1. Сообщение темы и задач предстоящего рассказа, обсуждение их с учащимися
2. Беседа с целью упорядочения учебного материала
3. Составление (уточнение) плана
4. Речевая подготовка текста
5. Самостоятельное составление связного высказывания
6. Самопроверка, редактирование, обсуждение результатов
Содержание учебного материала
Речевая линия (Говорение)
1 класс (в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Монологическая речь
Признаки хорошего высказывания (содержательность, соответствующие громкость, темп речи; четкость дикции).
Чтение наизусть.
Пересказ образца высказывания (2-3 предложения).
Составление высказывания (2-3 предложения)с использованием вспомогательных материалов.
2 класс (в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Монологическая речь
Основные требования к устному высказыванию: понятность, последовательность изложения, связи между предложениями; соответствие силы, громкости голоса, темпа речи возможностям слушателя, ситуации общения.
Выразительное декламирование.
Устный пересказ (подробный) текста-повествования с опорой на вспомогательные материалы.
Составление высказывания (3-4 предложения)с использованием вспомогательных материалов.
Построение связного высказывания (2-3 предложения) с опорой на вспомогательные материалы.
3 класс (8 часов в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Учет интересов, возможностей слушателя. Речевой этикет.
Монологическая речь (4 часа в течение года)
Основные требования к устному высказыванию: связность, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуации общения.
|
Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсужденного повествовательного текста.
Пересказ самостоятельно прочитанного текста.
Совместное составление устного высказывания.
Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах.
4 класс (8 часов в течение года)
Построение высказываний, имеющих коммуникативную направленность, ориентированных на конкретных слушателей. Речевой этикет.
Монологическая речь (4 часа в течение года)
Требования к устному высказыванию: связность, последовательность, соразмерность частей, наличие своей точки зрения, учет интересов слушателя, ситуации общения.
Пересказ (подробный, выборочный) прослушанного и обсужденного текста (повествования с элементами описания или рассуждения) – самостоятельно или с опорой на вспомогательные материалы (план, серия рисунков, ключевые сочетания слов).
Пересказ самостоятельно прочитанного текста. Дополнения к пересказу (описание, рассуждение).
Устное сочинение с опорой на предварительное обсуждение содержания и языковых средств.
Самостоятельные высказывания учащихся на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.
Подготовка к чтению и письму по-русски. Проведение аналитико-синтетической работы над предложением, словом, слогом на основе навыков, приобретенных школьниками на уроках родного языка.
Подготовка к чтению и письму по-русски
Формирование орфоэпических умений и навыков | Осознание несовпадения произношения и написания слов |
|
Орфоэпические нормы, изучаемые на уроках русского языка
І. Гласные звуки
- [о]®[а]: в[а]да, м[а]я, ух[а]ди, б[а]льшой.
В первом предударном слоге после твердого согласного произносится [а].
- [о]®[а]: [а]становка, [а]гурец.
В неприкрытом начальном слоге в абсолютном начале слова вместо [о] произносится гласный [а].
- [э]®[и]: в[и]сна, з[и]леный, н[и]сет, м[и]ня.
В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].
- [а]®[и]: [й¢и]зык, [в¢и]зать, г[л¢и]жу, [м¢и]чом.
В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].
- [э], [о], [а]®[ы]: утр[ъ]м, к[ъ]рандаш, слуш[ъ]ть.
Во всех безударных позициях (кроме первого предударного) после твердых согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [ы].
- [э], [о], [а]®[и]: вид[ь]ть, мал[ь]нький п[ь]тачок.
Во всех безударных слогах (кроме первого предударного) после мягких согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [и].
ІІ. Согласные звуки
- В конце слова или перед глухим согласным вместо звонкого согласного звука произносят парный ему глухой: медве[т¢], моро[с], ло[ш]ка.
- Перед [э], [и], как правило, произносят мягкий согласный: брю[к и], [д¢э]нь, к[н¢и]га, о[д¢и]н.
- У твердых согласных [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, они во всех случаях произносятся твердо. Звуки [ч¢], [ш¢:] произносятся всегда мягко.