Обзор психолого-педагогической литературы по вопросам обучения чтению младших школьников.




- Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.

Виды чтения (Л.Н.Хромов)

-

           
 
сплошное
 
выборочное
 
Чтение-просмотр     Сканирование    

 


2. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».-Армавир, 2000 г.

- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1990.

- Гудзик И.Ф. Первые шаги в овладении чтением по-русски / Хрестоматия по методике преподавания русского языка. – Винница: ВГПУ, 1999. – С.94 – 99.

- Ґудзик І.П. Застосування нових технологій на уроках читання. // Рідні джерела. – 2003. – №2. – С.29 – 35.

- Ґудзик І.П. Почитаймо, пограймося! Книжка для читання з вправами і завданнями. – К.: Освіта, 1997.

Техника чтенияспособность «перевести», перекодировать графические знаки в содержание, воплощенное в печатном или рукописном материале. Упражнения на совершенствование чтения вслух должны относиться как техники (правильность озвучивания, скорость), так и развития умения донести до слушателя содержание произведения. Понимание прочитанного является основной характеристикой чтения. (Гудзик И.Ф.)

- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994.

Горецкий В.Г.: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».

Навыки чтения формируются не только как вид речевой и умственной деятельности. Как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений, имеющий общеучебный характер.

- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991.

- Лапшина И.Н. Дидактический материал по русскому языку для начальных классов. – Винница: ВГПУ, 2001.

- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. – С-Пб, 1996.

- Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее: Методическое пособие. – Ростов: Феникс, 2006.

- Олин Ф.Б., Кожанова Н.И. Буквы едут в гости к нам. – М.: Русский язык, 1990.

- Оморокова М.И. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Цели обучения чтению – исходя из общей задачи развития личности ребенка, сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения на уровне данного возраста, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. (Оморокова М.И.)

Задания для формирования осознанного чтения (М.И.Оморокова)

1 этап (осознание связи заглавия и темы произведения)

- выбор заглавий из предложенных вариантов и соотнесение их с текстом;

- подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

2 этап (определение смысловой структуры текста)



- ответы на вопросы;

- выборочное чтение;

- выделение ключевых слов;

 

- составление плана текста; чтение по составленному плану;

- репродуктивный пересказ прочитанного произведения;

- творческий пересказ прочитанного (с изменением лица рассказчика, с дополнением текста).

Соловей Т.Г. Познакомимся с автором поближе. Приемы работы по усвоению биографических сведений о писателе // Русская словесность в школах Украины. – 2005. - №4. – С. 5-10.


Организация речевой деятельности школьников на уроках чтения. Взаимосвязь слушания, говорения и чтения – основной принцип обучения.

Приёмы подготовительной работы

к чтению тренировочного текста

* рассказ учителя (если с творчеством писателя или темой знакомимся впервые);

* беседа с учащимися (если уже читали произведения данного писателя или темы);

* слушание сообщения одного из учеников класса (группы учащихся – проектная технология);

* рассматривание репродукции картины;

* слушание музыкального произведения;

* разгадывание загадок или кроссворда

Этапы планирования вступительной беседы о творчестве писателя

1. Сообщение кратких биографических данных (2-3 минуты)

Константин Паустовский

(1892-1968)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, но его детство и юность связаны с Киевом и Украиной. Произведения для детей и юношества К.Паустовский начал создавать с 1930 года. Он автор рассказов и сказок: «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Золотой линь» и др.

2. Рассматривание школьниками портрета детского писателя

3. Демонстрация книжной выставки или книжного плаката (3-5 книг)

4. Рассказы учащихся о своих впечатлениях от прочитанных или прослушанных произведений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: