Выразительность – определение средств передачи идеи, чувств текста, задуманных автором.




Условия выразительного чтения:

- техника речи (дыхание, дикция, соблюдение норм литературного произношения);

- логика чтения (логическое ударение, паузы);

- эмоционально-образная выразительность.

Таблица для формирования интонационных навыков

Темп чтения: Тон чтения:

- спокойный; - взволнованный;

- нормальный; - рассерженный;

- медленный; - испуганный;

- быстрый; - радостный;

- замедленный; - добрый;

- ускоренный. – дружественный;

- восхищённый;

Громкость голоса: - нежный;

- как обычно; - равнодушный;

- тише, чем обычно; - грубый;

- громче, чем обычно; - злой;

- громко; - печальный;

- очень громко; - гневный;

- крик; - довольный;

- тихо; - тревожный;

- очень тихо (шепотом) - разочарованный

30. Изучение состояния навыков чтения у учащихся. Научные данные об уровнях развития разных сторон навыка чтения, их учет в процессе обучения русскому языку.

Изучение состояния навыков чтения вслух

(на знакомом тексте)

Фамилия, имя ученика класса Спо соб чте ния Прави Льно сть чтения Темп чтения Выразительность чтения
Логические ударения Паузы Интонация
Петров С. ц.с.          
               

Изучение состояния навыков чтения молча

(на незнакомом тексте)

Фамилия, имя уче- ника класса   Темп чтения Понимание прочитанного
Понимает Частично понимает Не понимает
1. Петров С.        

Проверкустепенисформированностинавыкачтенияпроводиттолькоучитель-классовод в помещениикласснойкомнаты (привычное для детейпомещение). Происходитэто в концекаждогосеместра: с 20 по 25 декабря; с 15 по 20 мая. Детей (небольшимигруппами – до 5 человек) приглашают до уроковилиоставляютпосле них. Для проверкинавыкачтениявслухпредлагаютпрочитать текст, который ученики читали некотороевремя тому назад (знакомый текст). Шрифт проверочноготекстадолженсоответствовать шрифту учебника. Количествопрочитанныхсловсчитают по пробелам.

П а м я т к и п о ч т е н и ю (для учащихся)

Знакомство с новойкнигой

1.Рассмотри обложку книги.

2.Прочитай фамилию автора и название произведения.

3.Внимательно рассмотри иллюстрации, перелистывая книгу.

4.Определи примерное содержание книги.

5.Самостоятельно прочитай рассказ (стихотворение, сказку и т.д.).

Какчитатьсказку

1.Как называется сказка? Кто её сочинил?

2.Перечитай сказку и подумай: кто в сказке действует? Какие это герои?

3.Какие события описываются в сказке?

4.Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

5.Найди в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

6.Как относится автор сказки к своим героям?

7.Что из этой сказки запомнилось тебе больше всего? Как заучивать стихотворение

1.Прочитай стихотворение и подумай, о чём в нём говорится.

2.Перечитай каждое четверостишие и определи, о чём говорится в каждом из них.

3.Перечитай первое четверостишие и пометь в нём для себя важные слова, которые несут основные мысли.

4.Прочитай четверостишие, выделяя голосом важные слова.

5.Повтори медленно четверостишие (книгу держи закрытой).

6.Проверь себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о 7.которых говорилось в тексте стихотворения).

Как составить план произведения

1.Прочитай произведение, условно наметь его части.

2.Раздели произведение на части (одна часть отличается от другой содержанием).

3.Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.

4.Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

5.Ту же работу (п.3-4) проделай по другим частям.

6.Проведи самопроверку: прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста. Просмотри для этого произведение ещё раз.

Как составить пересказ произведения

1. Раздели рассказ на части.

2.Перечитай рассказ по частям, составь мысленно картины по его содержанию.

3.В каждой части рассказа выдели самые важные мысли (2-3 предложения).

4.Перескажи каждую часть по плану (при затруднении заглядывай в книгу).

Как составить краткий пересказ

1.Прочитай текст, выделяя его основную мысль (о чём говорится в тексте).

2.Составь свой рассказ, опираясь на основную мысль и 2-4 поясняющих её предложения.

3.Пользуясь текстом, повтори краткий пересказ.

4.Проверь краткость и последовательность пересказа.

 

31. Организация словарно-семантической работы. Пути обогащения активного словаря учащихся. Место словарной работы на уроке русского языка. Способы семантизации слов.

На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективность изучения программного материала и, по возможности, способствовало усвоению этого материала.

Изучение лингвистических понятий в школе в силу абстрактности языковых явлений может осуществляться на любом лексическом материале. Это положение предоставляет учителю большие возможности для проведения словарно-семантической работы. При этом необходимо руководствоваться следующим положением: отобранные слова группируются по микротемам и распределяются по урокам в соответствии со спецификой изучаемого материала. Слова используются как дидактический материал для всех видов работ, выполняемых на уроках.

Работа над семантикой и актуализацией слов происходит либо до выполнения грамматического задания, если усвоение нового материала основывается на лексике, либо после. При этом вновь семантизированные слова записываются учащимися в словарики, которые и дальнейшем используются для справок при подготовке к сочинениям.

Работа над изложениями и сочинениями включает в себя лексическую подготовку. Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям, преобладающая в практике учителей, недостаточно эффективна, так как она обычно сосредоточена на одном уроке. Поэтому она не позволяет охватить все группы слов, которые оказываются трудными, а также необходимыми для обогащения учеников.

Лексическая подготовка к изложениям и сочинениям дает значительный эффект, если она рассредоточивается, т. е. осуществляется на разных уроках.

Лексическая подготовка к изложениям — это часть языкового анализа, проводимого по пересказываемому тексту. Она складывается из выяснения значений непонятных слов, подбора синонимов, анализа образно-выразительных средств и предупреждения лексических ошибок. Для первого этапа отбираются совершенно незнакомые учащимся слова и слова, которые неточно понимаются учащимися. При этом к словам подбираются синонимы, показывается их лексическая сочетаемость. На специальном уроке (непосредственно при написании изложения) рассматриваются слова, понимание значения которых связано со знанием текста: известные слова, но сновым оттенком значения, слова с переносным значением, перифразы и синонимы, значение которых определяется контекстом; сюда же относятся непонятные собственные наименования и др.

При анализе текста изложения особенно важно обращать внимание на образно-выразительные средства, с помощью которых автор выражает главную мысль, а также свое оношение к излагаемому.Для предупреждения неоправданного повторения одних и тех же слов организуется работа над синонимами и перифразами, тесно связанными с данным контекстом.

Лексическая подготовка к сочинениям направлена на обучение учащихся умению отбирать слова в соответствиии с темой и замыслом предстоящего высказывания с учетом того или иного функционально-смыслового типа речи, функционального стиля, с учетом смысловой лексической темы, лексико-семантических групп и синонимических рядов, над которыми велась предварительная работа на уроках русского языка. Лексическая подготовка к сочинению складывается из актуализации семантизированных слов; из подбора слов, необходимых для выражения отношения, для создания колорита стиля; из предупреждения возможных лексических ошибок и недочетов.

Приемы семантизации слов

Существует несколько способов толкования лексического значения слова: это логическое определение понятия, сопоставление неизвестного слова с известным (использование известных синонимов и антонимов), мотивационный анализ слова (в том числе этимологический анализ). Наряду с этим используются наглядность и контекст (словосочетания, предложения, связного целого).

Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подбирать такой контекст, чтобы он позволял получать хотя бы самое общее представление о значении слова — знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами. Этого нередко бывает достаточно для понимания читаемого. Для более четкого понимания смысла слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение. Применение контекста более оправдано на уроках литературы, когда учащиеся сталкиваются в текстах произведений с устаревшей лексикой или со специальными словами.

Узкий диапазон имеет и применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить, ни оттенки значения слова, ни его употребление. Применение наглядности особенно оправдывает себя на уроках чтения, когда учитель знакомит детей с устаревшей лексикой.

Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющемся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сопоставление требуется и при словообразовательном анализе слова. Сущность этого способа заключается в переносе значения известного слова на неизвестное либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет синоним (антоним) и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся предлагается указать значение незнакомого слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова. Такая работа осуществляется под руководством учителя: он должен вовремя подсказать оттенки значений у нового слова, которые невозможно извлечь из смысла известного слова.

Большое значение имеет логическое определение понятия, обозначающего предмет (явление, процесс, качество). С помощью этого способа раскрывается смысл слова, а также выявляется его родовая и видовая характеристика. Обе эти стороны раскрываемого понятия четко определяют лексическое значение слова.

Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. Чтобы слово вошло в активный запас учеников, необходимо показывать его лексическую сочетаемость (валентность) и сферу стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случае вслед за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова вступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок. Подбор слов, с которыми вступает в сочетание изучаемое слово, может осуществлять как учитель, так и сами учащиеся. Ученики подбирают примеры употребления этого слова в сочетании с другими словами.

Каждый из перечисленных способов семантизации слов имеет ограниченные возможности. Чаще всего объяснение лексического значения слова строится на основе сочетания двух и более способов, и зависит это от типа лексического значения слова: конкретное оно или абстрактное, мотивированное или немотивированное, прямое или переносное, эмоционально окрашенное или эмоционально не окрашенное, нейтральное или стилистически окрашенное. Так, для конкретных мотивированных слов с прямым значением достаточно использовать мотивационный анализ этого слова и наглядность. Абстрактные слова семантизируются с помощью логического определения и мотивационного анализа, если рассматривается производное слово.

Смысл работы по семантизации слов мы видим не только в уяснении их лексического значения; но и в воспитании внимания школьников к незнакомым словам, которое формируется в связи с выполнением упражнений учебника и написанием изложений. Для этого используется следующая методика. Учащиеся читают текст (или слушают его чтение) с целью назвать незнакомые слова и выяснить их значение. Ими обычно являются термины и другие специальные слова; общеупотребительные слова из тех смысловых (тематических и лексико-семантических) групп, с которыми тем не менее учащиеся незнакомы; слова с переносным значением, диалектные слова и экзотизмы. Готовя урок, учитель выберет из толковых словарей разъяснение смысла подобных слов, чтобы избежать ненужной импровизации на уроке. После выполнения упражнений учащимся предлагается объяснить, как они понимают те слова, которые, по мнению учителя, не названы были как незнакомые.

Работа в указанном направлении, организуемая регулярно, приводит к тому, что учащиеся потом фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

Анализ фактического и образного содержания текста в единстве с разбором художественных средств и языковых особенностей. Восприятие эмоционального содержания читаемого произведения, развитие речи и мышления учащихся.

В дидактическойструктуреопределена система работы на обработкуфактическогосодержаниятекста.Увеличениюречевой практики и осознаниюсодержаниятекстапреждевсегоспособствуетцелесообразенанализфактическогосодержания. Вовремяэтойработыобогащаетсясловарьдетей, запоминаютсяграмматическиеформы, чтонемаловажно в узнаваемые слова при чтении, развиваютсянавыкисловоупотребления.Формированиетекстотворчихумений в работе над текстом должнобыть в центревнимания учителя. Решениюэтойзадачи в значительнойстепениспособствуетприменение таких видованализа:смысловой (ответы на вопросы, выяснениесодержательныхситуаций);композиционный (определениеструктурытекста);лексико - стилистический (разборязыковыхсредств);эмоционально - образный (формированиеэмоциональногоопытаребенка).Смысловойанализсопровождает все формыработы на этапевосприятия и осознания нового материала. Анализтекста по структуре (композиционный) углубляетпониманиефактическогосодержания и способствуетподготовкедетей к дальнейшемусоставлениепланаучебнойстатьи, преданию, выразительногочтения (определениеисполнительских задач, интонаций, больших и малых пауз и т.п.). Лексико - стилистический и эмоционально - образныйанализыразвиваютнавыкисловоупотребления и образной речи.Анализтекста - наиболееважный и ответственныйэтап в работе над произведением. Вовремяэтойработы в комплексерешается ряд задач:1) разбор конкретного (фактического) содержания;2) выделениеосновныхкомпонентовсюжетнойлинии (композиционныйанализ);3) рассмотрениепоступковдействующихлиц, их характеристика;4) определениеидейнойнаправленности (главнаямысль). В процессевсейэтойработыприменяютсяразличныеформыработы (указаны в дидактическойструктуре).Анализтекста и формированиенавыковчтениядолжныбытьслиты в единыйпроцесс, т.е. анализтекстанадо проводить, опираясь на чтение. Многократноеобращение к тексту, перечитываниеегоположительновлияют на развитиетехникичтения. Школьная практика свидетельствует, что ученики на уроках недостаточночитают. Своивысказывания, ответы на вопросы, выводыстроят в отрыве от чтениятекста.После детального анализафактического и образного содержаниятекстахарактеризуютсядействующиелица. Безусловно, на начальномэтапеобучения характеристику героевможно проводить только в элементарнойформе - описаниевнешнеговида (портрет), анализ и оценкаегопоступков, мыслей, переживаний, отношения к окружающему. В обобщающейбеседедетиделаютвывод: Какимбыл герой? Какимегоможноназвать? Какие слова можноотнести к нему? (Выбратьизопорных).

Художественные средства:

Эпитет - это слово или словосочетание, благодаря особой функции в тексте, помогает слову приобрести новое значение или смысловой оттенок, подчеркивает характерную черту.

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью объяснить один из них с помощью другого.

Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.


Методика обучения различным видам пересказа. Чередование пересказов на основе зрительных и слуховых восприятий. Виды творческого пересказа. Словесное рисование.

Объем текста для пересказа

Класс І - В (углубленный) ІІ - В (облегченный)
1 40 – 50 слов Не проверяется
2 40 – 50 слов 30 – 40 слов
3 50 – 60 слов 30 – 40 слов
4 Не проверяется (устное сочинение) 40 – 50 слов

Приёмы работы по обучению монологической речи

(И.И.Пахненко)

- слушание готовых высказываний-образцов, предложенных учителем;

- анализ образца;

- пересказ данного образца;

- заучивание наизусть;

- беседы на темы, важные для детей;

- составление отдельных предложений по данным словам с последующим объединением их в связный текст;

- составление связных высказываний на основе рисунка (рисунка и опорных слов, рисунка и вопросов);

- составление высказываний с опорой на описанную учителем ситуацию.

Формы обучения пересказу

(М.Р.Львов)

–пересказ своими словами;

–пересказ лицу, незнакомому с содержанием того, о чём говорится;

–пересказ с изменением ситуации, времени, действующего лица.

Последовательность приёмов обучения

п о д р о б н о м у пересказу

а) подготовка учащихся к определённому виду пересказа (подробный, выборочный, сжатый);

б) беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение опорных слов, оборотов, которые нужно использовать при пересказе;

в) отработка выразительного декламирования с целью переноса выразительности на пересказ (не более 2-х раз);

г) логическое и композиционное расчленение высказывания; выделение частей, их озаглавливание; составление плана текста;

д) пересказ фрагментов; предварительный пересказ, разбор его недостатков;

е) связь с жизнью самих учащихся: обращение к аналогичным случаям из жизни самих учащихся; связь прослушанного с собственным опытом учащихся.

Виды в ы б о р о ч н о г о пересказа

–пересказ эпизода по вопросу или заданию учителя

–пересказ эпизода по картине, по иллюстрации

–пересказ отрывков по заданной теме

Виды т в о р ч е с к о г о пересказа

–с изменением лица рассказчика

–с творческим изменением и дополнением текста

–пересказ от лица одного из персонажей

–словесное рисование (иллюстрирование)

–воображаемая экранизация(1-й кадр,2-й кадр,…)

–инсценирование

34. Подготовительная работа к чтению текста. Цели, содержание и методика её проведения. Элементы словарной работы. Использование соответствующего жизненного опыта и знаний школьников, приобретенных на уроках украинского чтения.

Приёмы подготовительной работы

к чтению тренировочного текста

* рассказ учителя (если с творчеством писателя или темой

знакомимся впервые);

* беседа с учащимися (если уже читали произведения данного писателя или темы);

* слушание сообщения одного из учеников класса (группы

учащихся – проектная технология);

* рассматривание репродукции картины;

* слушание музыкального произведения;

* разгадывание загадок или кроссворда

 

Этапы планирования вступительной беседы

о творчестве писателя

1. Сообщение кратких биографических данных (2-3 минуты)

Константин Паустовский

(1892-1968)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, но его детство и юность связаны с Киевом и Украиной. Произведения для детей и юношества К.Паустовский начал создавать с 1930 года. Он автор рассказов и сказок: «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Золотой линь» и др.

Повести, рассказы, сказки К.Паустовского отличаются изысканным вкусом, лиризмом, проникнуты гуманным чувством, тонким юмором. Писатель обладал необыкновенным даром описывать природу. «Ничего в мире нет милее для меня, - писал он, - чем мой народ, его судьба, чем волшебный русский язык и трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа».

 

2. Рассматривание школьниками портрета детского писателя

3. Демонстрация книжной выставки или книжного плаката

(3-5 книг)

4. Рассказы учащихся о своих впечатлениях от

прочитанных или прослушанных произведений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: