(И.Н.Лапшина)
Подготови-тельные | Основные |
|
|
орфографические;
- графико-орфогра- - орфографическое - списывание
фические проговаривание; (дословное,
орфоэпическое - параллельное аналитическое);
орфографическое и - письмо по памяти;
- диктанты;
-проговаривание; - конструктивные
- комментирование; задания.
- корректура.
Зрительный - один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант.Ученики читают текст по книге. Графический - вид слухового диктанта. Под диктовку учителя ученики составляют общепринятые схемы читаемых предложений или отдельных его составных частей(например, однородные члены предложения, подлежащее сказуемое ит.д.) Словарный - вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.
41. Пути усвоения младшими школьниками правописания в начальной школе. Специфика формирования орфографических действий у младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
Пути усвоения правописания в начальной школе
Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического слуха у учащихся | Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слова, морфемного состава, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря в собственных высказываниях | Обучение правописанию на основе проверки орфограммы с применением правил, т.е. путём решения грамматико-орфографиче-ских задач |
П.С.Жедек, И.Ф.Гудзик, М.Р.Львов,
|
В.В.Репкин И.Н.Лапшина А.П.Коваль
Группы орфографических правил
по степени совпадения в русском и украинском языках (О.Н.Хорошковская)
Поностьюсовпада-ющие правила | Частично совпада-ющие правила | Специфические правила |
- обозначение на - обозначение звуко- - удвоенная буква
письме безударных сочетаний ЖИ,ШИ в заимствованных
гласных, проверяемых ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. словах;
ударением; - Ь после букв - обозначение на
- обозначение на согласных звуков; письме непроизно-
письме звонких и - правописание симых согласных.
глухих согласных приставок на –С;
в конце слова; - употребление
- правила переноса; разделительных Ъ, Ь
- употребление знаков и апострофа.
заглавных букв;
- раздельное напи-
сание предлогов.
Содержание лингвонародоведческого компонента язикового образования учащихся начальной школы.
Социокультурный аспект языковой подготовки предполагает ознакомление учащихся с особенностями социальных отношений в обществе, развитие у них умения соблюдать нормы, которые регулируют эти отношения. (И.Ф.Гудзик).
В современной методике принято говорить не о страноведческом, а о культурологическом подходе в обучении языкам, так как предполагается освоение учащимися культурных ценностей, выработанных носителями языка и зафиксированных в языке, понимание своеобразной картины мира, созданной данным народом, обеспечение внимания к социальным проблемам пользования языком. Социальные группы
|
Первичные вторичные
- члены семьи - школа
- друзья - церковь (религия)
|
то, чего ждут от исполнителя то, что человек реально
той или иной роли выполняет в рамках своей
роли
В основе социокультурной подготовки предполагается формирование культурного осознания, что предполагает развитие у учащихся:
- понимания того, что поведение (в том числе и речевое) человека обусловлено такими социальными отличиями, как возраст, пол, социальное положение, место жительства, национальность, то есть является культурно обусловленным;
- способности осознать свою собственную культурно обусловленную позицию; готовности сохранять своё лицо, своё национальное своеобразие, а также умения объяснить другим особенности своей культуры;
- интереса к другой культуре, умения оценить её достоинства; воспитание благожелательного, заинтересованного отношения к людям, принадлежащим к другой культуре, предотвращение рассовых предрассудков; и т. д.
Школьники должны получить достаточно широкий круг сведений о языке, литературе, национально-культурной специфике: особенности характера, стиля поведения, обычаях и т.п. В соответствии с лингвострановедеческим подходом процесс обучения неродному языку следует строить как процесс познания учащимися другой культуры, при котором происходит змещение акцентов в обучении с развития только речевых умений на формирование социокультурной компетенции, которая принадлежит к иноязычной коммуникативной компетенции и является компонентом содержания обучения неродному языку в общеобразовательных учебных заведениях.
|
Социокультурная компетенция – знания правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры и социальной системы страны, язык которой изучается. (Л.С.Панова)
Социокультурная компетенция | |||
Общекультурная компетенция | Страноведческая компетенция | Лингвострановедческая компетенция | |
Знания мировой культуры | Знания культуры страны, язык которой изучают | Знания важнейших для общения особенностей речевого и неречевого поведения носителей языка и умений вести себя в соответствии с этими знаниями | |
Знания основных фактов | |||
истории | Социолингвистическая компетенция | Социальная компетенция | |
географии | Социальные условности (начало и завершение беседы, приветствие и прощание, поздравление, приглашение, извинение, жесты и т.д.) | Социальные обычаи (визиты, еда, напитки, транспорт и т.д.) | |
экономики | |||
государственного устройства | Общая информированность (об условиях жизни, особенностях повседневной жизни, межличностных отношений, общественные ценности и т.д.) | ||
традиций | |||
литературы | |||
искусства | |||
Важное значение имеют социально-бытовые коммуникативные модели поведения, потому что именно они определяют стиль повседневной жизни нации. К содержанию социокультурной компетенции в начальной школе принадлежат национальные реалии: государственная символика (флаг, название страны, столица), имена ровесников, известных персонажей, название игрушек, животных, игр, праздников; элементарные вербальные этикетно-обобщающие формулы общения.
Средствами приобщения к культуре (артефактами) являются вербальные (загадки, идиомы, культуроведческие тексты, формулы этикета) и невербальные (предметы национального быта, утварь, одежда, произведения народного декоративно-прикладного искусства, живопись, музыка, зодчество, скульптура) феномены культуры, являющиеся общечеловеческими и национальными цінностями и т. п..