Задачи изучения русского (неродного) языка




Русский язык как учебный предмет. Его значение в развитии младших школьников.

Язык – система языковых средств, служащих для целей коммуникации.

Речь – вид деятельности человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий.

У с т н а я П и с ь м е н н а я

Аудирование Говорение Чтение Письмо

Практическая направленность обучения языку – один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики, который предполагает преимущественное внимание учителя к развитию у учащихся практических умений и навыков по языку.

Языковой опыт – опыт участия в коммуникации средствами определенного языка.

Интегрированный характер – сопровождающийся установлением, усложнением и укреплением связей между элементами, частями, в результате чего формируется интегрированный объект с качественно новыми свойствами.

Цели обучения – заранее намеченные важнейшие направления процесса обучения (планируемые конечные результаты)

Цели изучения русского языка

ф о р м и р о в а н и е и р а з в и т и е

умения пользоваться речью как средством общения, познания, приобщения к культуре народа-носителя языка;

знаний о языке и речи как основе формирования и развития речевых навыков.

Задачи изучения русского (неродного) языка

формирование и развитие коммуникативных умений (восприятие, воспроизведение, построение устных и письменных высказываний);

усвоение учащимися знаний о языковых единицах различных уровней, о происхождении и развитии языков, их роли в жизни человека и общества;

обогащение лексического запаса учащихся, усвоение норм литературного языка (лексических, грамматических, орфоэпических, правописных);

усвоение лингвонародоведческих сведений (нацио-нальные стереотипы вербальной и невербальной речи, этнография, история, литература, искусство).

Коммуникативная компетенция – способность успешно пользоваться языком (всеми видами речевой деятельности) для познания, коммуникации.

Составляющими коммуникативной компетенции являются языковая, речевая и социокультурная компетенции. К языковой компетенции относят знание языковых единиц и правил их употребления (лексико-грамматические умения, владение синонимическими средствами языка, умение выразить одно и то же содержание различными способами, а также произносительные и правописные умения).

Речевая компетенция проявляется в умении использовать языковые средства для построения (говорения – письма) или понимания (аудирование – чтение) высказывания.

Социокультурная компетенция предполагает знания, связанные с социальной структурой общества, его национальной спецификой, особенностями социальных ролей, которые человек выполняет в различных жизненных ситуациях. Проявляется в умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности коммуникантов, соответствующе вести себя в общении с ними, а также понимать социокультурный контекст литературного произведения. (Гудзик И.Ф.)

Школьное обучение языку должно развивать умение понимать не только содержание, но и смысл устных и письменных текстов; учить составлению полноценных в коммуникативном отношении высказываний, которые отражают и знания говорящего (пишущего) о предмете речи, и его мысли, чувства, намерения; свидетельствуют об умении налаживать взаимодействие с окружающими. (Гудзик И.Ф.)

 

 

2. Направленность и содержание обучения русскому языку младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.

Уровни изучения русского языка

Курс І уровня

предусматривает преимущественно практическое овладение языком (в том случае, когда школьники совсем или почти не знали его в начале школьного изучения). Основное внимание уделяется развитию умения воспринимать на слух устную речь, говорить (преимущественно на бытовые темы), должным образом читать и писать. При этом расширяются знания учеников о культуре, традициях народа; формируются, развиваются умения придерживаться правил речевого и неречевого поведения, имеющих национальную специфику, умения принимать участие в тех видах деятельности, которые ярко характеризуют культурное своеобразие народа.

Курс ІІ уровня

является более углубленным и должен обеспечить более высокий уровень сформированности навыков аудирования, говорения, чтения и письма с учетом потребностей использования языка в разных сферах деятельности. Важным заданием курса является формирование достаточного объема знаний и умений по народоведению, навыков владения культурой общения с носителями своего и других языков и культур.

Ведущие характеристики языковых курсов всех уровней

коммуникативная направленность обучения, ориентированность на формирование и развитие коммуникативной компетенции

учет языкового опыта, приобретенного учениками по одному языку, в изучении другого языка

сопоставление (открытое или скрытое) языков, изуча-емых в школе; формирование навыков самоконтроля в языковом поведении при использовании нескольких языков

интегрированный характер языкового курса, сочетание языка, литературы, народоведения

личностная ориентированность обучения; учет опре-деленных особенностей национального характера, стереотипов поведения, в частности в формировании мотивации к изучению язык

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: