1. Установка на русскую речь
2. Повторение пройденного: разыгрывание ранее выучен-
ных игр, декламация стихотворений, выполнение заданий
с логической нагрузкой
3. Первичное ознакомление с новыми словами (объяснение лексического значения)
4. Организация слушания связного высказывания по теме урока, общая проверка понимания воспринятого на слух
5. Продолжение работы над новыми словами (звуковой анализ, определение ударения, введение в словосоче-тание, предложение)
6. Заучивание наизусть текстов артикуляционно-тренировочных упражнений, реплик диалога, текстов к играм, загадок на прогнозирование. Отработка навыков интонирования предложений
7. Развитие навыков составления связного высказывания на материале прослушанного текста и выполненных подготовительных упражнений
8. Подведение итогов урока
56. Цели и задачи начального обучения чтению и письму. Структура, содержание и требования программы. Организация речевой деятельности на уроках.
Цели периода начального обучения чтению и письму
· развитие умений понимать устную речь и говорить по-русски;
· формирование умений читать и писать на русском языке;
· расширение имеющихся представлений о русском языке и русской речи, формирование и развитие отдельных языковых умений.
Практические задачи курса
1. Развивать умения, необходимые для эффективного слушания-понимания (сосредоточенно слушать, вычленять отдельные элементы содержания, понимать основную мысль высказывания, оценивать его эмоциональную окраску).
2. Учить участвовать в диалоге (отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы в беседе).
3. Учить строить связное высказывание (обдумывать содержание, придерживаться темы, соблюдать последовательность изложения).
|
4. Формировать навыки этики речевого поведения.
5. Обогащать речь школьников новыми для них словами и синтаксическими конструкциями (словосочетаниями с предлогами и без них, предложениями с однородными членами и др.).
6. Формировать орфоэпические, графические и орфографические умения.
7. Учить распознавать и сопоставлять языковые явления.
Содержание раздела
Подготовка к чтению и письму по-русски
Формирование орфоэпических умений и навыков | Осознание несовпадения произношения и написания слов |
Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения. Обучение правилам речевой этики, развитие навыков соблюдения этих правил.
Организация наблюдений над особенностями речи, связанными с различными условиями общения реализуется в организациии разных ситуацій общения: приветствия, знакомства, просьбы, извинения или поздравления. За каждой ситуацией общения закреплены определенные формулы (слова типа «здравствуйте», «будьте добры», «извините») и установлены варианты их использования в зависимости от того, где или с кем ты общаешься.
Успехи в развитии интеллектуально-эстетической культуры ребенка неразрывно связаны с уровнем владения языком, поэтому особое внимание в начальной школе необходимо уделять формированию навыков речевого общения детей.Речевой этикет младшего школьника представляет собой выработанные в обществе правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но, в то же время, исторически изменчивые, и предполагает следование младших школьников культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прошания, представления, умение формулировать свои мысли в виде суждений, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые приемы.
|
Очень важно учить маленьких школьников не только правилам, но и находить правильный способ поведения. В работе с детьми данного возраста иметь в виду, что обучение речевому этикету должно происходить с учетом различных ситуаций, с которыми они чаще всего встречаются: в школе, на улице, общественных местах. При этом конкретные правила будуг обязательно повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять одно и тоже правило в различных условиях.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых детям надо соблюдать определенные правила, позволяет приучить их к выполнению правил культуры общения, речевого этикета при различных обстоятельствах. Упражнения не могут проводиться от занятия к занятию, их надо включать в повседневную жизнь класса, школы; младшиешкольники должны знать, что правила, изученные на занятиях, становятся для них обязательными для выполнения на практике.
Желательно, занятия с детьми проводить в разнообразной и увлекательной форме.Это могут быть сюжетно-ролевые и театрализованные игры, всевозможные игровые и жизненные ситуации, занимательные сказки и творческие беседы, а также постоянные тренировки, закрепление и практическое применение детьми норм и правил речевого этикета.Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знании. Большое значение в формировании навыков речевого этикета имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их взаимоотношениями, манерами.
|
Приёмы воспитания культуры общения:
•объяснение сути гуманного отношения к человеку(Что ты знаешь о родных людях, о друзьях? Что они любят? Чем им нравится Какие приветливые слова им говоришь?)
•словесные морально-этические ситуации(закончить рассказ; предложить несколько вариантов поведения; оценить поступок или проступок)
•решение игровых ситуаций«Светофор», «Ты или Вы?», «Напиши письмо», «Телефонный разговор», «Спроси - отвечай» и др.•решение практических речевых ситуаций- произнеси слова «здравствуй», «добрый день», «я тебя слушаю» с максимальным расположением в голосе;- представь, что ты дождик. Ты капаешь на землю, на цветы. Как ты с ними поздороваешься? Какой будет твоя интонация?- поблагодари солнечный лучик за его тепло и радость; - обратись к белому облачку, пригласи его к себе в гости;- обменяйся с соседом по парте «добрыми словами»;
- составь рассказ от имени потерявшегося щенка. Ему голодно и страшно. Проследи за своей интонацией. Как ты сформулируешь от его имени просьбу и благодарение?• рассказ учителя о морально-этических явлениях (о внимательности к людям, о милосердии, о взаимопомощи)• сказочные игровые технологии («Цветок доброты», «Лучики человечности», «Остров понимания», «Колокольчики совести»)• игровое путешествие в Страну Вежливых•упражнения-драматизации («Вручение подарка», «Гостеприимство», «Поздравление с днём рождения», «Не согласен», «Экскурсия по городу», «В театре»)• игровые упражнения («Знакомство»
Развитие орфоэпических умений и навыков, произношение безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных. Усвоение замены звонкого глухим в конце слова и перед глухим согласным. Произношение отдельных групп согласных звуков. Игра «Живые звуки», её назначение и методика проведения.
Умение говорить по-русски невозможно без развития навыков русского литературногопроизношения. Эти умения и навыки формируются путем усвоения орфоэпических норм.Процесс формирования орфоэпических умений и навыков на начальном этапе обучения языку условно можно разделить на три этапа:
1)отработка произношения звуков русского языка отдельно и в составе слова 2)развитее орфоэпических умений и навыков на основе осознанного усвоения фонетических знаний:3) совершенствование и коррекция навыков произношения при изучении фонетико-графического, фонетико-орфографического и грамматико-орфографического материалов. у спех в формировании произносительных навыков на уроках русского языка обеспечивается соблюдением следующих условий:
• воспитанием интереса и осмысленного отношения к звуковым явлениям русского языка, максимальным вниманием к звучащему слову;•чётким разграничением звукового и буквенного аспектов в слове;•совершенствованием способности слышать и вычленять звуки из звучащего слова, систематичностью упражнений, развивающих фонематический слух у школьников;• осознанным разграничением звуков русского и украинского языков;• развитием контроля за собственной и чужой речью.
І. Гласные звуки
- [о]®[а]: в[а]да, м[а]я, ух[а]ди, б[а]льшой.
В первом предударном слоге после твердого согласного произносится [а].
- [о]®[а]: [а]становка, [а]гурец.
В неприкрытом начальном слоге в абсолютном начале слова вместо [о] произносится гласный [а].
- [э]®[и]: в[и]сна, з[и]леный, н[и]сет, м[и]ня.
В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].
- [а]®[и]: [й¢и]зык, [в¢и]зать, г[л¢и]жу, [м¢и]чом.
В первом предударном слоге после мягких согласных произносится [и].
- [э], [о], [а]®[ы]: утр[ъ]м, к[ъ]рандаш, слуш[ъ]ть.
Во всех безударных позициях (кроме первого предударного) после твердых согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [ы].
- [э], [о], [а]®[и]: вид[ь]ть, мал[ь]нький п[ь]тачок.
Во всех безударных слогах (кроме первого предударного) после мягких согласных произносят короткий, ослабленный, нечеткий звук, напоминающий короткое [и].
ІІ. Согласные звуки
- В конце слова или перед глухим согласным вместо звонкого согласного звука произносят парный ему глухой: медве[т¢], моро[с], ло[ш]ка.
- Перед [э], [и], как правило, произносят мягкий согласный: брю[к и], [д¢э]нь, к[н¢и]га, о[д¢и]н.
- У твердых согласных [ж], [ш], [ц] нет мягкой пары, они во всех случаях произносятся твердо. Звуки [ч¢], [ш¢:] произносятся всегда мягко.
ИГРА «ЖИВЫЕ ЗВУКИ»
.ЦЕЛЬ ИГРЫ:1.Формирование полноценной звуковой стороны речи:
а) воспитание артикуляционных навыков,б) правильного звукопроизношения,в) воспроизведение слоговой структуры,г) развитие фонетического восприятия;
2.Овладение элементами грамоты;3.Взамосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: модели домиков из ДСП, модели звуков в виде человечков - «Звуковички», схематические модели звуков в виде кружков красного, синего и зеленого цвета с деталями - нос, глаза и рот, показывающий положение губ и языка при произнесении определенного звука, предметны картинки, фишки.
Данное игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
ИГРОВОЕ ПРАВИЛО 1. «В каком домике живет звук? Перед детьми выставлены несколько ранее изученных моделей звуков в виде человечков - «Звуковичков». Ребенок выбирает «Звуковичка», правильно произносит звук, называет букву, которая соответствует этому звуку и вывешивает его в модель домика: в красном домике «живут» гласные звуки; в синем- согласные твердые звуки; в зеленом- согласные мягкие звуки. За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку. Победил тот, кто больше всех правильно «расселил» звуки в домики.
ПРАВИЛО 2. «Кто больше?» Воспитатель показывает детям модель ранее изученного согласного звука, например звук «П» просит «расселить твердый и мягкий звук «П» по своим домикам - синий и зеленый. Затем дети делятся на 2 команды и получают задание придумать как можно больше слов на твердый и мягкий звук «П». За каждый правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, придумавшая больше слов.
ПРАВИЛО 3. «Фонетические сказки». Воспитатель предлагает детям послушать сказку о гласном звуке. Например, «Сказка о звуке «А»». «-Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.»Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать гласный звук и сочинить об этом звуке сказку. Победитель тот, кто придумал самую интересную сказку. ПРАВИЛО 4. «Загадки поющих звуков, или подскажи словечко». В этой игре дети закрепляют знание артикуляции гласных звуков. Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
Пример загадок о звуках:
-Шире всех открывает рот звук…
-Губы трубочкой вытягивает звук….
-На вытянутый кружок губы похожи у звука….
-Самая широкая улыбка у звука…
-Приоткрывает рот и приподнимает язык звук….
-Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук…
ПРАВИЛО 5. «Где спрятался звук?» В звуковом домике воспитатель выставляет модель звука «Звуковичка». Дети дают характеристику этому звуку: гласный /согласный, твердый \ мягкий, звонкий \ глухой. На столе перед детьми воспитатель выкладывает предметные картинки и дает задание детям выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
ПРАВИЛО 6. «Собери слово». Воспитатель раздает карточки с картинкой и пустыми клеточками - «домиками». У каждого ребенка на столе лежит коробка с моделями звуков в виде кружков. Воспитатель дает детям задание собрать из моделей звуков - «Звуковичков», слова, изображенные на карточке, т.е. «поселить каждого «Звуковичка» в свой домик».Побеждает тот, кто быстрее всех соберет слово.
59.Цели, структура и содержание уроков начального обучения чтению и письму. Их типы, комплексный характер. Оборудование урока.
Цели обучения русскому языку на этапе устного практического курса (1 класс)
• формирование и развитие речевых навыков (аудирование, говорение)
• формирование элементарных лингвистических представлений, связанных со звучащим словом