Русский язык как учебный предмет. Его значение в развитии младших школьников.
Язык – система языковых средств, служащих для целей коммуникации.
Речь – вид деятельности человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий.
У с т н а я П и с ь м е н н а я
Аудирование Говорение Чтение Письмо
Практическая направленность обучения языку – один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики, который предполагает преимущественное внимание учителя к развитию у учащихся практических умений и навыков по языку.
Языковой опыт – опыт участия в коммуникации средствами определенного языка.
Интегрированный характер – сопровождающийся установлением, усложнением и укреплением связей между элементами, частями, в результате чего формируется интегрированный объект с качественно новыми свойствами.
Цели обучения – заранее намеченные важнейшие направления процесса обучения (планируемые конечные результаты)
Цели изучения русского языка
ф о р м и р о в а н и е и р а з в и т и е
умения пользоваться речью как средством общения, познания, приобщения к культуре народа-носителя языка;
знаний о языке и речи как основе формирования и развития речевых навыков.
Задачи изучения русского (неродного) языка
формирование и развитие коммуникативных умений (восприятие, воспроизведение, построение устных и письменных высказываний);
усвоение учащимися знаний о языковых единицах различных уровней, о происхождении и развитии языков, их роли в жизни человека и общества;
обогащение лексического запаса учащихся, усвоение норм литературного языка (лексических, грамматических, орфоэпических, правописных);
|
усвоение лингвонародоведческих сведений (нацио-нальные стереотипы вербальной и невербальной речи, этнография, история, литература, искусство).
Коммуникативная компетенция – способность успешно пользоваться языком (всеми видами речевой деятельности) для познания, коммуникации.
Составляющими коммуникативной компетенции являются языковая, речевая и социокультурная компетенции. К языковой компетенции относят знание языковых единиц и правил их употребления (лексико-грамматические умения, владение синонимическими средствами языка, умение выразить одно и то же содержание различными способами, а также произносительные и правописные умения).
Речевая компетенция проявляется в умении использовать языковые средства для построения (говорения – письма) или понимания (аудирование – чтение) высказывания.
Социокультурная компетенция предполагает знания, связанные с социальной структурой общества, его национальной спецификой, особенностями социальных ролей, которые человек выполняет в различных жизненных ситуациях. Проявляется в умении ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности коммуникантов, соответствующе вести себя в общении с ними, а также понимать социокультурный контекст литературного произведения. (Гудзик И.Ф.)
Школьное обучение языку должно развивать умение понимать не только содержание, но и смысл устных и письменных текстов; учить составлению полноценных в коммуникативном отношении высказываний, которые отражают и знания говорящего (пишущего) о предмете речи, и его мысли, чувства, намерения; свидетельствуют об умении налаживать взаимодействие с окружающими. (Гудзик И.Ф.)
|
2. Направленность и содержание обучения русскому языку младших школьников в условиях одновременного изучения русского и украинского языков.
Уровни изучения русского языка
Курс І уровня
предусматривает преимущественно практическое овладение языком (в том случае, когда школьники совсем или почти не знали его в начале школьного изучения). Основное внимание уделяется развитию умения воспринимать на слух устную речь, говорить (преимущественно на бытовые темы), должным образом читать и писать. При этом расширяются знания учеников о культуре, традициях народа; формируются, развиваются умения придерживаться правил речевого и неречевого поведения, имеющих национальную специфику, умения принимать участие в тех видах деятельности, которые ярко характеризуют культурное своеобразие народа.
Курс ІІ уровня
является более углубленным и должен обеспечить более высокий уровень сформированности навыков аудирования, говорения, чтения и письма с учетом потребностей использования языка в разных сферах деятельности. Важным заданием курса является формирование достаточного объема знаний и умений по народоведению, навыков владения культурой общения с носителями своего и других языков и культур.
Ведущие характеристики языковых курсов всех уровней
коммуникативная направленность обучения, ориентированность на формирование и развитие коммуникативной компетенции
учет языкового опыта, приобретенного учениками по одному языку, в изучении другого языка
сопоставление (открытое или скрытое) языков, изуча-емых в школе; формирование навыков самоконтроля в языковом поведении при использовании нескольких языков
интегрированный характер языкового курса, сочетание языка, литературы, народоведения
личностная ориентированность обучения; учет опре-деленных особенностей национального характера, стереотипов поведения, в частности в формировании мотивации к изучению язык