Речевая линия (Говорение)




1 класс (в течение года)

Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.

Диалогическая речь

Участники диалога. Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, говорить понятно, не повышать голос, употреблять формулы вежливости).

Воспроизведение прослушанных диалогов. Составление диалогов с помощью вспомогательных материалов и самостоятельно.

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ, просьба – ответ и т.п.

Этикетные формулы, используемые в диалогах: Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Привет! До свидания! Пока! Поздравляю тебя (Вас)…

2 класс (в течение года)

Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.

Диалогическая речь

Участники диалога. Ситуация общения. Цель общения.

Правила поведения в диалоге (слушать собеседника, выявлять интерес к его словам, давать высказаться собеседнику, уметь вежливо попросить и отказать в просьбе; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно.

Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ…

Этикетные формулы, используемые в диалогах: Будьте добры! Прошу Вас (тебя). Всего хорошего! Ну как? Как дела? Всё в порядке? – Спасибо, всё хорошо.

3 класс (8 часов в течение года)

Громкость, сила голоса, темп речи. Четкость дикции.Учет интересов, возможностей слушателя. Речевой этикет.

Диалогическая речь (4 часа в течение года)

Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, доказывать без категоричности, уважать другие мнения, соблюдать правила речевого этикета и др.).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы. Самостоятельное составление диалогов – на основе жизненного опыта, впечатлений о прочитанных произведениях, просмотренных фильмах и др.

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – реакция на ответ; просьба – вопрос – Этикетные формулы, используемые в диалогах: Как ты думаешь? Ты согласен? Объясни, почему ты не согласен. Объясни, как это вышло (случилось). Ты уверен, что…?

4 класс (8 часов в течение года)

Построение высказываний, имеющих коммуникативную направленность, ориентированных на конкретных слушателей. Речевой этикет.

Диалогическая речь (4 часа в течение года)

Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, поощрять собеседника высказаться, уважать его мнение, высказывать свое мнение без горячности, соблюдать правила речевого этикета и др.).

Воспроизведение прослушанных диалогов.

Составление вопросов и ответов по прослушанному или прочитанному тексту, по рисунку и др. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (на темы, близкие интересам детей).

Обобщенное содержание диалогов: вопрос – ответ – встречный вопрос – ответ – реакция на ответ; Этикетные формулы, используемые в диалогах: Давай познакомимся. Познакомь меня с …

Критерии оценивания диалогической речи:

- информативность;

- учет речевого этикета в разговоре, удачный выбор слов;

- соответствие правилам произношения;

- правильность построения предложений;

- адекватный объем.

Приёмы работы по развитию навыков диалогической речи

(И.И.Пахненко)

- слушание данного учителем диалога-образца, включающего словоформы, предназначенные для активного усвоения школьниками;

- заучивание и разыгрывание диалогов из сказок, рассказов;

- построение диалога по образцу (данному учителем; из сказок, рассказов);

- построение диалогов по данному началу (первой реплике);

- дополнение диалога репликой, вставка пропущенной реплики (из предложенных);

- построение диалога с опорой на рисунок (на рисунок и образец диалога, на рисунок и первую реплику);

- построение диалога с опорой на описанную учителем ситуацию;

- ролевые игры.

Развитие навыков связного высказывания. Программные требования к монологическому высказыванию. Виды работы по формированию у младших школьников монологической речи.

Монолог – речь одного лица, значительное по объёму высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль, т.е. требует от говорящего некоторой подготовленности, волевых усилий, плана высказывания.

Критерии оценивания монологической речи:

- содержательность;

- правильность построения целого текста и отдельных предложений;

- соответствие нормам литературного произношения, удачный лексический состав;

- адекватный объем.

Приёмы работы по обучению монологической речи (И.И.Пахненко)

- слушание готовых высказываний-образцов, предложенных учителем;

- анализ образца;

- пересказ данного образца;

- заучивание наизусть;

- беседы на темы, важные для детей;

- составление отдельных предложений по данным словам с последующим объединением их в связный текст;

- составление связных высказываний на основе рисунка (рисунка и опорных слов, рисунка и вопросов);

- составление высказываний с опорой на описанную учителем ситуацию.

Формы обучения пересказу (М.Р.Львов)

· пересказ своими словами;

· пересказ лицу, незнакомому с содержанием того, о чём говорится;

· пересказ с изменением ситуации, времени, действующего лица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: