1 класс (в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Диалогическая речь
Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости).
Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п.
Этикетные формулы, используемые в диалогах: Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Привет! До свидания! Пока! Поздравляю тебя (Вас)…
2 класс (в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.
Диалогическая речь
Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения.
Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно.
Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ…
Этикетные формулы, используемые в диалогах: Будьте добры! Прошу Вас (тебя). Всего хорошего! Ну как? Как дела? Всё в порядке? – Спасибо, всё хорошо.
3 класс (8 часов в течение года)
Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.Учет интересов, возможностей слушателя. Речевой этикет.
Диалогическая речь (4 часа в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.).
|
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы. Самостоятельное составление диалогов – на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – Этикетные формулы, используемые в диалогах: Как ты думаешь? Ты согласен? Объясни, почему ты не согласен. Объясни, как это вышло (случилось). Ты уверен, что…?
4 класс (8 часов в течение года)
Построение высказываний, имеющих коммуникативную направленность, ориентированных на конкретных слушателей. Речевой этикет.
Диалогическая речь (4 часа в течение года)
Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, поощрять собеседника высказаться, уважать его мнение, высказывать свое мнение без горячности, соблюдать правила речевого этикета и др.).
Воспроизведение прослушанных диалогов.
Составление вопросов и ответов по прослушанному или прочитанному тексту, по рисунку и др. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на темы, близкие интересам детей).
Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ – реакция на ответ; Этикетные формулы, используемые в диалогах: Давай познакомимся. Познакомь меня с …
Критерии оценивания диалогической речи:
- информативность;
- учет речевого этикета в разговоре, удачный выбор слов;
|
- соответствие правилам произношения;
- правильность построения предложений;
- адекватный объем.
Приёмы работы по развитию навыков диалогической речи
(И.И.Пахненко)
- слушание данного учителем диалога-образца, включающего словоформы, предназначенные для активного усвоения школьниками;
- заучивание и разыгрывание диалогов из сказок, рассказов;
- построение диалога по образцу (данному учителем; из сказок, рассказов);
- построение диалогов по данному началу (первой реплике);
- дополнение диалога репликой, вставка пропущенной реплики (из предложенных);
- построение диалога с опорой на рисунок (на рисунок и образец диалога, на рисунок и первую реплику);
- построение диалога с опорой на описанную учителем ситуацию;
- ролевые игры.
Развитие навыков связного высказывания. Программные требования к монологическому высказыванию. Виды работы по формированию у младших школьников монологической речи.
Монолог – речь одного лица, значительное по объёму высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль, т.е. требует от говорящего некоторой подготовленности, волевых усилий, плана высказывания.
Критерии оценивания монологической речи:
- содержательность;
- правильность построения целого текста и отдельных предложений;
- соответствие нормам литературного произношения, удачный лексический состав;
- адекватный объем.
Приёмы работы по обучению монологической речи (И.И.Пахненко)
- слушание готовых высказываний-образцов, предложенных учителем;
- анализ образца;
- пересказ данного образца;
- заучивание наизусть;
- беседы на темы, важные для детей;
- составление отдельных предложений по данным словам с последующим объединением их в связный текст;
- составление связных высказываний на основе рисунка (рисунка и опорных слов, рисунка и вопросов);
- составление высказываний с опорой на описанную учителем ситуацию.
Формы обучения пересказу (М.Р.Львов)
· пересказ своими словами;
· пересказ лицу, незнакомому с содержанием того, о чём говорится;
· пересказ с изменением ситуации, времени, действующего лица.