Обязательный минимум содержания языковых курсов
(стандарт языкового образования)
Речевой компонент
Аудирование. Говорение. Чтение. Письмо. Сведения о речи. Устная и письменная, диалогическая и монологическая речь. Тема, главная мысль высказывания. Культура речевого общения.
Языковой компонент
Общие сведения о языке, его роли в жизни человека и общества. Звуки и буквы. Лексика. Фразеология. Состав слова. Предложение. Текст. Правописание.
Лингвонародоведческий компонент
Национальная специфика культуры быта народа. Национальные особенности речевого и неречевого поведения, речевого этикета. Общее и различное в культуре, обычаях народов Украины.
Психолого-педагогические основы обучения русскому (неродному) языку младших школьников.
Психолого-педагогические основы обучения русскому языку в школе с украинским языком обучения – подбор таких методов и приёмов обучения, которые в полной мере учитывали особенности детского внимания (неустойчивость), восприятия (избирательность), мышления (преобладание операций синтеза), памяти (кратковременность, недостаточный объем);
способствовали умственному развитию детей – формированию на соответствующем языковом материале приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, классификации, обобщения, умозаключения).
| |||
| |||
Механизм чтения и письма, графические (алфавитные)
Каллиграфические навыки, и орфографические навыки,
|
Существенные признаки грамматический строй речи,
Понятий орфоэпические навыки
Метод обучения – способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, который обеспечивает усвоение содержания образования, а также развитие и воспитание учащихся в процессе обучения.
Приём обучения – совокупность конкретных учебных ситуаций, которые способствуют достижению промежуточной цели конкретного метода; самостоятельное средство организации учебного взаимодействия.
Познавательные методы (получения языковых знаний)
· Объясни-тельные (информа-ционные)
· Проблемные (поисковые)
Тренировочные методы (приобретения речевых умений и навыков)
· Имитаци-онные (подража-тельные)
· Оперативные
· продуктивные
Характеристика действующих учебно-методических комплектов по русскому языку для школ с украинским языком обучения.
Структура Базовой программы по русскому языку для школ с украинским языком обучения (авторы – Гудзик И.Ф., Лапшина И.Н.)
1. Пояснительная записка (объяснение целей, задач курса с учетом речевой, языковой и социокультурной линий содержания, специфики распределения учебного времени между языковой и речевой линиями).
2. Общая характеристика курса русского языка (выделены такие разделы: «Речевая линия», «Языковая линия», «Графические навыки, техника письма, культура оформления письменных работ»).
3. Распределение учебного материала по классам (содержание учебного материала; государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся): Развитие устной речи (1 класс).
|
Обучение грамоте. Развитие устной и письменной речи (2 класс).
Речь и язык. (3-4 классы).
Специфика учебного предмета – курс русского языка в начальных классах не предполагает обязательного деления на уроки языка и чтения.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ
· Учебно-методический комплект
· Методы и приемы обучения
· Формы организации учебной работы
Учебно-методический комплект – совокупность учебно-методических средств, обеспечивающих достаточную эффективность учебного процесса.
· Учебник
· Методические пособия для учителя
Дидактические материалы, таблицы, хрестоматии
Игра как методический прием включения школьников в речевое общение. Использование занимательных речевых заданий.
Рече-игровая деятельность – это деятельность, которая требует использования ранее приобретённых знаний, речевых умений в новых связях и обстоятельствах (Богуш А.М.). Основой для рече-игровой деятельности являются сформированные представления о построении игрового сюжета, разнообразных игровых действиях с предметами, усвоенные речевые умения и навыки.
Как форма обучения детей этот вид деятельности выполняет познавательную и развлекательную функции.
Р а з л и ч и е