( аналитико-синтетический метод обучения языку )
1. Анализ языкового материала (выделение существенных признаков).
2. Обобщение признаков (установление связей между признаками понятия, введение термина).
3. Осознание формулировки определения понятия.
4. Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале.
Структура задания поискового характера, построенного на материале русского языка, может быть представлена следующим образом: условия задания - языковые факты, в которых содержится определенная проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов. Проблема может быть сформулирована в вопросах задания или вопросы направляют учащихся на поиски проблемы, составляющей сущность задания. В последнем случае, более сложном, формулировать проблему предстоит самим учащимся.
Школьники с самого начала обучения в школе проводят наблюдения над фактами языка, их сравнение, различение, подкрепляемые грамматическим анализом, установлением взаимосвязей. Установление взаимосвязей знаний имеет огромное значение. В обучении используются проблемные задания. Это означает, что знания не даются в готовом виде, мысль ученика направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений над языковыми фактами, представленными в компонентах и элементах учебника – текстах, упражнениях, вопросах, заданиях, иллюстративном материале.
Методические условия эффективного усвоения понятий
- наглядное изучение понятия (не с помощью зрительной наглядности, а с объяснением сути явления; используя дидактические языковые игры, поисковую деятельность учащихся);
- активная умственная деятельность учащихся (интерактивные технологии обучения языку);
|
- осознание существенных и несущественных признаков понятия (повторяющиеся, типичные характеристики);
- включение нового понятия в систему ранее изученных (необходимость перспективного планирования).
Проблемный подход к изучению фонетического, морфемного и орфографического материалов. Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка.
Сущность проблемного подхода заключается:
1)в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы;
2)в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения;
3)в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.
Существует несколько способов создания проблемных ситуаций
1. Преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами.
2. При несоответствии известного и требуемого способа действия.
3. Противопоставление противоречивых фактов, явлений, мнений.
4. Используя типичные ошибки детей.
5. Побуждение детей к выдвижению гипотез.
Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку (соответствие требованиям программы, качество теоретического материала, доступность формулировок, анализ тренировочных упражнений).
А. В. Поляковой (система Л. В. Занкова). Русский язык. 1-4 классы
• Рабочие программы
• Учебник
• Рабочая тетрадь
• Методическое пособие
В учебно-методическом курсе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова раскрывается содержание основных разделов русского языка.
|
В учебниках реализуется разноуровневый подход к отбору учебного материала, даются задания для детей с различным уровнем подготовки. Задания к упражнениям обеспечивают развитие аналитического мышления учащихся. Содержание курса разработано на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности учащихся, что отвечает главной цели развивающей системы обучения Л. В. Занкова - направленности на общее развитие младшего школьника.
УМК (учебно-методического комплекта) выполняет все программные требования, предполагая системное освоение предмета начиная с первого класса. Знания вводятся в систему постепенно, а ранее усвоенный материал осознается на более высоком уровне.
Возврат к пройденному материалу не является простым повторением в целях запоминания, а служит средством умственного развития ученика, создает возможность успешного обучения в средней школе.
Отличительной особенностью УМК является разноуровневый подход к отбору содержания учебного материала.
Каждое задание - это своего рода мыслительная задача, которая создает условия для развития мышления. Предполагается усложнение заданий по мере развития самостоятельности детей.
Задания повышенной трудности сопровождаются вариативными инструкциями. Автор считает, что главное при выполнении заданий не только конечный результат, но и столкновение с трудностями, их осознание и преодоление. Большое внимание уделяется разнообразию видов упражнений и форм работы с учебником. Предпочтение отдается таким упражнениям, которые требуют анализа материала.
53. Цели и задачи обучения школьников русскому языку на этапе устного практического курса. Структура, содержание и требования программы. Задачи развивающего обучения. Организация речевой деятельности учащихся на уроках (аудирование, говорение).