры работали над проектами самолетов и не знали свойства той или иной стали. Они даже понятия не имели, на каком заводе этот самолет будет построен в будущем. Потому что завода тоже еще не было. Не приходится говорить о том, что и квалифицированных рабочих тоже не хватало. Но во время правления Сталина наши предки смогли сделать невозможное не только в конструкторских разработках, но и победить в войне. Затем мы позволили уничтожить все эти наработки. То, что осталось сегодня, мы можем видеть сами.