5. Обогащение и активизация словарного запаса школьников (лексическая работа).
6. Формирование и развитие орфоэпических навыков (фонетическая работа).
7. Обучение правильному построению предложений (синтаксическая работа).
8. Развитие умения строить связное высказывание (диалог / монолог; пересказ / рассказ).
1 класс (в течение года)
Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости).
Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п.
2 класс (в течение года)
Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения.
Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ; вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – ответ и т.п.
3 класс (8 часов в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы. Самостоятельное составление диалогов – на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.
|
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – ответ – реакция на просьбу; предложение – ответ – вопрос – ответ.
4 класс (8 часов в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, поощрять собеседника высказаться, уважать его мнение, высказывать свое мнение без горячности, соблюдать правила речевого этикета и др.).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление вопросов и ответов по прослушанному или прочитанному тексту, по рисунку и др. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на темы, близкие интересам детей).
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – отказ – вопрос – ответ – реакция на ответ; жалоба – вопрос – ответ – совет или предложение помощи – ответ.
Развитие у младших школьников представлений о лексическом значении слова, опора на знания, полученные на уроках украинского языка. Организация наблюдений над словом, его употреблением в речи.
Основные изучаемые понятия: значение слова (однозначные, многозначные слова), прямое, переносное значение; синонимы, антонимы.
Роль изучения лексических понятий
- основа для обогащения и активизации словарного запаса учащихся;
- способ объяснения лексического значения слова (подбор синонимов, антонимов);
- база для формирования точности речи и мышления (найти «лишнее» слово, подобрать обобщающее слово, назвать следующее слово и т.д.).
|
Программные требования к изучению лексического материала
Класс
Значение слова. Сходство, различие слов русского и украинского языков.
Класс
Значение слова. Тематические группы слов.
Вопросы к слову, соответствующие части речи, к которой оно относится.
Класс
Значение слова (7 часов)
Значение слова.
Мотивированное значение слова.
Синонимы. Антонимы.
Словарь.
Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению и/ или звучанию (лечить – лічити, мой – мій, голова – голова, ты – ти и пр.).
Тематические группы слов.
Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать глаз. Со всех ног. На носу. Как свои пять пальцев и др.)
Класс
Значение слова (4 часа)
Многозначность слова.
Слова с прямым и переносным значением.
Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов.
Основные направления лексической работы
(Потапова Т.А.)