- Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.
Виды чтения (Л.Н.Хромов)
-
|
|
|
2. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».-Армавир, 2000 г.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1990.
- Гудзик И.Ф. Первые шаги в овладении чтением по-русски / Хрестоматия по методике преподавания русского языка. – Винница: ВГПУ, 1999. – С.94 – 99.
- Ґудзик І.П. Застосування нових технологій на уроках читання. // Рідні джерела. – 2003. – №2. – С.29 – 35.
- Ґудзик І.П. Почитаймо, пограймося! Книжка для читання з вправами і завданнями. – К.: Освіта, 1997.
Техника чтения – способность «перевести», перекодировать графические знаки в содержание, воплощенное в печатном или рукописном материале. Упражнения на совершенствование чтения вслух должны относиться как техники (правильность озвучивания, скорость), так и развития умения донести до слушателя содержание произведения. Понимание прочитанного является основной характеристикой чтения. (Гудзик И.Ф.)
- Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994.
Горецкий В.Г.: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».
|
Навыки чтения формируются не только как вид речевой и умственной деятельности. Как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений, имеющий общеучебный характер.
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991.
- Лапшина И.Н. Дидактический материал по русскому языку для начальных классов. – Винница: ВГПУ, 2001.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма детей. – С-Пб, 1996.
- Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение: Как научиться читать быстрее: Методическое пособие. – Ростов: Феникс, 2006.
- Олин Ф.Б., Кожанова Н.И. Буквы едут в гости к нам. – М.: Русский язык, 1990.
- Оморокова М.И. Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
Цели обучения чтению – исходя из общей задачи развития личности ребенка, сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения на уровне данного возраста, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием. (Оморокова М.И.)
Задания для формирования осознанного чтения (М.И.Оморокова)
1 этап (осознание связи заглавия и темы произведения)
- выбор заглавий из предложенных вариантов и соотнесение их с текстом;
- подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.
2 этап (определение смысловой структуры текста)
- ответы на вопросы;
- выборочное чтение;
|
- выделение ключевых слов;
- составление плана текста; чтение по составленному плану;
- репродуктивный пересказ прочитанного произведения;
- творческий пересказ прочитанного (с изменением лица рассказчика, с дополнением текста).
Соловей Т.Г. Познакомимся с автором поближе. Приемы работы по усвоению биографических сведений о писателе // Русская словесность в школах Украины. – 2005. - №4. – С. 5-10.
Организация речевой деятельности школьников на уроках чтения. Взаимосвязь слушания, говорения и чтения – основной принцип обучения.
Приёмы подготовительной работы
к чтению тренировочного текста
* рассказ учителя (если с творчеством писателя или темой знакомимся впервые);
* беседа с учащимися (если уже читали произведения данного писателя или темы);
* слушание сообщения одного из учеников класса (группы учащихся – проектная технология);
* рассматривание репродукции картины;
* слушание музыкального произведения;
* разгадывание загадок или кроссворда
Этапы планирования вступительной беседы о творчестве писателя
1. Сообщение кратких биографических данных (2-3 минуты)
Константин Паустовский
(1892-1968)
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, но его детство и юность связаны с Киевом и Украиной. Произведения для детей и юношества К.Паустовский начал создавать с 1930 года. Он автор рассказов и сказок: «Барсучий нос», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Золотой линь» и др.
2. Рассматривание школьниками портрета детского писателя
3. Демонстрация книжной выставки или книжного плаката (3-5 книг)
4. Рассказы учащихся о своих впечатлениях от прочитанных или прослушанных произведений