Методика чтения сказок
Текст сказок — прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.
В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. При ознакомление со сказкой спользуеться также метод выборочного чтения.
Необходимо особо подчеркнуть, что в процессе чтения сказок учитель постоянно работает над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении.
Методика чтения басен
Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду». Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.
|
Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п.
Методика чтения стихотворений
Для стихотворной речи присущи несколько признаков в их совокупности. 0собую значимость для организации стихотворной речи имеет ритм. Ритмическая организация как музыкальных, так и стихотворных произведений характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность в движении.
Л. И. Тимофеев особо подчеркивает такую особенность стихотворной речи, как ее повышенную эмоциональность. Учитывая эту особенность стихотворной речи, целесообразно обратить внимание младших школьников на то, что в стихе поэт часто выражает свои чувства, свои переживания, вызванные картинами природы, общественными явлениями, встречей с близкими, дорогими людьми.
Изучение загадок в начальной школе.
Знакомство с загадкой можно начать с того, что сам учитель загадает одну или несколько загадок. Можно попросить самих детей вспомнить известные им загадки и загадать их товарищам по классу. Далее задания можно записываются на карточки: по две-три на каждую тематическую подборку. Получиться десять карточек. По одной карточке раздается на две парты, т.е. на четыре ученика. Дается время для прочтения каждой группой своей карточки, а затем загадки читаются классу. Сообщаются условия соревнований: выигрывает та группа, которая не только отгадает загадку, но сможет объяснить, как удалось отгадать ее. В заключение можно еще раз перечитать загадки, рассмотреть рисунки-отгадки и соотнеси их друг с другом.
|
Перед нами стоит задание научить хорошо, правильно читать загадоки, помещенных в учебнике, подобрать одну-две свои загадки.Загадкам свойственна богатая и разнообразная звукопись, которая используется для создания загаданного предмета, т.е. его образа. Так в загадке «Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберет «частое повторение звуков «р», «с», «а», «о» создают звуковую картину звенящего, барабанящего града. В загадке «Маленький шарик под лавкой шарит» повторение звука «ш» помогает создать образ шуршащей мыши. Таким образом, языковые особенности делают загадку выразительной, а отгадывание занимательным.
Знакомство с пословицами и поговорками
Ритмичность многих пословиц подкреплена рифмой, которая имеет определенное назначение: она выделяет обычно основные слова, несущие смысл. Потому читать нужно сохраняя ритм и темп. Пословицы, содержащие поучения и советы, используют тип обобщенно – личных предложений с повелительными формами глаголов («Век живи – век учись», «Береги платье снову, а честь смолоду»). Наряду с этими формами чаще всего встречаются глаголы неопределенной формы. Таким образом, выразительность, разнообразие пословиц содействует развитию чувства языка, формы, ритма. Эстетическая и педагогическая ценность пословиц стали причиной их широкого употребления, как в художественной литературе, так и в бытовой речи.
В заключение работы над пословицами можно провести игру. Кто-то из учеников читает начало пословицы и предлагает другому вспомнить и договорить ее конец. Выполнивший это задание сам прочитывает начало новой пословицы и называет следующего ученика, чтобы он ее договорил и в свою очередь продолжил начатую цепочку. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.